[Прекословие второе.] Также свидетельство иподиакона Дамаскина не есть-де достоверно: а).что он в числе святых и церковных учителей не упоминается; б).учения своего о троеперстном сложении свидетельствами святых не утверждает. Ответ. а).О церковных настоящих обычаях свидетельства приемлются и не от святых; ибо нужно к тому одно их ведение. б).Дамаскин и самолично, жив будучи, учил в церкви правоверных, и по смерти учит своей книгой, у греков по воскресным дням читаемой; так не учитель ли он Церкви? Учитель тем достовернейший, чем древнейший, поколику был ещё до взятия Цареграда 1454 года турками, да и книга его гречески напечатана 1670 года. в).Дамаскин учил не нововводимому чему-либо, но, древний известный обычай напоминая, увещавал только оный исполнять. Притом говорил о поклонении честного Креста, о знамении же крестном по случаю, чтоб сие люди чинно изображали; поколику заприметил в том многих нерадение. Так нужно ли тут утверждаться свидетельствами святых 277 ? [Подозрение на собор против Мартина Армянина у отщепенцев.] Ещё собор на Мартина Армянина отщепенцы подозревают; поколику ни в каких летописцах о том-де не упоминается. Ответ. Многие поместные соборы, яко незнаменитые, в том числе самый Макариевский, раскольниками почитаемый, в летописях не находятся, но за тем не отметаются. Так и тот на Армянина собор писан сам собой, и показываются в нём лета и обстоятельства порядочно и достоверно. Деяние же оного отыскано подлинником 1717 года в Киеве, в монастыре Николая Пустынского, и отдано на печатный Московской двор 278 . [Сомнение их же, отщепенцев, о требнике Фегностовом.] Наконец сомневаются о требнике Феогностовом, в коем и слово Софрония Иерусалимского писано. Какая, вопрошают, была нужда при Патриархе Никоне изыскивать старые книги на утверждение троеперстия, ежели тот требник находился где в книгохранительнице Московской? Ответ. Он тогда во множестве книг не усмотрен; довольно, что после там найден точно 279 . [Довод II, от единоверных народов с нами.] II.Tpeмя первыми персты, по преданию апостольскому, сначала крестились и ныне крестятся все православные греческие и другие одного с нами исповедания народы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Но мы приняли от Греков тот завет, чтобы честить и гобзить монахов, и в совращении их с пути поста (который, впрочем, составляет основание других монашеских добродетелей) мы были, может быть, даже более усердны, нежели они 1195 . Монашество есть нарочитый и исключительный подвиг служения Богу посредством добровольного отречения от этого мира (от его дозволенных попечений, радостей и утех); как подвиг духовный оно есть подвиг очищения духа от помыслов земных и устремления его исключительно к Богу; как подвиг телесный оно есть (после отречения от всего земного) подвиг лишении и скорбей. (Подразумевается, конечно, добровольно на себя налагаемых). Душа человеческая с её помыслами неописуема и как подвизались подвижники борьбой с мирскими помыслами, это не составляет предмета речей истории, которая может говорить только о подвигах видимых, телесных. Конечно, с самой первой минуты появлении у нас монашества, в какой бы далёкой от своего идеала и от своего истинного образа форме оно к нам ни пришло, явились между нашими монахами отдельные подвижники; конечно, они не исчезали между ними и во всё продолжение периода до-монгольского, как не исчезали и после; но положительных сведений о наших подвижниках периода до-монгольского мы имеем в своём распоряжении слишком мало. Только Печерский монастырь несколько озаботился описать подвиги своих подвижников, которых одних мы и имеем в своём распоряжении для некоторого образца 1196 . Представлять, однако, дело таким образом, будто подвижники только и были в одном Печерском монастыре, очевидно, было бы столько же не основательно, сколько