Сначала Васильевская ц. была приписной к Заручаевскому монастырю, как свидетельствует люстрация Овруча 1552 г., затем - к Спасскому мон-рю, к-рый в 1617-1622 гг. в документах именовался Спасо-Васильевским. Последнее упоминание этой обители содержится в акте Овручских земских книг от 16 июля 1626 г., по к-рому подтверждалось дарение мон-рю с. Телятичи в соответствии с записью шляхтича Михаила Павши от 1 июля 1555 г. ( Теодорович. 1904. 34. С. 1096). 3 марта 1617 г. по решению овручского старосты Павла Руцкого настоятелю Почаевского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря игум. Петронию (Гулевичу-Воютинскому) было передано 2 мон-ря в г. Овруче: Успенский Заручаевский и Спасо-Васильевский. После этого игум. Петроний титуловался как архимандрит Почаевский и Овручский; сведения об этом были внесены в Житомирские гродские книги (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 448-449). В 1615-1630 гг. Заручаевский монастырь был предметом спора между униатами и православными. Известна жалоба от 15 авг. 1645 г. архим. Заручаевского мон-ря Леонтия (Шациха-Залесского) на арендатора г. Овруча пана Н. Беневского, к-рый воспрещал местным жителям покупать мед в монастырских имениях и нанес убытки обители (Киевский центральный архив для древних актовых книг губерний: Опись актовой книги Киевского центр. архива: 17. К., 1884. С. 43). 16 мая 1671 г. в качестве овручского архимандрита упоминается прмч. Макарий (Токаревский), к-рому писал архиеп. Черниговский Лазарь (Баранович), заверяя последнего в своей поддержке. Но святой тогда проживал в мон-ре г. Канева и титуловался как овручский архимандрит номинально, т. к. Успенская обитель с нач. 1671 г. уже находилась под контролем униатов ( Максимович М. А. Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 317-318). В Православие братия вернулась не позднее 1675 г., когда обители был выдан антиминс за подписью митр. Киевского и Галицкого Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), находившийся в монастырской ризнице вплоть до сер. XVIII в. ( Теодорович. 1904. 34. С. 1097). К 1684 г. Спасо-Васильевский монастырь был упразднен, Спасский храм стал приходским (АрхЮЗР. Ч. 3. Т. 2. С. 90), а Васильевская ц.- приписной к Заручаевскому Успенскому мон-рю, настоятелем к-рого стал тайный униат архим. Сильвестр Тваровский, назначенный королем в 1681 г. в противовес ставленнику православных - архим. Иннокентию (Монастырскому), избрание к-рого король не утвердил. С 1693 г. обитель возглавлял архим. Климент (Домарадзский [Домарацкий]), получивший Овручскую архимандритию от склонявшегося к унии правосл. еп. Львовского, Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского), администратора приходов Киевской митрополии в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

заключил с представителями Русского царства новый договор — Переяславские статьи, включавшие в том числе положение о подчинении Киевского митрополита Московскому патриарху на условиях автономии: «Митрополиту Kiebckoмy, также и инымъ духовнымъ Малыя Pocciu быть подъ блarocлobehieмъ Святйшаго Nampiapxa Московскаго и всея Beлukiя и Ма лыя и Блыя Pocciu, а въ права въ духовныя Cbяmйшiй Nampiapxъ вступати не . В соответствии с этим положением и долгим отсутствием в Киеве митрополита Дионисия, в 1661 г. местоблюститель Московского патриаршего престола Питирим рукоположил Мефодия (Филимоновича) на пустующую кафедру Киевской митрополии, с правами местоблюстителя всей митрополии. Узнав об этом, митрополит Дионисий рукоположил на ту же кафедру Иосифа В свою очередь, патриарх Никон, не признававший статус Питирима, в 1662 г. провозгласил анафему и ему, и рукоположенному им Мефодию. Ни в России, ни в Малороссии это деяние не было никем признано, но в том же году Константинопольская Патриархия, на тот момент полностью союзная Никону, также провозгласила Мефодию анафему. Тем не менее, последний, пользуясь поддержкой гетмана Ивана Брюховецкого, продолжил управлять Киевской епархией, хотя сведения о принятых против него канонических мерах стали известны многим клирикам и мирянам и вызвали серьезное смущение. Тем временем, в Речи Посполитой после смерти Дионисия на Киевскую кафедру были одновременно избраны Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и епископ Перемышльский Антоний и оба получили у короля привилеи на Киевскую кафедру. В результате у