Илиодоровские шествия стали агрессивными. Прежде единичные стычки между паломниками и насмехавшимися над ними местными жителями теперь вошли в правило. Флаги и посохи стали использоваться не по назначению, играя роль дубинок. Этим оружием илиодоровцы решили загнать поволжских безбожников в церковные стены. «…вообще было заметно, что паломники настроены против всех, кто тем или иным образом не оказывал их шествию должного уважения», — докладывал саратовского полицмейстера . Заступаясь за паству, о.Илиодор уверял: «Насилий паломников над прохожими я не видел» . Но, конечно, лукавил. Видел и поощрял. Положение усугублялось пристрастием некоторых паломников к крепким напиткам, что уже сказалось во время проезда по железной дороге. «Толпа, руководимая о.Илиодором, представляла из себя дикую ватагу, я сомневаюсь, сплошь ли трезвую», — писал в своей жалобе Никитин. Это обвинение илиодоровским лагерем категорически опровергалось. Сам иеромонах говорил, что паломники «были все трезвы», а один его сподвижник пояснял, что толпа «была пьяная, но не от вина, а от голода и жажды» . Однако однажды, когда среди илиодоровцев вспыхнула ссора, один из участников паломничества, Михаил Иванович, стал кричать на Савву Несмеянова. «Он укорял Савву в том, что он сам подавал девушкам нехороший пример во время паломничества в Саров. Савва сильно пьянствовал» . Поэтому о.Илиодор оказался прав только отчасти. Его чада были трезвы, но не все. Едва ли Савва был единственным пьяницей в этой компании. На обратном пути из Сарова к илиодоровцам уже не шло наименование паломников. Конечно, среди них наверняка оставалось немало простых благочестивых людей. Но общий дух толпы, судя по газетным описаниям, скорее соответствует выражению Стремоухова о «бесшабашной ораве» или Никитина о «ватаге» . Если от Царицына до Сарова можно было говорить о паломничестве о.Илиодора с его паствой, то от Сарова до Царицына прошло всего лишь показательное шествие. Прежние паломники превратились в манифестантов, не устояв перед искушениями, о которых с самого начала предупреждал о.Илиодор.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Под стать вождю оказалось и войско, в котором сполна проявились первобытные инстинкты, что особенно сказалось на некоторых заводилах вроде Несмеянова и Лапина. Подполк.Тюфяев именовал эту категорию лиц «огарками» , а фельетонист «Голоса Москвы » Н. Вильде изобрел даже неологизм «хулидоры» — «безобразники, окружающие скандальничающего инока Илиодора» . Вместо того, чтобы сдерживать своих приверженцев-хулиганов, польщенный их преданностью о.Илиодор потакал им. Они не довели его до беды лишь благодаря тому, что власти догадались командировать для охраны порядка усиленные наряды полиции. Полицейские чины сыграли активную роль в этих событиях еще и потому, что вслед за «хулидорами» оказались исполнителями воли иеромонаха. Формально преследование полицией «богохульников» отвечало закону. То же самое совершалось на улицах Российской Империи и без участия о.Илиодора. Вот, например, заметка в «Царицынском вестнике»: «Вечером 11 июля на базаре 2-й части задержан и отправлен в часть городовым кр[естьяни]н Гриценко, произносивший хулу на Бога» . Однако никаким законом не предусматривалось подчинение полиции духовному лицу. Из всех властей только подполк.Тюфяев осмелился открыто пресечь это незаконное потакание полицейских чинов потерявшему голову иеромонаху. Остальные помалкивали, втихомолку за спиной о.Илиодора освобождая задержанных лиц. Высшие же власти попутных губерний наперебой спешили засвидетельствовать ему свою дружбу. «…полное сочувствие к нашему подвигу мы встретили там, откуда его совсем не ожидали, — говорил о.Илиодор самарскому губернатору 25 июля. — Сочувствие мы встретили от светских властей и больше всего от Вашего Превосходительства» . Ввиду поднятого печатью шума роль полиции стала в ведомственной переписке преуменьшаться или вовсе замалчиваться. Например, самарский губернатор Протасьев в письме Столыпину умалчивает о задержании полицейскими чинами трех субъектов, насмехавшихся над о.Илиодором с балкона третьего этажа. В донесении и.д. начальника Саратовского губернского жандармского управления при описании одного из столкновений о.Илиодора с лицом, не снявшим шапку, вычеркнуты слова: «К рабочему направились полицейские». Вольский полицмейстер на запрос вице-губернатора с чистой совестью ответил: «никаких арестов и задержаний по требованиям иером.Илиодора при последнем проезде его чрез г.Вольск чинами вольской полиции не производилось» , умалчивая, что не производилось лишь благодаря вмешательству Тюфяева.

