В терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах . Терпение он положил основанием благ, почему и не просто сказал: в терпении, но в терпении мнозе , дабы показать меру и пространство оного: ибо претерпеть одну какую-либо беду или две, еще не великое дело; потому и перечисляет множество скорбей и искушений, говоря: в скорбех, в бедах ». В скорбех , не в таких случаях, которые тяготят только внешно, но в таких, которые сердце поражают и уязвляют, и суть истинно болезненные прискорбности. В бедах , αναγκαις, в нуждах и крайностях, от которых скорбное еще более чувствуется скорбным. «Крайность напрягает скорбь, представляя зло, гнетущее человека, неизбежным» (Феофилакт). «Ибо скорбь обыкновенно усиливается, когда нельзя уклониться от несчастий, и как бы неизбежная какая необходимость требует злостраданий» (святой Златоуст). — В теснотах . Теснота — последняя степень крайности; зло охватило и гнетет, подобно зверю, схватившему добычу. Разумеет «тесноту от голода и необходимых потребностей, или просто тесноту искушений вообще» (святой Златоуст), «такое скорбное положение, из которого не представлялось удобного выхода» (Экумений). Стих 5. В ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, в бдениих, в пощениих. В ранах , конечно от ударов. До времени написания сего известны побиение Апостола камнями в Листре (Деян 14:19), которое не могло обойтись без ран, и биение его палками в большом количестве ударов в Филиппах. Сам же он о себе свидетельствует, что от иудей пять раз по 39 ударов было ему дано и что три раза бит был палицами (2 Кор 11:24–25). — В темницах . Побивши его палками довольно в Филиппах, вместе с Силою бросили в темницу; и вообще, как сам говорит, в темницах приходилось ему быть излиха (2 Кор 11:23). — В нестроениях , ακαταςασιαις, когда поднималось против него гонение, с шумом и смятением, заставлявшими его бегать из одного места в другое. Большею частию такие бури поднимали против него иудеи. Так было в Иконии (Деян 14, 5), в Солуне, в Верии и в самом Коринфе к концу его там пребывания. Святой Златоуст говорит: «И каждое из сих (трех) искушений в отдельности тяжко: тяжко терпеть бичевание, тяжко быть в узах и не иметь покоя от гонений тяжко, — ибо то значит в нестроениих , но когда все сии скорби и все вместе постигают, подумай, какая для сего потребна душа!»

http://bible.predanie.ru/nedelya-16-aya-...

13 . При отступке в четыре Недели, перед зачалом Недели Лукиной 15-й (32-й), о Закхее, читается зачало 17-й Матфеевой Недели – о жене хананеянке, которое на ряду (в Матфеевых Неделях. – Ред.) читается только в случае самой ранней Пасхи (22 марта). 14 . Заполнение седмичных дней при отступке совершается посредством возвращения вспять, то есть повторением зачал, уже читанных. 1 Печатается по изд.: «Церковные ведомости», 1916, 7 и 9. Под «текущим годом» в статье имеется в виду 1916 год, с Пасхой 10 апреля ст. ст. Автор, П. М. Мироносицкий, был знатоком Церковного Устава и церковнославянского языка. Его перу, в частности, принадлежат аргументированные статьи в защиту церковнославянского языка при богослужении, а также две известные работы по литургике: «Воскресения день. Пасха – Христос Избавитель в песнопениях пасхальной утрени», СПб., 1912, и «Пятидесятницу празднуем. Тайна Пресвятой Троицы и Утешитель – Дух Святый в песнопениях Недели Пятидесятницы», СПб., 1913. Данная статья, замечательная по уставному содержанию, вышла в 1916 году в Петрограде и отдельной брошюрой (48 с.). В 1956 году она была напечатана с незначительными сокращениями без подписи автора в «Журнале Московской Патриархии» 12, с. 16–25). – Ред. 6 Преосвященный Пахомий в вышеназванной статье своей посвящает таблицам Глизония исключительное внимание, доказывая полную практическую их пригодность и согласие с данными Уставного Сказания (I), печатаемого в напрестольном Евангелии… Но по непонятному lapsus oculi aut calami (глазная ошибка или описка. – Ред.), Преосвященный автор повсюду и многократно называет Глизония (Γλυζνιος) Гавзонием! 7 Таблицы Глизония, с некоторыми изменениями и неисправностями и без упоминания автора, печатались еще ранее 1904 года – в книге Ив. Косолапова «Месяцеслов Православной Кафолической Церкви», Изд. 2-е. Симбирск, 1880. 