не основательно думать, будто в Русской земле Бог ограничил благодать своих духовных дарований только одним местом – Печерским монастырём. Основатели Печерского монастыря преподобные Антоний и Феодосий были такие подвижники, которые не только подвизались сами, но сильны были вдохнуть ревность к подвигам и в других, которые образовали около себя собор подвижников. После них Печерский монастырь, может быть, никогда не оставался без одиноких подвижников. Но должно думать, что точно так же они были, ибо могли быть, и в других монастырях. Истиннейшее подвижничество есть то, когда люди подвизаются исключительно для славы Божией и нисколько для тщетной славы человеческой; но подвижники Печерского монастыря, когда он стал знаменитым монастырём, именно подвергались искушению этой тщетной славы, тогда как подвижники монастырей незнаменитых тем могли быть чище в своих подвигах, чем труды их были сокровеннее от молвы и превозношений человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В виду того, что от нестерпимых этих ран святой Иаков был расслаблен всеми членами, его тело, охваченное самыми тяжкими болезнями, было отдано на врачебное попечение. Каждый день готовясь к смерти, он с благодарением и смирением окончил свою жизнь. Ты пишешь, что он предсказал свою смерть, — это было от страдальческих его подвигов. Ты прибавил еще о том, что на его погребении присутствовало много народу, в том числе людей очень знатного рода, — всё это произошло по непостижимой воле Божией, потому что к человеку незнаменитому (но не по духу) не стеклось бы такое множество людей, если бы то не угодно было Господу. Святой Иаков ушел на небеса и присоединился к своим сострадальцам; таким образом, увеличилось число исповедников и мучеников; поэтому небо веселится и радуется душе Иакова, молитвами которого мы, братья, спасемся. Он получил дар, достойный его трудов. Счастливы и истинно благочестивы те, которые сошлись на его достойное погребение; они — истинные мучениколюбцы, участь коих пусть будет одинаковой с участию того, кого они почтили. О его честных мощах, если будет угодно Богу, позабочусь, как я писал в правилах. Целуйте друг друга святым лобзанием; письмо же это прочтите всем братьям. Вас целует господин архиепископ патриарх Никифор протопресвитер, иконном и прочие братья. Да будет с вами Господь. Аминь». Вот письмо святого Феодора Студита, из которого видны жизнь и страдание этого преподобного Христова исповедника Иакова, коего молитвами да удостоит Господь и нас на веки участи Своих святых. Аминь. Воспоминание о чуде, бывшем в Печерском монастыре Два знатных киевских мужа Иоанн и Сергий жили между собою в большой дружбе. Как-то раз пришли они в созданную Богом Печерскую церковь и увидели, что чудотворная икона Пресвятой Богородицы сияет светом ярче солнца. Перед этой святыней они заключили братский союз. Прошло много лет. Иоанн смертельно заболел. Он призвал печерского игумена блаженного Никона и при нем роздал свое имущество нищим; ту же часть, которую он оставлял пятилетнему сыну своему Захарии — тысячу гривен серебра и сто гривен золота — он отдал на хранение Сергию; ему же, как другу и верному брату, Иоанн поручил смотреть за сыном Захарией, прося его передать этому сыну серебро и золото, когда он вырастет. Устроив это, Иоанн вскоре скончался. Когда Захарии исполнилось пятнадцать лет, он хотел взять у Сергия свое серебро и золото. Соблазняемой диаволом, Сергий, думая разбогатеть, замыслил погибель души и тела. Он так ответил юноше:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Некий иерей Иоанн из с. Воскресенского (первоначально в Суздальском, с кон. XVIII в. в Ковровском у.), много слышавший о Шуйской чудотворной иконе, с корыстным помыслом пришел к прп. Иоакиму просить о создании для его церкви образа: " Многи будут