2. Что пользы сказать шутку? Только возбудишь ею смех. Скажи мне, сапожник возьмется ли за какое-нибудь дело, не принадлежащее к ремеслу его, или станет ли приобретать какой-нибудь (ненадлежащий) инструмент? Никак, – потому что чего мы не употребляем, то ничего для нас не стоит. Пусть не будет ни одного слова праздного, так как от празднословия можно перейти к неприличному (разговору). Теперь время не увеселения, но плача, скорбей и рыданий. А ты шутишь? Какой боец, вышедши на арену, оставляет борьбу с противником и произносит шутки? Близ тебя дьявол ходит вокруг, рыкая, чтобы поглотить тебя, все воздвигает и все обращает на твою голову, замышляет, как бы выгнать тебя из твоего убежища, скрежещет зубами, воет, раздувает огонь против твоего спасения, – а ты сидишь и произносишь шутки, пустословишь и говоришь неприличные речи? Можешь ли же ты успешно одолеть его? Мы забавляемся по-детски, возлюбленные! Хочешь узнать образ жизни святых? Послушай, что говорит Павел: «я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» ( Деян. 20:31 ). Если же он употреблял такое попечение о милетянах и ефесянах, – не шутки говорил, а со слезами преподавал учение, – то что ты скажешь о других? Послушай, что он говорит и к Коринфянам: «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами» ( 2Кор. 2:4 ); и еще: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор.11:29 ). Послушай, что он говорит еще в другом месте, ежедневно, так сказать, желая переселиться из мира: «Ибо мы, находясь в храмине, воздыхаем " ( 2Кор.5:4 ). А ты смеешься и забавляешься? Время войны, – а ты занимаешься тем, что свойственно плясунам? Не видишь ли ты лиц людей воюющих, как они суровы, как строги, как брови их страшны и полны ужаса? У них ты видишь лице суровое, сердце бодрое, ум отважный, быстрый, сдержанный, осторожный и беспокойный, большое благочиние, большую стройность и великое молчание в рядах; не говорю уже, что они не произносят постыдного слова; они вовсе ничего не говорят. Если же они, сражаясь с врагами чувственными и не будучи в опасности потерпеть какой-либо вред от слов, наблюдают столь великое молчание, то ты, который должен вести войну и за слова, и даже большую часть войны, – как ты допускаешь этой твоей части оставаться обнаженной? Разве ты не знаешь, что мы здесь подвергаемся многим наветам? Шутишь и забавляешься, говоришь остроты, возбуждаешь смех, и нисколько не думаешь о деле? Сколько от шуток происходит клятвопреступлений, сколько вреда, сколько сквернословия! Но, говорят, эти шутки не таковы. Однако, послушай, – (апостол) изгоняет всякие шутки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Свою любовь к вере православной они явили, как сам ты знаешь, и добрыми делами. Старайся же, чтобы они не охладели в своей первой любви, а преизбыточествовали в ней. Позаботься и о том, чтобы эта пока еще малая церковная община разрослась, подобно евангельскому горчичному семени, в древо многолиственное ( Матф. 13, 31–32 ), под которым бы укрывались и не находящиеся пока во дворе нашем. А привлекать она будет чужих более всего тем, если в ней богослужение будет отправляться истово, с благолепием, церковная жизнь отличаться благочинием, если члены общины будут жить в мире, любви, согласии, по братски. Начатки иному там уже положены, нужно только укрепить и развить их; а иное еще и не начато; так, нет там церковной школы, об устройстве которой нужно тебе позаботиться. Я и тебе говорю, и пред другими не умалчиваю, что от церковных школ зависит будущность православия в здешнем крае, что школы эти сугубо здесь необходимы, так как в публичных школах этой страны, как сам знаешь, закону Божию не учат. До сего сказанное мною относится к внешнему твоему будущему деланию. Но не думай ограничиться одним этим. Быть может, одного внешнего делания достаточно в каком нибудь другом звании, но отнюдь не в пастырском, хотя иные и из пастырей едва ли не все свое служение поставляют во внешнем делании. Обращал ли ты, возлюбленный, свое внимание на слова Спасителя: «многие скажут Мне...: Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали и не Твоим ли именем бесов изгоняли и многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Матф. 7, 22–23 ). Что же? Значит, можно быть пастырем, проповедовать Христа, именем Его творить чудеса и не быть признану от Господа? Да, и убойся сего, да не постигнет участь сия! Помни, что успех пастырского делания не столько зависит от внешних мероприятий, сколько является следствием духовного подвига и благодатной жизни самого пастыря. Священник лишь в том случае может быть истинным созидателем душ и руководителем их ко Христу, когда он сам созидает себя духовно и в своей совести проходит путь христианского самоусовершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

