В бедненькую церковную сторожку весь почти день – «крестный ход» с поздравлениями и пожеланиями о. Антонию. Среди радостных пожеланий были и мрачные: две монахини особенно настаивали на немедленном его отъезде. Но о. Антоний сказал – «что Богом суждено, то и будет». Приготовляются к торжественному служению, убирается и украшается церковь , как к Пасхе, но не суждено было состояться этому торжеству. В час ночи приехало НКВД в количестве трех человек, сделали обыск, конечно, ничего не нашли, но увели священника. Арестован был и церковный совет и многие другие. 1 августа 1937 г. матушка, кстати в день своего рождения, понесла в тюрьму передачу, которую не приняли, но возвратили ей и его одежду, сказав с улыбкой, что о. Антонию дали казенную и что он напишет. С тех пор никаких сведений о нем не стало. Через служащих тюрьмы узнали, что его расстреляли. В те годы пострадали в г. Смоленске: Протоиерей Иоанн Соколов , Одигитриевской церкви, арестован в 1935 г., пропал без вести. Священник Константин Олецкий с сыном арестованы в 1935 г., при обнаружении подземной церкви под старой башней «Веселуха», в крепостной стене, построенной при Борисе Годунове в предместье г. Смоленска – «Ратовка». Случайно, дети, игравшие около башни, услышали пение и обратили внимание на это проходившего милиционера. Местность была оцеплена, и проследили жещину входившую с вином для богослужения в башню. В связи с этим открытием было очень много арестовано духовенства и мирян, так как были найдены списки прихожан этой тайной церкви. Местные газеты уделили много внимания этому событию. Протоиерей Василий Спиридонов, 70 лет, Протоиерей Николай Бурьков, 76 лет, заштатный, при Верхне-Николаевской ц., Протоиерей Иоанн Афонский, арестованы в 1937 г и пропали без вести. Глава 29. Смерть в концлагерях 60 священномучеников 1930, 1931, 1932 г.г. я посещал все места Сибири, пишет свидетель, а в 1933 году наша поездка в г. Иркутск, Нижнеудинск и Балаганск. Г. Качуг – на берегу реки Лены, 200 верст от города Иркутска, с Качуга на Нижнеудинск – Балаганск вел тракт. Тракт проходил исключительно по тайге, населения никакого нет, на строительстве были только заключенные. В Качугских лагерях в то время царил неслыханный произвол. Людей ни за что расстреливали, били палками, пороли нагайками, плохие бытовые условия, в бараках помещалось 60–80 человек, сплошные нары, причем двухэтажные. В случае, если кто из заключенных не выполнит дневное задание, то лагерная охрана палачей имела полное право издеваться над ним и держала заключенных на производстве по целой неделе под открытым небом. Люди умирали с голоду и холоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Нижнеудинск. Собор Вознесения Господня. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Вознесения Господня , Михаила Архангела , Иннокентия, епископа Иркутского Год постройки:Между 1811 и 1835. Год утраты:Не установлен. Адрес: Координаты: 54.920302, 99.046562 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В генеральном плане города Нижнеудинска 1798 года показана каменная Воскресенская церковь и вновь проектируется каменный собор. 4 июня 1811 г. на городской площади в заречной части города закладывается крупный каменный собор. Деревянная Спасская или Архангельская церковь сносится, так как стояла она в юго-восточном углу бывшего острога и попадала на центральную магистраль города, идущую от р. Уда к новому собору. Средства на строительство шли от добровольных пожертвований граждан города, на пособия, выданные из Духовного учебного управления при Синоде. Сооружали храм мастера Степан Чуранов, Степан Шишкин и Степан Кудреватых. Собор имел три престола: главный холодный храм - во имя Вознесения Господня, левый - теплый придел - во имя Архистратига Михаила, правый теплый придел - во имя Святителя Иннокентия. Храм возведен в ранг соборного в 1817 году. Собор имел объемно-планировочную композицию, свойственную постройкам предыдущего столетия. Церковь не сохранилась. По материалам: книги " Православные храмы Иркутской епархии " . М. 2000. " Культовая архитектура Нижнеудинска " О. Беседина, " Путь Ильича " . 