Прославление его во второе воскресенье Поста как бы побуждает верующих к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным светом. Но как трудно нам сосредоточиться – в церкви ли, дома ли на молитве мысли бегут беспрерывным потоком, перескакивая с предмета на предмет; как трудно добиться чистой молитвы без посторонних мыслей. Пост, исповедь побуждают нас к очищению своей души, своих мыслей и чувств. Пост и исповедь приводят человека к духов, ному озарению. “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.” Святителю отче Григорие, моли Бога о нас! Аминь. 3-ья неделя Великого Поста – Крестопоклонная 1. В третье воскресенье Великого Поста на поклонение верующим торжественно выносится Животворящий Крест Господень. Выносится для того, чтобы ободрить изнемогающих от поста и побудить к покаянию тех, кто еще не приступил к нему. Воистину, кто из нас, поклоняясь Св. Кресту и лобызая распятие Господа, невольно не вспомнит воинов Пилата, дерзновенно поклонявшихся осужденному на крестную смерть Господу, и предательского поцелуя Иуды? Невольно, подходя к Кресту, задумаешься о своей жизни, заглянешь в себя. Что такое покаяние? В сердце человека, в душу его всеяны в таинстве св. крещения и при других обстоятельствах семена добрые; жизнью же своею мы часто засеваем семена недобрые, злые, греховные. Они заглушают добрые семена, как сорные травы. В таинстве покаяния эту сорную траву души, надо обличить. Но мало сказать, что у меня на душе то и то недоброе и греховное. Эту сорную траву надо на исповеди вырвать с корнем, чтобы очистить место для хорошего. Но мало очистить землю сердца нашего от сорной травы, надо еще позаботиться, чтобы посеянные добрые семена дали ростки. Надо потрудиться над исправлением жизни своей. Не надо смущаться тем, что опять могут вырасти сорные травы. Ведь и на полях, и на огородах это бывает. Значит, надо только чаще прочищать поле сердца нашего от недоброй травы прегрешений. Не надо смущаться и тем, что давно не заглядывали в поле сердца своего, что не видно в нем ростков добрых семян. С верой, и не откладывая, надо приступить к очищению, и тогда добрые семена обнаружатся и дадут свои ростки и плоды.

http://azbyka.ru/propovedi/nemnogo-o-mno...

Поэтому после просьбы о Христовых целомудрии, смирении, терпении и любви – мы снова крестимся и кладем земной поклон. Физически и реально накладываем на себя Крест Христов! Только Его милость могла такое придумать… Поэтому центр Великого поста – Крестопоклонная неделя. Поэтому его завершение или, скорее, цель – Страстная седмица, «Пасха страданий», о которой мы молимся, чтобы она перешла для нас в торжествующую Пасху славы. В течение всего поста мы, сами того, быть может, не осознавая, встречаемся с Крестом, приобщаемся ему, чтобы в конце дерзновенно воскликнуть: «Покажи нам и славное Твое воскресение!» . Путь Великого поста – модель всей христианской жизни. Поклон в землю выражает наше желание действительно смириться, ведь лишь в смиренной душе может постоянно жить Господь. Этим поклоном мы призываем Его в себя. Да, простое, физическое действие, но святые говорят, что, начавшись с тела, такое желание смирения может преобразить и душу. Особенно молодым, «новоначальным» (а кто может сказать о себе, что он не таков?) полезны поклоны. Но и люди пожилые, немощные или больные, те, кто не могут делать поклонов, – ничего не лишаются: существуют «поклоны» сердца. И, думая, а может быть, уже сокрушаясь о своих грехах, нельзя забывать, что мы не просто кланяемся, а «покланяемся Страстем Твоим, Христе». Покланяемся Кресту, на котором наши грехи – вместе с Плотью Сына Божия – уже распяты. А финал молитвы преподобного Ефрема Сирина как будто неожиданен. После перечисления страстей и добродетелей, после просьбы о даровании любви, как итог – вдруг: «Дай мне видеть мои грехи, чтобы я смог не осуждать брата…» Почему этот вроде бы частный момент оказывается завершающим аккордом? Вообще говоря, осуждение тесно связано с другой корневой чертой нашего разума – склонностью выносить суждения. Само по себе это неплохо, более того, Христос говорит Своим ученикам, что в финале мировой истории они будут судить мир (см.: Мф. 19: 28). Суд и его частный случай – суждение – это способность правильно увидеть и оценить ситуацию, способность правильно рассудить о природе всякого духовного явления (неслучайно дар рассуждения считается в аскетике наивысшим). Такой способностью в абсолютной степени обладает Бог; в степени относительной – Адам до грехопадения; в степени, приближающейся к последней, – святые, стяжавшие максимально возможное на земле совершенство. Ведь именно Адаму и Еве было поручено «владычествовать» над всем живущим (см.: Быт. 1: 26), то есть управлять, царствовать в сотворенном Богом мире, – а для этого необходима способность судить о вещах и явлениях (вожди Израиля до установления монархии так и назывались – судьи). И мы видим, как великолепно человек пользуется данной ему способностью: Адам нарекает имена животным, как бы проникая в сущность каждого из них (см.: Быт. 2: 19–20).

