Доброе семя сеется, оно и раньше сеялось. Сам Господь был Первым его Сеятелем, потом Его апостолы, потом их преемники — священнослужители церковные. Это семя и по сию пору сеется. Но нельзя не вспомнить другую притчу, в которой говорится, как хозяин посеял доброе семя на поле, а потом ночью пришел его враг и посеял недоброе семя, сорное, негодное, вредное семя (Мф.13:24—30). Вот это теперь, как раз, теперешняя житейская нива: семя доброе сеется, но как много сеется сейчас семени недоброго! И вот это-то недоброе семя, именно, как сорная трава, может совершенно заглушить семя доброе. Поэтому береги Слово Господне, человек, когда слышишь его или читаешь, принимай в душу благоговейно, со вниманием и помни, что его нужно не только принять, а нужно стараться его исполнить в жизни своей. Евангелие должно быть не книгой, которая лежит в шкафу или на столе только и покрывается пылью, оно должно быть Книгой Жизни у христианина. И поэтому только тот является настоящим христианином, который слушает или читает Слово Божие и его исполняет. Имейте ввиду, Господь Иисус Христос пред концом Своей земной жизни сказал: «Тот, кто не слушает Моих слов, в последний день Страшного Суда будет иметь своего судью — (Ин.12:48). А это Слово — в Евангелии. И если человек Евангелия даже и не открывал, то разговор с ним на Страшном Суде будет короткий. Помните это, возлюбленные, читайте Святое Евангелие и старайтесь свою жизнь направлять по Евангелию. Аминь. Неделя 21-я по Пятидесятнице: Слова Святейшего Патриарха Тихона Одну из самых известных евангельских притч слышали мы сегодня за Божественной литургией. Притчу, которую не нужно было повторять в доброе старое время, когда все ее знали, со школьной скамьи, из уроков Божьего Закона. Сейчас другое время, братие, и я вкратце передам ее содержание. Господь сказал: (Мф.13:3). Имейте ввиду, что Господь проповедовал под открытым небом и очень может быть, что, говоря эти слова, Он указал на какого-нибудь сеятеля, который действительно в это время проходил поблизости и делал свое дело, посевая свое семя. Так вот, Господь говорит: вышел сеятель сеять и когда он сеял, то семя попало на разные места. Одно упало на дорогу и там быстро налетели птицы, его склевали и от него ничего не осталось. Другая часть семян упала туда, где как будто бы была хорошая земля, но очень тонки были ее всходы. Когда солнышко пригрело, то сначала как будто бы замеченные всходы завяли, т.к. не могли пустить глубоко корни. Третья часть семени также упала неудачно. Упала она среди терния, сорной травы и потом, когда трава разрослась, то разрослись и тернии, которые ее заглушили. И только четвертая часть попала на добрую землю и принесла плод.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Кто не творит заповедей Христовых, пусть не думает, что не отрицает тем Христа Нет. В каждом преступлении заповеди Христовой он отрицается от Христа… (57,266). Те, которые не хранят заповедей Божиих, сами своею волею лишают себя благодати, так как дело сие и было, и есть, и будет возможно… во всех тех, кои затворят заповеди Господни (58,59). Где со тщанием исполняются заповеди Божий, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После сего явления Спасителя приходит и совершенная любовь. Ибо если не будет явления Христа в нас, то мы не можем ни веровать в Него, ни любить Его как должно (58,112). СРЕДА. Мк. Зач. 29. (7,14–24) О ГРЕХЕ Грехи легкие уподобляются какой-то скверне, а грехи глубоко укоренившиеся, по причине расположения согрешающих ко злу, подобны (нечистой) крови (2,153). Соделание греха отчуждает от Господа и сродняет с диаволом (3,333). Человек сотворен по образу и по подобию Божию, а грех, увлекая душу в страстные пожелания, исказил красоту образа (5,56)… Грех умолчанный есть гнойный вред в душе (5,163). Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово (5,253). Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому как и болезнь, и уродство не от начала в нашей жизни, но составляют противоестественное явление, так и деятельность, направленную ко злу, должно признавать как бы каким искажением врожденного нам добра… (21,467)… Человек, попав под власть темной ночи – диавола и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, у него в смятении вся природа: душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены (30,16). Грех, вошедши в душу, стал ее членом, он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов (30,127). Вошедший в нас грех производит всякую злую похоть. Тяжким давлением почитай греховные узы и невозвратное погружение в волнах греха до самой смерти (23,101). поскольку грех гнусен, то скрывается; поскольку он яд, то таится; а если бы он не был так мерзок, то не искал бы скрытности, и если бы не был так ядовит, не желал бы остаться в тайне (25,100).