Закрыть Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!» Беседа с схиархимандритом Серафимом, служащим на языке Христа 24.04.2015 579 Время на чтение 9 минут Схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткобский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский - святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Они учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность. В Грузии, в 25 километрах от столицы находится ассирийское село Канда, где в монастыре в честь тринадцати святых ассирийских отцов служит ассирийский схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби) . Он второй священнослужитель в мире, который служит Божественную литургию на арамейском (язык, на котором говорил Христос Спаситель) языке. До этого на этом языке богослужение совершалось только в сирийском городе Маалюля. О том, как он выбрал этот путь и как стал священнослужителем, с корреспондентом портала Православие. Ru беседует батюшка Серафим. - Отец Серафим, расскажите, пожалуйста, как вы распознали Бога и как стали монахом - ведь у вас была семья и трое детей... - Когда мне было 10-11 лет, мама подарила мне детское Евангелие , которое я прочитал несколько раз, но тогда для меня это была красивая сказка, потому что всегда сомневался в существовании Бога. А когда я уверовал в Бога, то принял монашество. У меня была семья и трое детей. В 2001-м году моя жена тяжело заболела. Она была на восьмом месяце беременности. Врачи не оставляли нам надежды на спасение, они открыто сказали, что её спасти невозможно, что нужно думать, как спасти ребёнка.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Некресскому) Иоанну о добровольном обращении в крепостных (Там же. С. 361), в «Книге пожертвований монахини Елены Николаю Алавердскому» того же года (ПГП. 1970. Т. 3. С. 790-791), в грамоте 1749 г. Автандила Джавахишвили настоятелю мон-ря Натлисмцемели об отсутствии имущественных претензий к с. Чвироси (Исторические док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 371-372). Еп. Иоанн был участником церковных Соборов: 1748 г., на котором рассматривались нарушения в ГПЦ и пути их искоренения (подпись еп. Иоанна стоит в документе 11-й, между подписями цилкнели Христофора и урбнели Филиппа (ПГП. 1970. Т. 3. С. 798-804)), и 1762 г., где решались мн. вопросы епархиального управления и контроль за исполнением постановлений Собора был поручен алавердели Зинону, некресели Досифею и самебели Иоанну (Там же. С. 848-850). В 1752 г. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони ; 1744-1755, 1764-1788) наградил еп. Иоанна правом носить облачения из виссона (Там же. С. 823). По указу царя Картли Теймураза II (1744-1762), царя Кахети Ираклия II (1744-1762) и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Иосифа (1755-1764) от 29 марта 1760 г. мон-рь Натлисмцемели был выведен из юрисдикции самебели и переведен в ведение ниноцминдели (Там же. С. 843; Исторические док-ты Гареджи. 2008. С. 403). К. е., как и др. епархии Вост. Грузии, в XVII-XVIII вв. неоднократно разоряли персы и лезгинские племена (леки). Периодически ее объединяли с другими епархиями (напр., с Руставской в сер. XVII в.- Исторические документы Гареджи. 2011. С. 725), либо она оставалась вдовствующей (ПГП. 1970. Т. 3. С. 929). В 1765 г. указом царя Картли-Кахети Ираклия II (1762-1798) и католикоса-патриарха Антония I К. е. была упразднена. Ее территории были разделены по р. Иори (Там же. С. 916) и переданы в управление еп. Руставскому Доментию и митр. Ниноцминдскому Савве (Там же. С. 860). Царь Ираклий II (в документе ошибочно указан 1720) оставил митр. Савве следующее распоряжение: «Когда восстановятся церкви Самеба и Додо, должно им вернуть крестьян, поместья и украшения» (Исторические документы Гареджи.

