Это воздано Господу. « Заключающий воды в облаках » (Иов. 26:8) связан, « изводящий окованных мужественно » (Пс. 67:7), дарующий « пленным освобождение » (Ис. 61:1); связан разрешивший Лазаря от уз смерти; приведен в преторий дориносимый бесчисленным множеством ангелов. Предстоит Пилату имеющий Своим престолом небо; удерживался Творец влекомый творениями, Создатель — созданием, Совершитель — совершенным. Итак, что же затем? Что делается? « И они », говорит (Писание) « не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху » (Ин. 18:28). О, великое беззаконие! Они совершают неправедное убийство и отказываются войти в преторий, остерегаясь, чтоб не оскверниться, хотя они уже были осквернены, выкупая овцу овцой. Итак, ожидал суда Судия всей вселенной; ожидал свидетелей Свидетель душ; Тот, Кто сотворил, был и судимым; и люди, судя, сидели, а Бог стоял, и, стоя, молчал, стоя возле преддверия человеческого — Господь небесных врат. Вопрошал Пилат, быть может, более человеколюбивый, чем иудеи. Зачем я говорю: быть может? Совершенные дела покажут истину. « В чем вы обвиняете Человека Сего » (Ин. 18:29)? Кто может обвинить Бога? Я вынуждаюсь сказать от лица Пилата, так как Иисус молчит, не потому, что Слово имело недостаток в словах, но — чтобы ответом не устранить венца креста. И неимущий пожелал стяжаний? Чужих жилищ — Тот, Кто никогда не имел, где склонить Свою главу? Имуществ — Тот, Кто обнажил и Своих учеников до пояса? Не имея осла, достал чужого, чтобы благословить ваших детей. Скажите причину, придумайте, на законном основании умертвите. Иудеи ему ответили: « если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе » (Ин. 18:30). Великое указание на дела, неопределенная причина! Назови проступок и не вводи в заблуждение слушателя. Пилат говорит им: « возьмите Его вы, и по закону вашему судите » (ст. 31). Благомыслящий судья сложил тяжесть на голову иудеев: вы возьмите участника в злодеянии. Иудеи ему говорят: « нам не позволено предавать смерти никого » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3,5 тыс. км, из них не менее 2,7 тыс. км пешком (ср.: Jewett. 1979. P. 59-61). I. Начало. Путешествие началось с конфликта, когда П. с Варнавой не смогли договориться о том, кого брать с собой. Варнава хотел взять Иоанна Марка, но П. напомнил, что в Памфилии Марк отстал от них и не пошел с ними «на дело, на которое они были посланы». После спора П. и Варнава разлучились друг с другом; Варнава, взяв Марка, отплыл на Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, «быв поручен братиями благодати Божией» (Деян 15. 37-40). Разрыв с Варнавой и Марком не был для П. окончательным, оба они упоминаются в Посланиях апостола (ср.: Флм 24; 2 Тим 4. 11; 1 Кор 9. 6; возможно в 2 Кор 8. 18-18, ср.: Ioan. Chrysost. In Act. 34. 1-2). П. проходил Сирию и Киликию, «утверждая церкви» (Деян 15. 41), т. е. посещая те же общины, где он был ранее. Из Дервии П. дошел до Листры, и там к группе присоединился «некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» (Деян 16. 1-2). На долгие годы Тимофей станет ближайшим помощником и доверенным лицом П. (ср.: 1 Кор 4. 17; 16. 10; Флп 2. 19; 1 Фес 3. 2, 6; 2 Тим 1. 3-6; Mounce. 2000. P. LVIII; см. в ст. Тимофей ). По этническому происхождению Тимофей был наполовину евреем, наполовину греком. С т. зр. более поздних иудейских источников, он должен был считаться иудеем (согласно Мишне. Киддушин. 3, 12; Йевамот. 7, 5; Вавилонскому Талмуду. Киддушин. 68б, иудейство передается по линии матери). Родственниками по материнской линии Тимофей был воспитан в иудейской вере (ср.: 2 Тим 3. 15). Тем не менее он не был обрезан, а это означало, что в иудейской религ. среде его не могли считать своим. Двойственное положение Тимофея должно было вызвать недоверие к нему среди христиан, обратившихся из иудеев. Поэтому П. принял решение обрезать его «ради Иудеев», знавших о Тимофее (Деян 16. 3). Этот поступок на первый взгляд не увязывается с позицией П. относительно того, что для принятия христианства человек не должен становиться евреем.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

они будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога», – а в 43:3 Господь говорит: «в выкуп за тебя отдал Я Египет, Ефиопию и Савею»;... выражения: «труды египтян» и «торговля ефиоплян и савейцев, людей рослых», по-видимому, прямо указывают на 18:2, 7; 19:7 и дал.; отсюда видно единство в представлении писателя книги об этих народах 293 . Можно указать в отделе 40–66 гл. и другие довольно ясные признаки написания его вскоре по удалении Сеннахерима из страны. Так в 62:8–9 и 65:21–22 говорится: «не дам зерна твоего более в пищу врагам, и сыновья чужих ( или в 61:5, ср. 1:7) не будут пить вина твоего, над которым ты потрудился»; эти слова ясно напоминают слова пророка Исаии, сказанные Езекии во время нашествия Сеннахерима: «вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год самородное, а на 3-ий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их» (37:30, ср. 1:7) 294 . А слова 66:9: «доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь; или, давая силу родить, заключу ли утробу?» не суть ли утешительный отзвук на слова Езекии, чрез послов сказанные им пр. Исаии: «день скорби и наказания и посрамления день сей; ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а сил нет родить?» – Да и вообще то отношение, в каком отдел 40–66 гл. находится к отделу историческому (36–39 гл.) и к главам предшествующим, близким ко времени написания к 14 году Езекии, показывает, что сам отдел 40–66 в действительности написан около этого же времени (а не во время пред окончанием плена вавилонского или еще позднее, как утверждает отрицательная критика). Так, 40 глава есть ничто иное, как продолжение главы 35-й, на которой остановилось пророческое «видение» (ср. 1:1) Исаии пред нашествием Сеннахерима. «Утешайте, утешайте народ Мой!» говорится в 40-й главе,., «возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! не бойся: скажи городам Иудиным: вот, Бог ваш» (ст. 1 и 9-й); тот же призыв к утешению мы видим в 35:3, 4: «укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; скажите робким душой: будьте тверды, не бойтесь: вот, Бог ваш».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

– «Что слышите и видите» и пр.: ев. Лука говорит, описывая то же событие, что Иисус в это время многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение ( Лк.7:21 ). Указывая на сии чудотворения Свои, Господь тем самым отвечает на вопрос Иоанна утвердительно, т.е. что Он есть действительно Тот, который должен прийти – Мессия: ибо такие дела, по пророчеству Исаии ( Ис.35:5 и дал. Ис.61:1 и дал.), должен творить Мессия. Пророки, хотя творили чудеса, но не столь поразительные и не в таком обилии; при том же Господь творил их во Свое имя и Своим собственным могуществом, тогда как пророки творили их во имя Божие и силою Божиею. Он посему творил такие чудеса и так, какие и как мог творить только Мессия. – «Нищие благовествуют»: нищие – бедные, несчастные, по мнению мира, труждающиеся и обремененные ( Мф.11:28 ). Таковые по преимуществу собирались вокруг Господа, возвещавшего им наступление Царства Божия; им принадлежало участие в сем царстве, если они, как нищие духом, глубоко чувствовали потребность спасения, с любовью и усердием слушали слово Его и передавали оное другим. Блаженный Феофилакт под нищими разумеет также «апостолов, которые, как рыбари, действительно были нищи и презираемы за свою простоту». – «Не соблазнится о Мне»: соблазниться о ком значит усомниться в чьем-либо достоинстве, иметь ложные, уничижительные представления по какому-либо поводу, вследствие сего – не доверять таковому лицу или глумиться над ним (ср. Мф.13:57, 26:31,33 ). Блажен, кто не соблазнится Моим уничижением или бедностью Моей жизни до того, чтобы из-за сего не верить Мне или отвергать Мое учение. Блажен, кто, сквозь покров смирения, по делам Моим видит и признает во Мне истинного Мессию. Конечно, это относится не к Иоанну, который еще в то время, когда Господь не творил чудес, исповедал Его истинным Мессиею, Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира. Слова сии относятся к обличению соблазна учеников Иоанна. «Ибо как они соблазнялись о Нем, то, обнаружив их болезнь и никого не сделав свидетелем сего обличения, кроме их самих, которые одни понимали сие, тем более привлекал их к себе, говоря: «блажен, кто не соблазнится о Мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

– Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост, венчания совершают уже после Крещения… Почему так? – Святки — это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде. Но святки – это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках. Речь идет о тех людях, кто живет полноценной церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех. Важно понимать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С другой стороны апостол Павел говорит, что муж и жена должны воздерживаться до времени: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7). Это очень реально, это учитывает человеческие возможности и не загоняет человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограммов, то можешь понести груз в 50 кг , а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести 50–килограммовый груз? Святочные гадания «Святочные гадания, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — диакон Андрей Кураев. Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают» (61 правило VI Вселенского собора).

http://pravmir.ru/kak-provesti-svyatki/

Если вавилоняне – народ варварский, по праву войны захватив Иерусалим, уважили добродетель Иеремии и великодушно оказывали ему всякую услугу, не только дав нужное для пропитания, но и снабдив сосудами, какие обыкновенно употребляются, то неужели не уважат добродетельной жизни соплеменники, с детства очистившие рассудок к принятию лучшего и стремящиеся к добродетели. Они, если не смогли по каким-либо причинам стать подвижниками сами, почитают подвижников, удивляясь их добродетели. Поэтому не заботься о многом, но по совету Петра и Павла бодрствуй и трезвись в молитвах: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас ( 1Пет. 5:7 ). Ибо сказано: Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом ( Флп. 4:5–6 ), и Он будет промышлять о вас. И еще в другом месте написано: Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу и был постыжен? ( Сир. 2:10 ). Всё это ты читал, однако напоминаю тебе. И Даниил в Вавилоне, будучи брошен в ров со львами, не пострадал от них, но умирал от голода, тогда пророк Аввакум, получив повеление от Бога, принёс Даниилу обед, будучи перенесён Ангелом из Иудеи в Вавилон, в тот самый львиный ров. И великий пророк Даниил, благодаря, говорит: вспомнил, Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя ( Дан. 14:38 ). Всё это и подобное этому держи в уме, непрестанно обращаясь мыслью к Богу. 60. Монаху Флориону Изнемогши телом, не падай духом, думая, что некому будет утешить тебя. Ибо: Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека ( Пс. 117:8 ). Без сомнения, Бог утешит тебя, и у Источника премудрости нет недостатка в Промысле нужного для спасения. 61. Монаху Афанасию Возвращайся скорее в монастырь, из которого ты вышел, чтобы оставшись надолго вне этой ограды, не сделаться тебе добычей мысленных зверей. Если ты скажешь, что оставил обитель в чаянии высшей добродетели, то припомни сказавшего: Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти ( Притч. 14:12 ). Ибо сатана, не изведавших опытно его ухищрения, большей частью уловляет чем-либо благовидным. 62. Монаху Сириану