http://pravoslavie.ru/92648.html

Да будете вы со мною. Грех со мной да не будет, а вы со мной да пребудете». И вот так, с цельным сердцем, целомудренно, можно войти в Царство Божие. Иначе, с разделённым сердцем, войти в рай Божий будет проблематично, а, скорее всего -  и невозможно. Апостол Иаков пишет, что да не обольщает себя человек. Т.е. если просишь у Бога, проси, не разделяя сердце. Сердце пусть не двоится, не делится. Потому что человек с раздвоенным сердцем похож на волну, ветром поднимаемую, и потом в водяную пыль разбиваемую и развеваемую. Такой человек не благоустроен в путях своих. Положивший руку на рало и оборачивающийся назад, озирающийся вспять, не управлен есть в Царство Божие. Таким образом, 1- ая неделя Великого поста требует от нас мужества, честности и верности. Т.е. ты Божий или не Божий? Нельзя вот так: «Ну, я чуть-чуть Божий, а потом чуть-чуть не Божий». Вот эта смесь греха и праведности является характерной для мира сего. Но имейте в виду, что эта библейская категоричность справедлива. Казалось бы, ну подождите, ведь в жизни много всяких сложных ситуаций, где трудно понять: где хорошо — где плохо, где так — где сяк. Да, согласен. Жизнь перепутана, перемешана, и, кроме белого и чёрного, есть ещё много серого. Даже, говорят, пятьдесят оттенков. Но имейте в  виду, что на Страшном суде  будет только чёрное и белое, серого не будет. Господь на Страшном суде скажет людям: «Придите и отойдите». Т.е. разведёт их, как пастырь овец от козлов отделяет, и одним, стоящим на правой стороне, скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира». А на левой стороне скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный дьяволу и ангелам его». И опять нет никаких полутонов, никаких оттенков. Будет белое и чёрное. «Приидите и отойдите». Это будет очень категоричное поведение Господа Иисуса Христа, и те, которые из нас не согласны с тем, что нужно поступать категорично, должны задуматься над тем, что Сам Христос заранее объявил, что на Страшном суде Он будет категоричен.

http://radonezh.ru/text/nedelya-torzhest...

