«Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их». ЛИТИЯ УТРЕННЯЯ    Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. λιτ - не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова». Выход совершается, подразумевается, по тому же чину, как на вечерней литии, к которой и отсылают другие описания этой литии - в гл. 3 Тип. и под 8 сентября. Но так как на этой литии не указывается никаких действий для диакона, то едва ли необходимо его участие и в выходе. Выход совершается при пении «стихиры самогласной, яко обычай», аналогичной со стихирой на вечерней литии, т. е. стихиры храма. На тех утренях, на коих не поется на своем месте евангельская стихира, она поется здесь вместо стихиры храма (см. Тип. 11 октября Неделя отец, 11 декабря Неделя праотец, 17 декабря Нед. отец, Нед. мытаря). Указание этих мест Типикона, что евангельской стихире на утренней литии предшествует Слава и ныне, должно иметь общее значение, т. е. и стихира храма утренней литии поется со Слава и ныне, чем она тесно соединяется с утреней (а также ввиду того, что здесь одна стихира и для Слава и ныне нет другого места). По 3 гл. Типикона, если на утренней литии бывает елеопомазание, каковое полагается при совпадении с воскресеньем великого праздника, читается на ней и молитва «Владыко Многомилостиве» из чина вечерней литии (ср. и 8 сентября). Каждение не совершается. История    Западные Студийские уставы и Евергетидский не указывают после воскресной утрени чего-либо подобного, но Студийско-Ал. имеет здесь литию, только иногда отменяя ее: о Нед. мясопустной:    «в ту же Неделю ни в сыропустную вън (поздн. ркп.: «в крыло») не исходять, н чтетсь по утрьн. оглашение»; о Нед. блудного: «исходять же и в крило церковное и поют за создавшаго (ктитора) тропарь (заупокойный?), аще не велик будет праздник, чтется же и оглашение».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из календаря пространной редакции Лекционария в Тропологий вошли, за небольшими исключениями, только те великие праздники, тропари к-рых уже были в Лекционарии; те песнопения, к-рые были указаны в Лекционарии в виде инципитов, в Древнем И. приведены полностью; репертуар этих же праздников в основном пополнили песнопения нового типа - стихиры и каноны. Циклы стихир и тропарей отдельных песней канонов в Древнем И. нередко состоят из неск. дополнений (2-3), что является показателем поэтапного расширения песненного материала И. и дает возможность проследить развитие их форм до кон. IX в. Песнопения Древнего И. не имеют авторских атрибуций. Дни, к-рые в иерусалимском Лекционарии из изменяемых песнопений имели лишь литургийные или вечерние прокимны (таких дней довольно много; см.: Leeb. 1970. S. 65-78, 171-176), не нашли отражения в Древнем И., за исключением будних дней Пятидесятницы. В Древнем И. содержится полный круг песнопений великопостного цикла, который открывается мясопустным воскресеньем, а со следующего, сыропустного, песнопения даются на каждый день поста; неделя Ваий открывает Страстной цикл. Период Пятидесятницы также представлен в полном виде. Из праздников, помимо воскресений Пасхи и Пятидесятницы (7-е воскресенье по Пасхе, согласно счету недель в Древнем И.), в него включены: в воскресенье по Пасхе - Новая неделя, во 2-ю субботу по Пасхе - исцеление расслабленного, в 3-й четверг - память св. младенцев, в 5-й четверг - Вознесение Господне, в 6-ю субботу - исцеление слепого в Силоаме. Те будние дни периода Пятидесятницы, к-рые не отмечены как особые, содержат лишь литургийные прокимны и аллилуиарии. По сравнению с Лекционарием, к-рый приводит для служб рядовых воскресений только прокимны, в Древнем И. впервые появляются комплекты воскресных песнопений 8 гласов (что в т. ч. является одним из древнейших свидетельств оформления системы осмогласия ). В каждом гласе они включают: для вечерни - цикл стихир на «Господи, воззвах» (в нек-рых рукописях - также припевы к Пс 140. 2 (см. ст. «Да исправится молитва моя» ) и охитай вечерни) и песнопения на «Се ныне благословите» (Пс 133) и «Креста» (вероятно, первоначально предназначенные для шествия после вечерни в иерусалимском храме Воскресения к Кресту на Голгофе - см.: Ibid. S. 70-71); для утрени - 9 циклов тропарей для 9 библейских песней утрени (т. е. канонов), антифонный псалом перед Евангелием (о воскресных утренних Евангелиях см. ст. Воскресенье ) и песнопение после Евангелия (гардамоткумай), цикл хвалитных стихир; для литургии - прокимен, аллилуиарий, тропарь умовения рук и тропарь Св. Даров. Многие, но не все циклы стихир и тропарей заключаются богородичном . По мнению Рену, по крайней мере часть воскресных песнопений Древнего И. восходит ко 2-й пол. IV в., к гомилиям святителей Кирилла и Исихия Иерусалимских (Ibid. S. 14-85).