богомолия ради и к нашей церкви приходити и молебная пения совершати, и сим образом имамы стяжати и мы себе приобретение богатства " . Однако преподобный обладавший даром прозорливости, отказался писать икону, но предсказал, что вскоре близ церкви в Воскресенском будет обретено " сокровище великое " (впоследствии рядом с храмом были обретены мощи блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого (+ 1622)). По повелению явившейся ему Пресвятой Богородицы преподобный написал Ее Казанскую икону, которую послал из Шартомского монастыря в Воскресенскую церковь в Суздале (в описании Воскресенской церкви Фёдоров сообщает, что Иоаким сам принес образ в Суздаль ). 23 ноября 1625 г. жители Суздаля торжественно встречали написанный Иоакимом образ. В память об этом событии был учрежден местный праздник сретения Казанской иконы, от которой происходило множество чудес. По повелению патриарха Филарета Суздальский архиеп. Арсений Элассонский провел " испытание чудес " , после чего их описание было послано в Москву. Прп. Иоаким Шартомский. Фрагмент литографии по рис. С. Морозкина. 1892 г. Вышеупомянутую ссылку прп. Иоакима можно датировать временем пребывания на Суздальской кафедре архиеп. Иосифа (Курцевича) - 1626-1634 гг. Е. Е. Голубинский считал известие о ссылке " нелепым " , поскольку архиерей " мог ссылать только в монастыри своей епархии " . Историк видел в данном сообщении " пересочинение того, что сам Иосиф в 1634 г. сослан был в Соловецкий монастырь " . Однако Суздальский архиеп. Иосиф был сослан не в Соловецкий, а в Антониев Сийский Троицкий монастырь . По свидетельству Фёдорова, прп. Иоаким поселился близ Воскресенской церкви и был похоронен рядом с ней, " на месте весьма незнаменитом " (т. о., сообщение архим. Леонида (Кавелина) о погребении прп.

http://drevo-info.ru/articles/21053.html

По свидетельству Фёдорова, И. поселился близ Воскресенской ц. и был похоронен рядом с ней, «на месте весьма незнаменитом» (т. о., сообщение архим. Леонида (Кавелина) о погребении И. в Шартомском монастыре ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176-177, 683), по-видимому, неверно). В 1728 г. при Воскресенской ц. началось строительство каменного теплого Казанского храма. При закладке фундамента был найден гроб И., «в земли глубоко, цел сущь». По распоряжению Суздальского еп. Иоакима гробницу подвижника обложили каменными плитами, «...сам бо преосвященный епископ о житии помяненаго монаха при... Воскресенской церкви от родителей и прародителей своих добре ведяше рождением бо сый и воспитанием того града Суждаля» (Там же. С. 189-190). Возможно, тогда же состоялась местная канонизация святого. Имя И. включено в «Описание о российских святых» (РГБ. МДА. 209, кон. XVII в.; др. списки XVIII-XIX вв.). Канонизация подтверждена включением имени И. в Собор Ростовских святых (празд. установлено в 1964) и в Собор Ивановских святых (празд. установлено в 2000). Ист.: Фёдоров А. Ист. собр. о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. мат-лы. С. 189-196; Алексеев С. В. Иконописцы Св. Руси: Духовные основы древнерус. иконописи. СПб., 2008. Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 116; он же. О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859. С. 27-28; Толстой М. В. Путевые письма из древней Суздальской обл. М., 1869. С. 79; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241-242; Миловский Н., свящ. Неканонизированные святые города Шуи Владимирской губ., XVII в.//ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. IV. C. 5-17; Березин Е., Добронравов В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3: Суздальский и Юрьевский у. С. 59-66; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 99-100; Поселянин Е. Богоматерь. 2002. Кн. 2. С. 69-70; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 302.

