А потом ты не вписываешься в этот свой же собственный идеал, хотя и ждешь, и веришь и надеешься. Но детей нет год за годом – ловишь на себе неодобрительно-настороженные взгляды твоих братьев и сестер – прихожан своего же храма. «Вы б не затягивали, грех!» —  иногда авторитетно сообщают они. Православная семья – многодетная, а раз детей нет, то вроде и не совсем семья… Каждая шестая семья в России сегодня. Сколько нам в редакцию приходит справедливых писем-откликов на иные проповеди отцов о том, что православие непременно=многодетность: «А вот у нас только один ребеночек родился, а больше не рождается, что нам-то делать?!». Люди пытаются жить по схеме и вписывать в нее всех остальных, и осуждению подлежат все: бездетных и малодетных осуждают одни, многодетных – другие, но тоже привыкшие ставить во главу угла свою схему. А те, у кого не сложилась семья, хоть и молились, постились, спрашивали совета духовника? Как тяжело приходить в свой приход, из которого ты счастливой невестой несколько лет назад гордо упорхнула в храм, где муж алтарником? А легко одной воспитывать ребенка, решая все проблемы и за маму, и за папу, да еще и под перешептываенье: «Ишь, без мужа-то растит, бросил, поди, за стервозный характер!» А если долгожданный ребенок — инвалид ? Это не просто тяжелейший крест по уходу за больным человечком, страхом за будущую его жизнь, страхом рожать следующего ребенка, это и постоянное шушуканье за спиной « Это по грехам, не иначе », «видать, перебирали-то родители со спиртным, вот и по телевизору говорят, что это всё алкоголь при беременности». «У вас ребеночек бесноватый, вы его на отчитку свозите сначала», — советуют все те же храмовые бабушки. Ну, или просто от сердца вздохнут: «Ой, милая, горе-то какое, еще б и муж теперь бы тебя не бросил!» А если все и прекрасно – и семья, и детей Бог дал, и здоровые, только вот сезонное ОРВИ у младших, двойки случились разом у старших, последний прогулочный комбинезон вчера порвали, дома все вверх дном, денег все равно в обрез, и все окружающие косятся неодобрительно: « Нарожали, теперь вот тут двоечников растят» . И неважно, что это была первая двойка за весь год. А если ОРВИ чаще обычного начнутся, то и диагноз тут готов: «Я смотрю, вы же младшенького в пост-то зачали? Раз в августе-то родился? Вот потому и болеет он у вас все время, что постный ребеночек…»

