«Получив указ из Святейшего Синода 8 , – писал новоназначенный викарий С.-Петербургский к преосвященному митрополиту Серафиму, – о назначении меня в викарного С.-Петербургского, епископа Ревельского, не могу не открыть пред Вашим Высокопреосвященством тех чувств, какие произвело во мне назначение меня в епископский сан. Живо чувствуя своё недостоинство, исполнился я страхом и трепетом, и, представляя трудность великого служения, пришёл в смятение и скорбь. Как могу быть пастырем Церкви Христовой, когда не живу по духу Его? Как могу проходить великое служение, когда я ещё не уготовал себя служить Господу в совершенной правде и преподобии? Но Господь, по благости Своей, призрев на недостойного раба Своего, поставляет меня под руководительством твоим: ободряюсь и утешаюсь, что ты научишь меня всему в деле великого служения своим назидательным словом и святым примером, укрепишь и утвердишь меня силою Божиею, которая в тебе крепка». Действительно, недаром прошло пятилетие, которое провёл преосвященный Никанор в С.-Петербурге в сане викария С.-Петербургского, под руководством преосвященнейшего Серафима, оставившего по себе память мудрого архипастыря. Усердие преосвященного митрополита, вспомоществуемое благоприятными, обстоятельствами времени, сделало всё, чтобы научить нового священноначальника «всему в деле великого служения». С первого раза повелено было Консистории все без изъятия дела представлять на предварительное рассмотрение преосвященного викария. В мае того же 1826 года, по особому представлению митрополита, преосвященный Никанор Высочайше назначен членом Совета Императорского Человеколюбивого общества. Семинария С.-Петербургская, с подведомственными ей училищами, вверена была ближайшему ведению преосвященного по особой инструкции. Духовная Академия, членом Конференции которой преосвященный Никанор сделан был в 1827 году, два раза видела его в стенах своих в качестве ревизора – в 1827 и 1829 годах. Есть памятники, что преосвященный митрополит Серафим знакомил своего викария и с поручавшимися его ближайшему рассмотрению делами Святейшего Синода: как будто предусматривал он в своём тогдашнем помощнике будущего преемника! Особенные события 1826 года содействовали преосвященному Серафиму в наставлении его Викария в делах служения, которые, по преимуществу, лежат на Архипастырях первопрестольной столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Независимо от этого, архим. Макарий 10 мая 1847 года был награжден, по представлению Св. Синода, орденом св. Анны 2 ст. «в воздаяние отлично-усердной службы его», как говорилось в Высочайшей грамоте, данной на его имя 13 мая 1847 года 474 . Митрополиты Петербургские, бывшие главными начальниками Академии, относились к архим. Макарию неизменно благосклонно. За время инспекторства и профессорства архим. Макария С.-Петербургскую митрополичью кафедру занимали – Антоний Рафальский (до 1848 г.) и Никанор Клементьевский . Оба они всегда аттестовали архим. Макария в послужном списке с наилучшей стороны. Напр., в 1843 году Макарий был аттестован м. Антонием так: «поведения честного, исправен и благонадежен» 475 , в 1844 г.: «поведения честного, исправен и по всему благонадежен» 476 , в 1845 г.: «поведения очень честного, в должности ревностен и исправен и к продолжению оной весьма благонадежен» 477 , в 1846 г.: «поведения примерно честного, в должности всегда исправен и к продолжению оной весьма благонадежен» 478 ; за 1847 год: «поведения постоянно честного, в должности всегда исправен и вполне благонадежен» 479 ; в 1848 году уже м. Никанор так аттестовал архим. Макария: «поведения доброго, отлично исправен, благонадежен» 480 ; в 1849 г.: «поведения постоянно честного, в должности всегда исправен и благонадежен» 481 , и в 1850 г.; «поведения весьма честного, исправен и благонадежен» 482 . Кроме того, в 1849 г. м, Никанор обозревал, по поручению Св. Синода, Петербургскую Академию и, по его предложению, Св. Синод в том же году преподал благословение архим. Макарию за его отлично усердную службу 483 . Светское духовно-училищное начальство в лице обер-прокурора Св. Синода и высших чиновников Духовно-учебного Управления относилось во все это время к архим. Макарию в высшей степени благосклонно. Из писем преосв. Евсевия к А.