Киевской кафедры оказалось сразу два предстоятеля, которые находились далеко от Киева, и одновременно — два местоблюстителя, которые оставались на Левобережье (Лазарь (Баранович) и Мефодий (Филимонович)), и ни один не имел утверждения из Константинополя. Фактическая власть Антония распространялась на Волынь, Перемышльскую и Холмскую епархии, а Иосифа (за исключением периода 1663-1665 гг., когда польские власти арестовывали его) — на территории под управлением П. Дорошенко. В 1668 г., благодаря наметившемуся сближению Дорошенко с Османской империей, Иосифу удалось получить признание Константинопольского патриарха Мефодия В том же году Антоний передал патриарху Московскому Иоасафу II сообщение о готовности перейти под его омофор (это предложение не было принято), а Мефодий был снят с Разобравшись с Мефодием, Иосиф, впрочем, так и не отправился в Киев, поскольку его не желало признавать киевское духовенство, не принимавшее участие в его выборах. В результате управление приходами Киевской епархии опять оказалось в руках Лазаря (Барановича). После смерти Иосифа (1675 г.) Антоний в 1676 г. заявил на польском сейме о своих правах на Киевскую кафедру, однако польский король Ян Собеский решил передать эти права Львовскому епископу Иосифу который к тому времени тайно принял унию. Впрочем, в 1678 г. Антонию все же удалось добиться у польского правительства возвращения своих прав, но уже в 1679 г. он скончался.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

Здесь он провел в подвигах два года. Но такой ревностный защитник Православия нужен был не только в Киеве. Митрополит Киевский Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря. Там угодник Божий, муж высокой праведной и духовной жизни, поучая всех «истинней вере и житию богоугодному», прославился многими чудесами и благодатным даром прозрения. Множество убогих, бедных, больных и скорбящих людей приходили к нему в обитель, где получали духовный совет и исцеление. Однажды святой Макарий исцелил ослепшего жителя города Канева. «Веруй и молись Тому, Кто дал зрение слепому, — сказал он, — иди к навечерию Богоявления Господня и молись». Во время богослужения, когда преподобный читал слова молитвы на освящение воды: «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», слепой увидел мелькнувший возле глаз луч света и внезапно прозрел. В благодарность Богу исцелившийся построил храм в честь святого Богоявления. Известен случай, когда преподобный Макарий «ленивого и неблагонравного сына жены благочестивыя» добрым советом и молитвой обратил к покаянию. «Читай одну молитву «Отче наш», — говорил преподобный юноше, — и в ней найдешь все — и свет богопознания, уроки для жизни, и утешение, и силу для духа; прочесть эту молитву со вниманием, думаю не тяжело». Молитва так понравилась юноше, что он стал часто читать ее и вскоре стал честным и добродетельным человеком. За два года до блаженной кончины преподобный Макарий предсказал о разорении Канева и своем страдальческом завершении жизни. Он неустанно призывал твердо и безбоязненно исповедовать святое Православие: «Приять венец нетленный нельзя иначе, — говорил святой, — как совершая законно подвиг свой. Да не отступят православные от святой веры, но да стремятся с терпением на предстоящий подвиг, памятуя непрестанно Господа Иисуса». В 1672 году в Каневском монастыре нашел приют сын Богдана Хмельницкого Юрий. Гетман Дорошенко, ходатайствовавший перед митрополитом Иосифом о назначении преподобномученика Макария, неоднократно посещал Каневского настоятеля и в 1675 году перешел в русское подданство, отказавшись от подданства Турции, по-видимому, не без совета преподобномученика Макария. 4 сентября 1678 года турки и татары напали на Канев и ворвались в монастырь. С крестом в руках преподобный бесстрашно встретил варваров на паперти храма. Татары стали жестоко бить его, требовали указать, где спрятано монастырское золото и имущество. «Мое золото на Небе, а не на земле», — отвечай святой старец. Нечестивые захватчики стали избивать его палками, ломали руки и ноги железными орудиями и сдирали с него кожу. Но святой Макарий, призывая Сладчайшего Иисуса, терпеливо переносил мучения. «Стопы моя направи на путь мирен, к Тебе, Боже, — восклицал он, — ибо сего желает и в сем скончавается душа моя».