Епископ Выборгский Игнатий совершил Литургию на предполагаемом месте расстрела священномученика Вениамина Петроградского 4 сентября 2022 г. 16:47 3 сентября 2022 года  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий  совершил Божественную литургию на предполагаемом месте расстрела священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, — на Ржевском полигоне в Ленинградской области, в полуразрушенном здании порохового склада (накопителя), где содержались узники. Богослужение в память новомучеников и пострадавших за веру в годы гонений приурочено к 100-летию со дня кончины священномученика Вениамина, сообщает Выборгская епархия.  Его Преосвященству сослужили благочинный Всеволожского округа Выборгской епархии протоиерей Роман Гуцу, секретарь управления епархии, благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Кудровского округа протоиерей Владимир Данкович, благочинный Выборгского округа иерей Геннадий Пономарев, духовенство епархии. На богослужении присутствовали заместитель главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» по социальным вопросам С.В. Хотько, уполномоченный Ленинградской области по правам человека С.С. Шабанов, жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Владыка Игнатий обратился к верующим с архипастырским словом, в котором, в частности, отметил: «История напоминает нам 1922 год, когда безбожная власть под предлогом блага народа, утоления голода, который распространялся в Поволжье, попыталась использовать эту беду как борьбу с народом Божиим, с Церковью. Кампания по изъятию церковных ценностей, которая была объявлена ради помощи людям, принесла трагедию, возвела на Русскую Голгофу человеческие судьбы и жизни. Судебный процесс, который шел против  Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии , ее архиереев и духовенства, приобрел особое значение. Мы знаем, что этот процесс проходил в здании нынешней филармонии. Священномученик Вениамин Петроградский вместе с группой священников и мирян был приговорен к расстрелу. В последнем слове перед приговором им были сказаны знаменательные, поучительные для каждого из нас, слова: " Я не знаю, что вы объявите в приговоре, — жизнь или смерть, но что бы ни было — я с одинаковым благоговением обращу очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом владыка Вениамин перекрестился) и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все " ».

http://patriarchia.ru/db/text/5956531.ht...

После закрытия К. м. и превращения собора в приходский храм на хорах в 1815 г. был создан придел во имя свт. Димитрия Ростовского (освящен 18 дек. митр. Серапионом (Александровским)), но уже в 1830 г. он был ликвидирован. В 1840-1841 гг. в соборе выложили 5 голл. кафельных (белых) печей, трубы которых вывели на улицу, вставили двойные, «зимние» оконницы; все окна были зарешечены, часть окон растесана. Кирилловский собор. Фотография. 30-е гг. XX в. Кирилловский собор. Фотография. 30-е гг. XX в. С 1854 по 1863 г. настоятелем Кирилловского Троицкого прихода был свящ. Петр Орловский (выпускник КДА, канд. богословия, с 1857 магистр богословия и философии - НБУВ ИР. Ф. 175. Д. 1828. Л. 1-12 об.). Поскольку сложенные в 1840-1841 гг. 5 печей не согревали храм, в 1854 г. в его юго-зап. части был устроен теплый придел во имя ап. Андрея Первозванного (освящен 28 нояб. ректором КДА еп. Антонием (Амфитеатровым)). Благодаря свящ. П. Орловскому было привлечено внимание общественности к обнаруженным 29 мая 1860 г., во время перетирки стен под побелку, древним фрескам собора. Из-за отсутствия средств открытие фресок было приостановлено, в то же время решался и также был приостановлен вопрос о ведении работ по приспособлению для нужд больницы надвратной церкви с колокольней. В 1869-1871 гг. на территории бывш. К. м. построили деревянную часовню во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия и церковный дом (для священника и причта). В 1880-1888 гг. в храме проводились реставрационные работы по открытию фресок, заново расписаны др. площади стен, взамен 5-ярусного сооружен одноярусный иконостас, положены новые полы и установлены парапеты на хоры и т. д. 29 мая 1889 г., по окончании работ в соборе, его заново освятил Чигиринский еп. Иероним (Экземплярский). С 1882 г. настоятелем Кирилловского Троицкого прихода был свящ. Иоанн Воеводский (выпускник КДА), а с 1897 г. и до закрытия храма - свящ. Александр Скугор-Скварский, сын дворянина из Черниговской губ. Он и писарь правления КДА И. Езерский 18 сент. 1902 г. подали на имя Платона (Рождественского), еп. Чигиринского, викария Киевской митрополии, докладную записку с просьбой возобновить К. м. к 150-летию открытия мощей свт. Димитрия Ростовского, бывш. игумена обители. Однако это ходатайство не получило поддержки (ЦГИАК. Ф. 1396. Оп. 1. Д. 82. Л. 1-7 об.). В справочнике Киевской епархии за 1913 г. упоминались хранившиеся в соборе частица мощей свт. Димитрия Ростовского и чтимая копия Ченстоховской иконы Божией Матери в драгоценных оправах (утрачены в 20-х гг. XX в., вероятно в ходе кампании по изъятию церковных ценностей).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада — 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре. Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру. Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас  покрыли сусальным. Прежний иконостас расписывали известные художники — Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова — автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии. Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.

