«За смехом никогда не таится насилие» — как странно, что Бахтин сделал это категорическое утверждение! Вся история буквально вопиет против него; примеров противоположного так много, что нет сил выбирать наиболее яркие. В Афинах, благороднейшем городе классической древности, великий Аристофан в единомыслии со своей публикой находил очень потешной пытку раба как свидетеля на суде (в «Лягушках»), Римская комедия Плавта звенит неумолкающим смехом но поводу выволочек и порок, которые задают рабам, по поводу пурпурных финикийских узоров, которыми розги испещряют кожу, даже но поводу возможности для раба «заплясать» на кресте (crucisaltus) и доблестно окончить на нем свою жизнь. За таким смехом насилие даже и не «таится», какое там; оно заявляет о себе громко и уверенно, оно играет само с собой и делает себя занимательным. В евангельском эпизоде глумления над Христом мы словно возвращены к самым истокам народной смеховоп культуры, к древней, как мир, процедуре амбивалентного увенчания–развенчания. но ею оттенена горькая иешуточпость муки невинного, которого немедленно после окончания шутовского обряда выведут па казнь. Что касается времен архаики, когда ритуал увенчания–развенчания был не импровизацией, как для римских солдат в Палестине I в., а регулярно повторяемой церемонией, то ведь и тогда дело тоже кончалось смертью избранника; так что в начале начал всяческой «карнавализации» — кровь. Разумеется, генезис не предрешает оценочного суждения — мало ли какие компоненты культуры генетически связаны с кровавыми ритуалами архаики, по к тому, чтобы уверовать в природную невинность смеховоп традиции, так сказать, в непорочность ее зачатия, в несовместимость самой ее натуры с насилием, это тоже пе располагает… Герою Бахтина Франсуа Рабле лично претили конфессиональные кровопролития, но это не потому, что он был инкарнацией народного смеха, а потому, что он был гуманистом с ментальностыо гуманиста; но век Рабле знал бесчисленные протестантские карикатуры на пану и католические карикатуры на деятелей Реформации, бесчисленные фарсовые выходки одной стороны против другой, нередко талантливые и всегда рассчитанные на массовый, «площадной» резонанс, — можем ли мы отлучить все эти bagatelles pour пп massacre от народной смеховоп культуры? А взять русскую историю — если посреди нее различима монументальная фигура «карнавализатора», то это, конечно, Иван Грозный, лучше кого бы то пи было знавший толк во всяческой «амбивалентности», с полным знанием дела разыгрывавший ритуал увенчания–развенчания своих жертв, владевший в своей эпистолярной деятельности самыми крайними регистрами иронии, двусмысленности, по и гробианизма, создавший, наконец, уникальную монашески–скоморошескую обрядность опричников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Нетленный Бог, Беспредельная мудрость (Гимн VI, 10–11, 15). Это внутритроическое богословие Сына полностью традиционно и восходит прямо к образности ап. Павла: Образ Бога невидимого ( 2Кор. 4, 4 ; Кол. 1, 15 ), Образ ипостаси Его ( Евр. 1, 3 ), Сияние славы Его ( Евр. 1,3 ) – и, конечно же, к новозаветной семантике Света: Свет Истинный ( Ин. 1, 9 ), свыше Восток ( Лк. 1, 78 ) и др. Интересно отметить восходящее к Плотину 840 понимание второй божественной ипостаси как Красоты в собственном смысле слова, Красоты первообразной: т.е. Красоты такого Образа, прежде которого нет ни иного образа, ни иной красоты. Этот Образ, эта Красота, как и у Плотина, неразрывно связана у Синезия со страданием родов, т.е. со страданием дифференциации, как бы ее не представлять и не понимать. Красота Бога, страдание Бога и теогония немыслимы друг без друга (потому все азиатские единые боги-без-сыновей безобразны, насколько лишены образа; а лишены образа они не только в своих явлениях – вспомним иудео-исламское иконоборчество, – но и по существу). Понимание этого момента явится для нас переходом ко второму виду божественности Христа: божественности относительно творения. Теперь скажем об отношении Логоса к человечеству. Прежде всего, у нас есть ряд суждений, говорящих о преэкзистенции Сына (т.е. о действии Христа в человечестве, со-бытии с человечеством до воплощения). В Гимне VI (14, 16–17) читаем: Христос – Вездесущая Природа – Бог для существ небесных, мертвец для существ подземных. Отношение к человеку здесь, точнее даже: к умершим (живые вовсе не рассматриваются) – как к одному из космических чинов. Речь идет не о преэкзистенции Сына в народе иудейском и шире – человечестве, но о преэкзистенции Сына сущему и сотворенному как таковому. Таким образом, задается сразу масштаб и вектор боговоплощения: не столько из недр избранного народа в единичного человека, сколько из сферы потаенного во всем сущем – в сферу явного. Мы имеем твердое свидетельство того, что относительно Марии и непорочного зачатия Синезий придерживался строго кафолических воззрений (Гимн III); тем не менее масштаб мысли Синезия не иудейский, ни даже общечеловеческий, но общекосмический.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

