Посему, с надлежащим братским расположением и честью и после наших настойчивых представлений и просьб, когда патриарх Софроний был приглашен и принял синодальное избрание, мы объявили и провозгласили его законным и каноническим патриархом вдовствующего святейшего патриаршего престола Александрии, при чем только для лица его сохраняется при наименовании и многолетствовании титул и «Святейший – Παναγιτατος», так как он раньше управлял патриаршим вселенским престолом, – сердечно испрашивая достопочтенному его «Святейшеству и Блаженству» от Пастыреначальника Господа нашего божественное укрепление для боголюбезного управления предоставленного ему патриаршего престола и для душевного спасения пребывающего в нем православного народа. В свидетельство этого и для постоянного и неизменного удостоверения патриаршая и синодальная протокольная грамота была записана в священном кодексе Великой Христовой церкви. Протокол подписали – патриарх Григорий VI и митрополиты-синодалы: Никодим кизикский, Дионисий никомидийский, Иоанникий никейский, Герасим халкидонский, Неофит дерконский, Григорий тырновский, Никодим прусский, Дорофей ларисский, Агафангел драмский, Прокопий созоагафопольский, Каллиник нишский и Геннадий гревенский 154 . Так закончился продолжительный процесс внутренних нестроений в Александрийской церкви, возникших в связи с избранием патриарха Никанора. В изложенном документе последний наименован «приснопамятным патриархом (οδιμος πατριρχης)» александрийского престола и, значит, в конце концов был и Константинопольскою церковью признан законным его предстоятелем. Константинопольская патриархия приняла и избрание на александрийский патриарший престол дерконского митрополита Неофита, при чем христиане Египта просили патриарха и священный синод дать каноническое свое разрешение для вступления последнего на престол. Однако, митрополит Неофит отказался от избрания. Это было разумное действие, так как полного необходимого единогласия в избрании Неофита на александрийский престол не было, и его интронизация угрожала новыми соблазнами и нестроениями для православной церкви в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

О. В. Л. Кипрская Православная Церковь в период правления Лузиньянов и венецианцев С приходом к власти на Кипре франц. династии Лузиньянов (1192-1489) и учреждением лат. архиепископии КПЦ пришлось адаптироваться к новым условиям и устанавливать отношения с завоевателями. Именно Православие помогло грекам-киприотам сохранить свою национальную идентичность и культуру. Греч. клир, как и греч. население острова, был подчинен новой власти. Часть владений КПЦ перешла к королю и лат. нобилитету, но не к католич. Церкви. Однако массовой конфискации земель КПЦ не проводилось. В связи с событиями IV крестового похода связь Кипра с К-полем была нарушена и с просьбой о замещении архиепископской кафедры киприоты обратились к кипрскому и иерусалимскому кор. Амори (Амальрику) де Лузиньяну, который разрешил им самостоятельно избрать предстоятеля КПЦ. Т. о. местные епископы, представители монашества, низшего духовенства и мирян избрали Кипрским архиепископом Тивериадского еп. Исаию . Однако для укрепления своего авторитета Исаия был вынужден обратиться в Никею. На Соборе 1209 г. его избрание было признано каноническим и подтверждено. Его преемник архиеп. Неофит I , как известно из письма Никейскому имп. Иоанну III Дуке Ватацу , был поставлен на Кипрскую кафедру имп. Феодором I Ласкарем . Решения лат. Соборов в Лимасоле (17 окт. 1220) и в Фамагусте (12 сент. 1222) внесли принципиальные изменения в положение КПЦ. Должность правосл. архиепископа была упразднена, Неофит I был вынужден покинуть остров. Количество греч. епископов было уменьшено с 14 до 4. Их резиденции были перенесены из больших городов в удаленные районы: из Никосии в Солию (Солы), из Фамагусты в Ризокарпасо на п-ове Карпасия, из Пафоса в Арсиною, из Лимасола в Лефкару. Административно греч. епископы были подчинены латинским епископам Никосии, Лимасола, Пафоса и Фамагусты. Идеологическим обоснованием этих изменений было решение IV Латеранского Собора 1215 г., согласно которому на одной кафедре не должно быть 2 