Армянский католикос очень ловко, хотя и весьма нечестно, воспользовался жалобой. Он тотчас же послал донос Абдельмелику: «От Вседержителя Бога досталось подчиненной стране нашей служить вам и вместе с агванами исповедовать одну веру божественности Христовой. Теперешний католикос агванский, сидящий в Партаве, условившись с императором греческим, поминает его в молитвах и принуждает страны наши соединиться с ним в вере. Да будет это вам известно и не пренебрегайте этим, потому что у него есть соумышленники, женщина знатная; прикажите наказать их великою властию вашей по достойным прегрешениям их против Бога» 106 . Этот клеветнически донос возымел желанное действие. Халиф писал католикосу Илие: «Из милости к тебе я отправил верного слугу моего с многочисленным войском. Мы приказали произвести по вашим законам исправление в агванцах, возмутившихся против владычества нашего. Раб наш приведет в исполнение приговор наш в твоем присутствии в Партаве» 107 . Илия прибыл в Партав, «сел в великой церкви и приказал привести пред себя Нерсеса». Само собой разумеется, что Нерсес остался «безответен» и согласно заранее данному халифом приговору был связан нога-об-ногу с бывшей агванской княгиней и отправлен в ссылку. Но Нерсес не выдержал незаслуженного жестокого наказания и чрез 8 дней скончался, завещав в свидетельство своей невинности похоронить себя в своих оковах. историк не скрыл истинной подкладки этого возмутительного насилия. Он говорит: Нерсес «проклял Шеро, который был причиной гибели его и Спарамы за спор, возникший между ним и Спарамой за власть» 108 . Между тем жалобщики, по требованию католикоса, принуждены были написать «грамоту о согласии и твердом союзе армян с агванцами», в которой между прочим было сказано: «Между нами явилась злобная горечь секты Нестория и Максима посредством нечестивого Нерсеса. Все обманом были приведены в заблуждение и храм святости нашей обратился в скверну. – Но мы возблагодарили Спасителя нашего Бога, который, сжалившись над народом нашим, послал к нам тебя, превосходного владыку Илию и милостию Божиею католикоса армянского, мужа святого и справедливого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФИНОГЕН, СЫН ИСИХИЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Атанагинес (Афиноген) ( IV в.), армянский вельможа, бывш. диакон Сын католикоса Иусика и отец католикоса Нерсеса I Великого . Матерью Атанагинеса была дочь армянского царя Тирана . По свидетельствам историка Фавстоса Бузанда рождение Атанагинеса и его брата Папа было предсказано в сонном видении их отцу Иусику, женившемуся на царевне против собственной воли и не желавшему иметь с ней плотского общения. Позднее, когда мать братьев-близнецов умерла, Иусику вновь явился ангел и предрёк, что от его детей произойдут " просветители и источники духовной мудрости армянской страны " . Однако сам Атанагинес и его брат Пап не отличались добродетельной жизнью. Они отказались следовать семейной традиции рода св. Григория Просветителя и не хотели принимать священнический сан. Вопреки их воле и по единодушному желанию епископов насильно заставили принять рукоположение в диаконы , но братья женились и избрали воинскую карьеру и службу при царском дворе. Более того, они совершали всяческие бесчинства, открыто богохульствовали и кощунствовали, смеясь над церковными установлениями. Из-за их распутства, их кандидатуры на опустевший после гибели Иусика престол католикосов были единодушно отвергнуты царём, знатью и народом. По сообщению Фавстоса Бузанда, в конце концов Атанагинес и Пап понесли наказание от Господа за свои беззакония. Как-то они приехали в город Аштишат в области Тарон и войдя вместе со скоморохами, музыкантами и блудницами в епископские покои местной церкви, устроили там оргию. Внезапно явился ангел, подобный молнии, и поразил обоих нечестивцев. Их товарищи бежали, и от великого страха никто из них не вернулся обратно, никто не осмелился подумать о них и войти внутрь, никто даже к дверям не подошел и не закрыл их. Двери покоев остались открытыми, и никто не осмеливался подойти близко к ним, так что трупы их сгнили там и разложились, а кости расчленились и распались. После этого прошло много месяцев, когда, наконец, осмелились войти туда, собрать и вынести их уже совсем иссохшие кости. Их вынесли и похоронили в церковном винограднике, который назывался Агарак.

