Епископ Силуан отметил, что духовные школы вышли из Александро-Невской лавры, святой князь — небесный покровитель и духовной Академии, которая до революции носила название Александро-Невской. Пленарное заседание вел главный куратор проекта, руководитель иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрий Мироненко. Была показана видеопрезентация. Профессор Академии художеств Нина Кутейникова в докладе «Россия в иконах современных мастеров Санкт-Петербурга» отметила, что, несмотря вынужденную остановку в атеистическом ХХ веке, современная иконопись развивается. Н. Кутейникова коснулась разнообразия иконографии образа святого Александра Невского, которое, по ее словам, отражает разносторонность русского человека, присутствие в нем творческого начала, а также истории и иконографии некоторых икон работы петербургских мастеров. Например, один из настоятелей петербургских храмов заказал икону Афонской Богоматери, с которой поднимался на Святую Гору Афон. Необычный образ написан для храма в Бизерте (Тунис) — на нем изображены военные корабли. У некоторых святых, прославленных недавно, есть уже богатая иконография, например, у святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Некоторые вполне традиционные образы обретают современное звучание при помощи клейм — была продемонстрирована Тихвинская икона Божией Матери с клеймом, изображающим сюжет возвращения иконы из Америки в Россию. «Икона показывает, чем живет Россия», — заключила лектор. Директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров выступил с сообщением «Феномен исторической памяти об Александре Невском в контексте культурно-исторического наследия». Образ святого значим для Исаакиевского собора: небесному покровителю города посвящен левый придел. К юбилею была отреставрирована икона «Тайная вечеря» из этого придела. Прошла научная конференция, изданы доклады, а также альбом, посвященный образам святого в Исаакиевском и Сампсониевском соборах и в храме Спаса на Крови.  В продолжение был показан фильм «Ключ от вечности», посвященный иконописи и реставрации.

http://patriarchia.ru/db/text/5850022.ht...

«Невская Скоропослушница» была также написана на Святой Горе в русском Пантелеимоновом монастыре и привезена в Петербург в 1877 г. Прославилась после чудесного спасения из пожара в Александровской часовне, куда она была помещена вместе с другими афонскими святынями. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского православного палестинского общества. Председатель Общества великий князь Сергей Александрович стал почетным ктитором часовни. После мученической кончины Сергея Александровича (17 февраля 1905 г.) в память о нем на месте часовни был возведен так называемый Николо-Александровский («Барградский») храм, куда была помещена икона «Скоропослушница». Для нее был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых русских святынь. Ризу и венец Богоматери украсили драгоценными камнями. Храм и находящийся в нем образ «Скоропослушницы» пользовались глубоким почитанием представителей императорской семьи. В начале 1920-х гг., когда была развязана компания по изъятию церковных ценностей, икону удалось спасти от передачи в музейный фонд. С 1938 по 1958 годы «Скоропослушница» пребывала в Князь-Владимирском соборе. В этом же соборе сохранялась и чудотворная Казанская икона Божией Матери. В дни блокады и всеобщего горя множество жителей города находили утешение у этих святынь. После войны по благословению митрополита Ленинг радского и Ладожского Елевферия чтимый образ был перенесен во вновь освященный Троицкий собор Александро-Невской лавры. Для Князь-Владимирского собора была изготовлена его точная копия. В 2005 году на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых было определено переименовать чтимую в Санкт-Петербурге икону Божией Матери «Скоропослушница» в «Невскую». В настоящее время икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» бережно хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и является одной из самых почитаемых святынь монастыря и Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/13/ik...