9 Преосвященный Фаддей, как мы видели, считает возможным занять дни 15–18 сентября уже Лукиными зачалами. А протоиерей Константин Никольский благополучно обходит этот вопрос потому только, что слишком неточно делает свои вычисления в отношении года с Пасхой 22 марта: по его мнению, в такой год (то есть, например, в текущий 1915–16) семнадцатая Неделя (воскресенье) будет Неделей пред Воздвижением (?) . За 17-й Неделей (воскресеньем) остается пять дней до Воздвижения, для которых не положено рядовых Апостола и Евангелия («Пособие к изучению Устава», изд. 7, с. 401). Но известно, что в 1915 году 17-я Неделя пришлась на 6 сентября, а Неделя пред Воздвижением была 13 сентября (накануне Воздвижения) и не могло быть пяти дней между этой Неделей и Воздвижением.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Апостолы «веровали», то есть знали духом, и потому говорили — не могли не говорить. Отсюда можно сделать вывод о том, что мы и апостолы имеем один и тот же дух веры, но нам даны разные дарования, разные служения. «Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами» (ст. 14). Итак, апостольская проповедь всем приносит пользу: и в мертвенном теле апостола открывает жизнь Иисуса, и нас делает живыми и ставит вместе рядом с Господом. Мы все будем едино, если только воспримем тот же дух веры, какой был у святых апостолов, и будем стараться им подражать. Не во всем мы можем быть подобны им: нам не дано служение апостольское, у нас нет апостольских дарований для того, чтобы проповедовать слово Божие, нет ни сил телесных, ни ревности, ни знания, а самое главное — нет особого призвания на это служение; но все мы должны воспринять ту же апостольскую веру и в этом быть подобными апостолам. «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» — воскресит и в будущей жизни, как мы должны верить, и в этой жизни воскресит души наши, так что все вместе мы будем составлять единую Церковь и находиться рядом с Господом. «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бóльшую во многих произвело благодарность во славу Божию» (ст. 15). А возможен еще такой перевод: «Ибо все для вас, чтобы благодать, став чрезмерной…». Конечно, благодать не может быть чрезмерной, но может умножаться все более и более, становясь необыкновенно обильной. Это и имеет в виду апостол, говоря: «Тем бóльшую во многих произвела благодарность во славу Божию». Для вас и апостольское, и пастырское служение, пусть оно и скромно, но учреждено святыми апостолами. Ваши пастыри — наследники (хотя и грешные, немощные, недостойные) этого апостольского учреждения — священства, они хранят апостольское Предание и будут хранить его до скончания века. «Дабы обилие благодати тем бóльшую во многих произвело благодарность во славу Божию». Как мы можем благодарить Бога? Не одними только словами благодарения, потому что иногда за ними может скрываться гордость, ведь и фарисей благодарил Бога, но благодарил горделиво. Нужно благодарить Бога своей жизнью, изо всех сил уподобляясь святым апостолам и даже, как дерзновенно говорят эти же апостолы, Самому Господу Иисусу Христу. Как апостолы подражали Ему, так и мы должны подражать им — в этом и есть величайшее благодарение Богу. Читая Священное Евангелие, мы должны не только принимать к сведению содержащиеся в нем нравственные поучения, но и, взирая на образ Господа Иисуса Христа, устремляться к Нему всеми нашими силами, всей нашей жизнью: и мыслями, и чувствами, и делами. Мы должны иметь, как говорит святой апостол Павел, разум Христов (см. 1 Кор. 2, 16), а раз он так говорит, значит это возможно.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Такой перенос 17-й «Матфеевой» (в сущности, Марковой) седмицы к Неделе о Закхее дает мысль о возможности (в году с поздней предыдущей Пасхой) использовать седмицы Матфеевы, которые, когда бывает «вне-Пасха», остаются непрочитанными на своем месте. Применяя такую отступку 20 , мы, вместо того, чтобы повторить зачала святого Марка из Лукина ряда, дочитываем зачала того же Марка из ряда Матфеева. Заключение. Итак, предложим главнейшие выводы. 1 . Евангельский год распадается на четыре ряда: 1) Пятидесятница, 2) Матфеевы евангельские седмицы, 3) Лукины евангельские седмицы, 4) Триодь. 2 . Первые три ряда обращены к предшествовавшей им Пасхе; Триодь – к грядущей. 3 . Неделя по Богоявлении (Просвещении) есть грань между двумя Пасхами. 4 . «Внутрь-Пасхой» называется такая (ранняя) Пасха, которая своей Триодью непосредственно, без промежутка или отступки, примыкает к предыдущей Неделе по Просвещении. 