Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей, затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие не читаются).    На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским.    На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа: «Возвеселится праведник о Господе».    Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье.    Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму — в субботу первой седмицы.    Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них — иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.    Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую Церковь. Победа Православия в самой Греческой Церкви первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста. Таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия имеет глубокие исторические корни. Церковь этим торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста, являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и жизни со всей Церковью и полагает основание для молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по обетованию Господа (Мф. 16:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Идея о том, что весь тварный мир, а также и любое его отдельное явление есть теофания, принадлежит к разряду концепций христианского платонизма. Эта идея развивалась у Псевдо- Дионисия Ареопагита и вместе с другими его концепциями была скорректирована преп. Максимом Исповедником в духе и направлении ортодоксального церковно-патристического миропонимания. Позднее эту идею использовали в своей философии Эриугена и Николай Кузанский (см.: О Богосыновстве. Соч.: В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 309); эту концепцию использует в своих философских работах и Л.П. Карсавин. ТЕРАПЕВТЫ – в греко-римском Египте иудейская религиозно-аскетическая секта, близкая к ессеям. Члены секты осуждали рабство, отвергали частную собственность, брак, проповедовали равенство и бедность. Единственный источник сведений о терапевтах – трактат Филона Александрийского «О созерцательной жизни». ТЕУРГИЯ (букв. – богодейство) – по определению H. A. Бердяева, это «богодействие, богочеловеческое творчество» ( Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 457). О теургии много писали Вл. Соловьев и теоретики символизма: А. Белый и Вяч. Иванов, а также С.Н. Булгаков. ТЛЕНИЕ – разрушение материальной и духовной природы человека, крайним выражением которого является смерть. В христианской традиции причиной тления называется «разделение с Богом» (преп. Максим Исповедник ). ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ – см. также Неделя Православия. Первое воскресенье Великого поста называется в православном церковном календаре «неделя Торжества Православия». В этот день воспоминается окончательная победа Православия над иконоборчеством в 843 г. (в тот год оно выпало на первое воскресенье поста). Поныне в кафедральных соборах совершается особый чин Торжества Православия, последование которого изложено в Синодике в Неделю Православия. См.: Успенский Ф. Синодик в Неделю Православия. Сводный текст с приложениями. Одесса, 1893. ТРЕТИЙ РИМ – см. Москва – Третий Рим. ТРИАДОЛОГИЯ – учение о Святой Троице, раздел догматического богословия, в котором излагается учение о Святой Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике. В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого Поста: святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи. Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен 400 состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей, затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие не читаются) 401 . На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским. На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа: «Возвеселится праведник о Господе». Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье. Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы. Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Дорога к Пасхе . [Великий пост — время особых возможностей. Возможностей  по особому взглянуть на свою жизнь, свою душу, свои отношения с ближними и Богом. В подборке «Фомы» - лишь некоторые из тех смысловых точек в календаре Великого поста, через которые важно пройти по дороге к Пасхе.  Подробный календарь поста вы можете найти на сайте foma.ru (QR-koд -ссылка  указана в публикации). Представленный здесь маршрут движения к Пасхе включает и четко характеризует следующие события и даты: 1 марта. Прощеное воскресенье ; 2-5 марта. Читается канон Андрея Критского ;  4 марта. Первый раз во время Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров (названы также все даты Великого поста 2020 года, когда будет отслужена такая литургия);  8 марта. Торжество Православия ; 14 марта. Первая родительская суббота Великого поста (поминовение умерших совершается так же в третью и четвертую субботы — 21 и 28 марта); 22 марта. Крестопоклонная неделя ; 4 апреля. Суббота Акафиста. Накануне, в пятницу (3 апреля) вечером читается Акафист Божией Матери. Согласно Уставу, этот Акафист читают только раз в году; 12 апреля. Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица ;  Завершает перечень — 19 апреля. Светлое Христово Воскресение )]. Фото Георгия Федоренко//Фома. - — март 2020. - С.32-33. - (раздел « Вера »). См. также : 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова //Фома. - — март 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Патриарх Кирилл. Великий пост: опыт возвращения в рай . Из слова в Прощеное воскресенье после литургии в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище г. Москвы, 26 февраля 2017 года. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. Ил.: Адам и Ева снова в Раю. Графика Елены Черкасовой//Фома. - — март 2020. - С.34-35. - (раздел « Вера »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Антипа ( Кириллов ) . 3.08.1870-7.03.1938. Ил.: Иеромонах Антипа (Кириллов). Фото сделано в Таганской тюрьме после вынесения смертного приговора; Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Горе Афон, 1917. Фото французского армейского фотографа; Письмо преподобномученика Антипы на Афон. 1933. Фото с сайта прихода Крестовоздвиженского храма с. Татаринцево tatarincevo.ortox.ru; На фото во втором ряду — монах русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Антипа (Кириллов). Начало ХХ в. Фото из архива Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне//Фома. - – март 2020. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