епископов. В местах совместного проживания различных этнических групп, как на Кипре, греч. епископы должны были выполнять функции помощников латинских. Поскольку лат. епископов было четверо, то число греч. архиереев не могло быть больше. Греч. епископы должны были приносить клятву верности лат. епископату, в к-рой выражалось подчинение папе Римскому, как это было принято для всех лат. прелатов на Западе. Споры о присяге раскололи греч. общество на тех, кто согласились с ее принесением, и тех, кто отвергли ее. В 20-х гг. XIII в. дополнительный разлад в среду греков-киприотов внес проживавший в Никее К-польский патриарх Герман II (1223-1240), к-рый по икономии советовал им оказать внешнее подчинение латинянам (даже согласиться апеллировать к лат. курии, хотя греки сохранили церковные суды), не приносить присягу верности. В 1229 г. патриарх изменил свою политику и призвал православных киприотов прервать общение с присягнувшими священниками.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

пасхи не совпадает с тем именно временем, в которое следовало бы праздновать её, согласно постановлениям Никейского собора, так как ныне равноденствие считается 9 марта, а прежде считалось 21, что составляет разницу в 12 дней. Мы не можем пожелать и согласиться на принятие григорианского календаря, который опять-таки впадает в другую ошибку и который произвёл бы путаницу в чине наших церковных праздников и в службах. Мы всего уместнее находим придерживаться примера никейского собора. Если не будет сделано исправления в юлианском календаре, которым руководствуется православная церковь , то наступит время, когда весеннее равноденствие падёт с месяца марта на февраль, и это опять-таки было-бы прегрешением против канона, который предписывает считать весеннее равноденствие ежегодно 21 марта. Относясь с должным уважением к мнениям людей сведущих и астрономов в виду приближения в 1940 году окончания пасхальных исчислений, определённых в церковных книгах, мы находим теперь весьма своевременным и необходимым напомнить, дабы все православные автокефальные церкви заблаговременно сговорились между собою и единодушно согласились бы изыскать способ, чтобы иметь возможность сохранить в точности постановление канонов и исправить ошибки, вкравшиеся в календарь 115 . Таким образом, имеется в виду не просто принять григорианский календарь, как это нередко высказывают светские публицисты, но выработать более точную астрономическую схему. В ответ на это письмо, патриарх Неофит уведомил митрополита сербского Михаила, что он передал это предложение в синод, который назначил комиссию из четырёх профессоров для изучения этого предложения. В заключение этого очерка отметим отрадный факт в современной общественной жизни сербов – значительные успехи русского языка и литературы в Сербии. Два года тому назад в г. Нише основался „русский кружок“, задавшийся целью усвоения и распространения русского языка и литературы. Деятельность этого кружка расширяется всё более и более. В короткий сравнительно срок русский кружок в Нише не только быстро пополнился членами, но и окреп до того, что нашёл возможным учредить в Нише особо русский клуб, русскую библиотеку и русско-сербскую школу, и тем послужил примером к открытию таких-же кружков с библиотеками и школами в Белграде, Вранье, Пироте и других городах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Упоминания о первых поселениях отшельников в районе О. встречаются довольно рано. Мч. Неофит Никейский (кон. III - нач. IV в.) искал здесь убежища в пещере, к-рую уступил ему лев (BHG, N 1326). При имп. св. равноап. Константине I Великом (306-337) некий новацианин Евтихиан жил как отшельник на О. и пользовался большой славой ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 13. 1-10; Sozom. Hist. eccl. I 14. 9-11). Прп. Ипатий Руфинианский († 446) видел здесь мон-рь ( Callinicos. Vie d " Hypatios/Éd., trad. G. J. M. Bartelink. P., 1971. P. 272. (SC; 177)). Севернее О., на хребте Арганфоний, в 570/1 г. кувикуларий и хартуларий Нерсес основал Кафарский мон-рь ( Stiernon. 