А возможно это для многодетной матери, у которой хозяйство, дети, кухня и все прочее? Нет. А возможно это для мужчины, который работает, который думает не только на работе, но еще и дома, у него звонки и письма? Нет. Тогда для кого? Вы скажете: для монахов. Но я отвечу, что нет. Потому что современные монахи трудятся, трудятся, трудятся и трудятся. У них послушание, у них график. Кто-то служит, кто-то на кухне, кто-то ездит по закупкам… Как же быть тогда? Как войти в Пост? Как включиться в этот огромный, может быть, очень сложный, очень динамичный, и, вообще то, не очень понятный мир Великого Поста? Что нужно для этого сделать? Оказывается, для этого нужна революционная вещь. Надо «выйти за двери своей обыденной жизни». «Закрыть дверь на замок, ключ положить в карман, и отправиться в иной мир, мир церкви, мир Великого Поста». И это два разных мира. Они по-разному устроены, и они создавались не друг для друга. Если вы думаете, что эти два мира совмещаются, то вы ошибаетесь. Они кое-где пересекаются, это верно. Они пересекаются в наших сердцах, они пересекаются в нашей семейной жизни, они пересекаются в наших смыслах. Но наша обыденная жизнь, которая наполнена работой, семейной ответственностью, заботами, родственными отношениями и так далее, она этот церковный мир в себя не принимает, он другой. Мне очень жаль, когда каждое воскресенье я вижу в храме целые православные семейства с множеством детей, с няньками, с бабушками, иногда с дедушками. Вот они все приходят в храм, дети причащаются, они все встречаются, они рады друг другу, они общаются, они что-то слушают и молятся. Но то, о чем мы с вами говорим, остается для них где-то в стороне. Кстати, по поводу Великого Поста есть одна интересная вещь — в воскресные дни Великий Пост практически уходит на второй план в богослужебном смысле. Октоих, то есть то, что читается каждый воскресный день в последовательности гласов от первого до восьмого, выходит на первое место. Поэтому по воскресеньям Великий Пост не очень ощущается. За исключением особенностей каждой недели. У нас Великим Постом каждая неделя особенная. Первая неделя была — Торжество Православия, почитание икон. Вторая неделя — свт. Григория Паламы, потом Крестопоклонная, преподобного Иоанна Лествичника, Марии Египетской и так далее. Но это лишь маленький «слой». А все то, что читается в Триоди Постной, когда большинство людей в церкви и не бывают, «воскресные прихожане» не знают. Это жаль, но это так.

http://pravmir.ru/velikij-post-ot-grechk...

Придите, верующие, будем во свете совершать дела Божии, будем ходить благоприлично, как днем; всякую несправедливую запись на ближнего отбросим от себя, не обращая затруднения к соблазну его; оставим благоугождение плоти, умножим благодатные дары души, будем давать нуждающимся хлеб, и с покаянием придем ко Христу взывая: Боже наш, помилуй нас. Тропарь св. великомученику Феодору Тирону Велия веры исправления : во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси душы нашя. В первое воскресенье Великого поста совершается Торжество Православия в память восстановления почитания икон при царице греческой Феодоре (в 862 г.). При этом торжестве, пред окончанием литургии, в кафедральных соборах, Церковь молится об обращении всех отступивших от православия и соблюдении в нем всех верующих, исповедует Апостольскую веру, анафематствует упорных врагов православия и возглашает вечную память мужественным его защитникам. Тропарь: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. В воскресенье третьей недели поста, на утрени, после великого славословия, выносится из алтаря на средину церкви крест и полагается на аналое для поклонения верующим. При сем поклонении поется песнь: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Церковь выставляет, в средине Четыредесятницы, верующим крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение кресту продолжается и на четвертой неделе поста — до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною. На пятой неделе, в четверг, на утреннем богослужении, читается весь канон св. Андрея Критского .

