Разделы портала «Азбука веры» Родительская суббота На фотографии – момент богослужения Родительской субботы. Так называется особый день, посвященный воспоминанию наших почивших близких. Первоначально название Родительская суббота, конечно, произошло оттого, что в этот день дети поминали своих покойных родителей. Сегодня Родительская суббота – день особого всецерковного поминовения о всех усопших православных. Почему суббота? Потому что именно в субботы с древности было заведено поминать усопших. День воскресный, по самому названию, говорит о жизни, о жизни, вливающейся в нашу душу, о жизни преизбыточествующей и торжествующей. Поэтому поминание усопших в воскресенье сокращается, минимализируется. Суббота же – день, в который Сам Спаситель наш был во Гробе; суббота – день покоя, в который Бог Творец «почил от всех дел Своих» ( Быт. 2, 3 ). Так что, кажется, самой историей своей суббота назначена к тому, чтобы мы вспомнили отшедших от сей привременной жизни любимых наших и молились о упокоении их со святыми. Каждая суббота в богослужебном Уставе назначена для поминания усопших. Но есть в году такие субботы, которые сугубо, то есть особо, посвящены поминанию усопших. Это пять так называемых Вселенских панихид, или Вселенских родительских суббот, и еще несколько дней особенного поминания усопших. Перечислим их в хронологическом порядке, по ходу Богослужебного года. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Мясопустная суббота Это суббота перед Мясопустной седмицей. Незнакомому со строем церковного календаря читателю все эти слова и выражения кажутся китайской грамотой. Однако, если мы разберемся, какой день так называется, все станет просто и понятно. Мясо-пустная седмица – это седмица (неделя), в которую опускается мясо. Это неделя, предшествующая Масленице. Перед Масленицей мы еще едим мясо, но потом только сыр и молоко, а потом… 40 дней Великого поста, да еще 6 дней Страстной седмицы. И лишь после этого – Пасха. То есть, Мясопустная неделя – это последняя неделя, как говорили в старину, мясоеда. Потом мясо опускается. И вот в субботу перед этой неделей мы как раз и служим Родительскую субботу.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

Среди богослужебных текстов этой недели хотелось бы выделить седален, который поется после 3-й песни канона. Произнося богослужебные тексты, мы чувствуем, сколько теряют эти слова, если они не поются, а читаются. Мы уже говорили о единстве слова и звука в православном богослужении. Там нет абстрактной музыки, нет звука, не соединенного со словом, не наполненного словом; на органе в православных храмах не играют, это ясно. А вот то, что нет слова, не окрашенного звуком, это нам с непривычки бывает очень трудно почувствовать. Эти удивительные тексты даже трудно читать – их нужно только петь. Таков знаменитый седален в Неделю о блудном сыне после 3-й песни, и на литургии его часто поют после запричастного стиха: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». В этом тексте покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас. Седмица, следующая за Неделей о блудном сыне, заканчивается замечательным и привлекающим внимание днем – так называемой субботой мясопустной. Все другие дни этой седмицы не содержат никаких текстов в Постной Триоди: прошла Неделя о блудном сыне – дальше идет обычный порядок богослужения. Но вот наступает суббота мясопустная, которая называется Вселенской родительской субботой. Об этом дне надо поговорить отдельно. Как известно, Суббота по преимуществу посвящена поминовению усопших. В каждую субботу, если нет праздника, может совершаться заупокойное богослужение, с которым мы на практике встречаемся, пожалуй, только в Димитриевскую родительскую субботу. Но есть две родительские субботы, которые называются Вселенскими. Это суббота мясопустная (называется она так потому, что за ней следует неделя мясопустная, в которую происходит заговенье на мясо) и Троицкая суббота. О мясопустной Субботе поговорим сейчас, о Троицкой – позднее. Широкий, именно вселенский характер поминовения явствует уже из первых богослужебных текстов этого дня. Первая стихира на Господи, воззвахзвучит так: «От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему...». И далее: «Вся упокой, Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте: цари же, священницы, архиереи, монахи и бельцы в возрасте всяком всеродном» (бельцы – миряне).