Каунас. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью По данным православной историографии, православный храм в Каунасе была уже с конца XVI столетия (в 1620 году король Зигмантас Ваза приказал закрыть церковь в старом городе на ул. Кумелес). Православный приход учрежден в Каунасе в 1824 году. В XIX - в нач. ХХ вв. в городе было открыто 16 церквей и часовен. В 1930 году кабинет Министров для увеличения Воскресенской церкви (тогдашнего Кафедрального собора) выделил 75 тыс. литов. Но было решено построить новый Кафедральный собор. Для этого было выделено еще 10 тыс. литов. Конечно, этих средств не хватало. Недостаток был восполнен пожертвованиями самих верующих. Новый храм был воздвигнут на православном кладбище рядом с Воскресенской церковью в 1935 году. По данным Епархиального совета, в 1937 году постоянных прихожан Благовещенского собора было 4560. Служили два священника: прот.Евстафий Калисский (настоятель) и Василий Недвецкий. В соборе с ноября по апрель выставлялась для почитания икона Божией Матери из Сурдегского монастыря (находится в соборе и поныне).  Советской властью приход был официально зарегистрирован вместе с приписным Воскресенским храмом 1947 году. Тогда богослужения в соборе совершали 3-4 священника, протодиакон, два псаломщика. Информация с сайта Литовской епархии РПЦ http://www.orthodoxy.lt/ Православный Благовещенский собор находится в центральной части города Каунас, неподалеку от вокзала. Парк, в котором располагается собор Благовещения и рядом – Воскресенский храм, раньше был некрополем, где многие христиане нашли для себя упокоенное место. Храм был построен в 1932 году. Через 3 года его освятили. Собор, возникший рядом с Воскресенской церковью, построили по некоторым причинам. Воскресенский храм с колокольней были построены в 1862 году на бывшем кармелитском кладбище на пожертвования прихожан. Поначалу приход был небольшой, но через некоторое время количество верующих увеличилось настолько, что они едва ли могли поместиться в стенах храма. В начале XX века при храме существовали приходская школа, русская начальная школа и гимназия, братство и сестричество. В 1918 году, после принятия Литвой независимости, более десятка каунасских православных храмов было отдано новым владельцам. Воскресенский храм по-прежнему не мог вместить всех желающих. Поэтому Епархиальным Советом было принято решение попросить правительство возвратить православный храм Петра и Павла, расположенный на Лайсвес аллее. Малый придел этого собора был во власти униатов, католические богослужения совершались в большом алтаре. Этот собор когда-то был гарнизонным. Городские власти не вернули собор, но предложили возвести рядом с Воскресенским храмом церковь, на строительство которой ими были выделены денежные средства, а по окончании строительных работ был целиком возвращен иконостас главного алтаря собора.

http://sobory.ru/article/?object=12563

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1.12.1873, Москва - 9.10.1924, там же), поэт, прозаик, лит. критик. Род. в купеческой семье. В 1885-1889 гг. учился в московской гимназии Ф. И. Креймана, в 1890-1893 гг.- в гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы Б. серьезно заинтересовался лит-рой, начал писать стихи. В 1893-1899 гг. учился в Московском ун-те, окончил историкофилологический фак-т. В 1894-1895 гг. под влиянием франц. символистов издал 3 выпуска альманаха «Русские символисты», в к-ром представил в переводах и подражаниях все формы новой поэзии. В 90-х гг. Б. выпустил 3 сборника своих стихотворений: «Chefs d " œuvre» (Шедевры, 1895), «Me eum esse» (Это - я, 1897) и «Tertia vigilia» (Третья стража, 1900). В. Я. Брюсов. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В. Я. Брюсов. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В истории рус. символизма Б. суждено было сыграть организационную роль. Раньше других он задумался о том, что новой поэзии необходимо иметь лидера и, когда зарождающийся рус. символизм обрел в лице С. А. Полякова мецената, стал одним из создателей и руководителем изд-ва «Скорпион» (с 1899), альманаха «Северные цветы» (1901-1911) и ж. «Весы» (1904-1908). Однако как поэт и прозаик Б. меньше других (А. А. Блока , Андрея Белого , Вяч. И. Иванова и др.) был связан с творческими установками символизма, не разделял он и религиозно-философских исканий символистов. В момент создания ж. «Новый путь» (1903-1904) З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковскому удалось уговорить Б. стать секретарем редакции и вести в первых номерах разд. «Политическое обозрение». Лит. признание Б. началось с выхода сборника стихотворений «Urbi et orbi» (Граду и миру, 1903), когда критика всерьез заговорила о его поэзии. Этот сборник вместе со сб. «ΣΤΕΘΑΝΟΣ» (Венок, 1906) составляет «классический период» творчества Б. Стихи последующих сборников становились все более и более экспериментальными, утрачивали поэтическую непосредственность. Б. принадлежал к старшему поколению рус. символистов, к-рых отличало увлечение философией А. Шопенгауэра и Ф. Ницше , ориентация на франц. символизм и импрессионистическую поэтику. Излюбленные герои лирики Б.- сильные личности (вожди, полководцы, завоеватели, «любимцы веков», оставившие след в истории). В пантеон сильных личностей Б. и сам мечтал войти после смерти, известно его категоричное признание: «Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут» ( Ходасевич В. Некрополь. П., 1976. С. 39).