В. Горскому, между прочим, видно, что Макарий некоторые из своих сочинений писал в это время; по нарочитому предложению со стороны светского духовно-училищного начальства 484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Слово Божие, сообщая свет уму, столь же благотворно действует и на сердце человека. Сердце наше есть источник желаний, и сии желания имеют нужду в благом направлении. Сердце есть вместилище страстей, и сии страсти требуют обуздания. Посему необходима для нас сила, которая удерживала бы сердце наше в пределах долга; нужны правила жизни твердые и непреложные, которые управляли бы нашими поступками. А где заключается сия сила, сии правила, как не в слове Божием? Мы созданы для неба; что же земное может насытить наше сердце? Любовь к добродетели? Но какая добродетель может быть во всякое время постоянною и чистою, сильною и высокою, если не основывается на Вере? Искренно ли прилепляемся к ней, если чтим ее не в Боге и не для вечности? Не спорим, что закон справедливости положен в совести нашей, и человек, пока останется человеком, всегда будет чувствовать долг не делать другим того, чего от других себе не желает. Но не одна ли Вера облекает сии законы силою и властию, призывая людей к добродетели побуждениями могущественными? В языческом мире были люди добродетельные. Но из какого источника исходили их добродетели? Из тщеславия. И чем оканчивались? Безнадежностию. Одна только Вера учит нас истинной добродетели; одна она есть только светильник нашим чувствованиям и желаниям. Видите, братия, что Бог даровал нам три светильника: один для тела – это око, другой для души – это разум, третий для разума – это Слово Божие. Одним видим предметы вещественные, другим разбираем их внутренния свойства, отношения, действия и последствия; а третьим созерцаем предметы духовные – небесные. Счастлив, кто имеет телесный светильник чистым и ясным, но более счастлив тот, у кого чист и ясен светильник душевный. Без очей телесных войти в Царствие можно, но без очей духовных невозможно. Господи! Ты рек: Аз есмь свет миру. Во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя и ищущим Тебя, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. T.I. СПб, 1857. – 405 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Напрасно люди домогаются высших мест и степеней для услаждения своего самолюбия. Честь без смирения тяготит и владельца, и соседей, тем более, если она приобретена низкими средствами человекоугодия, лести и раболепства. Чем смиреннее кто из людей, занимающих высшие ступени общества, тем любезнее и уважительнее. Не бойся унизить сан смиренномудрием; его унижает гордость и самоугодие; не считай преимуществом власти – преобладание и страх, который ты можешь внушать другим, – власть драгоценна тем, что даёт средства делать добро и добром привязывать к себе людей и возбуждать в них уважение и доверие; не думай, что здесь нельзя обойтись без самохвальства, – молчаливая добродетель больше ценится и скорее найдёт дорогу к благодарным сердцам. Гордостью на высоте не удивишь других и не привлечёшь к себе. Любезно Богу и людям смирение на высоте, свидетельствующее об истинной доброте души. Смирение есть одно из первых средств к украшению чести и умножению славы. Смотрите, как все святые Божии, чем более были превозносимы славою, тем более уничижали себя смирением. Кто был Давид? Но он не удостаивает себя имени человека: аз есмь червь, а не человек, говорит он ( Пс.21:7 ). Кто был Авраам? Но он называл себя землею и пеплом ( Быт.18:27 ). Кто был апостол Павел? Но он почитал себя первым из грешников ( 1Тим.1:15 ). Познаем, братия, в страстном желании становиться выше других тяжкую и опасную болезнь духа человеческого и язву общества. Познав сие, примем к исцелению, или предохранению нашему и то врачевство, которым врачевал Своих учеников Божественный Учитель. Где же хранится, спросите, сие врачевство? К чтённом ныне Евангелии. И в чём оно состоит? В пламенном стремлении служить благу ближнего. Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга ( Мф.20:26 ). – Вот врачевство! Аминь. Читать далее Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. T.I. СПб, 1857. – 405 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Четырехлетний учебный курс в академии разделялся на 2 двухлетних отд-ния, на первом из к-рых - младшем - читались небогословские дисциплины, а на втором - старшем - богословские. При формировании преподавательского состава МДА летом 1814 г. в преподавательскую корпорацию были включены, кроме ректора и инспектора, 12 наставников: 2 - по богословскому классу, 1 - по церковной истории, 1 - по философскому классу, 2 - по словесному, 1 - по историческому, 1 - по математическому, 2 - по языковому (по еврейскому и греческому языкам) и 2 - по новым языкам (французскому и немецкому). Пять определенных в богословский класс преподавателей должны были скорректировать учебную деятельность на ближайшие 2 года. Так, один из бакалавров богословия - иером. Ермоген (Сперанский) - занял должность библиотекаря, другой - иером. Никанор (Клементьевский) - стал помощником инспектора, а в окт. того же года был определен наместником лавры, впосл. получил звание бакалавра церковной истории. Только один из преподавателей, имевших отношение к богословскому классу, инспектор архим. Филарет (Амфитеатров) читал лекции по экзегетике для студентов 1-го курса. В 1816 г., при переходе 1-го курса МДА в старшее, богословское, отд-ние, он стал ректором и начал чтение лекций по богословию (продолжение экзегетики и догматическое богословие). Кроме архим. Филарета лекции по богословию с 1816 г. читали иером. Ермоген (обличительное богословие) и бакалавр Левитский (нравственное богословие), а по церковной истории - архим. Никанор. Почти с самого момента открытия за деятельностью МДА следил буд. митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , определявший жизнь академии на протяжении мн. лет (1821-1867). Уже в 1815 г., на исходе 1-го года пребывания академии в лавре, ректор СПбДА архим. Филарет по поручению КДУ проводил ревизию МДА; это повторилось в 1818 г., при 1-м выпуске академии, и в 1820 г. В дальнейшем, став правящим Московским архиереем, свт. Филарет почти ежегодно присутствовал на академических переводных и выпускных экзаменах. Историк МДА прот. С. К. Смирнов предлагал считать «Филаретовским» 55-летний период в деятельности академии: от кончины митр. Платона (Левшина) в 1812 г. до кончины свт. Филарета в 1867 г. Святителю принадлежала и первая оценка состояния МДА в 1815 г., через год после открытия: «Академия, судя по недавнему ее существованию, находится в хорошем состоянии» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 243). Деятельность по Уставу 1814 г. (1814-1869)

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Трудно, скажешь, предостеречь себя от грехов. Почему? Потому ли, что заповеди Господни кажутся тебе неудобоисполнимыми? Но заповеди Его тяжки не суть, уверяет нас слово Его ( 1Ин.5:3 ); и Он Сам обещает помочь тому, кто возьмёт на себя иго Его ( Мф.11:36 ). Или потому, что грех так проник всё существо, что нет помысла, к которому бы он не касался, нет желания, сквозь которое бы он не проглядывал, и нет действия, в котором бы он не участвовал? Но и противу сей глубокой проницательности греха мы имеем действительные средства: пост, бдение, молитву, Слово Божие. Искушает ли тебя плоть со стороны сластолюбия? Постись. Беспокоят ли тебя нечистые помыслы? Молись. Устрашают ли тебя сновидения? Бодрствуй. Соблазняет ли тебя мудрость века сего? Ищи премудрости в слове Божием: в нём упражняйся, и из него почерпай для себя свет и истину. Нет, христианин, сколько бы ни находил ты трудностей и препятствий ко спасению своему, все они ничего не значат пред тою силою, которая действует и совершается в наших немощах. Правда, идти путём колючим и утёсистым, и не споткнуться где, сражаться чрез целую жизнь, и не быть поранену, носить коварную плоть, и не искуситься когда от неё, жить в грешном мире, и не соблазниться чем, есть дело трудное. Кто был царь-пророк? Но и он был поранен стрелою греха. Кто был апостол Павел, но и он имел пакостника плоти. Но чтобы споткнуться и не восстать, быть поранену и не уврачевать своей раны, согрешить и не очиститься от греха, сие не иначе можно представить, как под условием решительного нежелания спасения себе. Кто же не хочет спастися? Пал мыслию; востань желанием. Споткнулся чувствами; подымись духом. Согрешил; очисти грехи слезами покаяния; опять согрешил, и опять очищай. Вот, возлюбленные, пастырское наставление! Молю Бога, да осуществит оное в сердцах ваших, возрастит и оплодотворит. Аминь. Читать далее Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. T.I. СПб, 1857. – 405 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