http://pravenc.ru/text/200125.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Небо становится ближе 5 мин., 18.07.2012 На пути к Великому посту неделя о Страшном суде или мясопустная предваряет собой известную всем масленичную неделю, масленицу, именуемую на богослужебном языке неделей об изгнании Адама из рая. На службах недели о Страшном суде православные христиане вспоминают о том, через что придется пройти всем нам, о неизбежно грядущем конце времен, о великом и страшном втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, о необходимости дать ответ за все совершенное и помысленное.  В этом году неделя о Страшном суде случилась дважды. Один раз, как и положено по календарю, в феврале. Второй раз в июле. Применяя эти слова к событиям в Крымске, имею в виду не силу стихии, не количество жертв. Вспоминается давнее, совсем малое, несоизмеримое с нынешней бедой, но пережитое и потому понятное. Мне пятнадцать лет. С отцом, матерью и девятилетним братом идем на небольшой лодчонке вниз по Волге вдоль правого берега, ниже Камского устья. Ширина водохранилища в этом месте километров десять, ровный высокий берег, ни бухточки. Постепенно разводит волну, для нашего невеликого судна уже большую, но пристать негде, идем дальше. Надо бы дойти до Тетюшской пристани и спрятаться там за дебаркадерами, но идти на перегруженной лодке еще около часа, не меньше. Берег плавно заворачивает к югу, идем под другим углом к ветру, болтать начинает совсем сильно. Из-за шума мотора и волн не сразу слышу, как отец кричит: «Снимай сапоги!..». И чуть позже: «Надевай пояс!..». С третьего раза понимаю, что спасательный. Но пристать по-прежнему негде, идем вдоль высокого глинистого обрыва, отвесно уходящего в бурлящую мутную воду. Вдруг пологое место у впадения ручья. Разворачиваемся к берегу, утыкаемся носом. Я, почти двухметрового роста уже тогда, соскакиваю по команде отца в воду и держу лодку за транец. Если ее развернет и пару раз как следует ударит бортом о камни, тут ей на такой волне и конец. Глубина меньше метра, но волна каждые несколько секунд накрывает с головой, отрывает от дна, острые камни бьют по ногам, кровь пока не видно, ее смывает водой, а надо держать, пока отец вместе с матерью и братом выгружает вещи, чтобы пустую лодку можно было вытащить на берег. Спасательный пояс приходится снять, потому что с ним удержаться на месте никак не получается. Самое скверное было отвинчивать и вытаскивать тридцатикилограммовый подвесной мотор, чтобы на этой пляшущей лодке не уронить его ни в воду, ни острым винтом на ногу.

http://foma.ru/nebo-stanovitsya-blizhe.h...