5 . «Вне-Пасхой» называется такая (поздняя) Пасха, которая отодвигает Триодь от Недели по Просвещении и полагает между ними отступку, или промежуток, в котором умещаются одна, две, три и даже четыре Недели (воскресенья). 6 . Святая и Великая Неделя Пасхи открывает ряд зачал Евангелия от Иоанна, простирающийся до Недели Пятидесятницы. 7 . Понедельник Святого Духа – начало зачал Матфеевых; Неделя всех святых – первая Неделя Матфеева. 8 . Неделя по Воздвижении есть грань, за которую не простирается Матфей и ранее которой не начинается Лука. 9 . Все семнадцать евангельских седмиц Матфеевых читаются лишь в годы «внутрь-Пасхи». «Вне-Пасха» более или менее сокращает Матфеев ряд. 10 . Пасха не влияет на состав Лукина ряда. 11 . Порядковый счет евангельских седмиц в большинстве случаев не совпадает с седмицами осмогласия. Поэтому седмицы Лукина ряда должны бы иметь свой порядковый счет. 12 . Евангельские зачала 13-й, 14-й и 15-й Недель Лукина ряда читаются на ряду (под зачало) лишь в том случае, если предстоит «внутрь-Пасха» (то есть не будет крещенской отступки. – Ред.). Если же предстоит «вне-Пасха», они соблюдаются непрочитанными для заполнения отступки перед Триодью.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Так, начиная с 1-го дня Пасхи до Пятидесятницы, последовательно (по порядку зачал, на которые разделен текст) читается Евангелие от Иоанна. Не случайно знаменитый Пролог Ин. 1, 1–17 воспринимается как Пасхальное литургийное чтение 1156 . От Пятидесятницы до отдания праздника Воздвижения читается Мф., после чего до предпразднства Крещения читается Лк. Наконец, последним, в том числе в Великом посту, смысл которого заключается не столько в завершении уходящего круга, сколько в подготовке к Пасхе, к Таинству Крещения и к началу нового годового круга, читается Мк. – самое подходящее для Оглашения Евангелие. То же самое касается Апостольских чтений: от Пасхи до Пятидесятницы читается Деян., а затем Апостольские Послания – Рим., 1 Кор., 2 Кор. и т.д., включая Соборные Послания. Круг Апостольских чтений, уже после Соборных Посланий, в Великом посту завершает Евр. Это косвенное доказательство того, что Евр. может быть отнесено к корпусу Павловых Посланий лишь в широком смысле слова 1157 . Круг рядовых чтений важен не только в силу того формального обстоятельства, что таким образом за весь год прочитывается весь Новый Завет. Как известно, каждый первый день недели для христиан является одновременно и днем восьмым, днем будущего воскресения и вечности, днем Царства Божия. В соответствии с библейской традицией христиане издревле именовали его «Днем Господним», а также «Днем Солнца» 1158 . Как бы там ни было, этот день, повторяющийся через каждые семь дней 1159 в течение всего года, всякий раз является малой Пасхой Воскресения Христова – днем, в который по преимуществу перед другими днями недели церковь (община) собирается в храм для своего общего совместного дела – Литургии. Расписание ежедневных рядовых новозаветных чтений составлено таким образом, чтобы на воскресенья приходились наиболее богатые и глубокие по смыслу чтения. Так, за определенными воскресеньями в их очередности, начиная от Пасхи, закрепилась та или инаяевангельская тематика. Это привело к тому, что за некоторыми из воскресений прочно закрепились устойчивые наименования, связанные с темой Евангельского чтения: например, «Неделя о мытаре и фарисее» (читается притча Лк. 18, 10–14 ), «Неделя о слепом» (читается рассказ об исцелении Иисусом слепорожденного, Ин. 9, 1–38 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

5) Сретение Господне во храме Симеоном, в сороковой день по рождеству Христове (2-го февраля). 6) Крещение Господне от Иоанна на реке Иордан (6-го января). 7) Преображение Господне на горе Фавор (6-го августа). 8) Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, неделя Ваий, или Вербное Воскресенье (за шесть дней до Пасхи). 9) Вознесение Господне на небо в 40-й день после воскресения (в четверг, на 6-й неделе после Пасхи). 10) Пятидесятница в память сошествия Св. Духа на апостолов, в 50-й день по воскресении Христовом, и вместе во славу Пресвятой Троицы (в 8-е воскресенье по Пасхе). 