8–9. В будущем (не как в настоящем) для всех грешников назначен – неугасимый огонь и вечная погибель, то есть, такое наказание, которым может нас наказать Всесильный, и Праведный. Горе и беда всякой душе человека, делающего злое; напротив того, слава, и честь, и мир всякому делающему доброе ( Рим.2:9–10 ). Гл. 2. Ст. 3. Апостольское предание открывает нам, что прежде второго пришествия Христова явится Антихрист, самый грешный из человеков, противник Христу; он будет выдавать себя за Бога ( 2Фес.2:4 ), и делать (ложные) чудеса по действию сатаны ( 2Фес.2:9 ), и многих уклонит от веры во Христа ( 2Фес.2:10–11 ). И таким образом на обольщение его осуждены будут Богом все не веровавшие истине, и находившие удовольствие в неправде ( 2Фес.2:12 ). 15. Кроме Св. Писания есть словесное и письменное Апостольское предание, касающееся церковного благочиния и священных обрядов, соблюдаемых доныне Православной Церковью ( 2Фес.2:5 сл.). Гл. 3. Ст. 6. Должно соблюдать то только предание, которое принято святой Церковью, как согласное с Божественным Откровением или со Св. Писанием ( 1Кор.15:3 ). 12. Кто снискивает себе пропитание своими руками, тот, работая не должен рассеиваться мыслями, но пребывать в безмолвии и Богомыслии. 13. Да не унываем, делая добро: ибо в свое время пожнем с радостью ( Гал.6:9 ). Будем делать добро неослабно. 22 Из Первого Послания Св. Ап. Павла к Тимофею Гл. 1. Ст. 5. Не оставайтесь должными никому, ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого, исполнил закон ( Рим.13:8 ). И вера, и совесть в сердце: добрая совесть и нелицемерная вера в чистом сердце. Любить друг друга должно не в уме только или на языке, но делом и истиной ( 1Ин.3:18 ). 7–8. Если законоучитель не исполняет закона, то сим самым он хулит его, не разумея ни того, о чем говорпт по закону, ни того, что доказывает из закона. 14. В ком нет веры и любви ко Христу Иисусу, в том нет и благодати Божией: и чем выше наша вера и любовь, тем обильнее в нас благодать. 15–16. Смиренный грешник почитает себя первым из всех грешников, в пример тем, которые будут веровать в Бога к жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

8) Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью, ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? ( 1Тим. 3:1–5 . Тит. 1:6 ). Епископы должны быть женатые, а ваши архиереи –монахи. 8) Слова «одной жены муж», конечно, говорят не о том, что у епископа должна быть одна только жена, ибо многоженство вообще в христианстве не допускается. Не означают эти слова и того, что епископ непременно должен быть женатым, ибо и Христос (Мф. 19:12) и сам ап. Павел ставит девство выше брака. Ап. Павел не был женат и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю, хорошо им оставаться, как я» ( 1Кор. 7:7–8 ). Будучи сам неженатый, ставивший девство выше брака (ст. 37–38), ап. Павел не мог требовать от епископов, чтобы они непременно были женаты и имели детей. Очевидно, что слова: «епископ должен быть одной жены муж» означают то, что епископ может быть только один раз женат и по смерти жены не должен вступать во второй брак, как и то, что вторично женатый не может быть епископом. 9) Мы не признаем ваших пастырей, ибо истинный пастырь «должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» ( Тит. 1:7–9 и 1Тим. 3:3–13 ). А ваши пастыри подвержены всяким порокам. 9) Несправедливо, на основании отдельных случаев, огульно приписывать порочность целому сословию людей. Ведь пастыри не с неба нам посылаются, а избираются из подобных нам людей, облеченных плотью, а потому и подверженных грехам. Один Бог без греха ( Откр. 15:4 . Евр. 4:15 ). В приведенном месте из послания ап. Павла к Титу изображен идеал (образец) пастыря, но вполне обладать всеми указанными качествами ни один человек не может: если не в одном, то в другом он будет виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