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

« Воскресения день!/Просияем люди!/Пасха! Господня Пасха!/Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам/Христос Бог нас перевел,/песнь победную поющих » — прямое упоминание Пасхи, «цели» Великого Поста. Христос на Кресте увел нас из смерти в жизнь. Теперь мы поем победную песнь.  « Придите, песнь воспоем новую,/разрушение ада празднуя:/ибо из гроба Христос воскрес,/смерть победив,/и спас вселенную » — ад побежден, мир спасен. « Только лишь было водружено/древо Креста Твоего, Христе,/– и поколебались основания смерти, Господи:/ибо Того, Кого алчно поглотил ад,/он отпустил с трепетом./Ты показал нам спасение Твое, Святой,/и мы славословим Тебя:/«Сын Божий, помилуй нас!» » — побеждены смерть и ад. « Уже пламенный меч/не охраняет врат Эдема,/ибо он чудесно связан/древом Креста./Изгнаны жало смерти и победа ада,/и Ты, Спаситель мой, предстал,/взывая во аде пребывавшим:/" Снова входите в рай! " »  — плененные адом люди  теперь освобождены и идут в рай.  « В сей день Неприступный по существу/доступным мне становится/и терпит страдания/Освобождающий меня от страстей;/подающий свет слепым/оплевывается беззаконными устами/и за пленников подставляет спину ранам » — здесь ярко показана вся парадоксальность Креста. Крест воссоединяет нас с Богом. Проповеди Смысл праздника раскрывается в ряде проповедей и лекций наших современников и праведников ХХ века: Проповедь отца Александра Меня Проповедь отца Дмитрия Смирнова Проповедь Сергея Сергеевича Аверинцева «О Кресте» Лекция Алексея Ильича Осипова «Крест и свобода» Проповедь митрополита Антония Сурожского Святые Отцы о Кресте Григорий Палама «Омилия XI» . Прошлая неделя была просвящена Паламе, поэтому обратимся сначала к этому великому богослову. « И, вот, земные цари ищут, чтобы их окружение было готово на смерть ради них, а Господь Сам Себя предал на смерть за нас; нас же, не ради Себя, но ради нас самих же увещевает быть готовыми на смерть ». Палама противопоставляет власть Креста и власть силы — любовь и подчинение, государство и Бога. « Итак, в этом сказывается Божия премудрость и сила: победить чрез немощь, возвыситься чрез смирение, разбогатеть чрез бедность » — так побеждает Бог и те, кто с Ним. 

http://predanie.ru/tema/krestopoklonnaja...

На третьей неделе, Крестопоклонной, по словам отца Георгия, выносится крест Господень для морального поддержания верующих во время поста. Крест имеет двойное значение: это не только крестный путь каждого человека, его личный подвиг, но и " всесильная " святыня. " Вспомним слова " Сим победишь! " , явленные в сражении Константину Великому " , - пояснил священник. " В середине поста мы подходим к пониманию и осознанию своих грехов. Так рождается вопрос: что же с этим делать? Ответ дает Церковь, указывая на знаменитую " Лествицу " святого Иоанна Дамаскина. Эта книга появилась тринадцать веков назад, но ее до сих пор с огромным интересом и пользой для себя читает множество христиан во всем мире. Причина тому - простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни " , - рассказал отец Георгий о четвертой неделе - святого Иоанна Лествичника. Пятая неделя - святой Марии Египетской - по словам отца Георгия, время памяти о великом падении и великом подвиге. " Читая житие святой в среду на вечернем Богослужении, Церковь дает всем христианам надежду на исцеление. Святая Мария явила своей жизнью образец подвига покаяния, 47 лет провела в пустыне, молясь и плача о своих грехах, всего два раза дерзнув причаститься Святых Христовых Таин. Ее пример для православного человека - призыв не грешить, так как мы, по немощи своей, не сможем и так каяться. Однако это выражение надежды всем людям на неизмеримую милость Творца, Чья благодать может настолько преобразить одного человека. На этой неделе Святая Церковь, помятуя об особой важности, еще раз читает великий покаянный канон Андрея Критского " , - пояснил отец Георгий. На шестой неделе православный мир празднует Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим. В Вербное воскресенье верующие тоже, подобно евангельским иудеям, приветствуют Спасителя веточками вербы. Однако, по словам отца Георгия, Церковь призывает каждого, кто держит их в руках, осознать, готов ли он принять Христа не как могущественного земного царя, как это делали иудеи, а как Владыку Царства небесного, Царства жертвенной любви и служения.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Мир исполнен безумия, и мы вместе с ним. Мы думаем обрести нашу жизнь, исходя из нашего «я», замкнутого на себе, в то время как, поступая так, мы теряем ее. Божественная красота Креста открывает нам, что, только повернувшись спиной к своему суждению, к своей любви, к своей собственной воле, то есть обратившись к Тому, Кто не принадлежит Себе, Кто предает всего Себя мне, я могу обрести жизнь, которая нашла меня и возлюбила меня. Вот исцеление, обретаемое нами, когда Дух Святой действует в нас, насаждая в самом сердце этого Поста радость и сияние Креста. Мы знаем, как горько и тяжко бывает отвергнуться своего собственного суждения, своей собственной любви, своей собственной воли. Но в том-то и заключается Божественная сила Креста, что если мы примем его, Дух Господень в нас и с нами скажет «нет» смерти и «да» Христовой любви. И вместо горечи и тяжести — великая сила и сладость, и радость наполнят наше сердце. «Боже, очисти мя грешного» — в этом сила Креста. И это возможно, потому что Крест — Древо жизни, и Господь — плод его. Мы вкушаем этот плод, когда, совершая память Его смерти и Воскресения, принимаем в себя Его Тело и Его Кровь. И если нам все-таки кажется это трудным, обратимся с доверием к Той, Которая стоит у Креста и дает нам без конца этот плод жизни. Душа человеческая дороже всего, что есть в мире. И ее надо спасать любой ценой, даже если цена кажется слишком высокой, по мнению многих. Мы принадлежим Церкви мучеников и исповедников. Святые мученики свидетельствуют: отдать свою жизнь за Христа — значит в полноте осуществить ее. В словах Господа нет никакой половинчатости и двусмысленности: постыдиться Христа и слов Его в роде сем прелюбодейном и грешном означает искушение предпочесть во времена гонений отвергнуться Господа, нежели умереть за Него. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Речь идет о Преображении Господнем, о Воскресении, о будущей благодати, которую будет дано знать Церкви. Следование за Христом до смерти — путь, ведущий в Царство Божие, и оно открывается верным уже здесь на земле.