1970). В 1-й период иконоборчества , особенно после разгрома горы Св. Авксентия в 763 г., удаленный от столицы О. стал прибежищем для монахов-иконопочитателей, к-рые возродили здесь монашескую жизнь. На О. долго подвизался мч. Георгий Лимниот (PMBZ, N 2111), пострадавший при имп. Льве III Исавре (717-741). Настоятели ряда монастырей О. и его окрестностей (Агаврского, Саккудийского, Кафарского, Мидикийского, Символьского, Хинолаккского) участвовали во Вселенском VII Соборе (787), причем некоторые из них занимали первые места среди игуменов Византийской империи; возможно, на О. находились также представленные на Соборе монастыри св. Илии и Келлии ( Auz é py et al. 2009. P. 432-433). Расцвет монастырей О. приходится на время между 2 периодами иконоборчества (784-815), на 2-й этап иконоборчества и последующее столетие во многом благодаря выдающимся подвижникам - борцам с ересью, своей близости к столице, а также богатым и знатным монахам-ктиторам. Во-первых, на О. распространяются разнообразные формы монашеской жизни: отшельничество, поселения в лавре, киновии. Мон-ри различались степенью аскетичности и открытости миру; их основывали как отшельники в труднодоступной местности, так и наследники богатых семей в своих родовых имениях на побережье (преподобные Феофан Исповедник, Платон Саккудийский, Никифор Мидикийский). Во-вторых, О. начинает влиять на монашескую жизнь империи, в т. ч. К-поля. Некоторые мон-ри (Агаврский, Ираклийский) имели в столице свои метохии. Племянник прп. Платона, игумена Саккудийского мон-ря, прп. Феодор заново заселил древний Студийский мон-рь в столице. В результате возникла группа студийских мон-рей на самом О. (Саккудийский, Кафарский, св. Христофора, Трипилианский и, вероятно, Символьский), подчинявшихся игумену к-польской Студийской обители.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

В 1223 г. Г. послал приветствие правосл. общине К-поля, к-рая под лат. давлением сохраняла верность Православию. В это же время киприоты жаловались Г. на то, что латиняне принудительно «подчиняют наше священство священству латинскому; ибо это является для дерзких нерушимой гарантией рабского подчинения в делах». Тогда Г. еще придерживался «икономии», рекомендуя внешнее подчинение латинянам, но без принятия вассальной клятвы; но в 1229 г. он призвал правосл. киприотов прервать общение с подчинившимися, хорошо зная, что к таковым относится большинство клириков Кипра, включая архиепископа и епископов. Своей кульминации правосл. сопротивление на Кипре достигло в 1231 г., когда мученическую кончину приняли 13 монахов мон-ря Кантариотиссы. Г. обвинил правосл. архиеп. Кипрского Неофита в том, что тот допустил гибель мучеников. Неофит отверг обвинения, но оказался в двойственном положении, т. к. для сохранения автокефального статуса Кипрской Церкви он был вынужден сотрудничать с лат. властями. Это сотрудничество только подстегнуло антилат. настроения кипрского монашества, по просьбе к-рого Г. направил папе Григорию IX протест по поводу мученической кончины иноков. В 1234 г. Никео-Нимфейский Собор под председательством Г. отверг Filioque («и от Сына») - лат. прибавление к догмату об исхождении Св. Духа от Отца - и опресноки, на принятии к-рых православными настаивали прибывшие на Собор представители папы Римского, и подтвердил Никейский Символ веры. Вскоре после Собора Г. направил письмо лат. патриарху К-поля Николаю де Кастро Арквато, в к-ром упрекал его в принуждении греч. священников провозглашать имя папы за богослужением. Г. много путешествовал, интересовался жизнью правосл. общин не только под лат. владычеством, но и на территориях сельджуков; в 1238 г. он совершил поездку в Эпир. После Собора в Арте (1225) Эпирский диоцез фактически вышел из юрисдикции К-польского Патриархата. Однако вскоре неудачи эпирско-фессалоникийских правителей в борьбе с болгарами (поражение у Клокотницы, 1230) и Никейской империей вновь привели к подчинению Эпирской Церкви К-польскому патриарху, пребывавшему в Никее. Это произошло в 1232 г. по личной просьбе деспота Эпира Мануила. Христофор Анкирский, назначенный Г. экзархом Запада, утвердил власть патриарха над Охридской архиепископией, получив подробные инструкции относительно определения субординации мон-рей (Karpozilos).