На долю паствы калужской выпало только три года из времени святительского служения преосвященного. 5 сентября 1831 года преосвященный Никанор назначен был на кафедру епископа калужского и боровского. 5 сентября 1834 года состоялось новое назначение его – на кафедру минскую с возведением в сан архиепископа. Государь Император Николай Павлович, прибыв 17 сентября в Калугу, 18 ч. лично, на данной преосвященному аудиенции, поздравил его архиепископом Минским... Это трёхлетие архипастырского служения преосвященного Никанора в благоустроенной епархии калужской пролетело для паствы, – по выражению одной из прощальных речей, произнесённых пред преосвященным при его отъезде из Калуги, – «как три мгновения». «Бывают минуты», – говорила преосвященному прощавшаяся с ним паства, – бывают минуты, кои кажутся продолжительнее годов, а твои годы короче минут. В самое короткое время ты успел сделать то, на что потребны были многие годы, – ты успел привязать к себе сердца наши так, что мы желали бы жить, желали бы и умереть с тобою 17 ». В другой прощальной речи паства калужская не менее горячо выразила пред архипастырем свои чувства в следующих словах: «Некогда сыны израилевы, став пред Самуилом, готовившимся отъити от них, говорили Ему: не обидел еси нас, ниже утеснил еси нас, – и свидетельствовались в том Самим Господом. – Мы ныне в подобных находимся обстоятельствах; и при разлучении с Тобою, принося Тебе искреннейшую сыновнюю благодарность за мудрое и благостное управление сею паствою в продолжение трёхлетия, – торжественно, от лица всей паствы Твоей, свидетельствуем пред Богом и пред Тобою, яко не обидел еси, ниже утеснил еси нас. – Может быть, мы иногда оскорбляли Тебя: но любовь Твоя – всегда покрывала наши слабости; а Твоё благодушие никогда не показывало и тени неудовольствия. – Что скажем о благодеяниях, излиянных тобою на паству сию? Кто из нас не чувствовал оных? Кто не просвещался твоею сладкословесною мудростию? Кто не пленялся твоими ангельскими добродетелями? Кто не восхищался твоею любовию, твоею благостию, твоею кроткою и ласковою ко всем снисходительностью, не нарушавшею справедливости? всего этого мы должны теперь лишиться!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Что несет к нам с собою пост? – Простую постную пищу для плоти, которая столь пристрастна к снедям и искусственным сладостям, что, кажется, и жить не может без них. Но что же делать? Вспомним, возлюбленные, чем Бог определил питаться человеку по сотворении его? И рече: говорит слово Божие, Бог: се дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея; и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь ( Быт. 1, 24 ). Божественное разрешение – употреблять в пищу животных, последовало уже после потопа; а до сего времени благочестивые праотцы питались одними семенами и плодами земными. И что же? Вредна ли была для них такая пища? Но они жили по нескольку столетий. – Не мы, не дух наш, а плоть и живущий в нашей плоти грех скучает постною пищею, –ему, ему противен пост. Что еще несет к нам он? – Продолжительные молитвы. Что же? Будем ли роптать? Имеем ли право жаловаться? Не с радостию ли, напротив, должны вступить в подвиг? Ибо что есть молитва? Она есть возношение ума и сердца к Богу, есть беседа с Ним. Ею мы привлекаем к себе милость Божию, испрашиваем отпущение грехов, тяготящих душу и преграждающих нам путь к небесному царствию. Такая молитва не должна ли быть сладостна для нас, сколько бы продолжительна ни была? Апостол заповедует верующим непрестанно молиться, не только в церкви, но и на всяком месте, при всяком занятии и случае; а мы утомляемся, скучаем молитвою, продолжающеюся два-три часа: не искушение ли это нашей изнеженной и ленивой плоти? Укрепим, братия, укрепим дух наш против плоти, да не устрашает нас пост. Сретим его с пламенным усердием, как врача, идущего к нам со спасительным врачевством: с благоразумною ревностию вступим в подвиг поста, – в подвиг душевного очищения. Во всех нас поселился грех, живет и действует безпрестанно: чем, какими способами и средствами изгоним его из себя? – Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом. Аминь. Читать далее Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. T.I. СПб, 1857. – 405 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в Великий пяток 81 Ныне суд есть миру сему. ( Ин.12:31 ). И кто же говорит сие? Тот самый, кого мир осудил и распял на кресте. Что это значит? Не был ли судим в то же самое время и мир невидимым Судом Божиим? Действительно, ныне два судии, но истинный Судия – один: это Иисус Христос; ныне два подсудимые, но действительный преступник – один: это мир; ныне два суда, но праведный суд – один: это Суд Божий. Точно ныне суд есть миру сему. Будучи собраны Церковью для поклонения Распятому на кресте, воззрим на суд мира, как он представлен в Евангельской истории, и пожалеем о распинателях; воззрим потом на Суд Божий, как Он невидимо совершается над судьбою мира, в суде его над Иисусом, и утешим себя милосердием Суда Божия. 