http://pravoslavie.ru/4114.html

В Белоруссии осквернен храм г. Мозырь, 21 марта 2012 г. Эта небольшая церковь была построена в 2007 году. В Белоруссии осквернили храм в честь святого Иоанна Предтечи в городе Мозыре: в ночь на 18 марта неизвестные изобразили на правой стене храма и на алтарной части перевернутые кресты с оскорбительными надписями. 20 марта опубликовано обращение епископа Туровского и Мозырского Стефана к верующим: «Храм расположен в начале бульвара Юности, где всегда очень многолюдно не только днем, но и вечером. Данная акция неизвестных говорит о том, что православные храмы не защищены от осквернения», – говорится в заявлении епископа Туровского и Мозырского Стефана. «В 2007 году группой сатанистов, орудовавшей в Мозыре, был осквернен и сожжен храм Георгия Победоносца. Они привлечены к ответственности, но привлечены рядовые исполнители, а руководители остались в стороне, в тени, и ушли от ответственности и теперь собирают новых адептов. В 2010 году был осквернен надписями с хульными словами храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в микрорайоне Заречный. Ныне дни Великого поста, Крестопоклонная неделя. Православный мир с особым трепетом поклоняется Святому Кресту, и здесь враг поднял свою главу на Церковь Христову». «Я искренне призываю всех православных усилить пост и молитву, ибо только постом и молитвой мы победим врага. Кому небезразличны православные храмы, их жизнь и будущее, прошу вознести молитву о служителях данного храма – протоиерее Геннадии и иерее Виталии», – также говорится в обращении. «Я уверен, что это было сделано намеренно, когда-то так пострадала церковь на Кургане. Бог да простит этих людей», – сказал в интервью телеканалу «Мозырь» настоятель храма отец Геннадий. Делом об осквернении православного храма занимается следственный комитет, проводится проверка, сообщает «Гомельская правда». 21 марта 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52363.html

