Красная Армия умело применила опыт финской войны в контрнаступлении под Москвой. В прорыв бросались кавалерийские корпуса и лыжные бригады, которые обходили фланги немецких войск. Избегая окружения, немцы отступали вдоль дорог, бросая технику. Кроме того, Финская война стала испытанием новых моделей тяжелых танков: КВ (Клим Ворошилов), СМК (Сергей Михайлович Киров). Пересеченная местность Карельского перешейка и реальные боевые действия ярко показали достоинства и недостатки конструкций. По результатам этих испытаний было принято решение принять на вооружение (с определенными доработками) танк КВ с 152 мм орудием. Красная армия получила огромный опыт ведения военных действий в сложных погодных и тактических условиях, научившись прорывать укрепленные линии обороны противника. Огромный опыт получили инженерные подразделения. Красная армия получила опыт ведения войны в зимнее время, на лесисто-болотистой территории. Действия мобильных групп финских лыжников в лесистой местности повлияло на разработку действий партизанских отрядов и диверсионных групп в будущей Великой Отечественной войне. Кстати, и знаменитый «коктейль Молотова», который наши бойцы успешно применяли в годы войны против немецких танков, был заимствован у финнов. Опыт финской войны был отражен в боевых уставах. А всем известные слова «уставы написаны кровью», к сожалению, являются истиной. На Руси не зря говорят: «За одного битого двух небитых дают». После первой Нарвы была Лесная и Полтава, Гангут и Гренгам и победа в Северной войне над самой грозной армией Европы того времени – шведами. Но суровый опыт незнаменитой финской войны помог воинам, которым очень скоро пришлось сражаться с самым грозным, прекрасно обученным и умелым врагом, поставившим на колени всю Европу. В своем выступлении 5 мая 1941 г. на приеме в честь выпускников военных академий И.В. Сталин говорит о значении опыта финской войны: «Многие товарищи преувеличивают значение событий у озера Хасан и Халхин-Гол с точки зрения военного опыта. Здесь мы имели дело не с современной армией, а с армией устаревшей.

http://radonezh.ru/2020/03/13/sovetsko-f...

Телевизора тогда не было, приемник появился перед самой войной, и его потребовалось сдать, когда войну объявили. Имелся патефон, и вечером порой заводили пластинки. Их было много, с записями преимущественно симфонической и оперной музыки. Отец охотно слушал Лемешева и Козловского, у мамы любимой певицей была Надежда Обухова. Сергей Яковлевич Лемешев стал нашим соседом в новом доме на улице Горького, где отец в конце 1940 года получил квартиру. А мама познакомилась с Надеждой Андреевной Обуховой уже после войны, в Крыму. Но для меня патефон был менее интересен, чем общение с отцом во время его чтения вслух. Удивительно, как он при своей занятости и уже тогдашней востребованности неукоснительно находил эти полчаса вечернего времени, чтобы почитать дочке. Он тогда учился в ИФЛИ, где должен был сдавать экзамены не только по текущим предметам, но и тем, которые не изучал в Смоленском педвузе. Таково было условие его перевода в московский вуз. При этом много работал: писал свои стихи и переводил «Гайдамаков» Тараса Шевченко с украинского. Многие искали общения с ним. У него появились друзья в Москве: Самуил Маршак, критик Анатолий Тарасенков, философы и искусствоведы Валентин Асмус и Михаил Лифшиц. Как правило, друзья отца были старше, а в ту пору и образованнее. Дружеские связи его были прочными и долговременными. Со своим земляком Михаилом Исаковским, например, он сблизился еще в начале 30-х годов. Достоевский писал, что самые главные воспоминания детства остаются от общения в семье, от этой близости, с которой ты воспринимаешь ту или иную книгу вместе с родными. Когда отец читал мне Андерсена, мою любимую сказку про диких лебедей, я видела, что он переживает ее содержание так же, как я. Здесь между нами протягивались особые нити близости и понимания. И многое осталось в душе и памяти от смоленского и московского детства. Но детство было прервано, как вы понимаете, войной, надолго разлучившей нашу семью, как и миллионы других семей. Юго-Западный фронт До Великой Отечественной войны отец уже уходил на фронт. Участвовал в военных походах в Западную Украину и Западную Белоруссию, был фронтовым корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в войну с Финляндией. О «той войне незнаменитой», о погибших на ней он не смог забыть и на новой – «большой, жестокой». О парнишке, вмерзшем в финский лед, написано в разгар Отечественной войны одно из его лучших стихотворений.

http://pravmir.ru/valentina-tvardovskaya...