Все 9 дней мы пребывали в храме во имя преподобного Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых, где похоронен сам Великий Князь и более 70 его родственников. За это время порядка 40 тысяч человек пришли поклониться образу Матери Божией " Скоропослушница " . Напоминаю, что мы привезли оригинал иконы, написанный в 1877 году на Афоне монахами. История образа описывается в разных источниках немного по-разному, но одно чудо в самом начале пребывания иконы в городе на Неве достоверно: икона чудом уцелела в страшном пожаре, испепелившем часовню, где она пребывала. Обретенная в руинах пожарища, икона на руках прихожан Крестным ходом была пронесена по улицам Санкт-Петербурга, и люди на коленях встречали образ Царицы Небесной, невредимо вышедший из пламени. После революции икона " Скоропослушницы " хранилась в Князь-Владимирском соборе, не закрывавшемся в годы большевистских гонений, и все 900 блокадных дней ленинг радцы приносили к ней свои молитвы и упования на Победу. Мольбы их были услышаны, ведь именно в день почитания иконы " Скоропослушница " - 22 ноября 1941 года - в блокадный Ленинград отправились первые машины с продуктами, была открыта знаменитая Дорога жизни, единственная ниточка, связывавшая город с тылом, которую Матерь Божия чудесно хранила до самого прорыва вражеского кольца. В 1957 году икона была перенесена в открывшийся Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. На протяжении 58 лет образ " Невская Скоропослушница " не покидал стен Лавры, кроме одного случая. В 2010 году на годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла икона Божией Матери " Невская Скоропослушница " ненадолго приезжала в Москву, чтобы участвовать в этом событии. Но организованного доступа паломников к ней тогда не было, и мы не оповещали СМИ о визите чудотворной иконы, чтобы не создавать ажиотажа. Нынешний визит, состоявшийся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла , наместника Александро-Невской Лавры епископа Кронштадтского Назария и настоятеля Новоспасского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Саввы – официальный. Три раза в день мы служили Акафист Божией Матери с молебном, я помазывал елеем, освященным у иконы, говорил проповеди, и Матерь Божия подавала нам благодать осознать, зачем мы тут все находимся и о чем молимся.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/4/ot_...

А святитель Николай (Велимирович) так сильно любил русских, что призывал своих соотечественников никогда не осуждать русских. Даже самого последнего пьяницу просил сербский святитель не осуждать, поскольку он, этот русский, является представителем того великого народа, который осуществил подвиг самопожертвования в годы Первой мировой войны, спасая Сербию от уничтожения. Икона преподобного Иустина Челийского с частицей мощей, икона святителя Николая Сербского пока без частицы его мощей, но, как заверил наместник Лавры владыка Назарий, мощи обещают доставить в ближайшее время, о чём уже имеется договоренность с правящим архиереем Валевской епархии Сербии. Сербские иконы пополнят число сербских святынь Александро-Невской Лавры. Ранее сербы подарили Лавре чтимые в Сербии иконы Божией Матери – Троеручица и Печская. Владыка Назарий поблагодарил сербов за любовь к России, за любовь к святому благоверному великому князю Александру Невскому. Сам епископ Назарий недавно побывал в Сербии, где освятил памятник Александру Невскому в Белграде. Так что духовные связи Александро-Невской лавры с братской Сербией крепнут. Руководитель Сербской делегации Миша Бранкович в ответном слове отметил, что братские связи между русскими и сербами являются давней традицией и он очень рад, что внёс свой небольшой вклад в укрепление и упрочение этих братских связей. Рад и тому, что сербские святые, прославленные и чтимые в Сербии, которым молятся многие люди, своими иконами и мощами будут в России, «чтобы преумножалась благодать». Напомним , что в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы епископ Назарий освятил памятник учредителю и главному благодетелю Лавры императору Петру Великому. А вчера, 5 декабря, в Святодуховском центре Александро-Невской лавры открылся XVI Международный фестиваль христианского кино « Невский благовест », который в этом году посвящён 350-летию императора Петра Великого. Миша Бранкович Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов с Мишей Бранковичем и Еленой Терзич

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/ch...

