В заключение нам остается сказать несколько слов о цели классического образования. Мы уже видели, что христианская церковь никогда не отрицала пользы светского и в частности классического образования и признавала весьма многое поучительным и полезными как в литературе, так в жизни классических народов. Она не только не скрывала тех задатков истины и добра, которыми обладал дохристианский мир, но напротив того, указывала на них, даже усвоила некоторые из них и рекомендовала своим членам искать их везде, где бы они ни находились, следуя мудрому совету апостола: все испытывайте, хорошего держитесь (1Фесс. 5:21). Скрывать достоинства классической литературы, чернить всю классическую древность, как не заключающую в себе будто бы ничего (или почти ничего) хорошего, не только противоречило бы практике христианской церкви, но и было бы ложью, противной духу христианского учения и крайне вредной по своим последствиям. Если в отношении к каждому ближнему мы, по заповеди апостола ( Ефес. 4:25 ), не должны допускать никакой лжи, а говорить исключительно истину, то в особенности свято эта заповедь должна быть соблюдаема в отношении к детям, на восприимчивые души которых ложь может производить крайне растлевающее влияние. Истину вполне скрыть нельзя (сн. Mapk. IV, 22 ), и ранее или позже многие из тех, которым умышленно сообщались превратные сведения о классической древности, могут получить истинное понятие о ней и в таком случае проникнуться неуважением и даже враждой не только к своим прежним учителям, скрывавшим истину, но и к самому христианству, если бы последнее нуждалось в помощи лжи. Но на самом деле христианство не только не боится света истины, но и призывает к нему каждого человека, и отнюдь не нуждается во лжи. Христианская цивилизация преследует собственно религиозно-нравственные задачи, и в этом отношении она неизмеримо возвышается и всегда будет возвышаться над всякой другой цивилизацией. Но христианство признает человека гражданином не неба только, но и земли, членом не церкви лишь, но и гражданского общества, существом, состоящим из тела и души и получившим от Творца разнообразные силы и способности, надлежащим развитием и употреблением которых обусловливается более или менее полное приближение к тому идеальному совершенству, образцом которого должен служить для нас Отец небесный ( Мф.5:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Христианское и коммунистическое учения аксиоматически противоположны Одно дело, когда тобой движут патриотические мотивы, даже если ты во что-то играешь, другое дело, когда в реальной жизни людьми двигают мотивы ненависти. Самое худшее в деятельности современной «оппозиции» в том, что в ней действует не патриотизм, а негативные чувства. По этой же причине неудовлетворенности и появляются сторонники у коммунистов. 30 января, 2013 Одно дело, когда тобой движут патриотические мотивы, даже если ты во что-то играешь, другое дело, когда в реальной жизни людьми двигают мотивы ненависти. Самое худшее в деятельности современной «оппозиции» в том, что в ней действует не патриотизм, а негативные чувства. По этой же причине неудовлетворенности и появляются сторонники у коммунистов. То, что коммунизм и христианство не совместимы, согласны и христиане и коммунисты. Безумные безбожники установили кровавую диктатуру в России на 70 лет, разделив общество на  палачей и жертв. Сегодня, спустя 20 лет после крушения советской власти, люди забывают о том, что первое, что делали большевики, получив власть — это разоряли храмы и убивали христиан, и появляются симпатии людей к коммунистическому учению, которые проникают даже в Церковь. Почему это происходит, как Церковь относится к коммунизму и может ли она что-то сделать, чтобы не допустить возвращения «Красной чумы ХХ века», говорим  с преподавателем ПСТГУ протоиереем Борисом Левшенко. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут. 1Фесс.5:3 — Вы согласны с тем, что «кодекс строителя коммунизма» основан на христианских ценностях? — Я считаю, что все, что связано с коммунистической идеологией, чуждо христианскому учению. Второе, что я могу сказать, это то, что любая ложь не является чистой ложью, она является как бы мозаикой из кусочков разбитой правды. Конечно, коммунистическая идеология берет из христианства то, что угодно коммунистам.

http://pravmir.ru/xristianskoe-i-kommuni...

