#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Крестопоклонная неделя Святитель Тихон (Беллавин)   10:46 04.04.2016 309 Время на чтение 4 минуты Представляем вниманию читателей ранее не переиздававшуюся статью святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Она была написана в бытность им архимандритом Холмской духовной семинарии, что на территории современной Польши, и опубликована в журнале «Беседа», который издавался в Варшаве. Публикацию подготовила старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ХХ века ПСТГУ Наталия Александровна Кривошеева . Художник: Анри Жозе Арпиньи Вот и Великий пост. Четвертая неделя его называется «Крестопоклонною». Называется она так потому, что в третье воскресенье Великого поста на утрени выносится на средину храма для поклонения святой крест, который и остается здесь до пятницы. Зачем же это делает Святая Церковь? Путники, проходящие далекий и тяжкий путь, если находят на дороге ветвистое дерево, садятся под тень его, отдыхают здесь и затем, облегчившись и собравшись с силами, продолжают свой путь. Так и проходящим во время поста путь подвигов, трудов и лишений Церковь предлагает живоносное дерево креста Господня для «облегчения, прохлаждения и утешения их». Время поста есть усиленное время подвигов благочестия. Если когда, то именно в посту нужно распинать свою плоть со страстями и похотьми ее. Истинный пост в том и состоит, чтобы отчуждаться от всего худого, удерживать язык свой от всякого слова праздного, тем более слова гнилого и неподобного, оставить ненависть и ярость, удалить от себя все похоти и прихоти плотские. Удаление от этого должно составлять для нас не пост, не принуждение и труд, а дело самое подходящее, покой и радость. Но природа наша повреждена грехом и приучена нами к нарушению законов, а посему кто хочет быть свободным от грехов, для того это представляется делом далеко не легким. Чтобы подкрепить христианина в таких богоугодных трудах и подвигах, Церковь и предлагает в утешение и ободрение животворящий крест Христов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.2 из  5) Оглавление Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался от дьявола и ничего не ел в эти дни. Великий постпост в честь Самого Спасителя –  состоит из двух частей: Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней).  Страстная седмица установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Цель Великого поста — духовная, душевная и телесная подготовка к празднованию Пасхи. Великий пост был установлен в начале V beka. Великий Пост в годовом календаре Календарь Великого Поста История Великого поста Лестница Великого поста Монастырский Устав С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в Страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. По субботам и воскресеньям благословляется вкушение горячей пищи с растительным маслом. В остальные дни Великого поста предписывается строгий пост — сухоядение. Основы сухоядения Исключение составляют следующие дни: горячая пища с растительным маслом разрешается 22 марта (праздник 40 Севастийских мучеников), 18 апреля (Четверток Великого канона) и 2 мая (Великий Четверг), рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье, в Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса Плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15–16 часов). Устав в полной мере относится к монастырской практике. Мирянам не обязательно придерживаться всей строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма и таким образом определяют меру строгости своего поста. Православный пост: древность и современная практика Календарь питания по дням с 18 марта по 4 мая 2024 года Монастырский Устав Великого поста Седмица 1я Великого поста. 18 марта. Понедельник 1й седмицы. 