8. Свт. Григорий Нисский : Когда солнце осветит влажную землю теплыми лучами, из глубины ее поднимается пар; подобное сему происходит и с нашею «землею», когда пища «вскипает» внутри от естественной теплоты. Пары, которые по природе стремятся вверх, воздухообразны, переходят в то, что над ними, и собираются в полостях головы. 9. Филон: Обратите внимание на смерть; тенью и прообразом будущего безжизненного состояния мудрецы объявляли сон, ибо он ясно изображает смерть. 10. Климент Александрийский : Все, что говорят о сне, должно прилагать и к смерти. Ибо и там и тут очевиден отход души, в одном случае больше, в другом меньше. 11. Для всех нас вообще необходимо бороться со сном, чтобы большее время жизни отдать бодрствованию. 12. Сон, словно мытарь, отнимает половину времени нашей жизни. 13. Надо днем спать столько, чтобы ночью оставлять больше времени на бодрствование. 14. Пифагор: Бодрствуй умом, ибо сон относительно него сродни истинной смерти. 15. Демокрит: Сон днем означает или отягощение тела, или печаль души, или лень, или невоспитанность. 16. Филострат: Благоразумные и усердные не дремлют, даже если до поздней ночи трудятся. Ибо их сон не деспот, он не ударяет в затылок, порабощенный вином; они свободны от него. Они засыпают с чистой душой, не превозносящейся добрыми делами, не смятенной от зла. Такая душа трезвится и никакой страсти не покоряется; отсюда и спит слаще и беспечальнее всех, не тревожась во сне. Слово 30-е. О пьянстве 1. Лк. 21, 34 : Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. 2. Рим. 13, 13 : Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. 3. Еккл. 7, 2 : Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира. 4. Притч. 23, 20–21 : Не будь между упивающимися вином… потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют. 5. Притч. 12, 11 : Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   12) Старание и дела как самого пастыря, так и людей без помощи Божией не исправля­ются и успеха не имеют. Поэтому долг пасты­ря о себе и о людях прилежно Богу молиться, дабы и ему и всем людям помогал. Какими добродетелями должен быть украшен пас­тырь, и как тщателен, изображает апостол Павел в первом и во втором Послании к Ти­мофею и в Послании к Титу. Читай сам, и уви­дишь. Достойно внимания его слово: «Епископ» (под именем епископа понимается и пресви­тер), «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, стран­нолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со вся­кою честностью» (1 Тим 3:2—4).     «О должности людей к пастырям»    1) Поскольку пастырь Слово Божие говорит, то, чему учит, тому прилежно внимай, христианин, и делай то. Об этом говорит апостол: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр 13:17).    2) Пастырь есть Божий посланник, кото­рый от Бога к тебе посылается, и возвещает те­бе путь спасения, и зовет тебя именем Божиим в вечное его царство. Поэтому почитай его, как посланника Божия, возвещающего тебе о таких великих благах, и к ним тебя зовущего. «Кто принимает вас, принимает Меня, -» гово­рит Господь (Мф 10:40). Прими же и почитай пастыря, как Христова посланника.    3) Поскольку пастырь об общей пользе промышляет и как обо всех, так и о тебе печется, чтобы все вечное спасение получили, то люби его, как своего отца и благодетеля, и будь ему благодарен. Называешь ты его отцом — правильно делаешь, ибо он возрождает как всех, так и тебя, не к временной, но к вечной жизни. Люби же и ты его, как отца твоего. Любишь отца по плоти, тем более такового отца должен любить.    4) Он заботится и промышляет обо всех и о тебе, не оставляй же и ты его в нужде, и помогай ему в том, что ему требуется, и уделяй ему то, в чем испытывает недостаток, дабы он имел время об общей пользе заботиться и промышлять. Кто обо всех печется и промышляет, о том надо и всем промышлять, так взаимной любовью и благотворением не без успеха и общая польза будет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Они так рассуждали: если Он скажет, — Я это делаю Своей властью, то можно будет оклеветать Его, как самозванца; а если скажет, — Я творю это Божественной властью, то потребовать от Него доказательств Божественного посланничества, а не представит, то обвинить Его в богохульстве. «Хотя Христос, — замечает святитель Златоуст, — ничего не сделал, что показывало бы гордость, а только установил благочиние в храме, но не имея ничего сказать против Него, Иудеи и в этом Его укоряют. Впрочем, по причине чудес, совершенных Им вчера во храме, они не посмели укорять Его в то время, когда Он изгнал торжников из храма, но укоряют уже после, когда увидели Его». Нет сомнения, что весь окружавший народ с глубоким вниманием ожидал, что скажет им в ответ великий Учитель Чудотворец. Господь выслушал, но не ответил прямо. Он дал им понять, что если бы они действительно нелицемерно хотели знать о Его власти, то давно бы уже знали, и не спрашивали Его Самого. ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: СПРОШУ И Я ВАС ОБ ОДНОМ; ЕСЛИ О ТОМ СКАЖЕТЕ МНЕ, если вы дадите Мне прямой ответ, ТО И Я ВАМ СКАЖУ, КАКОЮ ВЛАСТЬЮ ЭТО ДЕЛАЮ. Книжники молчали, показывая согласие. У них самих было в обычае отвечать на вопрос вопросом же, и это служило даже к чести того, кто отвечал таким образом. И Господь продолжал: как вы думаете, КРЕЩЕНИЕ ИОАННОВО, а равно и все служение Его, ОТКУДА БЫЛО: С НЕБЕС, от Бога, ИЛИ ОТ ЧЕЛОВЕКОВ, человеческое изобретение? Богом ли послан Иоанн на свое служение, или он простой человек и сам себя выдавал за посланника Божия, т.е. обольщал народ? Отклонить этот вопрос не было возможности; напротив, нельзя было найти другого вопроса, столь близкого к делу. Если бы синедрион признал Иоанна за истинного пророка Божия, то незачем было бы ему исследовать и об Иисусе: Мессия ли Он и какой властью Он действует. Иоанн давно провозгласил, в присутствии, может быть, тех же членов синедриона, которые были посланы и к нему, на Иордан, как теперь посланы к Иисусу, что Иисус есть Агнец Божий, вземлющий грехи мира, что Он есть грядущий свыше, Сущий над всеми, Сын Божий, у Которого Иоанн не достоин быть последним слугой. Таким образом, в вопросе Господа книжникам относительно крещения Иоаннова неприметно, но всецело уже заключался и ответ на их вопрос: кто Сам Он и какой властью действует. Господь как бы так говорит им: рассудите сами, кто Я. Вы знаете, что говорил обо Мне Иоанн, и Я, действительно, Тот, за кого Меня признавал Иоанн: итак, если вы верите Иоанну, как пророку Божию, то сами должны знать, кто Я; а если ему не верите, то, конечно, и Мне не поверите. Книжники хорошо поняли смысл слов Господних; они сразу почувствовали, что сами попали в то безвыходное положение, в какое хотели поставить Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    П. Каким образом?     К. Во-первых, потому, что Он есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), непоколебимый и совершенно несокрушимый, и простирающийся высоко над землею; ибо во Христе мы освобождены от мудрования плоти и от погрязания в земных пороках, подняты Им как бы на высоту, помышляя о горнем (Кол. 3:2) и водворяясь на небе (Флп. 3:20). Ибо написано: «ибо щиты земли — Божии; Он превознесен над ними» (Пс.46:10). Сказал также где-то Христос гласом того же Давида о земле и о святых Апостолах: «Я утвержу столпы ее» (Пс.74:4). Ибо возвышающиеся над землею святые ученики были утверждены «силою свыше» (Лк. 24:49), как облеченные благодатью Святого Духа: они были именно столпы по сообразности со Христом и по уподоблению ему благодатью Духа. Итак, пойми, что не ради чего иного, как ради того, о чем мы только что сказали, Христос назван столпом: Он руководил, говорит Писание, днем «столпом облачным», а ночью «столпом огненным», чтобы показывать им путь (Исх.13:21). Ночью же в Божественном Писании обыкновенно называется время до пришествия (Христова), в которое, еще при владычестве сатаны, тьма неведения обдержала сущих на земле; а днем, напротив, — время пришествия Спасителя нашего, в которое мы просвещены, восприявши умом сияние истинного боговедения и созерцая очами сердца Солнце правды. И Павел засвидетельствует, говоря о времени до пришествия и после него: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно» (Рим. 13:12-13). Если же древнее время представляется в образе ночи, а напротив в образе дня — то время, в которое Единородный соделался человеком, то мы утверждаем, что израильтянам Он предшествовал в виде огня, как бы в осуждающем и наказывающем законе, ибо огонь есть знак наказания; а нам в виде облака, как бы в образе святого крещения и спасения посредством воды. Облако не есть ли вода?     