И если мы добровольно отказываемся от этого «ига» Христова – то рано или поздно нас достигает душевная боль, которая является лишь сигнальным огнем, которым Промысл оградил края зияющих бездн и топких болот, чтобы сохранить человека в его путях. Но душа не терпит пустоты, и этой пустоты не заполнят никакие материальные фантазии, ибо бессмертную душу может насытить только Сам Творец. «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» Когда мы читаем Евангелие, особенно призыв Христа о несении Его ига, то, честно признаемся себе, что только эти заветы чистоты, молитвы, любви и слагают всю красоту жизни, а там, где они попираются – и потому что они действительно попираются, - жизнь становится скучной прозой, если не сказать хуже – делается адом и дьявольским водевилем, жизнь перестает быть радостью, вдохновением, жизнь перестает быть жизнью. Вне горнего воздуха идеалов Христа, вне безбрежных синих далей Нагорной проповеди, вне Его призыва научиться Его кротости – мы всегда будем задыхаться в душном погребе мещанства и материализма. Высочайшие струны нашего духа вибрируют от призыва к соработничеству с Ним, и в этом внутреннем «созвучии» - новое доказательство подлинности и достоверности Его слов! «Научитесь от Меня, - говорит Христос, - ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И мы должны пройти эту школу Христа, чтобы научиться у Него кротости и смирению. Причиной всякого беспокойства в нас является себялюбие. «Наука» же Христова предполагает освобождение от помыслов, греховных привычек и устоявшихся стереотипов в жизни большинства, приобретенных в школе князя тьмы. Человек должен быть свободен от всего, что противоречит воле Божьей. Христос – это ось мира. Он также ось нашей души. Если ось не на месте – то мы переживаем шатание, сомнение и растерянность. Наоборот, находя Христа, мы находим себя, находим твердый якорь, который надежно пришвартует нас к берегам Вечности. Будем же, дорогие братья и сестры, спешить на этот призыв с надеждой на радостное соработничество в согласии с Его волей, ибо «воля Божия есть освящение наше» (1Фесс. 4:3). Аминь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/26/...

Благодарственные молитвы по Святом Причащении Благодарю тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. 5 июля, 2009 Благодарю тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. Содержание статьи Благодарственные молитве по Святом Причащении — это последование молитв, читающихся в Церкви, после принятия Божественных Тела и Крови Христовых в таинстве Евхаристии . Молитва – это разговор с Богом. Но для такого важного разговора не всегда легко подобрать слова, поэтому православные верующие часто имеют при себе молитвослов, а мы собрали для вас благодарственные молитвы. Получив помощь от Господа, по нашим просительным молитвам, мы обращаемся с благодарственной молитвой. Но даже, когда нам кажется, что не произошло ничего хорошего, Господь заботится о нас. Недаром в Писании сказано – «за все благодарите», поэтому произносить такую молитву можно не только за некое благодеяние, но и за каждый прожитый день. Ведь даже плохие события Бог оборачивает для пользы человеческой души. Вы можете прочитать благодарственную молитву Симеона Метафраста, святого Василия Валикого, благодарение Пресвятой Богородицы и другие молитвы, которые читаются по Святом Причащении. Возможно, со временем вы сможете выучить их наизусть. Бог всегда отвечает тем, кто к Нему обращается, даже, если этот ответ не всегда очевиден. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18) Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Благодарственная молитва, 1-я Благодарю тя, Господи, Боже мой, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти святынь Твоих сподобил еси. Благодарю Тя, яко мене недостойнаго причаститися Пречистых Твоих и Небесных Даров сподобил еси. Но Владыко Человеколюбче, нас ради умерый же и воскресый, и даровавый нам страшная сия и животворящая Таинства во благодеяние и освящение душ и телес наших, даждь быти сим и мне во исцеление души же и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очию сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение заповедей Твоих, в приложение Божественныя Твоея благодати и Твоего Царствия присвоение; да во святыни Твоей теми сохраняемь, Твою благодать поминаю всегда, и не к тому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития исшед о надежди живота вечнаго, в присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный, и безконечная сладость, зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинное желание, и неизреченное веселие любящих Тя, Христе Боже наш, и Тя поет вся тварь во веки. Аминь. Благодарственная молитва 2-я, святого Василия Великого