В 1825 году, сразу после окончания строительства Александро-Невской церкви, в неё из прежней Живоносно-Источницкой церкви поступило несколько сохранившихся (в городской ратуше) от пожара икон и часть утвари. Эти иконы теперь расставлены впереди клиросов на алтарных перегородках: с правой стороны – иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» и Иоанна Предтечи; с левой стороны – иконы свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и иконы свв. вмцц. Екатерины и Варвары (вместе); также сохранилась ещё одна икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая ныне располагается во внутреннем зале храма с правой стороны. Все эти иконы, а равно и другие, расположенные в иконостасе и на всех основных колоннах, имели серебрянные оклады с украшениями, которые, вместе с паникадилом, утварью и драгоценными облачениями, поступавшими в храм в течение 90 лет, в ночь под 19 июля (по ст. ст.) 1915 года, по распоряжению военных властей на церковные средства, были эвакуированы в г. Псков, а оттуда в сентябре 1915 года в г. Нижний Новгород, где они вместе с имуществом других церквей г. Риги, в полной сохранности и под охраной, находились в летнем Всехсвятском храме Десятинного женского монастыря до 1918 года, когда подверглись разгрому со стороны советской власти. Всего, кроме лучших облачений, из храма было эвакуировано около 110 кг серебра и 500 кг меди. Такой же участи подверглись и капиталы церкви в процентных бумагах в общей сумме 60 000 золотых рублей, предназначавшихся на постройку нового каменного, взамен настоящего деревянного, храма. Ввиду всего этого Александро-Невский храм после I Мировой войны долго не имел ни ценной утвари, ни хороших облачений, ни капиталов. Лишь в 20-е гг. XX века в Александро-Невскую церковь были перенесены 2 иконы из домового храма Александровской мужской гимназии – св. мц. Татианы и «Христос благословляет детей» (которые ныне располагаются с правой и левой сторон внутреннего зала церкви), и икона Рождества Пресвятой Богородицы из церкви 116-го Малоярославского пехотного полка. Только к концу XX века, благодаря долголетним неустанным трудам настоятеля храма митрофорного протоиерея Петра Смыковского, храм стал приобретать благолепие. Так к своему 180-летнему юбилею церковь украсилась двумя святынями – иконой св. сщмч. Иоанна, Архиепископа Рижского, подаренной Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, и списком с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, принесённой в дар о. протоиереем Петром Смыковским.

http://sobory.ru/article/?object=06105

Мы, русские патриоты и общественные деятели, очень благодарны ему, любим его и желаем ему многая и благая лета! Биографическая справка: Епископ Назарий (в миру Николай Алексеевич Лавриненко) родился 11 августа 1952, в селе Ивковцы на Черкащине ( Украина ) в многодетной семье. В 1974 году он окончил Крымский сельскохозяйственный институт, в 1974-1975 годах служил в группе Советских войск в Германии. С 1978 года работал в Центральном республиканском ботаническом саду Академии наук Украинской ССР в должности старшего инженера. В 1982 году будущий архиерей поступил в Ленинг радскую духовную семинарию. В 1985 году был пострижен в монашество, 3 марта рукоположён во иеродиакона, а 19 августа - во иеромонаха. С марта 1986 года нёс послушание в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. С ноября 1987 года настоятель Спасо-Преображенского собора города Выборга. В 1988 году окончил Ленинградскую духовную академию; в том же году возведён в сан игумена. С 1 января 1990 года настоятель подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Ленинграде. В 1990-2009 годах член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии. В феврале 1991 года в Александро-Невской лавре возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного монастыря. В 1996 году назначен благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии. 27 декабря 1996 года назначен исполняющим обязанности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 27 мая 2009 года Священный синод избрал архимандрита Назария епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии. В тот же день в домовом храме в честь святых отцов семи Вселенских Соборов исторического здания Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Назария во епископа Выборгского. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/10/my...