241. КЛИМЕНТ XI Римские Папы. Список 241. КЛИМЕНТ XI. 1700—1721. Джанфранческо Альбани. Родился 22 июля 1649 г. в Урбино. Получил основательное и всестороннее образование. В возрасте 28 лет принял священнический сан. В 1690 г. Александр VIII вручил ему кардинальскую шапку. Папа Альбани строго придерживался принципов своего предшественника и не протежировал родственникам. Единственным исключением был Аннибале Альбани, назначенный кардиналом в 1711 г. Его брат стал кардиналом только в правление Иннокентия XIII. Понтификат Климента XI, длившийся 21 год, был заполнен дипломатической деятельностью папских легатов и нунциев, которые принимали активное участие в многочисленных интригах тогдашних королевских дворов. Все историки разделяют ныне мнение, что эти интенсивные меры ватиканских дипломатов в небольшой степени способствовали повышению авторитета папства на международной арене. Конечно, с влиянием папского государства считались, но было известно, что с помощью подкупа и нажима при папском дворе можно было достигнуть многого. В религиозной области самым значительным шагом Климента XI была публикация 8 сентября 1713 г. буллы «Unigenitus», осуждавшей 101 предложение, взятые из произведения голландского теолога Янсения, на которого ссылались сторонники католического ригоризма, или янсенизма. Осуждение выдернутых из контекста предложений, истинный смысл которых был часто вследствие такого приема искажен, не с лучшей стороны характеризовало теологов римской курии, тем более когда оказалось, что некоторые осужденные фразы шли не от Янсения, а были цитатами из трудов доктора церкви Августина, творца идеологии западного христианства. Опубликование буллы «Unigenitus» не успокоило догматические споры во Франции, но зато способствовало росту религиозного скептицизма и индифферентизма, которые характеризовали эпоху Просвещения. В 1708 г. папа установил праздник Непорочного зачатия, отмечающийся 8 декабря. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442655/

Тексты Алобэня не ограничивались пересказом Евангелия для китайской аудитории, излагаемая в них христианская догматика охватывала этику, онтологию, космологию и человеческие отношения, что «показывает отличие несториан как восточных богословов от западных» [там же, с. 23]. Суть этих различий трактуется современными китайскими авторами как отличие греческого богословия от латинского, которое комментировало традицию н с сомнением относилось к философии. Греческое богословие соединяло низкий уровень (вера) и высокий уровень (гносис); взяв за исходную точку и основу Писание и Предание, оно ставило целью раскрытие более глубокого уровня – достижение экстаза, постижение сокровенного духа. Пришедших в Китай сирийских несторианских миссионеров было принято считать малообразованными людьми, но выбор содержания для текстов обнаруживает в Алобэне образованного христианина (см. [там же, с. 24]). Здесь сказалась также и эрудиция его неизвестных китайских помощников, передавших христианскую проповедь Алобэня посредством китайского иероглифического текста. Облачение христианства в буддистские одежды не является однозначным свидетельством отклонения несториан от веры. Оно отразило объективную сложность задач адекватного изложения иноземного вероучения в китайских понятиях. Современные исследователи высказывают предположение, что отражение несторпанской позиции в христологическом споре можно обнаружить в «Каноне Иисуса Мессии», где не было подчеркнуто почитание Марии как Богородицы. В тексте «Канона» повествуется о непорочном зачатии Девы ( туп нюй) по имени Мария (К Моянь) от Холодного Ветра (Святого Духа), посланного Небесным Уважаемым. Несторианский автор не выделил богоизбранность Марии, сконцентрировавшись на внешних последствиях рождения младенца Иисуса от посланного Богом–Отцом Святого Духа – оно убедило людей в мощи Бога, сделало их веру чистой и обратило их к добру (см. [там же, с. 22текст на с. 99]). Возможно, что эта «квазинесторианская» смена богословских акцентов была навеяна прежде всего знакомством с китайской культурной традицией Равнодушная к чуду непорочного зачатия, местная аудитория