«Но умы их [евреев] ослеплены: потому что лежит покрывало, которое доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Мессией. Доныне, когда они читают. Моисея [Закон], покрывало лежит на сердце их. Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3:14–16). Каждый человек, независимо от национальности, прежде чем родиться заново, т. е. раскаяться в грехах, и начать понимать Библию — Слово Божье, должен побить откровение, что Иисус является Господом и Спасителем его жизни. Слово «откровение» (греч. апокалипсис) в греческом языке, так же как и в русском, происходит от слова «апокалипсис» — «открывать» греч. Апокалупто, и состоит из слов: апо («от») и калпупто («покрывало» или «завеса»). Таким образом, когда мы обращаемся к Богу, Он снимает с нас завесу, пелену греха, которая делает нас слепыми; и после того как она снята, мы становимся доступны для одухотворенного понимания Библии. В истории нашего народа есть множество примеров, когда евреи принимали Йешуа Мессию как Господа и Спасителя, следуя Божьей истине, а не фанатичной религиозности, которая отвергает Его мессианство. Среди них есть обычные, незнаменитые евреи. Они несли Евангелие, т. е. Добрую Весть, всему миру, погибая на гладиаторских аренах Римской империи и в концлагерях Второй Мировой войны; среди них были и члены Синедриона — верховного суда Израиля, и многие раввины, которые признали мессианство Йешуа; среди них были также Ашер Леви, Исаак Лихтенштейн, Хаим Гурланд, Эфраим бен Иосиф Елиаким и другие. ЕВРЕЙСКИЙ ГОД У каждого народа на земле есть свои праздники, которые являются памятью о событиях в истории государства. У нашего народа тоже есть свои праздники, но они были не просто учреждены людьми, но даны были Самим Богом. Основой еврейского календаря является движение луны; лунный год состоит из неполных 355 суток, соответствующих сумме числовых значений слова (шана), что на иврите означает «год». Само слово шана происходит от глагола шана — повторять, и означает, таким образом, «повторением» или «цикл» (Раввин Шломо бен Ицхак — РаШИ, комментарий к Быт. 1.14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

Также и многие произведения новейших знаменитых писателей (напр. некоторые стихотворения Пушкина) гораздо более доступны детскому пониманию и с большей любовью и пользой читаются и изучаются детьми, нежели произведения других, незнаменитых писателей. Нельзя согласиться и с тем мнением, что свято-отеческие творения более понятны для детей, нежели произведения языческих писателей. Творения отцов и учителей церкви по своему характеру весьма близки к книгам Священного Писания и, подобно последним, могут быть надлежащим образом понимаемы и более или менее основательно изучаемы лишь людьми, обладающими известным запасом богословских знаний и достигшими известной степени умственной зрелости. Не отрицая несомненно важного значения чтения Библии и свято-отеческих творений в оригинальном тексте в целях религиозно-нравственного воспитания, мы тем не менее полагаем, что и эти цели едва ли могут быть достижимы в низших и средних классах учебных заведений. Подобного рода чтение может быть вполне плодотворным лишь в том случае, если ученики будут способны проникнуть в дух читаемых произведений и сродниться с ним, а это требует не только известной, более или менее высокой степени умственного развития, но и обладания более или менее совершенным знанием тех языков, на которых эти произведения написаны; потому что в противном случае лексические, грамматические и т. под. трудности отвлекали бы внимание читающего от самой идеи и духа читаемых произведений и; рассеивали бы его, заставляя сосредоточиваться не столько на содержании, сколько на внешней форме, на отдельных словах и выражениях. Рассматриваемый род чтения, при несвоевременном применении его к делу, может вместо предполагаемой пользы приносить даже вред. Одним из главных зол, с которым более всего приходится бороться воспитателям и учителям, служит, как известно, скука учеников и нерасположение или враждебное отношение их к изучаемым предметам. Во избежание этого зла детям в низших классах учебных заведений обыкновенно предлагаются для изучения такие сочинения, которые вполне соответствовали бы их возрасту и могли бы служить не только полезным, но и приятным чтением, которые бы не только поучали, но и развлекали, между тем как в свято-отеческой литературе почти совсем не встречается подобного рода сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

