1Мак.9:35 А Ионафан отправил брата своего – предводителя народа – и просил друзей своих, Наватеев, чтобы сложить у них большой запас свой. «Отправил брата своего…» Имя его называется в следующем 36 стихе: это был Иоанн. – «Предводителя народа…» – «Народ» ( " ο χλος) здесь в смысле «толпа», которую в данном случае составлял, отчасти, отряд для сопровождения «запасов», отчасти толпы стариков, женщин и детей, которым предполагалось дать убежище у наватеев (см. к V: 25). 1Мак.9:36 Но вышли из Мидавы сыны Иамври и схватили Иоанна и все, что он имел и ушли. Этот караван Иоанна был захвачен целиком и уведен «сынами Иамври из Мидавы», при чем сам Иоанн погиб (ср. ст. 42). Ο υο Αμβρ – т. е. «потомки Амври» – нигде более не упоминаются; Мидава – место их поселения – сначала аморитский или моавитский город, потом пограничный город колена Рувимова ( Hab XIII: 9 ), позднее опять в обладании моавитян, и тогда же, вероятно, был заселен наватеями, – до настоящего времени существует под этим именем в развалинах. 1Мак.9:37 После сих происшествий сказали Ионафану и Симону, брату его, что сыны Иамври торжественно совершают знатный брак и провожают из Надавафа с великою пышностью невесту, дочь одного из знатных вельмож Хананейских. Надаваф, Ναδαβθ – неизвестное место, с которым сближают местечко Nudeibe в Wady el-Butm. 1Мак.9:38–42 Тогда вспомнили они об Иоанне, брате своем, и вышли, и скрылись под кровом горы. Подняв глаза свои, они увидели: вот восклицания и большое приданое; навстречу вышел жених и друзья его и братья его с тимпанами и музыкою и со многими оружиями. Тогда бывшие с Ионафаном поднялись на них из засады и побили их, и много пало пораженных, а остальные убежали на гору; и взяли они всю добычу их. И обратилось брачное торжество в печаль, и звук музыки их – в плач. Так отмстили они за кровь брата своего и возвратились к болотистому месту у Иордана. «Возвратились к болотистому месту у Иордана…» Иордан перед своим впадением в Мертвое море по временам выступает из своих берегов. По свидетельству одного американца-путешественника, исследовавшего эту реку, Иордан затопил в одном месте оба берега на 12 футов глубины. Так как в этом месте восточный берег более покат, то разлившаяся вода образовала между рекою и горами на восточном берегу моря целую значительную бухту. Эта-то бухта, напротив Мидавы, и могла представлять τ λος – болотистое место на восточной стороне Иордана, где расположился Ионафан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Перед битвой Иуда и его братья «раскрыли книгу Закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов» ( 1Мак.3:48 ). Далее была совершена молитва , и после Иуда назначил командиров в свою армию. Однако, с отрядами Горгия Иуде сразиться так и не пришлось. Селевкидское войско было утомлено долгими поисками отрядов восставших в горах, так что к моменту сражения с иудеями, наёмники решили покинуть поле боя и бежали ( 1Мак.4:16–25 ). Затем Иуда смог отвоевать Иерусалим и очистить храм от «мерзости запустения», то есть от алтаря Зевса олимпийского. Жертвенник храма был разрушен, чтобы в будущем никто не мог сказать, что иудеи используют в богослужении осквернённый язычниками жертвенник. При этом камни жертвенника сложили на храмовой горе, «пока придёт пророк и даст ответ о них» ( 1Мак.4:46 ). Об ожидании пророка в эпоху второго храма хорошо свидетельствует Ин.1:21 , когда к Иоанну Предтече были посланы люди от храмовых священников с вопросом: «…что же? Ты Илия? Он сказал: Нет. Пророк? Он отвечал: Нет». Храм был освящён и восстановлён, в честь этого события был установлен специальный праздник – Ханука, который иудеи празднуют до сих пор, хотя смысл его изменился и теперь это праздник света. Неотъемлемая часть празднования – возжигание специальных ханукальных