Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/сиявши бо в земли Российстей чудес благодатию,/и отгонявши тьму страстей же и скорбей от приходящих к тебе с верою./Темже почитаем твою память, Никандре/отче наш, и вопием ти:/радуйся, пустынножителей красото,/и стране нашей похвала и утверждение. Ин кондак, глас 8 Во избрание Богосиянная звезда веры,/иже возсия в Русстей земли, отче преблаженне Никандре,/слезами и постом и бдением и молитвами удручал тело свое,/темже и обрете Небесную жизнь,/и радостно тайно со ангелы ликовствуя, да зовем ти:/радуйся, отче преподобне Никандре, пустынный жителю. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Никандре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобномученику Галактиону Вологодскому, глас 4 Днесь град Вологда тобою хвалится, преподобне,/возсиял бо еси пресветло, яко солнце,/грады и веси чудесы твоими озаряя./И ныне, преподобномучениче Галактионе,/Господеви молися граду нашему от нахождения сопротивных избавитися,/и у Христа Бога прегрешений наших оставление испроси,/и от всякия скорби избавление подаждь, любовию чтущим тя/и вопиющим верно:/Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, якоже благоволи. Ин тропарь, глас 5 Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/возсиял бо еси пресветло яко солнце,/и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./И ныне молися Господеви/избавитися душам нашим от прелести вражия/и спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/прегрешений прощения/и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление,/и вопиющим к тебе: Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, якоже благоволи. Кондак, глас 4 Благочестно на земли пожив/и мучения венец приял еси, пречестне,/древом во главу от нашедших градоразорителев убиен еси,/добрый ученик Спаса Христа,/оставив отечественный свой град и други,/странствовати любве ради Христовы евангельски изволил еси./Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/от бед избави нас присно молитвами твоими,/угодниче Божий Галактионе, отче наш. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй отдел, руководимый архиепископом Литовским Никандром, рассматривал вопрос о разделении России на митрополичьи округа, об их организации и о преобразовании местного церковного управления. В его состав входило 13 человек, причем некоторые из них были также и членами других отделов (например, первого). Работал второй отдел на Синодальном Преображенском подворье (Большая Подьяческая ул. 32). Третий отдел, под руководством архиепископа Ярославского Иакова, занимался вопросами об организации церковного суда и пересмотре брачных законов, включая законы о смешанных браках. Заседания происходили в статистическом отделе Училищного совета на той же Кабинетской улице. Для работы в отделе записалось всего 9 человек. Четвертый отдел (председатель – епископ Могилевский Стефан), в работе которого участвовало 13 человек, исследовал один из наиболее болезненных в русской церковной жизни вопросов – о благоустроении прихода, а также вопросы о церковной школе, о порядке приобретения церковной собственности, о епархиальных съездах и участии священнослужителей в общественных и сословных учреждениях. Члены отдела собирались для заседаний в Синодальном архиве, располагавшемся в здании Святейшего Синода. Пятый отдел, под председательством епископа Псковского Арсения, обсуждал вопрос о преобразовании духовно-учебных заведений. Участвовать в его работе изъявили желание 20 человек. Они собирались в зале заседаний Учебного комитета в Святейшем Синоде. В том же здании в Синодальном архиве проходили встречи шестого отдела, занятого делами веры – о единоверии, о старообрядчестве и некоторыми другими. Восемь членов, под председательством Волынского епископа Антония, пытались распутать сложный узел взаимоотношений главной конфессии империи с теми, кого еще совсем недавно называли «раскольниками», и с кем велась активная борьба. Последний седьмой отдел занимался анализом мер, необходимых «к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований, ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». Председателем этого небольшого отдела (в его работе принимали участие всего 7 человек) был архиепископ Финляндский Сергий. Заседания проходили в библиотеке Училищного совета на Кабинетной улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но особенно замечательно следующее. Мы уже знаем, что только одно указание Иакова (рассмотренное выше) проф. Соболевский признает не подтверждающим 988 год, как год крещения св. Владимира; но – к удивлению, это же самое указание оказалось помехой и для проф. Голубинского. „У Иакова читается, говорит он, что Владимир крестился в десятое лето по убиении Ярополка; но тут должно видеть ошибку вместо девятое, как это и читается в Никоновской (I, 25) и Псковской (С. Лет. IV. 175) летописях» 245 . Таким образом в указанном примере и Соболевский и Голубинский считают нужным сделать поправку – первый, как мы знаем, признавая правильным чтение: „на десятое лето», исправляет год смерти Ярополка – 978 на 979; второй, как видели, поправляет текст „Похвалы», и для чего же? А для того именно, чтобы прийти к неодинаковому результату... И непонятно, почему проф. Соболевский не воспользовался в своих видах предложенной проф. Голубинским поправкой указания Иакова, тем