http://pravenc.ru/text/1683957.html

113-114 114-115 АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV 115-117 АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) 117-118 118-119 АВДИЕС мч. Персидский (пам. 9 апр.) - см. Илиодор и Доса, священномученики, и др. мученики Персидские АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста) 119-120 АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока 121-122 АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ название рукописного сборника из собрания монастыря святого Креста в Фонте-Авеллана (Италия) 123-125 АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви 125-126 122-123 АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт 126-127 127-128 128-129 АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям 129-130 АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) 130-131 131-132 132-133 133-134 АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Грузии Николая VII ( Бараташвили ; 1561-1584), вместе с Алавердским, Бодбийским и др. архиереями Кахети старались выйти из-под власти Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата , однако сепаратистские стремления были пресечены и Некресские архиереи неоднократно присягали на верность католикосам-патриархам Вост. Грузии (ПГП. 1970. Т. 3. С. 268-269, 343-344). В материалах московского посольства в Кахети 1589 г. назван некресели еп. Иосиф. Там же сохранилось описание кафоликона: «Храм Успение Богородицы, подписан вес с золотом с красками. Образ месный Пречистые Богородицы обложен золотом с камением с дорогим, да образ Спасов месной же обложен серебром, позолочен, да образ другой Успение Пречистые Богородицы обложен серебром да позолочен, с камением, и иные образы многие, а числом не упомнить колко» ( Белокуров. 1889. Т. 1. С. CXXII). В 1-й пол. XVII в. Некресские епископы принимали участие в русско-груз. политических мероприятиях, в т. ч. переговорах: в 1605 г. архиеп. Захария встречал российских послов в Загеми; он же сообщил М. И. Татищеву и дьяку А. Иванову об убийстве царя Кахети Александра II его младшим сыном, омусульманившимся Константином (Там же. С. 484-485). В 1637-1640 гг. еп. Арсений участвовал в переговорах между царем Кахети Теймуразом I и представителями московского посольства. В отчетах кн. Ф. Ф. Волконского и дьяка М. И. Хватова говорится, что еп. Арсений - «брат удельному князю Муру, а большой брат их был у шаха бесермян». В источнике также описываются детали богослужения, к-рое совершал некресели, и др. Интересные сведения дает источник об архиерейском облачении некресели: «Платье кафтаны широкие суконные да клобуки по-гречески... (некресели вышел.- Авт.) в епанче в красной и чалмою голова повязана». Во время переговоров Алавердский, Некресский и др. архиереи сидели по правую сторону от царевича. Состояние Н. е. в тот период демонстрирует сообщение русских послов: «Посылал архимандрит Иосиф (бывш. архимандрит Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.- Авт.) свещенника Алексея да переводчика Ивана к епископу к Некресею, чтоб он приехал сам к нам в монастырь смотрить церковнаго правила на празник Похвалы Пречистыя Богородицы; а своим бы попом велел також по их чину то празднество нам объявить.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Т. 3. С. 929). Вскоре по приказу Теймураза II и с разрешения еп. Алавердского некресели Иоанн получил право облачаться в виссон (Там же. С. 755). Митр. Иоанна в документах называли «митрополитом Некресским и отцом Давид Гареджи» (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 361, 366, 373). Митр. Иоанн вел тяжбу с епископом Ниноцминдским, который окормлял пуст. Гареджи, за владение с. Акура ( Жордания. 1903. С. 97). Сохранилась грамота, в которой епископ Ниноцминдский Иосиф просил прощения у митр. Иоанна за всю причиненную «несправедливость» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 814-815). В 1746 г. царь Кахети Ираклий II (1744-1762) присоединил к разоренной Н. е. Греми с паствой ( Пурцеладзе. 