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Число их было всегда одинаково, но цифра великопостных недель колебалась между шестью и семью, пока, наконец, не превысила и этого числа прибавкой восьмой недели у некоторых сектантов. Эта восьмая неделя у православных не принадлежала к составу великопостных, но служила приготовлением к посту четыредесятницы и называлась «βδομας προνστιμος», или неделей пред-постной. Из неё выродилась сырная неделя, но уже под влиянием соображений полемических, – в видах противодействия обычаю сектантов проводить её как великопостную. Неделя мытаря и фарисея, первые известия о которой относятся к VIII веку, первоначально не была известна с этим именем, и не имела отношения к Великому посту. В рассматриваемый нами период, она пользовалась известностью благодаря так называемому арцивуриеву посту, который держали в эту неделю армяне, и таким образом выдвигается вследствие отношений полемических. Совершенное разрешение её от поста, даже в середу и пятницу, показывает, что эта неделя не считалась приготовительной к четыредесятнице, и армянский пост, приходившийся на эту неделю, противоречил тогдашним церковным обычаям. Ранее примкнули к великопостному кругу суббота и воскресенье мясопустные, потому что, замыкая собой мясоед, составляли таким образам непосредственный переход к посту. Та неделя, которая теперь называется неделей блудного сына, долгое время не имела связи с этим периодом, и одним из поводов к включению её в эту систему было название «неделя перед мясопустом» (κυριακ προ τς ποκρε), с которым она известна в древнейших евангелиях апракос. Таким образом, дальнейшее нарастание триодной системы шло от недель постных и мало-помалу захватывало одну неделю за другой, пока не достигло своих теперешних пределов. Во всяком случае, установление триодного круга в этих границах нет основания относить ко времени ранее IX–X века и приурочивать к деятельности Феодора Студита . Составителем триоди обыкновенно считают Феодора Студита , который вместе с братом своим Иосифом Солунским написал трипеснцы на Великий пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

По сравнению с армянскими лекционариями в рассматриваемом сборнике мы находим дальнейшие изменения, какие с течением времени испытало иерусалимское богослужение при сохранении в то же время своей древней основы. Начнем опять таки с богослужения подвижных дней. 40-ца в нашем памятнике предваряется мясопустной неделей. Для нее положены на утрени 3 Евангелие Мф. 5:17–48 (6, 7 и 3 заповеди и о любви к врагам в Нагорной проповеди ), а на литургии – Лк. 7:36–50 (Господь на вечери у Симона фарисея). В сырную неделю утреннее Евангелие Лк. 12:32–40 (заповедь бодрствовать в ожидании пришествия Господа), на литургии же – наше (лишь несколько длиннее: Мф.6:16–33 ). 1 неделя поста: Мф. 7:13–29 (конец Нагорной проповеди) и Мф. 6:1–15 (о милостыне, молитве и прощении обид); 2 неделя: Мф. 22:1–14 (притча о браке царского сына) и Лк. 15:11–32 (притча о блудном) 4 ; 3 неделя: Мф. 20:1–16 (притча о работниках в винограднике) и Лк. 18:9–14 (притча о мытаре и фарисее); 4 неделя: Мф. 21:33–46 (притча о злых виноградарях) и Лк. 10:25–37 (о милосердном самарянине); 5 неделя: Мф. 23:1–39 (обличительная речь Господа книжникам и фарисеям) 5 Лк. 16:19–31 (притча о богатом и Лазаре) 6 и Ин. 9:1–38 (о слепорожденном). Как видим, для 40-цы в Иерусалим избраны едва ли не самые трогательные, в смысле побуждения души к покаянию, зачала: этим иерусалимская система сильно отличается от константинопольской, назначающей для данного периода, за исключением приготовительных дней, большую часть чтений из рядовых зачал Евангелия Марка, которые с удобством можно прочесть во всякое другое время года. Для литургии Лазаревой субботы евангелистарий назначает Ин. 11:1–45 , но пред ним помещено зачало Ин. 11:55–57 (толки евреев, собравшихся на Пасху, о Христе), часть древнего чтения при возвещении Пасхи, с не совсем понятным заголовком: ες τν δπρθεσιν предназначалось ли оно в качестве заключения к Евангелию предшествующей недели (между ними стоит упоминавшаяся выше запись), или же употреблялось при старинном обряде возвещения Пасхи, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