более, что она решительно проста, естественна, удобоприемлема, по крайней мере, основательнее тех натянутых объяснений, которые придуманы ученым доктором славянской филологии. Г. Завитневич, против которого выступил с критическими замечаниями проф. Соболевский, подобно своему критику, признает, что при сопоставлении „хронологических показаний Иакова с показаниями летописной повести» не может получиться 987 г., как год крещения Владимира; но вслед за другими учеными он признает, что Иаков держится иной хронологии, чем летопись, что проверять показания первого вторым источником крайне ошибочно и сравнительная авторитетность их может определяться сравнительною древностью 246 . Не легко и даже положительно трудно разобраться в разногласных попытках соглашения показаний Иакова с летописью; разногласие здесь доходит до противоречия, одним исследователем отрицается то, что признается другим; одни и те же данные ведут к различным заключениям и в конце концов из сличения мнений вместо обстоятельного ответа получается не малая путаница...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

С. 192-195; Пигин А. В. Народная мифология в севернорус. житиях//Там же. С. 331-334; Власов А. Н. Эпизод «преставления» святого как структурный элемент житийного текста: На мат-ле памятников устюжской лит. традиции//Смерть как феномен культуры: Межвуз. сб. науч. трудов. Сыктывкар, 1994. С. 53-75; Дмитриев Л. А., Творогов О. В. Жития//Лит-ра Др. Руси: Биобиблиогр. слов./Ред.: О. В. Творогов. М., 1996. С. 67-70; Каган-Тарковская М. Д. Развитие житийно-биогр. жанра в XVII в.: Жития Адриана и Ферапонта Монзенских, Трифона Вятского, Симона Воломского, Серапиона Кожеозерского, Арсения Новгородского, Никандра Псковского//ТОДРЛ. 1996. Т. 49. С. 122-132; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исслед. и тексты. СПб., 1996; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси, 988-1237. СПб., 19962. С. 184-241; Александров А. В. Образный мир агиографической словесности: Ст. и мат-лы. Од., 1997; Brogi Bercoff G. Aspetti dell " agiografia russa nell " epoca di transizione (XVII-XVIII sec.)//Scrivere di santi: Atti del II Convegno di studio dell " Associazione italiana per lo studio della santità, del cilti e dell " agiografia, Napoli, 22-25 ottobre 1997/A cura di G. Luongo. R., 1998. P. 285-301; Лоевская М. М. Традиция и ее трансформация в жанре агиографии: На мат-ле старообрядческих житий святых: АКД. М., 1999; Толочко А. П. Похвала или Житие?: Между текстологией и идеологией княжеских панегириков в древнерус. летописании//Palaeoslavica. Camb. (Mass.), 1999. Vol. 7. P. 26-38; Пак Н. И. Жизнеописания подвижников XIX в.: Типология жанра//Оптина Пустынь и рус. культура: Тез. докл. конф. Калуга, 2000. С. 67-70; Юхименко Е. М. Старообрядческая агиография кон. XVIII в.//ГДРЛ. 2000. Сб. 10. С. 563-615; Артамонов Ю. А. Княжеская власть и рус. агиография XI-XII вв.: (История создания агиогр. сочинений киево-печерской традиции): АКД. М., 2001; Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Kodikologische, miszellanologische und textologische Untersuchungen.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Второй отдел, руководимый архиепископом Литовским Никандром, рассматривал вопрос о разделении России на митрополичьи округа, об их организации и о преобразовании местного церковного управления. В его состав входило 13 человек, причем некоторые из них были членами и других отделов (например, первого). Работал второй отдел на Синодальном Преображенском подворье (Большая Подьяческая ул., 32). Третий отдел под руководством архиепископа Ярославского Иакова занимался вопросами организации церковного суда и пересмотра брачных законов, включая законы о смешанных браках. Заседания проходили в статистическом отделе Училищного совета на той же Кабинетской ул. Для работы в отделе записалось 9 человек. Четвертый отдел (председатель — епископ Могилевский Стефан), в работе которого участвовало 13 человек, исследовал один из наиболее болезненных в русской церковной жизни вопрос благоустроения прихода, а также вопросы церковной школы, порядка приобретения церковной собственности, проведения епархиальных съездов и участия священнослужителей в общественных и сословных учреждениях. Члены отдела собирались для заседаний в Синодальном архиве, располагавшемся в здании Святейшего Синода. Пятый отдел под председательством епископа Псковского Арсения обсуждал вопрос преобразования духовно-учебных заведений. Участвовать в его работе изъявили желание 20 человек. Они собирались в зале заседаний Учебного комитета, в Святейшем Синоде. В том же здании, в Синодальном архиве, проходили встречи шестого отдела: здесь речь шла о единоверии, старообрядчестве и др. 8 членов Присутствия под председательством епископа Волынского Антония пытались распутать сложный узел взаимоотношений главной конфессии империи с теми, кого еще совсем недавно называли раскольниками и с кем велась активная борьба. Последний, седьмой отдел занимался анализом мер, необходимых «к ограждению православной веры и христианского благочестия от неправых учений и толкований ввиду укрепления начал веротерпимости в империи». Председателем этого небольшого отдела (в его работе принимали участие всего 7 человек) был архиепископ Финляндский Сергий. Заседания проходили в библиотеке Училищного совета на Кабинетской ул.