http://pravmir.ru/chem-kazanskij-sobor-o...

1 (13) октября того же года освятили после реконструкции и новую Сампсониеву церковь. В 1909 году, к 200-летию Полтавской битвы, при церкви, благодаря активной деятельности членов Полтавского церковно-археологического комитета — епископа Полтавского Иоанна, ученых И.Ф. Павловского, В.В. Пархоменко, О.Ф. Мальцева и других бы открыт первый музей Истории Полтавской битвы, который просуществовал до 1918 года. Немало пострадал монастырь в годы Гражданской войны от частой смены властей и набегов разных банд, которые нередко стремились поживиться за счет ценного монастырского имущества. С первых лет Советской власти началось отнятие золотых, серебряных, с ценными камнями культовых вещей во время разных кампаний, которые проводились в соответствии с многочисленными декретами Совнаркома или по решениям местных органов власти. По официальным данным, во время кампании по изъятию церковных ценностей в начале 1920-х годов у монастыря было отобрано 5 пудов 7 фунтов 69 золотников серебра и ценного камня (всего в храмах Полтавы отобрано тогда было 45 пудов 33 фунты 59 золотников серебра и 1 фунт 31 золотник золота и золотых украшений). А сколько не учтенных отобранных ценностейнеизвестно. В 1923 году монастырь был закрыт. В одном из его помещений устроили клуб для поселка железнодорожников (позднее Красный Путь), другое отдали Полтавскому губернскому архивному управлению для устройства архивохранилищ губернского исторического архива (со временем краевой, потом государственный исторический архив, с 1937 года областной архив). С 1933 до конца 30-х годов здесь помещалась Полтавская детская трудовая колония НКВД — учебно-воспитательное детское учреждение для бывших беспризорных и сирот. В конце 30-х годов бывшие кельи монахов, другие подсобные помещения были переданы Полтавскому государственному педагогическому институту, и там устроили общежития для студентов, студенческую столовую; отдельные помещения занимали преподаватели. В 1942 году община монахинь через восстановленное епархиальное управление попросила разрешение открыть в уцелевших помещениях бывшего Полтавского Крестовоздвиженского мужского монастыря женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Послание митрополита Варсонофия в связи со 100-летием гибели священномученика Вениамина августа 2022 ПОСЛАНИЕ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия духовенству и верующим Санкт-Петербургской епархии по случаю 100-летия гибели  священномученика  Вениамина, митрополита Петроградского Дорогие отцы, братья и сестры! В этом году мы молитвенно отмечаем 100-летие со дня мученической кончины великого архипастыря нашей Церкви - священномученика Вениамина, возглавлявшего епархию северной столицы в один из самых тяжелых периодов гонений на веру. Он показал удивительней пример стойкости в вере и сохранении святынь от осквернения во время кампании по изъятию церковных ценностей. Вчера в здании Филармонии - месте неправедного суда - состоялся памятный вечер в похвалу святому с ораторией " Страдалец до Голгофы " . Его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Святейшество отметил, что " сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли, как им казалось, подходящий повод, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом сбора средств для нужд голодающих Поволжья и других регионов началось насильственное изъятие церковных ценностей, сопровождавшееся репрессиями духовенства, монашествующих и мирян. Беззаконие и произвол, надругательство над святынями вскоре стали повсеместными " . Мы обращаем молитву к святому, которого взрастила петербургская земля и кровь которого впитала. Он был близок к детям и юношеству через заботу об их образовании, к трудовому народу - через живую проповедь Евангелия, к священнослужителям - доступностью и вниманием к их нуждам. Память священномученика Вениамина хранится в сердцах петербуржцев. В его честь были созданы и освящены два храма, ещё один проектируется. Ему воздвигнут памятник на Малой Охте. В эти дни открыты памятные доски в Филармонии и Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры. Епархиальная комиссия по канонизации сделала общедоступными документы Петроградского процесса. Создан виртуальный зал памяти к его 100-летию. К мемориальной дате расшифрован и опубликован протокол допроса священномученика.