Архив Пн В канун недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Сретенском монастыре 23 марта 2013 г. 22:37 23 марта 2013 года, в канун недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Его Святейшеству сослужили председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и епископ Дмитровский Феофилакт . Также в богослужении участвовали наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) и братия обители. Пел хор Сретенского монастыря (регент — Н.С. Жила). По окончании богослужения Святейшего Владыку приветствовал наместник монастыря архимандрит Тихон. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил архимандрита Тихона и братию обители за труды по благоустройству Сретенского монастыря, в том числе — в деле строительства храма Новомучеников и исповедников Российских-на-Крови, что на Лубянке. «Каждый раз, когда приезжаю сюда, я вижу что-то новое, и сейчас вижу, как преобразуется здание семинарии, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Знаю о всех планах, касающихся строительства храма и благословляю эти планы. Надеюсь, что во благовремении храм будет воздвигнут, и то большое количество прихожан, паломников, которым трудно вместиться в ныне действующий храм, в котором мы совершали сегодня службу, будут иметь возможность все вместе предстоять Престолу Божиему в новом построенном Храме-на-крови — на том месте, где многие мученики и исповедники Российские XX века приняли свою кончину. Пусть Господь благословит и поможет Вам в осуществлении всех этих добрых дел». Завтра, в праздник Торжества Православия, Предстоятель Русской Церкви возглавит служение Литургии св. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2866435.ht...

Вселенские родительские субботы ). В 1-ю субботу В. п. совершается память вмч. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания (см. Православия неделя ). 3-е воскресенье - это Крестопоклонная неделя , 5-е посвящено прп. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. п. различные редакции уставов помещают неодинаковые указания. Особое значение имеет 2 будних дня В. п.: среда 4-й (крестопоклонной) седмицы (др. названия: средопостная среда, преполовение поста) и четверг 5-й седмицы. В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста (в среду 4-й седмицы) или Великого канона прп. Андрея Критского (в четверг 5-й седмицы); во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. п. совершается празднование в честь Пресв. Богородицы, за службой поется акафист (нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Богородицы ). В. п. заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, к-рая уже предначинает Страстную седмицу, считающуюся отдельным постом. Порядок служб суббот и воскресений В. п. в целом достаточно близок к обычному (при этом за субботами закреплено совершение литургии свт. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. п. (с 1-го по 5-е) - литургии свт. Василия Великого), тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене (с «Аллилуия» ) поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день (1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. е. невареная и нежареная пища); совершается литургия Преждеосвященных Даров (или литургии вовсе нет) и др. Особенности седмичных служб В. п. в студийских Типиконах По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г.