http://pravenc.ru/text/153523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕ РОССИ [итал. De Rossi] Джованни Баттиста (23.02.1822, Рим - 20.09.1894, Кастель-Гандольфо), один из основателей археологии христианской и ее популяризатор, исследователь рим. катакомб, специалист по позднеантичной эпиграфике, истории и топографии Рима, писатель, редактор и издатель. Дж. Б. Де Росси. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. Дж. Б. Де Росси. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. Отец - командор Камилло Луиджи Де Росси, мать - Марианна Марчеза Брути. До 1838 г. Де Р. посещал подготовительное отд-ние иезуитского Римского коллегиума; в 1838-1840 гг. изучал философию и юриспруденцию в Папском ун-те Сапиенца; получив докторскую степень, занял должность писца Ватиканской б-ки и приступил к составлению каталога рукописей, свободный доступ к к-рым, как и к архивам Ватикана, стал источником его научной работы. Со студенческих лет Де Р. собирал древние надписи христ. Рима. К 1857 г. у него был готов 1-й том описания коллекции, вобравший 1126 текстов (затем расширен до 1374; 2-й том вышел в 1888). Де Р. создал хронологическую экспозицию собрания эпиграфики, которая вместе с коллекцией христ. саркофагов легла в основу возникшего в 1854 г. собрания раннехрист. древностей в Латеранском дворце, сохранившего систему показа Де Р. (c 1970 собрание доступно для посетителей Музеев Ватикана). Де Р. собирал также материалы по раннехрист. живописи и издал свод мозаик (Mosaici cristiani. 1872). Главные открытия сделаны Де Р. при изучении катакомб, где в сер. 40-х гг. XIX в. им был применен новый метод. Он предположил, что места погребения мощей мучеников нужно искать вблизи главных входов в катакомбы, определяя их по оставленным паломниками отметкам (граффити и др.). Его правоту доказала находка «кладбища пап» III-IV вв. на Аппиевой дороге ; после этого католич. Церковь в лице папы Пия IX решила взять раскопки Де Р. под покровительство. Де Р. сделал ряд новых выводов: катакомбы начали строить не христиане и не для совершения литургии, а также не для укрытия в период гонений. Это языческие некрополи Рима, к-рые христиане использовали как кладбища во 2-й пол. II-V в., а с посл. четв. III до нач. IV в. как места поминальных служб и совершения литургии. Ранние христиане были членами хорошо организованных погребальных сообществ и происходили не только из беднейших слоев Рима; христианство и язычество в рим. обществе III в. тесно соприкасались. Де Р. видел в катакомбах неисчерпаемый источник сведений по истории, литургике, искусству. Не умея комплексно проанализировать массовый материал катакомб (керамику, светильники, монеты), он стремился к трезвой оценке этого источника (напр., отказался от трактовки погребального инвентаря как свидетельства мученичества), что является исключением в католич. науке сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/171753.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕРВИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ На левом берегу р. Москвы, ныне в черте Москвы; в наст. время - Патриаршее подворье РПЦ. Вопрос о времени возникновения обители Перервинский Никольский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Перервинский Никольский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Согласно преданию, П. Н. м. основан вскоре после Куликовской битвы 1380 г. как форпост на юж. рубежах Москвы. Достоверных археологических и письменных подтверждений существования обители ранее XVI в. не имеется. По устному свидетельству, в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. при рытье отстойника для слива отработанного масла гальванического производства у сев. фасада Никольского собора были обнаружены кольчуга и другие предметы, однако изучить эти находки не удалось ( Афанасьев и др. 2004. С. 392-393); систематических археологических исследований на территории не проводилось. К. А. Аверьянов обосновал т. зр., согласно которой в предании об основании Николо-Угрешского монастыря «спутаны два соседних одноименных монастыря»: Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь и П. Н. м., и, соответственно, легенду следует относить именно к П. Н. м. ( Аверьянов. 2007. С. 346-347), однако данная гипотеза широкой поддержки не получила, вызвав критику С. З. Чернова (см.: Чернов С. З., Гончарова Н. Н., Лебедева Е. Ю. Некрополь Николо-Угрешского мон-ря по данным археол. раскопок Никольского собора в 2004 г.//Моск. Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 153. Примеч. 4, 5). Мнение ряда исследователей о том, что П. Н. м. до XVI в. именовался «Никола Старый» (разбор см.: Леонид (Толмачёв). Состояние. 2012. С. 98-102; см. также: Юхименко. 2005. С. 88; Она же. 2011. С. 14; Аверьянов. 2007. С. 347 (у него «Никола Старый» в отличие от Угрешского Николаевского мон-ря)), не находит подтверждения в источниках, свидетельствующих, что так именовался не П. Н. м., а московский Греческий во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь в Китай-городе. Т. о., вопрос о времени основания П. Н. м. остается открытым.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

