Закрыть «Печоры стали одним из самых красивых мест» Митрополит Тихон принял участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия Псковской области 19.04.2024 27 Время на чтение 4 минуты В четверг, 18 апреля, в Администрации Псковской области состоялось рабочее совещание по вопросам реставрации объектов культурного наследия, сообщает пресс-служба митрополита Симферопольского и Крымского Тихона в ВКонтакте со ссылкой на Правительство Псковской области. В работе совещания приняли участие: Губернатор Псковской области Михаил Ведерников, митрополит Псковский и Порховский Арсений, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Наро-Фоминский Никандр, викарий Псковской епархии архиепископ Печерский Матфей, председатель совета АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)» Сергей Степашин, председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик, директор АНО «Возрождение» Денис Василенко и другие ответственные лица. Почти 3 млрд рублей направлено на сохранение и восстановление уникального исторического наследия Псковской области за последние три года, подчеркнул Губернатор Псковской области Михаил Ведерников. Выделенные средства, заметил Губернатор, позволили провести проектные работы по 41 памятнику, противоаварийные — еще на 5 объектах. Например, остановлено разрушение скального основания Снетогорского монастыря, спасена от обрушения южная башня ансамбля. Реставрация 11 объектов полностью завершена, в числе которых — могила Александра Пушкина, что особенно значимо в рамках грядущего празднования 225-летия со дня рождения поэта. Михаил Ведерников также напомнил и о серьезных работах, которые силами АНО проведены к 550-летию Псково-Печерского монастыря и слободы Печоры. Это не только реконструкция монастырских объектов, но и благоустройство городской инфраструктуры.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/19/pe...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 19 (2 октября) Священномученик Никандр Гривский Священномученик Никандр родился 26 июня 1880 года в селе Волчино Псковского уезда Псковской губернии в семье священника Симеона Гривского. В 1901 году Никандр окончил Духовную семинарию и до 1905 года служил псаломщиком. В 1905 году Никандр Семенович женился на Ольге Сергеевне Беляниновой, дочери торопецкого торговца. Впоследствии у них родилось пятеро детей. В 1912 году Никандр Семенович был рукоположен в сан диакона и в том же году во священника ко храму Рождества Христова на погосте Почеп Пожинской волости Торопецкого уезда Псковской губернии, где служил в то время его престарелый отец. Храм был деревянный, построен в 1868 году. Всего в приход входило двадцать восемь деревень, в которых жили около тысячи человек. Отец Никандр стал для своих прихожан истинным пастырем, он поддерживал их не только словом, но и делом, помогая беднейшим из них материально. В 1916 году отца Никандра постигло несчастье: от дизентерии скончались его жена Ольга, сын и дочь, и он остался с сыновьями, которым было десять и пять лет, и трехлетней дочерью. 29 сентября 1929 года сын священника Никандра Гривского, Петр, будучи в нетрезвом состоянии, похитил индукторную машину, с помощью которой производились взрывные работы у Подъездной горы по Холмскому тракту в районе деревни Савино в Торопецком районе Тверской области. Было начато уголовное дело. Когда выяснилось, что укравший является сыном священника, ОГПУ стало исследовать, что он собой представляет с политической точки зрения, с кем связан в деревне и не является ли человеком авторитетным для деревенской молодежи и не объединял ли ее. А также – что представляет собой его отец и насколько он авторитетен среди населения. Основной задачей тех, кто занимался политическими репрессиями и кто правил страной, было уничтожение лидеров народа, тех, к чьему голосу народ прислушивался. Выяснив, что отец Никандр в селе пользуется большим уважением, ОГПУ 13 января 1930 года арестовало его. Во время обыска у него дома было обнаружено заявление, подписанное несколькими десятками крестьян, которые просили уменьшить собираемый со священника натуральными продуктами налог, так как их они отцу Никандру не давали, а за совершаемые требы расплачивались деньгами. Власти подобное заявление расценили «как характеристику объединения вокруг себя населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок».

