Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В этот день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников. Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы . Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете. Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины. Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника , автора «Лествицы». В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской. В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов. Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской. Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей. Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Православная стенгазета 67 (173) В номере: Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Иеромонах Димитрий (Першин), Евангельское чтение. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, Слабость как сила. Игумен Нектарий (Морозов), Вопросы священнику. Нужно ли говорить друзьям, что соблюдаешь пост? Как почитать родителей, если я расхожусь с ними почти по всем вопросам? Что делать, если на исповеди меня не дослушали? 12 апреля, 2013 В номере: Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Иеромонах Димитрий (Першин), Евангельское чтение. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, Слабость как сила. Игумен Нектарий (Морозов), Вопросы священнику. Нужно ли говорить друзьям, что соблюдаешь пост? Как почитать родителей, если я расхожусь с ними почти по всем вопросам? Что делать, если на исповеди меня не дослушали? В номере: — Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Иеромонах Димитрий (Першин) — Евангельское чтение. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла — Слабость как сила. Игумен Нектарий (Морозов) — Вопросы священнику. Нужно ли говорить друзьям, что соблюдаешь пост? Как почитать родителей, если я расхожусь с ними почти по всем вопросам? Что делать, если на исповеди меня не дослушали? Выпуск от 12 апреля 2013 года. Скачать Открыть — Архив А в вашем храме уже есть приходская стенгазета? Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Изборск Труворово городище Словенские ключи Городищенское озеро Поездка на Талабские острова возможна только в сезон навигации. Путешествие на катере по Псковскому озеру до острова Талабск (Залит) занимает около 30 минут. На острове паломники посещают храм святителя Николая Чудотворца, в котором служил старец Николай Гурьянов, домик, в котором он жил и нес свой молитвенный подвиг, принимал посетителей, в несчетном количестве стекавшихся к нему за духовным советом. На местном кладбище у могилы старца можно помолиться на заупокойной литии. Остров Залит Дом старца Николая Гурьянова на острове Залит Свято-Никольский храм острова Залит У могилы старца Николая Гурьянова на острове Залит Вы можете выбрать подходящий для вас срок пребывания в обители и на Псковщине – от двух дней до недели и более. Старцы особенно рекомендовали помолиться в Псково-Печерском монастыре на первой седмице Великого Поста. Напоминаем наиболее важные ближайшие даты церковного календаря на 2022 год: 7-13 марта: Первая седмица Великого Поста 12-13 марта: Неделя первая – Торжество Православия 17 марта: 100-летие со дня рождения архимандрита Адриана (Кирсанова). 19-20 марта: Неделя вторая – святителя Григория Паламы 26-27 марта: Неделя третья – Крестопоклонная 1 апреля: память преподобных Симеона и Вассы Псково-Печерских чудотворцев 2-3 апреля: Неделя четвертая – преподобного Иоанна Лествичника 7 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы. 9-10 апреля: Неделя пятая – преподобной Марии Египетской 11 апреля: память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских чудотворцев 11 апреля: день Рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) 16 апреля: Лазарева Суббота. Воскрешение праведного Лазаря 16-17 апреля: Неделя шестая – Вход Господня в Иерусалим 18-24 апреля: Страстная седмица и Светлое Христово Воскресенье 25 апреля – 1 мая: Светлая седмица 30 апреля – 1 мая: Антипасха Заявки на паломнические поездки, уточнение их сроков и деталей спрашивайте у администраторов Паломнического центра. Контакты: istoriya-1473@mail.ru , +7 (911) 360-11-77.

