Старая Тушка. Неизвестная старообрядческая моленная. Федосеевская моленная. Часовня. Действует.   Год постройки:1882. Адрес: Кировская область, Малмыжский район, с.Старая Тушка. Координаты: 56.744234, 50.506869 Проезд:Трасса Р-169, участок Уржум-Малмыж. Приблизительно через 57км. от Уржума, левый поворот на Старую Тушку. От поворота 7км. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ...В тот период в Малмыжском уезде существовала только одна старообрядческая молельня, разрешенная правительством, - в селе Старая Тушка Малорожкинской волости. Она была открыта в 1882 г. для старообрядцев-федосеевцев... На протяжении всего XIX столетия отстаивали свои права старообрядцы села Старая Тушка. Это был один из наиболее крупных центров староверия Малмыжского уезда и всей Вятской губернии. Старообрядческая молельня появилась там еще в начале XIX в. За ней строго наблюдали как светские власти, так и духовное начальство. Они регулярно осматривали молельный дом на предмет проведения староверами каких-либо исправлений, поскольку последнее было запрещено законом. Документы судебного дела 1844 г. позволяют воссоздать внешний облик старообрядческой молельни. Это было деревянное здание на каменном фундаменте, высота которого составляла 4 сажени, длина - 10, а ширина - 3 сажени. Скатную тесовую крышу молельни венчал деревянный крест, обитый жестью. Окна располагались в два яруса, причем в первом из них они были защищены железными решетками. В молельне имелось два входа: с передней стороны и с левого бока. Перед первым стоял высокий деревянный столб с небольшой крышей, под которой висела чугунная доска с молотом для призыва верующих на богослужение. Внутри молельни находились две большие комнаты. Одна - трапезная - состояла из двух половин (для мужчин и для женщин), другая также делилась на две части и предназначалась для богомоления. Собственно служба совершалась в мужской половине второй комнаты, отделенной от женской стеклянной дверью.

http://sobory.ru/article/?object=42709

Амбурское, урочище. Моленная Амбурского старообрядческого скита. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная часовня.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. В 1975 году перестроена в жилой дом.. Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, урочище Амбурское (быв. дер. Амбурские, быв. Амбурский старообрядческий скит) Координаты: 64.397597, 39.93356 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Затерянный мир скита В последнее время в нашей прессе стало модным писать о староверах, скитах и прочей древности - это своего рода духовный экстрим, что-то далекое, непонятное. Только вот правды в таких «писаниях» зачастую не найти. На карте, составленной и подготовленной к изданию ГП «Аэродезия» в 1995 году и повторно отпечатанной в 1999-м, отмечено – «Амбурское нежилое» и ниже – крестик, обозначающий церковь. Амбурский скит мало изучен, хотя он представляет серьезный интерес для тех, кто занимается историей старообрядчества в Поморье. Кроме недавно переизданной известной книги К. Гемп «Сказ о Беломорье» и брошюры В. Виткова «Архангельск старообрядческий 1666-2004», в которых кратко рассказывается об истории скита и его жителях, в разное время опубликовано несколько статей в газетах и журналах по материалам экспедиций. К сожалению, в них затронуты лишь отдельные стороны жизни скита, не дающие полной ее характеристики. Данные полевых изысканий, проводимых Л. Добрыниным, и случайные находки нынешних жителей дачного поселка Амбурское также могут многое рассказать о времени возникновения скита. Например, коллекция монет, собранная Леонидом Федоровичем и переданная в дар городскому музею. Самые древние из них – две спекшиеся монеты 1730-х годов были найдены под последним венцом одной из сгоревших старинных изб. В прежние времена было принято помещать монеты под кладку дома – «на счастье». На основании архивных данных и археологических находок можно с уверенностью сказать, что скит был основан во второй половине XVIII века. Я склоняюсь к той точке зрения, что вначале были основаны мужской и женский скиты, а уже в XIX веке Амбурский скит стал преимущественно женским.