http://drevo-info.ru/articles/21417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕСРОП МАШТОЦ Месроп Маштоц. Иллюстрация из кн.: Чамчян М. Грамматика армянского языка. Венеция, 1779 Месроп Маштоц. Иллюстрация из кн.: Чамчян М. Грамматика армянского языка. Венеция, 1779 [Арм. ] (361 или 362, с. Хацик близ оз. Ван, арм. обл. Тарон, ныне Вост. Турция - 17.02.440, Вагаршапат, Армения), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений. До VII в. упоминается под именем Месроп; в VII-X вв. одновременно используется и Месроп и Маштоц; с Х в.- в основном Месроп. В ХХ в. в научной традиции стали применять совместно оба имени. О М. М. сохранился значительный объем биографических данных, к-рые содержатся в основном в книгах его учеников Корюна («Житие Маштоца»; 40-е гг. V в.; написано по заказу католикоса Иосифа I (Овсепа)) и Мовсеса Хоренаци («История Армении»; кон. V в.), а также в книге Лазара Парпеци «История Армении» (кон. V в.) и в др. источниках. Жизнь Отец М. М. Вардан был свободным крестьянином. Корюн пишет, что М. М. учился у католикоса Нерсеса I Великого , хотя совр. ученые оспаривают это и считают, что он учился в грекоязычной школе в обл. Тарон. Кроме армянского М. М. владел греческим, сирийским и персидским языками; изучил и др. языки, в т. ч. грузинский и агванский. Согласно Мовсесу Хоренаци, ок. 385 г. М. М. переехал в столицу Вагаршапат, поступил на воинскую службу и был назначен писцом и секретарем в царской канцелярии. В этот период происходили драматические события в политической жизни Армении, к-рые в 387 г. привели к разделу Армянского царства на сферы влияния между Восточной Римской империей (Византией) и Персидской державой Сасанидов. Вероятно, эти события были одной из причин принятия монашества М. М. ( Мовсес Хоренаци. История Армении. III 47). Ок. 395-396 гг. он оставил царский двор и начал проповедническую деятельность в Армении, в отдельных районах страны, где еще оставались язычники. Корюн пишет, что одним из первых мест его проповеди стала обл. Гохтн (близ совр. Нахичевана). Начав проповедовать, М. М. вскоре осознал трудность этой работы в отсутствие книг Свящ. Писания на арм. языке. Ему приходилось одновременно читать Библию по-гречески или по-сирийски и переводить текст слушателям; не все священники и проповедники в Армении владели греческим или сирийским языком. Кроме того, после раздела 387 г. в персид. части Армении, большей по размеру, были закрыты греч. школы. По словам Мовсеса Хоренаци, «видя, что Армянскому царству наступает конец, [М. М.] воспринял бедствие как испытание своему терпению» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2563034.html

Уже в 603 г. против Фоки в столице вспыхнуло восстание. Зачинщик евнух Схоластик и многие другие участники были казнены, а те из родичей Маврикия, кто еще оставался жив (его вдова Константина с дочерьми, Филиппик и Герман),оказались в монастырях. Внешнюю политику государства новый император начал проводить самую неудачную. Будучи чужд традициям политической верхушки империи и постоянно чувствуя ее скрытую оппозицию, Фока обратился за поддержкой на Запад, к папе Григорию Великому . В 603 г. император заключил союз против лангобардов с королевой австразийских франков Брунгильдой, а экзархом в Италию назначил угодного папе Смарагда, который сумел добиться перемирия с лангобардами. Василевс подтвердил главенство пап в делах церкви и впоследствии, при папе Бонифации III, запретил константинопольскому патриарху именоваться «вселенским» (607). Григорий I (ум. 604) приветствовал Фоку как избавителя от «тирании Маврикия», а в 608 г. Смарагд воздвиг в Риме колонну в его честь, с золоченой бронзовой статуей императора наверху. Эта колонна, но уже без статуи и со стертым именем Фоки, и поныне стоит на Форуме близ триумфальной арки Септимия Севера. К делам на Востоке Фока относился с пренебрежением, что не замедлило принести соответствующие плоды. Он долго медлил с отправкой в Ктесифон традиционного посольства, извещавшего персидский двор о воцарении нового правителя ромеев. Сделав это лишь в середине 603 г., он додумался поставить во главе делегации Лелия, убийцу Маврикия. Хосров II немедленно воспользовался подобной бестактностью как предлогом к войне, тем более что в Персию бежал человек, выдававший себя за законного наследника престола Феодосия. В том же 603 г. Хосров Парвиз и (независимо от него) не признавший узурпатора Нерсес начали с ним войну. Но коварный император обещаниями склонил Нерсеса, перед военными способностями которого