П. Как же иначе!     К. Когда израильтяне ушли от египтян, древний властолюбец, то есть фараон, воспылал гневом и решился их преследовать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   б) В Новом Завете Сам Иисус Христос весьма ясно признает, что внутренняя причина происхождения греха заключается в самом человеке, именно в его свободе, когда он называет сердце человека, это средоточие внутренней жизни его, источником греховных действий. «Из сердца, — говорит Спаситель, — исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). Значит, корень греха лежит в самом человеке, в его существе, в его внутреннем желании, которое не обусловливается необходимо никаким внешним влиянием. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: «ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не/предаваясь/ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим.13:12-13). Если бы не во власти человека было, не от его свободы зависело вести добродетельную или порочную жизнь, то апостол не сделал бы подобного увещания, не приглашал бы христиан к отвержению дел тьмы, к удалению от себя указанных пороков и к жизни добродетельной, благочестивой. Поэтому и приведенное место может служить подтверждением того, что порочная, греховная жизнь человека зависит от него самого, от его свободы.    Таким образом, как в Ветхом, так и в Новом Завете находятся ясные указания на происхождение греха из свободы человека.    в) Согласно со Священном Писанием отцы Церкви главную, внутреннюю причину происхождения греха полагали в человеке, именно в его свободе. Так св. Василий Великий в опровержение учения гностиков и манихеев о происхождении зла говорит: «Не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия». В другом месте в опровержение того, что Бог — виновник зла, он говорит: «Не Бог — причина зол, а мы сами; потому что началом и корнем греха служит от нас зависящее, наша свобода». «В собственном смысле зло, то есть грех, — это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения, потому что в нашей воле или удерживаться от порока, или быть порочным».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3069...

   Если же кто разорит (растлит) храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий должен быть свят, а этот храм вы (1Кор.3:16—17).    Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (т. е. истинным христианам), ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (Еф.5:3; 1Фес.4:7). Будем же, заповедует апостол, вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим.13:13—14; ср.: Тит.2:12).    Страсть блуда во всех ее разновидностях есть одна из самых распространенных и самых гибельных страстей, борющих людей. Образование и развитие плотской страсти в человеке и борьба с нею зависит от множества причин: от темпераментности и наследственной склонности к чувственности, передаваемой от родителей или предков, зависит от физического и религиозно-нравственного воспитания в семье (воспитаны ли в семье страх Божий, скромность, чувство стыдливости и целомудрия), от окружающей обстановки и товарищества в отроческом и особенно в юношеском возрасте, от отношения и близости в эти годы к лицам другого пола. Борения блудной страстью и развитие страсти зависит также от состояния здоровья, телесного сложения и физиологических особенностей организма, от количества и качества употребляемой пищи и много другого. Одна из главных причин образования и развития в человеке блудной страсти и впадения в блудодеяние — отсутствие религиозно-нравственных устоев, безблагодатная жизнь, развращение и расслабление плотоугодием воли, ибо от произволения человека во многом зависит, принимать в сердце или отвергать нечистую похоть и любострастные устремления. § 2. Виды сладострастия или блудной страсти    По Божественному творческому замыслу человек создан существом духовно-телесным. Тело находится в теснейшем (органическом) единстве с душой, составляя с ней двуединое личное человеческое существо.    