В это время египетский султан овладел последними городами в княжествах крестоносцев и приступил к массовому истреблению христиан. Если Нерсес Шнорали, сторонник объединения Церквей, ждал Второго крестового похода (1147–1149), рассчитывая, что приход латинян приведет к завоеванию христианами всей страны и возращению гонимых и рассеявшихся по чужбине армянских христиан в родные места, то во времена Степаноса Орбеляна такой надежды уже не было. Палестина вновь оказалась под мусульманским игом, а затем наступил черед армянского патриаршего престола в Ромкле. В 1292 г. эта крепость была захвачена и разграблена, а католикос, епископы и мирные жители были угнаны в плен в Египет. Так Ромкла, бывшая на протяжении 140 лет резиденцией армянских католикосов, пришла в упадок. В 1293 г. католикосом стал Григор Наварзеци, а его резиденцией – киликийский город Сис. Католикос Григор, «знавший язык и письменность латинского и греческого племен», взял курс на объединение с ромеями «и начал украдкой вводить в нашу Церковь предания ромейской Церкви, а наши – по одному выбрасывать вон». В результате возникли недовольство и бунты, несмотря на то, что склонность западноармянского (киликийского) духовенства к греческой и латинской Церквам, ставшая причиной разногласий между восточным и западным армянским духовенством, наблюдалась еще с времен Нерсеса Ламбронаци. Реакцией на все эти нестроения и стало лирическое сочинение Степаноса Орбеляна, призывающее к переносу престола католикосов на Восток. Эту основную идею Степанос выражает от имени одушевленного им кафедрального собора ( Катохикэ) в Вагаршапате (Эчмиадзине). Глас скорбный и страшный Подобен грому небесному. Зов грозный и суровый Несется с долины Арарата, – так начал Орбелян свой «Плач». Услышавшие этот голос пробуждаются от смертоносного сна и многолюдным караваном, один за другим, направляются к «дому Арамову» (в Армению), заполняют Араратскую долину, достигают Нового Града Армянского – Вагаршапата и видят Матерь света поколения Айка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1172 г., при 2-й встрече Феориана с армянскими и сиро-яковитскими эмиссарами в Кайсуме (Кайшуме, Кесуне), М. С. представлял его крестник и бывш. ученик Феодор, сын свящ. Сахды бар Вахбуна из Мелитины, патриарший писец и синкелл - высокообразованный богослов, свободно владевший помимо сирийского греческим, армянским и арабским языками. В контактах с западными христианами М. С. проявлял большую осторожность. Он отклонил как неоднократные призывы имп. Мануила I явиться в К-поль, так и приглашение на Латеранский III Собор (1179), поступившее от лат. патриарха Антиохийского. При этом, как известно из последней книги «Хроники», летом 1182 г. М. С. провел ок. месяца в лагере правителя Румского султаната Кылыч-Арслана II из династии Сельджукидов, располагавшемся под Мелитиной. В этот период патриарх неоднократно вел собеседования на религ. темы с султаном (доказывая ему истинность своей веры при помощи доводов «от Евангелия и природы», т. е., по всей видимости, обосновывая триадологический догмат) и с находившимся при его дворе философом-«персом» Камаль ад-Дином (обсуждая с ним экзегетические вопросы). Зимой 1178/79 г. в Сен-Жан-д " Акр (ныне Акко (Акка)) М. С. был с почетом принят Иерусалимским кор. Балдуином IV. В 1180 г., в бытность М. С. в Антиохии, часть епископата, не разделявшая его стремления восстановить церковную дисциплину, собралась в Амиде и выдвинула в качестве антипатриарха (с именем Иоанн) Феодора бар Вахбуна, который еще ранее, по всей видимости, выражал желание отказаться от яковитского исповедания в пользу халкидонитского. М. С. не замедлил низложить Бар Вахбуна и заключить его в мон-рь Бар-Саума, откуда тот бежал при содействии нек-рых монахов в Дамаск, где пытался представить свое дело на суд Салах-ад-Дина, а затем в Иерусалим, где оставался до падения города. В 1187 г. он переехал в Ромклу к преемнику Нерсеса Шнорали Григору IV Тхе (1173-1193), вместе с к-рым удалился в Киликийскую Армению . Там его притязания в конечном счете признал арм. князь Левон II Рубенян, утвердивший его патриаршую власть над яковитами в своих владениях.