http://pravoslavie.ru/144697.html

И наконец, время поста. Первая седмица, когда мы слышим покаянный канон – Великий покаянный канон – и утверждаем православную нашу веру в первую неделю поста – Неделю Православия. Потом пойдет следующее воскресенье – Неделя крестопоклонная, а затем – Неделя воспоминания подвига монашествующих, неделя преподобного Иоанна Лествичника , а после – Неделя Марии Египетской, той дерзновенной подвижницы, которая, оставив и все, что у нее было, и греховные обычаи, ушла в пустыню, и там пятьдесят лет в уединении, питаясь только Духом, показала всем пример очищения. Я пропустил вторую, нынешнюю Неделю, сегодняшнее воскресенье. Оно посвящено памяти архиепископа Фессалоник, Григория Паламы , который был великим учителем молитвы. Итак, это седмица, это Неделя молитвы. Было бы странно, если бы мы сказали, что мы не знаем, что такое молитва. Было бы совершенно удивительно, если бы мы не помнили слова Господа нашего Иисуса Христа, который на вопрос учеников, почему они не смогли исцелить болящего юношу, ответил: «Сей род злых духов исходит только постом и молитвой» ( Мф.17:21 ) . И мы знаем, какие трудные ночи проводил Господь, оставив учеников, уходя в горы, в пустыни, чтобы там молиться, и какова была Его последняя молитва в Гефсиманском саду, за час до приятия голгофских страданий. Да, мы знаем это, но мы не знаем – а это дается только опытом, – как, о чем молиться, чтобы молитва была услышана Богом. Как часто мы приходим в храм, чтобы просить святителя и чудотворца Николая, еще чаще, может быть, обращаемся к Матери Божией, вспоминаем того или иного святого, чтобы просить то, что нам потребно. А вот наши просвещенные Духом старцы говорят: но ведь милость-то Божия истекает от престола Господня! И потому, благодаря святого, который оказал нам помощь в молитве, мы прежде всего должны помнить о Господе Боге и благодарить Его, давшего святому как бы поручение: усилить нашу молитву. Вспомним слова из молитвы преподобного Сергия, где говорится: «Ты, Боже, как бы в зеркале видишь наши скорби и болезни». Именно Господь принимает Сам наши молитвы. И святой Иоанн Златоуст говорит: когда Господь хочет кого-нибудь помиловать, он внушает молитву о нем, об этом человеке, другому человеку.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Курсанты Академии связи молились в Николаевском соборе марта 2022 Божественную литургию совершил председатель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями , настоятель собора архимандрит Алексий (Ганьжин) в сослужении помощника начальника академии связи по работе с верующими военнослужащими иеромонаха Леонида (Манькова) и клириков собора. " Великий пост отличается от других постов тем, что каждая неделя имеет свое название, - рассказал курсантам перед богослужением отец Леонид. - Первая неделя поста называется Неделя торжества православия: Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества. Следующая - Неделя святителя Григория Паламы, который сформулировал главную цель христианской жизни, саму суть нашего спасения - обожение, когда человек по милости Божьей всей полнотой своего существа соединяется с Богом. Третья седмица - Крестопоклонная, которая символизирует собой середину Четыредесятницы. Крест - символ не только искупительной смерти Христа, но и Его славного Воскресения, открывшего путь в рай всем, кто готов следовать за Ним. Четвертая - преподобного Иоанна Лествичника, написавшего удивительную книгу " Лествица " , в которой удивительно простым и доходчивым языком объяснены сложнейшие вопросы духовной жизни. Пятая неделя - преподобной Марии Египетской, святой, которая является идеалом покаяния. Эта седмица напоминает нам, для чего вообще дан пост: для перемены нашего греховного образа жизни, для перемены ума, чтобы достичь единения с нашим Спасителем. Святая Мария Египетская дает нам пример того, как через усиленный пост человек способен с Божией помощью вывести свою жизнь к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков. Затем наступает Лазарева суббота и Неделя ваий - Вход Господень в Иерусалим: как ветвями пальм (ваий) встречали иудеи входящего в Иерусалим Иисуса Христа, так и мы встречаем нашего Господа, вступающего на Свой крестный путь. Последняя седмица Великого поста - Страстная, она установлена в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Спасителя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