образованных китайцев скорее могла бы заинтересоваться практическими позитивными социальными последствиями пришествия в мир Спасителя. Поздние несторианские «писания Цзин–цзина» и даосская трансформация христианского богословия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Свыше 25 тыс. человек присутствовали на мессе, которую отслужил Папа Римский в Вашингтоне 24.09.2015 10:02 © Jim Bourg/Pool via AP Вашингтон, 24 сентября. Папа Римский Франциск отслужил в среду первую в США мессу в честь канонизации нового католического святого Хуниперо Серры. Она состоялась у стен базилики вашингтонского храма Непорочного зачатия, передает ТАСС . За церемонией на территории самого большого в стране католического собора, по подсчетам столичных СМИ, наблюдали под дождем около 25 тыс. человек. Из них свыше 2 тыс. были семинаристы, как мужчины, так и женщины, приглашенные из высших духовных учреждений всех штатов. Религиозный обряд, проведенный на испанском языке, стал завершающим этапом в процессе канонизации святого. Для освещения церемонии площадки для телеоператоров и ведущих были оборудованы на крышах зданий соседнего Американского католического университета. Хуниперо Серра - испанский монах-францисканец, который жил в XVIII веке и был миссионером в Калифорнии. В США прославление «благовестника запада Соединенных Штатов» в лике святых вызвало не только восторг у католиков, но и некоторое недовольство со стороны представителей коренного населения Америки. По их словам, в процессе христианизации коренных народов Северной Америки испанцы насиловали женщин, подвергали физическому наказанию местных жителей, когда те отказывались повиноваться, запрещали им под страхом смерти сохранять традиционные индейские обычаи, бросали в тюрьмы. Серра, как утверждают современные индейцы, лично не санкционировал совершение этих преступлений, но знал о них и «закрывал глаза на происходящее». В среду Франциск совершил и традиционную для апостольских визитов поездку по центру Вашингтона на «папамобиле», который на этот раз представлял собой переделанный белый бронированный джип со специальным стоячим местом для главы Ватикана. Римского первосвященника приветствовали 15 тыс. человек, которые собрались вдоль Конститьюшн-авеню еще за восемь часов до его прибытия. Как только автомобиль с понтификом появился на горизонте, ликующая толпа начала скандировать: «Папа! Папа!».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Когда Святослав прилетел в Томск на день рождения, Даша не знала, чем все кончится. Потом старшие сыновья наперебой писали из Москвы:  — Она сказала «да»? Сказала? — Не помню, чтобы сказала «да», но «нет» не прозвучало точно. А Даше и негде было вставить слово «да» или хотя бы ответить, что подумает. «Ты выйдешь за меня замуж» было не вопросом, а утверждением. Многодетность Дашу не испугала. Наоборот: — Для меня было очень привлекательно, что Свят — капитан такого большого корабля.  Друг для друга — Я вообще не думал, что смогу так близко к себе кого-то подпустить, — удивляется Святослав.  Теперь они с Дашей шутят, что у них традиция жениться каждый месяц. Расписались в октябре, в ноябре устроили вторую свадьбу в Томске, чтобы отметить вместе с друзьями, а повенчались в начале декабря в Москве, в римско-католическом соборе Непорочного Зачатия. Оба видят, что очень много опыта накопили как приемные родители и очень мало — чтобы строить отношения. Помогают общие ценности. Но если в глобальных вещах друг с другом соглашаются, то по мелочам спорят до сих пор. Один и тот же пирог для Даши может быть черствым, а для Святослава — рыхлым.  Дети расслабиться не дают: — Когда вы присели и думаете, что сегодня проведете вместе прекрасный вечер, тут же прилетает носок, ложка или звонок из школы. И вы понимаете, что планы на вечер, очевидно, другие, — продолжает Святослав. После венчания обоим хотелось просто выдохнуть. Если знакомые спрашивали насчет свадебного путешествия, Святослав и Даша спрашивали в ответ: «Кто возьмет наших детей?»  Сейчас в доме семь мальчиков: пятеро сыновей Святослава, двое — Даши. Остальные уже выросли и живут отдельно. — Но наш союз — он не ради детей, — добавляет Даша. — Не ради того, чтобы мы могли взять их в три раза больше. Не ради НКО, не ради групп поддержки приемных родителей. Мы друг ради друга.  Кстати, тест на многодетность Даше проходить не пришлось. С сыновьями Святослава она познакомилась, когда он сломал руку и попал в больницу. Мальчики сами приготовили ужин и никаких проверок не устраивали. Им было все ясно.

http://pravmir.ru/u-svyatoslava-vosem-sy...