http://sobory.ru/article/?object=56838

Москва. Неизвестная старообрядческая моленная в доме Морозова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Архитектор:Д.Н. Чичагов, Ф.О. Шехтель Адрес: Подсосенский пер 21 стр 3. Координаты: 55.756103, 37.654362 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Усадьба Морозовых Усадьба Морозовых, архитектор Д. Н. Чичагов.Архитекторы отдельных построек и интерьеров — Ф. О. Шехтель, И. Е. Бондаренко. Интерьеры расписаны художником М. А. Врубелем. Главное здание, судя по деталям дворового фасада, имеет в своей основе дом усадьбы 1730-х гг. В 1839 г. владение перешло к промышленникам Морозовым. В 1879 г. был построен двухэтажный с антресолями особняк (арх. М. Н. Чичагов) для Викулы Морозова, родоначальника морозовской ветви «Викуловичей», владельцев Орехово-Зуевской мануфактуры. Фасад здания обильно украшен лепниной, в центре по обе стороны парадного входа стоят атланты, поддерживающие балкон. Интерьеры поражают разнообразием и причудливостью, что отличало многие особняки богатого купечества, приобщавшегося к культуре. Все парадные залы отделаны в разных стилях с применением мрамора, редких сортов дерева, инкрустации. В ряде помещений устроены сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой. В создании интерьеров принимали участие такие мастера, как Ф. О. Шехтель и М. А. Врубель, оформившие готический кабинет с библиотекой на хорах, приемную, будуар в стиле рококо. В особняке шесть лестниц, каждая из которых — произведение искусства. Массивная ограда с воротами в своих деталях повторяет элементы декора главного дома. Последний владелец усадьбы, Алексей Викулович Морозов, был страстным коллекционером. Его собрания старинного фарфора, серебра, икон, гравированных и литографированных портретов были представлены в особняке.

http://sobory.ru/article/?object=25414

Неизвестная Россия из старообрядческих коллекций Спасо-Андроников монастырь Выставочный зал настоятельских палат Андроникова монастыря собрал представителей всех согласий христианской старообрядческой Церкви - от поповцев до федосеевцев, от иерархов РПСЦ до простых прихожан, а так же коллекционеров, исследователей в области древностей. В музее древнерусской культуры Андрея Рублева открылась выставка «Следуя отеческим преданиям», в которую вошли памятники православной культуры XIV-XX вв, сохраненные и созданные старообрядцами. ИСТОРИЯ В 11 ЛЕТ Богоматерь Одигитрия. XV в. Фессалоники Но прежде чем пригласить зрителей в залы музея, кураторы и организаторы выставки вспоминали, с каким трудом и любовью собирались материалы. И настойчиво обращались к новоизбранному митрополиту РПСЦ Корнилию с просьбой допустить музейщиков до церковных коллекций Рогожского кладбища и старообрядческих моленных. Увещевали потомков известного коллекционера Солдатенкова хоть на самый короткий срок предоставить музею Андрея Рублева собрание предка. Еще пели. В унисон знаменным распевом пели студенты старообрядческого духовного училища метрополии Рогожского кладбища. И трио - многоголосно представители федосеевской общины Преображенского кладбища. Это формальное для музейщиков противопоставление двух течений старообрядчества отчасти поддерживалось и музейными экспонатами. Так старинные гравюры с изображениями Рогожского и Преображенского кладбищ весели строго друг напротив друга. Но в деле собирания, сохранения и, наконец, представления на суд зрителей памятников православной культуры, равны и федосеевцы, и поповцы. Возможно поэтому подписи к гравюрам были перепутаны. Впрочем, возмущение хранителей древлего благочестия было не долгим. Музейщики подчеркивали, что выставка открывается не только в канун праздника иконы Казанской Божьей Матери, что почетно для всех, но в юбилейный год: в столетнюю годовщину принятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (законодательный акт был принят 17 апреля 1905 года). Цитировали известного искусствоведа Петра Муратова, сказавшего, что после принятия закона старообрядчество получило возможность открыто существовать. И как следствие, по всей стране началось строительство новых храмов. «Там, где к постройке храма имел отношение старообрядец, любивший и ценивший древнюю икону, - писал Муратов, - явилась возможность церковного украшения в ином духе, чем тот, который был привычен для русского общества, посещавшего бесчисленные елизаветинские, екатерининские церкви…». Интерес к древностям возрастал на глазах и параллельно появилось целое течение собирателей-старообрядцев. Достаточно вспомнить Рябушинских.