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

совершается во все дни Светлой седмицы . В эти дни повторяется пасхальное последование (с незначительными изменениями), соединяемое с воскресными последованиями Октоиха. Время от Недели Антипасхи до Вознесения называется попразднством Пасхи, однако пасхальное последование поется только в воскресные дни этого периода (кроме Антипасхи) и в день отдания Пасхи (в среду 6-й седмицы), соединяясь с обычным богослужением этих дней; в остальные дни попразднства Пасхи из пасхальных песнопений исполняются лишь отдельные тексты (тропарь Пасхи, тропарь «Воскресение Христово видевше» и др.). Общая структура памятей Г. п. б. к. т. о., включает: 1) подготовительный период к Великому посту (где свои службы имеют Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Мясопустная вселенская заупокойная суббота, Мясопустная неделя и Сырная седмица (уже являющаяся периодом предварительного поста), заканчивающаяся субботой Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, и Сыропустной неделей); 2) период Великого поста (состоящий из 6 седмиц, каждая заключается своей неделей: Православия, свт. Григория Паламы, Крестопоклонной, прп. Иоанна Лествичника, прп. Марии Египетской, Входа Господня в Иерусалим; кроме недель особыми днями являются субботы поста (в первую очередь 1, 5 и 6-я - вмч. Феодора Тирона, Акафиста и Лазарева), среда и пятница 4-й и четверг 5-й седмиц, а отчасти и будние дни 1-й седмицы); 3) период Страстной седмицы (к к-рому примыкают Лазарева суббота и неделя Входа Господня в Иерусалим); 4) период Пятидесятницы (открывающийся Светлой седмицей и продолжающийся затем еще 6 седмиц, каждая из к-рых начинается своей неделей: Антипасхи, жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, отцов VII Вселенского Собора; к особым дням периода Пятидесятницы относятся также праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня, дни отдания Пасхи, Преполовения и Вознесения, заупокойная Троицкая вселенская суббота); 5) сам праздник Пятидесятницы, его попразднство (включая понедельник Св. Духа на следующий день после праздника), отдание и Неделя всех святых.

http://pravenc.ru/text/165231.html

По словам А. Шмемана этот канон воспринимается «как покаянный плач, раскрывающим нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой» 66]. Великий пост (Святая Четыредесятница) включает в себя пять Недель и шесть седмиц. Отметим наиболее значимые празднества, совершаемые в этот период – Первая Неделя – Торжества Православия над ересью иконоборчества, установленного в Византии в первой половине IX века; – Третья НеделяКрестопоклонная, где на Утрене после пения Великого славословия совершается поклонение Честному Кресту по чину праздника Воздвижения – Четверг пятой седмицы – на Утрене полностью читается Великий канон преп. Андрея Критского , а также Житие преп. Марии Египетской – великой грешницы, которая путем покаяния поднялась на такую высоту совершенства, что уподобилась бесплотным ангелам. В народе этот день называется Марииным Стоянием – Суббота пятой седмицы – Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) На Утрене читается Акафист Божией Матери (акафист в переводе с греч. означает «неседальное пение»), в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII веке. Переходом от Св. Четыредесятницы к Страстной седмице служат Лазарева суббота и Цветоносная Неделя. Лазарева суббота, предваряя Вход Господень в Иерусалим посвящена чуду воскрешения Господом Иисусом Христом четверодневного Лазаря. Этим своим чудом Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу, и уверил Своих учеников, и весь народ в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия. Неделя цветоносная (неделя вайи или по русскому обычаю вербное воскресенье) посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим, куда Он шел чтобы принять страдания и мученическую смерть за род человеческий. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами ( Мф.21:1–11 ; Мк.11:1–11 ; Лк.19:29–44 ; Ин.12:12–19 ). Вход Господень в Иерусалим – переходящий двунадесятый праздник, совершающийся за Неделю до Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великий пост в 2016 году Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? 14 марта, 2016 Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? Великий пост в 2016 году начинается 14 марта и продлится до 30 апреля включительно. Великий пост в 2016 году пройдёт с 14 марта по 30 апреля. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав материал на этой странице сайта «Правмир». Великий пост в 2016 году: главные службы Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 14 по 17 марта в 2016 году, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского . По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров . После литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы поста 18 марта в 2016 году  будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона . В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия , 20 марта в 2016 году, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия. Во 2, 3, 4 субботы Великого поста  (26 марта, 2 и 9 апреля в 2016 году), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Третье воскресенье Великого поста, 3 апреля в 2016 году, — неделя Крестопоклонная , на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой. В среду 5 седмицы Великого поста, 13 апреля в 2016 году, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской . «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей. В пятницу на той же неделе, 16 апреля в 2016 году, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы) , на утрене читается акафист Божией Матери.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Вторая неделя Великого поста является памятью святителя Григория Паламы . Синаксарь этого дня излагает сложную и драматическую историю жизни свт. Григория и его борьбы с еретиками, насаждавшими учение, противное Православной Церкви. Не будем здесь излагать историю этих споров и суть учения свт. Григория; вспомним только, какое значение для этих споров имеет учение о Фаворском свете. И вот, в богослужебных текстах не раз появляются эти образы света и даже стихи на этот день, составленные Никифором Ксанфопулом, особенно обыгрывают это слово: «Света светлаго проповедника ныне воистинну велия, Источник Света к незаходимому водит Свету». Постоянно говорится о свете. А сам свт. Григорий именуется так: «Сей Божественнаго и невечерняго Света сын». А противник его – Варлаам – со свойственной богослужебным текстам эмоциональностью называется «зверем»: «Италийский бо зверь, калабрийский Варлаам...» – так о нем сказано в Синаксаре. Говоря о литургических темах первых недель Великого поста, нужно сказать, что память св. Григория является самой поздней по своему возникновению из всех недель Великого поста. Она установлена в 1376 г, конечно, по аналогии с литургической темой первой недели Великого поста. Если мы взглянем на эти два воскресенья, подумаем о том, какие празднования установлены для них, то мы должны будем сказать, что начало Великого поста ознаменовано особенно победными, торжественными воспоминаниями. Вспомним, каковы были темы подготовительных седмиц поста: мытаря и фарисея, блудного сына, Страшного Суда, изгнания Адама и Евы из рая – все это должно было бы взбодрить, встряхнуть, побудить к посту. Начинается пост, и праздники воскресные – удивительно победные, радостные и светлые. Очевидно, это соответствует замыслу, как мы должны проводить пост, и что нам полезно помнить, и как нам полезно праздновать в эти дни. Третья неделя Великого поста должна быть нами рассмотрена более подробно. Название этой неделиКрестопоклонная. В этот день совершается особенное богослужение, по своему содержанию и по своей форме ни на что не похожее, и такая служба, с изнесением Честнаго Креста и особенным поклонением ему совершается всего три раза в год. Когда мы рассматривали круг неподвижных годовых праздников, мы говорили о празднике Крестовоздвижения, 14 сентября по ст.ст., и вспоминали, что почти такая же служба совершается на Крестопоклонную неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». 6 марта, 2009 В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан. Песнопения: Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила. Тропарь Кресту [ 1.92MB ] Кондак Кресту [ 1.07MB ] Кресту Твоему [ 2.24MB ] Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА: Радуйся Живоносный Кресте [ 1.75MB ]. Проповедь в неделю Крестопоклонную. Митрополит Антоний Сурожский

