Увещевая к мученичеству, Ориген удивляется, почему мы медлим с освобождением от тела. Ведь, тогда, продолжает он, мы будем наслаждаться вместе с Иисусом Христом собственным блаженным покоем (τν οκεαν τ μακαριτητι), вполне созерцая Слово (λως θεωροντες λγον) 77 . Наконец, по учению Оригена , сущность небесного блаженства будет состоять в возвращении душ умерших праведников к той чистоте и совершенству, с какими человек был создан сначала (ad integrum et perfectum, sicut ex initio factus est homo), другими словами, в воссоздании в душах умерших праведников образа и подобия Божия (imaginem et similitudinem Dei) 78 . Высшее благо (summum bonum), к которому стремится вся разумная природа и которое иначе называется конечной целью (finis) всего, многие философы, по словам Оригена , полагают в возможном уподоблении Богу (pro ut possibile est, similem fieri Deo). Это определение высшего блага, по мнению катехета Александрийского, они не столько изобрели сами, сколько заимствовали из Св. Писания, так как Моисей раньше всех указывает на него, повествуя о создании первого человека. И рече Бог, – пишет он,– сотворим человека, по образу нашему и по подобию. И сотвори Бог человека, – продолжает он далее, – по образу Божию сотвори его ( Быт. 1:26–27 ). Как видим, в последнем выражении Моисей умолчал о создании человека по подобию Божию. В последнем выражении, говорит Ориген , «он сказал: по образу Божию сотвори его, но умолчал о подобии». Этим, думает Ориген , он указывает на то, что человек получил достоинство образа Божия при первом творении. Что же касается совершенства подобия Божия, то его он получит в конце времен. И это потому, что данное подобие человек должен приобрести собственными усердными трудами через подражание Богу. Впрочем, по мнению Оригена , дает более ясное определение высшего блага св. апостол Иоанн, когда говорит: «Дети, мы еще не знаем, чем мы будем. Но если нам будет открыто о Спасителе, то, без сомнения, вы скажете: мы будем подобны Ему (similes Ei erimus)» (cp. Ин. 3:2 ). Этими словами св. Апостол весьма определенно указывает на последнюю нашу участь, состоящую в подобии Богу, на которое нужно надеяться и которое будет распределено между душами умерших праведников, сообразно с совершенством их заслуг (similitudinem Dei sperandam, quae pro meritorum perfectione praestabitur). Наконец, по воззрению Оригена , Сам Господь указывает на то, что это подобие не только осуществится, но осуществится именно по его ходатайству, когда Он говорит: «Отче, ... хощу, да идеже есм Аз, и тии будут со Мною. Как Я и Ты – одно, так да и тии в нас едино будут» ( Ин. 17:21–24 ). Эти слова, – так Ориген , в передаче Руфина, заканчивает данную свою речь,– показывают, что «самое подобие, если так можно сказать, совершенствуется и из подобия становится единством, несомненно, по той причине, что в совершении или в конце будет Бог все и во всем» 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Касаясь вопроса относительно смерти человеческой души, Ориген полагал ее сущность в отделении души от Бога (separatio animae а Deo mors appellatur 5 . Признавая эту т. ск. духовную смерть человеческой души, Ориген в то же время со всей решительностью настаивал на бессмертии ее в смысле продолжения существования после телесной смерти человека. По его убеждению, веру в существование человеческих душ после их отделения от своих тел имеют, кроме христиан и иудеев, также язычники 6 . Иудеи, говорит он, с самой ранней юности преподавали своим детям учение о бессмертии души и будущем воздаянии 7 . Равным образом, по воззрению Оригена , учения об этих двух предметах придерживались также многие из языческих философов и еретиков 8 . У них, с одной стороны, а в Божественном Откровении, с другой, – он и старается найти доказательства учения о бессмертии души 9 . Особенное значение при решении вопроса о бессмертии души Ориген придает тому обстоятельству, что последняя обладает духовностью и богоподобием. Всякий ум, участвующий в интеллектуальном свете, без сомнения, говорит Ориген , должен быть одной природы со всяким другим умом, который подобным же образом участвует в интеллектуальном свете. Значит, если небесные силы участвуют в интеллектуальном свете, т.