ЯРОСЛАВСКАЯ, паки Нестор Анисимов ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 16.10.1916 ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 13(26)10.1945 29.05(11.06)1946 в/у ХАРБИНСКАЯ 14(27)12.1945 29.05(11.06)1946 ХАРБИНСКАЯ 29.05(11.06)1946 01(14)06.1948 НОВОСИБИРСКАЯ 05(18)07.1956 26.08(08.09)1958 в/у КИРОВОГРАДСКАЯ 26.11(09.12)1958 22.10(04.11)1962 Нестор Засс АМЕРИКАНСКАЯ 17.12.1878 30.06.1882 Нестор Метаниев АКСАЙСКАЯ 17.04.1877 08.09.1880 ВЫБОРГСКАЯ 08.09.1880 31.10.1881 СМОЛЕНСКАЯ 31.10.1881 16.12.1889 ДМИТРОВСКАЯ 29.01.1894 08.06.1901 Нестор, кн. Ольгимунтович ХОЛМСКАЯ (XIV в.) Нестор Сапсай в/у ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 13(26)12.1993 20.02(05.03)1994 ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 21.02(06.03)1994 04(17)07.1997 Нестор Сидорук УМАНСКАЯ 01(14)10.1945 11(24)10.1945 в/у МУКАЧЕВСКАЯ 09(22)10.1945 11(24)10.1945 МУКАЧЕВСКАЯ 11(24)10.1945 21.05(03.06)1948 КУРСКАЯ 21.05(03.06)1948 18.09(01.10)1951 Нестор Тугай УМАНСКАЯ 23.11(06.12)1953 29.10(11.11)1954 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 29.10(11.11)1954 03(16)03.1961 ХАРЬКОВСКАЯ 03(16)03.1961 17(30)03.1964 ЧЕРНИГОВСКАЯ 17(30)03.1964 04(17)02.1969 в/у СУМСКАЯ 17(30)03.1964 04(17)02.1969 Нестор Фомин БАЛАХНИНСКАЯ 15.04.1901 04.11.1903 в/у УФИМСКАЯ НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 04.11.1903 19.08.1910 Никандр ЯРОСЛАВСКАЯ 17.03.1549 25.09.1566 Никандр Викторов ЦИЦИКАРСКАЯ 09(22)09.1946 в/у ХАРБИНСКАЯ ХАРБИНСКАЯ 25.01(07.02)1956 КУРСКАЯ 25.01(07.02)1956 26.04(09.05)1956 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 26.04(09.05)1956 03(16)03.1961 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 03(16)03.1961 03(16)08.1961 Никандр Вольянников БИЙСКАЯ 14(27)02.1949 18(31)07.1952 ОМСКАЯ 18(31)07.1952 КРАСНОДАРСКАЯ ОМСКАЯ, паки 26.05(08.06)1955 Никандр Коваленко в/у ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 06(19)07.1988 24.07(06.08)1988 ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 25.07(07.08)1988 04(17)02.1997 Никандр Молчанов НАРВСКАЯ 10.02.1891 23.08.1895 СИМБИРСКАЯ 23.08.1895 23.04.1904 ВИЛЬНЮССКАЯ 23.04.1904 05.07.1910 Никандр Покровский ТУЛЬСКАЯ 22.10.1860 27.06.1893 Никандр Феноменов КИНЕШЕМСКАЯ 10.07.1905 15.02.1908 НАРВСКАЯ 15.02.1908 20.03.1914 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 26.05.1910 26.09.1910 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ, паки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летом 1921 года в состав Синода был введен освобожденный из заключения архиепископ Никандр (Феноменов). Из числа назначенных в Синод других архиереев в его работе смогли принять участие только митрополит Евсевий и епископ Серафим. Таким образом, на 14 сентября 1921 года в составе Синода трудились три иерарха: митрополит Евсевий (Никольский), управляющий Патриаршей областью, архиепископ Никандр (Феноменов) и епископ Серафим (Александров), возведенный в начале 1922 года в сан архиепископа. Патриарх по-прежнему не мог принимать участия в заседаниях, но подписывал протоколы . Так продолжалось до ареста патриарха в мае 1922 года. По свидетельству эконома Троицкого подворья архимандрита Родиона (Федорова), патриарх Тихон в заседаниях Синода участия не принимал . Патриарх возглавлял только заседания объединенного присутствия Синода и ВЦС. В состав ВЦС на сентябрь 1921 года входили епископ Боровский Алексий (Житецкий), избранный заместителем члена ВЦС еще в 1917 году , протоиереи И. Громогласов, А. Станиславский, протопресвитер Н. Любимов, проф. П. Д. Лапин . 18 января 1922 года умер ближайший помощник патриарха митрополит Евсевий (Никольский), управлявший Патриаршей областью. Именно митрополит Евсевий в условиях домашнего ареста патриарха выполнял по его поручению значительный объем обязанностей по управлению Церковью и возглавлял Синод. На его место был назначен архиепископ Никандр (Феноменов), он получил титул Крутицкий, но не был возведен в сан митрополита. Он возглавлял до своего ареста заседания Синода. 