В ходе Зимней советско-финской войны была решена важнейшая задача, ради которой с Финляндией больше года велись переговоры, а затем все же пришлось вести военные действия: обеспечена безопасность Ленинграда. Представим, как разворачивались бы боевые действия, если бы граница проходила бы в 30 км от Ленинграда, если бы германские и финские войска начали трагическим летом 1941 г. наступление с этого рубежа. Устоял бы город? Если бы не устоял Ленинград, то мощная группировка германских войск «Север» фон Лееба осенью 41-го наступала бы на Москву одновременно с группой армий «Центр» фон Бока. Последствия были бы самые катастрофические. Ход войны складывался бы для нас еще трагичнее. Но врага остановили у стен северной русской столицы. И в том, что это удалось совершить, заслуга героев, сломавших линию Маннергейма в той незнаменитой Зимней войне. Какая судьба ожидала Ленинград и ленинградцев? 8 июля 1941 года после совещания в Верховном Главнокомандовании ВС Германии начальник штаба сухопутных войск генерал-полковник Гальдер записал в своем дневнике следующее: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов». Дорогой ценой была обеспечена победа в Зимней войне. Но решение этой задачи было необходимо для того, чтобы победить в решающей схватке с военной машиной Третьего рейха. Мы должны ясно заявить и четко прописать в наших учебниках истории, что Советскому Союзу пришлось вести Зимнюю войну 1939-1940 гг., обеспечивая свое право на самооборону. И эта незнаменитая война была частью второй мировой, а для нас Великой Отечественной войны. Мы должны отдать должное нашим воинам, которые в суровых условиях этой войны одержали победу и отодвинули границу от северной столицы нашей страны. В том, что враг не смог овладеть Ленинградом, их заслуга. Не было бы среди бойцов Красной армии тех, кто был награжден 80 лет назад медалью «За отвагу» на финской войне, не было бы 75 лет назад на груди советских воинов медалей «За взятие Берлина» и «Победу над Германией». В том, что в мае 45-го подняли Знамя Победы над рейхстагом, заслуга и бойцов, и командиров, взламывавших линию Маннергейма на той «незнаменитой» войне. Они такие же герои, как и герои Брестской крепости, битвы под Москвой, Сталинграда и Курской дуги, штурма Берлина. Программа создана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

http://radonezh.ru/radio/2020/10/01/22-0...

Исаак Левитан. Цветущие яблони. 1896 Почему не радуется иной человек первому снегу, потокам весеннего света, запаху смолистых тополиных почек, птичьему гвалту, цветущим яблоням, потом – тем же яблоням, склонившимся под тяжестью плодов, и первым золотым вестникам листопада на тропинке? Вот дорога в степи, вот синий, как дионисиево небо, цветок у обочины, вон закатные облака, а среди них парит хищная птица, а это – наши сельские лошади на вечернем водопое. Столетняя береза у самого подъезда, одуванчик, проломивший асфальт, белка в городском парке, ежик на вечерней дачной тропинке. Человек все это видит… и не видит, поскольку нет в этом всем, с его точки зрения, ничего особенного, ничего нового и интересного. Где найти слова для рассветного петушиного хорала? И только в самой-самой глубине его души живет память о времени, когда он был другим – и поэтому другим был для него мир. Первый снег преображал землю и дарил чувство свободы, обновления, торжества. А для чувства, которое рождалось от сырого весеннего воздуха, от запаха прелой соломы и оттаявшего навоза – вообще никаких слов нельзя подобрать… А где найти слова для рассветного петушиного хорала? Для дыхания грозы после долгого сухого зноя, для первого желтого листка, тихо севшего на серую от старости доску садовой скамьи? Когда ты так жил, человек, когда так воспринимал мир? В детстве?.. Может быть, в детстве, а может быть, во взрослой уже жизни – в особые минуты или дни, которые у всех когда-то случаются… И помнит речка жизнь иную. Художник: Олег Молчанов Но теперь мы с тобой другие. Мы скользим поверх мира, не питаемся, не обновляемся его красотой, богатством, его иррациональной чудесностью; не лечимся его обыкновенными чудесами от наших неизбежный скорбей. Мы почему-то уже заранее решили, что эти чудеса нам не помогут, поскольку они – вот именно – обыкновенные. Многие из нас испытывают эмоциональный голод, жажду впечатлений или, наконец, ту самую скуку: многозаботливая занятость от нее почему-то не помогает, разве что забыть о ней заставляет на какое-то время, а скука меж тем потихоньку иссушает душу. Иные из нас едут (или мечтают поехать) в дальние страны. Я не хочу сказать, что путешествие – это плохо!.. Плохо другое: когда человек не знает, насколько обогатила бы его вполне доступная поездка в недальний, незнаменитый старинный городок или просто прогулка по тому городу, в котором он живет, – если бы расстался этот человек со своим хроническим «Ничего особенного», говоря иначе, протер бы глаза.