http://pravenc.ru/text/150109.html

От поста к посту, – все всегда по-новому. То возьмешь слишком круто, возгордишься и сорвешься. То – слишком расслабишься, и почувствуешь себя ленивым рабом, которого только пинками можно заставить трудиться. Когда-то еще научишься отличать попечения о плоти от похотей. Когда-то еще поймешь, что ты просто-напросто раб своего чрева, своих привычек, и жадно ухватишься за протянутую руку поста! Понимая, как непросто достичь такой простоты во Христе, будем особенно чутки к тем, кто от нас зависит, к нашим детям. Тут особенно опасно перегнуть. Надо постепенно, терпеливо, именно своим примером пробуждать в них любовь к посту, желание присоединиться к отцу и матери. Чтобы всем вместе, как иной жаждет и предвкушает угощения, – жаждать и предвкушать благословенного, сопряженного с молитвой и милостыней, времени воздержания. О Торжестве Православия. Неделя первая Великого поста. Ин.1:43–51 Евр. 11:24–26:32–12:2 Это воскресение называется «Торжество православия». В этот день на седьмом вселенском соборе была осуждена последняя из крупных ересей. К этому времени церковь уяснила и о Лицах Святой Троицы, и о соединении Божества и человечества в Иисусе Христе, и о том, что Дева Мария есть истинная Богородица. И вдруг – новое, еще невиданное: иконоборчество. Начал император Лев Исавр. Иконы были объявлены идолами. Их стали уничтожать, и жестоко преследовать несогласных. Это продолжалось более века. Глубоко не случайно, что именно восстановление иконопочитания празднуется как торжество православия. Когда Филипп радостно сообщил Нафанаилу о том, что они «нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки», Нафанаил с сомнением спросил: «из Назарета может ли быть что доброе»? На что Филипп сказал: «пойди и посмотри». А разве мы не мечтаем увидеть своими глазами все удивительное, о чем слышим от людей? Разве не спрашиваем в случае сомнений: «А ты сам видел»? Видеть, это – торжественная полнота знания. «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Рубрики Коллекции Евангелие 5-ой недели Великого поста: что значит идти за Христом по-настоящему? В воскресном евангельском чтении рассказывается, как апостолы Иаков и Иоанн подошли ко Христу с просьбой — стать Его главными вельможами, когда Он завоюет весь мир. 20.04.2024 Евангелие 4-ой недели Великого поста: почему Христос назвал своих ближайших учеников «родом неверным»? Ни молитва, ни пост, ни какие иные аскетические практики не смогут принести пользу ни нам ни окружающим, если наше сердце ветхое. 13.04.2024 Евангелие 2-й недели Великого Поста: что нужно делать, чтобы увидеть Бога при жизни Ровно в той мере, в какой приучим себя совершать конкретные дела любви, милости и прощения, наше сердце будет исполняться Божественным Духом, а вместе с Ним — и незримым светом Его благодати. 30.03.2024 Евангелие 1-ой недели Великого поста: как сделать Торжество Православия своим личным жизненным опытом Не будем заблуждаться. Под лежачий камень вода не течет. В полноте Сила Божия открывается лишь тому, кто понуждает себя встать и совершить конкретные действия. 23.03.2024 Апостол Петр: трудно быть Божьим Апостол Петр — это пример высочайшей любви Бога к человеку. Его падения делали его веру только крепче, а любовь к Богу все сильнее. 21.03.2024 16.03.2024 Евангелие о Страшном суде : как впустить Бога в свою жизнь и построить с Ним личные отношения Представьте, что рассказать о своем Боге попросили каждого из нас: «Кто Он, Тот Бог, в Которого ты веришь? Какой Он? Расскажи». Что мы ответим? 09.03.2024 У блудного сына из притчи был старший брат. Почему с ним тоже не все хорошо? 3 марта 2024 года в церковном календаре называется Неделей о блудном сыне. В этот день за литургией читается притча о любящем отце и его непутевом сыне. 02.03.2024 01.03.2024 Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году приходится на 25 февраля. Это первое из четырех подготовительных воскресений перед Великим постом. 24.02.2024 Зачем крестился Иисус Христос? Это необычный выпуск «Райсовета» — мы пригласили гостей, которые смогут задать свои вопросы непосредственно участникам подкаста. 09.02.2024 Вавилонская башня: в чем трагедия? «Я памятник себе воздвиг…» — писал Пушкин b XIX beke. Но это совсем не новая мысль, ведь задолго до Рождества Христова древние люди сказали друг другу то же самое. Правда, памятник они решили сделать не нерукотворный, а вполне себе осязаемый. Что случилось в итоге — известно каждому из нас, ведь именно из-за этой истории мы теперь вынуждены изучать иностранные языки. О том, как произошло Вавилонское столпотворение и зачем людям вообще понадобилось… 19.10.2023 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/authors/barickij-dmitrij-...