http://mitropolia.spb.ru/docs/poslanie-m...

Современная жизнь Церкви — это не только внешние активности и формы служения, но и соединение нашего настоящего с богатейшим славным и трагическим прошлым Русской Церкви. Важно не просто устраивать монашеские общины в горах, но видеть в современном развитии церковной жизни продолжение той тысячелетней истории, которая бережно сохраняется; об этом единстве прошлого и настоящего — в материалах к 1100-летию принятия христианства в Северной Осетии. Прошедшая в 1920-е годы прошлого века государственная кампания по изъятию церковных ценностей не принесла желаемого результата для большевистских властей, но проявила в Церкви замечательные свидетельства стойкости духа и верности Православию. Подтверждением тому стал Петроградский процесс, в котором главным защитником Церкви выступил священномученик Вениамин (Казанский), мужественно сопротивлявшийся безбожным действиям властей и тем самым поднявшийся на свещницу мученичества. Его пример укрепляет и современных членов Церкви на противостояние соблазнам нынешнего времени, которые приобретают иные формы гонения на христиан. Статья известного исследователя церковной истории ХХ века раскрывает новые грани того трагического и славного периода жизни Церкви, а материал о выходящих из забвения именах узников Вятлага показывает, насколько важны актуальные исследования подвига новомучеников. И именно здесь обнаруживается эта точка единства современной жизни Церкви с нашим прошлым и тысячелетней, и столетней давности, которая дает уверенность в различных формах служения, осуществляемых Церковью сегодня. О двух таких проектах — в образовательной среде и в деле восстановления к жизни зависимых людей — повествуют материалы номера. А из глубины веков к нам как к " Церкви странствующей " обращается со своей вдохновенной проповедью блаженный Августин, евхаристическое богословие которого открывает для наших читателей протодиакон Константин Маркович: " Плод, который дает Евхаристия, — Единство. Это означает, что мы принимаем Тело Христово и становимся Его членами, мы есть то, что мы приняли " ».

http://patriarchia.ru/db/text/5956001.ht...