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Духа. Но с другой стороны, мы не согласны с ними относительно толкования Св. Писания. И в своей жизни мы не следуем [закону] 247 так же, как и иудеи, поскольку считаем, что толкование законов, открывающее смысл законодательства, не может быть буквальным толкованием. И мы утверждаем, что «когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» ( 2Кор.3:15 ), ибо от них скрыт смысл закона Моисеева, поскольку они не признали Церкви Иисуса Христа. Но мы знаем, что «если кто-нибудь обратится ко Господу», – а «Господь есть дух», – то «это покрывало снимается», и он «открытым лицом как бы в зеркале взирает на славу Господню» ( 2Кор.3:15–18 ), сокрытую в таинственных размышлениях о Св. Писании, и стяжает призываемую Славу Божию в свою собственную славу. А под образным выражением лицо кто-нибудь более ясно может понимать ум, заключающий в себе лицо «по внутреннему человеку» ( Рим.7:22 ), которое исполняется светом и славой от истины о том, что [сокрыто] в законе. Глава XVII. [Церковь и ереси. (§61–65)] 61 . Вслед за этим Цельс говорит: «И пусть никто не подумает, будто я не знаю, что одни из [христиан] согласятся с тем, что у них один и тот же Бог, что и у иудеев, а другие – что противоположный Ему, от которого и явился Сын». Однако если он полагает, что существование множества ересей среди христиан служит для обвинения против [самого] христианства, то почему же разногласие среди философских школ, касающееся не только второстепенных, но и самых основных вопросов, подобным же образом не может считаться [основанием] для обвинения [самой] философии? Более того, посмотри, нельзя ли обвинить и медицину из-за того, что в ней тоже существуют [различные] направления. Итак, допустим, что среди нас есть те, кто утверждает, что [у нас] не тот же самый Бог, что и иудеев. Но из-за этого вовсе не следует обвинять тех, кто на основании одних и тех же Св. Писаний доказывает, что один и тот же Бог иудеев и всех остальных народов. Об этом ясно говорит и апостол Павел, который [сам] перешел из иудаизма в христианство : «Благодарю Бога моего, Которому служу от прародителей с чистою совестью» ( 2Тим.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Перевод несколько уточнен. – Авт.) с. 250–251]. На первый взгляд может показаться, что сказанное близко сказанному Филопоном и митрополитом Зизиуласом. Но это не так. Невозможно, исходя из слов прп. Иоанна, заключить, будто природа как абстрактное понятие (усматриваемое только умозрением и не существующее само по себе) усматривается в ипостасях одного вида. Не существующее само по себе абстрактное понятие не следует мыслить существующим в ипостасях. Усматривается в ипостасях не понятие, а нечто общее, усматриваемое и в отдельной ипостаси (индивиде), и во всех ипостасях (индивидах) вместе, как связующее их в единый вид. Что же это? Указание на ответ мы можем обнаружить в той же главе «Точного изложения»: «Бог принимает форму (μορφοται), то есть чужую сущность, а именно такую как наша (καθ» μς) » (ТИПВ, 55. Перевод несколько уточнен. – Авт.) с. 250–251]. В другом месте он прямо отсылает нас к Писанию: «Блаженный Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи в образе Божием, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Фил. 2:5–7 ). Скажите, кто есть “сущий в образе Божием”, который не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба? Человек не есть в облике Божием – ибо человек не в природе Божией. Ибо весь сонм святых знает, что образ (μορφ) есть природа » (Слово против несториан, 10. Перевод несколько уточнен. – Авт.) с. 121–122]. Итак, прп. Иоанн отождествляет термины «сущность» и «природа» с термином «форма» (μορφ). С этими терминами он отождествляет и термин «вид»: «Вид (εδος) у святых отцов называется природою (φσις), и сущностью (ουσα), и формою (μορφ)» (ФГ, 5) с. 61]. Усматривается в ипостасях (индивидах) и виде не абстрактное понятие, неким образом получающее в ипостасях бытие, но существующее в них общее как полное сходство (неотличимость, παραλλαξα) между собою: «единство человека по виду показывает сходство , имеющееся во всех людях» (ТИПВ, 60) с. 270].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