по Пятидесятнице; с 25 января по 29-е включительно – апостолы и евангелия 33-й; с 1 февраля по 5 включительно – апостолы и евангелия 34-й или, иначе, седмицы, следующей за неделею (воскресеньем) Мытаря и Фарисея; с 8 февраля по 12-е включительно – апостолы и евангелия 35-й или, иначе, седмицы, следующей за неделею (воскресеньем) Блудного. Таким образом на отсчитанных седмицах апостолов и евангелий оказалось аккуратно столько, сколько их было потребно. С недели Мытаря и Фарисея или, точнее, с понедельника, за нею следующего, в этом случае придется во второй раз читать то, что две седмицы тому назад было уже прочитано. Берем другой пример: одна Пасха под буквою 29 марта 453 , седмица, следующая за 32 неделею (воскресеньем) оканчивается 2 января, неделя по Просвещении падает на 10 января: другая Пасха под буквою Щ 18 апреля, неделя Мытаря и Фарисея 7 февраля. В этом пасхальном году излишних седмиц против обыкновенного также 5. Поэтому назад от недели Мясопустной отсчитываются те же 5 седмиц, которые были отсчитаны в предыдущем взятом для примера году. Первый апостол и первое евангелие из отсчитанных седмиц надобно прочитать 11 января, т.е. в понедельник, следующий за неделею по Просвещении. Так как в этом году неделя по Просвещении, раньше которой не начинается чтение отсчитанных апостолов и евангелий, наступает не непосредственно после седмицы, следующей за 32 неделею, как в предыдущем, взятом для примера, году, а чрез седмицу после нее, то из отсчитанных седмиц апостолы и евангелия самой последней седмицы остаются не прочитанными: прочитаются же следующие: 31-й седм.– на первой седмице по Просвещении, следующей за неделею (воскресеньем) по Просвещении и начинающейся 11 января,– 32-й седм.– на седмице 18–22 января,– 33-й седм.– на седмице 25–29 января,– и 34-й седм.– на седмице 1–5 февраля; последней же седмицы, т.е. следующей за неделею о Блудном сыне, апостолы и евангелия останутся непрочитанными. Берем еще пример 454 . Одна Пасха под буквою А 22 марта; седмица, следующая за 32 неделею (воскресеньем), оканчивается 26 декабря; неделя по Просвещении падает на 10 января: другая Пасха под буквою У 11 апреля; неделя Мытаря и Фарисея 31 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Названия недели — масленица, ‘сырная’, мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. 24 февраля. ПРАВМИР. В России сегодня началась масленичная неделя, которая предваряет Великий пост. Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Названия недели — масленица, «сырная», мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. Также пост в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу сырной седмицы совершается особое длительное богослужение, подобное великопостному, с многочисленными земными поклонами. Так церковный устав постепенно подводит христианина к Великому посту. В России масленица сохраняет характер народного гулянья с различными увеселениями, играми, уличными забавами. Основным угощением Масленицы являются блины, вся неделя именуется в народе «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица». Масленица завершается Прощеным воскресеньем, когда в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения, а в течение дня верующие традиционно просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми. Масленица! Блины, блинчики, оладьи — простые рецепты, вкусные блюда! Как провести масленицу с детьми? Пять советов на Масленицу Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/v-rossii-nachalas-masl...