-е. в божественной природе, а вместе с ними и человеческие души, то небесные силы и души обладают одинаковой природой. Но небесные силы по своей природе нетленны и бессмертны. Отсюда, и субстанция человеческой души также бессмертна и нетленна (immortalis et incorrupta). Несомненно, продолжает Ориген , должна быть признана безбожной мысль, что душа, которая может вмещать в себе Бога, способна к субстанциальному разложению 10 . Если человек, согласно с свидетельством Св. Писания, создан по образу и подобию Божью, то он не может подлежать субстанциальному тлению 11 . Уже Пятокнижие, по словам Оригена , свидетельствует о бессмертии души, когда содержит в себе обещание Божье Моисею, что он приложится к своему народу ( Втор. 31:2 ). И действительно, нельзя присоединиться к тем людям, которых нигде нет. Естественно, поэтому, тот народ, к которому должен был приложиться после своей смерти Моисей, бессмертен по своей душе 12 . Что касается Нового Завета, то здесь, по мнению Оригена , Бог еще яснее засвидетельствовал о бессмертии человеческой души, когда возвестил людям об ожидающих их наградах или наказаниях 13 . 2. Участь души непосредственно после смерти человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Оно трактует о страшных вещах в темных выражениях с целью держать в страхе тех, которые через другие средства не могут выбраться из греховной тины 139 . Как детям необходимо говорить о тех вещах, понимание которых соответствует их нежному возрасту, так, полагает Ориген , и тем людям, которых Св. Писание называет «безумными мира», прежде всего, гораздо удобнее предлагать буквальное понимание и значение тех выражений, которые говорят о наказаниях, когда никакое другое средство с таким удобством не может побудить их к оставлению греховной жизни и к упражнению в добродетели, кроме страха и представления наказаний (φβου κα φαντασας τν κολσεων) 140 . По убеждению Оригена , ясное учение о будущих мучениях грешников было бы вредным для нравственной жизни людей. Это, по его мнению, уже следует из того, что они «едва страхом вечного наказания (μγις φβω τς αωνου κολσεως)» предохраняются от греховной жизни 141 . Ясно, если само Св. Писание лишь с педагогической целью говорит о вечных мучениях грешников на том свете, а в действительности не допускает их вечности, то, естественно, и катехет Александрийский, допуская невечные мучения, мог в педагогических видах иногда угрожать вечными загробными наказаниями. И это Ориген мог делать тем более, что он полагал, что aeternitas (или αν) на языке Св. Писания иногда обозначает вечность, понимаемую в смысле лишь значительной продолжительности 142 . II. Учение о конечной судьбе всего человеческого рода и мира вообще. Все разумно-свободные существа, по учению Оригена , найдут завершение своего религиозно-нравственного развития в тех будущих мировых событиях, которые группируются около второго пришествия Христа на землю. 1. Учение о втором пришествии Христа и опровержение хилиазма. Второе пришествие Христово, по-видимому, мало занимало Оригена . Однако и его он не оставлял без своего внимания. Как ни мало оно требовалось основными принципами его эсхатологической системы, все-таки, он считал необходимым признать его неподлежащим сомнению будущим мировым явлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Непосредственным следствием всеобщего суда Божья, по воззрению Оригена , будет различная участь праведников и грешников. Во время этого суда первым Господь скажет: «Приидите благословенные Отца Моего» и дал. ( Мф. 25:34 ), а вторым: «Идите проклятии в огонь вечный» ( Мф. 25:41 ) 252 . Впрочем, катехет Александрийский такое отделение праведников от грешников и тогда не считал вечным, так как, по его убеждению, и после воскресения мертвых будут иметь свою силу исправительные и очистительные средства 253 . 