Каким образом погубим это судно бурей? – если возьмем уснувшего в нем кормчего. Как разорвем агнца? – если заподозрим пастыря в невнимательности. Как захватим город? – если увидим царя в бессилии. Итак, ужели сатанинское жало не поразит девственной стены? Мы ошибемся в ожиданиях, если не удалимся от состязания. Если мы не сумеем посягнуть на сосуд девства и не можем противостать зародышу чрева, – тогда стрелами клеветы поразим нетленное зачатие. Оклевещем таинство, осквернословим непорочность, дабы навлечь наказание; обесславим таинственное чревоношение, чтобы привлечь к иудейскому обрезанию. Воспользуемся этим родом, соглашающимся с нашей ложью. Подставим диавольское лукавство тем, которые исследуют даже малые погрешности, – тем, которые совершенно не знают границ сострадания и обостряют на истину меч бесчеловечный, – тем, которые совершают неправедный суд. Чистая раковина будет стерта, дабы находящийся в ней драгоценный маргарит не был доношен. Если же копье нашего лукавства не поразит зачатия Девы, то нож клеветы Ирода убьет рождение являющегося младенца: ибо он с нами и за нас будет воевать со Христом. Какими же красками изобразим, какими словами восхвалим образ Пречистой Девы? Она – недоступный алтарь безгрешности, Она – священный Божий храм, Она – златый жертвенник всесожжения, Она – святое миро помазания, Она – драгоценный алавастр нарда пистика ( Ин. 12:3 ), Она – священный сосуд, предрекающий Божий совет, Она – золотой подсвещник, держащий семисвещник; Она – позлащенный совне и внутри ковчег, духом и телом освященный; Она – пепел юнчий кропящий оскверненныя и освящающий к плотстей чистоте ( Евр. 9:13 )... Она – врата зряшие на востоки, чрез вхождение и исхождение Владыки затворяющиеся во веки; Она – свиток новый Нового Завета, чрез который предотвращено было пленение людей; Она – прекрасная Невеста Песней, принимающая Нетленного Жениха в Своей сокровищнице, Она – скиния верных, чрез перворожденных телиц (т. е. два завета) направляющая на прямой чуть спасения; Она – скиния свидения, из которой после девятимесячного пребывания изшел истинный Иисус, будучи Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

См.: также: Колоницкий Б. И., Символы власти... С. 59–62. Видимо, часто после революции обвинение священнослужителя в неких «контрреволюционных» деяниях можно рассматривать, как просто сведения старых счетов. Это служило весомым поводом избавиться от неугодного по какой-либо причине священника. Так, например, священника Киевской епархии Павлюченко в 1916 году, судя по доносу, обвиняли ни много ни мало как в непризнании непорочною зачатия Иисуса Христа. После Февральской революции, его упрекали уже в «деятельности, направленной к низвержению государственною строя». ЦГИА Украины. Ф. 127. Оп. 953. Д. 39. Л. 2–4 об. Как показало епархиальное расследование, поводом для обвинения в контрреволюции послужила единственная фраза, сказанная Павлюченко после смены власти, – «Господи рано еще радоваться». (Там же.) Под церковное следствие по факту «контреволюционных» выступлений попадали и светские лица. См.: Рогозный П. Г. «Пред нашими взорами совершился суд над историей». (Проповедь профессора Л. А. Дмитриевского 5 марта 1917 года)//Вспомогательные исторические дисциплины. СПб., 2008. Т. XXX. С. 447–455. 192 Бабкин М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии. (Начало XX в. – конец 1917 года.) М., 2007. С. 34. При чтении работ Бабкина складывается впечатление, что духовенство Православной Церкви только и волновал вопрос о взаимоотношении священства и царства. Все сложнейшие вопросы церковной истории начала XX века автор рассматривает через призму этой идеи, значение которой автор многократно преувеличивает. Видимо теократические идеи сидели в голове у нескольких епархиальных архиереев и нескольких наиболее активных священников. Громадное же большинство духовенства волновали куда более прозаические проблемы. 193 Бабкин М. А. Приходское духовенство Российской православной церкви и падение монархии//Вопросы истории. 2003. 6. С. 69. 194 Хотя в знаменитом анафемстновании патриарха Тихона от 19 января 1918 года большевики не упоминались, совершенно ясно, что оно было направлено непосредственно против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И чтобы устранить этот грех из человеческого рода, Бог был зачат новым, небывалым образом: Он воплотился от Матери-Девы без союза с мужем, без сладострастного вожделения зачавшей Святой Девы. Уже в самом этом непорочном зачатии Спасителя Фульгенций видит спасительное событие для всего человечества и утверждает, что уже в этот момент через Богочеловека, Которого, как зачатого без сладострастного вожделения, произвела неоскверненная Девичья утроба, был смыт грех, который наследуют все рождающиеся люди. Итак, по Фульгенцию, Единородный Бог сбросил с Себя грех человеческого зачатия и рождения, и когда Он был зачат, Он воспринял от Девы истинную плоть, а когда родился, сохранил девственность Матери неповрежденной. При этом остается неясным, как Фульгенций согласовывает это учение об упразднении первородного греха с учением о крестной Жертве Христа Спасителя, которую он понимает в совершенно традиционном смысле. 