Закрываются царские врата. Затем возглас: «Премудрость», «Достойно есть...» и прочее 149 . Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста 150 . Четвертая Неделя Великого поста В богослужении этой Недели (воскресенья) Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века – преподобного Иоанна Лествичника (память его 30 марта по старому стилю), который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасители до Его выступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в «Лествице» расположены в естественном их порядке и преемстве: от приготовительных и низших – к высшим. В песнопениях четвертой Недели Церковь ободряет постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждает их к неослабной богоугодной жизни, напоминает верующим, что они впали в грехи, подобно человеку, впавшему в руки разбойников, и внушает упование на милосердие пострадавшего за нас Господа. Пятая седмица и Неделя Великого поста Пятая седмица и Неделя Великого поста характерны тем, что в четверг 5-й седмицы на утрени прочитывается весь великий канон святого Андрея Критского , который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие преп. Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия 151 . Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский , присланный от Иерусалимского патриарха Феодора на 6-й Вселенский Собор (692 г.), принес это житие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. О важности этого святого для Церкви, об актуальности его главного труда «Лествицы» и о том, стоит ли мирянину думать о монашеском подвиге «Фоме» рассказал епископ Якутский и Ленский Роман. Епископ Якутский и Ленский Роман      Нет мощей, но есть память Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, не изобилует лишними подробностями. Он родился в Константинополе, получил хорошее образование, в шестнадцать лет принял постриг на Синае, был послушен своему духовному отцу авве Мартирию, после смерти последнего жил в уединении, через сорок лет был призван к игуменству в Синайской обители Неопалимой Купины, ныне известной как монастырь святой великомученицы Екатерины. Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получи прозвание «нового Моисея». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен — то ли конец VI века, то ли середина VII. Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая! Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» Вторая половина XIII века, Новгород В житии преподобного Иоанна есть одна настолько важная деталь, что она вошла в синаксарь — чтение о дне, совершаемое во время Всенощного бдения. Он был не просто выдающийся аскет.

http://pravoslavie.ru/78093.html

Синайская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Митрополит Антоний Сурожский Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Покаяние – это наше примирение с Богом. Святой Иоанн Лествичник Лествица Иоанна Лествичника Лествица Иоанна Лествичника Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога. Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы. Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало. Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов Епископ Якутский и Ленский Роман о преподобном Иоанне Лествичнике 23.03.2015 535 Время на чтение 7 минут В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. О важности этого святого для Церкви, об актуальности его главного труда «Лествицы» и о том, стоит ли мирянину думать о монашеском подвиге «Фоме» рассказал епископ Якутский и Ленский Роман. Нет мощей, но есть память Епископ Якутский и Ленский Роман Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, не изобилует лишними подробностями. Он родился в Константинополе, получил хорошее образование, в шестнадцать лет принял постриг на Синае, был послушен своему духовному отцу авве Мартирию, после смерти последнего жил в уединении, через сорок лет был призван к игуменству в Синайской обители Неопалимой Купины, ныне известной как монастырь святой великомученицы Екатерины. Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получи прозвание «нового Моисея». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен - то ли конец VI века, то ли середина VII. Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая! Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно - только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» Вторая половина XIII века, Новгород