те же персы трепетали, прекратить боевые действия, захватил его и, презрев собственные клятвы, казнил. Годом позже он направил на Восток армию под командованием Леонтия, своего приближенного и соратника. Персы разгромили эти войска, и Фока, не знавший границ в своем гневе, распорядился заковать Леонтия в цепи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Нам достодолжно с благодарственным славословием вечно помнить и сознавать неиссякающий дар Божьей милости, постоянно ниспосылаемой святой церкви на пользу людям по щедрому попечительству Божьему. Ибо, как мне кажется, те, кто с благодарностью принимают дары от царей, бывают более любимы для них, чем те, кто оказывается неблагодарным и непризнательным за их милости. Кроме того, они достойно караются ими. Поскольку это доподлинно так, то нам действительно следует, различая, бежать от вредного и улавливать полезное, дабы удостоиться духовных благ, даруемых Господом. Да не пренебрежем столь богоносным патриархом и светозарным философом, которого в качестве светильника даровал Бог своей церкви в наше сумрачное время, и по нерадению не предадим забвению и не исказим [его образа]. И так, отвергнув тяжелый мрак мысли и души, с чистыми и ясными помыслами, отрешившись от земных забот, на духовных крыльях устремимся к добродетельной истории святого отца нашего и второго просветителя св. Нерсеса. И быть может, удостоившись воспримем от него дар слова и мудрости, дабы достойным образом, правдиво и безошибочно изложить настоящую историю его святой и равноангельской жизни. Вверившись его божественной кротости, я надеюсь воспринять от него, подобно апостольскому дару, дух мудрости, с помощью которого в предстоящем плавании, изложив истину, невредимым достигну [конечной] пристани своей истории. Но я муж страждущий, лишенный науки мудрости, целиком и полностью отдалившийся от добра из-за пороков и недостойный чистоты святого отца, как же мог я осмелиться взяться за дело, которое превыше сил моих. Однако, уповая на ваши искренние и чистые молитвы, с помощью св. Духа и его неосязаемой опоры, я поведаю вам в меру моих слабых возможностей немногое из того, что собрано мной у прежних повествователей, а также то, что я знаю из достоверных свидетельств, услышанных мной от правдивых мужей. Вы же доброжелательно и внимательно слушайте, молясь за нас, с сердечной любовью и благосклонностью размышляя над праведной жизнью святого [мужа] Божьего, вознося хвалу Господу, дабы удостоиться его заступничества перед Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

717 Аристарх, или Аристакес, был младшим сыном св. Григория, просветителя Армении, и его преемником с 332 г. В сан епископа он был посвящен уже в 318 г. Он присутствовал на первом Вселенском Соборе. – Примечание Штека. 719 Ускан, или Усиг, был младший сын Вартаниса; он наследовал от своего отца его кафедру в 356 г.; в 362 г. был умерщвлен по приказанию армянского царя Тиграна за отказ допустить в храм бюст императора Юлиана-отступника для поклонения. Штек. Даниель, перепечатывая, как и мы, в своем Codex эти сведения, сообщаемые Штеком, со своей стороны дополняет их догадкой – не разумеется ли под Усигом ученик св. Фаддея Иски, по сказанию армянских историков, проповедавший Евангелие при дворе царя Сантруга и царицы Сатиены; но нам представляется эта догадка совершенно несостоятельной. Если бы здесь разумелся известный Иски, то он был бы поставлен вслед за своим учителем св. Фаддеем, а не здесь в порядке преем­ственности сыновей и внуков св. Григория. 720 Кто разумеется здесь под именем Григориса, Штек не знает. Даниель и французский переводчик также оставляют нас в неизвестности относительно его личности. 721 Нерсес Великий, сын Атанагинеса и внук Усига, был армянским католикосом в 364–384 гг. – Примечание Штека. 722 Исаак, сын Нерсеса Великого, сделался армянским католикосом в 390 г. Он вместе с Месропом перевел Священное Писание на армянский язык. – Примечание Штека. 724 Месроп, изобретатель армянского алфавита и отец армянской литературы, бесспорно, одна из замечательнейших личностей в армянской истории. Его труды для распространения и утверждения христианства внутри и вне своего отечества граничат с невероятным и невозможным. То же нужно сказать и о результатах его деятельности. Именно благодаря ему главным образом христианство достигло в Армении в течение V в. такого процветания и внутренней крепости, каких трудно найти в последующей армянской истории. См.: Gorinus. Lebensbeschreibung des hl. Mesrop, aus dem armenischen Urtexte zum ersten Male übersetzt und aus armenischen Schiftstellern erläutert von Dr. B. Welte, ordentl. Professor der kath. Theol. in Tübingen. Tübingen, 1841 (Programm). – Примечание Штека.