светильников. Далее? в 1-й Маккавейской книге рассказывается о противостоянии иудеев, отстроивших заново храм, и их соседей – язычников, желавших уничтожить восстановленную святыню. Начались широкомасштабные военные действия. Интересен рассказ о встрече войска Иуды в пустыне с племенем Набатеев. Согласно 1-й книге Маккавеев, эта встреча произошла мирно, «даже дружелюбно», так что Набатеи рассказывали Иуде всё, что знали о передвижении противников евреев и войска Симона, брата Иуды, которому тот поручил сражаться против язычников в Галилее. Далее описывается несколько сражений отрядов Иуды Маккавея с сирийскими отрядами военачальника Тимофея, нового полководца, отправленного подавлять восстание. Одно из главных столкновений двух армий происходило рядом с рекой, какой именно – ясности нет. Обращает на себя внимание стих 1Мак. 5:42 : «как только подошёл Иуда к потоку воды, то поставил при потоке народных писцов и приказал им, сказав: не оставляйте ни одного человека в стане, но пусть все идут на сражение». Скорее всего, под «народными писцами» должны пониматься чиновники, исполнявшие свои функции как в отношении гражданского населения, так и в отношении военных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

165-й г. э. Селевк. – 147 г. до Р. Х. – Упоминаемый здесь Димитрий есть Димитрий II, по прозванию Никатор (Арр. Syr. с 67), старший из двух сыновей Димитрия Сотера. Последний в начале войны с Александром отослал их к одному из своих друзей – в город Книд в Карии с большой казной, ut belli periculis eximerentur et, si ita fors tulisset, paternae ultioni servarentur (Just). Получив известие о большом ослаблении Сирии, благодаря чрезмерной роскоши и нерадивости Александра, Димитрий II нашел это время благоприятным для предъявления своих прав на «землю отцов своих» и с войском, собранным для него критянином Ласфеном, высадился в Киликии (Liv. I. с, lust. I с, Ios. Antt. XlII, 4, 3). 1Мак.10:68 Услышав о том, царь Александр весьма огорчился и возвратился в Антиохию. «Возвратился в Антиохию…». по-видимому, из Птолемаиды (ср. 57 ст.). 1Мак.10:69 И поставил Димитрий военачальником Аполлония , правителя Келе-Сирии, – и он собрал большое войско и расположился станом при Иамнии и послал к первосвященнику Ионафану сказать: Келе-Сирия – Κολη Συρα… – ближайшим образом так называлась низменная равнина между Ливаном и Антиливаном, но иногда это имя употреблялось так, что в нем мыслилась Финикия и Палестина до Рафии (у Поливия). В этом широком значении «Келе-Сирия» понимается и здесь. – Аполлоний – по-видимому, тот самый, который у Polyb. XXXI, 19, 6 и 21, 2 – упоминается как σντροφος и друг Димитрия I, во время его пребывания в Риме (вероятно, сын упоминаемого 2Mak III, 5–7 – Аполлония). Отсюда понятно, почему он так охотно объявил себя за нового претендента, сына своего друга Димитрия. 1Мак.10:70 ты только один превозносишься над нами, я же подвергся осмеянию и посрамлению через тебя. Зачем ты противостоишь нам в горах? «Я же подвергся осмеянию и посрамлению через тебя…», т. е. тем, что до сих пор позволил тебе оставаться на стороне Александра, между тем как давным-давно должен был тебя или подчинить законному царю (Димитрию II), или уничтожить. 1Мак.10:71–72 Если ты надеешься на твои военные силы, то сойди к нам на равнину, и там мы померяемся, ибо со мною войско городов. Спроси и узнай, кто я и прочие помогающие нам, и скажут тебе: невозможно вам устоять пред лицем нашим, ибо дважды обращены были в бегство отцы твои в земле своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