К сер. XX в. большинство зданий В. м. находились в аварийном состоянии. В 1959 г. решением Моссовета все учреждения и жильцы были выселены с территории мон-ря, комплекс построек передан Мин-ву культуры, разместившему там танцевальный ансамбль «Березка», филиал ГЛМ и Росизопропаганду. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1690–1694 гг., 1704–1706 гг. Фотография. 2004 г. Указом Президиума Московского городского Совета от 3 июля 1992 г. и распоряжением Президента РФ от 14 дек. 1994 г. комплекс В. м. передавался РПЦ (к 2005 часть помещений мон-ря занимают светские учреждения). В 1991 г. в настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации, с 1994 г. в кельях находился Российский Православный ин-т ап. Иоанна Богослова, ректор к-рого архим. Иоанн (Экономцев) одновременно является настоятелем В. м. и председателем отдела. В 1993 г. мон-рю был присвоен статус Патриаршего подворья. С 7 окт. 1992 г. в восстановленном Сергиевском храме В. м. совершаются регулярные богослужения. Первым ключарем и одним из клириков храма в 1992-1994 гг. был прот. Глеб Каледа . 14 окт. 1996 г. был освящен Покровский храм (все убранство выполнил из керамики худож. Г. В. Куприянов), 10 окт. 1999 г.- Толгский храм, в к-ром располагается баптистерий, 6 сент. 2003 г.- собор свт. Петра. В 2001 г. в св. воротах была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Среди святынь В. м.- ковчежцы с частицами мощей прп. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. 1684–1687 гг. Фотография. 2004 г. Архитектурный комплекс В. м. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Петра, митр. Московского. 1514–1517 гг. Архит. Алевиз Новый. Фотография. 2004 г. (1514-1517, зодчий Алевиз Новый), построенный на месте деревянного храма и монастырского некрополя XV в.,- первый образец нового для рус. зодчества столпообразного храма, центрическая композиция к-рого развивалась в московской архитектуре кон. XVII - нач. XVIII в., определив характерные черты мн. памятников нарышкинского барокко. 8-лепестковый нижний ярус увенчан световым восьмериком с граненым шлемовидным куполом, плановые «лепестки» перекрыты конхами; с сев., юж. и зап. сторон размещены входы в собор. Восьмерик декорирован пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI в. с 3 сторон собора располагались невысокие открытые крыльца; в посл. трети XVII в. к зап. порталу взамен прежнего было пристроено крыльцо со сводом на 4 столпах. В процессе ремонта 90-х гг. XVII в. вокруг храма была сооружена открытая галерея, узкие окна заменены широкими прямоугольными (в наст. время собору возвращен первоначальный вид).