   [Смотри] Аще ли неделя мясопустная. Тогда по стихирах святителей глаголем стих: воскресни Господи Боже мой: и поем стихиру самогласну триоди. Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: [Смотри] Аще ли несть неделя мясопустная. Тогда в триоди стиха не глаголем, но по стихирах святых, Слава, триоди: И ныне, Преблагословенна еси Богородице: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресн точию, и ектении, и отпуст, и исхождение обычное в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час 1. На часех, тропарь воскресн: Слава, святых: И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондаки, воскресн триоди, и святых пременяюще глаголем. На Литургии, блаженна гласа, на 4: и триоди песнь 3-я, на 4: и святых 6-я, на 4. По входе тропарь воскресн, и святых: таже кондак воскресн. Слава, святых: И ныне, триоди. Прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие, и причастен дне и святых.     МРК Аще ли случится триех святителей в субботу мясопустную: и поем службу их в пяток, прежде, во всем непременно.    [Смотри] Аще ли случится триех святителей в понедельник или во вторник, или в четверток сырныя недели.    В неделю вечера, поем блажен муж, 1-й антифон: [в прочия же дни сырныя седмицы глаголем кафисму рядовую.] На Господи воззвах, стихиры святых на 6. Слава, святых: И ныне, богородичен 1-й но гласу самогласна святых. Вход, прокимен дне, и чтение святых, и ектении. На стиховне триоди, самогласен дне дважды, и мученичен. припевы же глаголем обычныя: К тебе возведох: Слава, святых: И ныне, богородичен воскресен. По Ныне отпущаеши, и по трисвятом, тропарь святых. Слава, и ныне, богородичен: и отпуст. На повечерии, по достойно, и по трисвятом, кондак святых. [Смотри] Аще же память сих триех святителей случится в четверток сырныя недели, тогда в среду на часех, по ослаби, остави: и по поклонех бывает звон во вся, по обычаю, и абие глаголем, Приидите поклонимся: трижды. и псалом обычный, и ектениа, и стихиры по предписанному. По входе прокимен, паремии дне, и паремиа триоди, и по ней прокимен, да уповает израиль на Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Касательно седмичных дней того периода времени, о котором сейчас была речь, Типикон дает такое правило: «Подобает ведати, яко евангелия и апостолы от недели Мясопустныя вспять исчитая до недели приидущия, яже есть первая по Просвещении неделя. Уведав известно, в кое число месяца пред Мясопустною неделею будет неделя о Мытари и Фарисеи, и вспять изчет, в мимошедшия недели возвратився, начни ряд досязающ недели о Мытари и Фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив, блюди ряд о Мытари и Фарисеи» (см. 7 янв., л. 152 на об.). Приведенное правило Типикона и есть именно правило об отступке, в некоторые годы неизбежной в седмичных (понедельника, вторника, среды, четверга и пятка) чтениях. Смысл и применение этого правила такие: так как росписание богослужебных чтений из Апостола и Евангелия от понедельника св. Духа до недели Мытаря и Фарисея обнимает собою 32 недели (воскресенья), а седмиц 33, между тем, в пасхальном году, содержащем в себе 54 или 55 седмиц, от Духова дня до недели Мытаря и Фарисея недель и седмиц приходит гораздо более, то предварительно распределения рядовых седмичных чтений в том или другом данном году надобно всегда определять его продолжительность или, иначе, высчитывать, по истечении 32 нед. или 33 седм. от Духова дня сряду ли наступает неделя Мытаря и Фарисея, или же чрез известный промежуток. Определить же это можно таким образом: сначала надобно высчитать, в какое число в данном году окончится 33 седмица, потом обратить внимание на то, в какое число приходится неделя Мытаря и Фарисея 451 . Когда будут известны эти два числа, то будет видно, имеются ли в данном году и в данное время промежуточные седмицы и если имеются, то сколько именно. Если их нет, то и отступки нет; если же окажутся, то непременно должна быть отступка. Делается же она таким образом. По росписанию дневных чтений, помещенному в богослужебном Евангелии (или в Апостоле – всё равно) назад от Мясопустной недели отсчитывается столько седмиц, сколько оказалось промежуточных. Положим, оказалось их пять (больше не бывает).