http://pravoslavie.ru/141337.html

Из сих вышереченных и прочих подобных этим действий можешь рассуждать и о себе: кто – ты и какой человек, плотской или духовный. Если поступаешь по закону духа и мудрствуешь духовное, то ты – человек духовный. Если по плоти живешь и плотское мудрствуешь, то ты – плотской человек. А когда – плотской, и хочешь спастись вечно, то надобно тебе непременно отвергнуть сие иго и оставить мудрование плотское, поскольку мудрование плотское есть смерть, мудрование плотское есть вражда на Бога ( Римл. 8:7 ), а – приняться за мудрование духовное, которое есть живот и мир, как научает Апостол. Так благодатью Божиею ты переменишься из ветхого в нового, из плотского в духовного человека. Притом знай, что плоть со страстьми и похотьми всегда будет восставать на тебя, и покарать под свое иго; но ты воспротивься ей оружием духа. Итак, если будет подыматься против тебя гордостью и надмением, вооружайся духом смирения, памятуя, что земля еси и в землю отъидеши; если будет поборать похотью прелюбодеяния и нечистоты, вооружайся духом чистоты и целомудрия; если – похотью сребролюбия и многостяжания, противься духом нестяжания и нищеты; если – похотью сладострастия, невоздержания и пьянства, противься духом воздержания и трезвости; если – похотью грабления и хищения, противься духом щедролюбия и милосердия; если – похотью мщения, противься духом кротости и незлобия. Так и в прочем покоряй плоть духу, призывая в помощь Того, егоже имя на себе носиши, Иисуса Христа. Сей подвиг против страстной плоти предлежит не одним монахам и пустынножителям, как мнят люди нынешнего века, а всем христианам. Предлежит царям и князьям, вельможам и болярам, знаменитым и незнаменитым людям, военачальникам и градоначальникам, полководцам и воинам, богатым и убогим, мужам и женам, старым и молодым, здоровым и немощным, счастливым и несчастливым; словом сказать, всякому, кто хочет спастись, надобно вступить в подвиг сей, и, сколько есть сил, подвизаться с помощиею Божиею. Плоть бо и кровь, по слову Апостола, царствия Божия наследити не могут ( 1Кор. 15:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Обсуждать вслух что-либо тогда боялись. Всех поглощало дело и надежда на благополучие. Приметы того времени: высокий сталинский стиль городских застроек и вскинутые ввысь стройные высотки, в обиходе зодчих главенствовало палладианство (подражание итальянскому искусству средневековья), тяга к классическим образцам, открытое почитание русской военной старины, возрождение народных промыслов, научная постановка Полного издания русских фольклорных текстов, отрадные веяния в языкознании - был создан филологический институт с широкой программой исследований. На высоте оказались отечественные лингвисты, сомкнувшиеся в академическое сообщество. Одним словом, страна всколыхнулась после обморока. «Поздний Сталин» обратился к народному опыту. А думающие «технари» втайне сочувствовали утеснённым мастерам. Видно, существовала какая-то связь между теми, кто устроен на службе и кто когда-то был на взлёте, а теперь доживает век в безвестности, а некоторые и в бедности, неприличной званию. Как-то к моим хожалым спутникам зашёл уже позабываемый Владимир Матвеевич Маят - зодчий, в прошлом легендарный. Им когда-то были построены (совместно с Адамовичем) здание Археологического института в Миуссах и совершенно экзотическая вилла В.П. Рябушинского «Чёрный лебедь» в Нарышкинской аллее. Модерн в сочетании с чувственной эстетикой оформления интерьеров и считались провокативными даже в годы всеобщего оскопления натуральных сцен. Искусство для искусства было кодом зрелого мастерства. Таким бы и осталось оно, ежели бы не вульгарный социализм толпы, заражённой ненавистью. И великий Маят ушёл на дно свирепой действительности, встречаясь лишь с людьми незаметными, в основном, с интеллектуалами из когорты технарей. О чём они говорили у нас в уголку отдела, мне неизвестно, да и людей сторонних я не знал, и лично меня с ними никто не знакомил. Но фамилию называли, и она впоследствии мне вспоминалась не раз. И опять же в связи с Александром Чаяновым. Позже мне попалась в руки его мистическая повесть «История парикмахерской куклы», изданная в Москве анонимно, с пометкой: «Последняя любовь московского архитектора М.». Свой «скромный труд» Ботаник Ха посвятил Амадею Гофману, родоначальнику романтической фантастики, Гофманиады. «Архитектор М.», выведенный Александром Васильевичем Чаяновым в повести, это въяве Владимир Маят, почитаемый моими незнаменитыми друзьями. Эту фамилию они произносили уверенно.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/08/...