http://pravmir.ru/neobrazcovaya-semya/

Отозвалось, потому что сама Надя думала так иногда. Пришедшая и сейчас повернула разговор за столом. Она стала рассказывать о своих хлопотах с адвокатами в юридической консультации на Никольской улице. Консультация эта долго называлась «Образцовой». Адвокаты ее брали с клиентов многие тысячи и часто посещали московские рестораны, оставляя дела клиентов в прежнем положении. Наконец в чем-то они где-то не угодили. Их всех арестовали, всем нарезали по десять лет, сняли вывеску «Образцовая», но уже в качестве необразцовой консультация наполнилась новыми адвокатами, и те опять начали брать многие тысячи, и опять оставляли дела клиентов в том же положении. Необходимость больших гонораров адвокаты с глазу на глаз объясняли тем, что надо делиться, что они берут не только себе, что дела проходят через много рук. Перед бетонной стеной закона беспомощные женщины ходили как перед четырехростовой стеной Бутырок – взлететь и перепорхнуть через нее не было крыльев, оставалось кланяться каждой открывающейся калиточке. Ход судебных дел за стеной казался таинственными проворотами грандиозной машины, из которой – вопреки очевидности вины, вопреки противопо-ложности обвиняемого и государства, могут иногда, как в лотерее, чистым чудом выскакивать счастливые выигрыши. И так не за выигрыш, но за мечту о выигрыше, женщины платили адвокатам. Жена гравера неуклонно верила в конечный успех. Из ее слов было понятно, что она собрала тысяч сорок за продажу комнаты и пожертвований от родственников, и все эти деньги переплатила адвокатам; адвокатов сменилось уже четверо, подано было три просьбы о помиловании и пять обжалований по существу, она следила за движением всех этих жалоб, и во многих местах ей обещали благоприятное рассмотрение. Она по фамилиям знала всех дежурных прокуроров трех главных прокуратур и дышала атмосферой приемных Верховного Суда и Верховного Совета. По свойству многих доверчивых людей, а особенно женщин, она переоценивала значение каждого обнадеживающего замечания и каждого невраждебного взгляда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Ждать пришлось долго. Назначено им было в десять, но и до одиннадцати никто не появлялся. Позже других, опоздав и запыхавшись, пришла седьмая женщина, уже седоватая. Надя знала её по одному из прошлых свиданий — то была жена гравёра, его третья и она же первая жена. Она сама охотно рассказывала свою историю: мужа она всегда боготворила и считала великим талантом. Но как-то он заявил, что недоволен её психологическим комплексом, бросил её с ребёнком и ушёл к другой. С той, рыжей, он прожил три года, и его взяли на войну. На войне он сразу попал в плен, но в Германии жил свободно и там, увы, у него тоже были увлечения. Когда он возвращался из плена, его на границе арестовали и дали ему десять лет. Из Бутырской тюрьмы он сообщил той, рыжей, что сидит, что просит передач, но рыжая сказала: «лучше б он изменил мне, чем Родине! мне б тогда легче было его простить!» Тогда он взмолился к ней, к первенькой — и она стала носить ему передачи, и ходить на свидания — и теперь он умолял о прощении и клялся в вечной любви. Наде отозвалось, как при этом рассказе жена гравёра с горечью предсказывала: должно быть, если мужья сидят в тюрьме, то вернее всего — изменять им, тогда после выхода они будут нас ценить. А иначе они будут думать — мы никому не были нужны это время, нас просто никто не взял. Отозвалось, потому что сама Надя думала так иногда. Пришедшая и сейчас повернула разговор за столом. Она стала рассказывать о своих хлопотах с адвокатами в юридической консультации на Никольской улице. Консультация эта долго называлась «Образцовой». Адвокаты её брали с клиентов многие тысячи и часто посещали московские рестораны, оставляя дела клиентов в прежнем положении. Наконец в чём-то они где-то не угодили. Их всех арестовали, всем нарезали по десять лет, сняли вывеску «Образцовая», но уже в качестве необразцовой консультация наполнилась новыми адвокатами, и те опять начали брать многие тысячи, и опять оставляли дела клиентов в том же положении. Необходимость больших гонораров адвокаты с глазу на глаз объясняли тем, что надо делиться, что они берут не только себе, что дела проходят через много рук. Перед бетонной стеной закона беспомощные женщины ходили как перед четырёхростовой стеной Бутырок — взлететь и перепорхнуть через неё не было крыльев, оставалось кланяться каждой открывающейся калиточке. Ход судебных дел за стеной казался таинственными проворотами грандиозной машины, из которой — вопреки очевидности вины, вопреки противоположности обвиняемого и государства, могут иногда, как в лотерее, чистым чудом выскакивать счастливые выигрыши. И так не за выигрыш, но за мечту о выигрыше, женщины платили адвокатам.

http://azbyka.ru/fiction/v-kruge-pervom/...

