1) не противься злу: пусть бьют, режут, грабят; молчи и терпи;    2) суды не нужны;    3) ни полиции, ни жандармов, ни войска. Все это насилователи свободы.    4) С женою не разводись, хоть она и неверна. Брака у него тоже — нет.    5) Война богопротивна — и войска не нужно.    Пункты заимствованы из 5 гл. Матф., где Господь говорит в нагорной беседе: «вам сказано... а Я говорю»    Радуйтесь российстии людие!    Зло потихоньку расходится. Уродливый план осчастливления не привьется, а все пункты неверия не останутся без последователей.    Преосвященный Виталий еще не прибыл. А ректора Тамбовского, тоже киевлянина, переводят в Вифанскую семинарию.    Спасайтесь! Благослови вас, Господи!     Ваш богомолец, Е. Феофан. 1 июня 1885 г.    NB. На сем письме рукою получателя, прот. Н.Ф. помечено: «Это последнее письмо. С 1886 г. и до кончины владыки, не было ко мне от него писем. Но к другим лицам в Киев он писал. Письмо 225. При посылке книги «Невидимая брань». Старики полежать любят. К крестьянину Владим. г. Иову Ивановичу Шумову    Милость Божия буди с вами!    Достопочтеннейший о. протоиерей!    Посылаю вам «Невидимую брань». Себе возьмите, — дайте Семену Афанасьевичу и Ольге Васильевне Ушинской. Еще две, — про кого-то вы говорили в Лавре, — я забыл. Так это им. Эта тарелочка ушицы не всем, быть может, покажется по вкусу. Но будут и такие, которые скушают ее, присмакуючи. И на здоровье.    Эта книжка давно известна в русском переводе — еще из времен Голицына. Но там она не так ясна. Афонский старец несколько пояснил, а теперь и на Выше немножко пообчистил ее. И будто она стала казаться пригожей. Но — конечно у всякого свой вкус.    Виноват я, что мало пишу к вам. Прошу простить. Кажется, мне уж пора в старики записаться. А старики любят полежать. И в этом обнаруживают большое прилежание. Всех вам благ от Господа желаю.    Прошу ваших святых молитв. Спасайтесь!     Ваш богомолец, Е. Феофан. 21 сентября 1886 г. Письмо 226. Об обучении крестьянских девочек грамоте. Из творений Святителя на общую пользу

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

…Нам с тобою предлежит другой род службы, но не статской, а военно-духовной. Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко власте. и, и к ииродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным ( Еф. 6, 12 ). Св. апостол Павел советует Тимофею: ты убо злопостражди, яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим. 2, 3 ). Тут нужно и страдание; война эта лютая – борется не тело, но душа, не с видимым человеком, но с невидимыми духами. Надобно мужества, крепости, ума и разума ; все духовного, и оружия наши духовные же, о коих св. Апостол упоминает к Ефесеям (в гл. 6, ст. 13–17). И при всем оном должно быть велие смирение, – ибо мы боремся с гордыми духами, то гордых победить для них ничего не стоит, но смиренным ни на час противостать не могут. Смирение все сети и козни вражии сокрушает. Ты, находясь в сей борьбе, еще далеко не научилась практике. На словах видно у тебя смирение, а на деле его нет; поэтому и внутреннего не имеется; ищешь умиления, за необретение оного смущаешься, и поэтому считаешь себя достойною того, а не истинно себя укоряешь – видя глубоко вкоренившеюся язву гордости; на всяком шагу показывается тебе твоя гордость и самомнение (III, 108, 224–225). В промежутке времени бывали времена горьки, тяжки и томны… без этого нельзя обойтись. На чувственной войне многие бывают ранены и претерпевают болезни: кольми паче на сей духовной брани многи раны приемлем от духов злобы, а паче когда вознадеемся на свои силы и разум, то и побеждаемся, пока смиримся, познавши свою немощь. «Идеже падение последовало, тамо предварила гордость», – пишет св. Лествичннк (III, 118, 236). …Хотящим спастися неминуемо предлежит брань духовная со врагами душ наших, которые нас борют и побеждают чрез наши же страсти, что вижу и в твоем устроении, описанном тобою. Зависть и ненависть, мучащие тебя, не суть вновь родившиеся, но крывшиеся в сердце твоем тайно страсти, а случаем раздраженные и обличенные (III, 119, 238). В бранях противляйся со смирением, как писано и показано нам от отец; и аще случится пасти, паки восставай; и знай, что за гордость твою искушаешься оными. Бежи к самоукорению и смирению, а не из келлии. Дóндеже не сотрется монах разными искушениями и скорбьми, не может познать своей немощи и смириться (III, 123,245). В жизни духовной не все бывает гладко, бывают и падения, и восстания