http://pravmir.ru/blagodarstvennye-molit...

Я понимаю Вашу озабоченность «чистотою» современного богословия, но нам дан разум, и если воспользоваться советом апостола Павла « Вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя огребайтеся » (1Фесс.5:21,22), то и эта проблема решаема. Р. Чернов 14 ноября 2013г. 15:39 Благодарю за пояснение, отче, но, к сожалению, яснее не стало. Здесь, конечно, и моя вина, недостаточно четко показавшего " логическую цепь " . Поэтому поясняю. Статья сразу начинается с утверждения о плюралистическом разномыслии, якобы имеющем место в этом вопросе. Дескать, есть разные точки зрения, и все - святоотеческие, все - правоверные. Следовательно, их нужно каким-то образом объединить, это и будет истиной. Мне кажется, это ложный путь. Если есть пара мнений отцов, кардинально отличающихся от ортодоксального единомыслия, то не значит ли, что это просто их частные мнения, которых Церковь (в частности, упомянутый " Пространный Катехизис " ) не разделяет, даже если это мнение Иоанна Златоуста? Не потому ли, отче, задав этот " плюралистический " вектор своим рассуждениям, Вы, неосознанно и стали обосновывать в своей работе разные точки зрения, включая - " новейшие " , " прокатолические " (если не прооригенические)?  Заключительный абзац и является своего рода синтезом всех мнений: все спасутся, кроме тех, кто по гордости не пожелает. Если бы это показалось только одному мне, то можно было бы говорить о том, то это искажение моего восприятия. Но, как показывает комментарий о.Вадима, он точно так же понял основной посыл (« Такое понимание Ада и Рая вполне приемлемо для меня. Высший дар от Бога - Свобода остается неприкосновенным. Свобода никогда не отнимается от человека. Но здесь возникает неразрешимая проблема, для меня, по крайней мере. В чем смысл наших молений ко Господу за усопших, если нахождение грешника в аду есть его добровольное решение»). Отсюда я и делаю вывод (пытаясь, во всем этом разобраться своим ограниченным умом), что, может быть, Вы введены в заблуждение новейшей «православной» (от прокатолической до прооригенической) эсхатологией, считаясь с нею как с якобы «одними из» внутренних учений Церкви? Тогда (если моя догадка верна) эти же объясняются и некоторые противоречия как в самой статье, так и между ее «плюралистическим» заключением и авторскими ортодоксальными комментариями (истинно православными и потому принципиально не плюралистическими).