т. е. мерзость запустения, алтарь Зевсу Олимпийскому; об отсутствии пророка, которого жаждали в это время иудеи, говорит также 1Мак. Пс. 79 содержит целый ряд параллельных мест с 44 по 74; начинается он так: «Боже, пришли язычника в наследие Твое, осквернили храм Твой святой, обратили Иерусалим в груду развалин; отдали тела рабов Твоих на съедение птицам небесным, плоть праведников Твоих – зверям земным; они пролили их кровь, как воду вокруг Иерусалима, и некому похоронить их» (ср. 1Мак.7:17–18 : κατ τν λγον ν γραψε σρκας σων σου κα αματα ατν ξχεαν κκλ ’Ιερουσαλμ, κα οκ ν ατος θπτων 17 ). Автор псалма 59 находится в городе, осаждённом врагами. Враги эти – язычники; каждый вечер возвращаются они, воют, как собаки, и окружают город. Но не отвратился от Бога и не согрешил перед Ним осаждённый город. Псалом 83 призывает Бога на помощь против коалиции народов, которые пошли на Израиля, говоря: «пойдем и уничтожим их из числа народов, и не останется более памяти об Израиле. Ибо они согласились между собою в сердце своём, против Тебя союз заключили они: шатры Едома и измаильтяне, Моав и агаряне, Гевал, и Аммон, и Амалек, филистимляне с жителями Тира». Эта коалиция засвидетельствована в 1Мак.5:1–2 . Именно, когда Иерусалим попал в критическое положение, против него поднялись все враждебные Иудеям народы. Старинная терминология псалма есть не что иное, как поэтический приём, так как автор псалма обнаруживает прекрасное знание допленной литературы, и его язык пестрить арамаизмами, так что, следовательно, он не мог писать о событиях, имевших место до плена; кроме того, до плена о такой коалиции нет упоминания. Между тем в 1Мак, почти такая же терминология; там упомянуты: сыны Исава=Едом сыны Веана (арабское племя)=измаильтяне и агаряне; сыны Аммона=Аммон; язычники галаадские=Моав; наконец, Тир. Автор псалма прибавляет от себя ещё филистимлян, Ассура, амалекитян и другие народы, для усиления впечатления на читателя. Псалом 118 – хвалебная и благодарственная песнь Ягве по случаю победы над врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Не имея возможности в затруднительных случаях ни сами решить какое-либо дело, ни волю Божию узнать через первосвященника или пророка, иудеи оставляли свое решение до неопределенного будущего времени, «пока прийдет пророк и даст ответ» ( 1Мак.4:46 ); или «доколе восстанет пророк верный» (14:41). Очевидно, это была эпоха не только «глада» ( Ам.8:10–11 ), но и полного отсутствия слова Божия ( Ос.3:4–5 ). Не такова была эпоха появления канонических книг, начинавшихся словами: «тако глаголет Господь». В это время Господь уже не глаголал… Не имея таким образом среди себя богодухновенных мужей и не считая свое писание богодухновенным, писатель часто изображает разделяемую и им самим ревность о священных древних книгах. Если Иисус Навин (8:10), Исайя (34:16), и другие богоизбранные мужи (ср. Пс.11:7; 16:4; 32:4; 104:8; 118:16 …) дорожили Священными книгами и хранили каждое слово в них, то иудеи эпохи Маккавеев даже охотно шли на тяжкие мучения, чтобы сберечь от поругания и истребления свои Священные книги ( 1Мак.1:63; 2:48; 12:9 …). – Вообще во всем повествовании заметно как будто действие лишь одних предоставленных самим себе иудеев без непосредственного участия Господа: как будто действительно Господь закрылся от них «небом», воля Его сохранялась и возвещалась лишь в «книгах», и не так относился к ним, как при судиях, Давиде, Соломоне и т. п. Не видно также сохранения Господом «семени» жены ( Быт.3:15 ), т. е. Мессии, среди современных евреев. Все это чаяние, столь яркое и жизненное в канонических книгах ( 2Цар.7:14 ; 3Цар.2–3; 8–9 глл.), здесь заслонено и заглушено. И никто из богословов не ставит цель этой книги в какую-либо связь с мессианскими чаяниями, хотя описываемые лица не были чужды их ( 1Мак.4:46; 14:41 ). Но указывая и оттеняя существенные отличия рассматриваемой книги от канонических писаний, православный богослов не должен забывать и замалчивать, что по 85 апостольскому