5. Учение о всеобщем апокатастасисе. Заключительным аккордом эсхатологических воззрений Оригена является его учение о всеобщем апокатастасисе. Это учение катехета Александрийского находится в тесной связи с его представлениями об адских мучениях, не как лишь о наказании, но как и о таком средстве, через которое последние очищаются от своих грехов. И в самом деле, если грешники на том свете через адские мучения мало-помалу освобождаются от своих грехов, то естественно ожидать, что все они некогда станут нравственно вполне чистыми, следствием чего будет достижение ими небесного блаженства. Помимо того, что учение о всеобщем апокатастасисе вполне естественно вытекает из воззрений Оригена на адские мучения, мы находим о нем в его творениях также специальные рассуждения. Восстановление всех разумно-свободных существ в их первоначальное состояние и, следовательно, уничтожение зла, по воззрению катехета Александрийского, прежде всего, следует из метафизических оснований. Дело в том, что, по его взгляду, только добро существует в собственном смысле. Что же касается зла, то оно является лишь отсутствием добра. «Отступить от добра, по словам Оригена , обозначает не что иное, как сделать зло (effici in malo), потому что известно, что зло есть недостаток добра (certum namque est malim esse bono carere)» 254 . Возникая только в случае уклонения разумно-свободного существа от добра, зло, таким образом, в самом своем существе носит начало саморазложения и само, уничтожения 255 . Отсюда само собой следует, что добро некогда достигнет полного торжества над безсильным злом и охватит собой все существующее, так что злу нигде и ни в чем не останется места.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Представляя себе таким образом сущность небесного блаженства, Ориген полагал, что всей его полноты души умерших праведников непосредственно после своего вступления в загробный мир 80 не могут достигнуть. Напротив, они овладевают им постепенно. Последнюю мысль Ориген раскрывает, когда объясняет, почему св. апостол Павел имел желание разрешитися и со Христом быти ( Фил. 1:23 ). Он, по мнению Оригена , был уверен в том, что, возвратившись ко Христу, он ясно узнает смысл всего, что делается на земле, а именно – о человеке, его душе, уме и духе, а также смысл и значение обрядов и установлений Ветхого Завета, разные царства живых существ и их роды и виды, смысл и цепь всех вещей, суд божественного промысла о каждом отдельном существе и проч. Относительно всего этого умершие праведники, по воззрению Оригена , получат знание в раю, куда они, как мы уже знаем, идут непосредственно после своей смерти. Отсюда, они, имея более или менее зрелый ум, переходят в воздушное место (aëris locum) и, так сказать, через обители различных мест (per locorum singulorum mansiones) достигают небесного царства (caelorum regna). В каждой из этих потусторонних стран, по представлению катехета Александрийского, умершие праведники, во-первых, видят то, что там делается, а во-вторых, узнают основание, почему это так делается. Они по порядку будут проходить небеса (coelos), следуя за прошедшим их Иисусом Христом Сыном Божьим, Который сказал: «Хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со мною» ( Ин. 17:4 ), и Который засвидетельствовал о многих обителях у Отца ( Ин. 14:2 ). Находясь в этих обителях, души умерших праведников узнают, в чем состоит сущность всего существующего и его причину. Наконец, они достигнут уразумения невидимого и сверхъестественного. Таким образом, по учению Оригена , на том свете «разумное существо постепенно будет возрастать, при этом не так, как оно возрастало в этой жизни, во плоти или в теле и душе, но так, что совершенный ум, с обогащенной мыслью и чувством, будет приближаться к совершенному знанию; при этом ум уже не будет испытывать препятствий со стороны этих телесных чувств, но, обогащенный умственными приращениями, всегда будет созерцать причины вещей с полной ясностью и, так сказать, лицом к лицу» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Вместе с тем Он будет созерцать всех людей, а также последние будут видеть Его, но не телесными своими очами, а духовными 156 . Итак, второе пришествие Христа на землю, по мнению Оригена , не будет чувственно-созерцаемым, но чисто духовным, не внешним, но внутренним. В своих творениях Ориген не дает точного определения времени второго пришествия Христа на землю. Он ограничивается в данном отношении