Обращение епископа Туровского и Мозырского Стефана в связи с осквернением храма в г. Мозыре 20 марта 2012 г. 11:31 Епископ Туровский и Мозырский Стефан выступил с обращением к верующим в связи с осквернением храма в г. Мозыре. Дорогие братья и сестры! В ночь с 17-го на 18 марта сего года в приходе храма преподобного Сергия Радонежского в г. Мозыре был осквернен храм в честь Иоанна Предтечи. Неизвестные изобразили на стенах храма перевернутые кресты с надписью «Мразь» и «Гори мразь». Надписи нанесены на правой стене храма и на алтарной части. Храм расположен в начале бульвара Юности, где всегда очень многолюдно не только днем, но и вечером. Данная акция неизвестных говорит о том, что православные храмы не защищены от осквернения. Сатана вновь и вновь восстает на нас через своих слуг — его почитателей. В 2007 году группой сатанистов, орудовавшей в Мозыре, был осквернен и сожжен храм Георгия Победоносца. Они привлечены к ответственности, но привлечены рядовые исполнители, а руководители остались в стороне, в тени, и ушли от ответственности и теперь собирают новых адептов. В 2010 году был осквернен надписями с хульными словами храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в микрорайоне Заречный. Ныне дни Великого поста, Крестопоклонная неделя. Православный мир с особым трепетом поклоняется Святому Кресту, и здесь враг поднял свою главу на Церковь Христову. Верю, что слова, обращенные к апостолу Петру «Ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), в полной мере относятся и к нам. Я искренне призываю всех православных усилить пост и молитву, ибо только постом и молитвой мы победим врага. Кому небезразличны православные храмы, их жизнь и будущее, прошу вознести молитву о служителях данного храма — протоиерее Геннадии и иерее Виталии. +Стефан, епископ Туровский и Мозырский Туровская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Что бы ни случилось в будущем с Церковью и со всеми нами, не будем разбегаться в страхе, но встретим испытания мужественно. Будем помнить, что страдание жизни сей по сравнению с жизнью вечной ничтожно и кратковременно. А Царство Божие, которое обещано нам благодаря страданиям и воскресению Господа Спасителя, вечно и нетленно. К этому Царству будем идти, преодолевая все скорби и трудности настоящего времени. И Господь распятый и воскресший да будет с нами во все дни нашей жизни. «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною». Неделя 3–я Великого поста, Крестопоклонная Сегодня Неделя Крестопоклонная, когда Святая Церковь выносит нам для поклонения и для напоминания Святой Крест для того, чтобы напомнить нам о заповеди Христовой, которая обращена к каждому из нас и которую мы только что слышали в Евангелии. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». В этой заповеди как бы три момента. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». То есть если мы хотим идти за Христом, мы должны прежде всего отвегнуться себя, отречься от себя. Как говорит Господь, «кто хочет душу свою сберечь, тот погубит ее» и «кто хочет душу свою погубить ради Меня или Евангелия, тот спасет ее». Иными словами, человек, который живет только для себя, он все потеряет. Человек, который отдает себя другим, человек, который следует за Христом, который являет правду Божию другим людям, который делится тем, что имеет, со своими ближними, который расточает свое богатство и материальное, и духовное ради других людей, вот этот человек спасет свою душу. Итак, «отвегнись себя», то есть оглянись вокруг и научись замечать не только себя со своими скорбями и радостями, со своими переживаниями, трудностями и успехами, но и других людей, у которых тоже есть и свои проблемы, и свои трудности, и свои радости. Научись жить не только своей жизнью, но и их жизнью. Научись утешать скорбящего и радоваться вместе с радующимся, помогать страждущим, посещать больных — все то, о чем говорит Господь в притче о Страшном Суде. Научись разделять свою жизнь с другими. Или, как еще в Ветхом Завете было сказано, «душу свою отдай голодным». Эта именно та душа, о которой идет речь здесь. Душа — то есть жизнь, то, чем мы живем, то, о чем мы думаем, то, что мы чувствуем — все это раздели с другими и отвергнись себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

В воскресенье третьей недели Великого поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому затем всю последующую неделю поклоняются верующие… Эта необыкновенная и торжественная служба всегда была для меня и памятью о смерти Спасителя, Его Жертве за нас, Орудии нашего спасения, и вместе с тем она же является своеобразным напоминанием о том, как быстротечно время и что мы уже прошли почти половину поста. Сделали ли мы что-то за это время? Дни Великого поста — это особое время. Это важное духовное упражнение, это напоминание о назначении человека, цели его жизни. Бог приходит в нашу жизнь Одним из нас, то есть Человеком, для того, чтобы на Древе Крестном, на Своих плечах поднять из мрака и смертной пустоты падшую человеческую природу, дать надежду и укрепить человека, благословив его на непростой, но спасительный путь несения своего креста. Это время удивительное, потому что за сорок скоротечных дней нам предстоит преодолеть путь от падшего Адама до ликующей о Воскресении Христовом Вселенной, славящей Торжество и Победу Бога над диаволом и смертью. Сможем ли поднять себя из своей повседневности и пережить за эти полтора месяца то, к чему ветхий человек шел тысячи лет? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) любил говорить: «Без креста не увидим и Христа». Неделя Крестопоклонная — это напоминание о нашем жизненном кресте, том, что как залог дан нам Богом в этой жизни, знак о том, что мы Христовы. Да, мы носим кресты, но несем ли мы свой крест? Можем ли мы своей жизнью свидетельствовать о том, что мы готовы терпеть скорби, переносить искушения и не роптать на жизнь, быть хоть в чем-то сострадающими Христу? Требуется ли от нас многое? Если Господь безропотно переносит муки и саму смерть ради меня, а мы верим, что Господь жертвует Собой ради каждого из нас, то что мне необходимо в этой жизни сделать, чтобы если уж не Самому Господу подражать, то хотя бы издалека быть похожим на Симона Киринеянина, который разделил тяготы Спасителя на Его пути к Голгофе, понеся Его Крест? Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 34, 35).

http://pravoslavie.ru/77917.html

Закрыть Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события Священник Евгений Хованский   05:24 28.03.2022 573 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010