Отец Владимир поблагодарил владыку Назария и сказал, что скоро передаст в лаврский музей найденные им двери одной из камер следственного изолятора, где сидели новомученики. Владыка заверил, что место для нового экспоната уже подготовлено. Епископ Назарий поблагодарил тех, кто способствовал установке памятной доски, — секретаря епархиальной комиссии по канонизации Б. Сергуненкова, директора музея Александро-Невской лавры Лидию Соколову, заведующую монастырской библиотекой Неониллу Голубятникову. Он сказал, что открытием мемориала начинается подготовка к празднованию 100-летия Александро-Невского братства в 2018 году. В беседе с журналистами скульптор Эвелина Соловьева рассказала, что облик отца Петра восстанавливала по иконе и фотографиям: «Моей задачей было воссоздать внутреннее состояние человека, передать дух, который в нем горел. Если это получилось, если это увидят люди, буду считать, что работа удалась. Установку доски мы осуществляли одновременно с ремонтом, технически это было сложно. А потом необходимо было почистить бронзу, поскольку угол, в котором она висит, темный, особенно в зимнее время». Протоиерей Петр Иванович Скипетров (1863-1918) родился в семье священника. С 1884 по 1892 годы служил в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1890 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1898 года клирик, а с 1912-го — настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шлиссельбургском проспекте (снесена в 1932 году). 1 февраля 1918 года отец Петр пришел в Александро-Невскую лавру на прием к митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому). Зайдя в Митрополичий корпус, он стал свидетелем противостояния между группой верующих и революционными солдатами, посланными арестовать владыку Вениамина. Отец Петр обратился к вооруженным солдатам с увещеванием не творить насилия и не издеваться над святынями. В ответ он получил смертельное ранение и скончался в муках вечером того же дня. 3 февраля состоялся всенародный крестный ход из всех петроградских церквей в Александро-Невскую лавру, затем по Невскому проспекту к Казанскому собору. Здесь митрополит Вениамин обратился к народу со словом об умиротворении страстей и отслужил молебен и панихиду по отцу Петру. На следующий день при большом стечении народа сонм иереев во главе с митрополитом Вениамином отпевал протоиерея Петра Скипетрова в Скорбященском храме. Похоронили его на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Протоиерей Максим Плетнев перед началом молебна кратко рассказал о празднике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отметив, что в 2015 году в Александро-Невской Лавре была положена добрая традиция отмечать соборно этот праздник, на которую тогда откликнулись более 700 человек. Праздничные мероприятия должны не только способствовать объединению трезвых здоровых сил, но и обратить внимание на возрождение трезвеннических дореволюционных традиций, центром которых исторически являлся Санкт-Петербург. Отец Максим рассказал о маршруте предстоящего крестного хода по Никольскому кладбищу Александро-Невской Лавры. Священник также особо подчеркнул, что без церковной помощи невозможно преодолеть пагубные страсти, в том числе винопитие. После молебна состоялся крестный ход с иконой «Неупиваемая Чаша» по территории Никольского кладбища Александро-Невской лавры. В молитвенном шествии приняли участие несколько сотен человек. Участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала  священника Александра Васильевича Рождественского  (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. Отцу Александру пропели «Вечную память». Затем крестный ход двинулся к могиле приснопамятного  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)  (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в феврале 1993 года, благословил основателя одного из старейших православных обществ трезвости, клуба «Бодрствование»  во имя святого мученика Вонифатия,  Владимира Алексеевича Михайлова  (1939–2006) на руководство клубом. Владыке Иоанну также пропели «Вечную память». Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба «Бодрствование» и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви  В.А.  Михайлова , находящуюся неподалеку, которому пропели «Вечную память».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/02/ch...

Я точно знаю, что от этого образа Богородицы проистекает множество чудес. По молитвам перед ним исцеляются от онкологии, решаются проблемы, связанные с поисками работы, с семейным устройством. Одна женщина, Ольга, рассказала мне после молебна, что у нее долго не было детей, и именно перед образом Богородицы " Скоропослушница " , находясь в паломнической поездке в Санкт-Петербурге, она, москвичка, молилась о даровании чадородия. Теперь у нее уже несколько деток и она необыкновенно обрадовалась, узнав, что невская святыня приехала в Москву на несколько ней и поспешила поблагодарить Матерь Божию. Все верующие отходили от иконы радостные, умиротворенные, даже те, кто приходили вначале в слезах, рыдая, постепенно успокаивались под благодатным покровом Невской Заступницы. К сожалению, мы в Лавре не записываем рассказы о чудесах от иконы " Невской Скоропослушницы " , но я буду просить владыку Назария, чтобы мы все же начали вести журнал реальных свидетельств о помощи Матери Божией по молитвам перед этим образом. Главные мероприятия в память 110-летия со дня гибели Великого Князя состоялись 17 февраля, когда в главном храме монастыря была отслужена Божественная литургия и панихида об упокоении московского губернатора Сергея Александровича Романова. Службу возглавил епископ Воскресенский Савва при участии братии монастыря. За литургией молились высокие гости, среди которых назову полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Александра Дмитриевича Беглова , председателя Императорского православного палестинского общества Сергея Вадимовича Степашина , княгиню Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову . Все они с трепетом прикладывались к иконе " Невская Скоропослушница " и благодарили, что она приехала в Москву. Во время пребывания иконы в Новоспасской обители ручеек паломников не иссякал, люди подходили, но, откровенно говоря, хотелось бы, чтобы больше москвичей узнало о ее визите в Москву. Со своей стороны, хочу поблагодарить Юлию Владимировну Стихареву , пресс-секретаря епископа Воскресенского Саввы, которая сделала все возможное, чтобы оповестить СМИ о приезде чудотворной иконы из Санкт-Петербурга. Благодаря ей, ее искренней вере, информация об образе Богородицы " Невская Скоропослушница " была транслирована по Первому российскому каналу телевидения, телеканалам " Мир " и " Союз " .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/4/ot_...