только изображением знамений, которые будут предшествовать этому мировому акту. По его убеждению, пред вторым пришествием Сына Божия на землю прекратят свое существование все религии, кроме христианской (πза μν θρησκεα καταλυθσεται μνη δ χριστιανν κρατσει) 157 . Тогда обратятся к истинной вере все народы включительно до иудеев 158 , хотя Иерусалим и их царство не будут восстановлены 159 . Несмотря, однако, на такое широкое распространение христианства, по мнению катехета Александрийского, пред вторым пришествием в мир Христа будет много грешников (πλθος μαρτολν) 160 . Тогда в разных формах и с особой силой проявится антихристианское начало. Ориген знает, что в мире существует не только слово, истина, мудрость и добродетель Христа, но также и Антихриста 161 . Антихристианское начало, по его словам, имеет в мире разных носителей, которые представляют собой многих антихристов, хотя в собственном смысле существует только один Антихрист (generaliter unus est Antichristus) 162 . Этот последний именно придет в конце настоящего мира (ντχριστος ρχεται), тогда как многие другие антихристы уже теперь существуют в мире (ντχριστοι πολλο εσιν ν τ κσμοω) 163 . Личность и деятельность Антихриста, который явится пред вторым пришествием Христа на землю, по словам Оригена , изображает св. апостол Павел (2 Солун., гл. 2) и пророк Даниил ( Дан. 7:26 ; Дан. 8:23–25 ; Дан. 9:27 ) 164 . – Кроме распространения среди всех народов христианства, с одной стороны, а с другой – приумножения среди них зла и явления Антихриста, Ориген , как это отчасти мы отметили и выше, указывает еще на то обстоятельство, что второму пришествию Христа в мир, подобно первому, будет предшествовать вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Оксиюк Михаил Федорович; 17.09.1884, дер. Луковиско, ныне Бяльского повята Люблинского воеводства, Польша - 2.03. 1961, Одесса), митр. Варшавский и всея Польши, церковно-общественный деятель, богослов. Период до 1917 г. Род. на Холмщине в семье зажиточных крестьян-украинцев; был старшим из 4 детей. Обучался в Варшавском ДУ (1897-1901) и Холмской ДС (1901-1907). В числе его преподавателей в ДС был Дионисий (Валединский ; впосл. митрополит Варшавский и всея Польши). В 1911 г. М. Ф. Оксиюк окончил КДА со степенью кандидата богословия. В период обучения в академии некоторое время проживал на квартире философа проф. П. П. Кудрявцева , с которым впосл. сохранял дружбу. Как один из лучших выпускников, Оксиюк был оставлен при академии стипендиатом для подготовки к получению профессорского звания. В «Отчете о занятиях в 1911-1912 акад. г. профессорского стипендиата Михаила Оксиюка» (К., 1912) содержится подробный аналитический обзор вост. и зап. церковной письменности V-VIII вв., в частности разбор сочинений представителей монашеской лит-ры V в. Палладия , еп. Еленопольского, и прп. Марка Пустынника . В трудах последнего Оксиюк отмечает влияние сочинений, приписываемых прп. Макарию Великому . Особо Оксиюк выделяет блж. Августина , школой к-рого «стало в известном смысле все западное богословие». В 1912-1915 гг. в журналах «Холмская церковная жизнь» и «Холмская Русь» Оксиюк опубликовал ряд статей и заметок о церковной жизни Холмщины в XVII-XVIII вв. В «Трудах Киевской Духовной Академии» с 1911 г. и до окончания издания в 1917 г. печатались его проповеди, произнесенные в соборе Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря в Великий пост. В 1912 г. Совет КДА избрал М. Ф. Оксиюка на должность и. о. доцента кафедры древнехрист. лит-ры. Этому избранию содействовало прекрасное знание Оксиюком древних языков - греческого и латинского; из новых языков кроме русского и украинского он владел польским и немецким.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