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Подобно чувству зрения, необходимо всячески охранять и слух от пустословия, праздных и пустых рассказов, тем более от гнилых, вредных слов, пересудов, клеветы, злословия, срамных и сладострастных речей, песен и музыки («если будешь хранить слух, то не согрешишь языком», – говорит преп. авва Исаия в слове 3-м). От всего этого душа наполняется суетными помыслами, вредными мечтаниями, а сердце расслабляется, разгорается плотской похотью. Христианину необходимо, наоборот, возлюбить слушать Священное Писание, священные песни и псалмы и все, что честно, чисто, свято, премудро и душеполезно. О воздержании осязания Необходимо хранить себя в чувстве осязания, избегать всего того, что разнеживает наше тело и наше осязание. Крайне важно остерегаться вольности в обращении с другими, особенно с другим полом. Иногда и одно неосторожное прикосновение, или осязание собственного тела, возбуждает ощущение в теле, а чрез тело и в душе может воспламениться страсть, враждебная целомудрию (Невидимая брань, ч. 1, гл. 34, стр. 104–105. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. §11, О хранении чувства осязания). Преп. авва Агафон говорил авве Макарию, чтобы ни с кем не допускать вольности в обращении. Авва Макарий спросил его: неужели так вредна вольность? Авва Агафон отвечал ему: нет другой страсти вреднее вольности, – она мать всем страстям. Потому подвижнику не должно быть вольным, хотя бы он и один был в комнате (Древний Патерик, гл. 10-я, §11). О воздержании вкуса и обоняния Вкус и обоняние должны служить, главным образом, к различению полезной пищи от вредной, а не к измерению ее приятности и неприятности. Необходимо остерегаться от излишней утонченности и разборчивости вкуса, услаждения его сладкой пищей, отчего образуется привычка к лакомству, увлекающая к пресыщению, обжорству, расслабляющая душу и тело, располагая тело к бездеятельности, к чувственным удовольствиям и разжигая плотскую похоть. Лакомство легко порабощается чревоугодию, а чревоугодие – сладострастию. А чтобы удовлетворять этим страстям, человек порабощается многим другим страстям и злым делам: лжи, обману, воровству и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Изнеженность обоняния ведет человека к нравственному расслаблению, развивает чувственность. Обоняние всякого рода разнеживающих благоуханий может возбуждать плотские страсти и похотения, доводить даже до пренебрежения своими христианскими обязанностями, например, посещать больных и др. Об употреблении дара слова (о хранении уст) Богом дан человеку великий дар – дар слова. Слово служит выражением мыслей, чувств и желаний человека. Основной двигатель языка – сердце человека как средоточие духовной в телесной его жизни; чем полно сердце, то изливается через слово. Слово оказывает и обратное действие: оно порождает мысль, чувство, желание, придает им силу, закрепляет их в сердце. Поэтому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава (Невидимая брань, ч. 1, гл. 254). Ничем так не грешит человек, – говорит свят. Тихон Задонский , – как языком, когда не управляет им по-надлежащему. От невоздержания языка происходило много зла: осуждение, злословие, пересуды, празднословие, ложь, обман, клевета, божба и т.д. «Язык, – пишет свят. Тихон, – клянет человеки, бывшие по образу Божию; язык злословит отца и матерь; язык научает убийству; язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, татьбе, хищении, всякой неправде; язык лжет, льстят, обманывает; язык празднословит, кощунствует, сквернословит; язык виноватых в суде оправдывает и правых обвиняет; язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; от языка не избыл Сам Господь наш, Спаситель мира, «Который грехе не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его»; язык отрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие; словом, ничего язык не оставляет, но на все отрыгает яд, который крыется в сердце человеческом». И можно сказать: «сколько на свете бед есть или было, все язык или учинил, или умножил. О, язык необузданный! мал уд, но великое зло», «неудержимо зло, исполнь яда смертоносна» (Мак. 3:8). Двоякою оградою загражден, то есть зубами и губами, и однако же прорывается I; свят. Тихон Задонский . Творен. Изд. 5-е, т. 2, статья 1, гл. 2-я, О языке человеческом, стр. 113–114).