И Св. Церковь дает полную возможность к тому чрез свои чудные обряды, посредством несравненной, неподражаемой поэзии песнопений. Смотрите, например, с какою мудростью, с какою постепенностью и знанием души человеческой готовит Он нас к величайшему торжеству живого общения с небом: как иначе назвать наш всерадостный праздник Христова воскресения? Для того, чтобы взойти на небо, надо, прежде всего, очиститься от всякой нравственной грязи: «ничто нечистое не войдет туда», говорит слово Божие ( Апок. 21:27 ). И вот, положен пост, по числу дней равный посту Христову. Нелегок подвиг поста для немощи человеческой: и к посту – приготовление: неделя о Закхее – урок беззаветной любви ко Христу; неделя о мытаре и фарисее – урок глубоко-смиренной покаянной молитвы; неделя о блудном сыне – урок смиренного покаяния; неделя о Страшном Суде – урок страха Божия. Затем – седмица полупоста – сырная. Затем – неделя о падении Адамовом и – уже самый пост во всей его строгости... Возьмите хотя дома в руки великую книгу покаяния – Триодь постную, почитайте стихиры и каноны: особенно великий канон св. Андрея Критского : сколько слез пролито св. песнописцами при составлении их! Сколько умиленного чувства! Уже со средины св. поста верующие поклоняются кресту Господню, и сей крест созерцается ими как бы в некоем отдалении постепенно приближающейся священной Голгофы – великих дней страстей Господних. И чем ближе сии дни, тем больше напоминаний о покаянии. В четвертое воскресенье Церковь творит память одного из великих учителей покаяния – преподобного Иоанна Лествичника , написавшего свою «Лествицу, возводящую на небо», полную великих уроков духовного опыта, скопленного сорокалетним подвигом в уединении священной горы Синайской. Как жаль, что мало читают эту книгу православные христиане! Это – не ученый трактат, это скорее златая цепь изречений, полных духовной мудрости, разительных примеров, отеческих наставлений, облеченных в такую форму, что многие из них хотелось бы заучить наизусть! Любят наши образованные, религиозно-настроенные христиане читать книгу Фомы Кемпийского «О подражании Христу», которая, кстати сказать, по отзыву наших святителей-аскетов, написана «из мнения», т.е., в состоянии мечтательности, неправильного духовного настроения, а вот этой книги – «Лествицы» – вовсе не знают.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Святые отцы, творения которых помещены в этом сборнике, жили во времена, исторически близкие: преподобный Иоанн Лествичник , святой Варсонофий и его ученик святой Иоанн пророк в V и VI веках, преподобный авва Дорофей в VI–VII веках. Они все совершали подвиги благочестия на Ближнем Востоке, а трое из них подвизались, хотя и в разное время, в одном и том же монастыре – Серидском. Это были времена расцвета восточного монашества, возникшего в IV веке по окончании продолжительных открытых гонений на Церковь Христову. Выдающимися учителями монашества того периода стали преподобные Иоанн Лествичник , авва Дорофей , Варсонофий и Иоанн пророк. Их опыт борьбы с греховными страстями и стяжания христианских добродетелей был зафиксирован письменно и назидал как их учеников, так и последующие поколения аскетов. В их творениях отражена многовековая традиция аскетики Вселенского Православия, поэтому они пользуются особым вниманием у христиан, ищущих духовного совершенства. В церковном году преподобному Иоанну Лествичнику посвящена четвертая неделя Великого поста. Очищая себя покаянием в дни Святой Четыредесятницы, мы обращаемся за молитвенной помощью к преподобному Иоанну Лествичнику . Его знаменитые подвижнические наставления, распространившиеся под названием «Лествица», дали преподобному Иоанну имя Лествичник и снискали ему известность во всем православном мире. «Лествица» стала важнейшим руководством для ищущих спасения подвижников и во все времена оказывала благотворное влияние на них. Она, в частности, оказала большое влияние на аскетическую систему преподобного Григория Синаита – одного из родоначальников исихазма. В первый период своих монашеских подвигов преподобный Григорий подвизался в том самом монастыре на горе Синай, которым некогда управлял святой Иоанн Лествичник . Творения преподобного Григория содержат множество ссылок на «Лествицу». «Лествица» была настольной книгой многих русских подвижников. Исключительно важное значение придавал ей Преподобный Сергий Радонежский. Отправляясь на место своих подвигов – гору Маковец, где позднее возникла основанная им Троице-Сергиева обитель, Преподобный взял с собой не только Священное Писание , но и книгу святого Иоанна Лествичника . Она вошла в число книг, отобранных Преподобным Сергием для духовного руководства монашествующих. При нем в монастыре установилась традиция переписывания творений восточных святых отцов, которую поддерживали ученики Преподобного. Чаще других святоотеческих творений переписывались «Лествица» святого Иоанна и «Душеполезные поучения аввы Дорофея », которые переплетались в одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