Зимняя (иногда используется термин крещенская) отступка имеет место в период между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее. Как мы уже отмечали, рядовые чтения в приложении Евангелия указаны только для 33 седмиц и 32 недель между Неделей Всех святых и Неделей о мытаре и фарисее. Далее, благодаря воздвиженской преступке или отступке в седмицу перед Неделей по Богоявлении, чаще всего читаются зачала седмицы 33-й, так как период от Недели по Воздвижении до Недели по Богоявлении чаще всего охватывает 16 недель. Сразу скажем, что если Богоявление случится в неделю или в понедельник (как, например, в 2009 г.), то период от Недели по Воздвижении до Недели по Богоявлении составляет 17 недель; в этом случае правило зимней отступки вступает в действие сразу после Богоявления 96 . Итак, получается, что перед Неделей по Богоявлении заканчиваются евангельские зачала указателя. Если в эту неделю случится Неделя о мытаре и фарисее (и при этом Богоявление придется не на воскресенье или понедельник), то сразу же читаются рядовые зачала подготовительных недель и седмиц Великого поста. Однако такой «простой» вариант бывает очень и очень редко (только в случае самой ранней Пасхи – 22 марта, например, в 2010, 2115 гг.) 97 , в подавляющем большинстве случаев между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее существует интервал, максимальная величина которого – 5 седмиц (и 4 воскресных дня). Потому возникает необходимость в отступке, которая вступает в действие сразу после Недели по Богоявлении (если же Богоявление случится в воскресенье или в понедельник, как уже было сказано, отступка следует сразу после Богоявления) 98 . При составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати: яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещения Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из приведенного указания Устава, отсчет седмиц производят, идя вспять, от 33-й седмицы, в зависимости от величины интервала между Неделей по Богоявлении 99 и Неделей о мытаре и фарисее. И здесь следует рассмотреть три возможных варианта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В этом пасхальном году излишних седмиц, как и в двух предыдущих 5. Снова от Мясопустной седмицы назад отсчитываются те же 5 седмиц. Первый апостол и первое евангелие из отсчитанных седмиц надобно прочитать 11 января, т.е. в первый день после недели (воскресенья) по Просвещении. Так как в этом году неделя по Просвещении наступает чрез 2 седмицы после седмицы, следующей за 32 неделею, то из отсчитанных седмиц апостолы и евангелия двух последних седмиц: Мытаря и Фарисея и о Блудном сыне, остаются не прочитанными; будут же они читаться только один раз по наступлении указанного для них в росписании срока. Теперь нам следует разрешить вопрос, какими чтениями должны быть заняты те седмицы, одна или более, который могут случиться между 32-ю по Пятидесятнице (или, что тоже, 33 седмицею от Духова дня) и неделею по Просвещении. В пасхальном году Н, выше взятом нами для примера, промежуточных седмиц не оказалось: но в году и Щ есть одна такая седмица от 4 до 8 января 455 , в году же А и У – две от 28 декабря до 1 января и от 4 до 8 января. Вопрос об этих седмицах в Типиконе не разрешается, но он разрешен в богослужебном Евангелии и разрешен следующим образом: «От Матфеа святое евангелие чтется от понедельника по Пятидесятнице, яже есть святаго Духа, до пятка по Воздвижении креста: обходится же в седмицах седминадесятих, их же убо единунадесять неделю имать от Матфеа на всяк день чтомое евангелие. От седмиц же двоюнадесять, еже от Марка евангелие в пятих днех показуя: яко в субботы и недели паки Матфей чтется до скончания седмыянадесять седмицы. И убо седмьнадесять седмиц, суббот и недель токмо имут, за еже малижды читатися седмьнадесятим седмицам Матфеовым: по аще будет внутрь Пасхи. Аще бо вне Пасхи будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седмаянадесять седмица: возвращайся вспять и отнюдуже хощеши, чти пять дней. Аще бо за еже не снизитися Пасце, не достанет и в Луце суббот и недель: чтется тамо сия неделя Матфеева, яже есть Ханааныня, прежде Закхеевы. От Луки же святое евангелие чтется, от начала в понедельник по Воздвижении креста, исполнь во всех седмицах двунадесятих, от начала же 13 седмицы чтется от Марка в пять дний: в субботу же и неделю паки Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшного дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоем милости. Канон. Песнь 5. Фарисеевы добродетели потщимся подражати, и поревновати мытареву смирению, во обою ненавидяще безместное мнение, и пагубу падений. Стихи перед синаксарием: Зиждителю горних и дольних, Трисвятую песнь от ангелов: трипеснец же и от человеков приими. Фарисейски кто живет, церкви далече бывает: Христос бо внутрь, от смирения приемлемый. Неделя о блудном сыне. Седален после 3й песни канона. Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою. Кондак. Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив, еже ми предал еси, богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче Щедрый, приимя кающася, и сотвори мя, яко единаго от наемник Твоих. Суббота мясопусная (Вселенская родительская суббота) Из канона. Песнь 1 Глубиною судеб Твоих, Христе, всепремудре Ты преопределил еси коегождо кончину жизни, предел и образ. Темже яже покры гроб во всякой стране, на суде спаси, Всещедрый. Яже покры вода, и брань пожать, трус же яже об“ят, и убийцы убиша, и огнь яже попали, верныя, милостивее в части учини праведных. Песнь 5. Всех яже создал еси полезная ведый, имже попустил еси Господи, внезапными падежьми ненадежно умрети, избави муки всякия, Боже наш. Песнь 7 Внезапу благочестно умерши, и от стремнины всяческия падшыя, древа, железа, всякаго камене, упокой Боже усопшыя верныя. Неделя мясопустная  Кондак. Егда приидиши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем течет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Последний день масленичной недели называется ПРОЩЕНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ или ПРОЩЕНЫМ ДНЕМ. В этот день — канун Великого поста — домочадцы кланялись друг другу, взаимно прося простить все обиды и огорчения, нанесенные вольно или невольно. «У нас в доме, поздним вечером, все вдруг делались тогда кроткими, смиренно кланялись друг другу, прося друг у друга прощенья» , — пишет И.А. Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». В прощеное воскресенье иногда совершался вполне языческий обряд — проводы масленицы и сожжение ее самой в виде соломенного чучела, одетого в женское платье, что сопровождалось песнями и плясками. Такой обряд показан в пьесе-сказке А. Островского «Снегурочка» и в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. На следующий день наступал ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК — начало Великого поста. У Бунина есть рассказ «Чистый понедельник», главное событие которого происходит именно в этот день. Надо отметить, что в церковном календаре многие недели имеют свои наименования. Так, масленица называется МЯСОПУСТНОЙ НЕДЕЛЕЙ (пустая мясом), неделя до нее — ПЕСТРОЙ (в ней чередуются постные и непостные дни), предшествующая — СПЛОШНОЙ (сплошь целостные дни) и т.д. В комедии Островского «Грех да беда на кого не живет» Жмигулина, «девица пожилых лет», говорит молодому помещику Бабаеву: «Я очень хорошо помню: с пестрой недели третий год пошел, как вы уехали». Пестрая неделя — ничем не выдающееся февральское или мартовское время, вовсе не праздник; памятливость Жмигулиной выдает ее неугасающий интерес к молодому человеку. Прежде чем перейти к Великому посту, следует рассказать о постах вообще. Всякий пост налагает на верующего немало тяжелых требований: частые молитвы, воздержание от различных видов пищи, полный отказ от мирских увлечений и плотских удовольствий — словом, отрешение от всех жизненных радостей. Всего в году четыре многодневных поста и три однодневных — по второстепенным праздникам, не считая двух постных дней в неделю — среды и пятницы. Общее количество постных дней в году составляет 178–199.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

«Сохрани, Господи Боже, всех благочестивых и православных христиан, обитающих во граде (веси или острове) и енории сей, с женами и чадами их» 2704 . Лития утренняя Как и вечерня, утреня оканчивается литией («исхождение», греч. λιτ – не просто: «исходим») в притворе, но гораздо более краткой, состоящей только из обряда выхода в притвор и одной стихиры, если не включать в эту литию следующего за нею «оглашения Студитова». Выход совершается, подразумевается, по тому же чину, как на вечерней литии, к которой и отсылают другие описания этой литии – в гл. 3 Тип. и под 8 сентября. Но так как на этой литии не указывается никаких действий для диакона, то едва ли необходимо его участие и в выходе. Выход совершается при пении «стихиры самогласной, яко обычай», аналогичной со стихирой на вечерней литии, т. е. стихиры храма. На тех утренях, на коих не поется на своем месте евангельская стихира, она поется здесь вместо стихиры храма (см. Тип. 11 октября Неделя отец, 11 декабря Неделя праотец, 17 декабря Нед. отец, Нед. мытаря). Указание этих мест Типикона, что евангельской стихире на утренней литии предшествует Слава и ныне, должно иметь общее значение, т. е. и стихира храма утренней литии поется со Слава и ныне, чем она тесно соединяется с утреней (а также ввиду того, что здесь одна стихира и для Слава и ныне нет другого места). По 3 гл. Типикона, если на утренней литии бывает елеопомазание, каковое полагается при совпадении с воскресеньем великого праздника, читается на ней и молитва «Владыко Многомилостиве» из чина вечерней литии (ср. и 8 сентября). Каждение не совершается. История