Новости 14 сентября, 2012 В поддержку Pussy Riot осквернен храм в Тбилиси, жители проведут акцию протеста На ограде стены храма Кашвети в Тбилиси появилась карикатура на Святую Нину и надпись Free Pussy Riot. 14 сентября, 2012 Православные молитвенно почтили память протоиерея Валентина Амфитеатрова Сегодня, в день рождения знаменитого московского протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908), при большом стечении почитателей батюшки на его могилке была отслужена панихида. 14 сентября, 2012 Валентин Лебедев: «Правые» в поисках правых Действительно сегодня назрела острая необходимость в появлении новой политической правой организации, которая реально, не на словах, будет заниматься решением насущных национальных задач, а не удовлетворением чаяний различных олигархических групп. 14 сентября, 2012 Церковь и психотерапевты Ивановской области объединят усилия по охране душевного здоровья населения Сегодня, в день церковного Новолетия, между Иваново-Вознесенской епархией Русской Православной Церкви и Ассоциацией практикующих психотерапевтов Ивановской области заключено соглашение о взаимодействии. 14 сентября, 2012 В Чеченской Республике пройдет конференция «Православная Церковь на Северном Кавказе» Архиепископ Зосима и его собеседники выразили намерение расширить в этом году рамки форума и вывести его на более высокий уровень. 14 сентября, 2012 Патриарх Кирилл поздравил барона Эдуарда фон Фальц-Фейна со 100-летием Патриарх подчеркнул, что благодаря барону в Россию и на Украину было возвращено множество считавшихся утраченными художественных и исторических памятников, документов, архивных материалов, рукописей и старинных книг. 14 сентября, 2012 В храме Христа Спасителя открылась выставка, посвященная 90-летию кампании по изъятию церковных ценностей Выставка рассказывает о событиях 1922 г., связанных с изъятием церковных ценностей, имевших место в Шуе, Москве, Петрограде и других городах России; о людях, ценой своей жизни защищавших Церковь от разорения. 14 сентября, 2012 Японский народ явил миру пример, как нужно взаимодействовать в преодолении беды, - Патриарх Кирилл

http://pravmir.ru/category/news/page/485...

Профессор СПбДА Михаил Шкаровский рассказал о жизни собора в 1920-1930-е годы. После 1917 года в пользовании общины находился Кузнечный рынок, что позволяло вести благотворительную деятельность, хотя она уже была запрещена. В 1919 году часть недвижимости, все банковские капиталы конфисковали, позже - и Кузнечный рынок. Некоторые время клирикам собора удавалось преподавать в церковно-приходской школе, произносить смелые проповеди, вести богословские беседы. Весной 1922 года во время кампании по изъятию церковных ценностей ситуация резко изменилась. Прихожанам удалось выкупить главные святыни, в том числе серебряный ковчег с мощами святых и иконы. Аресты клира продолжались вплоть до решения о закрытии храма, принятого 10 июня 1932 года. В зачитанном докладе главного научного сотру ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН Валентины Ветловской " Достоевский и православие " отмечалось, что писатель в начале и конце жизни жил вблизи Владимирского храма, и ныне здесь, в Кузнечном переулке, расположен Литературно-мемориальный музей Федора Достоевского. Федор Михайлович в зрелые годы мог бывать на богослужениях дважды в день. Он уделял большое внимание религиозному воспитанию детей. В последние часы жизни выразил желание пригласить священника, исповедался, причастился и попросил прочитать притчу о блудном сыне, которую слушал с закрытыми глазами. Вера оказала большое влияние на его творчество. Он пришел к убеждению, что преображение мира начинается не с социальных перемен, а с преобразования каждой души во Христе Иисусе. Ключарь собора, доцент СПбДА протоиерей Георгий Шмид рассказал о нынешней приходской жизни. Богослужения сопровождаются великолепным пением хора под управлением регента Людмилы Герасимовой. Большое внимание уделяется катехизации, которой руководит автор более 150 научных и научно-популярных работ Федор Козарев. Проводятся лекции для взрослых о православном вероучении, построении христианской семьи, сектоведении. Воскресная школа состоит из трех возрастных групп; ею руководит диакон Владимир Кузнецов . На базе храма существуют школа звонарей, детско-юношеский хор, социальная служба, молодежный клуб, выходит ежемесячная приходская газета.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Век назад, весной 1922 года, Патриарх Всероссийский Тихон прибыл на поселение в кельи возле Тихвинской надвратной церкви Донского монастыря. Но не как Предстоятель самой много­численной Православной Церкви на свете, а как арестант, заключенный под стражу богоборческой властью, и подследственный по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Семьдесят лет спустя, в феврале 1992 года, в той же обители были обретены мощи прославленного Церковью в лике святителей перво­иерарха. Событие это было сколь чудесным, столь и малоожидаемым. PDF-bepcuя. Дмитрий Анохин 22 февраля 2022 г. 10:30 В этом году исполнился ровно век со дня рождения Сергея Лисевицкого, а в прошлом - 20 лет, как он покинул этот мир. Проживший удивительно насыщенную жизнь, событий в которой хватило бы на несколько, Сергей Николаевич оставил после себя насчитывающий полторы сотни снимков уникальный фотоархив, с хроникальной беспристрастностью запечатлевший жизнь Церкви в 1940–1980 е годы. Это потрясающее по своей полноте, подробности и наполненности интереснейшими репортерскими штрихами свидетельство эпохи. Точнее, сразу нескольких эпох, вместившихся в обозначенный временной период. Вдвойне обидно, что об этих фотографиях сегодня мало кто знает. С любезного разрешения нынешнего правообладателя снимков Лисевицкого — Российской государственной библиотеки искусств — мы хотя бы отчасти восполняем этот пробел, публикуя несколько фоторабот Сергея Николаевича. Дмитрий Анохин 23 декабря 2015 г. 12:30 Сегодня 29 апреля в Донском монастыре проходит церемония прощания с великим князем. Завтра членов царской семьи похоронят на территории мемориального комплекса Героев Первой мировой войны. 28 апреля 2015 г. 14:00 Приуроченная к 95-летию массовой кампании по расказачиванию научная конференция состоялась под эгидой Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Ее работу возглавили председатель комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и архиепископ Женевский и Западноевропейский Михаил. Дмитрий Анохин 28 марта 2014 г. 17:59 Золотошвейная мастерская Донского монастыря по благословению наместника обители епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла изготовила уникальный лицевой покров на раку с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского Алексей Реутский 4 апреля 2012 г. 18:00 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/donskoy_monasty...