Подпишитесь на наш Телеграм Обычно воцерковленные православные люди хорошо знают, что первое воскресенье Великого поста носит название Недели Торжества Православия и что в этот день вспоминается победа над ересью иконоборчества. Посмотрев в календарь с расписанием церковных чтений, можно увидеть в нем, что на Божественной литургии этого дня читаются стихи с 43-го по 51-й 1-й главы Евангелия от Иоанна. Может показаться, что данное чтение связано с восстановлением почитания икон — нередко так говорят даже священники в проповедях. Но это не так, и, как ни странно, прямого отношения к восстановлению почитания икон Евангельское и предшествующее ему апостольское чтение не имеет. Дело в том, что по богослужебному уставу кафедрального храма Константинополя — собора Святой Софии еще задолго до победы над иконоборчеством на первое воскресенье Великого поста приходилась память ветхозаветных пророков, в связи с которой и были положены такие чтения на Литургии. Когда же была установлена память Торжества Православия, долгое время она совмещалась с памятью пророков, постепенно вытесняя ее. Впрочем, вытеснило Торжество Православия память пророков не до конца — в Постной Триоди до сих пор печатается канон святым пророкам, который положено читать в воскресенье на повечерии (когда-то он читался на утрене вместе с воскресным каноном и каноном Недели Православия). Расскажем же и о самом празднике Торжества Православия и о связанном с памятью пророков евангельском чтении. 1. Неделя Православия (Торжество Православия) Икона «Торжество Православия» Византия страдала от ереси иконоборчества более ста лет в VIII–IX вв. В 730 году от Рождества Христова император Лев III из династии Исаврийцев издал указ, запрещающий почитание икон. Иконы начали сначала подниматься в храмах выше, чтобы к ним нельзя было приложиться, а потом и уничтожаться. Это вызвало большое сопротивление в народе и монашестве, в ответ на которое иконопочитатели были подвергнуты репрессиям со стороны государственной власти: многие из защищающих почитание святых икон были подвергнуты пыткам, сосланы, некоторые были казнены.

http://blog.predanie.ru/article/ikonopoc...

Да и с домашними нашими то же самое выходит: любить – это не только цветы с объятиями дарить. Это понуждение на что-то высшее, понукание себя к жертве. Хотя бы и так: любишь жену? – помой посуду! Но мы отвлеклись… Гораздо сложнее ныне оправдывать. Потому что это не быть в тренде, как ныне водится говорить. Тут недолго и тех, кто ранее тебя поддерживал и разделял твои взгляды, настроить против себя. Но если подобное и произойдет, уже польза. Не быть с осуждающими других и не участвовать в вынесении скорого и жестокого приговора – значит, не быть соучастником совета беззаконного. По нашим временам уже почти подвиг. И, быть может, Господь призрит на наши попытки и вознаградит нас в славный и светлый праздник Воскресения. Рейтинг: 9.8 Голосов: 2583 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вадим 23 февраля 2018, 07:42 Пост это когда исполняешь волю Божью. Пост угодный Богу Исаия гл.58. Людмила Попова 20 февраля 2018, 23:58 C началом Великого поста! Первая неделя очень тяжело даётся, благо что хоть заканчивается она большим праздником - Торжество Православия! Так становится ближе и главный праздник, которым закончится пост, и делается понятнее цель самого поста для верующего. Валерий 19 февраля 2018, 14:15 Кулинарные передачи смотрят новоначальные. Пусть начнут хотя бы так. У всех своя мера и ступень, как и в духовной жизни. Статья хорошая, очень понравилась. Спасибо. Дмитрий Филин 19 февраля 2018, 11:10 Христос посреди нас! Всех с началом Великого Поста! Ольга: " автор говорит совсем о другом. Смысл в том, что сильное желание чего-либо, есть по сути пристрастие или страсть. А во время поста необходимо от страстей избавляться, бороться с ними. А отказ от желаемого и есть борьба. " - совершенно верно! Мне удивительно, что некоторые никак этого понять не могут, а ведь это так просто. И пример с капустой это только пример, на ее месте может быть что или кто угодно, пусть даже из скоромного (если вопрос о пище) или что-то, что грехом не является... Ничто не дОлжно обладать нами! Спаси нас всех Господь!

http://pravoslavie.ru/110734.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010