http://bogoslov.ru/article/3592104

γ) аскетизм безмолвного созерцания. В этом способе молитвенного аскетизма, который по существу тожествен с, так называемой, сердечной молитвой (oratio mentalis, supranaturalis), упражнялись преимущественно те подвижники мистического направления, которые не удовлетворялись употреблением внешних, часто произносимых, молитв (oratio verbalis, vocalis). Виртуозов в этой практике можно находить только в кругу монахов отшельников и монахов, живших хотя и в монастырях, но уединенно, но не среди киновитов, подчиненных необходимости участвовать в семи ежедневных молитвенных собраниях и систематически заниматься работой. Представителем такого молитвенного аскетизма был уже св. Антоний, которого прославляет монашеское предание, как учителя в этом искусстве. 1722 Благочестивый Исидор Фивейский управлял целым монастырем, состоявшим из таких созерцателей и неутомимых молитвенников. 1723 Содействующими условиями для приобретения и поддержания способности к указанному состоянию, в свою очередь, служили подвиг молчания и поддержание постоянной покаянной скорби. δ) пребывание в постоянном молчании или абсолютном спокойствии – ησυχα– прославляется, как особенная добродетель, многими отцами монашества, особенно египетскими. Это аскетическое упражнение, в связи с пребыванием в глубоком созерцании признавалось настолько важной особенностью в поведении монаха, что уже в законах Юстиниана имена φροντιστρια или ησυχαστρια, употреблялись, как равнозначащие названию «монастырь“. ε) наконец, некоторыми подвижниками практиковалось пребывание в постоянной покаянной скорби, или покаянные слезы о грехах, т. е. о своей ли прежней греховной жизни или о греховности мира вообще. Впрочем, этот вид аскетизма шире и заметнее проявился только в позднейшую эпоху. 1724 Касаясь аскетизма практически-социальной жизни немецкий ученый с нескрываемой симпатией говорит о проявлении и осуществлении в монашеской жизни христианского начала любви к ближним, приводит некоторые факты самоотречения, самоограничения и самоотверженного труда, имевшие в основе служения делу христианской любви. В частности, он указывает, напр., на христианское гостеприимство, как на симпатичную черту, принадлежавшую почти всем без исключения киновитам; останавливается с восхищением на разъяснении взаимного отношения в монашеской жизни труда и молитвы, которое принадлежит аскету Люцию. Имея в виду надменную мечтательность некоторых монахов, которые отрицали ручной труд ради мнимой необходимости постоянной молитвы (ссылаясь на (1Фесс 5:17), названный подвижник высказывает, что работа и молитва не исключают друг друга, а должны существовать совместно; что труд, освященный молитвой, оказывается плодоносящим и в том отношении, что если излишек выручки употреблять на бедных, то через это благотворитель приобретает себе ходатаев перед Богом, которые продолжают молиться за него, когда тот ест и спит.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Всякий иной взгляд на участие женщины в семье и в христианской миссии в этом мире, как противный учению Самого Божественного Основателя христианства, чужд истинного христианства и является антихристианским. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8). И Благая весть о Нем, которую проповедует Церковь, по существу тоже не меняется. Но ведь люди, к которым обращены эти слова, - они меняются, потому меняется и язык, на котором говорит Церковь. Изменчива культура, изменчивы условия жизни людей. И в наше время эти перемены происходят особенно быстро. У человеческого общества возникают новые вопросы, на которые Церковь обязательно должна ответить. Если ответы новые, это не значит, что они придуманы, возникли на пустом месте. Они основаны на вечном Евангелии, на Священном Предании Церкви. Корни всего, чему Церковь учит, уходят в многовековую сокровищницу церковной мысли...(1.2. Основ) (8). В заключении приходим к выводу, что оба раза, когда апостол Павел запрещает жене учить, это относится к публичному поучению своего мужа (1Кор.14:34-35, 1 Тим. 2:11-12). А вот запрещения женщине нести служение в Новом завете нет. Скорее наоборот: как видим, женщины были и в окружении Христа, и с первых дней - на важных позициях в церкви. Они несли дьяконское служение (Фива), жертвовали своим имуществом (Сапфира), были пророчицами (дочери Филиппа благовестника), занимались благотворительностью и рукоделием (Тавифа), проводили богослужения у себя дома, и часто их вклад апостол ставит в ряд со служением их мужей ( Рим. 16:3-4 ) - неслыханное дело в то время! Поэтому богословских оснований " угасить Духа " ( 1Фесс.5:19 ), запретив женщине - христианке, проповедовать, в Священном Писании, в Святоотеческом Предании и современном церковном праве нет. Другое дело, что часто активность женщин объясняется одной простой вещью - пассивностью мужчин.. С другой стороны, если Бог спасает людей через их ( женщин) служение, разве это не доказательство помазания Духом ( 1Кор.9:2 )? Давайте " слушать Бога более, нежели человеков " . А мужчин пусть эта ситуация побудит " встать с диванов " и начать, наконец, исполнять свою роль в жизни как мужей, отцов и священников своих семей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