Западные Студийские уставы и Евергетидский не указывают после воскресной утрени чего-либо подобного 2705 , но Студийско-Ал. имеет здесь литию, только иногда отменяя ее: о Нед. мясопустной: «в ту же Неделю ни в сыропустную вън (поздн. ркп.: «в крыло») не исходять, н чтетсь по утрьн. оглашение»; о Нед. блудного: «исходять же и в крило церковное и поют за создавшаго (ктитора) тропарь (заупокойный?), аще не велик будет праздник, чтется же и оглашение» 2706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ст. 11. А между тем, от твоего неблагоразумного, неуместного вкушения пищи, от твоего убеждения, не основанного на любви к ближнему, «погибнет немощный брат, за которого Христос умер». «Таким образом, наносимый тобою вред не простителен по двум причинам: во-первых, потому, что ближний твой немощен, и, во-вторых, потому, что он брат твой. Но есть еще и третья причина, самая страшная. Какая? – Та, что Христос не отказался умереть за него, а ты не хочешь даже оказать снисхождение твоему брату. Владыка твой не отказался умереть за него, а ты, христианин, более развитый, более смыслящий, не обращаешь на совесть ближнего никакого внимания, не хочешь для него воздержаться даже от нечистого языческого стола; но попускаешь твоему брату погибнуть, после того, как таким образом совершено его спасение, и, что всего тяжелее, попускаешь погибнуть из-за пищи!» Хорошо иметь образование, хорошо иметь просвещенный разум. Но лучше всего для жизни при природном уме любвеобилие к ближнему, благоразумие, потому что часто умные-то, но неблагоразумные передовые люди и соблазняют своими учениями и своим вольным поведением людей слабых. Ст. 12. Кто из просвещенных христиан «согрешает таким образом против братьев», против единоверцев, «и уязвляет немощную их совесть, тот согрешает против Христа». «Во-первых, потому, что касающееся рабов Христос усвояет Себе; во-вторых, соблазняемые и соблазненные, получившие от того угрызение и язвы сердечные, составляют Тело Христа и члены Его; в-третьих, оттого соблазнители грешат против Христа, что неразумным вкушением идольской пищи и вообще вольною жизнью уязвляющие немощную совесть ближнего разрушают дело Христа, пришедшего спасти человеческую душу Своею смертью ( Puм. XIV, 20 )». Ст. 9. Берегитесь же, чтобы свобода ваша, ваше легкое поведение, благовидно оправдываемое лучшим пониманием будто бы безукоризненных отношений к жизни и безразличных предметов в мире, не послужили соблазном для немощных. Немало и в наше время насчитывают удовольствий, так называемых невинных – предметов и действий безразличных, как например карты и игра в них, табак и употребление – курение – его, елка под 25-е декабря и удовольствия, окружающие ее; танцы, театры и представления в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Таже: Свят Господь Бог: Ексапостиларий воскресный. И Триоди, писан наряду. На хвалитех стихиры Октоиха, 5. И Триоди, глас 6: Стих: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания,/всякое дыхание да хвалит Господа. Помышляю день оный и час,/егда имамы вси нази и яко осуждени,/неумытному Судии предстати,/тогда труба возшумит вельми,/и основания земли подвижатся,/и мертвии от гробов воскреснут,/и возрастом единем вси будут,/и всех тайная явленна предстанут пред Тобою/и возрыдают, и восплачутся,/и во огнь кромешный отыдут,/иже никогдаже покаяшася;/и в радость и веселие,//праведных жребий внидет в чертог небесный. Стих: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя. О, каковый час тогда, и день страшный,/егда сядет Судия на престоле страшном!/книги разгибаются, и деяния обличаются,/и тайная тьмы явлена бывают,/ангели обтекают, собирающе вся языки./Приидите, услышите, царие и князи,/раби и свободни,/грешницы и праведницы, богатии и нищии;/яко грядет Судия, хотяй судити всей вселенней./И кто претерпит пред Лицем Его,/егда ангели предстанут,/обличающе деяния, помышления, и мысли/яже в нощи и во дни?/О, каковый час тогда!/Но прежде даже не приспеет кончина,/потщися зовущи, душе:/Боже, обратив, спаси мя,//яко един Благоутробен. Глас 8: Стих: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе,/пою Имени Твоему, Вышний. Даниил пророк, муж желаний быв,/властительное Божие видев, сице вопияше:/Судия седе, и книги разгнушася./Блюди, душе моя, постиши ли ся?/ближняго Твоего не презри./От брашен воздержиши ли ся?/брата Твоего не осуждай;/да не во огнь отсылаема сгориши яко воск,//но да без поткновения введет тя Христос в Царствие Свое. Глас 1: Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца. Предочистим себе, братие, царицею добродетелей:/се бо прииде, богатство нам благих подающи:/страстей утоляет дмения,/и Владыце примиряет прегрешившия./Темже с веселием сию приимем, вопиюще Христу Богу:/воскресый из мертвых, неосуждены нас сохрани,//славословящия Тя единаго Безгрешнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010