http://pravenc.ru/text/2563768.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антихалкидониты - инославные сообщества, ведущие преемство от Церквей, не принявших постановления IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 года. Халкидонский Собор отлучил эти сообщества как содержащие монофизитскую ересь . Наименования В современном использовании антихалкидониты известны под рядом названий, большинство из которых являются спорными и могут с легкостью быть ложно истолкованными. Сами себя антихалкидониты именуют «православными», из-за чего их иногда называют « Ориентальными » или « Древневосточными православными». Исторически они известны среди православных и других инославных под именем монофизиты , как члены сообщества осужденного за эту ересь. В своей среде антихалкидониты не приемлют этого термина и называют свое христологическое учение миафизитством . Члены двух антихалкидонских сообществ – Церквей Армянской и Сирийской – иногда называются по именам ассоциируемых с ними основоположников – (армяно-)григорианами и (сиро-)яковитами . Наконец, распространены наименования дохалкидонские и нехалкидонские , указывающие на центральное место Халкидонского Собора в характеристике этих сообществ. Антихалкидониты - лучший термин, т.к. он, в отличие от других, Состав Самоназваниями антихалкидонских сообществ, ныне организованных во многом подобно Поместным Церквам в Православии, но с большим упором на национальные различия, являются: История отношений с Православием Об истории возникновения и становления антихалкидонитских сообществ в V - VI веках см. ст. монофизитство . Ввиду того что монофизитство представляло из себя ряд различных течений, сами антихалкидониты отвергают некоторых монофизитских учителей. Так, Армянская церковь , официально отвергнув вероопределение IV Вселенского Собора в начале VI века, также осудила монофизитского ересиарха Евтихия . Своеобразным открытием для Русской Православной Церкви в XIX веке стал анализ авторитетного у антихалкидонитов Армении «Изложения веры Армянской Церкви» Нерсеса Шнорали 1166 года. По заключению русского богослова И. Е. Троицкого :

http://drevo-info.ru/articles/12856.html

[Алцеци; арм. ], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (610/15-628). Род. в с. Ахц (Ахдзк, обл. Арагацотн) в сер. VI в. Учился в Двине при католикосе Мовсесе III Егивардеци (574-604); нек-рое время служил ключарем мартирия св. Рипсимии (Рипсиме). Был рукоположен во епископа обл. Тарон, скорее всего католикосом Авраамом I Албатанеци (606/7-610/15). После смерти Авраама К. был избран католикосом. К. много внимания уделял церковно-строительной деятельности, в период его управления ААЦ завершились строительство церквей св. Григория в Двине, св. Рипсимии (618-619), восстановительные работы в соборе Св. Эчмиадзин. К. активно участвовал в церковно-политической борьбе. По его поручению были составлены важные для развития вероучения ААЦ сборники «Печать веры» и «Книга посланий» . Первый является флорилегием и содержит многочисленные отрывки не сохранившихся до наст. времени сочинений. Второй сборник состоит в основном из богословских посланий церковных деятелей, является ценным источником сведений для изучения церковно-политической жизни VI-VII вв. В арм. рукописях под именем К. также сохранился труд, озаглавленный «Вопрошание и возражение о вере и установлениях Церкви католикоса армян Комитаса и патриарха Пирра», где в форме полемического диалога толкуются вопросы богословия, вероисповедания, литургики, летосчисления и др. «Вопрошание...» предназначалось для чтения во время главных церковных праздников. О важности этого труда свидетельствует тот факт, что он был использован в числе др. источников для составления таких значительных для ААЦ произведений, как «Корень веры» Анании Нарекаци (X в.) и книг католикоса Симеона I Ереванци (XVIII в.). Среди дошедших до нас произведений К. есть также 2 послания. Первое - «О вере» (ок. 615) - написано по просьбе епископов Персии и включено в «Книгу посланий». Второе (ок. 618) посвящено возобновлению отношений ААЦ и Иерусалимской Православной Церкви (после разгрома Иерусалима персами в 614). Оно адресовано Модесту, местоблюстителю Иерусалимского престола. Послание изложено в лучших традициях классической утешительной речи и отличается уместным употреблением цитат из Свящ. Писания. В 619 г. на завершение строительства ц. св. Рипсимии К. написал шаракан «Души, посвятившие себя любви Христовой» в честь этой святой и ее сподвижниц. Этот гимн состоит из 36 строф - по числу букв армянского алфавита. Источником его послужила «История» Агафангела (V в.), в к-рой рассказано о мученичестве св. дев, в т. ч. и святых Гиании (Гаяне) и Рипсимии (Рипсиме). В этом шаракане впервые в арм. гимнографии были творчески переработаны традиции визант. кондака и сир. мадраша; он распет в дарцвацке (гласе-спутнике) 4-го побочного гласа арм. осмогласия. Впосл. гимн К. стал образцом для произведений арм. гимнографов последующих столетий (Петроса I Гетадарца, Ованнеса Саркавага, католикоса Нерсеса IV Шнорали и др.).