207-208, 1989 г. В. Чепиного " Наше наследие " http://www.gorodokn.ru/trakt/topevent/p1105.htm 4 июня 1811 г. на городской площади закладывается крупный каменный собор - Собор Вознесения Господня. Впервые в Иркутской епархии начал строиться храм не только на пожерт­вования граждан, но и на пособие, выделенное из Духовного Учебного Уп­равления при Синоде. Сооружали его мастера — Степан Чураков, Степан Шишкин и Степан Кудреватых. Собор имел три престола: главный холодный храм - во имя Вознесения Господня , освящен 12 мая 1835 г.; левый теп­лый придел - во имя Архистратига Михаила, освящен 9 октября 1815 г.; пра­вый теплый придел — во имя Святителя Иннокентия, епископа Иркутского - 25 августа 1826 г. Храм был возведен в ранг соборного в 1817 году. Из до­стопримечательностей его известна чудотворная икона Ахтырской Божией Матери. Собор не сохранился. Авторы: Легких С.П., Галичина Е.П. Дата публикации: 07.01.2015 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39412

Алексий, епископ Саянский и Нижнеудинский (Муляр Александр Петрович) Дата рождения: 4 ноября 1976 г. Дата хиротонии: 2 декабря 2013 г. Дата пострига: 2 апреля 2005 г. Страна: Россия Биография: Родился 4 ноября 1976 г. в семье священнослужителя в г. Луцке Волынской обл. Украины. С детства прислуживал в храме, помогая отцу — соборному клирику, митрофорному протоиерею. Нес послушание иподиакона у архиепископа Волынского и Ровенского Варлаама и у архиепископа Волынского и Ровенского Варфоломея. В 1994 г. окончил среднюю школу в г. Луцке. В 1994-1998 гг. обучался в Московской духовной семинарии . В 1998 г. ректором МДАиС  епископом Верейским Евгением  поставлен во чтеца. В 1998 г. поступил на очное отделение Киевской духовной академии , которую окончил в 2002 г., защитив дипломную работу «Распространение христианства в Европе, Африке и Азии в I-III вв.». В 2002-2004 гг. нес певческое и иподиаконское послушание в Киеве. В 2004 г. поступил в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь г. Костромы, где нес послушание казначея. 2 апреля 2005 г. по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра  наместником Ипатьевского монастыря архимандритом Иоанном (Павлихиным)  пострижен в малую схиму с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. 10 апреля 2005 г. архиепископом Александром рукоположен в сан иеродиакона, 12 апреля 2005 г. — во иеромонаха. В 2010 г. по представлению архиепископа Александра возведен в сан игумена. 19 октября 2011 г. перешел в клир Магаданской епархии . 6 ноября 2011 г. назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора г. Магадана и казначеем епархии. Решением Священного Синода от 2 октября 2013 г. ( журнал 107 ) избран епископом Саянским и Нижнеудинским. 6 октября 2013 г. епископом Магаданским и Синегорским Иоанном возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 1 ноября в 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Образование: 1998 г. — Московская духовная семинария. 2002 г. — Киевская духовная академия. Епархия: Саянская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Алексия (Муляра) при наречении во епископа Саянского и Нижнеудинского. Награды: Церковные: E-mail: sayansk@mpatriarchia.ru Web-caйm: http://sayansk-eparchy.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3340980...