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но и помимо этих надежд, располагавших армян к доверию и дружбе с западными народами, самый поход с его возвышенной и, как казалось, бескорыстной идеей, выставляя западных христиан в весьма привлекательном виде, покорял армян их влиянию. Поход этот казался великим актом христианского великодушия и самоотверженной любви западных христиан к христианам восточным. После пререканий о вере и обрядах западных христиан с восточными этот поход, казалось, был актом примирения. Казалось, что настало время соединения всех церквей, всех христианских обществ в одно стадо Христово. При таких условиях прежняя нетерпимость армян сама собой пропадала и пробуждалось желание тоже присоединиться к общему христианскому стаду. Так как инициатива крестового похода принадлежала римской кафедре, то значение папы возросло на востоке до небывалой никогда прежде степени. Симпатии к западным христианам и в римской церкви укреплялись в армянах еще больше близостью некоторых их церковных обрядов к римским. Католическое духовенство и специальные католические миссионеры с своей стороны принимали все меры, чтобы познакомить армян с католичеством и расположить их к папе. Начались формальные сношения армянской церкви с римской. Странная разница замечается в сношевиях армян с папами за это время и в сношениях их с греками в прежнее время. По отношению к грекам и греческому исповеданию армяне вели себя по большей части дерзко, заводили горячую полемику, в которой воображали себя не только равносильными борцами, но даже и победителями. Церковное соглашение не могло состояться у армян с греками даже на почве равноправности. Совсем другой тон приняли армяне в сношениях с папами в это время. Тон этот – униженно-заискивающий; он резко выступает в посланиях армянских католикосов к папам. С ними католикосы и армянские богословы не торговались об уступках, а казалось сами готовы были уступить во всем, даже в самом чувствительном пункте – в вопросе об иерархическом подчинении армянской церкви папе. Но таково уже вообще значение внешней силы, что обыкновенно покаряются ей больше, чем скромной правде, а здесь еще были и другие вышеозначенные причины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1957. 5. С. 117-124 (на арм. яз.); он же. Ованнес Ерзнкаци: Исслед. и тексты. Ер., 1958 (на арм. яз.); он же. Эстетические взгляды Ованнеса Ерзнкаци//ИФЖ. 1985. 3. С. 96-107 (на арм. яз.); Чалоян В. Естественно-научные воззрения Ованнеса Ерзнкаци Плуза//История естествознания и техники в Армении. Ер., 1960. 1. С. 40-49 (на арм. яз.); Григорян Г. Гносеологические взгляды Ованнеса Ерзнкаци//ВОН. 1961. 4. С. 47-60; Абегян М. Философы и Ованнес Ерзнкаци, или Плуз// Он же. Труды. Ер., 1970. Т. 4. С. 342-356 (на арм. яз.); Погарян Н., еп. Арм. авторы V-XVII вв. Иерус., 1971. С. 320-323 (на арм. яз.); Ervine R. R. Yovhanne  s Erznkac‘i Pluz " s «Compilation of Commentary on Grammar» as a Starting Point for Reading Medieval Grammars//New Approaches to Medieval Armenian Language and Literature/Ed. J. J. S. Weitenberg. Amst., 1995. P. 149-165; Христианская Армения: Энцикл. Ер., 2002. С. 619-624 (на арм. яз.); Мирумян К. А. Социально-полит. воззрения Ованеса Ерзынкаци//Вестн. Российско-армянского ун-та. Ер., 2006. 3. С. 80-94; Dadoyan S. B. Yovhanne  s Erznkaci‘ Bluz//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History. Leiden; Boston, 2012. Vol. 4. P. 572-578; eadem. The Armenians in the Medieval Islamic World: Paradigms of Interaction VIIth to XIVth Cent. New Brunswick; L., 2014. Vol. 3. М. Э. С. Ширинян Гимнография О. Е. П.- выдающийся гимнограф XIII в. В его трудах прослеживаются традиции и Великой, и Киликийской Армении, в частности отраженные в творчестве Нерсеса Шнорали. Его перу принадлежат канонические гимны-шараканы (в составе Гимнария-Шаракноца) и ряд песнопений, со временем оказавшихся вне канона, а также таги духовного и светского содержания, представленные во многих средневек. невмированных песенниках (Гандзаранах и Тагаранах; в устной традиции сохранились лишь отдельные мелодии). Таги О. Е. П. на водоосвящение «Во всякое время благословляем Тебя» и «Ныне глас Отца с небес» исполняются до наст. времени. Взгляды О. Е. П. в области муз. эстетики, к-рые оказали большое влияние на последующее развитие эстетической мысли средневек.