22 марта 1922 года Политбюро по предложению Троцкого решило, не отвергая этих жестких мер, отсрочить их на некоторое время: «Арест Синода и Патриарха признать необходимым, но не сейчас, а примерно через 10–15 дней» . Однако, аресты последовали в тот же день. В ночь с 22 на 23 марта 1922 года был арестован архиепископ Никандр (Феноменов), а также епископ Иларион (Троицкий), но он не входил в состав Синода. Из числа членов Синода на свободе оставались митрополит Серафим и ставший в 1922 году архиепископом Серафим (Александров). Однако 4 апреля 1922 года архиепископ Серафим был арестован в квартире на Петровке, где он в это время жил .

http://bogoslov.ru/article/376306

«1922 года мая 5-го дня Московский Революционный Трибунал в публичном заседании в составе: председателя тов. Бека и членов трибунала тт. Дуброва и Гусева, при рассмотрении дела граждан Добролюбова, Заозерского, Поспелова и других по обвинению их в противодействии постановлению Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 16 февраля 1922 года [н. ст.] об изъятии церковных ценностей для приобретения на них хлеба для голодающих, контрреволюционной агитации и возбуждения религиозного психоза и проч. и, заслушав вызванных Трибуналом свидетелей гр. Беллавина Василия Ивановича и Феноменова Никандра Григорьевича, установил, что в указанных преступлениях с достаточной полнотой и ясностью изобличаются свидетели, причём деятельность их выразилась в том, что, стоя во главе организации, называемой православной иерархией, они разработали план кампании по противодействию изъятию церковных ценностей, составили воззвание к населению, которое Беллавин Василий Иванович, он же Патриарх Тихон, скрепил своей подписью и распространил его через низшие ячейки своей организации для оглашения среди граждан, чем вызвали многочисленные эксцессы и столкновения между введёнными ими умышленно в заблуждение гражданами и представителями Советской власти при производстве изъятия, закончившегося во многих случаях беспорядками, имевшими своими последствиями убитых, раненных тяжело или легко, пострадавших от побоев, постановил: привлечь граждан Беллавина и Феноменова, именуемых организацией православной иерархии, первый – Патриархом Тихоном, второй – архиепископом Никандром, к судебной ответственности. Вместе с тем привлечь к судебной ответственности всех участников собраний, происходивших у архиепископа Никандра 28 февраля и 7 марта 1922 г. Материалы по делу направить в Наркомюст для производства следствия в отношении Беллавина и Феноменова; производство же розыска участников собрания у архиепископа Никандра поручить Государственному Политическому Управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Председатель: К кому? Брусилова: Я просила ее не привлекать. Если угодно верить, так моему показанию. Председатель: Значит, вы фамилии назвать не хотите? Брусилова: Да ... Я сказала В конце допроса: Председатель: ...В толпе при этом отдельные лица тоже высказывались. О чем высказывались? Брусилова: Высказывались на тему об изъятии. Но я беседы с ними не вела, и я не хотела никого впутывать в неприятную эту историю. Председатель: Значит, то, что вы сказали: «Грабеж» – они слышали? Брусилова: Думаю, что нет... (Д. 102г. Л. 30, 94–99). Брусилова в своем последнем слове 7 мая (Д. 102г. Л. 273) сказала: «Ваш приговор я встречу спокойно, потому что по моим религиозным верованиям смерти нет ... Я милости и пощады не прошу...» Последними допрашивались архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) и Святейший Патриарх Тихон. Архиепископ Никандр, хотя и числился только «свидетелем по делу церковников», был заключен во внутреннюю тюрьму на Лубянке, совсем рядом с Политехническим музеем, где проходил публичный судебный процесс. Он, в