http://fond.ru/kalendar/937/nikandr/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Никандр Пустынножитель, Псковский Чудотворец (+ 1581) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 24 сент. в день преставления, 29 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Никандр, в миру Никон, родился в 1507 г. в благочестивой семье села Виделебья в Псковском краю. Отец его, Филипп, умер рано, старший брат Арсений ушел в монахи, и Никон жил вдвоем с матерью своей Анастасией. Когда ему минуло 17 лет, он уговорил мать свою раздать имущество бедным и церквам и поступить в монастырь, а сам пошел на поклонение святыням Псковского края. Его влекла к себе жизнь иноческая, особенно же пример прпп. Евфросина Спасоелеазарского (память его 15 мая) и Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.). Вернувшись с богомолья, он поступил на службу к псковскому купцу Филиппу и, живя у него, обучился грамоте по божественным книгам у одного диакона. Филипп полюбил смиренного и богобоязненного юношу. Но один благочестивый горожанин, Феодор Ситник, указал Никону в глухом лесу уединенную пустынь, огражденную мшистыми болотами, и они ушли туда вдвоем подвизаться. Однажды, придя во Псков к литургии, Никон услышал в церкви голос: «Никон, раб Мой, иди в пустынь, указанную тебе благочестивым мужем Феодором, и там обретешь себе покой; и после тебя расширится место то, и многие на нем спасутся!» В сильной радости поспешил Никон обратно в свою пустынь, указанную ему теперь Самим Богом. По дороге его встретил блаженный Николай Псковский (память его 28 февр.) и предупредил о всех ожидающих его трудностях. Прожил он здесь 15 лет, но, когда о нем узнали люди, он ушел в Крыпецкий монастырь прп. Саввы и там постригся с наречением ему имени Никандр. Феодор и Филипп поступили в тот же монастырь и скончались в нем иноками Феодосией и Филаретом. Об иноческой жизни прп. Никандр говорил так: «Пшеничному полю подобно иноческое житие. Оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежности».

http://sedmitza.ru/lib/text/437681/

Первоначальная редакция небогата биографическими сведениями, многие из них (в особенности, указания на даты разных периодов жизни Никандра) вызывали сомнение уже в XVII в. Составители позднейших редакций пытались устранить противоречия, дополнить смысловые и фактические пробелы. Отсутствие точных сведений о Никандре объясняется его отшельнической жизнью. Преподобный не имел учеников и сподвижников, которые могли помнить его рассказы о прошлом и описать его жизнь в пустыни. Сам Никандр не стремился оставить о себе точных данных: на вопрос Петра Есюкова, сколько лет он живет в пустыне, Никандр уклончиво ответил: «Бог весть, чадо». Автор Жития должен был проделать большую работу, чтобы собрать материал для биографии старца. Рассказы о пребывании Никандра в миру и вне пустыни получились скупыми, схематичными. О жизни Никандра в пустыни и чудесах он узнал из рассказов местных жителей – Ивана Долгого, Симеона, Петра Есюкова и др. Незамысловатые истории, записанные с их слов и почти не обработанные литературно, стали основой Жития, определили особенности его стиля. Сам автор Жития считал, что написал «от много мало» и просил не бранить его за «неудобренное» повествование. Оно действительно «неудобренное». В Житии