правилу «три Маккавейские книги» внесены в число «чтимых и святых» книг. Почему же в частности, первая Маккавейская книга внесена в это число? По суду отцов Церкви, вся книга и все повествования ее проникнуты религиозным воодушевлением ( 1Мак.2:7–20; 3:18; 4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1Мак.10:52–56 «я возвратился в землю царства моего и воссел на престоле отцов моих, принял верховную власть, сокрушил Димитрия и стал обладателем страны нашей. Я вступил с ним в сражение, и он разбит нами и войско его, и воссели мы на престоле царства его. Итак, заключим теперь дружбу между нами, и ты дай мне дочь твою в жену, и буду я тебе зятем и дам тебе и ей дары, достойные тебя». И отвечал царь Птоломей так: «счастлив день, в который ты возвратился в землю отцов твоих и воссел на престоле царства их. Ныне я исполню для тебя то, о чем ты писал, только ты выйди ко мне в Птолемаиду, чтобы нам видеть друг друга, и я породнюсь с тобою, как ты сказал». Птоломей зовет Александра для свидания в Птолемаиду. Очевидно (ср. 1 ст.), по одолении Димитрия он поселился в столице царства – Антиохии. Охотное согласие Птолемея породниться с Александром имело свои небескорыстные расчеты. Он надеялся этим путем возвратить себе прежнее влияние на дела Сирии, а при благоприятном случае вернуть снова и потерянные со времени Антиоха Великого провинции – Келе-Сирию и Финикию. Дальнейшие обстоятельства вполне оправдывают эти подозрения (XI гл.). 1Мак.10:57 И отправился Птоломей из Египта сам и Клеопатра, дочь его, и прибыли в Птолемаиду в сто шестьдесят втором году. 162-й год э. Селевк. – от осени до осени 151–150 г. до Р. Х. 1Мак.10:58–61 Царь Александр встретил его, и он выдал за него Клеопатру, дочь свою, и устроил брак ее в Птолемаиде, как прилично царям, с великою пышностью. Писал также царь Александр Ионафану, чтобы он вышел к нему навстречу. И отправился Ионафан в Птолемаиду с пышностью, и представлялся обоим царям и одарил их и приближенных их серебром и золотом и многими дарами, и приобрел благоволение их. И собрались против него мужи зловредные из среды Израиля, мужи беззаконные, чтобы оклеветать его; но царь не внял им. «Мужи зловредные… беззаконные…», т. е. отпавшие от закона Моисеева. 1Мак.10:62–67 И повелел царь снять с Ионафана одежды его и облечь его в порфиру, – и сделали так. И посадил его царь с собою и сказал своим правителям: выйдите с ним на средину города и провозгласите, чтобы никто не смел клеветать на него ни в каком деле и никто не тревожил его никаким делом. Когда клеветавшие увидели славу его, как он был провозглашаем и как облечен в порфиру, все разбежались. Так прославил его царь и вписал его в число первых друзей, и назначил его военачальником и областным правителем. И возвратился Ионафан в Иерусалим с миром и веселием. Но в сто шестьдесят пятом году пришел из Крита Димитрий, сын Димитрия, в землю отцов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.16:7 И разделил он народ, поставив конных среди пеших; конница же неприятелей была весьма многочисленна. Расположением своих войск, при неравенстве конницы, Иоанн обнаруживает в себе замечательно опытного и мудрого стратега: поместив свою конницу среди пехоты, он, во-первых, предупредил возможность того, что под напором подавляющей конницы неприятеля его конница пришла бы в беспорядок, который, несомненно, отразился бы беспорядком, а, может быть, даже и паникой, и на остальном войске – пехоте. Во-вторых, помещение конницы среди пехоты не только не мешало ему выполнить свою роль, но даже способствовало. Отделяемые нападавшей на неприятельскую конницу пехотой и, следовательно, малоуязвимые со стороны врага, внимание коего все должно было сосредоточиваться на ближайших рядах нападавших, всадники иудейские наносили неприятелю двойное поражение, пуская стрелы через головы своих же, и в тоже время – оставаясь угрозой врагу и защитой своих с тылу и фронта. Последняя Иудейская война с римлянами дала множество примеров подобной неистощимой изобретательности иудейского ума на чудеса борьбы, отваги и самоотвержения. 