http://pravoslavie.ru/399.html

Нижний Новгород. Молельный дом старообрядцев Белокриницкого согласия при особняке Д. В. Сироткина. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Год постройки:между 1913 и приблизительно 1915. Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Минина, д. 8А Координаты: 56.328814, 44.012307 Проезд:Общественным транспортом до остановки " Площадь Минина и Пожарского " , затем немного пройти пешком по улице Минина до района Художественного музея. Вопрос модератора :неизвестно посвящение. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ... Приобретя в конце 1912 года у Араповской каменный дом на Жуковской улице, Сироткин приступил к его реконструкции для приспособления под домовую старообрядческую церковь. Как известно, в 1906 году указом императора Николая II старообрядцам было даровано право свободно исповедовать отеческую веру, а значит, и строить древлеправославные храмы и моленные дома. По всей России тогда развернулось строительство. Только за семь первых лет (к 1913 году) старообрядцы выстроили более пяти тысяч храмов и моленных. Однако представители господствующей Церкви всеми доступными средствами сопротивлялись воплощению императорского указа в жизнь. Все это ярко иллюстрируют материалы переписки Нижегородской духовной консистории с нижегородским губернатором по вопросу " о постройке старообрядцем Сироткиным церкви " . Священник близлежащей Георгиевской церкви Николай Авров в своем обращении от 14 февраля 1913 года на имя епископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима сообщал: " В районе прихода Георгиевской церкви, по Георгиевской площади, местным старообрядцем австрийского священства Сироткиным приобретены дома гг. Добронравовой и Араповской. В одном из них, в бывшем Араповской, Сироткин устраивает двухсветный зал, который будет приспособлен под домовую старообрядческую церковь. Подготовительные работы уже начались, разрешение на реставрацию дома имеется. Означенный дом, находясь на углу Жуковской улицы и Георгиевской площади, отстоит от Георгиевской церкви в 33 саженях. Прошу преподать мне архипастырское разъяснение, может ли в таком близком расстоянии от православного храма находиться инославный, хотя бы и домовой храм " .

http://sobory.ru/article/?object=45914

Вольск. Часовня Животворящего Креста. Львовская часовня (старообрядческая) /// Епархия неизвестна Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Животворящего Креста Год постройки:приблизительно 1800 - 1810. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Вольск, сквер между улицами Максима Горького и Революционной Координаты: 52.049615, 47.383589 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Львовская часовня – ныне закрытый старообрядческий вольский храм. Здание расположено в сквере между улицами Максима Горького и Революционной. В начале XIX столетия при губернаторе П. У. Белякове и богатом покровителе раскольников В. А. Злобине вольское старообрядчество переживало расцвет и активно строило храмы. Одним из них была так называемая Львовская беглопоповская часовня, самовольно открытая в 1800-х годах. Под неё на имя брата Льва старовер Семён Расторгуев выкупил на Безымянном ключе каменную солодовую Яковлева, которую затем реконструировал, надстроил главы и установил крест. В 1809 году епископ Моисей узнал о строительстве храма и потребовал оформить его официально, выразив готовность закрыть дело задним числом. Расторгуев сначала открестился от " моленной " , но к концу года всё же зарегистрировал часовню, после чего в ней начали открыто совершать богослужения. С переходом престола к Николаю I и началом гонений на раскол Львовская часовня продолжала работать и лишь ненадолго закрывалась в 1829 году. Число её прихожан достигало 10 тысяч, а священник-настоятель Прохор имел разрешение правительства на отправление служб. Когда в 1844 году Христорождественскую церковь отдали единоверцам, Львовская часовня фактически стала главным старообрядческим храмом Вольска. На тот момент она представляла собой небольшой, прекрасно отделанный снаружи и внутри каменный храм с резным иконостасом, древними иконами высокого письма и одним престолом без антиминса. В том же 1844 году власти распорядились закрыть Львовскую часовню и снять с неё кресты, но богослужения, вопреки запрету, продолжались вплоть до 1853 года. Окончательно закрыли часовню из-задовольно казусного случая: пьяный попечитель Гринин (курировал храм после смерти Расторгуева) устроил дебош, упал с паперти и расшибся, после чего наклеветал на часовню полиции и православному духовенству. Несмотря на приставленный караул, часть утвари была вскоре ночью похищена.