http://pravenc.ru/text/1841850.html

Армянский католикос Нерсес Шнорали. Литография из кн.: Нерсес Шнорали. Соборное послание. СПб., 1788 Армянский католикос Нерсес Шнорали. Литография из кн.: Нерсес Шнорали. Соборное послание. СПб., 1788 Со смертью имп. Мануила в 1180 г. и началом кризиса и распада Византии в 80-х гг. XII в. К-поль надолго потерял интерес к вопросу унии с армянами. Византия вскоре лишилась почти всех своих владений в Киликии, и К. А. окончательно освободилась от имперского сюзеренитета и приобрела фактическую независимость. Григорий IV пробовал продолжить переговоры с визант. имп. Исааком II Ангелом (1185-1195), к-рый, согласно сведениям арм. источников, начал преследования армян, насильственно перекрещивая их в Православие. Сохранился греч. перевод письма католикоса императору ( Papadopoulos-Kerameus. 1884. Σ. 59-63; Бартикян. 1960. С. 52-56; Bozoyan. 2009. P. 39). Еще одни прения о вере, с участием имп. Алексея III Ангела, состоялись в К-поле в 1196/97 г., когда еп. Нерсес Ламбронаци посетил византийскую столицу накануне признания Византией К. А. как суверенного гос-ва ( Микаелян. 1952. С. 152-154; Aug é . 2009). Однако и эти собеседования не привели к уступкам к.-л. из сторон и к церковному сближению. Византийцы в этот момент уже не видели для себя политических перспектив союза с Армянской Церковью. В 1184 г. ввиду прекращения контактов с К-полем католикос Григор IV попытался оживить взаимоотношения с Римом. Из Ромклы он отправил посольство к папе Луцию III во главе с еп. Григорием Филиппопольским. Папа встретился с ним в Вероне (Италия), выразил удовольствие по поводу возрождения отношений и сослужил еп. Григорию. В письме католикосу папа выражал надежду на объединение армян с «матерью-Церковью» и просил их выполнить 3 требования: праздновать Рождество 25 дек., добавлять воду в евхаристическое вино и освящать миро в неделю перед Пасхой. Вместе с письмом католикос Григорий получил в дар паллий и митру в знак его высокого достоинства ( Halfter. 2009. P. 66-67). В 1180 г. кн. Рубен III захватил Адану и Тарс, заключил союз с сельджуками Икония.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Вардапет Ованес Саркаваг (т.е. Диакон) Имастасер (т.е. Любомудрый) (11–12 вв.) – один из первых выразителей идей армянского Возрождения 263 , – составил «Историю сельджуков», которая дошла до нас лишь во фрагментах. На этот труд, однако, ссылаются более поздние историки, его цитирует Самвел Анеци 264 . Этот «премудрый Ованес, прозывавшийся Саркавагом, в науках был сведущ более, чем многие, и исполнен ума во всем». «Муж сей был очень мудр и украшен божественным даром; все речи его были написаны философским слогом, как у Григория Богослова , а не просторечно» 265 . Ученик Саркавага Самвел Анеци называет своего учителя «великим вардапетом», «философом», «божественным философом». Да и сам Ованес писал, что ради образования и науки он долгие годы трудился в бдениях дни и ночи напролет. В одной из памятных записей о нем говорится: «Он с отроческих лет и до последнего вздоха, разлучающего человека с земной жизнью, никогда не отвлекал внимания души своей от целей чтения – учения и обучения, письма и чтения, бдения и молитвы днем и ночью, отрешенный от всех мирских дел и суетных вещей» 266 . Со временем Ованес превратился в разностороннего ученого: философа и богослова, знатока календаря, историка, автора религиозных панегириков, естествоиспытателя и поэта 267 . Ованес Саркаваг «вместо нетвердого и подвижного установил в Армении твердый и неподвижный календарь, чего многие желали и не могли добиться. Он привел также в соответствие календари других народов с армянским» 268 : с 1084 г. был принят неподвижный календарь с високосным годом 269 . Наряду с этим Саркаваг занимался филологическими изысканиями, комментируя и делая более доступными для понимания современников труды древних философов 270 . Будучи современником событий, имевших место в последние годы царствования Тогрула, а также при Алп–Арслане и Мелик–шахе, Саркаваг написал