Вообще извращенное понимание послушания возникает даже не от непонимания. Оно произрастает из области человеческих страхов, потому что взять на себя ответственность — это всегда акт мужества. Гораздо проще выстроить свою духовную жизнь таким образом, чтобы все решения за тебя принимал священник, по принципу «раз я не несу ответственности, стало быть, я и не согрешаю». И зачастую люди, воспринявшие такую установку, вовсе отказываются признавать ее ошибочность, пытаясь убедить себя и других, что это и есть подлинное православное мировоззрение. Как-то одна женщина поставила мне в упрек необразцовое поведение своего мужа. Удивившись, я попытался понять, что же она имеет в виду. «Ну как же, — удивилась и она в свою очередь, — вы же меня благословили на этот брак!» Иными словами, когда люди с подобной установкой берут благословение на что-либо, они мысленно перекладывают ответственность за свои решения на священника. Потом я к этому привык, но, каждый раз сталкиваясь с такой ошибочной церковностью, стараюсь спрашивать: «А на Страшном суде вы тоже скажете Господу, что батюшка за вас ответственность несет?» Иногда приходится слышать: «А разве нет? А разве не батюшка будет отвечать за нас всех перед Господом?» Получается своеобразная коллективная ответственность в спасении. Но в Церкви нет такого понимания. Каждый сам отвечает за свои грехи перед Крестом и Евангелием. А задача духовника прежде всего в том, чтобы раскрыть перед человеком возможность духовных последствий, возникающих в тех или иных случаях, предостеречь его от греховных поступков. Духовник может давать советы, основанные на учении Церкви и своем личном опыте евангельской жизни. Но решения и всю полноту ответственности за них человек должен принимать сам, только в этом случае он будет двигаться в сторону цельности, к восстановлению в себе образа Божьего. В качестве иллюстрации можно смоделировать ситуацию, когда некто обращается к священнику, испрашивая его благословения на новую работу. Священник выслушал и сказал: «Бог благословит, давай устраивайся. Интересная работа, и зарплата хорошая». И человек приступает к новым служебным обязанностям. А это уже многообразная ответственность, приходится ежедневно решать определенные задачи. И человек вполне может оказаться не готовым к этим решениям профессионально и психологически. Где-то квалификации окажется маловато, где-то характер подведет. Что же, благословение священника здесь является гарантией успеха? Конечно нет. Человек сам будет отвечать и перед начальством, и перед Богом за плохо исполненную свою работу.

http://azbyka.ru/kniga-o-schaste

Он даже проповеди свои называл необразцовыми. Кроме того, он самолично охарактеризовал себя в речи своей, сказанной после таинства елеосвящения, совершенного над ним 25 октября сего года; в этой речи он открыл нам глубокое смирение, всегда присущее ему, и выразил истинно-христианское вообще и строго-иноческое в частности настроение. Вот, что мы могли сказать про усопшего святителя в настоящие краткие минуты пред расставанием с ним. Правильную и всестороннюю оценку высокой личности и деятельности его – пусть воспроизведут более опытные и искусные, чем мы, проповедники и ученые. Архиерее Божий, пастырю наш, прости и благослови с высоты небес нас, неутешных чад твоих, и молись за оплакивающую тебя паству твою, о которой ты так сердечно болел и заботился. Молись за всех твоих учеников и почитателей. Мы вместе со всем отечеством радовались при свете твоем ( Иоан. 5: 25 ), утешались и гордились твоею безустанною деятельностью, ожидая от тебя новых блестящих лучей света во тьму современного греха и заблуждения. Но Господь судил иначе, чем мы. Если ты так скоро, по нашему разумению, изъят от среды братий твоих и отозван на небо, то, значит, уже выполнил назначенное тебе дело и заслужил от Всевышнего достойную награду за твои труды. Прими, благосердый архипастырь и отец, настоящую, хотя и слабую, но искреннюю дань моей нелицемерной любви и сыновней благодарности за призрение твоего смиренного послушника, удостоившегося быть некоторое время одним из ближайших твоих собеседников и сотрудников, уяснившего себе твой светлый образ у болезненного одра твоего, при искренних