http://pravoslavie.ru/5392.html

Радуйся, воине, не двема господинома работати, но Единому точию, Живущему на Небесех, восхотевый. Радуйся, вся повеленная чрез начальников поставленных от Него с радостию, а не с воздыханием творивый. Радуйся, понесый терпеливодушно и самая великая озлобления. Радуйся, плоть твою воюющую на духа умертвивый чрез молитву и суровая пощения. Радуйся, уединенно в богомыслии и слезах нощи проводивый. Радуйся, тело твое, во умерщвление страстей, на снедение летающым животным обнаживый. Радуйся, кровьми мученическими во свидетельство непреложныя веры обагренный. Радуйся, по распятии ветхаго Адама, новым, Иже есть Христос, в преподобии и правде оживотворенный. Радуйся, крестивыйся во Христа. Радуйся, облекийся во вся велелепоты Его. Радуйся, хлеба ангельскаго во дворех Вышняго Сиона вкушаяй. Радуйся, глаголом Божиим на труды многоразличныя себе укрепляяй. Радуйся, преблаженне Никандре, преподобне отче наш. Кондак 4 Буря смущения, воздвизаемая ветры многоразличных о преподобнем житии твоем помышлений, пребывающих с тобою во общежительстве, колеблет корабль смирения твоего. Ты же, смирения рачителю, паче и паче исполняяся оным, грядеши паки в пустыню, юже ти указа глас Невидимаго от олтаря исходяй, да тамо на вящшыя подвиги, препоясався силою свыше, обратишися, попирая силою Креста вся сопротивнаго козни, да тако соплет победоносный венец, удостоишися прияти на главу твою от руки Господа, всегда победители нас Творящаго, поя Ему: Аллилуиа. Икос 4 Сущи ти на месте, великий подвижниче, идеже бе устроено жилище твое, Богу тако действующу, течение твое совершал еси в теплых молитвах, во уповании несомнительнем, яко не изнеможет от Бога всяк глагол, и в любви, от неяже ни ранами, ни прещением, ни гладом, ни иною коею нуждею отвлечен быти возмогл еси: обаче диавол, яко лев, иский кого поглотити, наусти безчеловечныя разбойники, еже предати тя гублению, но ничтоже возможе. Паче же прославися твое неизреченное терпение: егда бо от язвы копием в ребра весь обагрен был еси кровию, тогда возопил еси в души твоей, якоже Стефан: «Отче, отпусти им!» Мы же зряще твое крепкое благодушие, со удивлением вопием ти таковая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, древо благосеннолиственное, успокояющее прохладою и утешением во юдоли сей странствующих. Радуйся, совершенными плодами онаго насыщающее правды Христовы алчущих. Радуйся, мироварнице, на вся недуги врачевания содержащая. Радуйся, оная, яко врач скоромилостивый, безмездно недугующым подаваяй. Радуйся, милости превеликия и скорбящым скоропредстательнаго сострадания хранилище. Радуйся, неповинных разрешение и осужденных праведное судилище. Радуйся, потщавыйся о нищете духовней и тою вселивый внутрь тебе Царствие Божие. Радуйся, прилежавый неослабно чистоте душевней и телесней, и тою же зряй Бога. Радуйся, светильниче, елеем дарований Духа Святаго возжженный. Радуйся, на высоко место славы небесныя вознесенный. Радуйся, преблаженне Никандре, преподобне отче наш. Кондак 6 Проповедуют безмолвныя пустыни, обители, гради и веси безстрастное житие твое, еже стяжал еси, богомудре, первее умертвив плоть твою бдением, пощением, стоянием на молитвословиих, ниже возлеганием на ребра, точию преклонением главы и малым дреманием. Противу же диавольских наваждений и полчищ его, овогда во всадники на конех, с тимпаны и кличами, овогда в лютых волков и дивиих зверей преображавшихся, вооружался еси: овых поражением жезла, овых силою Креста, и сим, яко великий Константин, побеждал еси. О Немже хваляся, яко оружии непобедимем, поеши Распятому на Нем всегда: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси царству Православно-Российскому под леты великий светильник, поставленный не под спудом, но на свещнице, исполнен елеа чиста веры, надежды и любве к Сотворшему тя, паче же христианскаго терпения, незлобия и чуднаго воздержания от брашен, да явиши всем любовию чтущым тя, яко не о хлебе единем жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. Темже и мы, покрываемии тмою грехопадений, алчущии и жаждущии духом, взирающе на тя, радостная приглашаем ти тако: Радуйся, воине Христа Бога нашего избранный. Пребываяй Ему верен даже до смерти. Радуйся, во брани жития невидимых врагов мужественне победивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Палкино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Никандра Псковского Год постройки:1784. 