http://pravenc.ru/text/164783.html

В никейском правиле не указывается продолжительность срока, в течение которого неофит должен был оставаться оглашенным. Вообще говоря, срок этот был разным в разных Церквах, а кроме того, было признано, что епископ может его сокращать или продлевать в зависимости от обстоятельств или внутреннего расположения самого оглашенного 184 . Что же касается промежутка времени от крещения до возможного принятия священного сана, то и он строго не устанавливается, однако предписывается, чтобы он был более продолжительным, нежели период прохождения оглашения. Правило 10 Сардикийского Собора постановляет, чтобы поставляемый во епископы пребывал определенное не слишком малое время в каждой из степеней священства. Однако на Востоке никогда не чувствовали себя слишком связанными этими установлениями, хотя о них и напоминает 17 правило Двукратного Собора 185 . Правило 3 Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире не было позволено иметь сожительствующую в доме женщину, кроме матери, или сестры, или тетки, или тех только лиц, которые чужды всякого подозрения. Греческий текст правила имеет несколько вариантов; единственный из них, оказывающий воздействие на смысл, состоит в отсутствии союза перед словами α μνα πρσωπα 186 , а это означает, что единственные лица, которые могут быть вне подозрения, – это мать, сестра или тетка. Однако такое чтение не согласуется с совокупностью древних латинских переводов и со ссылкой на это соборное постановление в Corpus Juris Civilis 187 . С другой стороны, в редакции Иоанна Схоластика в конце правила имеется следующее добавление: «Эти лица и их близкие ( παραπλσια) чужды всякого подозрения» 188 . Ключевым словом при выяснении значения этого правила является сам термин συνεσακτος. В Антиохии начиная с III в. так называли девственницу или вдову, живущую совместно с мужчиной, причем оба они обязуются хранить целомудрие 189 . Употребление этого слова в таком значении вскоре распространилось по всему Востоку, где говорили на греческом языке, наряду с синонимами πεσακτος и αγαπητ 190 , тогда как в латинском мире после ряда колебаний этих женщин стали обычно именовать subinroductae 191 . Подобные союзы не были редкостью в первые века христианства. Высказывалось предположение, что жившие вместе таким образом находили себе оправдание в неверном истолковании двух мест из Первого послания апостола Павла коринфянам ( 1Кор. 7, 29 , особ. 9, 5: μη οκ εχομεν ξουσαν δελφν γυνακα περιαγειν). Церковные власти в целом неодобрительно относились к таким союзам, как показывает переписка св. Киприана 192 и послание Антиохийского Собора 268 г. по поводу учения и действий Павла Самосатского 193 . 19 правило Анкирского Собора 314 г. возбраняет девственницам жить с мужчинами «как с братьями» 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Г. И. Беневич Паламитские споры От составителя Первоначально, как об этом написано в предисловии к первому тому «Антологии», раздел, посвященный паламитским спорам, предполагалось ограничить по преимуществу малоизвестной, но весьма важной полемикой с Никифором Григорой. Однако, когда работа над «Антологией» была уже практически завершена, нам были предложены весьма интересные материалы, относящиеся к полемике вокруг паламизма и исихастскому богословию. Поскольку эти материалы относятся к авторам почти неизвестным в России, но весьма важным для понимания споров вокруг паламизма и исихазма, мы сочли возможным подготовить на их основе статьи для «Антологии», несмотря на то что готовность некоторых из этих материалов к публикации была недостаточной. Будучи жестко ограничены в сроке подготовки «Антологии» к изданию, мы смогли провести лишь частичное и весьма предварительное редактирование и сверку с греческим текстом данных материалов в надежде, что в будущем соответствующие авторы будут изучены более основательно. Включение нами дополнительных статей и переводов по таким важным деятелям