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Последние вызывали опасения. «Илиодора поддерживают какие-то подозрительного вида странники в подрясниках», — мимоходом отметил в Самаре сотрудник «Волжского слова» . Особенно следует отметить одного из них, Савву Несмеянова, не знавшего меры ни болтовне, ни винопитию и потому сильно компрометировавшего своего пастыря. Что касается мирян, то бросалось в глаза почти полное преобладание женщин. «Мужчин почти нет, кроме десятка монахов да десятков 2-3 золоторотцев» (т.е. оборванцев), — иронически писал сотрудник «Раннего утра». На самом деле мужчин мирян собралось 87 человек, из которых 52 в возрасте от 20 до 40 лет и 35 — от 40 до 60 лет . Это были вовсе не оборванцы: с десяток мелких лавочников — главная опора о.Илиодора, — остальные чернорабочие. Сюда же следует включить троих регентов монастырских хоров. Гендерный состав паломников вызвал шквал насмешек в левой печати. Один борзописец писал, что среди всего «десанта» «иеромонах Илиодор оказался единственным мужчиной. Остальные были бабы». Другой озаглавил свою заметку «Бабий поход». Третий писал о «женской армии» . О.Илиодор был глубоко возмущен этими насмешками. Враги, говорил он, «постоянно кричат об эмансипации, о равноправии женщин и в то же время не дают женщине права проявлять религиозное чувство. Значит, у них есть два вида женщин: одним из них, которые ходят за красными тряпками, полагается равноправие, а другим, которые ходить за красными тряпками не желают, — ничего, кроме презрения» . Преобладание среди паломников женского пола о.Илиодор объяснял тем, что мужчинам надо работать и к слову грозил, что при необходимости каждая из этих женщин может обратиться в львицу . В числе паломниц находились одна курсистка, две женщины среднего класса, десяток гимназисток в форме, остальные были из простонародья. По возрасту преобладали молодые женщины: около 600 девиц 16-20 лет и еще 250 молодых паломниц 20-30 лет. Немало поехало и пожилых женщин — согласно одному источнику, их было около 200. О.Илиодор даже шутя упрекнул одну такую паломницу преклонных лет: «Да ты умрешь, старая, дорогой, куда ты поехала?». Та уверяла, что доедет. Однако, как показало дело, упрек был небезоснователен .