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Чигирин. Троицкий женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:приблизительно не ранее 1627. Адрес: Украина, Черкасская область, Черкасский район, Чигирин Координаты: 49.092575, 32.665561 Изменить описание Добавить фотографии Т.Г. Шевченко «Чигринский девичий монастырь». Сепия (IV–X 1845). Оборот л. 11 альбома 1845 г. Справа внизу чернилами надпись рукой Т.Г. Шевченко: «Чигринский Монастырь Дubuчiй». Печатается по изданию: Тарас Шевченко «Полное собрание сочинений» в 10-ти томах. – К.: Издательство АН УССР, 1961, т. 7, кн. 2, 219 (изображение) Елена Григорьева 1 августа 1845 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкий монастырь, заштатный, в полуверсте от города Чигирина. Основан в первой половине XVII века и сначала был мужским. В 1735 году обращен в женский. Здесь находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. При монастыре школа грамоты с обучением рукоделию, богадельня и странноприимница. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " . Изначально обитель была мужской. В её современных описаниях упоминается факт находки в 1925 г. под престолом церкви Св. Троицы плиты с надписью об основании храма в 1542 г. Дмитрием Вишневецким – одним из ранних вождей украинского казачества. «История Российской иерархии» (1807-1815) упоминает под 1627 г. о настоятеле Чигиринской обители игумене Мартирии. Известно письмо Ивана Выговского – войскового писаря при Богдане Хмельницком и впоследствии гетмана – к Московскому патриарху Никону о том, что в 1653 г. храм Св. Троицы, построенный в монастыре Выговским, снабжен от царя России ризами, сосудами и книгами. В 1656 г. обитель посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его сын и секретарь архидиакон Павел Алеппский отметил в своих дорожных записках, что писарь (Выговский) является основателем монастыря и что здесь есть храм св. ап. Иоанна Богослова. С 1663 г. обитель была резиденцией Киевского митрополита Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), который после кончины в 1675 г. был погребен в ней (в 1678 г. тело архипастыря перенесли во Мгарский монастырь).

http://sobory.ru/article/?object=07338

124, оп. 1, д. 46, л. 216). РГАДА, ф. 124, оп. 1, д. 46, л. 1–275. Малороссийские дела. Описи фонда 124 Российского государственного архива древних актов/Отв. ред. Т. Г. Таирова-Яковлева. М., 2016. С. 207. Болховитинов Е. митр. Описание Киево-Софийского собора и Киевской з 1995. С. 187; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Т. 1. Казань, 1914. С. 233; Дзюба О. А. Ясинський Т. 10. 2013. С. 762; Кульчинський О. як окупована Вселенського з 1686 року та статус у 1686 право та 2019. С. 67. Титов Ф. И. Русская православная церковь в Польско-литовском государстве в XVII–XVIII вв. Т. 2. Киевская митрополия – епархия в XVII – XVIII вв. (1686–1797 гг.). Первая половина тома. Опыт церковно-исторического исследования. Киев, 1905. С. 345–347. РГАДА, ф. 124, оп. 1, д. 46, л. 142. Болховитинов Е. митр. Описание Киево-Печерской лавры. 21. С. 75. РГАДА, ф. 124, оп. 1, д. 46, л. 158. Эта традиция просуществовала, как мы смогли проследить, всего 42 года: с 1633 г., когда титул экзарха был присвоен Петру (Могиле) при утверждении его на Киевскую митрополичью кафедру, по 1675 г., когда умер последний назначенный Константинополем в этом статусе митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Возможно, датой окончания этого периода следует считать 1679 г., когда умер Антоний (Винницкий), если, конечно же, принять, что он действительно был вполне легитимным Киевским митрополитом и экзархом (во всяком случае, так он постоянно подписывался). Мнение митрополита Антония (Храповицкого) о сохранении титула экзарха Константинопольского патриарха за Киевским митрополитом для православных Галиции после 1686 г., которое он высказал в письме от 5 сентября 1918 г. к председателю правительства Украинского гетманского государства, не подтверждается какими-либо историческими документами и его следует признать необоснованным (см.: Стародуб лист митрополита (Храповицького) в статусу Церкви у Науковий з ред. о. Б. Скочиляса, О. Вып. 2. Львов, 2000. С. 400–402). Митрополит Антоний исходил из того, что Галиция в его времена находилась в составе Буковинской митрополии, подчиненной Константинопольскому патриарху. По-видимому, он полагал, что после 1686 г. Галицкая епархия продолжала оставаться под властью Фанара, а Киевский митрополит управлял ею только на правах экзарха. Однако известно, что на самом деле в Галиции власть Московского патриарха была признана сразу же после 1686 г., о чем, в частности, свидетельствует послание Львовского епископа Иосифа (Шумлянского) от 24 мая 1689 г. к Московскому патриарху Иоакиму с жалобами на Киевского митрополита Гедеона и с предложением создать Галицкую митрополию в подчинении Московского патриарха (путем выведения ее из состава Киевской митрополии), см.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 5. 77. С. 271–276.