периода паламитских споров, как Григорий Акиндин, Давид Дисипат , Неофит Момицилас, Феофан Никейский , Иоанн Кантакузин и прп. Каллист Ангеликуд , а также дополнительных переводов из св. Григория Паламы , обусловлено не только желанием представить период паламитских споров почти неизученными у нас авторами и текстами, но и стремлением проложить путь для будущего фундаментального исследования, где каждому из этих авторов, а также ряду не включенных нами паламитов и антапалами-тов, будет посвящена отдельная подробная статья, сопровождаемая переводами, представляющими их богословскую мысль. В контексте неослабевающего интереса к паламизму и горячих споров вокруг него, продолжающихся и поныне, это насущно необходимо. Хотелось бы поблагодарить Ф. Г. Беневича и Д. С. Бирюкова, принявших участие в обработке дополнительных материалов, включенных в настоящий раздел, и Д. А. Поспелова как инициатора расширения данного раздела.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

13 мая священный синод избрал нового представителя Никейской мтрополии, после кончины местного митрополита Иеронима († 28 марта). Кандидатами были предложены митрополиты: Василий Пелагонийский, Филарет Дидимотихский и Николай Маронийский. Священный синод предпочел митрополита Василия, который лишь около одного года управлял Пелагийской епархией. В виду освобождении Пелагонийской митрополичьей кафедры, священный синод наметил для замещения ее кандидатов – митрополитов Фотия Филиппопольского, Анфима Визийского и Стефана Воденского, причем был предпочтен последний, в течении шести лет управлявший Воденской епархией. В тот же день состоялось избрание и Корицкого митрополита. В это достоинство был избран архимандрит Димитрий Георгиади, профессор Халкинской богословской школы, изучавший право в Швейцарии; другими кандидатами на ту же кафедру были митрополиты Месимврийский Тимофей и Стромницкий Герман 311 . Но архимандрит Димитрий не принял ( μ δεξμενος) этого избрания, о чем и заявил священному синоду. Поэтому на заседании 8 июня священный синод произвел новое избрание Корицкого митрополита, имея в виду кандидатов – Стромницкого митрополита Германа, Меленикского митрополита и Елейского епископа, и избрал первого 312 . 18 мая священный синод избрал нового Воденского митрополита в лице Месимврийского митрополита Тимофея, четыре года управлявшего последней епархией. Сокандидатами его были епископы – Елейский Агафангел и Иринопольский Арсений 313 . 10 июня был избран новый митрополит Стромницы и Тивериополя. Кандидатами на эту кафедру были епископы Иринополя Арсений и Милитополя Герман и архимандрит Неофит Евангелиди. После синодальнаго обсуждения вопроса, митрополиты-члены священного синода отправились в патриарший храм и, совершив обычное молитвословие, произвели каноническое голосование. В результате получилось равенство голосов ( σοψηφα) в пользу двух кандидатов, – епископа Арсения и епископа Германа. В силу действующего устава, предпочтение, того или другого кандидата зависело от святейшего Иоакима III, на решение которого и был представлен этот вопрос. Его святейшество подал свой голос в пользу Иринопольского епископа Арсения и он, по силе этого голоса, был предпочтен Милитопольскому епископу Герману ( προεκρθη πρτος δι τς ψφου τς А. Θ. Παναγιτητος σοψηφσας τ θεοφιλ. Μιλιτουπλεως 314 ). Так разрешился этот довольно редкий конфликт в процессе избрания иерарха. Новый Стромницкий митрополит окончил курс в Халкинской богословской школе шестнадцать лет тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Ликург († 1875 г.), профессор богословия, а после архиепископ Сироса, человек весьма учёный и красноречивый, несколько лет издавал духовный журнал «ερομνμων» и участвовал на съезде старокатоликов, устроенном Деллингером в 1875 г. в Бонне, где достойно представительствовал от имени греческой церкви. Вимпос, архиепископ мантинийский, издал впервые на греческом языке еврейскую грамматику и перевод Нового