Небольшой боговдохновенный документ был составлен Апостолом Иоанном. Он был предназначен особенно для тех, кто не уверен, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и по этой причине боится довериться Ему. Многие люди после прочтения этого документа сумели избавиться от укоренившихся в них предубеждений и скептицизма. Мой отец сумел уйти от еврейского скептицизма и придти к христанс-кой вере после того, как прочел Евангелие от Иоанна и стал руководствоваться прочитанным в жизни. Существует множество других примеров такого же чудесного обращения. Один из пионеров скепсиса, Фома Дидимус, сомневаясь в Воскресении Христа, сказал: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю”. Иоанн сообщает, что когда Фома увидел воскресшего Иисуса, он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” (Иоанн 20:24–31). Иоанн предвосхищает возражения некоторых читателей, такие, как: “Все это, конечно, было хорошо для Фомы! Конечно же он поверил, воочию увидев такое доказательство! Но почему же нам отказано в этом доказательстве? Чем больше мы желали бы верить, тем сильнее становятся наши сомнения”. Сомнение устраняется фактами, и вот перед вами, как утверждает Иоанн, факты. Раскройте же свой ум для восприятия фактов. Через них говорит Бог. Читайте и перечитывайте их, как если бы от этого зависела ваша жизнь, ибо в сущности это в самом деле вопрос жизни и смерти. Только таким путем вы раскроете для себя секрет вечной жизни ( Ин.3:15, 16, 5:24, 10:28 ). Пренебрегать этим секретом — значит отвергать от себя жизнь. А когда вы читаете, то все время помните, что вы не просто заняты изучением того или иного предмета. Живой Бог, могущий полностью утолить духовную жажду человеческого сердца, не может быть пассивным объектом изучения. Каким бы скептиком вы ни были, скажите со всей искренностью: “О Бог, если есть Бог, раскройся мне через слова, которые я читаю, чтобы я мог знать Тебя”. Некоторые люди говорят, что они читали Евангелие от Иоанна, но ничего в нем не нашли. И все же я сомневаюсь, что кто-либо из таких людей не был с самого начала внутренне настроен к тому, чтобы ничего не найти. Бог наделяет Своим светом только тех, кто будет послушен свету; но Он не потворствует нашему интеллекту вспышками неуместного просветления. Если вы в самом деле желаете исполнять волю Божью, и с этой целью настойчиво изучаете Евангелие, вы вскоре осознаете, что находитесь в присутствии реальной живой Личности, достойной полнейшего доверия. Бог призывает вас отвернуться от своего эгоистического “я” и идолов современного материализма ( Деян.14:15,16; 17:30,31 ; 1Фесс.1:9,10) и положиться на Него. Он призывает вас следовать за Ним до конца. Он требует от нас верности, а не эмоциональной восторженности.

http://azbyka.ru/nesostojatelnost-agnost...