http://pravenc.ru/text/468877.html

Понеже пресветлейшая сия добродетель, в жизни сей соблюдаема жестокостию жития, прекраснейшими плодами обогащаема от трудов, благодатнейшими даровании сподоблеваема от подвигов, неумовением источает белость 887 , пречернением – светлость, худостию – благоуханную сладость, измождением – прекрасность, недоядением – крепость, немощию – мужество, нищетою – богатство, болезньми – победу, нуждами – Царство, по священному Спасову гласу: «Нужно есть Царство Небесное, и нужници восхищают «Сию святейшую чистоту, – глаголет святый Ефрем, – возлюбиша святии. Сию возлюби святый Иоанн евангелист и, сию возлюбль, сподобися на персех возлещи Господу Сею прекрасною прекрасный Иосиф украшен: лучши изволи в темнице озлобитися 888 , нежели петерфииными сквернами откуду и земнаго царствия сподобися и небеснаго не лишися блаженьства. Сим просвещена светом, чистолюбная Сусана лучши изволи от старцев оклеветаема быти и смерти предатися, нежели сквернами их чистоту свою осквернити, чесо ради самем Богом зде клеветы и смерти избавлена и вечною славою Сего святейшаго девства светом освятися священная дева Иустина: в посте и в молитвах силою крестною вооружившися, преодоле волхования Киприянова, победи находящия на ню страстодвизателныя демоны, попра вся диявольская ухищрения, в целомудренном терпении уязви уязвившаго Еяже чистоту великий Григорий Богослов , похваляя, описует, глаголя: « 889 Невеста Христова присная, доброта щадимая, образ одушевлен, возложение некрадомо, храм непроходим, „вертоград заключен, источник запечатленен», да припевает же что и Соломоново, единому Христу блюдома 889 Сим священным девством просветившися, святая девица Иулияния: отвержеся супружества тленнаго ради Жениха Небеснаго, претерпе же жестокая мучения от земнаго жениха, да не лишится невестника вечнаго, откуду от священныя чистоты силу такову прият, связа блазнящаго 890 ю демона, бияше железы девическима рукама, откуду и диявол биемь кричаше, нехотя проповедаше девства неодолеемую силу, побеждающую бесы, исповедаше зелный 891 огнь девства, пожигающий Сие пресветлейшее девство возлюби премудрейшая великая Екатерина, яже в еллинстве еще отвержеся премудро супружества Егда же сподобися святаго крещения, сподобися и такова преславнаго видения: Владыка Христос Пречистей своей Богоматери глаголаше о Екатерине: «Ныне (сиречь по крещении) бысть пресветла и славна яже прежде (еже есть до крещения) бе помраченна 892 и бесчестна, убогая и неразумная – бысть богатая и премудрая, яже презренная и незнаменита – бысть благородная и прехвалная, и толиких благ и благодатей есть исполнена и толико желаю ю, яко люблю обручити ю за невесту себе нетленну».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще до того, как мы втроем уселись за круглый столик, я обнаружил на стене в столовой очень меня заинтересовавший фотографический портрет. На фотографии изображен был плотный, коренастый, лет сорока мужчина, обладатель, судя по всему, завидного здоровья и неплохого характера. Он улыбался, да так счастливо, так безмятежно, как в наш век улыбаются разве что дети. Я сказал об этом хозяину дома. «Да, — почему-то со вздохом ответил он, — Николай Иванович это умел…» И пояснил, видя мое недоумение: «Перед вами мой учитель, академик Николай Вавилов, великий биолог и путешественник». — «Биолог?» Я был удивлен. Уже лет за десять перед тем начал я писать очерки и статьи о людях советской биологической науки, знал многих знаменитых и незнаменитых ученых, но о Николае Вавилове слышал первый раз. «Может быть, он и не биолог, а физик? — неуверенно заметил я. — Одно время президентом Академии наук был физик Вавилов…» Грустные глаза старого ученого стали еще более печальными. «Нет, — ответил он, покачивая большой лысой головой, — нет, это не тот. Физик Сергей Вавилов был младшим братом Николая, моего учителя. А то, что вы его не знаете,не чудо, с тех пор как его арестовали, никто не рискует произнести вслух его имя». Седая маленькая дама, хозяйка дома, резко вмешалась в разговор. «Сколько раз я твердила — портрету Николая Ивановича тут не место. Хочешь хранить его — храни у себя в столе. Мало ли у нас было неприятностей? Забыл, сколько раз мы висели на волоске? Удивляюсь, как тебя еще оставили на работе… А все из-за Вавилова. Ты ведь знаешь, сколько врагов у Николая Ивановича и какие это враги!» Свой монолог супруга профессора произнесла почему-то шепотом, тревожно поглядывая на окна и двери. «Мне нечего бояться, — мрачно парировал муж. — Я не украл и не убил. А Вавилова со стены не сниму. Он тут и при Сталине висел…» Супруги замолчали, явно недовольные друг другом. Я, очевидно, затронул старую семейную распрю. Впрочем, муж и жена не слишком долго дулись друг на друга. Сперва осторожно поглядывая на подругу, а потом все более смелея, старый ученый стал рассказывать про своего дорогого учителя. Да, Николай Иванович арестован. В тюрьме. Где — неизвестно. Кто говорит, что видели его в Сибири, но большинство сотрудников склоняются к тому, что еще в самом начале войны расстреляли его в Москве. «Но за что же? — не унимаюсь я. — Что он сделал?» Жена профессора жестко подбирает губы и сердито гремит чайной посудой. Хотя Сталин умер и в обиход наш вошло неодобрительное словосочетание «культ личности Сталина», она не желает, чтобы в ее доме упоминали о тюрьмах и расстрелах. Не ровен час, вернутся старые времена… «Расскажи лучше, какой Вавилов был знаменитый. Ведь его весь мир знал», — просит она мужа.

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

ЗОВЕТ «ПАСХАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК» мая 2005 В С.-Петербурге в Михайловском манеже с 18 по 23 мая 2005 года состоялась 2-я по счету всероссийская выставка-ярмарка. На одной из лучших выставочных площадок Петербурга каждый год - осенью, а теперь и весной - встречаются участники из Москвы и Московской области, Центральной России, Северо-Запада, Урала, Сибири, Украины, Белоруссии. В С.-Петербурге в Михайловском манеже с 18 по 23 мая 2005 года состоялась 2-я по счету всероссийская выставка-ярмарка. На одной из лучших выставочных площадок Петербурга каждый год - осенью, а теперь и весной - встречаются участники из Москвы и Московской области, Центральной России, Северо-Запада, Урала, Сибири, Украины, Белоруссии. Открытие выставки в полдень 18 мая традиционно началось с молебна, отслуженного архиепископом Тихвинским Константином (Горяновым), ректором Санкт-Петербургских Духовных школ. После молебна состоялся концерт: прозвучали духовные песнопения в исполнении хора СПбДАиС. А в конференц-зале начался круглый стол на тему: " Благотворительность - социальное партнерство государства, Церкви и бизнеса " , подготовленный силами епархиального Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму. Дни выставки " Пасхальный праздник " и " Православная Русь " - это истинное утешение для православных жителей не только Петербурга, но и всего Северо-Запада. И дело не только в том, что, в отличие от Москвы, где каждую неделю открывается та или иная церковная ярмарка, северная столица несколько обделена такими возможностями. Выставка замечательна неповторимо-нежной, сердечной атмосферой всеобщего родства во Христе, взаимопонимания, тихой радости. И всегда ее гостей ждет насыщенная культурная программа: нынче, помимо видеосеансов и концертов, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне будут посвящены встречи с ветеранами той знаменитой и незнаменитых - афганской и чеченской - войн, а также беседы с историком Михаилом Шкаровским. Тем трагическим дням посвящены экспозиция Блокадного храма " Ленинградская епархия в годы войны " и фотоэкспозиция под названием " Город выстоял. Город победил " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Иерусалимский патриарх Софроний писал Годунову: «Кроме Бога иного помощника не имеем и заступника и покровителя во днях сих, и на тебя возлагаем все наше упование и надежду, и к тебе прибегаем» 16 . В 1698 году Иерусалимский патриарх Досифей писал: «В нынешнее время ваше богохранимое царство не только есть глава всех христиан, но и единая христианская глава, поскольку