[ПСТБИ] АНТОНИЙ (Семигановский-Диенти) Епископ Нижнеудинский Родился 31/V-1888 года. Окончил реальное училище, Московский университет по естественному отделению и Московский археологический институт. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 5/VIII-1923 г. хиротонисан в брачном состоянии обновленческими епископами во еп. Сретенского, Забайкальской епархии. Затем был еп. Нижнеудинский. Дальнейших сведений не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 35. Кат-АМ 56. [ПСТБИ] Кат-ЯВ С. 25. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 963.] АНТОНИН (Грановский [Александр Андреевич!) Митрополит Московский Родился 21/XI-1865 года в Полтавской губернии. В 1891 г. окончил Киевскую духовную академию. В 1890 г. будучи в академии был пострижен в монашество с именем Антонина, в 1891 г. рукоположен во иеромонаха. Был назначен сначала помощником инспектора Киевской духовной академии, а затем смотрителем Московского Донского духовного училища. В 1893 г. переведён на должность смотрителя в Киево-Подольское духовное училище. С 1895 г. – инспектор Тульской духовной семинарии. С 1897 г. – преподаватель Холмской духовной семинарии. С 1898 г. – ректор Благовещенской (на Амуре) духовной семинарии, в сане архимандрита. С 1899 г. переведён, согласно прошению, на должность в С.-Петербургский Духовный Цензурный Комитет сначала младшим цензором, а затем старшим. 15/I-1903 г. утверждён в степени магистра богословия. 02/III-1903 г. хиротонисан во еп. Нарвского, третьего викария С.-Петербургской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Антонием митр. С.-Петербургским при участии митр. Московского Владимира, Преосвященного Владимира, еп. Владикавказского и целого ряда других иерархов. В 1904 г. присвоено наименование второго викария С.-Петербургской епархии, а в 1905 г. – первого викария С.-Петербургской епархии. В этом же году он состоял членом комиссии по выработке правил о свободе печати. В 1908 г., согласно прошению, уволен на покой по болезни, с назначением ему местопребывания в Сергиевой Пустыни. Повлияло на увольнение также и сочувствие революционному движению 1905–1907 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

См. Мутинская Святоспасская пустынь. Спасский Нередицкий монастырь См. Нередицкий Спасский. Спасский Нижнеудинский монастырь См. Нижнеудинский Спасский. Спасский Новгородский на Красном Поле монастырь давно уже упразднённый и вовсе уничтоженный, находился близ Великого Новгорода за торговой стороной, от Софийского собора к юго-востоку близ земляного вала, расстоянием от Кремля в 2 вёрстах: когда и кем построен был этот монастырь, неизвестно. В рукописных Летописях Новгородских под годом 6886 (1378) записано: «Константин Коровьянович с братом поставили церковь каменную Спаса Нерукотворного Образа на торговой стороне близ града на поле». При переписи 1615 года после Сокольницкого и Рождественского, что у Скуделен на поле, написано: храм на поле образ Нерукотворный, а за ним: монастырь на поле Воскресенье Христово и прочее. В конце XVII столетия между Новгородскими монастырями писался Образовский с поля монастырь, более же нигде ни в каких записках он не упоминается. При сочинении Штатов в 1764 году о духовных имениях, за церковью Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа было крестьян 52 души. Ныне от этого монастыря осталась церковь во имя Спасова Нерукотворного Образа, при которой ни священника, ни причта, ни приходских дворов, ни земли церковной не имеется. Спасский Новоприлуцкий монастырь Мужской упразднённый, Архангельской Епархии находится в Холмогорском уезде на берегу реки Двины от города Холмогор в 15 вёрстах. Основателем оного был некто инок из пределов великого Новгорода, постриженник пустыни Александра Свирского , пришедший на это место в 7125 (1617) году Марта 25. Он сначала испросив у поселян Курежской волости, к которой принадлежала эта земля, место, потребное для, сооружения кельи и церкви, и, расчистив оное, поставил для жительства келью, и по благословению Ионы, Митрополита Сарского и Подонского, управлявшего тогда между Патриаршеством Всероссийской Церковью , положил первому храму основание в лето 7126 (1618), Мая в 29 день. А освящён храм в 7127 (1618) году, Сентября в 24 день, во имя Нерукотворного Образа с приделом Александра Свирского. И с того времени обитель эта начала именоваться пустынь Сарская Козьеручьевская. А между тем Государь Царь Михаил Феодорович пожаловал землю под монастырь и утвердил оную своей грамотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Речка Бирюса. Бирюса составляет границу между Красноярскою и Иркутскою губерниями. Переплыли мы ее 13-го июля, в среду. Течение ее быстро, дно