б) Средства к водворению в своей душе довольства своим жребием. 1) Нужно сравнивать себя по дарам счастия более с теми, которые остаются позади нас, а не с особенными счастливцами, стоящими выше нас. 2) Нужно положить себе цель в жизни, и – цель правильную. Предположенная цель в жизни будет сводить к единству наши мысли и желания; она будет занимать нас после пробуждения утром и до вечернего сна; она будет постоянно возбуждать наши силы к деятельности. Эти цели, правда, и есть у многих, наприм. у художника его художество, у купца – торговля. Но в том-то опять беда ваша, что большею частию цели жизни у нас неверны, что время их изменяет; например, художник почему-либо больше не может заниматься своим художеством, равно как и купец, потерявший капитал, – торговлей: в таком случае эти люди начинают скучать, остаются недовольны своим жребием. Итак какая же верная и неизменная цель в жизни каждого человека? Это вообще труд для Бога, для спасения души, одним словом нужно искать царствия Божия и правды его. Когда цель будет поставлена, тогда жизнь наполнена будет содержанием, и человеку некогда будет скучать и быть недовольным. 3) Нужно сознавать, что по грехам мы не стоим и того, что имеем, что только безмерное милосердие Божие дарует нам разнообразные блага, которых мы не ценим, когда имеем. Неблагодарность в Богу за Его бесчисленные благодеяния с одной стороны, с другой слишком высокое сомнение о себе, – вот главный корень недовольства своим пожеланием. Если истребить в человеке два этих чувства, он будет доволен и малым. ( Г. Дьяченко ). 2. Зависть а) Библейские тексты о зависти: Зависть запрещается: не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего ( Исх. ХХ, 17 ). – Да не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем (Притч. XXIII, 17). – Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. XIII, 13). – Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать ( Гaл. I, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Подобные споры о первенстве сотрясали и первую христианскую Церковь . Апостол Павел писал в Послании к Коринфянам: «…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1Кор.3:3–7 ). Подобные споры о главенстве в христианских общинах продолжаются до сих пор. И подобное нисколько не украшает жизнь Церкви, напротив, мешает и даже вредит ей. Католическая церковь до настоящего времени отстаивает свое право быть первой Церковью во всем христианском мире. Об особой миссии в деле спасения всего рода человеческого говорит каждая из поместных церквей. Подобная локальная мифология нисколько не способствует смирению и скромности христиан, но развивает в них совсем противоположные качества. Дух превозношения и гордыни, превозношение одного христианина перед другим, уродует дело христианского апостолата и наносит серьезные духовные травмы рядовым верующим. Конечно, в Православии нет культа Римского Папы, но в то же время каждый епископ, каждый благочинный и настоятель может оказаться таким своеобразным мини-«папой». В католичестве – культ личности одного человека, у нас может оказаться культ личности многих и многих карликовых «пап». Причем чувство собственной внутренней неполноценности может усиливать авторитарный нажим таких «микропап» со всеми вытекающими из этого последствиями… Подобные «пастыри» считают себя некими оракулами, которые все видят, все знают и все понимают. Фактически они занимаются имитацией пророческого дара, дара различения духов. Сумасброды и фантазеры! Ни один христианин, в какое бы достоинство он не был бы облечен, не может претендовать на всезнание и всеведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мир Создателем не так создан, как люди создают. Люди создают одно из другого, то есть из какой-нибудь материи дело делают, и то с трудом. Но Бог мир этот, то есть небо и землю с исполнением их, из ничего и без всякого труда, единым желанием и словом создал. Сказал, и сделались, повелел, и сотворились – это дело всемогущей Божией силе приписывается. Разум наш, который говорит, что ничего из ничего не бывает, не может понять того, как великий состав этого мира из ничего произведен. Но вера дополняет недостаток разума и убеждает его признавать то, что Богу, как всемогущему, все возможно. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1:37). Верою познаем, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр. 11:3). Она слышит от Святого Духа свидетельство: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1), – и в этом не сомневается. Подобно тому, как сочинитель книги из разума своего извлекает слова, и пишет их на бумаге, и таким образом сочиняет книгу, и как бы из ничего нечто делает, так и премудрый и всемогущий Создатель, что в Божественном своем разуме имел и что пожелал, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, то есть состоящую из неба и земли, сочинил. В этой книге видим Божие всемогущество, премудрость и благость. Всемогущество – так как все из ничего желанием и словом сотворил. Премудрость – так как все премудро сотворил: Все Ты сотворил премудро (Пс. 103:24). Благость – так как все не ради Себя, но ради нас сотворил. Добро делается ради самого себя. Потому что Бог Сам ради Себя ничего не требует, и как прежде век, так и ныне, и во веки веков во всесовершенном блаженстве пребывает. 2. Солнце   Прежде восхождения солнца тьма и ночь пребывает, но как солнце взойдет, тьма отступает и свет воссияет. Так и до пришествия Христова, который есть Солнце праведное, тьма всю вселенную покрывала и ночь глубокая была. Но как только это Солнце светлейшее воссияло и свои теплейшие лучи на всю вселенную испустило, благоприятнейший и сладчайший нашим душам воссиял день. Тогда исполнилось пророческое слово: народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; живущим в стране и тени смертной свет воссияет (Ис. 9:2; Мф. 4:16). Ночь прошла, а день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти, – говорит апостол (Рим. 13:12–14). Будем и мы поступать по апостольскому увещеванию и будем сыновьями света и дня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Кто внимательно продумает эти слова Священного Писания, тот поймет, почему мы должны не просто бороться с фашистами как представителями зла, но и карать их. Со всей ясностью это наше право доказывают следующие высказывания Апостолов Петра и Павла об отношении нашем к гражданской власти. " Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству... Правителям ли посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро " (1 Петр. 2, 13-14), " ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых: начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он - Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое " (Рим. 13, 3-4). Фашизм - международное зло; фашисты - международные преступники. Понятно, почему они должны быть наказаны международной организацией, понятно, для чего должен быть применен " меч " к этим преступникам. Апостол прямо говорит: " Только бы не пострадал кто из вас, как убийца или вор, или злодей, или как посягающий на чужое " (1 Петр. 4, 15). Фашисты вполне подходят к этому перечню: они и убийцы, и воры, и злодеи, и захватчики чужого. Святые отцы не говорили " о всепрощении " явным преступникам; они соглашались с тем, что преступник должен быть наказан и сами обращались к гражданской власти с просьбой наказать нарушителей и церковного и общественного благочиния. Убийство же врагов на войне они считали делом " законным и похвалы достойным " (См. например, Канон, послание св. Афанасия к монаху, пр. 13. см. Василия Великого, пр. 8 см. Григория Неокесарийското и др.). Для верующих христиан самым тягчайшим наказанием было отлучение их от Св. Причастия з.а разного рода проступки против христианской нравственности (убийство, воровство, блуд и др.). Отцы Церкви создали определенные правила с пунктуальным разграничением кого, за что и на сколько лет отлучать от Св. Причащения. Итак, с христианской точки зрения нет абсолютно никаких оснований для прощения фашистам их кровавых преступлений. Никакие софистические измышления фашистских адвокатов не помогут фашистам избежать заслуженной кары. Ссылки на христианское милосердие просто неуместны, так как " суд без милости, не сотворшему милости " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/346/...