нет ни одной литературной или исторической параллели, ни одной цитаты из Священного Писания, стиль Жития близок разговорному, и сам текст нередко превращается в бесхитростный диалог Никандра с теми, кто пришел к нему, ища духовного утешения. В самой структуре рассказов, сбивчивости, повторах, недосказанности, незавершенности повествования ощущается их устная природа. Редакторы XVII в. старательно исправляли эти, с их точки зрения, несовершенства текста: восполняли недосказанное, восстанавливали сюжетные связи, комментировали, поясняли, сокращали и исключали наиболее житейские истории (например, в редакции конца XVII в. не читается рассказ о том, как Никандр попросил принести ему кота). Первоначальная редакция Жития с ее простодушными рассказами о жизни и чудесах Никандра дает нам счастливую возможность представить, каким сохранился в памяти местных жителей, в народной памяти облик старца Никандра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никандр Гривский. Икона. 10-е гг. XXI в. Семенович Гривский (26.06.1880, с. Болчино Порховского у. Псковской губ. (ныне деревня Дедовичского р-на Псковской обл.) - 2.10.1940, Обозерский лагерный пункт, Архангельская обл.), сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи свящ. Симеона Афанасьевича Гривского. Родной брат сщмч. Александра Семеновича Гривского . В 1897 г. Н. поступил в Псковскую ДС, был уволен из 3-го класса семинарии «по малоуспешности» и 5 дек. 1901 г. еп. Псковским и Порховским Антонином (Державиным) назначен псаломщиком Успенской ц. г. Торопца с поручением устроить церковный хор. В 1905 г. женился на Ольге Сергеевне Беляниновой, впосл. у них родилось 5 детей. 17 мая того же года Н. был определен Псковским и Порховским еп. Арсением (Стадницким ; впосл. митрополит) на место диакона к Успенской ц. с. Илемно Порховского у. и 29 июня 1905 г. в Никандровой пуст. рукоположен им во диакона. 6 июля 1907 г. переведен в Покрово-Николаевскую ц. г. Торопца. 6 февр. 1912 г. Псковским и Порховским еп. Алексием (Молчановым ; впосл. архиепископ) Н. был определен на место священника ц. Рождества Христова на погосте Почеп Торопецкого у. 26 февр. 1912 г. в Троицком кафедральном соборе Пскова рукоположен во иерея. Н. стал для своих прихожан истинным пастырем, он поддерживал их не только словом, но и помогал беднейшим из них материально. В 1916 г. Н. постигло несчастье: от дизентерии скончались его жена, сын и дочь и он остался с 2 сыновьями и 3-летней дочерью. 29 сент. 1929 г. сын Н. Петр, будучи в нетрезвом состоянии, похитил индукторную машинку, с помощью к-рой производились взрывные работы у Подъездной горы по Холмскому тракту неподалеку от дер. Савино Торопецкого р-на. Было заведено уголовное дело; в ходе расследования ОГПУ заинтересовалось и Н. Выяснив, что он в селе пользуется большим уважением, сотрудники ОГПУ 13 янв. 1930 г. арестовали его. Во время обыска у Н. было обнаружено заявление, подписанное неск. десятками крестьян, к-рые просили представителей власти уменьшить собираемый с него сельскохозяйственными продуктами налог, т. к. продукты крестьяне ему не давали, а за совершаемые требы расплачивались деньгами. Власти подобное заявление расценили «как характеристику объединения вокруг себя населения и использования его в борьбе против хлебозаготовок».