нет на земле иного царя православного, как ты един» 17 . Антиохийский патриарх Иоаким, испрашивая в 1586 году у государя разрешения прибыть в Москву, писал: «Писано: если кто видел небо и небо небеси и все звезды, а солнца не видел, тот еще ничего не видел, но когда увидит солнце, возрадуется и прославит сотворившего его. Солнце же наше, правоверных христиан, в нынешние дни ваша царская милость, и кто видит царское лицо, возрадуется и прославит живодавца Бога, Который дал тебя во утверждение просвещения Восточной Церкви Христовой как солнце, светящее над звездами» 18 . Тот же взгляд на русского царя и его значение для всего Православия выражали и другие автокефальные иерархи Восточной Церкви, каковы патриархи Сербские, архиепископы Кипрский и Охридский. Из последних Харитон, например, в 1645 году писал: «Божиим произволением совершилось, что бедный народ наш греческий от многого добра и царства впал в порабощение под нечестивый народ, но милосердый и всещедрый Бог не оставил народа христианского и святых его церквей без призрения вконец разоренных и ради страдания и утешения объявил тихое, надежное пристанище, державное святое ваше царствие, от коего вспомоществуются нынешних времен начальники и пастыри церковные беспрестанно и получают облегчение мучению своему и утешение» 19 . Наконец, то же самое заявляют и разные епархиальные архиереи восточных кафедр, всевозможные знаменитые и незнаменитые монастыри, разные духовные и светские частные лица. Так, например, эфесский митрополит Мелетий, будучи в 1643 г. в Москве, писал в челобитной государю: «Ваше царствие есть прибежище нам, бедным и смиренным гречанам, и не имеем нигде пристанища, опричь вашего царского благого величества» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Итак, истинный христианин без смирения немыслим. Сущность его не во внешности, а в том, чтобы человек считали себя за ничто во всем, в духовных ли, в природных ли дарах, так чтобы он подлинно внутренне быль нищим духом. (Мо. 5, 3) и чтобы не было ничего в мире, богатства ли, чести ли, тела или души, радости или покоя, чего бы он охотно и с радостью не оставил из любви к Богу. Такой человек считает себя достойным претерпеть адскую муку, все оставить и все претерпеть по воле Божией, как поступил сам Христос 98 . Престолом Соломона с 6 ступенями изображены степени смирения, взойдя по которым человек находит небесного царя мира, Соломона на престоле и истинный мир сердца. 1-я ступень состоит в том, чтобы в сердце своем считать себя хуже других и любить быть незначительным. 2-я – никого не презирать и не судить, но всегда смотреть на самого себя. Qnidquid ajant aliisis memor ipse tui. 3-я – избегать предлагаемой чести и когда уже нельзя не принять ее, скорбеть о том. 4-я – терпеливо сносить презрение и радоваться ему. 5-я – милостиво обращаться с незначительными и незнаменитыми людьми и не считать себя лучше их, а напротивнесчастнейшим человеком и величайшим грешником. 6-я – охотно и с радостью повиноваться не только великим, но и самым малым. Этими ступенями восходим мы на седьмую – к престолу Соломонову и к истинному миру. Est humilis via, – говорит бл. Августин, – sed excelsa patria. Si patriam desideras, viam hanc ambules. 99 Без смирения никакие дела не имеют значения. Бог судит о всех делах по расположению и намерению, по внутреннему настроению. 100 Истинному христианину, по примеру Христа, должно быть присуще терпение. «Терпение – такая добродетель, которая с кротким, тихим, смиренным, послушным сердцем подвергается возлюбленному кресту и принимает на себя всякие бедствия, скорби и гонения, духовные ли то, или телесные, как крест Христов и иго Христово, и последует Христу, не ропщет на Бога, но познает в вере, что мы имеем во Христе милостивого Бога, которая также посредством надежды избавления облегает тяжесть креста и состоит в кротости к оскорбляющим и гонящим нас; она поручает Богу отмщение и происходит не из разума, или плоти и крови, но особый дар Св. Духа и плод истинной веры».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009