каменисто, вода прозрачна и холодна, – каковою отличаются и все Сибирские реки и потоки. Имя этой реки должно войти в историю золотых промыслов. Ибо сто слишком лет искомое сокровище на ней, прежде всех других мест Восточной Сибири, явило себя любимцам фортуны. Весть о сем обретении стрелою промчалась не только по Сибири, но и по всей России, – и нужно ли говорить о впечатлениях, произведенных ею? – Все заходило, заворошилось на Бирюсе будто в муравейнике. О если б с такою готовностию, с таким жаром искали люди сокровища небесного, искали царствия Божия и правды Его? Вступление мое на берег Бирюсы, принадлежащей Иркутской губернии, имело для меня особую важность. Сердце мое говорило мне, что я на пределах той страны, где суждено мне не только преполовить, но может быть, и скончать житейское свое течение. Я возвел очи к небу, преклонил колена и горячею слезою оросил землю. Боже милосердый! Не эта ли капля изливается даже и до днесь в потоке благословений Твоих, ими же ущедряешь раба недостойного? Буди имя Твое благословенно во веки! Нижнеудинск. На пути от Бирюсы до Нижнеудинска встречается одна только церковь – Алзамайского селения, во имя Св. Иннокентия, отстоящая от уездного своего города на 92 версты. Церковь эта благоустроением своим сделала на меня хорошее впечатление. Видев ее при первом вступлении в Иркутскую паству, утвердился я в той мысли, что страна и епархия Иркутская вышли уже из состояния времен варварства. Ту же мысль давали мне и все селения, встречавшиеся на пути. Наконец предстал пред очи наши и первый на Московском тракте город Иркутской губернии – Нижнеудинск. От Иркутска отстоит он на 490 верст. Жителей в нем менее тысячи. Церковь одна, – каменная; другая в подгородной слободе. Эта последняя отделяется от города быстротечною рекою Удою. Уда выражает собою характер Сибирских рек. Берега ее живописны, дно унизано камнями, вода как кристалл; течение ее находит для себя подобие лишь в скоротечности жизни нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖНЕУДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Иркутской и Верхоленской епархии (см. ст. Иркутская и Ангарская епархия ), существовало в 1924-1929 гг., получило название по г. Нижнеудинску (ныне адм. центр Нижнеудинского р-на Иркутской области ). Согласно материалам переписки патриарха Московского и всея России свт. Тихона с разными лицами, вопрос об учреждении Н. в. поднимался в 1921 г. (Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 669-670). Однако сведений об образовании епископии в то время не выявлено. По данным церковного историка М. Е. Губонина , в 1924 г. Нижнеудинским викарным архиереем числился еп. Виктор (Богоявленский) . Не позднее сент. 1924 г. он был арестован, по нек-рым сведениям, в янв. 1925 г. содержался в иркутской тюрьме; в этот период материальную помощь архиерею оказывала мц. Татиана Гримблит . После досрочного освобождения еп. Виктор был возведен в сан архиепископа и в марте 1925 г. определен на Омскую кафедру. 11 сент. 1924 г. на Нижнеудинскую кафедру был назначен вернувшийся из заключения и с авг. того же года проживавший в Иркутске еп. бывш. Любимский Кирилл (Соколов) . Ему было вверено также временное управление Иркутской епархией. После назначения Нижнеудинским викарием архиерей продолжал пребывать в Иркутске. Местные власти отказали еп. Кириллу в регистрации, 9 окт. 1925 г. он покинул город, а в нояб. того же года был определен епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. На территории Н. в. получило распространение обновленчество : согласно отчету Иркутского раскольничьего «архиепископа» Василия Виноградова, в 1925 г. в Тулунском у. (название Нижнеудинского у. с 1922) насчитывалось 22 «тихоновских» прихода и 29 обновленческих, а в Иркутске - 14 «тихоновских» приходов и 9 обновленческих. В февр. 1926 г. зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил на Нижнеудинскую кафедру еп. бывш. Ейского Евсевия (Рождественского ; впосл. архиепископ). Митр. Сергий также поручил еп. Евсевию временное управление Иркутской епархией. Однако временно управлявший епархией с окт. 1925 г. Киренский еп. Ираклий (Попов) , к-рого поддерживало большинство иркутского духовенства, не признал назначение еп. Евсевия и продолжил управлять епархией. Еп. Ираклий окормлял 10 иркутских приходов, еп. Евсевию подчинялись лишь 4 прихода. Во главе небольшой группы клириков - сторонников еп. Евсевия - стоял прот. Николай Пономарёв, к-рого этот архиерей назначил секретарем Иркутского ЕУ. 15 июня 1926 г. митр. Сергий повторно поручил временное управление епархией еп. Ираклию, а в сент. того же года еп. Евсевий подал прошение об увольнении на покой. Вскоре Пономарёв был уволен за штат.