http://sedmitza.ru/lib/text/9985755/

В 1675 г. король Ян Собесский на место «болезненного и престарелого отца митрополита Киевского» назначил Иосифа Шумлянского администратором Киевской митрополии. В следующем году (26 июля 1676г.) митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) скончался. Киевская кафедра, таким образом, оказалась вдовствующей, по крайней мере, с точки зрения Речи Посполитой, так как с точки зрения Москвы администратором Киевской митропо­лии с 1669 г. был архиепископ Лазарь (Ба­ранович). Киевский униатский епископ Кип­риан (Жоховский), узнав о смерти митрополита Иосифа, немедленно обратился к папскому нунцию с просьбой повлиять на короля, чтобы Киевская митрополия была передана в руки униатов. Оперативно отреагировала и Римская Конгрегация Пропаганды и Веры, направив 14 января 1677 г. папскому нунцию указание не допускать назначения на Киевскую кафедру православного митрополита. Король Ян Собесский по политическим соображениям не стал вообще проводить выборы митрополита. Он удовлетворился сделанным ранее назначением епископа Иосифа (Шумлянского) администра­тором Киевской митрополии. Король к тому же полагал, что создавшаяся ситуация весьма благо­приятна для гласного оформления Унии. Уни­версалом от 19 октября 1679 г. он повелел про­вести в Люблине 24 января 1680 года съезд пра­вославных и униатов, якобы для решения накопившихся проблем, но на самом деле «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою Короны Польской обретаючуся, на Унию перефор­мировати» (3). Но съезд этот не оправдал возла­гавшихся на него надежд. Православная сторона по сути дела приглашение короля проигно­рировала. Из духовенства на съезд явились только тайный униат еп. Иосиф и наместник Могилёвской (Белорусской) епархии еп. Силь­вестр (Волчанский) с немногими игуменами. Православное Луцкое братство прислало к королю свою делегацию и от имени всех братств и мирян заявило, что без благословения Константинопольского Патриарха они не могут вести переговоры об Унии. Король вынужден был приостановить начавшуюся уже было встречу, и предложил перенести её в Варшаву, приурочив к приближающемуся сейму. Таким образом, говоря словами историка М. Кояловича, «из этой громадной, великолепной затеи вышло magnit nihil (великое ничто)».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф Тукальский Иосиф III Нелюбович-Тукальский, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Иосиф Тукальский, в 1664 году возведен на Митрополию из Могилевских Епископов. В 1665 году противниками Православия арестован, и содержался под стражею вместе с Гетманом Хмельницким. В 1667 году освободившись, бежал в Чигирин, где в 1675 году июля 26-го дня, скончался и погребен в Мгарском Лубенском монастыре. Читать далее Источник: Портреты именитых мужей российской церкви с приложением их краткого жизнеописания : [Сост. П.П. Бекетов ; Посмертное изд. Н.В. и П.В. Кириевских]. - Москва : В тип. Августа Семена при Имп. Мед.-хирург. акад., 1843. - л., 40 л. портр. (Авт. в кн. не указан; установлен по Рус. биогр. словарю). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратимся прямо к истории, чтобы лучше выяснить этот прискорбный факт. По смерти киевского митрополита Дионисия Балабана (10 Мая 1663 г.), проживавшего в Польской Украйне, Киевская митрополия с 1663 г. и до 1685 г. оставалась без митрополита и ею управляли местоблюстители. Так как митрополичья кафедра была вакантна в это время, то на нее сразу явилось несколько претендентов. В числе их было два епископа – Иосиф Нелюбович-Тукальский и Мефодий, епископ Мстиславский и Оршанский. Оба претендента добивались свободного митрополичьего престола различными средствами: первый – путем выборов и затем через утверждение Константинопольского патриарха, второй – через посредство Московского правительства. Иосиф