частности, показал, что недавно вступил в управление Московской епархией и что у него было два собрания, касавшихся изъятия церковных ценностей – 27 февраля и 7 марта 1922 г. На первом собрании он ознакомился с благочинными и состоянием благочинии. Тогда же обсуждалась проблема, возникшая в связи с предъявлением Патриарху требования уплатить квартирный налог на сумму в 50 млн. рублей. Потом перешли к воззванию о пожертвованиях, ввиду ожидавшегося распоряжения ВЦИК об изъятии церковных ценностей... По словам архиепископа, на собрании говорили, что изъятия быть не может. Обвинитель: Кто говорил? Архиеп. Никандр: Протоиерей Цветков... Допрос велся изматывающим образом, преследовалась цель морально и физически истощить и унизить, уловить на чем-нибудь, доказав, что подсудимым нельзя ни в чем верить. Что касается второго собрания (7 марта), когда декрет ВЦИК был уже опубликован, то относительно него председатель Трибунала пытался выяснить у архиепископа, читал ли он воззвание Патриарха или не читал. Архиепископ Никандр упорно отказывался. Тогда вызвали подсудимых. Священник Заозерский, судя по тексту протокола, сказал, что читал. Тогда председатель обратился к архиепископу Никандру со словами: «Итак, Трибунал должен считать, что Вы сказали неправду».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Председатель: Вот, в связи с этим и ставится вопрос: не с точки зрения церковных канонов, а с точки зрения юридической: вот, имеется закон о том, что все церковное имущество изъято от Церкви и принадлежит государству, следовательно, распоряжаться им может только государство, а ваше послание касается распоряжения имуществом и даёт соответствующие директивы, законно или нет это? Св. Патриарх Тихон: С точки зрения советского закона – незаконно, с точки зрения церковной – законно. Обвинитель: Значит, с советской точки зрения незаконно, и это вы учитывали и знали, когда писали послание? Св. Патриарх Тихон: В моем послании нет, чтобы не сдавать. А вот я указываю, .что кроме советской есть церковная точка зрения и вот с этой точки зрения – нельзя. Обвинитель: Вы говорите, что вы не указывали, чтобы не подчиняться советской власти, а как вы думали, в какое положение поставили вы своим посланием верующих? Св. Патриарх Тихон: Они сами могут разобраться. Я выпустил послание и отдал его Никандру [Феноменову] для того, чтобы он сообщил в Синод и епархии. Председатель: Вам известно, что было в Шуе при изъятии? Св. Патриарх Тихон: Известно. Обвинитель: Ну вот это, что было в Шуе, и есть результат того, что вы предоставили своим гражданам разбираться. Св. Патриарх Тихон: Почему же вы думаете, что это? А в других местах граждане иначе разбирались. Обвинитель: А как в Москве происходило изъятие, вам известно? Св. Патриарх Тихон: По газетам. Обвинитель: И вам известно, что здесь граждане тоже сами разбирались? Св. Патриарх Тихон: Знаю, что в громадном большинстве совершенно спокойно. Председатель: А в некоторых местах? Св. Патриарх Тихон: Знаю, что в Дорогомилове... Обвинитель: Вам известны взгляды священников на это воззвание? Св. Патриарх Тихон: Каких священников – московских? Обвинитель: И других местностей. Св. Патриарх Тихон: Мною было сдано Никандру [Феноменову]... Обвинитель: Вам известно, что среди духовенства имеется противоположная точка зрения на возможность изъятия ценностей?