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Сбор был назначен через час у того же памятника. По словам репортера, многие паломницы задержались, привлеченные местами гуляний . Сам же о.Илиодор исправно явился в назначенное время. Вместо паствы он нашел возле памятника «многотысячную толпу саратовских обывателей» . Вышла заминка. Некоторое время о.Илиодор вынужден был терпеть общество зевак, пялившихся на него во все глаза. В этой толпе находился человек, которому суждено было сыграть в его судьбе немалую роль, — явившийся сюда по долгу службы сотрудник «Саратовского вестника» В.А. Мирославов. Этот сотрудник имел необычную биографию. В освободительные годы о.Василий, немолодой уже дьякон Саратовской епархии, много лет подвизавшийся в церковно-школьном деле, вдруг увлекся журналистикой, да так, что в конце концов снял рясу и остриг волосы, после чего был почислен за штат. Возможно, именно собственное ренегатство лежало в корне его озлобления против ревностного иеромонаха. В эти минуты Мирославов обладал большим преимуществом — он знал о.Илиодора в лицо, а вот о.Илиодор не подозревал, что имеет дело с репортером. Началось с невинной шутки. Наскучив стоять под любопытным взглядом толпы, о.Илиодор весело сказал ей: — Что вы на меня смотрите? Когда вы хотите получить удовольствие и идете на зрелища, вы платите деньги. Пожертвуйте паломникам за то, что смотрите на меня, коп. по 5. — Мы дадим и по гривеннику, — подхватил Мирославов . Не почувствовав подвоха, о.Илиодор охотно устроил сбор, как уже делал в Царицыне при отправлении паломников. Собирать пожертвования иеромонах отправил того самого Савву Несмеянова, благословив его шапку большим крестом. Савва обошел публику, и его шапка наполнилась, кроме монет, разным сором — камешками, стекляшками, наконец, даже булыжниками. А Мирославов продолжал подзадоривать о.Илиодора: — Мы не знаем, кому доверяете. Вы сами идите, и мы вам дадим больше . Царицынский коллега Мирославова предпочел не расслышать последовавший за тем диалог . Однако все хорошо видели его финал: о.Илиодор со своей палкой бросился к бывшему дьякону, крича ему:

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Физику понимают не все. Не все могут разобрать и собрать автомат Калашникова. Не все могут плавать под водой с аквалангом. Но влюблялись все, и грустили все. Значит, это и есть отличительная черта существа человеческого. И само человечество есть великая семья существ, потерявших рай, грустящих по этому поводу и не понимающих причин своей грусти. Грусть — это смутная память и не менее смутное предчувствие. Это — бездна, раскрывшаяся в душе и ничем, кроме Бога, не могущая наполниться. О душа, грустящая об утраченном блаженстве! С кем мне сравнить тебя? Сравню тебя с царевной Несмеяной. Почему бы нет? Будем говорить о великом на детском языке. Не будем бояться приоткрывать завесу над тайнами при помощи шуток и прибауток. Будем вести себя как шуты, то есть как самые грустные на свете люди, которые кажутся всем самыми весёлыми. Царевна Несмеяна плакала во дворце. Сложность была в том, что ей самой была неизвестна причина плача. «Диагноза нет — лечить нельзя», — говорили немецкие доктора. А царевна всё плакала и плакала, так что под её троном вздулся паркет, а в углах девичьей стала отсыревать штукатурка. Царь-отец был человек прогрессивный. Он верил в силу таблеток и мечтал о межпланетных странствиях. «Смотри, доченька. Я тебе новую мобилку купил. В ней три гигабайта памяти». А она ещё пуще слезами заливается. «Пойдём, доченька, ко мне в палаты. Посмотрим новый фильм Стивена Спилберга». А она ещё сильнее воет, и слёзы текут без всякого намёка на исчерпаемость ресурса. Дальше эта сказка по-разному сказывается. Но главная линия — везде одна и та же. Всё новомодное, всё блестящее, дорогое, заморское усиливало неразгаданные страдания царевны. Так она и убила бы себя страданием, так бы и потеряла зрение от слёз, если бы не любовь к человеку, которого, по причине обычности и невзрачности, никто и замечать не хотел. Он её развеселил, он её утешил, он ей слёзки вытер и к жизни вернул. Он стал ей другом и мужем навсегда. Это, друзья мои, образ Христа, проникший в сказку. Это намёк на Христа, Которого не видят те, кто от повседневной мишуры ослеп, и Которого по причине Его простоты и смирения не принимают всерьёз мудрецы века сего.