http://pravmir.ru/nedelya-3-ya-velikogo-...

Третья неделя Великого постаКрестопоклонная: в воскресенье совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к самоподобну службы Крестопоклонной недели. Фото: stsl.ru В православной традиции в третье воскресение Великого поста происходит торжественное изнесение Честного и Животворящего Креста Господня из алтаря в центр храма для поклонения. После Крест остается в центре храма на протяжении всей седмицы. Считается, что Крестопоклонная неделя является самым торжественным днем Святой Четыредесятницы . Подобный чин совершается в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день памяти Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднование в честь Животворящего Креста Господня в середине Великого поста связано с перенесением подножия Креста из сирийского города Апамеи в Константинополь при императоре Юстине, о чем свидетельствуют рукописи Иерусалимской библиотеки XIII века . Богослужебные тексты третьей недели Великого поста красивы и возвышенны. Они изобилуют художественной персонификацией, аллегорией и противопоставлениями. Стоит проанализировать яркий пример употребления персонификации в богослужебном тексте – самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте». Самоподобен (греч. ατμελον) – богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику, мелодию и выступающее образцом для других. Знаменитые стихиры Кресту «Радуйся, Живоносный Кресте», написанные по образцу самоподобна пятого гласа «Радуйся, постников похвало», приводят нас к воспоминаниям о Крестной смерти Спасителя и одновременно о торжестве и победе над ней через Воскресение . Церковнославянский текст самоподобна службы таков: «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения; даруяй миру велию милость» .