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Скачать epub pdf Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника Сегодняшнее воскресное Евангелие от Марка повествует нам об исцелении бесноватого отрока. Однажды один человек от народа подошел к Господу Иисусу Христу и говорит: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли». Воистину несчастье – бесноватый ребенок. Само слово «беснование» указывает на природу этого явления. Отрок был одержим бесом, который его даже на землю повергал, и он скрежетал зубами, пену испускал – такое страшное овладение нечистым духом душою мальчика. Но вообще-то и каждый человек в той или иной мере является бесноватым. В связи с тем что человек отпал от Бога, его природа повредилась и земля его сердца, на которой должны произрастать добродетели: радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, любовь к Богу, молитва , – стала производить другое – страсти. Наше сердце более склонно ко греху, в нем скрывается зависть, блуд, сребролюбие, всякая нечистота, немолитвенность, забвение Бога, уныние, гордость, тщеславие, восхваление себя, искание своего, желание покоя, объедение, пьянство – бесчисленное множество грехов. Они сами растут в сердце человека, тем более если его с самого рождения не воспитывать и не давать возможности действовать в нем благодати Божией. Многие родители рассуждают так: вырастет, сам все поймет. Но это все равно что не обрабатывать землю и говорить: зерно само вырастет. Нет, вырастет репей, крапива, бурьян, полынь, вырастет что угодно, но не зерно. Ничего доброго не будет, если над этим не трудиться. Известно, что сорняк растет и размножается сам, а доброе семя нужно поливать, удобрять, полоть, окапывать, чтобы произросло что-то доброе. Чтобы воспитать в дитяти, допустим, молитвенность или любовь к храму, нужно потратить десятилетия, а чтобы научить матершинничать, достаточно одного вечера. И так во всем. Поэтому издревле детей крестили сразу после рождения, на сороковой день или даже на восьмой, чтобы с самого младенчества ребенок имел возможность причащаться Святых Христовых Таин, чтобы мать могла его носить постоянно в храм, чтобы он постоянно слышал слово Божие, видел святые иконы, слышал церковное пение, чтобы пребывание его в церкви создавало противовес тому злу, которое существует в мире, и злу, которое существует в нем самом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Вторая седмица поста менее строга, чем первая. Устав предписывает однократный прием растительной пищи без масла. В субботу и воскресенье второй седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Практика поста многих современных приходов такова: во все седмичные дни кроме среды и пятницы, а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом. В среду и пятницу – вареная растительная пища без масла. Это относится и ко всем остальным седмицам Великого поста. Суббота 3-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. В этот день совершается сугубое поминовение усопших. Неделя третья Великого поста. Крестопоклонная. Поклонение Животворящему Кресту Господню начинается в субботу третьей седмицы выносом его на середину храма во время утрени. В этот момент в храмах звучит тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Эта Неделя и последующая за ней седмица называются Крестопоклонными. Напоминание о страданиях и смерти Христовой призвано укрепить христиан и воодушевить их к продолжению поста. Поклонение Святому Кресту продолжается до пятницы, когда он перед начальным возгласом Литургии вносится обратно в алтарь. Практика поста современных приходов в дни поклонения Святому Кресту такова: во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Суббота 4-й седмицы также является Вселенской родительской субботой. Как и в две предыдущие субботы Великого поста, совершается сугубое поминовение усопших. Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника . Святой Иоанн Лествичник , игумен монастыря Синайской горы, являющийся автором «руководства для духовной жизни» – книги «Лествица» (VI-VII вв.), дает своей жизнью и творчеством высокий пример «царского пути» в православной аскетике. Будучи, с одной стороны, человеком строгой постнической жизни, он уклонялся от всякого рода особенных подвигов. Он не дополнял иноческий устав сугубым воздержанием в пище и не проводил ночей без сна, чтобы «непрестанным бодрствованием не погубить ума».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Великий Пост 2016 по Церковному Уставу 1-я седмица — с 13 марта по 19 марта 2016 года 2-я седмица — с 20 марта по 26 марта 2016 года 3-я седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 4-я седмица — с 3 апреля по 9 апреля 2016 года 5-я седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 6-я седмица — с 17 апреля по 23 апреля 2016 года Страстная седмица — с 24 апреля по 30 апреля 2016 года Первая неделя называется «Федоровой неделей». В это время принято вспоминать всех защитников веры православной. На второй неделе почитают память святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная, а во время четвертой недели вспоминают богослова Иоанна Лествичника. На пятой неделе почитают память преподобной Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин. Шестая неделя ознаменована Вербным воскресеньем — днем входа Господнего в Иерусалим. Далее начинается Страстная седмица. В эти дни нужно строго придерживаться поста, причаститься и покаяться. И, наконец, 1 мая отмечается Светлое Христово Воскресение — Пасха.  Как питаться в Великий пост 2016: календарь питания по дням (обратите внимание, что ниже приведены строгие уставные нормы, не всякому мирянину они будут под силу, мера послабления поста определяется индивидуально: посоветуйтесь с духовником или врачом, возможно, вам не стоит полностью воздерживаться от скоромных продуктов, пост — это не только ограничение в еде, прочтите статьи Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание  и Как поститься, если постная еда дорогая и калорийная?  ) Первая и последняя седмицы Великого Поста по Уставу самые строгие в отношении трапезы. 13 марта – воскресенье. Прощеное Воскресение Совершается заговенье. Последний раз разрешаются скоромные продукты (кроме мясных и молочных). Положено две трапезы. 14 марта – понедельник. Начало Великого Поста. Чистый понедельник . Ничего не едят. 15 марта – вторник — ничего не едят. Для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых людей, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Для меня он вошёл в историю как человек, который пытался, чтобы тюменская городская жизнь обрела созидательный импульс к просвещению человеков, к питанию ума воцерковленных людей. Самый важный его труд был на посту главного редактора «Сибирской православной газеты» , в которой он начинал обычным верстальщиком с момента основания в середине 1990-х. Во многом благодаря Мирославу Бакулину, а также духовнику издания и постоянному автору митрополиту Димитрию (Капалину), газета пронесла через все последующие годы приятный, как бы ранне-весенний, мартовский дух церковного возрождения, которым окрасилась церковная жизнь в ностальгические 1990-е годы. Строгая, аккуратная в оформлении газета, могущая показаться людям внешним почти унылой за свой постный вид, на самом деле несла всегда повышенную планку благочестия, не опускаемую ровно 25 лет. А благодаря сводкам протокольных и праздничных мероприятий из уголков епархий Тюменской области, праздничным проповедям и обращениям бессменного (уже 30 лет!), а потому и привычно близкого всем, митрополита Димитрия газета была тихой гаванью средь внешней пурги и вихрей мipckux. Отнюдь не застойным эндемиком (как иногда казалось мне по сравнению со столицей, где я жил некоторое непродолжительное время), а именно тихой гаванью, в которую каждый месяц можно было вернуться, чтобы наполниться светлыми чувствами. Газета оставалась хранилищем доброго консерватизма и любви к православной родине. Во многом это было возможным, как я уже сказал, благодаря приснопоминаемому Мирославу Бакулину. Выходил и у меня небольшой материал в этой газете за 2017 год ), как раз в конце моего московского периода жизни. Сочувствую митрополиту Димитрию в связи с утратой такого важного помощника и труженика и, пользуясь случаем, желаю ему как можно дольше оставаться на ниве тюменской земли, сохраняя и неся то благочестие, которым, как сетями, многие и многие были увлечены Христом на исходе советских дней. Имя Мирослава Бакулина теперь навсегда вписано в библиотеку святоотеческой литературы, потому что он много поспособствовал «переоткрытию» книг «Феатрон» свт. Иоанна Тобольского и «Сибирский лествичник» свт. Филофея (Лещинского), которые лично переводил с церковнославянского на современный читателю язык. Первая книга посвящена духовному взгляду на феномен власти и после первого издания в 1708 году больше не переиздавалась. А «Сибирский лествичник» является руководством к нравственному самосовершенствованию в духе «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского. Святителем Филофеем (Лещинским) излагаются сто ступеней духовного восхождения, то есть в три раза больше, чем у Иоанна Синайского. Книга «Сибирский лествичник» была написана в начале 18 века и подарена свт. Димитрию Ростовскому, но потом так случилось, что она хранилась в фонде Русского исторического музея, пока не была «переоткрыта» в 2015 году. Обе книги были переизданы в издательско-культурном центре «Русская неделя», директором которого был Мирослав Бакулин.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/21/...