http://pravenc.ru/text/161083.html

По-видимому, после 1352 г., когда черниговские земли вошли в Литовское великое княжество , территория совр. К. и Г. е. присоединилась к Киевской епархии . Эти земли стали частью гетманства, возникшего в результате освободительной борьбы укр. народа под рук. Б. М. Хмельницкого в сер. XVII в. и состоявшего под патронатом России; в 1708-1764 гг. Глухов являлся столицей гетманства и резиденцией укр. гетманов. В 1658 г. Киевский митр. Дионисий (Балабан-Тукальский) передал ряд протопопий Киевской епархии на территории гетманства, в т. ч. Глуховскую и Конотопскую, Черниговской кафедре. В 1688 г. Глуховская, Конотопская и Борзенская (Борзнянская) протопопии вернулись в состав Киевской епархии (в царской грамоте Варлааму (Ясинскому) , данной при назначении его на Киевскую кафедру в 1690, этот переход был подтвержден). В 40-х - 1-й пол. 50-х гг. XVIII в. Конотопская протопопия временно не существовала. Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в. Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в. В кон. XVI-XVIII в., особенно активно в период существования гетманства, на территории К. и Г. е. велось строительство деревянных и каменных храмов, создавались монастыри. Мн. храмы и обители на этих землях находились под покровительством укр. гетманов. В 1670 г. в Глухове появился девичий Спасо-Преображенский (впосл. Успенский) монастырь, в 1681 г. обитель была приписана к киевскому Вознесенскому мон-рю (см. Киевский во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) женский монастырь ), игуменией которого в кон. XVII в. являлась мать гетмана Украины И. С. Мазепы Марина Мазепа (игум. Мария Магдалина). Она приказала перенести Преображенский монастырь к Успенской ц. в Глухове, построенной ее сыном. Монастырь славился златошвейными мастерскими. В нач. XVIII в. был создан Гамалеевский Харалампиев монастырь, связанный с гетманом И. И. Скоропадским и его семьей и ставший некрополем Скоропадских. На Глуховщине вблизи с. Мутин в 1718 г. по разрешению гетмана Скоропадского была основана муж. пустынь во имя свт. Иоанна Златоуста; тут же на рубеже XVII и XVIII вв. действовала и жен. пустынь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Настоятелем Петропавловского муж. мон-ря близ Глухова в 1694-1699 гг. был свт. Димитрий (Савич (Туптало) ), написавший здесь 2-ю кн. «Житий святых». В Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни был создан особый церковный распев. В 1-й пол. XIX в. прп. Филарет (Данилевский) перенес софрониевский распев (вместе с монастырским уставом) в Глинскую пуст., где он в основных чертах сохранялся до закрытия обители в 1922 г. В Глухове родились выдающиеся церковные композиторы М. С. Березовский (1745-1777) и Д. С. Бортнянский (1751-1825).