Завета на новогреческий язык. Николай Дамала († 1892 г.), будучи профессором университета, написал много сочинений, главные из коих – «Толкование трёх первых евангелий», «Введение в Новый Завет », «О началах», «Об англиканской церкви»; он участвовал на боннском съезде старокатоликов. Никифор Калогерас († 1896 г.), профессор богословия, а после архиепископ патрский, написал сочинения: «Об огласительной александрийской школе», «Пастырское руководство», «О Марке Ефесском и Виссарионе Никейском» и многие другие, напечатанные в духовных журналах, издал открытое им толкование Зигабина на послания апостола Павла и отрывки из бесед св. Иоанна Златоуста ; Никифор был весьма сведущ в патрологии и с редким умением читал и исследовал рукописи; он присутствовал на старокатолическом съезде в Люцерне. Богословскими трудами известны и следующие учёные: Игнатий Мосхакис («Об апологетах», «О философии отцов», Слова, беседы и рассуждения), Анастасий Диомидис–Кириакос («Церковная история» в трёх томах, «Учебник патрологии», «Богословские этюды», «Против папства», «Православное обозрение», «О священном Писании», «Священная история», «Катехизис» и другие), Филипп Пападопул («Церковная риторика», «Литургика» и «Апологетика»), Георгий Дервос («Толкование Евангелия» и различные рассуждения), Иоанн Месолорас («Символика и символические книги»), митрополит Нектарий («О вселенских соборах», «О схизме» и другие), архимандрит Андроник Димитрокопул († 1872 г.), состоявший настоятелем греческой церкви в Лейпциге («О Митрофане Критопуле», «История схизмы» и «Православная Эллада»), Неофит Пагида († 1893 г.), живший в Петербурге («О Кирилле александрийском », перевод сочинения Филарета, архиепископа черниговского, об отцах церкви, учебника догматического богословия м.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

По его молитвам из камня исходила вода, которой он поил товарищей; он оживил свою внезапно умершую мать. Божиим промыслом Неофит был выведен в пустыню, где прожил до исполнения пятнадцатилетнего возраста, прославляя Бога и получая пищу из рук Ангела. Когда в Никее должен был состояться праздник поклонения идолам, Ангелы Божии, взявши святого Неофита с горы Олимп, где он жил, поставили отрока среди никейской площади. Святой громко воскликнул: «Я открылся не искавшим меня и являюсь не спрашивающим обо мне, чтобы обличить заблуждения и обманы нечестивой веры». Его жестоко мучили, подвергли сжиганию, но он вышел невредимым из печи; его отдали на съедение зверям, но звери лишь поклонились мученику. Мучитель – царь Декий, – не зная, какие еще причинить страдания, повелел убить мученика копьем. Мученик Платон Память 18 ноября (1 декабря) Родившись в христианской семье, Платон был воспитан в благочестии и, не достигши еще совершеннолетия, был совершенным в добродетелях. Христа, предвечного Бога, он дерзновенно проповедовал среди безбожных идолопоклонников и учил людей познать истину. Проповедь мученика Платона многих приводила ко Христу, и он был схвачен и представлен к игемону Агриппину. После смелых речей юноши игемон велел двадцати солдатам попеременно бить его. Но и под ударами страдалец громко произносил имя Господа своего Иисуса Христа. После этого семь дней Платона держали в темнице, и снова начались мучения. Его жгли на сильном огне, но не было на теле ожогов, от него исходило благоухание. «Велик Бог христиан!» – единодушно воскликнул народ, видя это чудо. Тело Платона резали, его били, пока плоть не стала отпадать от костей, рвали железными когтями. Еще восемнадцать дней после этого пробыл юноша в темнице, отказываясь от пищи и питья. Наконец игемон, видя, что никакие силы не отвратят Платона от Христа, осудил его на посечение мечом. Мученик Потит Память 1 (14) июля В царствование императора Антонина, когда христиане подвергались гонениям, проживал некий идолопоклонник Гилас с единственным сыном, тринадцатилетним Потитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010