1907 - расширен. Адрес: Псковская область, Палкинский район, поселок Палкино, погост Смолино. Координаты: 57.53426, 28.01567 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Николаевская церковь погоста Смолино в поселке Палкино. Настоящая Смолинская Николаевская церковь построена в 1784 году, что видно из указа члена Святейшего Синода Иннокентия, архиепископа Псковского и Рижского, от 10 июня 1782 года, хранящегося подлинником в церковном архиве. Построена вместо прежней ветхой. В 1871 году к означенной холодной церкви пристроена теплая придельная церковь во имя Преподобного Никандра, Псковского Чудотворца. В 1907 году придельный храм расширен. Холодная церковь построена из плиты, а теплая из кирпича. Колокольня каменная, в связи с церковью, построена одновременно с холодной. Колоколов пять. Чудотворных икон нет. Местночтимые Святого Николая, Преподобного Никандра и " Всех скорбящих радости " , выписанной в 1899 году из Пантелеймоновского Афонского монастыря. Из древних икон в главной церкви находятся: храмовая Святителя и Чудотворца Николая, на большом серебрянном венце коей, с исподней стороны, имеется надпись, что оный устроен в 1710 году столоначальником Кириллом Авраамиевым Пестовским в бытность его переписи монастырей, крестьянских и бобыльских дворов. Кладбище около церкви. Смолинский храм стоит на горе. Ближайшие церкви: Колбижицкая в 9 верстах, Лаконская в 12 верстах и Островского уезда Ново-Уситовская в 12 верстах. Часовен в приходе две: 1) каменная во имя Преподобного Никандра, Псковского Чудотворца. Находится в 4 верстах от церкви при деревне Жукове Псковского уезда. Построена в 1900 году по благословению Преосвященнейшего Антония, епископа Псковского и Порховского; 2) деревянная в 9 верстах от церкви - при деревне Богатурах Островского уезда во имя Святой Троицы. Выписки из клировых ведомостей церквей и погостов Псковского уезда//Святыни и древности Псковского уезда. По дореволюционным источникам. Сост. Н. Ф. Левин. Псков, 2006 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В храме хранится чудотворная икона Божией Матери " Чирская " . 29 июля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=08005

174 ФА СыктГУ. Лузский р-н Кировской обл. (2074−61). Текст записан в Папуловском с/с, д. Басковская. См. также: ФА СыктГУ. Лузский р-н Кировской обл. (2071−35, 2079−9, 2081−26, 208−311). 176 Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб. 1864. С. 310. По мнению С. А. Иванова , святой Аркадий Вяземский «заместил собою некое местное божество, почитавшееся в виде священного камня и повелевавшее хтоническими силами, в частности, змеями» (Иванов С.А. Блаженные похабы: культурная история юродства. М., 2005. С. 257). 178 Кочетов Д.Б., Романенко Е.В. Аркадиев Вяземский монастырь//Там же. С. 261; Романенко Е.В. Аркадий Вяземский. С. 270. 179 Православные русские обители: полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. С. 421. 182 Текст Риторической редакции Жития Никандра Псковского опубликован по рукописи 30–40 гг. XVIII в. из Псковского музея-заповедника (ф. Никандровой пустыни, 37, л. 75−142) в статье: Охотникова В.И. Поздние редакции Жития Никандра Псковского//ТОДРЛ. СПб. 2004. Т. 56. С. 526−565. См. также: Охотникова В.И. Жития преподобных Ефросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского (исследования и тексты). СПб. 2007. Т. 2. С. 661−707. 185 Каган М.Д., Охотина Н.А. Житие Никандра Псковского//Словарь книжников. СПб. 1992. Вып. 3, ч. 1. С. 374. 