подробную историю сельджуков. В сохранившихся фрагментах «Истории» мы видим авторские оценки происходивших событий. Крупным деятелем древнеармянской литературы и науки, в том числе исторической, был католикос Нерсес IV Шнорали 271 (также Нерсес Клаецы, Нерсес Клаэнский; ок. 1098 или 1102–1173) 272 , один из образованнейших людей своей эпохи. Его наследие велико и многообразно. Он был известен как талантливый поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Ряд духовных и исторических трудов Шнорали облек в стихотворную форму 273 . Так, его поэма «Иисус Единородный Сын Отца» (1152) представляет собой краткое изложение библейской истории (включая Четвероевангелие). «Притчи» Шнорали (коих известно порядка 120) охватывают религиозную и светскую (в основном армянскую) историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

языков (греческого, латинского, французского, персидского, татарского и др.) стал основой зарождающейся литературы, носившей более светский характер в отличие от традиц. духовной письменности на древнеарм. языке. На среднеармянском были написаны важные исторические сочинения, лит. шедевры, экзегетические и литургические работы, памятники юридической лит-ры, естественнонаучные, философские, медицинские трактаты, притчи и проповеди, созданы различные сборники, учебники и др. Лит. деятельностью занимались: католикосы Григор II Вкаясер (Мартирофил (Мучениколюбец); ок. 1025-1105), Григор III Пахлавуни (ок. 1093-1166), Нерсес IV Шнорали (ок. 1102-1173), Григор IV Тха (ок. 1133-1193), а также Геворг Лореци (2-я пол. XI в.), Геворг Мегрик (1043/45 - ок. 1113/15), Киракос Дразаркци (ок. 1050-1127), Игнатиос Черногорец (1090-1160), Вардан Айказн (XI-XII вв.), Барсег Дразаркци (ок. 1100 - ок. 1163), Саргис Шнорали (ок. 1100 - ок. 1167), Григор Кесунци (1100?-1170?), Григор Марашеци (XII в.), еп. Нерсес Ламбронаци (1153-1198), Григор Скевраци (1170/75-1264/65), Вардан Айгекци (ок. 1170-1235), Аристакес Ритор (ок. 1170 - ок. 1240), Ованнес Гарнеци (ок. 1180 - ок. 1245), Вардан Великий (Аревелци; ок. 1198-1271), Мхитар Скевраци (ок. 1200 - ок. 1271), Смбат Спарапет (1206-1276), Ваграм Рабуни (ок. 1215 - ок. 1290), Ованнес Ерзнкаци Плуз (ок. 1230-1293), Григор VII Анаварзеци (ок. 1240-1307), Хетум Патмич (Историк; ок. 1240 - ок. 1310), Хетум Корикосци (ок. 1240 - ок. 1311, племянник кор. Хетума I), Геворг Скевраци (ок. 1246/47-1301), Ованнес Аркаехбайр (букв.- «брат короля» - Хетума I; XIII в.), Мовсес Ерзнкаци (1250 - ок. 1323, ученик Геворга Лореци), Костандин Ерзнкаци (ок. 1250 - ок. 1340), Вардан Малый Бардзрабердци (Киликеци; ок. 1260 - ок. 1326), Барсег Машкеворци (ок. 1280 - ок. 1345), Тиратур Вардапет Киликеци (ок. 1275 - ок. 1350), Нерсес Палианенц (кон. XIII в.- 1363), Киракос Ерзнкаци (1289-1355), Ованнес Тлкуранци (1320-1400) и др. Как и более ранние произведения, лит-ра К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Католикос всех армян Гарегин II поздравил военных с Днем армии 29 января 2008 г. 20:19 28 января в Армении отметили День армии и 16-летие Вооруженных сил независимой республики. По случаю праздника высшей наградой Армянской Церкви — орденом «Сурб Нерсес Шнорали» — Католикос всех армян Гарегин II отметил заместителей министра обороны Армении, генерал-лейтенантов Алика Мирзабекяна и Гургена Мелконяна, а также министра обороны Нагорно-Карабахской Республики генерал-лейтенанта Мовсеса Акопяна. Церемония награждения прошла в кафедральном соборе Первопрестольного Эчмиадзина. На праздничной литургии присутствовал высший офицерский состав Вооруженных сил Армении во главе с министром обороны Микаэлом Арутюняном. Обращаясь к присутствующим, член монастырской братии Святого Эчмиадзина епископ Анушаван Жамкочян подчеркнул, что «все победы совершаются с верой в бессмертие, верой в воскресение, где духовным или моральным сверхоружием также остается вера». В своем напутствии он вновь озвучил имена героев, победивших в битвах при Аварайре, Сардарапате и в Арцахе. «Христианская вера помогала нам победить врага, и