Тукальский, избранный в Корсуни русским духовенством в преемники Дионисию Балабану, не был признан ни гетманом правой стороны, ни русским, ни польским правительством. Вначале все его попытки выхлопотать у Константинопольского патриарха утверждение в Киевского митрополита были неудачны. Вскоре он был захвачен поляками в плен и находился у них более двух лет в заточении. Не желая уступать митрополичьей кафедры никому другому, Тукальский, по освобождении из-под стражи, сошелся с гетманом Дорошенко, который и согласился ходатайствовать за него пред Константинопольским патриархом. В Константинополь был послан Бреславский протопоп Ракуша с просьбою утвердить Иосифа на митрополии Киевской. Ракуше в 1668 г. удалось получить благословение Царьградского патриарха и утверждение Иосифа в звании митрополита. Патриарх в Марте 1668 года выдал грамоту, в которой сказано было, чтобы никто другой, кроме архиепископа Иосифа Тукальского, Киевским митрополитом и архиереем под клятвенным преданием не назывался. Утвердившись таким образом митрополитом на правой (польской) стороне Украйны, под покровительством гетмана Дорошенко, Тукальский домогался получить власть и над левою стороною и сделаться владыкою Киева. Но не смотря на грамоту Константинопольского патриарха Мефодия, – ни Москва, ни Киев, ни вообще сторонники присоединения Малороссии к Московскому государству – Иосифа Тукальского митрополитом не признали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В этих условиях наметилось сближение между Брюховецким и М. Епископ посетил гетмана в Гадяче в кон. нояб. 1667 г., и была достигнута договоренность о браке племянника гетмана с дочерью М. Все это происходило в обстановке, когда население после заключения мира не хотело нести расходы на содержание рус. войск, а левобережная старшина не хотела терять традиц. источники доходов. М. не поехал в Киев и в кон. 1667 - нач. 1668 г. находился в Нежине. Здесь на обеде у протопопа С. Адамовича он с беспокойством говорил о распространившихся слухах, что Ордин-Нащокин идет с войском в Киев, чтобы передать город полякам и что этому надо помешать силой. В нач. 1668 г. состоялось соглашение Брюховецкого и Дорошенко о совместном выступлении против рус. власти на Левобережье. Впосл. М. обвиняли в том, что он, зная о подготовке восстания, не предупредил об этом рус. власти. В качестве доказательства фигурировало письмо М. Брюховецкому с призывом собрать войско и «с Москвы бояр в малороссийские городы не пущать». Однако оригинал документа не был представлен, а подлинность этого текста М. отрицал. В действительности он вряд ли мог участвовать в соглашении Брюховецкого с Дорошенко, т. к. оно предусматривало переход церковной власти на Левобережье в руки митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). Восстание застало М. в Нежине, откуда, по его словам, казаки отвезли его в имение Ушно под Черниговом. Поведение М. в последующее время также свидетельствует о том, что он не имел отношения к подготовке восстания и связанным с этим планам. Находясь в имении, М. постарался установить контакты с киевским воеводой и просил, чтобы тот «прислал ратных людей и велел его взять в Киев» (АЮЗР. Т. 7. 36. С. 90). Шереметев направил епископу отписки для пересылки в Москву. Гонец М. с отписками был задержан, и в июле 1668 г. М. был арестован и доставлен в Чернигов. На Левобережье установилась власть Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). Он «наложил клятву» на всех священников, поставленных М., полученные от М. антиминсы сжигали. М. был доставлен в Чигирин, где митрополит приказал снять с него митру и панагию, т. к. он «принял рукоположение от московского митрополита» (Там же. 31. С. 77). М. был отправлен в ссылку в мон-рь в Умани, откуда он сумел бежать и 4 сент. 1668 г. был в Киеве. Здесь Шереметев провел расследование, записав враждебные по отношению к М. показания киевских духовных лиц (Иннокентия (Гизеля) и др.), было получено от Дорошенко письмо М. Брюховецкому, уличавшее епископа во враждебных намерениях по отношению к России. С этими материалами М. был отправлен в Москву, куда прибыл 25 нояб. 1668 г. Действия противников М. поддержал новый левобережный гетман Д. И. Многогрешный (поставлен гетманом в марте 1669), написавший в Москву, что «нынешняя война уросла за повождением и благословением Мефодия епискупа» (Там же. 43. С. 118).