По тесной связи тела с душой все телесные чувствования и потребности находят свое отражение в сердце человека как средоточии его жизни. Жизнь души и тела находится в теснейшей связи и взаимовлиянии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   И Павел свидетельствует, говоря так: Бог, «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас» (2 Кор. 1:10—11). И Петра избавила от темницы молитва: «Между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12:5). Если Петру помогла церковная молитва — как же ты не веришь в ее силу и какой ответ ты надеешься получить?    Церковь укрепилась паче небес, и скорее солнце угаснет, нежели Церковь исчезнет бесследно. славословят воинства ангельские, а долу в церкви — люди воспевают. серафимы вопиют трисвятую песнь, а долу ту же песнь множество людей воссылает. Общее торжество для небесных и земных, единое благодарение, единое радование, единое веселие! И соделало это неизглаголанное схождение Владычне! Дух Святой устроил это! По Отеческому благоволению устроилось такое молитвенное соединение, голоса уставились благочинно свыше, от Святой Троицы, словно неким инструментом направленные! Ибо ничто так не радует нас в жизни, как благолепие церковное. В церкви печальным веселие, в церкви труждающимся упокоение, в церкви притесняемым отдохновение. Церковь брани разрушила, сражения прекратила, бури утишила, бесов отогнала, болезни уврачевала, напасти отразила, грады колеблемые укрепила, небесные двери открыла, узы смертные разорвала, а раны, наносимые свыше, и наветы людские — все отвела и даровала покой. «Придите, — говорит она, — ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).    Что любезнее этого гласа? Что сладостнее этого призывания? Ведь оно понуждает к упокоению от трудов, дает ослабу от болезней, призывает к веселию от печалей.    Поэтому мы, о возлюбленные, поспешим пораньше прийти к прекрасному церковному пристанищу, как Петр и Иоанн ко Гробу Господню. Не станем дожидаться конца звона и начала пения, но лишь только запоют колокола, сразу отложим все свои дела и с великим усердием, с подобающим тщанием придем, чтобы получить оставление грехов, а не увеличивать их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Как все это живо напоминает наше время, все то, что происходило в России пред революцией 1917 года, а теперь происходит повсюду!    Слово Божие прямо говорит, что такие люди «идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей»  (Иуд. 1:11). «Это — ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям, нечестиво и беззаконно»  (Иуд. 1:16).    Полезно вспоминать, к чему привели несчастный русский народ такие духовно-нездоровые настроения в России, к скольким миллионам кровавых жертв привели они, какие ужасные бедствия повлекли за собой.    О, как нужно беречь себя от заражения этими «бациллами духовного разложения», чтобы не погубить и самих себя и окружающих!    А путь к этому один: « Внимай себе» как сказал Сам Господь одному великому подвижнику христианской древности. И если будешь внимать себе честно и добросовестно, то, конечно, найдешь, что ты сам заслуживаешь гораздо большего осуждения, чем те, кого ты так легкомысленно и дерзко осуждаешь, нисколько не будучи призван к тому, чтобы судить о поступках и поведении других! А уж верить распространяемым злыми людьми клеветам и самим распространять дальше эту клевету — это значит, как учат Святые Отцы, «служить диаволу», который клеветник от начала, и мip погубил своей клеветой на Бога, нашептав эту клевету в уши Евы в раю.    Итак, как же избежать заражения этими бациллами духовного разложения, этой всегубящей духовной эпидемии?    И на это ответ находим в Слове Божием.     «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пиянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти... не станем более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну... Будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию»  (Римл. 13:13; 14, 13, 19). Владимир — „Красное Солнышко”    Таким трогательным наименованием ласково и нежно почтил наш православный русский народ своего великого Просветителя святого равноапостольного князя Владимира, извлекшего его из мрачной тьмы язычества и даровавшего ему безценное, ни с чем несравнимое сокровище — святую православную веру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010