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Триодь. Триодью называются две богослужебные книги, которые содержат службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней годичного круга богослужения и имеют трипеснцы ( τριψδιον), то есть неполные каноны, состоящие не из девяти или восьми песней, как обычно, а из трех (трипеснцы), четырех (четырепеснцы) и из двух (двупеснцы). От трипеснцев эти книги и получили свое название. Трипеснцы, четырепеснцы и двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не в воскресные. Двупеснец состоит из 8-й и 9-й песней. Он положен в Триоди только в Великий вторник на утрене. Во всяком трипеснце и четырепеснце также находится 8-я и 9-я песни. Пред этими песнями в понедельник имеется 1-я песнь, во вторник – 2-я, в среду – 3-я, в четверг – 4-я, в пятницу – 5-я, в субботу – 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни, кроме субботы, поются трипеснцы, в субботу – четырепеснцы. Обе Триоди воспоминают разные священные события, поются в разное время и потому имеют особые названия: одна именуется постной, другая – цветной Триодью. Триодь постная. Триодь постная содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней годичного круга, которые составляют дни приготовления к Великому посту и самый пост. Под приготовительными днями к Великому посту разумеются Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица (семь дней) сырная. Под Великим постом разумеются Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные же песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется. Иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями Триоди. Не много таких дней, в которые при пении Триоди постной не поются вовсе песнопения Октоиха. Это – суббота 5-й седмицы Великого поста (Суббота Акафиста), Неделя ваий (праздник двунадесятый и дни Страстной седмицы, начиная с понедельника до Великой субботы). Триодь постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом. В седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрене седальны по 1-м стихословии (кафизме) и светильны после канона. Они печатаются в самой Триоди, в конце ее, потому Октоих при пении Триоди постной в эти дни не нужен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мф.19:17 Слово в 15-ю неделю по Пятидесятнице. Об истинной любви к самому себе и ближнему. Мф.22:39 Беседа в 19-ю неделю по Пятидесятнице. Поступайте с другими так, как желаете, чтобы с вами поступали. Лк.6:31 Слово в ту же неделю. О так называемой преждевременной смерти вообще и особенно юных лиц. Тоже. Слово в ту же неделю. О том, что Священное Писание, как Слово Божие, есть неоцененное сокровище для нас. Гал.1:11–12 Беседа в 21-ю неделю по Пятидесятнице. Слово Божие есть семя новой благодатной жизни и почему оно не всегда приносит плоды. Лк.8:5–8 Слово в ту же неделю. Союз между живыми и умершими никогда не прекращается и в чем он выражается. Лк.16:27–28 Слово в 23-ю неделю по Пятидесятнице. О постепенном охлаждении к вере Христовой до враждебного отвержения её. Мф.8:34 Слово в ту же неделю. С воскресшим Христом Господом нашим совоскресли все верующие в Него и потому они должны вышних искать. Еф.2:4–6 Беседа в 24-ю неделю по Пятидесятнице. При истинной вере, христианин может надеяться на помощь Божию, даже чудесную. Лк.8:48 Слово в ту же неделю. Еще при жизни мы должны сближаться духом с небесными нашими сродниками, т.е. святыми. Еф.2:19,20 Слово в ту же неделю. О возможности спасения для богатого и бедного. Тоже Том четвертый I. Неделя о мытаре и фарисее Слово – первое. Почему необходимо молиться о ниспослании нам благодати покаяния. Текст из богослужебных книг Слово – второе. Прошедшая жизнь наша исполнена грехов: подвигнись, душа грешная, на покаяние. Лк.18:13 . Слово – третье. Приготовительные недели к посту и покаянию. Из богослуж. книг II. Неделя о блудном сыне Беседа – первая. Объяснение притчи о блудном сыне. Бедственное состояние человека грешника в удалении от Бога. Из богослуж. книг Беседа – вторая. Объяснение той же притчи. О постепенном ниспадении человека в глубину греховной жизни. Лк.15:11 и след. III. Неделя мясопустная IV. Неделя сыропустная Слово – второе. Воспоминание грехопадения наших прародителей. Из богослуж. книг Слово – третье. Прощеное воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010