А Александр Осипов работал в архивах, кропотливо восстанавливая историю боев за плацдарм. Героическая летопись Невского пятачка увлекла отца Валериана. Свой вклад в общее служение он увидел в восстановлении имен погибших, молитве о них и предложил Александру Осипову каждую субботу приходить к месту переправы и служить у креста литию. «Сначала имен было немного, и мы за короткое время успевали помянуть всех, — вспоминает отец Валериан. — Но в архивах открывались все новые и новые данные, скоро набралась целая поминальная книга с семью тысячами имен. Тогда стали поминать на литии всех общей молитвой, как за веру и Отечество главу свою сложивших». Между тем дубровская община понемногу росла, и встал вопрос о новом помещении для храма. «Конечно, всем нам хотелось, чтобы в поселке появился настоящий храм, но это были только мечты и надежды», — говорит священник. В начале перестройки в поселке сгорел старый клуб, стоявший на видном месте. За освободившуюся площадку началась нешуточная борьба. Одни предлагали восстановить там клуб, другие — сделать торгово-развлекательное заведение. Долго спорили, доказывая, что предпочтительнее. «А мы в этих спорах и дебатах не участвовали, — вспоминает отец Валериан. — Но по возможности всем приходом совершали крестные ходы от старого храма до этой площадки и обходили ее с молитвой. Мы молились о павших воинах и мысленно просили их помощи, чтобы общине разрешили здесь построить храм и нашлись благотворители. В итоге на нашу сторону встало большинство жителей ­поселка и администрация Дубровки. В 2008 году на праздник “Державной” иконы Божией Матери на этом месте был освящен закладной камень, 9 мая в 2010 году отслужена первая служба, 24 июня освятили построенный храм. И то, что он получился большой по меркам нашего поселка, — я в этом убежден — произошло молитвами павших солдат». За други своя Храм в Невской Дубровке не только место молитвы, но и местная достопримечательность. Сюда регулярно заходят те, кто приехал в музей «Невский пятачок». Людям интересно взглянуть на две иконы Божией Матери — «Взыскание погибших» и «Тихвинская», которые во время своего посещения Невской Дубровки в 2010 году подарил храму Президент России Владимир Путин. Известно, что в боях на Невском пятачке воевал в составе 330-го полка и был тяжело ранен его отец, Владимир Спиридонович Путин. Другая достопримечательность — своеобразный «мощевик» из нательных крестов, которые на этих берегах Невы за несколько лет нашел один из жителей поселка. И конечно, уникальная книга памяти, в которой собрано сегодня около 40 тыс. имен. Четыре раза в год — 9 мая, 22 июня, 19 сентября (начало боев на Невском пятачке) и 27 января (день снятия блокады) — всех героев в храме поминают поименно. В этом отцу Валериану помогают не только прихожане, но и поисковики, ветераны, родственники погибших и представители клуба байкеров «Ночные охотники» (Санкт-Петербург). Для байкеров отец Валериан стал если не духовником, то авторитетом в вопросах духовно-нравственной жизни.

http://e-vestnik.ru/history/nevskiy_pyat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010