http://pravenc.ru/text/2563126.html

51; Ист.-юридические мат-лы, извлеченные из актовых книг губерний Витебской и Могилёвской. Витебск, 1879. Вып. 10. С. 487; Pisma do wieki i spraw Jana Sobieskiego/Zebra i wyd. F. Kluvnycki. Kraków, 1880. T. 1. Cz. 1-2; АрхЮЗР. 1904. Ч. 1. Т. 10; Ч. 2. Т. 2; W ó jcik Z. Nieznane documenty do biografii Pawa Tetery, Jerzego Chmelnickiego i Józefa Tukalskiego//Pregld historyczny. 1961. T. 52. N 3. S. 252-254; Лimonuc самовидця. К., 1971; ПСРЛ. Т. 35. С. 244; Горенко Л. Чигиринський Троïцький жihoчuй монастир//Poдobiд. 1992. 4. С. 60. Лит.: Костомаров Н. И. Исторические монографии и исследования. М., 1882. Т. 15: Руина гетманства Брюховецкого, Многогрешного и Самойловича; Сумцов Н. Ф. Лазарь (Баранович). Х., 1885; Эйнгорн В. О. Очерки по истории Малороссии в XVII в. М., 1899. Ч. 1: Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича; Голубев С. Т. Гедеон Одорский (бывш. ректор Киев. Академии в нач. XVIII ст.)//ТКДА. 1900. 10. С. 147-190; Малевич А. И. Иосиф III (Нелюбович-Тукальский), 6-й еп. Могилёвский//Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Могилёв-на-Днепре, 1905. Т. 1. Вып. 2. С. 111-126; Макарий (Булгаков). История РЦ. 1996. Кн. 7 (по указ.); Andrusiak M. Józef Szumlaski, pierwszy biskup unicki Lwówski: (1667-1708): Zarys biograficzny. [Lwów], 1934; Bendza M. Tendencje unijne wzgldem Cerkwi prawosawnej w Rzeczypospolitej w latach 1674-1686. Warsz., 1987; Mironowicz A. Prawosawie i unia za panowani Jana Kazimierza. Biaystok, 1997; idem. Teodozy Wasilewicz. Biaystok, 1997; idem. Metropolita Józef Nielubowicz-Tukalski. Biaystok, 1998; Degiel R. Protestanci a prawosawni: Patronat wyznaniowy Radziwilów Biraskich nad Cerkw prawosawn w ksstwie Suckim w XVII w. Warsz., 2000; Perdenia J. Hetman Piotr Doroszenko a Polska. Kraków, 2000; Крикун М. Miж biйhoю и радою: Козацтво Правобережноï Украïни в 2-й пол. XVII - на поч. XVIII ст. К., 2006; Флоря Б. Н. Митр. Иосиф (Тукальский) и судьбы Православия в Восточной Европе в XVII в.//ВЦИ.

http://pravenc.ru/text/578527.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010