11)Успение Пресвятой Богородицы (15-го августа) 12) Воздвижение Честного Креста Господня, обретенного царицею Еленою (14-го сентября). Кроме сих праздников, с особенным торжеством отправляются в Церкви: 1) Рождество Иоанна Предтечи от Захарии и Елисаветы (24-го июня). 2) Усекновение главы Иоанна Предтечи Иродом (29-го августа). 3) День верховных апостолов Петра и Павла (29-го июня). 4)Св. Николая чудотворца (6 декабря). 5) Храмовые праздники. Посты православной церкви 1) Великий пост , или св. четыредесятница, важнейший из годовых постов, продолжается сорок дней в воспоминание и по примеру сорокадневного поста Господа Спасителя. Преимущественно в этот пост христиане говеют – ходят в церковь , исповедают грехи свои и причащаются св. Христовых тайн. Великий пост бывает перед Пасхою, и за ним следует Страстная неделя в память страданий Христовых. 2) Рождественский (или Филипповки) начинается 15-го ноября и продолжается сорок дней – до Рождества Христова (для приготовления к этим великим дням). 3) Успенский постперед днем Успения Пресвятой Богородицы – с 1-го по 15-е августа. 4) Петров пост (или Петровки) начинается чрез 7 дней после Пятидесятницы и продолжается до 29-го июня, то есть дня апостолов Петра и Павла, и потому, когда Пасха бывает ранее, – пост продолжительнее, а когда Пасха бывает позже, и Петров пост короче. Дни постные 1) Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14-го сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На полиелейной утрене после седальна второй кафизмы совершается полиелей с каждением всего храма. В воскресные дни, начиная с недели жен мироносиц и до отдания праздника Воздвижения, за исключением праздника Святой Троицы, а также в период с 20 декабря по 14 января и в период времени от недели сырной до недели Ваий, если с воскресным днем не совпадает бденный или полиелейный праздник, полиелей состоит из пения 118 псалма: “Блажени непорочнии в путь...”. Если же в указанные периоды года с воскресным днем совпадает бденный или полиелейный праздник, то вместо непорочных поются 134 и 135 псалмы: “Хвалите имя Господне” и “Исповедайтеся Господеви”. Эти же псалмы вместо непорочных поются на воскресных утренях в прочее время года, хотя бы совпадения с воскресным днем бденного или полиелейного праздника не было. В бденные и полиелейные праздники, совпадающие с седмичными днями всего года, также поются 134 и 135 псалмы – “Хвалите имя Господне...” и “Исповедайтеся Господеви...”. В недели о блудном сыне, мясопустную и сырную к псалмам “Хвалите имя Господне” и “Исповедайтеся Господеви” прилагается еще 136 псалом “На реках вавилонских...”. В праздники господские, богородичные и святых к 134 и 135 псалмам прибавляется псалом избранный с величанием (типикон, гл.17). На воскресной утрене, поются ли непорочны или “Хвалите имя Господне” – полиелей заканчивается пением тропарей “Благословен еси Господи...” и “Ангельский собор...”. (Исключение составляют неделя Ваий, неделя антипасхи и пятидесятницы, когда эти тропари отменяются, поскольку в эти праздники, как и в другие господские – двунадесятые “ничто же воскресно поется, но точию праздника”.) Далее на поилелейной утрене полагается малая ектения и седален, а на воскресной ипакон гласа. Затем поется антифон, произносится прокимен, читается евангелие. Далее полагается 50 псалом с припевами и стихира праздника, а на воскресной утрене перед 50 псалмом еще “Воскресение Христово видевше”. (Пение “Воскресение Христово видевше” положено еще на утрене в праздник Воздвижения креста Господня, вне зависимости от дня седмицы, в субботу Лазареву и во все дни, начиная с первого дня пасхи до праздника Вознесения Господня. На пасхальной седмице и на воскресных утренях этого периода “Воскресение Христово видевше” поется трижды, а в седмичные дни, вне зависимости от степени праздника святого – один раз.) Затем произносится “Спаси Боже люди твоя”, поется “Господи помилуй” – 12 раз, возглас “Милостию и щедротами”, после чего следует канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Так, начиная с 1-го дня Пасхи до Пятидесятницы, последовательно (по порядку зачал, на которые разделен текст) читается Евангелие от Иоанна. Не случайно знаменитый Пролог Ин. 1, 1-17 воспринимается как Пасхальное литургийное чтение . От Пятидесятницы до отдания праздника Воздвижения читается Мф., после чего до предпразднства Крещения читается Лк. Наконец, последним, в том числе в Великом посту, смысл которого заключается не столько в завершении уходящего