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Произращает оно и сено скотам, каковою пищею наполнены все поля Священного Писания, а именно: содержит простое и чистое повествование истории, от которого все более простые и менее способные к совершенному и чистому разумению, по состоянию и мере своей, делаются здоровее и сильнее только к работе и труду деятельной жизни (50,306). Всякое благоразумие необходимо нам при рассмотрении сокровища Божественного Писания. Если же мы будем просто поверхностно и невнимательно слушать сказанное в них, то не только произойдут несообразности, но и окажется много противоречий (32,571). СУББОТА. Мф. Зач. 101. (24,34–44) О СМЕРТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, СТРАШНОМ СУДЕ И БОДРСТВОВАНИИ ДУХОВНОМ Бог не объявил нам дня нашей смерти, не открыл, сегодня ли, завтра ли или через целый год, или через несколько лет Он придет, чтобы по неизвестности ожидаемого мы постоянно соблюдали себя добродетельными (43,39). Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и делах добрых: он просветится и не уснет в смерть (22,529). Каждый час надобно нам быть готовыми, чтобы, позванными внезапно, не оказаться нам не готовыми (24,365)… Должно бодрствовать, всюду наблюдать за врагом, чтобы, если употребит какую бесстыдную хитрость, отразить его прежде, нежели коснется души (30,336). Внимательный и бдительный не только не терпит никакого вреда от людей, но отклоняет и небесный гнев (34,492). Если будем бдительны, то враги не только не повредят нам, но и принесут величайшую пользу, делая нас во всем тщательными, только бы скорбь, ими нам причиняемая, вела нас не к ругательствам и обидам, а к молитве (35,788). Зодчий, хотя и опытен, хотя и искусен, все же строит со страхом и трепетом, боясь упасть со здания. И ты уверовал, совершил много доброго, взошел на высоту: держи себя крепко, стой со страхом и смотри бодро, чтобы не упасть оттуда (42,288). Нужно трезвиться и бодрствовать и быть готовыми ко всему, чтобы и в счастии быть нам сдержанными, и в скорбях не унывать, а сохранять великое благоразумие (35,13). Внемли себе и помни, что это, в настоящем сладостное, будет иметь горький конец; это ныне, от удовольствия происходящее в нашем теле щекотание, породит ядовитого червя, который будет бесконечно мучить нас в геенне, и что это разжжение плоти будет матерью вечного огня… (3,41). Блажен, кто от всего отрешившись, внимает себе и дни свои проводит в слезах (25,200).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  Суббота. (1 Кор. 4, 17–5, 5; Мф. 24, 1–13). “По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь”. Любовь уничтожается беззакониями; чем больше грехов, тем меньше любви. Где все грехи, там не ищи любви. Стало быть, кто взыщет распространения любви и сокращения нелюбви, тот должен позаботиться об умалении грехов и сокращении области грехолюбия. Вот настоящее начало гуманности! Приняв его, надо принять и все способы, какими можно противодействовать греху. Грехи во вне — плод внутренней греховности. Внутренняя же греховность вся коренится на эгоизме с его исчадиями. Следовательно, гуманистам надо в закон себе взять такие порядки, какими подавляется эгоизм, а эгоизм сильнее всего подавляется недаванием себе воли. Не давай себе воли и скоро одолеешь эгоизм. Напротив, какие хочешь употреблять средства против эгоизма, ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и иссякновения любви, ищут большего зла. А между тем, таков дух нынешнего времени — и зло растет.   Неделя пятнадцатая по Пятидесятнице   (2 Кор. 4, 6–15; Мф. 22, 35–46). Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним и тотчас дополнил ее учением о Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического — самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением чрез св. таинства, с верою принимаемыя, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Что же касается другого обвинения на апостола – за неверность его своим обещаниям, то и здесь апостол с особенной ревностью охраняет свою честь благовидными побуждениями. Ст. 23. Бога призываю в свидетели на душу мою, что… я доселе не приходил в Коринф не по слабохарактерности моей, а, собственно, щадя и любя вас, чтобы, пришедши прежде вашего исправления от первого моего письма к вам, мне не употреблять над вами и вашим упорством истинную, отеческую, апостольскую строгость. Апостол не желал показывать над коринфянами своей власти и начальствования; он хотел действовать на них силою любви. Он выжидал, какое действие возымеет на них его первое письмо: одумаются ли они, исправятся ли. И для него гораздо приятнее было встретиться с коринфянами в их городе уже исправившимися, чем упорными, легкомысленными и горделивыми. В последнем случае жизнь апостола среди них могла бы сопровождаться такими же скорбями, какие он испытал у них и какие только при помощи Божией перенес в первое посещение их города ( 1Kop. II, 3 ). Зачем же идти на общую скорбь и, быть может, не столько полезную борьбу в Коринф, когда чрез несколько времени, немного спустя можно пожить в Коринфе при взаимной любви и единодушии? Потому св. апостол так мудро и удержал себя от посещения Коринфа, щадя коринфян. Нужно и нам удерживаться от случаев к неприятным столкновениям; слабый мир лучше, по-видимому, законной размолвки. Ст. 24. Я не тороплюсь придти к вам, потому что я не желаю показывать своей власти над вашей верой, слабой, требующей иногда строгого исправления. Но мне приятнее быть участником, споспешником вашей радости, а не свидетелем скорби и борьбы вашей с вашей же леностью и упорством. Теперь и я вместе с вами радуюсь за вас: ибо вы верою тверды. Вы тверды верою, т. е. отчасти утвердились после моего письма к вам, как мне сообщено об вас, а также лучшие из вас постоянно оставались твердыми в вере, несмотря на окружающие их соблазны и нестроения. Гл. II, ст. 1. Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением, т. е. со скорбью для вас и для меня, до тех пор, пока вы не исправитесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Чрез обольщение похоти входит в душу заблуждение и смущает ее, отчего забывает она грехи свои и непременно увлекается в новые пороки, а, таким образом, по забвению дел своих, подвергается страданиям и скорби. Вторгается смерть и простирает над нею покров тьмы, чтобы душа не могла ничего видеть; коварно облекает ее сим покровом тьмы и потом во мраке предлагает ей грех, чтобы душа привязывалась к нему и утратила от того величественную красоту свою. Вливает в нее горькое уныние и тем гонит от нее покой и чистоту. А как скоро приведена душа в смятение, грешит, сама того не примечая. Ибо в этой тьме заблуждения кружится она, как оцепеневшая, и в этом оцепенении теряет стезю добродетели. По собственной вине покрывшись облаком неправды, душа блуждает во грехах, не зная того, что делает, не примечает окружающей ее тьмы и не разумеет дел своих. Но как скоро коснется ее луч всеоживляющей благодати, душа приходит в ужас, припоминает ею сделанное и возвращается с опасной стези и от злых дел своих. Тогда видит душа неправды свои, познает гнусность покрывающих ее нечистот, в страхе и трепете бежит из тьмы и притекает к милосердной матери – покаянию. Дивится душа самой себе, ужасается дел своих, потому что обманутая лукавым, делала все лукавое; с великою скорбию воздыхает она, жалобно сетует, проливает потоки слез и умоляет, чтобы можно было ей добрыми делами возвратиться в прежнее свое состояние. Спешит туда, откуда пришла, и прибегает к покаянию в сильном желании возвратить себе прежнюю красоту, которая утрачена и которую погубила она своими непотребствами и делами порочными. Чувствует она, как велики язвы ее, и размышляет об учиненных ею беззакониях, и отсюда рождаются воздыхания, мучения и горькие страдания. Льются слезы из очей об утраченной красоте, многочисленны гнойные струпы ее, и поскольку видит она великую гнилость свою, то бежит от нее и ищет защиты всещедрой благодати (25,163). Никто, однажды омывшись от скверны, да не возвращается к ней снова. Один Христос, одна вера, один Крест, одна смерть, одна благодать, одно страдание, одно и Воскресение. Предавшийся за тебя на заклание не должен предаваться снова и в другой раз платить за тебя искупительную цену. Ты искуплен, не оставайся усердно рабом; ты омыт от греховных скверн, не оскверняйся… (24,28).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