1881. С. 40). После этого митр. Иоанн стал называться «епископом Некреси-города и города Греми и архимандритом Великой лавры Гареджи» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 804). В последний раз некресели Иоанн упоминается в документах, датируемых нач. 1751 г. (Ист. документы Гареджи. 2008. Т. 1. С. 387; Там же. 2011. Т. 2. С. 783). В том же году его перевели на Бодбийскую кафедру: в купчей грамоте от 11 нояб. 1751 г. и дарственной грамоте царя Картли Теймураза II (1744-1762) от 24 апр. 1753 г. Иоанн назван уже бодбели (Бодбийским архиереем) и отцом пуст. Давидгареджи (Там же. 2008. Т. 1. С. 389, 392-393). В 50-х гг. XVIII в. Некресскую кафедру занял еп. Досифей (Черкезишвили) . Впервые он упомянут в 1758 г. в связи с освящением уч-ща во имя свт. Василия Великого в Телави (Описание груз. рукописей. Т. 1. 1946. С. 55). Вскоре еп. Досифей учредил начальное уч-ще в Некреси. Царь Ираклий II так писал ему об этом: «В каком положении находится училище, знаете, что мне очень будет приятно, если Вы будете заботиться о нем усердно» ( Пурцеладзе. 1881. С. 40). Некресели еп. Досифей и его преемник - еп. Амвросий (Микадзе) (1794-1811) являлись видными церковными деятелями, оставившими существенный след в развитии культурной жизни Грузии кон. XVIII - нач. XIX в. Большое внимание они уделяли распространению грамотности и упрочению моральных устоев, подьему патриотического духа.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Ираклий II особенно заботился о заселении Н. е. и возрождении здесь сельского хозяйства ( Гильденштедт. 2002. С. 88). Царский указ от 1771 г. запрещал брать крестьян, принадлежавших Некреси, в течение 2 лет в малые походы из-за ведущегося в мон-ре строительства; разрешалось привлекать их только в походы в чужие страны или на Ахалцихе; также запрещалось взимать в течение 2 лет гос. налоги с продовольствия и вина. Эти подати некресели должен был направлять на нужды церкви ( Какабадзе 1967. С. 223). Вслед. участившихся набегов лезгин паства Н. е. сильно сократилась. К кон. XVIII в., как явствует из пояснения католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони ; 1788-1811) к ген. К. Ф. Кноррингу, власть некресели распространялась на 14 селений и 5 князей (ПГП. 1970. С. 1114; Наличный состав Грузинского Патриархата//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 531). Еп. Амвросий перенес архиерейскую резиденцию из разоренного мон-ря Некреси в Шилду, в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы ( Шилдели. 1895. С. 6-7). Эпиграфические памятники Шилды свидетельствуют об активной хозяйственной и строительной деятельности еп. Амвросия (Там же. С. 6; Барнавели. 1961. С. 133-134). По утверждению историка XIX в. П. И. Иоселиани, еп. Амвросий скончался в Тбилиси в 1799 г. ( Иоселиани. 1936. С. 258). Однако источники доказывают, что еп. Амвросий дожил до 1815 г. ( Нижарадзе. 2008. С. 31-32). В прошении жителей с. Агдгома в Шихиани на имя царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) от 14 окт. 1799 г. Некресским епископом назван Григорий (Нодаришвили) (ПГП. 1985. Т. 8. С. 577). Некресели Амвросий был, видимо, на нек-рое время по неясным причинам смещен с кафедры, но вскоре восстановлен. В 1801 г., после присоединения Грузии к Российской империи, царевич Давид предпринял попытку отстранить еп. Амвросия, обвинив его в «согласии с мятежниками» (Письмо от царевича Давида к католикосу Антонию от 7 февр. 1801 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 323), но, видимо, безуспешно. В 1802 г. еп. Амвросий вместе с тавадами (князьями) и иерархами Кахети подписался под прошением на Высочайшее имя о восстановлении Царского дома в Вост.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