http://sobory.ru/article/?object=57841

Губино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. По устным преданиям, Губино (в прошлом - деревня Губинская) существует около 300 лет. Название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и властью старообрядцы. В те далекие годы Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев-помещиков: Измайловскую, Николаевскую, Александровскую. После 1861 года сюда переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы. Тихон Александрович Кокунов вскоре построил одноэтажный кирпичный корпус для ткацкой и красильно-аппретурной фабрики с керосиновым освещением. Серапион Александрович Кокунов открыл ткацкую фабрику в двухэтажном корпусе. Всего у Кокуновых на фабриках было 250 ручных станков. Кузьма и Степан Кокуновы владели торфяными машинами. Промышленная добыча торфа в окрестностях Губина началась в 1913 году. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам. Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня - икона Казанской Божией Матери. Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

http://sobory.ru/article/?object=12137

Зимний дом Носовых. М. Семеновская улица, 1, стр. 1. Василий Носов, глава семейной фирмы, выстроил этот двухэтажный дом в начале 1880-х годов на каменном фундаменте 1870-х, по проекту архитектора П. Щеголева. К дому примыкал огромный сад. Когда его сын Василий вырос и женился на Евфимии Рябушинской, старик Носов переселился в другой дом усадьбы, разделил сад пополам, а свой особняк оставил молодым. Эмансипированная супруга Василия стала подлинной хозяйкой дома. Носова стала превращать купеческий дом в изысканный салон «серебряного века». Ее мечтой было, чтобы «выдающиеся и нравящиеся ей современные русские художники в этом доме сделали нечто». Интерьеры в 1907 году был приглашен заново отделать будущий классик советской архитектуры Иван Жолтовский. В реконструкции дома поучаствовали также Лев Кекушев и гражданский инженер А. Агеенко, пристроивший к нему левое крыло. Внешний вид дома не изменился с 1910-х годов. Внутри Жолтовский создал парадный мраморный зал с колоннами коринфского ордера и огромными зеркалами. Расписывать стены парадной столовой в 1911 году Носова пригласила В. Серова. Он сделал 29 эскизов на тему «Диана и Актеон», но смерть от сердечного приступа помешала Серову закончить работу. На помощь пришли живописцы С. Судейкин и Н. Сапунов. Парадную лестницу дома оформлял в 1912–13 годах М. Добужинский, которого Носова предварительно отправила в командировку в Италию для ознакомления с первоисточниками. Фреска Добужинского в была выполнена по образцу росписей дворца Козимо Медичи во Флоренции. В 1940 году ее закрасили, но предварительно заклеили бумагой. Когда в начале 1970-х покрытие удалили, фреска оказалась как новая.Особняк в Москве полушутя стали называть «дворцом Козимо Медичи», а Евфимию Носову, уже всерьез – «хозяйкой модного салона, привлекавшего виднейших живописцев и писателей». Со временем Носова собиралась передать особняк со всем художественным содержимым в дар городу Москве и сделать его музеем. Осенью 1917 года, опасаясь реквизиций, Носова передала все художественные богатства в Третьяковскую галерею и вскоре уехала за границу. А в ее доме в 1917 году уже работала бесплатная столовая для 2500 красногвардейцев и рабочих. До 1935 года национализированный дом Носовых сохранялся в неизменном виде, благодаря тому, что в нем был открыт Пролетарский музей Благуше-Лефортовского района. Но затем особняк отдали под районный Дворец пионеров, подвергли перепланировке, увезли куда-то зеркала и люстры. С 1962 до 1997 года в доме вновь поместился «Музей краеведения Первомайского района». С конца 1990-х годов дом стал практически недоступен. Судьба интерьеров «серебряного века» неясна, известно, что часть росписей и отделки утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=25377