Подобные ответы позволяют экспериментатору подвести детей к выводу, что радость человека бывает и тогда, когда все здоровы и вся семья вместе. После этого вывода учитель говорит, что причиной радости человека может быть доброе и хорошее дело, которое он сделает для другого человека: поможет ему или подарит что-то. “Бывало ли так у вас?” — обращается он к детям. Дети начинают вспоминать и приводить свои примеры того, как они готовили и дарили кому-то подарки, как помогали тем, кому трудно было что-то сделать: “помочь убраться в доме”, “помочь маме вымыть посуду и приготовить ужин”, “нарисовать в подарок рисунок и вышить цветными нитками салфетку”, “оставить самое вкусное маленькому брату” и т.д. После этого дети обсуждают вопрос: какие люди считаются героями или имеют известность в стране и во всем мире, что хорошего они сделали для других, почему их именами названы улицы, площади, а иногда их имена значатся на картах мира? Эти беседы о знаменитых и незнаменитых людях позволяют вместе с детьми прийти к выводу о том, что человек может испытывать очень большую радость, когда делает что-то нужное и доброе для других. В это время дети зарисовывают последнюю страницу в своей “Книге Открытий”, где каждый по-своему изображает то, что может быть причиной радости для человека. Первая радость, которую изображают дети, — это радость получать самые разные подарки. Вторая — когда все благополучно и вся семья в сборе. Третья радость — когда человек делает что-то хорошее или доброе для других. В конце беседы учитель обращает внимание детей на общую схему “Кем может быть человек?” и спрашивает: “А как связано то, что мы говорили только что о радости, с тем, что человек делает на земле?” Дети снова называют известные им профессии людей (повар, врач, ракетчик, строитель, учитель, геолог, журналист, продавец и т.д.) и делают общий вывод, что человек должен не разрушать, а помогать всему тому, что его окружает. Понятно, что для нравственного развития детей ориентации их только на постановку этических задач явно не достаточно. Здесь необходимо организовать конкретную деятельность самих детей, которая требовала бы от них реальной помощи и заботы о других. Насколько нам известно, в отдельных экспериментальных классах России, которые работают по программе “Мир, здравствуй!”, система нравственного воспитания разрабатывалась специально. Так, в городе Иваново второклассники и третьеклассники экспериментальных классов постоянно помогают пожилым людям из дома престарелых. В Угличе шла работа детей экспериментальных классов с детьми из дома сирот. В Москве организована работа детей разных возрастов, предполагающая активную помощь старших младшим, и т.д. Игры для формирования представлений об окружающем мире у детей

http://azbyka.ru/deti/poznanie-okruzhayu...

И сегодня большинство наших соотечественников уверено, что огромный тоталитарный Советский Союз без всяких причин напал на Финляндию и чуть ли не потерпел страшное поражение в этой «незнаменитой» войне. СССР ОБВИНЯЮТ В РАЗВЯЗЫВАНИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В современной информационно-психологической войне против России советско-финская война используется, как еще один повод для того, чтобы очередной раз доказать, что СССР вместе с гитлеровской Германией виновен в развязывании Второй мировой войны. И в этом году, естественно, Зимнюю войну объявили следствием пресловутого пакта Молотова-Риббентропа. По словам западных и наших либеральных доморощенных пропагандистов, два диктатора, договорившись, немедленно принялись завоевывать мирные демократические европейские страны. О том, что все эти демократические страны до заключения договора о ненападении между СССР и Германией сами давно уже заключили подобные договора с Третьим рейхом, никто не вспоминает. И о том, как потирая руки от удовольствия, скормили Гитлеру в Мюнхене «арсенал Европы» Чехословакию, буквально подталкивая фюрера идти на Восток, тоже умалчивают. Поэтому необходимо, развенчивая устоявшиеся мифы западной пропаганды, объяснять нашим соотечественникам причины, побудившие Советский Союз начать эту войну, и международную обстановку, которая сложилась к концу 30-х годов. К сожалению, оголтелая антисоветская пропаганда в России за последние три десятилетия привела к тому, что большинство наших людей не представляет, что на самом деле происходило в мире в то время. Не представляют, что опасность агрессии против нашей страны была очень серьезной. Не знают, как и чем жили наши бабушки и дедушки в то тревожное время. В 1931 году Сталин в своем выступлении сказал, что страна отстала от Запада на 50-100 лет и нам необходимо преодолеть это отставание за 10 лет, иначе СССР сомнут. Действительно, после крушения Российской империи и развязанной многолетней братоубийственной гражданской войны страна была разорена и разгромлена. Была разрушена промышленность, страшные потери понесли научные школы, погибли или эмигрировали многие ученые и инженеры.

http://radonezh.ru/2020/03/13/sovetsko-f...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009