http://pravenc.ru/text/2565234.html

Нижне-Ломовская (обн.) 26 .02(11.03).1923–04(17).03.1925: Иоанн Ягодинский 25 .05(05.06).1925–: Иоанн Ягодинский, паки 08(21).06.1925–1925: Иоанн Чернобаев 12(25).08.1929–: Георгий Лапшин 03(16).02.1930–07.1931: Викентий Никипорчук Нижне-Тагильская 26 .01(08.02).1923–1927: Лев Черепанов –1927: 03(16).09.1927–10(23).08.1928: Никита Делекторский Николай Нижне-Тагильская (обн.) 25 .07(07.08).1925–23.10(05.11).1925: Серапион Сперанцев 9(22).12.1925–02(15).09.1926: Михаил Фивейский 14(27).07.1926–: Серапион Сперанцев, паки –1934: 1934–1934: Сергей Иванцов 09 .1934–1935: Михаил Вяткин Нижнеудинская 1924–1924: Виктор Богоявленский 1924–1925: Кирилл Соколов 1926–1927: Евсевий Рождественский 02(15).09.1927–19.06(02.07).1929: Киприан Комаровский Нижнеудинская (обн.) Антоний Семигановский-Диенти –1926: Андрей Нижне-Чирская 1921–1922: Николай Орлов 1 1922–1923: 22 .09(05.10).1923–1928: Захарий Любов Нижне-Чирская (обн.) 01(14).05.1923–1924: Пётр Добринский 06(19).01.1925–19.12(01.01).1925: Константин Запрудский 08(21).06.1926–21.01(03.02).1927: Сергий Добромыслов Нижнедунайская см. Кишинёвская Николаевская (Самарское вик.) 1923–08(21).01.1924: Николай Амассийский Николаевская см. Херсонская н Николаевская Николаевская (Одесско-Херсонское вик.) (обн.) 04 .1923–11.1924: Константин Спасский 02 .1925–1930: Рафаил Прозоровский 1930–23.09(06.10). 1937: Амвросий Нагорский Николаевская (укр.) –1923: Филипп Буцило 1923–1942: 08(21).07.1942–1944: Серафим Кушнерук Никольская 1926–1933: Варсанофий Вихвелин –1928: Иерофей Афоник 22 .03(04.04).1933–11(24).08.1933: Николай Клементьев Никольская (обн.) 1934–09(22).04.1936: Михаил Соколовский Никольско-Уссурийская см. Уссурийская Никольско-Уссурийская (обн.) см. Уссурийская обн. Ниноцминдская (обн.) 05(18).10.1925–1925: Нил Ушаков Новгород-Северская 16(29).10.1916–1923: Иоанн Доброславин 02(15).02.1923–1926: Матфей Храмцев Новгородская 05(18).11.1910–29.07(11.08).1933: Арсений Стадницкий 1922–1924: Серафим Велицкий, в. у. 1923–1924: Иоанникий Сперанский, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 141. Подлинник. 569. Телеграмма министру-председателю Г.Е. Львову преподавательской корпорации Царскосельского женского училища Духовного ведомства 6 апреля 1917 г. Христос Воскресе! В день Светлого Воскресения корпорация Царскосельского женского училища Духовного ведомства в полном своем составе приветствует в Вашем лице первого председателя Совета министров, волею народа поставленного во главе Временного правительства. Да поможет Всевышний возглавляемому вами правительству объединить вокруг себя народные силы для окончательной победы над врагом и ведения дорогой Родины по светлому пути добра, права и истинной свободы. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1.Д. 153. Л. 67. Подлинник. 570. Телеграмма М.В. Родзянко съезда духовенства Серогозского благочиннического округа Таврической губернии 6 апреля 1917 г. Съезд духовенства Серогозского благочиннического округа Таврической губернии в собрании своем 6 апреля постановил приветствовать новое правительство и выразить полную готовность всеми способностями проводить в жизнь высокие принципы свободы, равенства и братства. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 145. Подлинник. 