302 Замечательно, что и слово «коммунист» дает ту же сумму, если написать его греческими буквами: к – 20; о – 70; μ – 40; о – 70; υ – 400; ν – 50; ι – 10 и, наконец, στ – 6 310 А ведь возможно и это; антихристов дух и теперь – дух вызовов, когда поступают «назло»: зная предсказания Откровения, нарочно могут переименовать в Вавилон любой из тогдашних городов, не исключая и Иерусалима, в котором Господь был распят (см.: Откр. 11:8 ). 313 Есть основание думать, что грубо-циническое требование, как бы своего рода мода того времени будет проводить в жизнь эту печать блуда, обязательно и даже насильственно, в противоположность девственникам (144 тыс.), прославляемым за свой подвиг на небе. 329 Толковая Библия, XII, 583. Тип жабы и в обычном представлении – нечто пыжащееся, надувающееся (и – надменное), но ничтожное и жалкое. 346 Священнослужителями она читается на каждой литургии, при опускании частиц в святой Потир – с Телом и Кровью Христовою. 372 Толковая Библия, XII, 599. Полную и отчетливую характеристику древнего грубого и внецерковного хилиазма мы находим у Оригена . «Некоторые, по нему, угождая больше своему удовольствию и похоти, и будучи учениками одной только буквы, думают, что обетования, как нужно ожидать, будут состоять в телесном наслаждении и роскоши; потому-то, главным образом, не следуя учению ап. Павла о воскресении духовного тела ( 1Кор. 15:44 ) после воскресения, они желают таких тел, которые никогда бы не были лишены способности есть, пить и делать все, что свойственно плоти и крови. К этому они вполне последовательно прибавляют, что после воскресения будут и брак, и даже рождение детей. Они воображают себе, что земной город Иерусалим тогда будет восстановлен... Они даже думают, что для служения их удовольствиям им даны будут иноплеменники, которые будут у них пахарями, строителями стен и которые восстановят разрушенный и падший их город. Они думают, что получат имения народов для своего употребления и будут владеть их богатствами» (Оксиюк, 159–160): таковы Керинф, евиониты, монтанисты и позднее Аполлинарий Лаодикийский (см.: Тихомиров, 378). Напротив, хилиасты церковного типа утверждали, что «блаженство праведников во время тысячелетнего царства Христова будет состоять только в удовольствиях невинных, чистых, духовных, и вовсе не проповедовали ни о возобновлении тогда Иерусалима, ни о восстановлении обрядового закона Моисеева». Таковы: ап. Варнава, Папий Иерапольский , еще заставший апостолов (Оксиюк, 14), муч. Иустин философ (Оксиюк, 27), особенно свм. Ириней (Оксиюк, 73–78), Мефодий Олимпийский (Оксиюк, 204–205).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Иринея Лионского, сщмч. Ипполита Римского, Климента Александрийского , Оригена , сщмч. Мефодия Патарского, святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Епифания Кипрского и др., без рассмотрения христологии Александрийской и Антиохийской школ. По замечанию Епифановича, «Оксиюк ученый очень осторожный, сдержанный на выводы» ( Епифанович. 1914. С. 17). Оксиюк придерживался компромиссной позиции в оценке учения свт. Григория об апокатастасисе как о «восстановлении всего в первобытное состояние», «восстановлении познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя» (Эсхатология св. Григория Нисского. 1914. С. II). Считая свт. Григория скорее сторонником полного апокатастасиса в оригеновском духе, мнение святого о временном и очистительном характере адских мучений Оксиюк предлагал не понимать буквально по причине его особого возвышенного и умозрительного характера (Там же. С. 574). Оксиюк показывает, что адские мучения, по мысли свт. Григория, не только наказание грешников, но и средство уврачевания их от грехов, что благость Божия спасет не только грешных людей и демонов, но и самого диавола «в их первобытном состоянии нравственной чистоты и блаженства» (Там же. С. 591), а зло, несущее в себе начало саморазрушения, некогда будет упразднено. 1917-1951 гг. В 1917 г. М. Ф. Оксиюк был избран и утвержден экстраординарным профессором КДА. В 1918-1922 гг. также состоял доцентом в Киевском ун-те св. Владимира (с 1920 по 1926 Высший ин-т народного образования), читал лекции по истории Византии. После закрытия КДА с 1922 г. преподавал в средних учебных заведениях Киева историю и иностранные языки, работал дворником и сторожем. С 1926 г. являлся научным сотрудником отдела старопечатных изданий, заведующим отделом книгохранилища в б-ке Академии наук УССР, занимался старинной гравюрой. Им был подготовлен одобренный к печати «Сводный каталог иностранной периодики в библиотеках г. Киева» (1933).