  Поздравляем с началом Великого поста! Весь этот период мы будем с вами — готовим специальные материалы о самых важных днях года. Все они будут на главной странице портала и в специальной рассылке — подписывайтесь , чтобы не пропусть. 13 марта — прощёное воскресенье , 14 марта — начало Великого поста , 14-17 марта — чтение Великого канона Андрея Критского , 20 марта — неделя Торжества Православия . В эти дни как нельзя уместней подумать о покаянии. В прошлый раз мы говорили о прощении — жесте, разрывающем ткань мира сего. Мы представили мир сей как некую моральную экономику, сеть эквивалентных обменов по принципу «удар на удар», сеть одинаково управляющей как психической, так и социальной жизнью (здесь как раз видно что психика и социум имеют одни законы) и проследили её генезис в анализе первых глав книги Бытия. Мы говорили о моральных капиталах и долгах. Мы говорили, что долги отпущены, а капиталы обесценены Христом. Давайте несколько разовьем эту экономическую метафору мира сего и спасения. Пролетариат Моральный рынок подразумевает и свой капитализм, свою власть и буржуазию: тщеславие «успешных» людей, фарисеев, своих полицейских (побивающим камням за какой-нибудь грех) и т. д. и т. д. Вообще рифма богача «финансового» и богача «морального» далеко идёт: та же самовлюбленность, чувство правоты и пр. — та же сытость: но блаженны алчущие. Трудно богатому войти в Царство. Подразумевает моральный рынок и свой пролетариат. Пролетариат, лишенный морального капитала, закредитованный у моральных банкиров — фарисеев, книжников, священников. И именно, пролетариату в силу своей нищеты, суждено разрушить капитализм и построить коммунизм. Пролетариату нечего терять кроме своих цепей: поэтому мытари и блудницы, моральные нищие идут первые в Царство. « Кто был ничем, тот станет всем » — парафраз евангельских слов. Прощение — кажется чем-то невозможным, почти подвигом, чудом, как и коммунизм кажется невероятным. Обратимся к замечательной книге Гребера «Долг», чтобы ещё раз показать, что нет ничего естественней прощения (и коммунизма — как и нашего «морального», так и марксисткого).

http://blog.predanie.ru/article/pokayani...

Торжество веры В этом рассказе заключена некая тайна, большая, чем даже в притчах, которые, при всем богатстве их содержания, заключают в себе довольно определенный нравственный смысл. 16 марта, 2008 В этом рассказе заключена некая тайна, большая, чем даже в притчах, которые, при всем богатстве их содержания, заключают в себе довольно определенный нравственный смысл. (Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия.) Внутренний смысл евангельского чтения этого дня очень насыщен глубоким содержанием, но при созерцании только внешней стороны евангельского рассказа в нем не обретается ничего сложного. Но если сердце не слишком находится в плену поверхностного рационалистического сознания и руководит умом, ухом и глазом, если сердце хоть сколько-то дышит евангельскими бытийными смыслами, даже при простом слышании или чтении этого евангельского текста ощущает некоторую таинственность. И действительно, в этом рассказе заключена некая тайна, большая, чем даже в притчах, которые, при всем богатстве их содержания, заключают в себе довольно определенный нравственный смысл. В сегодняшнем рассказе нет почти никакого прямого нравственного откровения, или оно занимает сравнительно второстепенное место. И если ум не понимает, то сердце чувствует, что здесь очень много сказано, хотя и не все понятно. То, что понятно — просто: встречаются два человека, ставшие потом учениками, апостолами Христовыми, и один говорит другому: «Вот, там есть человек, который пришел из Назарета. Кажется, что Он и есть Христос». А тот ему отвечает: «Из Назарета ничего доброго ими, не может». Для них разговор понятный, для нас -требует разъяснения. Смысл этого разговора религиозный, а не рационалистический и не националистический. Не в том дело, что в Назарете живет другой народ, который «ниже сортом» и потому ждать «и оттуда нечего. Религиозное ожидание в тогдашнем еврейском народе было очень сильным. Но это религиозное ожидание отчасти было связано с определенным местом, поэтому, когда родился Христос, достаточно было Ироду позвать своих мудрецов, и они ему сразу, в один голос, сказали, где Он родился — в Вифлееме. И если это родился новый Царь Израилев, то по поводу места, в котором ожидалось Его рождение, сомнений не было. Но место, где происходил этот разговор, много севернее Вифлеема. Там, рядом с Галилеей, жил народ не очень чистого религиозного сознания, и именно поэтому ожидать чего-то доброго в религиозном смысле, какого-то мощного действия с той стороны не представлялось возможным: Галилея в религиозном ожидании была бессмысленна и бесплодна.