Там, на горе, Пречистая воссылала молитвы и благодарения, ибо и Писание говорит: «За все благодарите» (1Фесс. 5:16), преклоняя колени. После сего стала готовиться к Своему исходу. Прежде сказала об этом апостолу Иоанну, которому Сам Господь препоручил Святую Деву, находясь уже на кресте (Ин. 19:26). Она показала Иоанну принесенную ангелом удивительную, из нездешнего мира ветвь маслины с благоухающим ароматом райских обителей, и попросила пронести ее перед похоронной процессией при Ее погребении. Как, дорогие друзья, боимся мы с вами смерти! Душа трепещет от неизвестности, где перед нами разверзаются неведомые горизонты, и открывается страшная, неисчерпаемая и одновременно пленительная тайна – тайна всех тайн. Эта грозная безнадежность запечатлена и в Слове: «Человекам надлежит единожды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Нет ничего более таинственного в своей неизвестности и ужасе, чем смерть человека, что бесспорно. Вот почему пророк сказал: «Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселия» (Эккл. 7:4). В народном фольклоре смерть представлена костлявой старухой с косой, которой она косит как траву, жизни человеческие: молодого и пожилого, дитя и старика, царя и нищего, бизнесмена и бомжа, красавицу и уродца… Мы стараемся не думать о ней («Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» 1Кор. 15:32), но когда-то она непременно постучится и в наши двери. Вот почему мы всегда должны быть готовы ко встрече с ней, чтобы «дать отчет, что мы делали, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Святой апостол Иаков возвестил всем верным христианам о скором Успении Пресвятой в окрестных городах и селениях. Когда же они собрались, Пресвятая всем открыла услышанное Ею от ангела, и опять в подтверждении Своих слов, показала удивительную ветку из нездешних садов. Многие плакали, боясь, что их оставит Владычица сиротами, но Она просила радоваться Ее исходу, ибо не покинет их, а, находясь у престола Сына, всегда будет вспомоществовать бедным, больным и нуждающимся в Ее защите и поддержке. Просила, чтобы тело Ее погребли при подошве горы Элеонской, в Гефсимании, где покоились Ее родители – благочестивые Иоаким и Анна, а также обручник Ее – Иосиф.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/26/...

А как же наши гости, которые называют себя “Свидетелями Иеговы”? Они никогда не ходят по синагогам, ареопагам или по их современным аналогам. С явными чудесами у них тоже проблема. Они говорят, что их главная задача состоит в том, чтобы обратить внимание людей на учение Библии. Что ответить им? Если мы настоящие христиане, то мы должны изучать Священное Писание, но значит ли это, что мы должны принимать духовное руководство всех тех, кто к нам приходит в дом с Библией в руках? Давайте ответим себе на вопрос: А зачем христианин должен изучать Священное Писание? Святой Иоанн Златоуст говорил, что человеку легко спасаться при помощи Писания, без него спастись невозможно. Итак, Писание дано нам прежде всего как руководство ко спасению. Спасение, с точки зрения классического христианства, это такое терапевтическое воздействие Духа Божьего на человека, которое преображает его дух, душу и тело (1Фесс. 5:23). В притче о милосердном самарянине Господь выступает в образе самарянина, который спасает человека от насилия разбойников (падших духов), привозит в гостиницу ( Церковь ), чтобы человек получил здесь исцеление от ран (грехов). Благодаря спасению, человек может жить вечно с Богом, в гармонии с собой и с другими людьми. Итак, христианство понимает под спасением, прежде всего, исцеление души истинным знанием. Если спасение – это исцеление, тогда проповедник с Библией в руках — это, по сути, духовный врач. Представьте себе, что на пороге вашего дома появляются два человека в белых халатах: “Здравствуйте, мы сейчас будем вас лечить!” Я думаю, что любой нормальный человек в этой ситуации, если и не выставит за дверь непрошеных гостей, то спросит про образование, медицинский стаж, характеристики с прежних мест работы и т. д. Осторожность в этой ситуации закономерна, однако эта осторожность касается нашего бренного тела. Какую же осторожность тогда мы должны иметь в выборе “врачей” для нашей бессмертной души? Ну, хорошо! А Свидетели Иеговы вам покажут Библию и скажут, что это документ, позволяющий им проповедовать. А потом они предложат вам изучать с ними Священное Писание… Обычно они именно так и поступают. Вернёмся к примеру с двумя бродячими врачами. Представьте, вы спрашиваете у ваших проповедников документ об их медицинском образовании, а они кладут вам на стол “Медицинскую Энциклопедию”, цитируют клятву Гиппократа и предлагают вам бесплатно сделать клизму …

http://azbyka.ru/vefilskij-gambit

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010