1Мак.6:52 . Но устроили и они (Иудеи) машины против машин их, и сражались в течении многих дней. 1Мак.6:53 . Пищи же не было в хранилищах, потому что был седьмый год, и спасшиеся в Иудее от язычников поели остаток запаса. 1Мак.6:54 . И остались на святых местах мужи немногие, ибо одолел их голод, и разошлись, каждый в место свое. 1Мак.6:55 . Но услышал Лисий, что Филипп, котораго царь Антиох еще заживо поставял воспитателем сына своего Антиоха с тем, чтобы и воцарить его, возвратился из Персии и Индии с полками царя, какие ходили с ним, и что он старается захватить дела (царственныя): 1Мак.6:56 . Притом сбирались и охотились возвратиться (и полки Лисия): 1Мак.6:57 . И сказал он царю и вождям войска и воинам: мы оскудеваем ежедневно, и продовольствия у нас мало, а место, где мы ополчились, укреплено, дела же царства требуют нас. 1Мак.6:58 . Итак подадим теперь правую руку людям сим, и заключим с ними мир и со всем народом их. 1Мак.6:59 . И предоставим им жить по законам их, как прежде: ибо за свои законы, которые мы нарушали, они разгневались и сделали все это. 1Мак.6:60 . И понравилась эта речь царю и начальникам, и послал он к ним мировую, которую они и приняли. 1Мак.6:61 . И клялся им царь с начальниками. После сего они вышли из укрепления. 1Мак.6:62 . И взошел царь на гору Сион, и увидел укрепление сего места, и отверг клятву, которою клялся, и повелел раззорить стену вокруг. 1Мак.6:63 . И отправился поспешно и возвратился в Антиохию, и застал Филиппа, господствующаго в этом городе, и сразился с ним, и взял город силою. Глава 7 1Мак.7:1 . В сто пятьдесят первом году вышел Димитрий, сын Селевка, из Рима, и с немногими мужами вошел в город приморский, и воцарился там. 1Мак.7:2 . И было: когда он входил в царственный дом отцов своих, полки схватили Антиоха и Лисия, чтобы привесть их к нему. 1Мак.7:3 . И стало известно ему сие дело, и он сказал: не показывайте мне лиц их. 1Мак.7:4 . И умертвили их полки; и сел Димитрий на престоле царства своего. 1Мак.7:5 . И пришли к нему все мужи беззаконные и нечестивые из израильтян, а предводительствовал ими Алким, хотевший священствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

6 . Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми, ибо Тело суть и Кровь Христовы, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет это, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовых. 7 . И объясняет тебе Давид сего (Таинства) силу, говоря: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих ( Пс.22:5 ). А слова его означают сие: прежде Твоего пришествия трапезу человекам бесы уготовляли, нечистую и скверную (см. Мал.1:7 ), исполненную диавольской силы; но по Твоем пришествии, о Владыко! Ты приготовил предо мною трапезу. Когда человек говорит Богу: уготовал еси предо мною трапезу, – что иное значит, если не таинственную и мысленную трапезу, которую Бог нам уготовал сопротив, то есть из противного противную и сопротив бесов? И весьма справедливо. Ибо та общение имела с демонами, а эта – общение с Богом. Умастил елеем голову мою ( Пс.22:5 ). Елеем умастил твою главу на челе, через печать, которую ты имеешь от Бога, чтобы ты был образом печати с надписью «Святыня Господня» ( Исх.28:36 ). Чаша моя преисполнена ( Пс.22:5 ). Видишь ли, что здесь говорится о той чаше, которую взял Иисус в руки, благодарил и сказал: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:28 ). 8 . Почему и Соломон, об этой гадательствуя благодати, в Екклесиасте говорит: иди, ешь с весельем хлеб твой ( Еккл.9:7 ) (то есть духовный хлеб. И через слово прииди именует спасительное и блаженнотворное призывание). И пей в радости сердца вино твое, т.е. вино духовное. И да не оскудевает елей на голове твоей ( Еккл.9:8 ) (видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?). Да будут во всякое время одежды твои светлы, ибо Бог благоволит к делам твоим ( Еккл.9:7–8 ). Ибо прежде, чем приступил ты к благодати, суета сует ( Еккл.1:2 ) были дела твои. Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлые (т.е. духовные) нужно тебе одеваться, чтобы говорил ты с блаженным Исаией: возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня ( Ис.61:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010