У подножия лестницы в небо Как связаны песня группы «Лед Зепеллин» и неделя преподобного Иоанна Лествичника? 25 марта, 2012 Как связаны песня группы «Лед Зепеллин» и неделя преподобного Иоанна Лествичника? 5 марта была еще одна дата, прошедшая  не особо замеченной  православным сообществом (что неудивительно: в дни Великого поста у нас и так забот хватает), но тем не менее не совсем маловажная. В этот день в 1971 году, в дни, когда Северная Ирландия сотрясалась беспорядками и военными действиями, в Белфасте  группой «Лед Зеппелин» впервые была исполнена песня «Лестница в небо», песня, ставшая не только их визитной карточкой, но и гимном поколений  молодежи, песня,  которую  очень  любил Пейдж, считая, что в ней наиболее воплотился дух группы,  а Плант, напротив,  воротил нос и называл «свадебной», песня, по аккордам которой учились играть на гитаре тысячи подростков по всему миру (в США даже есть байка, что во многих американских гитарных магазинах запрещено исполнять эту песню, пробуя гитару, ибо  абсолютно все начинают именно с неё,  это сильно раздражает продавцов, и в  таких магазинах даже висят таблички : NO STAIRWAY), песня, которую ходящие по рукам в православной церковной среде  брошюрки, перепечатанные в 90-е годы со статьи какого-то канадского пастора-ригориста, обвиняли в сатанизме, песня, которая была гимном свободы для многих людей в удушливой идеологической атмосфере СССР. Песня, о которой я сам вспомнил, перелистывая церковный календарь в преддверии Недели четвертой Великого поста, когда чествуется память преподобного Иоанна Лествичника, написавшего книгу «Лествица» — пособие по , скажем так, христианской антропологии и восхождению в Царство Небесное. Классика рок-музыки – и классика святоотеческой аскетической литературы, что, казалось бы, может быть  между ними общего?.. Конечно, музыкантов «Лед Зеппелин»  пропагандистами церковного христианства никак не назовешь. Но их творчество  впитало   в себя  старинные кельтские мелодии, легенды и сказания (Ирландия и  Британия  – древняя христианская земля, земля св.Патрика. св. Брендана и св. Беды Достопочтенного, земля короля Артура и Святой чаши Грааль. Местные монахи были миссионерами по всей Европе и северной Руси-Гардарике. И местная Церковь, одна из просвещеннейших, имевшая Св.Писание в переводе на местные языки,  не уничтожала старое язычество, объявляя его бесовством, но пыталась просветить и воцерковить, делая иных  друидов – епископами, реализуя Фаворский посыл о том, что все создание Божье – добро зело, и его надо не уничтожать, а очистить именем и кровью Христа от греха, исцелить и возвести в Царство Божие).

http://pravmir.ru/u-podnozhiya-lestnicy-...

Следующая неделянеделя о святом Григорие Паламе , защитнике православного учения о Несотворенном Свете, который просвещает и освящает каждого человека, приходящего в мир. Мы не видим по греховной неумытости наших чувств этого света, но многие святые созерцали его так же как мы видим солнечный свет, но даже если мы не видим его, Бог просвещает Свое Лицо на каждого, ищущего Его любви («Боже ущедри нас, благослови нас, просвети Свое Лицо на нас и помилуй нас». — так говорится в одной из молитв, звучащих в Церкви). В эту неделю мы можем понять важность святой молитвы, через которую не только человек ищет Бога и Его милости, но и Бог познает каждого человека, обаращающегося к Нему. Каждого постящегося и молящегося со смирением и в простоте сердца. Третье воскресенье поста — Неделя Крестопоклонная . Весь православный мир покланяется Честному и Животворящему Кресту, орудию нашего спасения. Крестом был повергнут диавол — ведь за смертью Спасителя пришло время воскресенья. Четвертая неделя — четвертая ступень нашего подъема к вершине. Православная Церковь чествует преподобного Иоанна Лествичника , игумена монастыря у Синайской горы, места, где Бог открыл Свою волю людям, дал святые заповеди — указание пути ко спасению. Святой Иоанн был автором удивительной книги, название которой и вдохновило меня на написание этой заметки о посте — «Лествица» или в оригинале — «Лестница рая». Книга в основном адресована монашествующим, но с древних времен она читалась и мирянами, особенно в великий пост. Для мирян мне кажется очень важна глава из этой книги (между прочим самая большая глава) — «Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей». В общем, о главной христианской добродетели — добродетели разумной веры и рассудительности. Пятая неделя завершается принесением благодарственной похвалы Пресвятой Богородице и памятью великой святой — Марии Египетской. Молодая девушка, потерявшая стыд, честь и приличия, на пороге храма Гроба Господня в Иерусалиме встречает Бога, обретает покаяние, устремляется в пустыню, чтобы постом и молитвой преодолеть саму себя, ненастоящую, бесчестную, чтобы слезами раскаяния смыть со своего сердца личину, приобретенную в суете мира, в водовороте страстей, удушающих человеческое сердце.

http://pravmir.ru/velikij-post-trud-vosx...

Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 2-я Великого поста. О стремлении к вечности или о нерадящих о душевном своем спасении Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная, o покаянии, и о всесильном ходатайстве Иисуса Христа, Сына Божия Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Урок 2. Наша жертва Богу Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Урок 1. Что такое Литургия Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Писания. Старается руководствоваться в жизни Словом Божьим. Сознательно перешла из адвентистов в Православие. Училась на историка, филолога и ... Святитель Иоанн Златоуст о необходимости читать Священное Писание Татьяна Зайцева

http://bible.predanie.ru/writer/tatyana-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010