А мы прибегаем к общей исповеди безо всякой нужды, превращая великое церковное Таинство в то, что нам «нравится» и удобно, пастыри же пользуются ею иногда для выявления своих ораторских способностей. При мы этом забываем, что то, что возможно великому и при великой нужде, недоступно для нас малых, к тому же прибегающих к этому часто безо всякой нужды. Поэтому сегодня, творя память преподобного Иоанна Лествичника , позаботимся о том, чтобы приобрести истинное покаяние. Одни приходят на исповедь с сознанием, что они ни в чём не виноваты перед Богом, они ведь никого не убили и не совершили никаких грехов, а другие в великом горе сокрушаются о том, что мы даже часто не почитаем за грехи. Они вспоминают о грехах, совершённых в детстве (ребёнком украл конфетку, удержал сдачу и прочее). Надо помнить, что даже самые малые грехи обнажают всю гадость нашей души. Давайте же в себе самих, в своём сердце постараемся найти источник покаяния и сокрушения о грехах. И если совесть начинает говорить в вас и вас беспокоит какой-либо грех, в котором вам стыдно признаться, постарайтесь найти в себе силу покаяться в нём. Не успокаивайте себя тем, что вы каялись в нем на общей исповеди, помните, что общая исповедь есть сокрытие греха. И если в вас есть грех, в котором стыдно сознаться, то пользуйтесь возможностью принести истинное покаяние, которое может освободить вас от всякого греха. Пользуйтесь этим с великою радостию, потому что, претерпев здесь, на земле, малый стыд, мы избегаем великого стыда в тот день, когда грехи наши откроются перед ангелами и всеми святыми. Аминь. Неделя четвёртая Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника Беседа первая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Святая Церковь даёт нам образ великого подвижника, желая нас утвердить на том пути, которым мы шли от начала поста и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним. Вот образ, говорит Святая Церковь , того, кто взял свой крест и пошёл за Христом, и образ того, кто оставил нам творения свои, в которых опытно раскрывается все христианское делание.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Лествица. Фрагмент иконы Покаяние – это наше примирение с Богом. Святой Иоанн Лествичник Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога. Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы. Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало. Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас – как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

http://pravoslavie.ru/1659.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010