http://pravenc.ru/text/2565256.html

Письмо 1 Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Ваше преподобие! Почтеннейший отец Леонид! Письмо Ваше и с запискою по делу о нарезах земли для Оптиной пустыни получил, но по справке оказалось, что из Калужской казенной палаты еще не доставлено сюда дело. Обещают благополучного окончания, может быть, нужны будут и денежные издержки; согласится ли на оные отец строитель? Потрудитесь о сем меня уведомить. Меня просят приискать настоятеля для Никандровой пустыни Псковской епархии. Место весьма уединенно; богато и пахотною землею, и лугами, и лесом строевым и дровяным. Одного рогатого скота более трехсот штук. Постройки не только в монастыре, но частию и на хуторах, каменные. Келий множество, но они пустуют, ибо нет братии. Нету братии, ибо нет настоятеля с надлежащими монашескими сведениями и с сердцем братолюбивым. Кажется мне, если бы иеромонах отец Макарий Иванов согласился принять на себя иго начальничества Никандровой пустыни, то сия обитель совершенно бы изменилась и пришла в столь цветущее состояние, в каковом и при Геннадии не могла быть. Ибо предполагаемый новый настоятель, кажется мне, будет посмиреннее и помягче, а потому и поосновательнее и попрочнее. Вероятно, он и в настоятельском быту будет к Вам столь же расположен, как и ныне, и пожелает руководствоваться Вашими советами, кои, по мнению моему, весьма душеполезны для всякого вступающего вновь в воинство иночества и помогут оставить на всю жизнь благодетельное впечатление. Почему прошу Вас потрудитесь о сем предложить отцу иеромонаху Макарию – г-ну Иванову. К нему не пишу, полагая, что у вас с ним едино сердце. Конечно, дела Ваши Вам виднее. Но Вы не прогневайтесь, что скажу и я свое мнение, ибо чем более о каком деле представится различных мнений, тем оное может быть яснее обсуждено. Никандрова пустыня представляет Вам благоприятнейшее пристанище. Если же не Вам, то, по крайней мере, Вашим ученикам. В ней нет ни братии, ни устава, и потому можете ввести устав – какой хотите, братию набрать – какую хотите: ибо доходу ярманок до 20 тысяч – содержать есть чем Никандрова, имея земли на 10 верст во все стороны, подобна Валааму и другим пустыннейшим местам. Архиереи в Псковской епархии, как в одной из самых старших, избираются лучшие и благонамереннейшие, каков и ныне есть. Близость к Петербургу опять представляет свои выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О райский цвете целомудрия, о мученице первейшая Завета Новаго, о Фекло, невесто Христова равноангельная, страдании очищенная и проповедию апостольскою напоенная, чистоты крине осиянный, подвиги многими процветый и чудесы преславными облагоухаяй!Кому уподобим тебе, богозванная, всякое душепагубное прельщение поправшая, Духа Святаго исполнь сосуде, премудрости кладезю, цельбы источниче, иже всякия страсти пламень остужаяй! Яко облак светлый, прииди и омый нас дождем молитвы твоея от скверн душевных и телесных. Якоже огнь любве разжженый, уцеломудри сердца наша и воспламени я ко Христу любовию. Яко знамение мужества в страданиих непреклоннаго, укрепи колеблемая сердца наша спасительною силою Креста Господня; яко крепкая поборнице наша противу выну враждующих на ны, немощныя, буди нам щит огнезрачный необорим, да бежат от нас безстуднии демони, опаляемии твоими молитвами, да телеса наша яко храмы Святаго Духа будут.Ей, Фекло, добродево премудрая, отврати очи наша от похотей мира сего, да обручимся Христу непорочною совестию; исполни светильницы наша елеом целомудрия, зане тяжце согрешили есмы, верности Жениху Христу не сохранивше, и сего ради Чертога Брачнаго вне затворитися имамы. Обаче не отрини чада твоя, тебе молящаяся, но, яко благосердая помощнице, облеки ны в ризы яже о вере крепости, препояши чресла наша чистотою во умерщвление страстей и обновление духа; паче же и души наша кротостию и смирением украси, да яко чада Божии, якоже агнцы и овчата Христовы невозбранно пройдем искушения нечестиваго мира сего, и вожделеннаго Чертога Райскаго да достигнем, идеже вся мудрыя девы Престолу Жениха Христа предстоят, воспевающе достопокланяемое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь. преподобному Никандру пустынножителю, Псковскому чудотворцу Тропарь преподобному Никандру пустынножителю, Псковскому чудотворцу, глас 4 Глас Божественный,/иже во Евангелии, услышав,/преподобне отче Никандре:/приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии,/и Аз упокою вы,/и прием крест, последовал еси Христу,/мир оставль, в пустыню вселился еси,/пощением же и бдением Небесный дар восприим,/и души недужных приходящих к тебе с верою исцеляеши://темже и со Ангелы срадуется, преподобне, дух твой. Ин тропарь преподобному Никандру пустынножителю, Псковскому чудотворцу, глас 6