186 Сказание о Христофоровой пустыни. РНБ, Q. XVII. 142 (XVII в., кон.). Цит. по: Власов А.Н. О памятниках устюжской литературной традиции XVI–XVII вв.: (Создатели и составители некоторых литературных произведений Великого Устюга и Соли Вычегодской)//Книжные центры Древней Руси. XI–XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб. 1991. С. 330. 188 «...и в часовни гробница, а под часовнею ход, и с гроба емлют тамо персть; а под часовнею против гробницы на земли лежит камень синей, от земли вверх до помосту часовни полтора аршина» (РНБ, F. I. 778, л. 1 об.). 190 По мнению Н.А. Макарова, судьба Антониева камня, попавшего на паперть собора Рождества Богородицы, объясняется связью камня со святым Антонием Римлянином (Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина. С. 210). Однако существовал и другой «камень Антония Римлянина», который показывали в низовьях Волхова, близ д. Пороги: «по местным преданиям, это тот самый камень, на котором приплыл преп. Антоний, продолжавший отсюда путь в Новгород берегом» (Панченко А.А. Исследования в области народного православия. С. 136). Помимо камня Антония, в Великом Новгороде почитался камень Николая Чудотворца. Он находился на паперти Знаменского собора, на торговой стороне, и на нём был «образ св. Николая Мирликийского (...) во весь рост». Этот камень почитался как чудотворный, а предание говорило о том, что он неизвестно откуда приплыл (см. Там же. С. 136, примеч. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 19 (2 октября) Священномученик Никандр Гривский Священномученик Никандр родился 26 июня 1880 года в селе Волчино Псковского уезда Псковской губернии в семье священника Симеона Гривского. В 1901 году Никандр окончил Духовную семинарию и до 1905 года служил псаломщиком. В 1905 году Никандр Семенович женился на Ольге Сергеевне Беляниновой, дочери торопецкого торговца. Впоследствии у них родилось пятеро детей. В 1912 году Никандр Семенович был рукоположен в сан диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Христова на погосте Почеп Пожинской волости Торопецкого уезда Псковской губернии, где служил в то время его престарелый отец. Храм был деревянный, построен в 1868 году. Всего в приход входило двадцать восемь деревень, в которых жили около тысячи человек. Отец Никандр стал для своих прихожан истинным пастырем, он поддерживал их не только словом, но и делом, помогая беднейшим из них материально. В 1916 году отца Никандра постигло несчастье: от дизентерии скончались его жена Ольга, сын и дочь, и он остался с сыновьями, которым было десять и пять лет, и трехлетней дочерью. 29 сентября 1929 года сын священника Никандра Гривского, Петр, будучи в нетрезвом состоянии, похитил индукторную машину, с помощью которой производились взрывные работы у Подъездной горы по Холмскому тракту в районе деревни Савино в Торопецком районе Тверской области. Было начато уголовное дело. Когда выяснилось, что укравший является сыном священника, ОГПУ стало исследовать, что он собой представляет с политической точки зрения, с кем связан в деревне и не является ли человеком авторитетным для деревенской молодежи и не объединял ли ее. А также – что представляет собой его отец и насколько он авторитетен среди населения. Основной задачей тех, кто занимался политическими репрессиями и кто правил страной, было уничтожение лидеров народа, тех, к чьему голосу народ прислушивался. Выяснив, что отец Никандр в селе пользуется большим уважением, ОГПУ 13 января 1930 года арестовало его. Во время обыска у него дома было обнаружено заявление, подписанное несколькими десятками крестьян, которые просили уменьшить собираемый со священника натуральными продуктами налог, так как их они отцу Никандру не давали, а за совершаемые требы расплачивались деньгами. Власти подобное заявление расценили «как характеристику объединения вокруг себя населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок».

http://fond.ru/kalendar/937/nikandr/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010