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Что страсти и помыслы кроются внутри нас, в сердце, и оттуда исходят и борют нас, это не моя мысль. Слушай, что говорит Господь: «от сердца... исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы. Сия суть сквернящая человека» ( Мф. 15, 19–20 ). И то, что враги наши демоны укрываются около сердца, не мое придумание. Так учат святые отцы. Из них с большею определенностью изъясняет сие св. Диадох , говоря, что прежде Святого Крещения Божественная благодать подвигает человека на добро вовне и сатана кроется в глубинах души и сердца; после же того, как примет человек Святое Крещение, демон витает вне сердца, а благодать вселяется внутрь («Добротолюбие», ч. 4, гл. 76). Впрочем, и после Крещения, говорит он далее (там же, гл. 82), попускается врагам нашим бывать в глубине тела нашего, как бы на поверхности сердца, для испытания произволения нашего, и отсюда коптят они на ум мокротностью плотских сластей. С этим согласно учит и св. Григорий Богослов , толкуя, что сказанное Господом о том, как нечистый дух исходит из человека и опять возвращается в него на наибольшее ему зло ( Мф. 12, 43–45 ), бывает с крещеными, когда они вознерадят о пребывании в сердце. «Изгнанный Крещением, нечистый дух, говорит, не любя быть бездомным, ищет покоя, скитаясь там и сям, и, не находя его, возвращается к дому, из которого вышел, потому что бесстыден. Если найдет, что Христос, вниманием и любовью крещеного держимый, водворился и пребывает на месте, из которого он изгнан, т. е. в сердце, то, снова отраженный, уходит без успеха. Если же найдет в ком прежнее место свое пустым, никем не занятым, по отсутствию внимания к Господу и памяти о Нем, то поспешно входит, с большею против прежнего злобой. И бывает человеку тому последнее горше первого» (Сл. 40-е). Я намеренно распространился о сем, чтоб сильнее расположить тебя неотходно пребывать внутри сердца с памятью о Господе Спасителе и молитвой к Нему, если желаешь всегда являться победителем в смущениях помыслами и страстными движениями, навеваемыми на сердце. Когда ты там с Господом, враг не посмеет подойти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

изл. в. II, 3). § 43. Природа и свойства ангелов О природе и свойствах ангелов содержится в откровении и преподается церковью такое учение: ангелы суть бесплотные духи, одаренные свойственными духу силами – умом, свободной волей и чувством, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные по своей природе и ее свойствам. I. Ангелы суть духи. Апостол прямо называет добрых ангелов служебными духами ( πνεματα, – Евр.1:14 ). Падшие ангелы и Спасителем ( Мф.12:43; 8, 16 ) и Его апостолами ( Еф.2:2 ) также по своей природе именуются духами – πνεματα. Ангелы суть духи бесплотные или бестелесные. В Писании ангелам нигде не приписывается телесность не только свойственная людям в условиях настоящей жизни, но даже и телесность в прославленном, одухотворенном виде. Если бы свойственна была ангелам какая-либо телесность в строгом смысле, такое умолчание Писания было бы необъяснимо. Между тем, есть в Писании и некоторые непрямые указания на бестелесность ангелов. Так, И. Христос, отвечая на вопрос саддукеев о воскресении мертвых, говорил: в воскресение ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси суть ( Мф.22:30 ), ни умрети бо ктому могут ( Лк.20:36 ). В словах Спасителя отрицается в природе ангелов телесность в грубо-чувственном виде, с ее разрушимостью, но не усвояется и телесность прославленная, ибо имеющие воскреснуть люди только уподобляются ангелам, а не отождествляются с ними, т. е. не будут ангелами или не изменятся в ангелов. Ап. Павел называет ангелов невидимыми ( Кол.1:16 ), т. е. не имеющими ничего уловимого для чувства зрения, и противополагает их плоти и крови: несть наша брань к крови и плоти, но к духовом злобы поднебесным ( Еф.6:12 ). Наконец, и самое наименование их духами – πνεματα – ведет к заключению о бестелесности их природы. Дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща ( Лк.24:39 ), пояснял Спаситель Своим ученикам, когда они Его явление по воскресении приняли за явление духа. Наряду со свидетельствами, предполагающими бесплотность ангелов, в Писании указываются многие случаи явления ангелов людям в чувственных образах, обычно в человеческом образе (иногда с крыльями, см., напр., Дан.9:21 ; Откр.8:13; 14, 6 ), упоминается о языке ангельском, которым они славят Бога, окружая Его ( Ис.6:1–3 ; Кор 13, 1), усвояется им многоочитость, крылатость ( Иез.1 гл., Ис.6 гл.); манна, ниспосланная с неба евреям, называется хлебом ангельским ( Пс.77:25 ), а о мужах, явившихся Аврааму, и прямо говорится, что они ели ( Быт.18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