По остроумному замечанию В.В. Болотова, «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в антиохийской школе предлагались такие простые и устойчивые приемы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» . С александрийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; богословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзегезу; у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена. Верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзегетической школы был святитель Иоанн Златоуст, но антиохийцами были также Несторий и Феодор Мопсуестийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» ( m o n a c o z) означает «уединенный». Монашество – институт, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 10–12). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность и бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений. Апостол Павел писал к коринфянам: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор. 7: 32–35).

http://pravoslavie.ru/42070.html

От имени прихода и благочиния протоиерей Игорь Завацкий преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону святителя Спиридона Тримифунтского. Далее с архипастырским словом к духовенству и мирянам обратился владыка Ювеналий: «Дорогой отец благочинный, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я очень рад, что Господь сподобил меня освятить этот храм. Шестнадцать лет назад тогдашний благочинный направил мне рапорт с просьбой назначить сюда настоятеля, а храма не было, даже руин не оставалось, кроме нижней части колокольни. Это был беспрецедентный случай, когда в такую духовную пустыню я назначил настоятеля. За эти годы произошло чудо Божие: отец настоятель собрал около себя и паству, и благотворителей, благодаря которым был построен этот великолепный храм. Можно только Бога благодарить за то, что Он дал нам силы восстановить здесь и общину, и храм Божий. Сегодняшнее евангельское чтение (см. Мф. 18:23-35) напоминает нам о том, как велика милость Божия к людям. Господь сказал притчу о том, как один царь захотел сосчитаться со своими рабами. Один из них был ему очень много должен и просил, чтобы царь отсрочил выплату. Умилосердившись над рабом, царь простил ему весь долг, но тот оказался жестокосердным, и найдя своего должника, который был должен ему какую-то небольшую сумму, потребовал ее заплатить. А тот был бедный, не мог ему воздать, и немилосердный раб посадил своего товарища в темницу. Узнав об этом, господин разгневался, призвал немилосердного раба и сказал: " Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? " (Мф. 18: 32-33). И наказал его. На всю жизнь мы должны запомнить это повествование. Господь милостив к каждому из нас, а мы знаем, как мы согрешаем, и поэтому Он учит нас относиться друг к другу с милосердием и любовью. Сегодня мы вспоминаем о том, что было, без ожесточения, как Божие попущение для нашего назидания, потому что Господь сказал: " создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16:18). Мы видели, сколько было приложено сил, что бы одолеть Церковь, а она будет, по обетованию Господа, до Второго пришествия готовить людей к Царствию Небесному.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5681513...

И если человек самостоятельно захотел пойти по пути священнослужения, то значит ли это, что он будет плохим священником? Иногда – да, но не всегда! Размышляя над этим, я пришел к мысли, что священником может стать, и успешно им быть, и человек, не слышавший в душе отчетливый голос Божий, но просто имеющий большое влечение к такому служению. Не об этом ли сказал ап. Павел: «если кто епископства желает, доброго дела желает» ( 1 Тим. 3, 1 )? А вот каким он будет священником – хорошим или нет, зависит от того, какие способности, харизмы (то есть благодатные дары Святого Духа) у него есть. В том же Послании к Тимофею ап. Павел говорит, какие качества должны быть у епископа-священника (во времена Павла слово епископ понималось в широком смысле – и как епископ, и как пресвитер): «…должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» 2 . Итак, каким предстает нам облик пастыря, по мысли ап. Павла? Хорошим, нравственным человеком, что касается его человеческих качеств, что же касается его пригодности к священному служению, ап. Павел отмечает учительную харизму и способность управлять и держать в послушании семью! Мы не можем требовать от священника святости. Святость – это очень важный момент, и она может быть у любого христианина, какое бы служение он ни нес. В идеале, конечно и священник должен быть святым, но будем реалистами и не станем требовать от наших пастырей того, чего мы сами, по лени и нерадению, не стремимся достичь. Сегодня (как, кстати, и во времена ап. Павла, что мы только что видели), священник – это человек, прежде всего, обладающий рядом определенных качеств души, характера и проч.

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-prizvanii...

В Таиланде знают о Николае II – он очень помог Таиланду избежать колонизации со стороны Франции и Англии, его воспринимают как защитника независимости Таиланда. А вот в Лаосе о Царе ничего не знают. Лаос – коммунистическая страна, и к царской власти там относятся отрицательно . Параскева Промтхида Чаксхуракса , прихожанка Свято-Николаевского храма: – Иногда меня смущает: почему мы отмечаем этот день, как праздник? Но, как я понимаю, все святые становятся святыми только после смерти. Только умерев, покинув этот мир, они входят в рай, чтобы быть с Богом. Поэтому они уже счастливы, и мы должны это праздновать – раз они достигли вечной жизни, где нет ни болезни, ни печали. Уже 10 лет, как я стала православной христианкой, и я стараюсь больше вникать в Православие, читать Библию – раньше у нас было не так много книг на тайском языке. Сейчас стало больше книг и больше молодых тайцев, которые пришли в Православную Церковь и хотят узнать больше о Православии. У нас в Церкви очень хорошие священники и замечательные прихожане, мои друзья, которые помогают мне познавать мою веру. Обычно мы не говорим об этом, но это видно в глазах – любовь и единомыслие. Николай Тханабун Кебкланг , студент Духовного училища на Пхукете: – 17 июля – печальный день для русских. 100 лет назад они потеряли свое любимое государство – Россию. С Царем Николаем II была жестоко убита его Семья. Для кого-то это может быть шокирующим и трагическим событием, и это действительно так. Но трагедия того страшного дня – это радость сегодня. Царь Николай с Семьей стали святыми мучениками для Церкви, и это победа, победа во Христе. Кто наш Бог? Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах (Лк. 6, 2223). Архимандрит Олег (Черепанин) , благочинный патриарших приходов в Таиланде: Архимандрит Олег (Черепанин) Родственники святого проживают в Таиланде и сами тайцы

http://pravoslavie.ru/114628.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010