http://pravenc.ru/text/1841978.html

С 22 сент. 1770 г. митрополит Киевский и Галицкий. Приехал в Киев лишь в февр. 1772 г., когда закончилась эпидемия моровой язвы. Г. заботился о материальном обеспечении Киево-Могилянской академии, о ее б-ке, поддерживал малоимущих учеников. Занимался усовершенствованием учебного процесса, составил письменную инструкцию о содержании учеников. Завещал для нужд академии 73 тыс. р. серебром. В Киевской митрополии Г. безуспешно пытался реформировать церковную службу в соответствии с нормами, сложившимися в великорус. епархиях, ввел штатное расписание для приходских церквей. 17 сент. 1783 г. погребен в Софии Св. соборе в Киеве . Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 109-109 об. Соч.: Уставления философские. СПб., 1743; Поучение об обрядах христианских, или Слово к народу кафолическому. К., 1779. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и киевской иерархии. К., 1825; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 20-21; Петров Н. И. Киевская академия в царствование Екатерины II (1762-1796)//ТКДА. 1906. Т. 2. 7. С. 453-494; 8/9. С. 582-609; Т. 3. 11. С. 245-297; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913; Титов Хв. , свящ. Стара вища ocbima в Kuïbcьkiй Ykpaïhi XVI - поч. XIX в. К., 1924; Хижняк З. I. akaдeмiя. К., 19812; Блажейовський Д. Киïвськоï церкви (861-1996). Льbib, 1996; Hikimehko Н. Niд покровом Св " ятоï Coфiï: Некрополь Coфiйcьkoro собору у К., 2000. Т. А. Богданова, В. В. Ластовский Иконография Гавриил (Кременецкий), митр. Киевский. Фотография с портрета. Нач. XIX в. (РГИА) Гавриил (Кременецкий), митр. Киевский. Фотография с портрета. Нач. XIX в. (РГИА) Сохранилось неск. живописных изображений Г., относящихся к периоду его служения в Киеве (хранятся в НКПИКЗ). Наиболее ранним является парадный портрет посл. трети XVIII в. из Киево-Софийского митрополичьего дома, где иерарх представлен стоящим на орлеце в интерьере с колоннами, облаченным в саккос, омофор и митру, с 2 панагиями на груди, с жезлом в правой и крестом в левой руке, рядом на столе - Евангелие, Распятие и книга. Судя по реалистически точной трактовке лица изображенного, портрет мог быть создан при жизни Г., не исключено, что в живописной мастерской Киево-Печерской лавры. По узнаваемой портретной характеристике к этому полотну близок поясной образ митрополита в лиловой архиерейской мантии и белом клобуке, нач. XIX в. Такой же тип облачения использован на 2 копийных портретах 2-й пол. XIX в. с неизвестного оригинала, идентичных по иконографии: внешний облик Г. воспроизводится с нек-рыми отличиями в деталях, панагия с образом Воскресения Христова, возможно, повторяет подлинную реликвию. Из Киево-Софийского митрополичьего дома происходит также поясное изображение XIX в. небольших размеров. Портреты из ризницы собора Св. Софии в Киеве и зала КДА указаны в справочнике Д. А. Ровинского .

http://pravenc.ru/text/161305.html

В 50-60-х гг. XX в. храмы реставрировались. В 1974 г. решением Моссовета постройки М. Р. м. были переданы МАРХИ для организации музея-заповедника древнерус. искусства и зодчества. Но здание древнего собора МАРХИ было передано лишь в кон. 80-х гг. XX в. В нем стали устраивать институтский музей. В 1989 г. Богородице-Рождественский собор был передан РПЦ, в нем состоялось 1-е богослужение. 19 июля 1993 г. по решению Синода М. Р. м. был возрожден как ставропигиальный. Первые монахини прибыли из Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В 1995 г. мон-рю переданы храмы свт. Иоанна Златоуста и сщмч. Евгения Херсонесского. В 1996 г. утвержден план комплексной реставрации монастырского ансамбля. В сент. 2005 г. М. Р. м. был включен в число исторических памятных мест, где проходило празднование 625-летия Куликовской битвы. В 2006 г. памятники обители включены в проект «Большое Золотое кольцо России». В 2007 г. на месте разоренного некрополя состоялась закладка часовни во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Обители принадлежат подворье в с. Фёдоровском Волоколамского р-на Московской обл., часовня в Москве в Столешниковом пер. С 2009 г. при М. Р. м. действует воскресная школа для детей и взрослых. В 2010 г. открылась бесплатная жен. 3-летняя церковнопевч. школа. Настоятельницей М. Р. м. является игум. Викторина (Перминова), духовником сестер был назначен прот. Борис Николаев (1913-2005). К 2017 г. в мон-ре проживали ок. 20 насельниц. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1501–1505 гг., перестроен в 1547–1550 гг. Фотография. Нач. XX в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1501–1505 гг., перестроен в 1547–1550 гг. Фотография. Нач. XX в. Был построен в 1501-1505 гг., после пожара 1500 г. До пожара здесь стоял каменный храм, остатки белокаменной кладки к-рого сохранились в вост. части фундамента собора. Новый храм пострадал во время пожара 1547 г. и к 1550 г. был восстановлен; в юж. его апсиде был устроен увенчанный главкой придел свт. Николая Чудотворца. Его постройку предание связывает с женой царя Иоанна IV Васильевича Грозного царицей Анастасией Романовной , почувствовавшей 1-е движение младенца во чреве в дороге напротив мон-ря или около собора.