Володино. Неизвестная старообрядческая моленная. Volodinas vecticbnieku kopienas lgšanu nams Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Латвия, Аугшдаугавский край, Лауцесская волость, Володино Volodina, Laucesas pagasts, Augšdaugavas novads, Latvija Координаты: 55.813628, 26.586383 Проезд:По шоссе Даугавпилс - Силене, поворот направо, на Мирный Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Володинская община – одна из самых древних в Даугавпилсском районе. Время ее основания по разным источникам – 1660 или 1629 годы. До нас дошло изображение только последней моленной, которая была построена, вероятно, после 1905 года и сгорела в 1964 году. Окружающий моленную ландшафт – просторные поля и луга. Рельеф постепенно повышается к месту, где стоит моленная – это самое высокое место в округе. Здесь, вокруг четко ограниченной зелеными насаждениями травяной площади, сформировался комплекс зданий старообрядческой общины: моленная, причтовый дом, хозпостройки. Место, где стояла сгоревшая моленная, сейчас заросшее деревьями и кустарником, обозначено остатками ограды. Красивые бетонные столбы и трехчастные входные ворота говорят о благополучии былой жизни. Моленная была построена в традиционных для Даугавпилсского региона формах – с колокольней, «прорастающей» из единого объема храма. В настоящее время для нужд богослужений перестроен бывший причтовый дом. Над восточной частью здания сооружена глава с крестом. Общий облик приспособленной моленной вписывается в рамки старообрядческой традиции. Главное, что удалось сохранить - общее пространственное решение сельского центра духовной жизни. Если на старых фундаментах сгоревшего храма будет построена новая моленная, то существующие постройки не будут в этом помехой ни в техническом, ни в художественном смысле. Заботами того-же отца Терентия была создана «молельня» в деревне Володино (в 8 верстах от Двинска, в Земгалии). До сих пор Володинская община считается в Латвии одной из самых древних. На кладбище Володинской общины еще сохранился надгробный камень с фамилией родоначальника местной общины К. Н. Володина. В 1743 году близ местечка Скрудалино, в деревне Войте-нишках (Курляндия) – «устроися молитвенный храм благословением Феодора Никифоровича, купно и Афанасия Терентьевича», говорится в той же книге «Увещание».

http://sobory.ru/article/?object=10509

Марфино. Неизвестная старообрядческая моленная. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не позже 1910. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Псковская область, Опочецкий район, д. Марфино Координаты: 56.783282, 28.545611 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1822 г. в деревне Марфино, состоящей из двух дворов, местными жителями была построена старообрядческая моленная с разрешения губернского начальства. В 1827 г. производится арест владельца моленной в д. Марфино Федора Максимова, при этом сама моленная была разобрана земской полицией по предписанию Опочецкого земского исправника Субботкина, а по сути – по требованию Псковского архиепископа Мефодия. Моленная местными жителями через неделю после разрушения восстановлена, но без креста и «созывной» доски вместо колокола с дозволения властей. По более поздним источникам, якобы, дозволения не было получено, а точнее – не было получено возражения с стороны земского суда. В 1835 г. издан указ Синода от 5 ноября за 12228 о воспрещении жилые дома обращать в публичные раскольничьи молельни. В 1842 г. крестьяне направляют прошение в Псковскую палату государственных имуществ, о дозволении им избрать наставника, и о восстановлении в деревни Марфино моленной. Это прошение отклонили, а моленную опечатали. 1844 г. – крестьяне направляют прошение о снятии печати с молельни в деревне Марфино; подписано крестьянами (поименно) из деревень: Антоново, Марфино, Морозково, Хахулина, Рыжкова, Сидорово (из Граинской стороны), Пестово, Выжлова (Зубы), Лукино, Бличина, Сафоновой (Алидово), Аполье, Соснивицы, Малое Серебренниково, Зайково, Шлепиха; в том же году получен отказ. В 1849 г. опечатанную 7 лет назад моленную в Марфино разобрали и продали в пользу владельцев из д. Марфино и Соснивица за три рубля серебром.

http://sobory.ru/article/?object=59476

  001     002    003    004    005    006    007    008