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Назарий Блинов 31 .01(13.02).1910–1921: Черкасская 1919–1921: Киевская, в. у. 1925–1928: Тобольская 1927–1928: Челябинская, в. у. Тобольская, паки Назарий Кириллов 08(21).03.1913–28.09(11.10).1917: Одесская 1920–1923: Курская 1925–19.06(02.07).1927: Курская, в. у. Нафанаил Троицкий 17(30).12.1912–1921: Архангельская 1921–1924: Харьковская 1927–1927: Воронежская, в. у. Нектарий Трезвинский 03(16).06.1924–1925: Велижская 1924–1925: Витебская (Полоцко-Витебская), в. у. 1926–19.02(04.03).1928: Яранская 1927–1928: Курская Кировская, в. у. Неофит Коробов 25 .04(08.05).1927–19.07(01.08).1929: Городецкая 19 .07(01.08).1929–08.1937: Ветлужская Неофит Следников 13(26).11.1914–16(29).10.1917: Прилукская 16(29).10.1917–1918: Старобельская 17(30).05.1918–1918: Харьковская, в. у. Нестор Анисимов 16(29).10.1916–1916: Камчатская 1916–1921: Камчатская, паки 1946–1948: Харбинская (заруб.) Нестор Сидорук 01(14).10.1945–09(22).10.1945: Уманская 09(22).10.1945–11(24).10.1945: Мукачевская и Ужгородская, в. у. 11(24).10.1945–21.05(03.06).1948: Мукачевская и Ужгородская Никандр Викторов 09(22).09.1946–1952: Цицикарская Никандр Феноменов 20 .03(02.04).1914–1921: Кировская 01 .1922–1923: Крутицкая 01 .1922–1923: Московская и Коломенская, в. у. 11 .1925–1927: Одесская 1927–18.02(03.03). 1933: Ташкентская Никанор Абрамович 03 .1942–: Чигиринская (укр.) Никанор Кудрявцев 1921–17(30).10.1923: Ногинская Никанор Пономарев 05(18).12.1922–1922: Осинская (обн.) 1922–19.01(01.02).1924: Свердловская (обн.) 19 .01(01.02).1924–1926: Ирбитская (обн.) 1927–: Ирбитская (обн.), паки Никита Делекторский 29 .04(12.05).1924–1924: Бугульминская 1926–03(16).09.1927: Орехово-Зуевская 03(16).09.1927–10(23).08.1928: Нижне-Тагильская Никита Прибытков 10(23).01.1924–1924: Кузнецкая 1924–1927(?): Рубцовская (?) 1927–04(17).01.1931: Бийская 25 .10(07.11).1934–08(21).05.1935: Малмыжская 09(22).05.1935–12.1937: Белевская Никита Стягов 06(19).12.1923–06(19).08.1936: Боровичская Никифор Асташевский 15(28).09.1924–17(30).04.1937: Новосибирская и Барнаульская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Д. 109. т. 1. Указанное воззвание Патриарха Тихона, по признанию обвиняемого Феноменова, носило явно контрреволюционный характер, ссылка же в нем на каноны, характеризующая изъятие ценностей как святотатство, сделана была неправильно. Феноменов также признал факт созыва им после выпуска воззвания Тихона вторичного собрания благочинных, на каковом собрании им давались инструкции о способах вовлечения широких верующих масс в вынесение протестов противпостановления Советской власти об изъятии церковных ценностей. Л. Д. 217. т. 1. В своём показании от 2 марта 1923 года [н. ст.] он признал также и тот факт, что на священников, в вопросе об изъятии церковных ценностей поступивших не согласно патриаршего воззвания, им оказывалось соответствующее воздействие. Л. Д. 133, т. 1. Допрошенный по вопросу о Карловицком Соборе, обвиняемый Феноменов показал, что контрреволюционный характер указанного Собора ему стал известен из письма митрополита Евлогия [Георгиевского], полученного в январе месяце 1922 года из-за границы на имя Патриарха Тихона... По получении этого письма, по показанию Феноменова, члены Синода, а также члены Высшего Церковного Совета высказали опасение, что решения Карловицкого собора о борьбе за монархию могут вызвать подозрения со стороны власти в реакционности и политиканстве духовенства, находящегося на территории России, и навлечь на последних репрессии. Л. Д. 191. т. 1. Допрошенный на следствии обвиняемый Стадницкий по поводу выпущенного им воззвания к своей епархии признал, что, согласно патриаршего послания, он призывал верующих не выдавать священных предметов – чаш и дискосов, и только через месяц после этого, ознакомившись с церковными канонами, на которые ссылался Патриарх, он узнал, что ссылки Патриарха были неправильны, так как изъятие священных предметов на дело милосердия вовсе не является святотатством Он понял свою ошибку и определенно сознал свою вину. Л. Д. 205, т. 1. Обвиняемый Гурьев , допрошенный по поводу распространения этого воззвания Патриарха Тихона, заявил, что таковое он получил для распространения от архиепископа Никандра [Феноменова] в количестве 10 или 12 экземпляров и роздал по непосредственному указанию самого Патриарха лицам, его посещавшим; в частности, Гурьев признает, что им были переданы воззвания в Нижний Новгород, Ярославль, Смоленск и Витебск.