http://pravmir.ru/torzhestvo-very/

Неделя 1-я поста: Торжество православия (Иоан. 1и д.). Православные христиане отмечают сегодня Торжество Православия. Но православны-ли мы с вами, дорогие братья и сестры? Что значит «православный»? Слово «православный» значит – православно мыслящий, верующий в Бога и верующий Богу. Может ли каждый из нас сказать о себе – «Я верую в Бога» и «Верую Богу»? Эти два понятия, как справедливо замечает св. Григорий Палама , не являются тождественными. «Я верую в Бога» означает: я верующий, я признаю бытие Божие и православно о Нем мыслю; а «Я верую Богу» означает: все Божия обетования по отношению к нам я считаю истинными и незыблемыми. Быть православным и означает, иметь и первое и второе. Быть православным означает еще и быть оправданным, т.е. иметь твое Православие оправдывающую веру. В Ветхом Завете, в лице Авраама, дан нам яркий пример православного человека, человека оправданного. О нем ап. Павел говорит: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в правду» ( Рим. 4:3 ). В чем же выразилась вера Авраама, что он был оправдан? Мы знаем, что Авраам принял от Бога обещание, что в его семени, в его сыне Исааке, благословятся все племена Израиля; и тут же велит Бог Аврааму принести Исаака, бывшего в детском возрасте, в жертву! Как же это понять? – Через Исаака должно исполниться обещание и тут же: принеси его в жертву! Что бы вы, православные, подумали, что бы подсказали вам ваши ум и сердце и что бы сказали вы – в данном случае? Но вот Авраам, Богу верующий, нисколько не возражая, готов был своими руками заклать своего ребенка, не поколебавшись в то же время в вере, что чрез него, чрез Исаака имеющее сбыться обетование остается истинным и незыблемым. Какой яркий пример оправдывающей веры! «Мои мысли не ваши мысли» и «пути Мои, не ваши пути», – говорит Господь. И еще: «Скорее небо и земля прейдут, нежели из закона пропадет черта одна». Авраам, он был воистину православным, он правильно мыслил о Боге и верил Ему. То же следует сказать и о новозаветных угодниках Божиих: об апостолах, святителях, мучениках, о великом сонме подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

16.03.2021 #Великий пост #вера #ересь #Святоотеческие тексты Великого поста: примеряем на себя new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Грядущее воскресенье — первое великопостноеНеделя Торжества Православия . Мы знаем, что этот день ознаменован победой над всеми ересями, что создан специальный чин анафемы. Но почему же Синодик, где записаны все, кто «против», после установления «торжества» все пополняется и пополняется? Почему однажды побежденная ересь всплывает в индивидуальном сознании и мешает просто жить, любить Христа и ближнего? Мой любимый момент из первого «Терминатора». Гость из будущего Кайл Риз закладывает динамит в бензовоз, на котором Шварценеггер преследовал Сару Коннор и Кайла, ее защитника. Грузовик взрывается, кадр охвачен огнем, на фоне пожарища главные герои целуются, вроде все хорошо, человечество спасено. Но вот из пламени выходит металлический монстр — оказывается, органические ткани на Т-800 сгорели, но стальному эндоскелету высокие температуры не страшны. Преследование возобновляется, до окончательной победы над злом еще далеко. Это стандартный драматический ход для боевиков и триллеров: ложная развязка обманывает, приуготовляя наблюдателя к более яркому финалу — более яркому в том числе и потому, что наблюдатель только что был разочарован или напуган псевдофиналом. Кадр из фильма «Терминатор», режиссер Джеймс Кэмерон Православный исторический нарратив построен на ложных развязках. Вначале «по молитве их [то есть апостолов]… исполнились все [верные] Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа…» (Деян 4:31–32). Очевидно, что «одно сердце и одна душа» — это не только общие переживания и общая собственность, о чем далее идет речь в 4-й главе Книги Деяний, но и общая вера, некий набор истин, признание которых совершенно необходимо для спасения. Но вот в обществе верных появляются люди, которые эти самые истины интерпретируют на свой лад. Потому что лично Христа не видели и апостолов слушали плохо, зато у них за спиной личный тяжелый рюкзак культурного наследия — эллинского или иудейского.

http://blog.predanie.ru/article/o-lozhny...