1Мак.16:8 И затрубили священными трубами; и Кендевей обратился в бегство и войско его, и пало у них много раненых, остальные же бежали в крепость. «Бежали в крепость…», т. е. Кедрон, как следует из контекста речи (XV: 39 и 41). 1Мак.16:9 Тогда был ранен Иуда, брат Иоанна; но Иоанн преследовал их, доколе не пришел в Кедрон, который он построил. «Доколе не пришел в Кедрон…». ως λθεν (слав. «дондеже прииде в Кедрон…») – собственно значит: до области Кедрона, – до того места, как надо входить в Кедрон ; следовательно, в отличие от русского и славянского перевода, здесь еще не содержится указания на вступление в сам Кедрон, а только в начинающиеся окрестности его (ср. XI: 73–74 и др.). 1Мак.16:10 И убежали они в башни, находящиеся в области Азота, но он сжег его огнем, и погибло из них до двух тысяч мужей; и возвратился он с миром в землю Иудейскую. Десять лет перед тем Азот был уже взят и сожжен Ионафаном (X: 84); очевидно, он успел опять обстроиться и теперь снова терпит недавнюю участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

-Ред.], Варсава­Иосиф: Деян. 1, 23 ), gentilicium [по роду] (Искариот) [Глубоковский не совсем точен: прозвище «Искариот» обычно считают указанием на место рождения, «из Кериофа», и Гримм приводит этот пример именно в данном смысле, «bezeichnet den Ort der Herkunft» (S. 727). -Ред.], либо в смысле прозвища для обозначения какого-нибудь свойства или качества известного лица (Иосиф Варнава: Деян. 4, 36 ). Но, во-первых, это не совсем верно, что видно из примеров: Гедеон­Иероваал ( Суд. 7, 1 ), 0зия­Азария ( 4Цар. 14, 21 ; ср. 2Пар. 26, 1 ) и сыновья Маттафии, Иоанн­Гаддис, Симон­Фасси, Иуда­Маккавей, Елеазар­Аваран, Иоанафан­Апфус ( 1Мак. 2, 2–5 ). Во-вторых, обстоятельства рождения первого евангелиста легко могли повести к тому, что он всегда был и Левий и Матфей. По более вероятному мнению, идущему от блж. Иеронима (De nominibus hebraicis, PL 23, 842), в основе имени Μαθθαος лежит корень [давать] и само оно через посредство происходит от формы (употребляющейся в талмуде Sanhedrin, 43а для одного из учеников Иисуса), которая есть сокращение [Мафнай] ( 1Езд. 10, 33, 37 ; Неем. 12, 19 ; в Септуагинте Ματθανα, Ματθανα, Ματθαν) и ­­ либо [Матфания] ( 1Езд. 10, 26, 27, 30, 37 ; Неем. 11, 17, 22; 12, 8, 25; 13, 13 ; 4Цар. 24, 17 ; 1Пар. 9, 15; 25, 4, 16 ; 2Пар. 20, 14; 29, 13 ; в Септуагинте Ματθανα, Ματθανα, Μαθαθ и др.), либо (Gesenius Н. F. W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testamenti. T. 2. Fasc. 2. Lipsiae, 1840. S. 929; Fürst J. Hebräisches und chaldäisches Handwörterbuch über das Alte Testament. Bd. 1. Leipzig, 1857. S. 806, s. h. v.) [Маттифия, Маттафия] ( 1Езд. 10, 43 ; Неем. 8, 4 ; 1Пар. 9, 31; 16, 5; 15, 18, 21; 25, 3, 21 ; в Септуагинте Ματθανας, Ματθαθας, Ματθανα). Но что бы ни было признано справедливым, значение везде одно и то же: «дар Божий», Θεδωρος, Θεοδρητος. Евреи любили выражать особенности в рождении своих детей какими-нибудь соответствующими прозваниями – вроде того как Иуда именуется еще Λεββαος ­ («сердце мое») и Θαδδαος ­ («прелести мои» [арамейское слово буквально означает «сосок груди».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