1) СУД МИРА. Он начался очень рано. Иисус был ещё в колыбели, а суд мира восстал было против Него; и за что? За то, что восточные мудрецы приходили поклониться к Нему с дарами, и возвеличили Его титлом Царя Иудейского; но промысл Божий не допустил нечестивого Ирода совершить цареубийство. Суд кончился избиением младенцев; и дело казалось решённым. Примечаете ли, христиане, какая страсть первоначально судила младенца Иисуса? Это испуганное честолюбие, которое, смотря большими глазами страха, не видело того, что есть, а видело, чего нет. Возможно ли же было ожидать от такого судии здравого суда? Честолюбие смутилось, испугалось, бросилось в крайность и учинило ужаснейшее преступление – детоубийство. Иисус вступает в общественное служение спасению рода человеческого, начинает учить истине и творить добро, совершать чудеса и устроять Царство Божие. И вот суд мира опять возгорается, опять буйные страсти восстают против смирения и кротости Иисуса. Одни осуждают Его учение; другие порицают дела. Там хотят уловить Его словом; здесь ведут на верх горы, чтобы низринуть Его. Там вземлют камение, чтобы побить Его; здесь изыскивают причины, чтобы обличить Его; и опять за что? За то, что Он учил так назидательно и утешительно, как никто никогда не учил; жил так свято, как никто никогда не жил, и творил чудеса, каких никто не творил. Фарисеи обижались тем, что Иисус обличал их в лицемерии; книжники и законники огорчались тем, что более следовали учению Христову, нежели их изъяснениям закона; первосвященники и старейшины огорчались тем, что более воздавали почтения Христу, нежели им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Ирод принял Иисуса вежливо и благосклонно в той надежде, что Он совершит пред ним какое-либо чудо могущества и величия; но Иисус явил пред ним чудеса кротости, смирения и любви к ближнему. Что же делает Ирод, не удовлетворив своему любопытству? Приказывает облечь Иисуса, в поругание, в белую одежду и отправить опять к Пилату. Иисус в судилище Пилата, Пилат видит, что не удалось ему отклонить дело суда над Иисусом; решается освободить Его от смерти, и как? У Иудеев был обычай пред праздником Пасхи отпускать ежегодно одного узника: Пилат обращается к народу и говорит: кого хощете, да отпущу вам: Варавву ли, или Иисуса, глаголемого Христа? ( Мф.27:17 ). Народ потребовал Варавву. Пилат снова пытается освободить Иисуса от смерти изъявлением Его невинности: что бо зло сотворил сей? Ничесоже достойна смерти обретох в Нем: наказав убо Его отпущу. ( Лк.23:22 ). Не принесло пользы и это. Первосвященники и книжники, зная хорошо свойства Пилата, напали на него со слабой стороны: если отпустишь Иисуса, неси друг кесарев ( Ин.19:12 ), кричали они, и – победили Пилата. Неси друг кесарев – эти слова, как гром, поразили честолюбивое сердце Пилата, и заставили его отбросить давно уже колебавшуюся двуличную ревность по правде. Пилат умывает руки пред народом, и говорит: неповинен есмь от крове Праведного сего: вы узрите ( Мф.27:24 ). Народ кричит: возьми, возьми, распни Его ( Лк.23:21 ). Кровь Его на нас и на чадех наших ( Мф.27:25 ). И – малодушный Пилат согласился на их желания, предав Праведного неистовству злодеев. Иисуса распяли; суд мира окончился. Таким образом небесная истина в лице Иисуса Христа посетила, кажется, все суды человеческие, дабы видеть: аще есть разумеваяй или взыскуяй правды. И теперь, как во времена Давида, не нашлось ни одного разумевающего правды! Она нигде не нашла Себе защиты и покровительства. Ирод обнаружил нечестие, Иуда – вероломство, первосвященники и старейшины – злобу и зависть, Ирод тщеславное любопытство, Пилат – сперва двоедушие, потом – малодушие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010