http://pravoslavie.ru/138422.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Великий пост с журналом «Фома» Великий пост с журналом «Фома» Наступило время Великого поста. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с журналом «Фома». Несколько раз в неделю на сайте foma.ru и в нашей e-mail рассылке (подписаться можно здесь)  вас ждут полезные и вдохновляющие материалы к посту: напоминания про важные дни и особенные богослужения Великого поста,  учение Церкви о посте и покаянии, опыт святых и личный опыт современников, практические советы и разговор со священниками. Ниже вы можете найти публикации проекта прошлых лет и новые материалы к Великому посту этого года: Что не забыть: Страстная неделя день за днем О богослужениях и темах,  которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения на Страстной неделе. И о том, что самое важное не пропустить и как все успеть. 26.04.2024 Лазарева суббота и плачущий Христос: что нам дает осознать этот день, а что остается тайной? «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя»… Богослужения всех дней Великого поста зовут нас войти в ту реальность евангельских событий, которая сделает нас подлинными участниками грядущей Пасхи. Не случайно на утрене Лазаревой субботы поются песнопения, звучащие только на воскресном всенощном бдении — «Ангельский собор удивися» и «Воскресение Христово видевше». Апостол Павел говорил: Если нет воскресения мертвых,… 26.04.2024 Мариино стояние Предание о Марии Египетской передавалось из уст в уста, пока в VII веке его ни записал Софроний Иерусалимский. В память о покаянном подвиге этой святой во время «Марииного стояния» читают ее житие и Великий покаянный канон Андрея Критского — целиком. 16.04.2024 Среда Крестопоклонной недели: что происходит на экваторе Великого поста? «Средокрестье» — так когда-то в народе называли среду Крестопоклонной недели. День «преполовения Святой Четыредесятницы», экватор Великого поста. Половина пути пройдена. Уже. Или только еще … 09.04.2024 Сорок Севастийских мучеников

http://foma.ru/tag/vdohnovenie-na-kazhdy...

2я, 3я и 4я субботы Великого поста – это малые родительские субботы. В эти дни, в отличие от Вселенских родительских суббот (Мясопустной и Троицкой), заупокойная служба с поминовением усопших менее торжественная и полная. Она может отменяться, если на субботу придется праздник. Вторая неделя Великого поста посвящена памяти св. Григория Паламы , архиепископа Фессалоникийского. Свт. Григорий известен как защитник Православия и православной аскетики. Он боролся против ереси калабрийского монаха Варлаама, отвергавшего православное учение о Божественности и нетварности благодатного света, который иногда (например, на Фаворе) был видим людьми и который озаряет человека в результате усиленного подвига молитвы и поста. По своей сути это праздник торжества православного подвижничества над рационалистическими лжеучениями, отвергающими значение постного подвига (2, с. 164; 7, с. 239). В третью неделю Великого поста, которая носит название Крестопоклонной, совершается служба в честь Креста Господня. На Всенощном бдении после Великого славословия Крест торжественно износится на середину храма для поклонения. Этот день в середине поста установлен для ободрения и укрепления наших духовных сил, для напоминания о спасительных страстях Господних и о последовавшем за ними преславном Воскресении. Поэтому, прославляя Крест Господень, Церковь поет: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Поклонение Кресту повторяется также в понедельник и среду следующей, Крестопоклонной, седмицы на 1ом часе, вместо пения: «Стопы моя направи по словеси Твоему…» и в пятницу по окончании всех часов, перед тем, как он будет отнесен в алтарь. При поклонении Кресту поются всегда стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» В течение всей этой седмицы в богослужебных песнопениях прославляется Крест Господень (2, с. 164–165). В четвертую неделю Великого поста вспоминается прп. Иоанн Лествичник , изобразивший весь путь подвижнической жизни в своей замечательной книге: «Лествица духовная, возводящая на небо» и собственной высокой постнической жизнью, давший образец прохождения этого пути.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010