    1 октября 1989 г. Неделя 16-я по Пятидесятнице. Притча о талантах Во имя Отца и Сына и Святого Духа.    Прочитанная сегодня притча о талантах — одно из целого ряда пророческих предупреждений и приточных сказаний Христа о грядущем Суде. Если прочесть 24 и 25 главы Евангелия от Матфея, откуда и взята сегодняшняя притча , то мы видим, что Спаситель предупреждает нас о трех основных опасностях, которые могут привести нас к суду неготовыми. Первая опасность — это беспечность, вторая — малодушие, а третья — жизнь, недостойная человека по нечуткости и бесчеловечности.    Беспечность описана Христом в трех притчах: первая — это беспечность благодушная, веселая, беспечность, которую мы считаем естественной. Христос говорит: Бдите, потому что суд, день Господень, придет внезапно, как он пришел в дни Ноевы. Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и ни о чем не думали большем, чем земля, чем каждодневная их радость жизни, а суд Господень нарастал и в какой-то день разразился гневом и потопом. Будет и позже так: две женщины будут работать у жернова — одна возьмется, другая оставится: два человека будут в поле — один возьмется, другой оставится... Эта беспечность — такая нам обычная, привычная, родная, благодушная, веселая, радующаяся на жизнь и забывающая, что жизнь не такая плоская, а что она глубокая, бездонная, что она уходит в вечность.    Другая беспечность — злая беспечность, которая пользуется тем, что Бог, как будто, не спешит прийти на расправу; но апостол Петр говорит, что Бог медлит, потому что долготерпит о нас... В притче Господней в этой 24 главе говорится о слуге, который был послан надзирателем над другими. Ему было поручено следить, чтобы им было хорошо жить в доме их господина, даже когда его нет, когда он сам не может видеть их жизнь и позаботиться о их нуждах. А раб этот подумал: Не скоро еще придет господин; я буду пить, есть, веселиться, а рабов буду гнать и бить, я — господин, — воображая, будто они в его власти, будто в отсутствие господне его достоинство — господское. А господин вернулся, когда не ждали его, и застиг неверного раба в его неправде, и изгнал. Это — вторая беспечность, греховная, злая, которая нам тоже обычна. Мы тоже не спешим меняться на добро, потому что Господь за горами, суд далек. Мы не спешим творить добро, потому что еще есть время; когда-нибудь, когда мы устанем от зла, то успеем еще к добру вернуться, — а День Господень идет и идет на нас, и в какой-то день, какой-то час встанет суд перед нами и мы — перед судом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2727...

Господь говорит сегодня в Евангелии о том, что каждый человек призван достигнуть полноты духовной зрелости. Он прекращает жизнь человека тогда, когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет, и тогда ставит предел его земной жизни. Но даже младенец или отрок, который еще не постиг всю внешнюю мудрость, может приобщиться всей полноте жизни, которая заключена в слове Божием. И проживший долгую жизнь, может научаться от него. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны быть к ней всецело устремлены. Плод добрый, говорит Христос, приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое разумевает слово Божие, как говорит апостол Матфей в притче о сеятеле. Сердцем, которое принимает это слово, как говорит апостол Марк в своем Евангелии в этой же притче. Сердцем, которое хранит слово Божие – говорит апостол и евангелист Лука. Слово Божие хранится в сердце благоговейно и крепко – сказано в Евангелии от Луки – и тогда приносится плод в терпении. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), – говорит Господь, – «Претерпевший же до конца спасется». (Мф. 24, 13). Вся жизнь со всеми искушениями, скорбями и благополучием, со всеми нашими победами (вернее – утешениями Божиими) и со всеми нашими поражениями, зовет нас к терпению. То, что мы приняли, мы сохраним, что бы с нами ни происходило. Как бы ни одолевал нас враг, мы никогда не отступим от слова жизни, которое дает нам Господь. И для нас слово Божие – это «запах живительный на жизнь», а не на смерть, как для врага рода человеческого и врага Божия. Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть – говорит Господь. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод в нашей жизни. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.