http://pravoslavie.ru/50261.html

Рассказ должен непременно содержать как можно больше действий, требующих озвучания. Он может быть, например, таким: “Идет лошадь по дороге и подпевает пьяному мужичку, сидящему в телеге. Проезжает она мимо дерева, на котором сидит соловей и напевает веселую песенку. Рядом, в гнезде, кричат голодные птенцы. На полях возле дороги пасутся козы и коровы, а пастух спит неподалеку. Где-то вдалеке раздается звук охотничьего рога, а за ним и яростный рев загнанного в ловушку медведя. Темнеет. Над головой начинают проноситься летучие мыши и из леса раздаются страшные звуки: воют волки, кричат совы. Появилось село. Мужичок ударил лошадь плетью – и она побежала быстрее. Колесо заскрипело. Остановив животное возле дома, мужичок слез и зашагал к воротам, ведя лошадь на поводу. Открыв их, он вошел во двор. Через несколько минут он уже спал”. «НЕСМЕЯНА» Эта игра позволит детям поставить себя на место известных сказочных персонажей, которые пытались рассмешить плаксивую царевну Несмеяну, и попробовать выполнить то же самое задание. На вопрос, так ли это легко, как им казалось это во время прочтения сказки, они смогут ответить только после игры. С помощью считалочки выбираются царевна Несмеяна и царь Берендей. Остальные дети играют роль шутов. «Несмеяна» и «царь» помещаются на возвышение. Задача «Несмеяны» – ни в коем случае не рассмеяться, как бы ее ни смешили. Задача «царя» – выбрать лучшего из играющих. После распределения ролей «царь» объявляет своим подданным, что тот, кому удастся рассмешить его дочь «Несмеяну», получит от него в награду (призом в данном случае может быть какая-либо сладость) самый дорогой подарок, который у него есть. Играющие поочередно в течение минуты должны рассмешить «Несмеяну». Тот, кому удается это сделать, получает приз и обменивается с «Несмеяной» ролями. Игру можно продолжать до тех пор, пока на месте «Несмеяны» не побывают все игроки. «БА, ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!» Очень часто дети изображают или рисуют шаржи на соседей по парте или преподавателей, поставивших не слишком хорошую оценку, на приятелей и знакомых. Это любимое детское занятие можно переделать в веселую юмористическую игру.

http://azbyka.ru/deti/yumoristicheskie-i...

1 сентября 1937 года сотрудник Бежецкого районного отдела НКВД Черепанов вызвал на допрос из села Глазьева пропагандиста райкома ВКП(б) Елина, и тот показал: " Мне известно, что Несмеянов Софроний Харитонович с 1936 года работает в качестве священника и занимается антисоветской агитацией, направленной против социалистического строительства, например, в июле 1937 года колхозница Серова Анна Ильинична, у которой муж занимался пьянством, пошла к священнику Несмеянову с целью отвлечь своего мужа от пьянства. По приходу Серовой к священнику последний предложил ее мужу самому явиться к нему. Через некоторое время на квартиру к священнику прибыл Серов, у них завязался разговор на разные темы. Серов выслушал священника, пообещал вечером зайти и удалился. В этот же день Серов о случившемся сообщил мне. Я ему идти не посоветовал и сообщил об этом в районный отдел НКВД. Из разговора Серова видно, что Несмеянов приглашал его к себе не случайно, а чтобы втянуть его в свою антисоветскую организацию и заниматься контрреволюционной деятельностью " На следующий день сотрудник НКВД вызвал для допроса Александру Мельникову - хозяйку дома, где первое время по приезде жил о. Софроний, члена церковного совета и псаломщицу. Она показала: - Лично мне священник говорил, что колхозы являются основной причиной низкой посещаемости церкви. Если бы не было колхоза, каждый крестьянин имел бы полную свободу и являлся бы активным посетителем церкви. Колхозы есть организация противобожественная, которая отучает от Церкви, зачастую колхозник изъявляет желание идти в церковь, а его наряжают на работу. - Что вы можете сказать о разговорах Несмеянова о сталинской конституции? – спросил следователь. - Священник Несмеянов имеет текст сталинской конституции, и мне известно, что он ее много раз читал, а о прочитанном мне говорил: " Конституция предоставила право каждому живущему в Советском Союзе свободно посещать церковные службы... Согласно конституции притеснять нас никто не имеет права, в Ленинграде посещаемость церкви возросла, ходят и молятся жены коммунистов, а коммунисты в этом их поощряют. Крестьяне, проживающие в Лозьеве, в самое ближайшее время тоже будут посещать церковь более активно " .