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Патриарх. Я только одно могу сказать – ищите. Обвинитель. Я думаю, ясно, кто это сделал. Патриарх. Не могу сказать. Обвинитель. Разве не ясно, что архиепископ Никандр? Патриарх. Нет, не могу сказать. Председатель. У обвинителей больше вопросов нет?.. Защита имеет вопросы к свидетелю? Защита. Да, есть. Председатель. Пожалуйста, ставьте вопросы. Защита. Когда командировали в ПОМГОЛ представителя Цветкова, вы это делали лично или нет? Патриарх. Я сначала через Епархиальный совет, а потом от меня. У меня была бумага. Защита. Вы командировали через Епархиальный совет? Патриарх. Да, в первый раз. Защита. Первое воззвание. А когда вы второе направили в ПОМГОЛ, то это сделали в частном порядке? Патриарх. Официально, с Цветковым. Защита. Разрешите узнать: что, Епархиальный совет и Синод действуют официально открыто или неофициально? Патриарх. Официально. Мы не закрыты ни для власти советской, ни для Церкви. Защита. Эти учреждения находятся в том же помещении, где и вы живете? Они зарегистрированы домкомом? Патриарх. Вероятно, они известны начальству, потому что они давно находятся под призором. Защита. Вы не получали официального предложения о их закрытии? Патриарх. Нет, такого не было. Если бы было, то мы закрыли бы. Председатель. Еще имеются вопросы к свидетелю?.. (Пауза.) Свидетель, сейчас заканчивается снятие с вас показаний. Последний вопрос я хочу направить исключительно в область вашего сознания. Считаете ли вы, что ваше воззвание содержало в себе места, которые должны были волновать верующих и вызвать их на столкновение с представителями советской власти? Не считаете ли вы, что та кровь, которая пролилась в Шуе и в других местах и которая еще может пролиться, будет лежать и на вас? Патриарх. Нет. Председатель. Никто не имеет из подсудимых вопросов к свидетелю? Нет вопросов. Вы свободны. Обвинитель. В связи с допросом свидетелей Феноменова и Беллавина обвинение имеет сделать заявление... Обвинитель делает заявление о привлечении к судебной ответственности архиепископа Никандра (Феноменова) и патриарха Тихона (Беллавина) в связи с данными ими в судебном заседании показаниями и другими данными, обнаружившимися во время судебного заседания. Арест

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

С этого момента митрополит Арсений был переведен во внутреннюю тюрьму ГПУ. Начало судебного слушания было назначено на 24 апреля, однако ни в этот, ни в другие назначаемые властью сроки суд над Патриархом и другими обвиняемыми так и не состоялся. В результате «покаянного» заявления Святейшего патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР от 16 июня 1923 года он был освобожден из-под стражи 27 июня 1923 года. Митрополита Арсения и проходивших по тому же делу архиепископа Никандра (Феноменова) и П. В. Гурьева освободили лишь 10 января 1924 года, а уже 15 января вновь арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму за «антисоветскую деятельность», выражавшуюся в распространении провокационных слухов о гонении Церкви и религии советской властью. Каждому из них грозило заключение сроком до трех лет. 21 марта 1924 года дело патриарха Тихона, митрополита Арсения, архиепископа Никандра и П. В. Гурьева решением ВЦИК было прекращено. Подсудимых признали «...социально не опасными для советской власти» 52 , но это не означало их освобождения. Уже 28 марта Комиссия НКВД СССР по административным высылкам приняла решение о высылке их на три года в Бухару. Узнав об этом, Святейший патриарх Тихон ходатайствовал перед председателем Совнаркома А.