она же теперь помогает жить с миром», — сказал епископ. Благословение воинам преподал также глава войскового духовенства Вооруженных сил Армении архимандрит Вртанес Абрамян, напомнивший, что по армянским традициям военнослужащие дают военную присягу у врат церкви. «Эта традиция дает нам силы сражаться и веру в победу», — подчеркнул архимандрит. Высшее духовенство Армении посетило также Пантеон погибших героев Карабахской войны «Ераблур», воздав дань уважения воинам, погибшим в арцахской войне. После заупокойной службы в церкви на «Ераблур» архимандрит сказал: «Мужество и стойкость питали вас верой в освобождение, а защита Родины — это и есть часть вашей веры». Формирование армянской армии проходило в 1988-1992 годы, когда в условиях активизации карабахского движения и обострения армяно-азербайджанских отношений стал актуальным вопрос обеспечения безопасности населения Армении и Карабаха. Эту трудную миссию взяли на себя первые добровольческие отряды, однако было очевидно, что вопросы охраны границ и обеспечения безопасности населения требуют государственного подхода. В сентябре 1990 года Верховный Совет Армении принял решение о создании «Специального полка» в структуре МВД, состоящего из 26 рот, сформированных в Ереване и районах республики. 4 мая 1991 года по решению правительства был создан комитет обороны. Аналогичная структура уже действовала в Нагорном Карабахе. Это облегчило координацию оборонных мероприятий в Армении и Нагорном Карабахе. Однако Днем создания армянской армии считается 28 января 1992 года, когда правительство Армении приняло решение «О министерстве обороны Республики Армения», и был опубликован первый приказ министра обороны. «Благовест-инфо»/«Новости-Армения» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/357929.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ Мхитар Гераци и Нерсес IV Шнорали, католикос Армянской Апостольской Церкви. Миниатюра из рукописи «Травы и фитотерапия» (Матен. 7046. XVII в. (1644 г.)) Мхитар Гераци и Нерсес IV Шнорали, католикос Армянской Апостольской Церкви. Миниатюра из рукописи «Травы и фитотерапия» (Матен. 7046. XVII в. (1644 г.)) [Арм. (?); Благодатный; Клаеци] (ок. 1102, замок Цовк, обл. Цопк - 13.08.1173, Ромкла), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков). Один из наиболее значительных арм. поэтов после Григора Нарекаци. Род. в семье кн. Цовка Апирата Пахлавуни. Н. Ш.- правнук церковного писателя Григора Магистра Пахлавуни , внук сестры католикоса Григора II Вкаясера , младший брат и преемник католикоса Григора III Пахлавуни . Н. Ш. воспитывался под попечительством Григора II, а затем католикоса Барсега I Анеци. Он получил основательное образование в школе при мон-ре Кармираванк у еп. Степаноса Манука. В 16 лет был рукоположен в сан вардапета (архимандрита). До возведения на престол католикоса Н. Ш. был помощником и советником Григора III, принимал активное участие в общественной и религ. жизни Киликийской Армении . Вместе с братом организовал перенесение резиденции католикосов из Цовка в Ромклу. С 1150 г. жил в основном в Ромкле. Благодаря своим обширным познаниям в богословии и различных науках, поэтическому и музыкальному дарованию, благочестивому образу жизни Н. Ш. приобрел славу великого учителя общехрист. значения. Н. Ш. являлся апологетом объединения и сотрудничества Церквей. Современники - греки, сирийцы и латиняне - сравнивали Н. Ш. с великими отцами Церкви III-IV вв. Н. Ш. был возвеличен еще при жизни, наречен «вторым армянским Просветителем», «Благодатным» (Шнорали), «Трижды великим, вселенским учителем», «блаженным святым». Могила его стала местом паломничества.

http://pravenc.ru/text/2565082.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НЕРСЕС ШНОРАЛИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нерсес Шнорали. Иллюстрация из книги 1898 года «Illustrated Armenia and Armenians». Редакция текста от: 17.06.2012 00:26:50 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2779.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010