круга, сколько в подготовке к Пасхе, к Таинству Крещения и к началу нового годового круга, читается Мк. — самое подходящее для Оглашения Евангелие. То же самое касается Апостольских чтений: от Пасхи до Пятидесятницы читается Деян., а затем Апостольские Послания — Рим., 1 Кор., 2 Кор. и т. д., включая Соборные Послания. Круг Апостольских чтений, уже после Соборных Посланий, в Великом посту завершает Евр. Это косвенное доказательство того, что Евр. может быть отнесено к корпусу Павловых Посланий лишь в широком смысле слова . Круг рядовых чтений важен не только в силу того формального обстоятельства, что таким образом за весь год прочитывается весь Новый Завет. Как известно, каждый первый день недели для христиан является одновременно и днем восьмым, днем будущего воскресения и вечности, днем Царства Божия. В соответствии с библейской традицией христиане издревле именовали его «Днем Господним», а также «Днем Солнца» . Как бы там ни было, этот день, повторяющийся через каждые семь дней в течение всего года, всякий раз является малой Пасхой Воскресения Христова — днем, в который по преимуществу перед другими днями недели церковь (община) собирается в храм для своего общего совместного дела — Литургии. Расписание ежедневных рядовых новозаветных чтений составлено таким образом, чтобы на воскресенья приходились наиболее богатые и глубокие по смыслу чтения. Так, за определенными воскресеньями в их очередности, начиная от Пасхи, закрепилась та или иная евангельская тематика. Это привело к тому, что за некоторыми из воскресений прочно закрепились устойчивые наименования, связанные с темой Евангельского чтения: например, «Неделя о мытаре и фарисее» (читается притча Лк. 18, 10-14), «Неделя о слепом» (читается рассказ об исцелении Иисусом слепорожденного, Ин. 9, 1-38) и др. 154. Воскресные евангельские чтения на Утрене

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Впоследствии коптская церковь постановила праздновать в честь бесплотных каждый месяц. В более позднее время возникли праздники в честь отдельных чудес, явленных архангелом Михаилом или Гавриилом 78 . В это же время появляются праздники в честь ветхозаветных праведников. Праздник Маккавеев вероятно существовал еще и в предыдущем периоде, так как сохранились слова в их честь Киприана Карфагенского , Амвросия, Григория Богослова и Златоуста; упоминание есть и в календарях V века, но была ли литургическая честь им оказываема тогда, сказать трудно. У армян в 7 субботу после Пятидесятницы совершается память Ковчега Завета. Еще в предшествующем периоде начинается повышение благоговения к ветхозаветным пророкам. Летописи отмечают обретение мощей отдельных пророков. Так, при импер. Феодосии Младшем находятся мощи прор. Исаии, Аввакума, Михея. Они торжественно переносятся в Константинополь. Импер. Маркиан и Пульхерия строят храм прор. Исаии. Императрица Елена строит здание на месте убиения прор. Иеремии. Мощи его переносятся в Александрию 79 . В уставах после IX века постепенно все дни церковного года заполняются отдельными воспоминаниями святых и чудесных событий из жизни Церкви. Как особенность позднейшего периода развития устава, надо отметить появление в календарях не только памятей святых: мучеников, преподобных, святителей и т.д., но также и воспоминание особых замечательных событий из жизни данной епархии или данного города. Сюда относятся, например, построение или обновление храмов. Например, в календарь вошло освящение храма Святой Софии под 23 декабря, имевшее собственно место 24 декабря 563 г. Точно также 11-го мая показано основание Константинополя; 13 сентября – обновление храма Воскресения в Иерусалиме. Кроме того, отмечались и такие события, как особенно, разрушительные землетрясения, например: 26 октября 740 г., в память чего составлена особая служба с каноном и соответствующими апостольскими и евангельскими чтениями; или землетрясение 14 декабря 557 г.; или землетрясение в Антиохии 14 сентября 457 г.; или характерная «память праха» 6 ноября 472 г., когда огромное облако пепла пало на Константинополь. Не только совершалась литургическая память этого события, но в евангелиях означались «неделя перед прахом» и «неделя после праха», что по уставу принадлежит только особым праздникам в церковном году, как то Рождество, Крещение, Воздвижение и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010