http://pravenc.ru/text/2561394.html

духовенства в правосл. Церковь (Там же. С. 25). Изначально на новую кафедру планировалось поставить еп. Донецкого и Ворошиловградского Никона (Петина) , однако, учитывая традиционно высокий уровень образования униат. духовенства и иерархии, а также важность того, чтобы кандидат был уроженцем зап. областей Украины и говорил на западноукр. диалекте, новым епископом был определен свящ. Михаил Оксиюк, который наилучшим образом соответствовал предъявленным к кандидату на кафедру требованиям. В апр. 1945 г. указом патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Свящ. Синода РПЦ Оксиюк был определен епископом Львовским и Тернопольским (Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1945. 8. С. 5). 19 апр. 1945 г. он прибыл в Москву для представления в Патриархию и в Совет по делам РПЦ. 20 апр. принял постриг с именем Макарий. 22 апр. 1945 г. в Богоявления соборе в Елохове состоялась епископская хиротония М., к-рую возглавил патриарх Алексий I в сослужении экзарха Украины митр. Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) и еп. Кишинёвского и Молдавского Иеронима (Захарова) . Согласно указу патриарха, в обязанности М. входило также адм. и духовное руководство приходами Станиславской и Дрогобычской областей. Всего в это время в зап. областях УССР (на территории Галиции) насчитывалось не более 10 правосл. приходов. 27 апр. 1945 г. М. прибыл во Львов. Первое архиерейское богослужение совершил в Вербное воскресенье, 29 апр. 1945 г. Секретарем и ближайшим сотрудником М. стал его родной брат Иосиф (1894-1991). Выпускник Холмской ДС (1914) и КДА (1919), И. Ф. Оксиюк преподавал в КДА патрологию, изучал каноническое право, занимался церковной историей («Украïнська Православна Церква в khяжi часи» (1924-1925)) и переводом богослужебных текстов с церковнославянского и греческого на укр. язык. С 1922 г. священник и епископ УАПЦ, с 1923 г. архиепископ Лубенский и Миргородский УАПЦ, после 1928 г. вынужден был отойти от церковной деятельности. С 1937 по март 1945 г. находился в заключении в лагерях «Дальстроя». В 1946 г. по ходатайству брата переехал во Львов ( Бiлokihь С. I. Пам " яmi останнього УАПЦ 1921 р.//Наша bipa. К., 1991. Ч. 4(12). С. 6-8). В «Информационном письме» Карпову от 29 сент. 1945 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Львовской обл. А. А. Вишневский сообщал, что получил выписку Оргбюро ЦК КП(б)У о разрешении издавать во Львове на укр. языке ежемесячный ж. bichuk». Главным редактором издания стал М.; в журнале публиковались его многочисленные проповеди и статьи. Наблюдение за журналом осуществлял Вишневский, предполагаемые к публикации материалы согласовывались во Львовском обкоме КП(б)У. И. Ф. Оксиюк был назначен секретарем редакции.

http://pravenc.ru/text/2561394.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010