1913. Т. 2. С. 34-35; То же// Какабадзе. 1967. С. 158; Дарственная грамота царя Кахети Александра II мцхетскому Светицховели, 1579 г.//ПГП. 1965. Т. 2. С. 199; Иммунитетная грамота мцхетских католикосских владений, 1392 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 180; Груз. документы IX-XV вв. 1982. С. 105; Грамота царя Грузии Александра I мцхетскому Светицховели, 1428 г.//Корпус груз. ист. документов. 2013. Т. 2. С. 151; То же, 1438-1440-е гг.//Там же. С. 208). Эти владения были освобождены от гос. повинностей (кроме воинской и охотничьей), а также от обязанностей по отношению к мон-рю Варцана и лавре Давидгареджи. Царским указом жителям Греми, Некреси и Шилда запрещалось требовать что-либо с этих земель (Грамоты царя Кахети Левана (1520-1574) и Александра II (1574-1601, 1602-1605) Светицховели, 1552 и 1585 гг.// Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 392, 423-424; Какабадзе. 1967. С. 161-162). Население во владениях Светицховели считалось паствой предстоятеля ГПЦ, но Некресские архиереи иногда оспаривали это положение. В XVI-XVIII вв. спор между католикосом-патриархом Вост. Грузии и некресели шел за право окормлять селения Пашаани и Ведзис-хеви; но церковные и гос. власти противостояли притязаниям некресели ( Хаханашвили. 1891. С. 85; Материалы. 1964. С. 164; ПГП. 1970. Т. 3. С. 955-957). Крестьянами и поместьями на территории Н. е. владели и др. архиереи ГПЦ: в 1568 г. царевич Теймураз, внук царя Кахети Левана, подарил еп. Бодбийскому Максиму крестьян в с. Сабуе (Док-ты по социальной истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 358); из документа 1784 г. выясняется, что Алавердские архиереи имели своих нацвалов (правителей) в Кварели (Грамота Николая, амбы Алавердского, азнауру Алавердского храма моураву Бежану Гелованидзе// Какабадзе. 1967. С. 367). Крестовому монастырю в Иерусалиме принадлежали сел. Агдгома и ц. Воскресения Господня (ПГП. 1985. Т. 8. С. 691-692). История Принятие христианства в качестве гос. религии Вост. Грузии (царства Картли ) (20-30-е гг. IV в.) было ознаменовано интенсивным церковным строительством на территории Гагмамхари.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Художественно-изобразительные средства произведений И. М. легли в основу груз. лит. языка и были широко использованы поздними авторами. Впервые М. Джанашвили отметил стилистические параллели в гимнах И. М. и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (эту тему также исследовали Г. Имедашвили, Н. Сулава). М. Тодуа изучила художественно-изобразительные средства в творчестве И. М. Ист.: Древнегруз. духовная поэзия/Сост.: П. Ингороква. Тифлис, 1913. Т. 1: Тексты VIII-X вв. С. 46-150; Микаел Модрекили. Гимны X в./Сост.: В. Гвахария. Тбилиси, 1978. С. 48-51, 60-67, 76-79, 82-87, 116-119, 120-121, 137-143, 226-228, 239-242, 248-250, 253-254, 265-267, 387-390 (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 334-337; Чвени саундже (Наше сокровище). Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 470-472 (на груз. яз.); Памятники древнегруз. лит-ры/Сост.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1978. С. 470-484 (на груз. яз.); Грузинская поэзия/Сост., ред.: С. Цаишвили. Тбилиси, 1979. С. 74-79 (на груз. яз.). Лит.: Имедашвили Г. «Витязь в тигровой шкуре»: Параллели в груз. гимнографии X в.//Лит. разыскания. Тбилиси, 1944. Вып. 2. С. 197-218 (на груз. яз.); Сулава Н. Руставели и древнегруз. духовная поэзия: Дис. Тбилиси, 1977. С. 23-24 (на груз. яз.); Кекелидзе. Древнегруз. лит-ра. 1980. Т. 1. С. 173-174; Барамидзе А. Г. Груз. лит-ра: V-VIII вв.//История всемирной лит-ры. М., 1984. Т. 2. С. 308-319; Тодуа М. Библейские мотивы и парадигмы в груз. гимнографии X в.: АКД. Тбилиси, 2001. С. 6-7, 22 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 417. Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик

http://pravenc.ru/text/471395.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Киево-Печерской лавре состоялась интронизация митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия 17.08.2014 17 августа 2014 года за Божественной литургией в Успенской Киево-Печерской лавре состоялась интронизация митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия , избранного 13 августа на Соборе епископов УПЦ Предстоятелем Украинской Православной Церкви . В богослужении, которое совершалось при большом стечении народа на площади перед Успенским собором, приняли участие: представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Волоколамский Иларион; представители Поместных Церквей: Константинопольской — митрополит Галльский Эммануил, Александрийской — митрополит Киринский Афанасий, Иерусалимской — митрополит Вострский Тимофей, Грузинской — митрополит Некресский Сергий и митрополит Потийский и Хобский Григорий, Сербской — епископ Моравичский Антоний, Румынской — митрополит Тырговиштский Нифон, Болгарской — митрополит Русенский Наум, Элладской — епископ Христианупольский Прокопий, Польской — архиепископ Люблинский и Холмский Авель, Чешских земель и Словакии — архимандрит Серафим (Шемятовский), Православной Церкви в Америке — епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил и епископ Квебекский Ириней, а также архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), епископат и духовенство Украинской Православной Церкви. По малом входе старейший по хиротонии член Священного Синода Украинской Православной Церкви митрополит Одесский и Измаильский Агафангел зачитал определение Собора епископов Украинской Православной Церкви об избрании митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, а председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион огласил грамоту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с благословением митрополиту Онуфрию на вступление в должность Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/news/17589.html

Начитанность пр. Нила в творениях свв. отцов была так велика, что он часто говорил словами их. В своей жизни св. подвижник отличался крайней нестяжательностью и трудолюбием. Он принимал деятельное участие в постройке храма, братских келлий и проч.; им самим были выкопаны пруд и колодезь (вода из которого считается целебной). Высокая святость жизни поставила старца Нила для своего времени на самую высокую степень уважения. Его знали и почитали современные ему русские иерархи, и он принимал участие на соборах 1490 и 1503 г. (см. ниже о Соборах). Избегая «чести и славы века сего». пр. Нил перед своей кончиной заповедал своим ученикам бросить его тело на съедение зверям и птицам, а если они этого не сделают, то ископать ров на том месте, где он жил, и похоронить его без всяких почестей. Скончался он в 1508 г., достигнув 75-летняго возраста. Мощи его в его обители (см. Новгор. еп.). Грузин. – Пр. Зедазнийского, начальника 12 (по иным, 13) Сирийских отцов и учеников его: Исе, епископа Цилианского (2 дек.), Авива , епископа Некресского (29 нояб.), Iocuфa, епископа Алавердского (15 сент.), Шio Мгвимского (9 мая), Давида Гареджийского (в четверток 7 нед. по Пасхе), Ahmohiя Марткобского столпника (19 янв.), Фаддея Степанцминдского, Пирра Бретского, Зенона Икалтского, Михаила Улумбийского, Исидора Самтавийского, Стефана Хирского. Пр. Иоанн сиял подвигами в Антиохии Сирской в начале VI в. В это время Грузия была обуреваема огнепоклонниками. По повелению Богоматери, явившейся в сонном видении пр. Иоанну, он, вместе с 12 своими учениками, избранными по жребию, пришел в Грузию и там все они много потрудились над распространением и утверждением веры Христовой. Сначала св. Иоанн был в Мцхете и здесь ревностно утверждал народ в вере Христовой. Затем чрез три года, по указанию свыше, поселившись на горе Заден (или Зедадзен, в 8 верстах от Мцхета на северо-восток), он, как это было ему указано в видении Божьей Матерью, одну половину своих учеников послал в Карталинию, а другую – в Кахетию, а сам остался подвизаться на горе, наблюдая за подвигами посланных им проповедников и руководя ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010