И. Рыковым во время их встречи в мае 1924 года об освобождении осужденных, но ответа не последовало. Митрополит Арсений в Бухару не попал, а первоначально проживал в Красноводске Туркменской области, а затем в Полторацке (Ашхабаде), ставшем вскоре столицей вновь образованной Туркменской Советской республики. В одном из сохранившихся писем из ссылки, от 22 марта 1925 года, Владыка так описывал жизнь в Красноводске: «Наш город – малый, тысяч шесть населения, разноплеменного, разноверного; расположен на южном берегу Каспия... в городе нет почти никакой растительности вследствие отсутствия пресной воды, которая привозится за полтораста верст... Зимы почти нет; снег выпадает на день-два... Зато лето знойное и жара доходит до пятидесяти. Часто ветры дуют и наносят много песку. Здесь нас было вначале семь человек: четыре архиерея и три протоиерея. Теперь один протоиерей освобожден, и нас шестеро. Живем в двух маленьких комнатах настоящей коммуной, вместе молимся, вместе трапезуем от щедрот благодеющих нам, сами по очереди стряпаем. Такое купное житие имеет и свои хорошие стороны, но много и плохих, принимая во внимание наш почтенный возраст, установившиеся привычки, различие характеров и темпераментов. Хуже всего – вынужденное безделье, так как работы никакой не дают. Конечно, это не жизнь, а прозябание; не жизнь, а – житие. За что? Затрудняюсь ответить. Во всяком случае, не за мои личные грехи, а за – исторические. Утешаю себя только упованием, что такие испытания будут иметь спасительное значение для тебя и для других» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Л. Д. 86, 99, 100, 101, 106, 107, 108, 110, 112, 130, 133, 152,154, 156, 158, 159, 166, 165, т. 5. Так, волнения, сопровождавшие изъятия церковных ценностей в Москве, стояли в непосредственной связи с предварительными совещаниями, имевшими место 28 февраля и 7 марта [н. ст.] у архиепископа Никандра [Феноменова], на которых присутствовали специально приглашённые благочинные Московской епархии. Л. Д. 127, т. 5. На этих совещаниях обвиняемый Никандр [Феноменов ] разъяснил благочинным недопустимость изъятия церковных ценностей, предостерегая от нарушения церковной дисциплины, как это имело место со священником Борисовым, пожертвовавшим на голодающих ценности своей церкви, и предлагая собирать приходские собрания и оглашать в церкви на ближайших богослужениях преступные воззвания Тихона, с которыми он тут же познакомил присутствовавших; на этих же собраниях Никандром был предложен примерный образец протеста верующих во ВЦИК против изъятия ценностей. Спустя несколько дней благочинные Москвы и губернии получили из канцелярии Никандра преступное воззвание в количестве, соответствующем числу церквей каждого благочиния, и форму протеста во ВЦИК. Благочинные, в свою очередь, распространяли эти воззвания по церквам с предписанием исполнить распоряжение архиепископа Никандра. Ввиду такого распоряжения священниками приходов были созваны собрания приходских советов, на которых собравшиеся были ознакомлены с воззванием Патриарха, причём были вынесены постановления об обращении во ВЦИК с протестами по поводу изъятия церковных ценностей. Цель была достигнута. Когда было приступлено к изъятию ценностей из церквей, стали около них собираться возбуждённые толпы верующих, встречавших представителей Советской власти враждебными криками и угрозами. В некоторых местах дело доходило до кровавых беспорядков. Так, в церкви Богоявления в Дорогомилове собравшаяся у церкви толпа пыталась ворваться в неё в то время, когда там работала комиссия по изъятию ценностей. На просьбу сопровождавших комиссию красноармейцев разойтись толпа ответила криками: «Бей жидов и коммунистов» – и бросанием камней, а затем и избиением красноармейцев. Пробравшиеся из толпы несколько человек на колокольню ударили в набат, привлёкший ещё большую толпу. Охрана вынуждена была прибегнуть к оружию. Был сделан залп в воздух. Разъярённая толпа вторично бросилась на красноармейцев, и в результате несколько красноармейцев оказались тяжело раненными. Только прибывшей кавалерией толпа была рассеяна.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010