беседах твоих со мною и другими. По долгу совести и своего звания говорю, что вечную память оставил ты в сердце моем. Прости же до встречи за гробом!» Началось отпевание тела усопшего архипастыря. Гроб с телом, покрытый архиерейской мантией, был окружен духовенством. Всем молящимся были розданы свечи. Отпевание продолжалось от 12 до 2½, часов. По окончании отпевания профессором протоиереем Войтковским было сказано надгробное слово, после чего гроб с останками почившего иерарха был поднят на руках священнослужителями для обнесения вокруг храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Повторяю, ни католичество, ни протестантство, ни расколъ, а легковерие полуобразованных кружков народа нашего, религиозный индифферентизм и распространение только что указанного «ученого раскола» больше всего нарушают мир и спокойное царство Православия на святой Руси, ложатся самым мрачным пятном на нашу исконно благочестивую и от века православную землю святорусскую. Но, повторю также, болезнь эта не смертная, не роковая: она скользит только по поверхности России, она захватывает только элементы уже и без того более или менее зараженные, больные, уже и без того почти чуждые для здорового организма России; но болезнь эта не проникла внутрь русской народности и не касается сути ее. Это, во-первых, а во-вторых, мы с истинной отрадой можем констатировать уже, как свершившийся и свершающийся факт, что болезнь эта усмотрена, определена и действительнейшее средство против нее уже предпринято. Кому из нас не ведомо, что в России совершается теперь; как говорят, реакция, что все национальное, русское, все православное и религиозно-нравственное стало предметом живейших забот и особенных попечений – и правительства и всех лучших людей России? Вся нравственная атмосфера отчизны нашей видимо, очищается и оздоравливается, вся духовная почва ее возделывается теперь к лучшему, к хорошему. Ну как, кстати и тут, не отметить благодарным словом заведение теперь при всех православных наших храмах школ и училищ? Это вековечный хлеб духовный, сеющийся в нетление Руси святой! Правда, школы эти могут быть бедны, невзрачны в сравнении со школами прежними, «образцовыми» и необразцовыми; но они бедны только разными внешними атрибутами учености, зато, несомненно, они будут сильны и полны, велики и полезны духом православного благочестия, витающим под сенью приютивших эти школы храмов православных. Очень возможно, что юные поколения России – ее грядущая сила и надежда – не встретятся в этих школах с разными заморскими науками, но зато в храме православном, без сомнения, встретит их и, быть может, на всю жизнь благотворно согреет сердце, или хоть крупицей да западет в душу – наука наук, «яже едина есть на потребу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Петр и Феврония Необразцовая семья Идея сделать день Петра и Февронии днем семьи, любви и верности больше всего не понравилась православным. Совершенно этот день не подходит под общероссийский день семьи. Во-первых, ишь нашли православную семью – Феврония, дескать, женила Петра практически насильно, да еще и сама первая замуж потребовала. Во-вторых, вроде бы, детей у них не было. Ну и вообще память их празднуется постом, Букет ромашек Молилась, хотелось выйти замуж за православного человека. Год за годом идут, мне уже почти 30, все подруги замужем, у всех дети, и только я одна… Мы ездили с незамужней подругой в течении трех лет в Муром, и молились у мощей Петра и Февронии, надеялись. Правду ли рассказывает житие Петра и Февронии? Я слышала, что житие Петра и Февронии -- это просто художественое произведение, не отражающее никаких реальных событий, а сами супруги -- это вымышленные персонажи. Так ли это? Замуж после 30? Акафист святым Петру и Февронии Потихоньку стали появляться православные друзья, подруги, завязываться какие-то общие дела. Меня пытались знакомить, но все было тщетно, в душе не было отклика. С некоторыми я пыталась дружить, переступая через себя, корила, что довыбираюсь и останусь снова одна, ходила к духовнику, спрашивала про очередного кандидата, и каждый раз батюшка отклонял кандидатуру. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/petr-i-fevroniya/p...