По воспоминаниям, он по поручению Святейшего в начале 1920-х гг. встречался с католической делегацией, вероятно, — с Папской миссией, прибывшей в Россию в 1922 г. Напомним, именно 1922 г. запечатлелся в памяти церковного народа как “расстрельный”: год начала кампании по изъятию церковных ценностей, год расстрела демонстрации в Шуе и священномученика Вениамина, год беспрецендентных гонений на Церковь. Встречи с западными христианами, несмотря на все возраставшую опасность 10 , должны были повторяться и позднее: восточные патриархи с 1924 г. поддерживали обновленцев. В октябре 1925 г. по поручению священномученика Петра епископ Варфоломей, который пользовался “особым доверием митрополита”, встречается с отцом Мишелем д’Эрбиньи, президентом папской комиссии “Pro Russia”. Их беседа, содержание которой подробно зафиксировано в записках д’Эрбиньи, касалась положения Церкви в России и отношения Патриаршего местоблюстителя к карловацким иерархам. Владыкой была высказана настоятельная просьба опубликовать мнение священноначалия Русской Церкви на Западе 11 . Во второй половине 1920-х гг., когда гонения были “сравнимы с кровавыми событиями 1922-го, а по масштабам далеко превзошли их” 12 , попытки передать за границу подлинную информацию о масштабах гонений в России и тем самым заставить советскую власть идти хоть на какие-то уступки 13 , должны были повторяться. Но теперь они по необходимости становились нелегальными, поскольку любой контакт с иностранцами мог послужить поводом для обвинения в шпионаже. Кстати, именно обвинение в “укрывательстве шпиона” было предъявлено владыке во время очередного ареста 1928 г. 14 . При этом целесообразно было установить контакт именно с представителями католической церкви, поскольку Ватикан обладал огромным политическим весом, и его выступления в защиту гонимой Церкви могли иметь наибольший эффект 15 . Однако как раз в этот период папский престол, пользуясь уничтожением православного епископата и многочисленными расколами, пытается подчинить Русскую Церковь путем распространения унии.

http://pravmir.ru/k-110-letiyu-so-dnya-r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010