http://pravenc.ru/text/2564212.html

Покровский храм, перестроенный в нач. XIX в., к середине того же столетия имел помимо верхних престолов (главного - Покрова Пресв. Богородицы, южного - апостолов Петра и Павла, северного - свт. Николая Чудотворца) еще и нижние: центральный - митр. Ионы с приделами во имя прп. Илариона и во имя прп. Нила Столобенского ( Снегирёв. 1863. С. 21, 24-25). Согласно справочникам сер. XIX в., верхний престол был освящен архиеп. Августином (Виноградским), а нижний, устроенный игум. Ионой, в 1825 г. освящен архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) ; приделы нижнего храма устроены в 1843 г. ( Смирнов. 2006. С. 143). Т. о., во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в монастыре было 2 храма с 9 престолами, в юго-восточном углу - каменный семинарский (позднее братский) корпус (1751) и дом причта (1836), а в сев.-вост. углу - настоятельский дом (20-е гг. XIX в.). В 1833-1853 гг. достраивались стены и башни. В 1834-1836 гг. за счет перестройки стен была расширена монастырская площадь, а в 1886 г. к обители был прирезан зап. участок. На этом участке разместился монастырский некрополь ( Смирнов. 2006. С. 16, 143-144). Некрополь на территории мон-ря. Фотография. 1917 г. Монастырь был устроен на территории исторически сложившегося кладбища, где хоронили «убогих» - бродяг и нищих, часто в общих ямах, что и обусловило его именование. Высказывалось предложение отождествить божедомское кладбище М. П. м. с действующим Калитниковским, находящимся к востоку от обители на территории старинных монастырских угодий (Там же. С. 15). Но совр. исследователи четко различают божедомское кладбище и внутренний монастырский некрополь, начало которого относят к 50-м гг. XVII в., «когда царь Алексей Михайлович возвел первые каменные постройки монастыря: два храма, шатровую колокольню, стены и башни» (Там же. С. 12; представляется возможным датировать эти каменные постройки и внутренний монастырский некрополь в рамках XVII в. более широко, чем время царствования Алексея Михайловича). Одни источники указывают на постриг и погребение протопопа Стефана Вонифатьева в Покровском монастыре «на Убогих домех», другие только на его кончину в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре ( Ромодановская Е. К. Стефан Вонифатьев//СККДР. 1998. Вып. 3: XVII в. Ч. 3: П-С. С. 500-501). Наиболее значительный участок некрополя находился к западу от основного комплекса монастырских зданий.

http://pravenc.ru/text/2564208.html

Х. Мат-лы для истории г. Пензы//Тр. Пензенской УАК. 1904. Кн. 2. Ч. 2; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Преображенская церковь//Губернский г. Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 30-33; он же. Спасо-Преображенский муж. мон-рь//Там же. С. 58-62; он же. Преображенская церковь//Губернский г. Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 165; он же. Спасо-Преображенский мужской мон-рь//Там же. С. 168-169; Тюстин А. В. Кладбище пензенского Спасо-Преображенского муж. мон-ря: Пензенский некрополь. Пенза, 1999; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 461, 575; Дусавицкая В. А. Спасо-Преображенский муж. мон-рь в Пензе//Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 114-116; Головина А. Ф. Великая благотворительница. Пенза, 2003. С. 13, 14, 52-53, 112, 114, 115; Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и труды сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Бахмустов С. Б. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологич. аспект. Саранск, 2006; Белохвостиков Е. П. Городской некрополь: XIX в.- 1916 г. Пенза, 2007; он же. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2011. 3. С. 36-40; 6. С. 36-41; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь: 325 лет. Пенза, 2014; Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений: (1917-1941). Пенза, 2007; Полосин Н. И. Организация правосл. духовного образования в Пензенской губ. в кон. 18 - сер. 19 вв.//Религия в истории нац. культур: Мат-лы обл. науч.-практ. конф. Пенза, 2010. С. 149-156; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы: История пензенских улиц: Улица Троицкая. Пенза, 2012. С. 37-44; Овсов А. Л. Описание соборов и церквей Пензенской епархии (1857)/Подгот. текста, вступ. ст.: А. И. Раздорский. СПб., 2013; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову/Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010