изл. в. II, 3). § 43. Природа и свойства ангелов. О природе и свойствах ангелов содержится в откровении и преподается церковью такое учение: ангелы суть бесплотные духи, одаренные свойственными духу силами — умом, свободной волей и чувством, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные по своей природе и ее свойствам. I. Ahreлы суть духи. Апостол прямо называет добрых ангелов служебными духами (πνεματα, — Евр 1, 14). Падшие ангелы и Спасителем (Мф 12, 43; 8, 16) и Его апостолами (Еф 2, 2) также по своей природе именуются духами — πνεματα. Ангелы суть духи бесплотные или бестелесные. В Писании ангелам нигде не приписывается телесность не только людям в условиях настоящей жизни, но даже и телесность в прославленном, одухотворенном виде. Если бы свойственна была ангелам какая-либо телесность в строгом смысле, такое умолчание Писания было бы необъяснимо. Между тем, есть в Писании и некоторые непрямые указания на бестелесность ангелов. Так, И. Христос, отвечая на вопрос саддукеев ο воскресении мертвых, говорил: в воскресение ни женятся, ни посягают, но яко ангели Божии на небеси суть (Мф 22, 30), ни умрети бо ктому могут (Лк 20, 36). В словах Спасителя отрицается в природе ангелов телесность в грубо-чувственном виде, с ее разрушимостью, но не усвояется и телесность прославленная, ибо имеющие воскреснуть люди только уподобляются ангелам, а не отождествляются с ними, т. е. не будут ангелами или не изменятся в ангелов. Ап. Павел называет ангелов невидимыми (Кол 1, 16), т. е. не имеющими ничего уловимого для чувства зрения, и противополагает их плоти и крови: несть наша брань к крови и плоти, но к духовом злобы поднебесным (Еф 6, 12). Наконец, и самое наименование их духами — πνεματα — ведет к заключению ο бестелесности их природы. Дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк 24, 39), пояснял Спаситель Своим ученикам, когда они Его явление по воскресении приняли за явление духа. Наряду со свидетельствами, предполагающими бесплотность ангелов, в Писании указываются многие случаи явления ангелов людям в чувственных образах, обычно в человеческом образе (иногда с крыльями, см., напр., Дан 9, 21; Апок 8, 13; 14, 6), упоминается ο языке ангельском, которым они славят Бога, окружая Его (Ис 6, 1–3; Кор 13, 1), усвояется им многоочитость, крылатость (Иез 1 гл., Ис 6 гл.); манна, ниспосланная с неба евреям, называется хлебом ангельским (Пс 77, 25), а ο мужах, явившихся Аврааму, и прямо говорится, что они ели (Быт 18, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Тогда начинается царство добра внутри и стоит, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекши к себе произведение, не произведет снова разделения. Дай только ход зародившемуся греховному заблуждению, сочетайся с ним и произведи его в дело, – опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем его не истребит. Это почти непрерывная история внутренней жизни у тех, кои слабосерды и не имеют твердого нрава. Мысли святителя Феофана на 21–22 ст. 11-й гл. Евангелия от Луки «Мысли на каждый день года» «Егда крепкий вооружився хранит свой двор, во смирении суть (безопасны) имения его: егда же креплей его нашед победит его, все оружие его возмет, на неже уповаше, и корысть его раздает ( Лк.11:21–22 ). Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет бесов и лишает его всякой власти над душою такого. И пока работает душа та Господу. бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами; побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру. Мысли святителя Феофана на 30 ст. 12-й гл. Евангелия от Матфея «Мысли на каждый день года» 1) Иже несть со Мною, на Мя, есть: и иже не собирает со Мною, расточает ( Мф.12:30 ). Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, – а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, что кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра – не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным. Если же, кроме этого, ничего нельзя назвать прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не впрок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Пс.75:4 . Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Здесь начинает описывать победу, одержанную над Ассирианами, о которых в начале псалма упомянул. История сея победы повествуется в четвертой книге Царств, гл. 19, где читаем, что Бог избавил Иерусалим от нападения царя Сеннахирима без всякаго вооружения со стороны Иудеев. Ибо Ангел Господень в едину нощь избил сто осмьдесят пять тысящ Ассириан, и сим образом сокрушил Бог крепость луков, оружия и стрел. Сей есть буквальный разум стиха сего: в духовном же и высочайшем смысле под именем луков, оружия и мечей, означаются искушения демонов, и гонения человеков, також различные виды, коими прикрывают себя духовные враги наши, егда воюют на нас. Но верные раби Господни, при всесильной помощи Божией, все сии оружия сокрушают, и светлыя над врагами одерживают победы, как явствует из истории святых мучеников. Пс.75:5 . Просвещаеши ты дивно от гор вечных. Пс.75:6 . Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих. Здесь показывает Пророк, откуду наипаче Евреи одержали победу над Ассирианами. Сие же творит чрез обращение к Богу. Просвещаеши, глаголет, Ты дивно от гор вечных, сиречь, Ты озарил еси нас светом Божественныя Твоея помощи: Ты от превыспренних небес, яко от некиих гор вечных, дивно блеснул еси молниею, и Ангела Твоего, яко небеснаго перуна, послал еси в воинство Ассирийское. Сего ради смятошася вси воини Сеннахиримовы, и от внезапнаго поражения во изступление ума пришли, так что потерявши разсудок, не разумни сердцем Быша. В духовном же разуме стих сей означает, что начало победы на враги невидимые происходит от внутренняго просвещения, бываемаго свыше от Бога, посредством коего зрим мы как самих врагов наших, так и их коварства; зрим как невидимая благая, яже уготовал Бог любящим Его, так и невидимая злая, яже уготовал Он ненавидящим Его. И якоже Бог, просвещаяй дивно от гор вечных, мужественными творит рабов Своих, тако вопреки смущает врагов неразумных сердцем: ибо они видя мужей святых и совершенных, презирающих видимая, прощающих обиды, воздающих благая за злая, и всякая злострадания ради имене Божия с охотою претерпевающих, мятутся, изумляются, негодуют и ярятся. Обаче при кончине рекут: безумнии житие их вменихом неистово, и кончину их безчестну. Како вменишася в сынех Божиих, и во святых жребий их есть? ( Прем. 5:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Но кроме войны ничего не произошло, поэтому была сделана попытка отодвинуть дату на несколько позднее время:«Брань в тот великий день Бога Вседержителя ( Откр.16:14 ), которая закончится в 1915 г. н.э.полным свержением современного земного руководства» (Время близко, ОСБ, 1915 год.) Но и опять ничего не произошло. Дата 1914 года изначально возникла совершенно из других расчетов. Для поддержания ее был использован 1874 год, принятый от Адвентистов, как дата начала невидимого присутствия Христа:«Мы также видим, что сроки жатвы иудейской и евангельской эры соответствуют друг другу не только по своему началу, но и по продолжительности; жатва еврейского времени продолжалась все 40 лет от помазания Иисуса (начало жатвы – 30 год н. э.) до разрушения Иерусалима в 70 году н. э. Также и наша жатва, начавшись в 1874 году, завершится вместе с концом «дня гнева» и концом «времен язычников», в 1914 году, что является похожим, соответственным периодом времени в 40 лет». (Сторожевая Башня Сиона за январь 1881 года.) А также позднее и расчеты из измерений внутренних помещений Великой Египетской Пирамиды. «В случае Великой Пирамиды в Гизе, соответствие одного или двух измерений известной сегодня хронологии может показаться случайным, но соответствие десятков результатов измерений доказывает, что тот же Бог создал и пирамиду, и план» (Сторожевая Башня за 5 июня 1922 года, с. 187). Закончились ли времена язычников в 1914 году? В Лк.21:24 говорится: «...и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». Возникает вопрос, разве в 1914 году произошли какие- либо изменения в Иерусалиме, разве он заметно перестал быть попираем язычниками? Почему ОСБ не предоставило по этому поводу фактов? Если времена язычников закончились, то где свидетельство того, что Иерусалим перестал быть попираем? «...в 1914 году, когда Бог установил небесное Царство» (Внимайте пророчеству Даниила!, гл. 15, стр. 261).Но почему-то «Его верные» служители этого не заметили, и продолжали настойчиво предсказывать даты Армагеддона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010