Они, возмущаясь такой «низостью» и плебейством, потребовали убрать смердку из благородного собрания. Петр не верил, но готов был поддаться и вышвырнуть жену. Он подошел к Февронии и разжал кулачок жены. В нем вместо крошек хлеба лежали крошки ладана. И он сделал правильный выбор: жена, любовь, Правда и Бог. Ладан в ладошке Феврноии я всегда вспоминаю, когда бываю в доме любящих семей. В их часто простом жилище как-то кажется и светлее и легче дышится. Тесные квартирки кажутся просторными, простая еда необыкновенно вкусной. В этих семьях Любовь превращает в ладан не только хлеб, но весь дом. Счастливыми людьми не рождаются, ими становятся. Стать счастливым просто и приятно. Люби людей и Бога, а остальное приложится. Господи, преврати воду моей души в вино Каны Галилейской! Читайте также: Счастливы по-разному: 9 историй любви Счастливый брак, где ты? Необразцовая семья Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 марта, 2024 6 марта, 2024 24 февраля, 2024 11 февраля, 2024 26 января, 2024 23 января, 2024 24 декабря, 2023 22 ноября, 2023 21 ноября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/vino-kany-galilejskoj/

Что это за несчастие, что о злоупотреблениях все говорят, и никто не может победить их! Князь Горчаков, отбывая из Крыма, мог по дороге увидеть, что нужно поправить, и передать свои замечания преемнику. Князь Горчаков, проезжая чрез Москву, был у меня. Я нашел его в здоровье лучше, нежели некоторые говорили. Он бодр; и его рассуждения объемлят многое. Он очень хвалит ум своего предшественника в Крыму, с которым знаком смолоду. Но дивится ему в некоторых отношениях. Я, говорит, пишу ему: будет высадка в Крым; он отвечает: будет высадка в Константинополе. Без его требования, видя нужду, послал я ему отряд войска, и потом Тотлебена. Он не спешил укреплять Севастополь. Я сказал, что нам думалось: почему не было действовано с нашей стороны зимою. Он отвечал: и я не знаю; английское войско было совершенно расстроено, частию и французское, хотя меньше. Еще изъявляет сожаление, что князь Меншиков не отдал справедливости войску (что я и прежде слышал), которое одушевлено наилучшим духом. Я спросил: устоит ли Австрия в этом, хотя неверном, неутралитете. Он говорит: устоит в том случае, если мы не потерпим значительного проигрыша в войне; один из первых министров грубый, а другой демократ, которого тайная мысль конечно есть благоприятствовать демократии, и следственно не благоприятствовать России, которая есть главное препятствие для демократии. Цена на хлеб хотя возвышена: однако, надобно, думаю, покупать немало. В некоторых хлебных местах от безснежия боятся будущего неурожая. Иоилю да поможет Господь душевно и телесно. Врач говорит, что сделанною операциею он отдалил опасность; но что нужна новая операция, для которой нужно больному быть в Москве. Я сказал: в таком случае надобно скорее дать знать, чтобы привезли. Он отвечал, что лучше сам распорядится. Явление креста в Ставрополе (в Крестогороде) на многих сделало впечатление. Но крест ли победы на врагов, как Великому Константину, явил нам Господь, или крест, который нам еще должно нести? Что сосуды высоки, сие, кажется, не делает затруднения. Мне показались тяжелы: но может быть, по их величине, если бы сделать легче, не были бы довольно прочны. Екатерининские сосуды необразцовы в том отношении, что края расширены, что для приобщения священнослужителей неудобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Ожидание и реальность» – фактор, про который мало говорят. Неожиданно наступившая проблема для нас вдвойне неподъемна. Вот мы привыкли слышать от окружающих, черпать из книг и рекламы, что «дети – счастье», «грудное вскармливание – важно, полезно, ничто его не заменит». Поэтому когда на ровном месте возникает проблема, к которой человек был не готов и даже специалисты бессильны, это рискует обернуться депрессией. – Есть ли образцовые матери, с которыми депрессия не случится? – Психология, как и медицина, не может дать гарантий. Человек – существо сложное, влияет на него масса факторов, поэтому мы говорим на языке вероятности. Заболевшую депрессией женщину нельзя называть необразцовой. Любая женщина может заболеть, а потом все равно установить здоровые отношения и привязанность с ребенком. Но склонность к депрессиям формируется не на пустом месте. Чаще возникает у тех, у кого было тяжелое детство, проблемы в детско-родительских отношениях, кто регулярно подвергался физическому и психологическому насилию. Риск высок у тех, у кого мало ресурсов в виде поддержки близких и окружения. Хорошее отношение к себе, сформированное в детстве – недооцененный ресурс. Не драмкружок, кружок по фото и музыкальная школа вообще-то нужны маленькой девочке, а транслируемое родителями ощущение, что она любима, значима для них, ей рады, готовы прийти на помощь и поддержать. Только это дает человеку силы справляться с жизненными невзгодами. После попытки суицида В первый раз с послеродовой депрессией столкнулась после родов в обычном роддоме. Я долго не могла прийти в себя из-за ужасного отношения персонала, постоянно плакала, не могла принять и полюбить ребенка. Включилась в материнство ближе к трем месяцам сына. Забеременев во второй раз, решила, что подготовлюсь и рожу в кругу семьи. Сразу после родов почувствовала сильнейшую любовь. Правда, малышка плохо спала по ночам и я не высыпалась. Я была невероятно счастлива, но и уставала с двумя маленькими детьми. Спустя несколько месяцев оказалась в эмоциональной яме. Плакала без причины, раздражалась, срывалась на детей, ненавидела мужа. Появились навязчивые суицидальные мысли. После попытки суицида обратилась к психотерапевту. На восстановление ушло больше полугода. Анализируя свою ситуацию, понимаю, что причиной моего состояния был не гормональный фон, который, конечно, сыграл свою роль, а отсутствие помощи и поддержки.

http://pravmir.ru/stsezhivalas-rydala-a-...

  001     002