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

Никита (Сапожников), иеромонах Будущий иеромонах Никита (в миру Николай Петрович Сапожников, в схиме Никандр) родился 19 февраля 1891 г. в с. Контакузовка Одесской обл. в семье псаломщика. Учился в Московской духовной академии вместе с Сергеем Сахаровым, будущим святителем Афанасием. Во время обучения принял монашеский постриг с именем Никита. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, в 1914 г. во иеромонаха. По окончании Московской духовной академии в 1915 г. со званием кандидата богословия о. Никита был назначен преподавателем каноники в Самарскую духовную семинарию. Там же он преподавал курсы литургики, гомилетики и церковной археологии. После закрытия семинарии служил настоятелем самарской Иоанно-Предтеченской церкви, затем до 1927 г. настоятелем церкви в с. Колдыбань Самарской губ. При церкви о. Никита организовал скит, где собралось около тридцати девушек и вдов, желавших вести монашеский образ жизни. В 1927 г. был арестован и сослан на 3 года в Сибирь. Срок был продлен на 10 лет. С 1941 г. проживал в Куйбышеве (Самара). В этом же году был вновь арестован и приговорен к 5 годам лишения свободы. Был освобожден в 1946 г., после этого проживал в Киеве, что было ему запрещено. Был арестован за нарушение паспортного режима. Первые письма написаны святителю Афанасию из лагеря для больных и престарелых заключенных в пос. Абезь. В 1956 г. иеромонах Никита был освобожден со снятием всех судимостей и полным восстановлением во всех правах. В лагерях о. Никита отказывался работать в церковные праздники, за что его нередко оставляли без пайка. С 1960 г. по благословению Патриарха Алексия о. Никита выполнял послушание по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии, но его труд не был утвержден. В 1963 г. пострижен в великую схиму с именем Никандр в честь Псковского чудотворца-пустынножителя. Скончался в 1974 г. 949 1. (к святителю Афанасию и о. Иоанну 950 от иеромонаха Никиты и священника Феодота) 26 ноября 1954 г. 26.XI.54 г. Абезь Благословите нас именем Господним, дорогие наши отцы: Афанасий и Иоанн, Ваших о Христе сынов и послушников Феодота и грешного Никиту!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Почеп. Церковь Рождества Христова. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь сгорела в 1987 году. Сохранились остатки фундамента и ступеней, несколько сгнивших прицерковных построек, на месте алтаря установлен крест. Церковь несла следы нескольких строительных этапов. Главный объем - восьмерик на четверике с луковичной главкой на высоком глухом барабане, обшит тесом. Широкая трапезная с южным приделом (судя по сохранившимся документам, освящен в честь Николая Чудотворца) перекрыта двускатной кровлей, над южным скатом малая луковичная главка. С запада через входной прируб примыкает трехъярусная колокольня, восьмерик на четверике. Верхние ярусы восьмигранные, равной ширины, обшиты тесом, между ними карниз, завершена колоколообразным сводом и малой главкой со шпилем. Нижний ярус - четверик, рубленый в лапу. В целом церковь повторяет формы каменной сельской торопецкой архитектуры XVIII века. Погост Почеп, от Пскова 325 верст. Входил в Торопецкий уезд Псковской губернии. Церковь Рождества Христова, деревянная, двухпрестольная, построена в 1868 году. Прихожан в 1876 году - 123 двора (407 мужчин, 435 женщин), в 1879 году - 462 мужчины, 492 женщины. В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятель священник Д. Кустов. В разные годы служили: Свящ. Иаков Симеонович Суворов - зшт 1870. Свящ. Александр Алексиевич Алмазов. Свящ. Иоанн Крылов 1896 - † 10.05.1902. Свящ. Михаил Успенский 20.06.1902 - 20.04.1904. Свящ. Александр Преображенский 25.05.1904 - 29.09.1907. Свящ. Михаил Введенский 29.10.1907 - 16.05.1911. Свящ. Никандр Симеонович Гривский 06.02.1912 - 1913. В 1913 году служили: Священник Гривский Никандр Семенович, псаломщик (вакансия), церковный староста Антониев Петр Антониевич. Церковь сгорела в 1987 году. По материалам Официального сайта Псковского Епархиального Управления, материалам изданий Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879. Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881. Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913.

http://sobory.ru/article/?object=21420

Перечень сокращений названий книг и журналов, употребляемых автором в сносках А. А, Эксл. I//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологическою экспедициею имя. Академии наук. СПб,1836. Т. I А. Ист. (Акт. Ист.) I, II, III//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. I-III Вел Мин. Ч. (Мак. ч. мин.), вып. I//Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием СПб, 1868. Вып. I (сентябрь, дни 1 –13) Владим сб. К. Тихонравова//Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии/Сост. и изд. 1C Тихонравов. М, 185 Волог. Губ. Вед.//Вологодские губернские ведомости. Вологда Вологодск. Епарх. Ведом//Вологодские епархиальные ведомости. Вологда Времен. (Врем) Общ. Ист. и Др. Р. (росс,), X, 22 кн.//Временник императорского Московского общества истории и древностей российских. М, 1851. Кн. 10; М., 1855. Кн. 22 Гласник 1867 г., кн. IV//Гласник Србског ученог друштва. Београд, 1867. Кнь. 21 (Кнь. 4 нов. реда) Голубинский Е. Ист. Р. Церкви//Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1. СПб., 1880 Доп. к А. И. (Акт. Ист.), I, V//Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846. Т. 1; Др. (Древн.) Свят. Ростова В.// Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1847; 2-е изд. М, 1860 Ж. Илариона//Житие преосвященнейшего Илариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя. Памятник начала 18 века Казань, 1868 Ж. (Житие) Иосифа, соч. (сост.) неизвестным// Невоструев К. И. Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М., 1865. Выи. 2. С. 77–152 (Ключевский цитирует житие но отд. оттиску с собственной пагинацией) Житие Никандра Псковского//Никандру, псковскому чудотворцу, служба с житием. М., 1799, 2-е изд. М., 1801 Ж. Феодосия//Служба Феодосию Тотеме кому с житием его. М., 1806 Жит. св. росс ц.//Муравьев А. Н. Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских. СПб., 1856

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010