http://drevo-info.ru/articles/13677680.h...

Через несколько дней следователь вызвал жену Ивана Серова, Анну. Она на вопросы следователя ответила так: –  В июне месяце 1937 года Несмеянов в своей проповеди излагал антисоветские взгляды: " Жизнь стала тяжелой, наступили, как видно, последние времена, нужно переносить все тяжести и кары, не нарушать сказание Бога " . Священник Несмеянов часто заходил в мою квартиру, где велись частные разговоры, и в июне месяце 1937 года говорил: " Живем бедно, в кооперативах ничего нет, кроме вина, как видно, вином думают успокоить горе народное. В  ряде стран идет война, беспощадно бьют коммунистов, скоро, видимо, доберутся и до Советского Союза " . В августе месяце, будучи у нас на квартире, пришел по делу – попросить меня посолить ему огурцы, мой муж в это время починял хомут, разговор зашел о вине, и Несмеянов говорил: " Ходи чаще в церковь, дай обещание, что пить не будешь, заходи ко мне на квартиру, и мы с тобой побеседуем, опасаться церкви сейчас не нужно, вышла новая конституция, где разрешается каждому свободно веровать и посещать церковь " . В июле месяце в личной беседе со мной высказывал ряд обид на советскую власть, что его " притесняют, жить невозможно, колхозники ходят рваные, забитые, в церковь их не пускают, а поэтому малые доходы в церкви, советская власть не беспокоится о колхознике, а только обирает его – то заем, то налог, а что имеется, так последнее отправляют за границу. Советская власть построена на насилии, колхозы есть противобожественная организация, и вступать в них не нужно " . Вновь следователи приступили к допросу священника. С каждым новым допросом для о. Софрония становилось все очевиднее, что следствие есть дерзкий оговор, что все от начала и до конца построено на лжи. 2 октября следователь во время допроса спросил: –  Скажите, Несмеянов, сколько раз у вас на квартире устраивались пьянки, кто присутствовал и какие разговоры происходили? –  В мае месяце 1937 года на Пасху после утренней службы я пригласил певчих клироса к себе на квартиру с целью поздравить с праздником Пасхи. Пришли: Стрижев (председатель церковного совета), Мельникова Александра Алексеевна и еще две женщины, фамилии которых не знаю. Зайдя в квартиру, мы пропели " Христос Воскресе " . Происходил разговор на тему о составе хора при церкви, и на закуску мною была приготовлена мелкая рыбешка; я сказал, что в кооперативе крупной рыбы нет, а поэтому ограничился этой – " чем богат, тем и рад " , а разговоров о том, что в кооперативе одно вино, которым снабжают нашу кооперацию, и больше взять там нечего, я не вел. После того, когда кончили петь " Христос Воскресе " , я сделал замечание, что в старые времена пели концерт, а сейчас только " Христос Воскресе " .