http://pravoslavie.ru/3729.html

Но Христос хранил молчание. Он как бы не замечал её присутствия и как бы не слышал её голоса. Апостолы, привыкшие к тому, что Христос обычно не отказывал в исцелениях, были в недоумении и стали, со своей стороны просить Христа отпустить хананеянку, столь неотступно кричавшую сзади их. Христос ответил им: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 15:24 ). Казалось бы, уже одно молчание Христа могло привести хананеянку к унынию, а Его ответ апостолам – ввергнуть её в отчаяние и лишить всякой надежды на помощь Божию. Однако произошло другое. Слова Спасителя о погибших овцах отразились в её душе сознанием собственной гибели, а Его слова, что он послан к погибшим, преломились в её сердце полнотой веры, что никто другой, а именно Он один может спасти и её дочь, погибающих в своей беспомощности. И, полная решимости, она снова приступает к Нему с воплем: Господи, помоги мне ( Мф. 15:25 ). Тогда Господь говорит ей в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам ( Мф. 15:26 ). Как видим, Господь называет иудеев детьми, а её псом. В этих словах Господа хананеянка могла увидеть не только отказ в её просьбе, но и обиду. Ведь она открыто названа псом. В ней, вместе с тем, могла вспыхнуть и зависть, и даже неприязнь к детям, т. е. иудеям. Но, однако, совсем не то происходит в душе несчастной матери, готовой любой ценой помочь своей страждущей дочери. Со дна этой души поднимается чувство величайшего смирения. В смущении она говорит: Так, Господи! Ибо чувствует, что недостойна той благодати, которая предназначена для иудеев. Для неё хорошо быть и псом у господ своих. Она и в этом находит утешение и приписывает себе действия, свойственные псам: и псы, – говорит она, – едят крохи, которые падают со стола господина их ( Мф. 15:27 ). Смирение скорбящей матери, как видим, безгранично. Сам Христос, казалось, был поражён непреодолимой силой того смирения и беспредельной верой её в Господа. И, воздавая ей должное, Он говорит: О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час ( Мф. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неизвестные праотцы 11/24 декабря - Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец 23.12.2017 656 Время на чтение 10 минут Святые Праотцы Кто такие праотцы? На этот вопрос могут ответить почти все: и учащиеся воскресной школы, и простая верующая бабушка, и интеллигент. Праотцы - предки Иисуса Христа. Практически каждый может назвать некоторых из них. Ну, уж Авраама так точно знает всякий. Да, почти все мы знаем праотцов, кто-то что-то где-то когда-то читал и помнит, кто из них кого «родил» и даже кратко знает историю жизни известнейших из них. Мы читали и вроде знаем - но в то же время и не знаем. Библия нам дает по некоторым вопросам только схему, план, скелет, который развить и одеть плотью должны мы сами. Нас к этому должно подвигать наше любознание и благочестие, желание найти еще нечто важное, чего не договорил бытописатель. Ведь часто какой-нибудь фильм заканчивается таким образом, что после слова «конец» требуется еще совершить мысленное усилие, чтобы этот «конец» наступил и в уме, а не только на экране. Точно также и в Библии: вроде все уже давно сказано, но мысленное усилие при прочтении нужно совершать до сих пор, и без этого все прочтенное будет безжизненно и мертво. Итак, давайте вместе вспомним их в этот день, посвященный исключительно их памяти, и поразмышляем там, где Библия разрешает это сделать. Каин и Авель И начнем мы с известного всем сюжета. Авель и Каин приносят жертву Богу. Но Господь призрел только на пламенное сердце Авеля, а равнодушную жертву Каина отверг. Каин по зависти убил своего брата и убежал в землю Нод, на восток от Эдема. Далее про Каина сказано только это: «И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт. 4: 17). Больше мы с ним не встречаемся на страницах Библии. Но этот последний стих дает очень много для пытливого ума. Мы с вами знаем, что первые дети Адама вступали в браки между собой, и так продолжался человеческий род; запрет на связь между близкими родственниками возник гораздо позже. Таким образом, получается, что кто-то из сестер (а, скорее всего, и братьев) Каина бежал в землю Нод вместе с ним. То есть первоубийца Каин не стал изгнанником в человеческом роде, а получил поддержку некоторых из своих родичей. А это значит, что Авеля недолюбливал не только Каин, но и некоторые другие его братья и сестры. Быть может, своей святостью он и их раздражал, вызывал зависть и желание покончить со «святошей». Не правда ли, дело уже напоминает другой библейский сюжет с другими братьями: «Вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его» (Быт. 37: 19-20)? И женщина, которая добровольно готова выйти замуж за убийцу своего брата и делить с ним ложе, уже вызывает определенные эмоции.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/23/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010