571. Телеграмма Временному правительству духовенства благочиннического округа Нижнеудинского уезда Иркутской епархии 7 апреля 1917 г. Духовенство благочиния округа 796 Нижнеудинского уезда Иркутской губернии, собравшись [под] флагом свободы, единогласно приветствует Временное правительство на пути устроения Русской жизни на началах демократического строя. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 99. Л. 196 а. Подлинник. 572. Телеграмма председателю Государственной думы духовенства 36-го благочиннического округа Томской епархии 7 апреля 1917 г. Мы, духовенство 36-го [благочиннического] округа Томской епархии, приветствуем новое правительство в лице вашем, Михаил Владимирович. Готовы дать все свои силы на служение великому идеалу свободы и праву. Надеемся, [что] с помощью Божией при изменении тяжелых условий прежнего строя пойдем рука об руку с родным народом на новых свободных началах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ночь спал совсем плохо; летели мы ужасно; паровозы дергали немилосердно, даже вещи падали; я положительно мучился на ложе своем! Не говорю уже, что жутко становится при такой бешеной езде, но и физическая мука: каждую минуту движется тело, прыгает, да еще этот ужасный угольный дым, прямо закоптились! Когда настало утро, от души сказал я: «Слава Богу!» Чего же достигли от такой езды? На четыре часа раньше расписания приехали в город Нижнеудинск, где и без того три с половиной часа стоянки; это машинисты для себя старались, все-таки лишних четыре часа отдохнуть. Генерал вышел рассерженный, офицеры тоже, сделали заявление начальнику станции и получили уверение, что дальше этого не будет. И действительно, дальше поехали по расписанию. Местность очень гористая, но город Нижнеудинск лежит в долине на берегу страшно быстрой горной реки Уды, чрез которую перекинут большой мост в четыре пролета. Дно реки каменистое, и вода до того прозрачна, что с высоты моста можно считать камни на дне; быстрота течения ужасающая; кондуктор добавляет, что это еще мало воды, а вот скоро вода начнет сильно прибывать, когда солнышко пригреет и снег начнет таять в горах! Выходит, таким образом, совершенно обратное нашему речному положению: у нас, чем жарче, тем воды в реках меньше, а здесь наоборот — больше. Городишко плохой, весь деревянный, только две церкви. Началась Иркутская губерния. Здесь мы простояли восемь часов и тронулись дальше. Опять потянулась тайга; горы стали уходить назад и теперь кажутся синими облаками. Двигаемся среди долин и холмов, покрытых хвойными лесами. Чаще стали попадаться хуторочки — это переселенцы, семей по пять-десять поселились, получили по пятнадцать десятин на душу и теперь разрабатывают под пашни, выкорчевывают пни, жгут их, так что среди леса вблизи хуторов разбросаны возделанные маленькие участки земли. Встречается много берез, но как жалок их вид: половина ствола красная, с него ободрана кора, из которой крестьяне делают коробки для хлеба, яиц, даже кроют крыши, — просто варварство, так как березы после такой операции еле-еле влачат существование, болеют! Увлекаюсь сочинениями иеромонаха Михаила. Какая спокойная критика современной светской литературы. О. Михаил пишет и о церкви и о таинствах так, что каждый может читать с пользою его произведения.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-polkovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010