http://fond.ru/kalendar/1069/sofroniy/

поиск:   разделы   рассылка Защитники Митрофаньевского кладбища отстояли святое место Источник:  Росбалт Защитники холерного участка Митрофаньевского кладбища сняли палаточный городок, который был разбит три недели назад. Теперь они готовятся к строительству храма. Как рассказал корреспонденту " Росбалта " помощник председателя приходского совета Храма Святителя Митрофана Воронежского Александр Несмеянов, круглосуточный мониторинг объекта будет продолжен, но уже не в палатках, а со стороны. " Мы полностью понимаем ситуацию, сейчас угрозы для места нет " , – считает защитник. Решение убрать палатки было принято после состоявшегося в пятницу совещания в Смольном, в котором приняли участие настоятель Князь-Владимирского собора Владимир Сорокин, помощник председателя приходского совета Храма Святителя Митрофана Воронежского Александр Несмеянов, заместитель председателя " Митрофаньевского союза " Илья Попов, представители КУГИ и РЖД. На заседании был поднят вопрос о возвращении церкви недвижимости, в частности, фундамента Храма Святителя Николая Воронежского. Представители городской администрации настаивали на том, чтобы защитники предоставили им сроки и график возведения церкви , а также требовали назвать имена инвестора, которые и будут восстанавливать храм. Кто именно будет строить объект, представители КУГИ так и не услышали. " Инвесторами могут стать несколько крупных, уважаемых компаний, предварительные разговоры с ними уже велись, но, по понятным причинам, я пока не готов озвучивать их имена. Да даже если они и не согласятся, русский народ – самый крупный инвестор, если что, скинемся по 100 рублей " , – рассказывает Несмеянов. Храм должен стать " якорем " в развитии района, в последствии здесь должен возникнуть и мемориальный парк, поэтому желание КУГИ " потоптать " защитников, вполне объяснимо. " Главное – в Санкт-Петербурге была предотвращена вспышка холеры, а также не состоялось надругательство над святым местом " , – подводит предварительный итог трехнедельному противостоянию с ООО " ПТК-Терминал " Несмеянов.

http://religare.ru/2_88883.html

На следующий день сотрудник НКВД вызвал для допроса Александру Мельникову – хозяйку дома, где первое время по приезде жил о. Софроний, члена церковного совета и псаломщицу. Она показала: –  Лично мне священник говорил, что колхозы являются основной причиной низкой посещаемости церкви. Если бы не было колхоза, каждый крестьянин имел бы полную свободу и являлся бы активным посетителем церкви. Колхозы есть организация противобожественная, которая отучает от Церкви, зачастую колхозник изъявляет желание идти в церковь, а его наряжают на работу. –  Что вы можете сказать о разговорах Несмеянова о сталинской конституции? – спросил следователь. –  Священник Несмеянов имеет текст сталинской конституции, и мне известно, что он ее много раз читал, а о прочитанном мне говорил: " Конституция предоставила право каждому живущему в Советском Союзе свободно посещать церковные службы... Согласно конституции притеснять нас никто не имеет права, в Ленинграде посещаемость церкви возросла, ходят и молятся жены коммунистов, а коммунисты в этом их поощряют. Крестьяне, проживающие в Лозьеве, в самое ближайшее время тоже будут посещать церковь более активно " . –  Что вам известно о призыве Несмеянова к террористическому акту на председателя сельсовета Дементьева? –  В августе 1937 года был молебен, и в это время председатель сельсовета с двумя плотниками зашли в церковную ограду, о чем стало известно всем молящимся. Не знаю, что сказал Несмеянов, но знаю, что из церкви все выбежали, окружили председателя и стали кричать, что церковь разорять не дадим, просим немедленно отсюда удалиться. Дабы избежать недоразумений, председатель говорил окружающим, что он церковь трогать не думает, а пришел посмотреть тес, и после этих разговоров все молящиеся снова зашли в церковь и стали молиться. Несмеянов по поводу прихода председателя сельсовета в церковь выразил недовольство тем, что церковь притесняют, служить невозможно, и так далее. Его обращением прихожане церкви были взволнованы и в свою очередь договорились не давать сельсовету обирать церковь.

http://fond.ru/kalendar/1069/sofroniy/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010