3. Учение о творении Фульгенций учит, что всякая природа, земная и небесная, видимая и невидимая, телесная и духовная, которая не есть Святая Троица, сотворена Богом “из ничего”. От Бога она получила бытие, но не высшее, неизменное и безначальное, как у Бога. В отличие от Бога, тварь не безначальна. Ее начало (небы­тие) влечет ее к недостаточности, а к улучшению ее привело действие Творца. Она не проистекла из Творца, но создана совершенно из ничего. Вместе с бытием тварь получила свойство быть благой. Вся тварь — благая, но не так, как ее Творец. Твари отличаются не только от Творца, но и друг от друга; они не равны друг другу. Их разнообразие восходит к Самой Божией Премудрости, сложной в своей простоте. Каждая вещь пребывает такой, какой сотворена Богом: одна такой, другая иной. Так, телам дана иная природа, нежели духам. В тварях наблюдаются различные степени организации и совершенства: во-первых, неживые тела обладают простым бытием, они тленны; во-вто­рых, растения и животные обладают еще и жизнью и чувствами, они смертны (они суть смертные духи); в-третьих, разумные духи обладают еще и разумом, интеллектом и свободной волей, они бессмертны, хотя и изменчивы. Духовные, разумные твари — это и ангельские духи, и человеческие души. Первые разделяются на святых ангелов и злых духов. Это разделение возникло от злоупотребления свободной волей. И тем и другим изначально была дана свобода воли, в силу которой они обладали тремя возможностями: во-первых, устремляться в святой любви к Богу, Который выше их; во-вторых, склоняться под тяжестью превратного вожделения к самим себе; в-третьих, обращаться даже к тому, что ниже их. Или, по-другому, у них были две возможности: во-первых, обладать полученной от Бога возможностью и волей, чтобы познавать и любить Бога; а во-вторых, погубить эту возможность, которую своей волей возвратить уже невозможно. Это и произошло в результате свободного грехопадения сатаны и ангелов его. Для Фульгенция, так же как и для блаженного Августина, зло — это лишение, недостаток добра.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Ибо в самом деле: что же представляет собой живое тело человека, жаждущее и ждущее печати своего божественного духа? Просто ли кучу костей и мяса? Ужели же оно меньше и ниже животных, которые в " крови " своей имеют, по Моисею, душу живу, и эта особая животная душа имеет в себе не только власть над телом, но и свои, хотя и низшие, душевные энергии, и свой ум, и свое тело, и свой характер? Но и на теле человека с животной душой его отпечатлевается также его прирожденный, наследственный характер, человек не родится tabula rasa. Его ипостась, его божественный дух, образ Божий, вселяется в определенную храмину, и, как мы старались разъяснить выше, душа соглашается на это вселение, его соизволяет, приемлет, как бы делает своим актом и делается за это ответственной. Здесь вступает в силу генеалогия, наследственность. Если выражаться дихотомически, то надо сказать, что живое, осуществленное тело человека рождается от семени родителей, и в это тело вселяется душа. Если выражаться трихотомически (что по существу одно и то же, почему и в слове Божием мы встречаем как дихотомические, так и трихотомические выражения, - последние см.: Евр.4:12; 1Сол.5:23), то надо сказать, что от родителей рождается не только тело, но и животная душа, эмпирический характер, и в это соединение тела и души вселяется дух Рождение от родителей только тела, во-первых, принижало бы человека даже перед животными: место человека в конце шестоднева предполагает для него полное обладание всем, созданным в предыдущие дни. Шестоднев есть онтогенезис человека. Он есть прежде всего совершенное всеживотное, имеющее в себе все, что имеют животные, в частности и животную душу живу. Во-вторых, отделение тела от души и происхождение того и другого особо, одного через рождение, другого через творение, во всяком случае не менее непонятно, нежели рождение души от душ родителей. Строго говоря, и то, и другое одинаково непонятно в своем как, и есть тайна творчества Божия, чудо. Метафизическая необходимость раздельного происхождения действительно существует, но не в отношении к телу и душе животной, но в отношении к телу в соединении с душой или просто к живому телу, с одной стороны, и духу, ипостаси, образу Божию - с другой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010