⇒ плена (III,3 и IV), «был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев» ( 1Езд. 7:6 ). Именно он был тем, кто восстановил значение С.П. среди возвратившихся из плена евреев. Ездра зачитывал Закон перед собравшимся обществом израильтян: «и читали из книги закона Божия каждый день» ( Неем. 8:18 ). Смиренный страданиями и осознанием своей вины, народ испытал такое потрясение, слушая Закон, что плакал, и ему пришлось напоминать о «радости пред Господом» ( Неем. 8:9,10 ). Пр. Осия сказал народу, что тот будет истреблен за недостаток ведения (Закона) ( Ос. 4:6 ). Израильтянам было свойственно с годами забывать Божьи установления (напр., ⇒ праздник Кущей не праздновался надлежащим образом уже со времен Иисуса Навина, Неем. 8:17 ), и для того чтобы постоянно напоминать о них, Ездра ввел регулярное чтение ветхозаветных писаний (⇒ Ездра, IV,3), что продолжало практиковаться вплоть до новозаветных времен: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем. 8:8 ). Этим Ездра воплотил на практике указание, данное во Втор. 6:6–9.12 . Очистит. воздействие на богослужение и на обычаи народа не заставило себя ждать (⇒ Плен, V); е) отношение ветхозаветной общины к С.П. непревзойд. образом выражено в славословии из Пс 1 , т.е. во введении к 150 псалмам, которые могут быть названы сборником молитв как ветхозаветного общества Израиля, так и новозаветной Церкви: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых... Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Если сердце человека укореняется в Божьем слове через постоянное и любовное общение с Ним, то оно в полной мере испытывает скрытое целит. воздействие С.П. (ср. Иер. 17:7–10 ; Евр. 4:12 ), делающее его поистине плодоносным; 2) во времена НЗ (см. ниже, III,Б и В,1): а) ИУДЕИ во времена Иисуса практиковали в своих ⇒ синагогах введенное Ездрой чтение С.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Непосредственно за проходом, на восток, проходил Chel или вал внутреннего двора, а выход из подземного прохода ворот приходился у самого юго-западного угла вала. Поместив, таким образом, храм ветхозаветный на одном юго-западном углу большой площади харам еш-шериф, Фергюссон замещает юго-восточный угол дворцом Соломона, а затем храмом и странноприимницами Юстиниана, а всю северную часть с нынешнею верхнею платформою считает древним царским некрополем, основываясь, главным образом, на своем оригинальном толковании топографических указаний книги Неемии. «Лестница города Давидова» ( Неем.12:37 ) соответствует арке Робинсона; здесь же был и «дом Давида» ( Неем.12:37; 3:16 ); несколько севернее лежал «выкопанный пруд» ( Неем.3:16 ), тот пруд Езекии, о котором говорится 2Пар.32:30 ; он лежал внутри города, против самого храма; в нем задерживали воду в городе, в случае осады. Следовательно, здесь же по близости лежали и гробницы Давида, упоминаемые Неем.3:16 . Близкое соседство гробниц к храму доказывается свидетельством Иез.43:7–8 , и еще более точно Иосифом Флавием, по описанию которого против крепости Антония, при северных галереях двора, был, между прочим, памятник на гробнице царя Александра («Bellum Judaicum», V, 7:3). Главною же гробницею на северной стороне храма была нынешняя пещера духов в Куббет ес-Сахра, где и в настоящее время предание указывает гроб Соломона. Отсутствие здесь особенных loculi, встречающихся в других иерусалимских гробницах, не только не противоречит такому значению пещеры, но и подтверждает его, потому что гробницам древнейших царей могла служить образцом разве только пещера Махпела. Со времени императора Константина эта гробница иудейских царей от Давида до Езекии была признана гробницею Богочеловека и местом Его Воскресения и сосредоточила вокруг себя те знаменитые постройки императора Константина в Иерусалиме, которые описаны у Евсевия (Vita Constant. III, 33–39). Нынешняя мечеть Омара или Кубет ес-Сахра есть подлинный анастасис Константина, а нынешние Золотые ворота – тот самый восточный вход базилики, в котором, по описанию Евтихия, молился халиф Омар 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010