http://pravenc.ru/text/2578139.html

1-20; Мк 15. 42-16. 8; Лк 23. 50-24. 12; Ин 19. 38-20. 18) и кароз: «Радуясь великой радостью из-за радостной вести о Воскресении...» (по содержанию сходно с песнопением «      ...» после чтения воскресного Евангелия на визант. утрене). Далее следуют: псалом 50 с карозом и краткой изменяемой молитвой (ср. визант. тропарь «    ...»), псалмы 148-150 ( хвалитные псалмы , являющиеся в большинстве зап. и вост. обрядов принадлежностью утренней службы) и псалом 151, Троичный гимн из 2 частей (по составу в основном совпадает с праздничной редакцией визант. Великого славословия ), ряд прошений, изменяемых в зависимости от дня, 2 молитвы с преподанием мира, Трисвятое (с изменяемой вставкой), надписанная именем ап. Фомы молитва Богородице «Прославленная и Благословенная», кароз после Трисвятого, псалом 112 с прошениями и молитвой. Антифонно исполняются псалмы, особые для постных дней (Пс 5; 89. 14-17 (они входят и в состав 1-го часа визант. обряда); 129. 1-8; 142. 8-12; 53) и праздников (Пс 114-116; 53; 85. 16б - 17), с соответствующими дню карозом (состоит из кратких прошений) и молитвой. В постные дни и дни святых перед заключительным «Отче наш» добавляется произносимое народом поминовение - «молитва Саркавага Вардапета» (Ованнеса Имастасера (Диакона), или Саркавага (Философа), нач. XII в.), а также молитва, читаемая священником. Эти же 2 молитвы повторяются в соответствующих местах всех суточных служб, кроме ночного часа, часа мира и часа покоя. Час восхода ( [аревагали жам]) посвящен Св. Духу и соответствует визант. 1-му часу . В древности был частью утреннего часа. Составителем этой службы считается католикос Езр I (630-641). В начале часа звучат стихи псалма 71 (17-18) и «Слава: И ныне», далее следуют: прошение, краткое славословие, 5 молитвословий, начинающихся словами «От востока до запада...» (гимн «господина Нерсеса», малтанк, «возвещение рассвета», прошения и молитва), преподание мира, молитва, псалом 99, ходатайственные прошения и малтанк ко святым мученикам, молитва, стихи псалма 62 (2а, 2), молитва, малтанк (прошения, связанные с темой света), молитва, псалом 22; стихи псалмов 142 (8б - 12) и 45 (2-7) (Пс 45 читается и на визант.

http://pravenc.ru/text/76130.html

334 См.: Библиотека армянского монастыря св. Якова в Иерусалиме, рук. 596; Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, т. I, с. 943. 335 Цифра 77 является опиской писца и не совпадает с 689 г. Период времени от года смерти Нерсеса Благодатного (1173) до 1240 г. составляет 67 лет. 337 Г. Алишан. Нерсес Шнорали и его окружение, с. 27. Г. Алишан «вторыми переводчиками» называет деятелей серебряного века, в отличие от «первых переводчиков» месроповской эпохи (V в.). 340 Петрос Гетадарц – армянский католикос (1019–1058). При сдаче Ани византийцам и лишении Гагика II престола сыграл предательскую роль. 341 Бджни – селение в Мазазской области Айраратской провинции. И ныне село с тем же названием в 25 км от Еревана. 342 Васак Пахлавуни – брат Вахрама Пахлавуни и отец Григора Магистроса. Был спарапетом при Смбате II Багратуни. Погиб во время войны с делмиками (дейлемитами) в 1021 г. 343 Григор Магистрос (990–1058) – видный армянский философ и писатель. В Бджни им была основана академия. После захвата Ани передал византийцам свои владения Бджни, Кайан, Кайцон, а Таронское княжество – Торнику Мамиконяну и удалился в Месопотамию. Известен своей непримиримой борьбой с тондракийцами. 346 Манихейство – название ереси происходит от имени ее основоположника Мани, или Манихея (216–277). Учение его было объявлено еретическим. Оно начало распространяться с III – IV вв., а затем в IX – X вв. Основой манихейства является дуализм доброго и злого начал. Согласно ему, борьба добра и зла не ограничивается внешним миром, а происходит в самом человеке, между его душой и телом. Следовательно, для победы души необходимо вести аскетический образ жизни. Социальный характер манихейского еретического движения определил его жизнеспособность. Движение это, наряду с тондракизмом, перекинулось также в Западную Европу и оказало значительное влияние на формирование и других еретических движений – богомильства, альбигойской ереси и др. 349 Торгом – отец Гайка, легендарного предка и родоначальника армян. Древние авторы часто называют армянский народ Гайканским, а Армению – домом Торгомовым или страной Торгомовой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010