Но в древнее время этот способ управления был неудобоприменим: невозможно было иметь нынешних канцелярий, ибо негде было взять писцов. Невозможно было писать в сотнях и тысячах экземпляров указы, ибо писать их на пергаменте было бы крайне дорого, и при тогдашнем способе писания нужно было бы иметь канцелярии в 10 раз более многочисленные, чем нынешние. Таким образом, в древнее время должен был преобладать и господствовать способ управления изустный, посредством устной передачи приказов. При обширности епархий и этот изустный способ управления представлял немалые трудности. Но ему помогал тот, как мы говорили выше, существовавший в древней Руси обычай, чтобы священники епархий ежегодно собирались к своим архиереям на епархиальные соборы или сборы. Определённым временем этих сборов была неделя православия или первое воскресенье великого поста, которое и получило от них название сборного 888 . Обычай был заимствован, как необходимо думать, от церкви Греческой, в которой, вероятно, было принято, чтобы торжество православия архиереи совершали вместе со всеми священниками своих епархий 889 . Едва ли можно думать, чтобы у нас собирались все священники каждой епархии, ибо по той же обширности последних у нас было бы это невозможно. Вероятнее, что они собирались в бóльшем или меньшем количестве поочерёдно. Но, во всяком случае, через то или другое количество являвшихся священников архиереи и могли рассылать изустно свои приказания и указы по епархиям. К величайшему сожалению, мы пока вовсе не имеем сколько-нибудь подробных сведений об этих ежегодных сборах священников к архиереям. Очень может быть, что иные архиереи, не довольствуясь только тем, что являвшиеся священники сослужили им на торжестве православия, оставляли их у себя на более или менее продолжительное время, чтобы составлять с ними настоящие соборы для рассуждений о всякого рода текущих делах и нуждах. И что, таким образом, сборы эти в древнее время играли в церковной администрации более или менее важную роль 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ереси, будучи делом плотским, плодом плотского мудрования, изобретены падшими духами. «Бегайте безбожных ересей, – говорит святой Игнатий Богоносец, – суть бо диавольскаго изобретения начало – злобнаго онаго змия». Этому не должно удивляться: падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрование более, нежели человеки. Человеки имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Человеки не подвержены столько сильному влиянию плотского мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением. В человеках добро смешано со злом, и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло. Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их – исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко, и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их – гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками (святой Василий Великий называет падшего духа родителем страстных плотских слабостей). Спаде с небесе, – говорит пророк о падшем херувиме, – денница восходящая заутра; сокрушися на земли… Ты же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой… буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши и во основания земли… повержен будеши в горах, яко мертвец… (Ис. 14, 12-15, 19).

http://pravoslavie.ru/1618.html

В жизни всегда есть помехи и неудачи на пути веры. Наша задача избавиться от всего лишнего и ненужного, мешающего нам в нашем «беге»: от наших вредных привычек, потворства своим слабостям, лени, уныния, тянущих назад воспоминаний. Спортсмен должен бежать налегке. Поэтому нам дается простой совет: сбросим с себя лишний груз и мешающие нашему бегу путы греха. Однако сколь трудно это бывает — избавиться от своих слабостей. Для этого нужна активная решимость, нужна дисциплина, самообладание, нужно упорство. Не пассивное терпение, как это, к сожалению, передано в традиционных переводах, но именно активная решимость, проявляющаяся в действии, требующая напряжения сил и упорного труда над собой. Эта стойкость, эта решимость — наш лучший ответ на один из великих даров Святого Духа, на дар надежды, надежды на Господа Иисуса Христа. Именно в решимости, в стойкости, в работе над собой и заключается подражание высоким образцам веры в нашей будничной жизни, когда от нас не требуется чрезвычайных усилий и внешних подвигов. Внешние подвиги — исторические вершины и указующие путь маяки. Их очень много, и все-таки путь большинства проходит не по вершинам, а по широким долинам, в которых так легко заблудиться. Мы, христиане, в жизни не одиноки, с нами чудесным образом всегда пребывает Иисус Христос, воспринятый нами в крещении. Он — и Зачинатель нашей веры, и наш спутник в пути, более того, проводник, ведущий нас к цели. Чудо жизни христианина заключается также в том, что он устремляется к цели в окружении сонма святых свидетелей, отрешившись от всех идолов и кумиров, и всегда взирая на Того, Кто уже достиг цели. Он — Завершитель нашей веры, Который, разорвав узы смерти, восшел на небеса, проложил нам путь и теперь ждет нас, когда мы, не оглядываясь назад и простираясь вперед, тоже достигнем цели нашей веры, почести вышняго звания божия во Христе Иисусе ( Флп 3:14 ).   8 марта 2009 года Прочтите толкования Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт Болгарский

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010