«Пресвятая Дева вошла в Иерусалимский храм» И вот родители отдают свое Дитя в единственное место, которое могло воспитать Девицу в чистоте веры и благочестия. Промыслителен был этот акт самопожертвования. 4 декабря, 2013 И вот родители отдают свое Дитя в единственное место, которое могло воспитать Девицу в чистоте веры и благочестия. Промыслителен был этот акт самопожертвования. Не случайно Иоаким и Анна избрали трехлетний возраст для своей Дочери Марии, чтобы посвятить ее жизнь Богу. Именно в этом возрасте младенец способен полностью забыть прежнюю жизнь и начать ее заново. Поэтому, желая, чтобы их Дочь была всецело устремлена к жизни в Боге, они решились на столь нелегкую жертву – отдать единственного своего ребенка в Иерусалимский храм. До трех лет ребенок живет в доме у родителей, он очень мало подвержен влиянию улицы. Собственно, на улице до трехлетнего возраста младенец бывает только под присмотром родителей. Лишь потом он обзаводится друзьями, которые влияют на его интересы. Видимо, Иоаким и Анна осознавали, что посвятить жизнь ребенка всецело Богу можно лишь тогда, когда он остается огражден от того внешнего воздействия, которое непременно скажется на характере. Это было невозможно в обществе, которое нельзя назвать святым, целеустремленным к Богу, Его заповедям, жаждущим грядущего Спасителя человечества. И вот родители отдают свое Дитя в единственное место, которое могло воспитать Девицу в чистоте веры и благочестия. Промыслителен был этот акт самопожертвования. Мария не просто выросла целомудренной и благочестивой девицей, но стала Той Единственной, Которую мы именуем Богородицей. Этого, конечно, не могли знать Ее родители, но религиозная чуткость позволила им сделать единственно правильный выбор в вопросе воспитания своей Дочери. Пресвятая Дева вошла в Иерусалимский храм. И свершилось чудо – величайшая святыня Божия приобрела еще большую Святыню – Саму Приснодеву. Множество праведников и пророков посещали храм, но никогда еще в него не входила будущая Богородица. Величайшие святыни хранились во Святая Святых – сосуд с небесной манной, процветший жезл Ааронов, Скрижали Завета, но с этого момента в храме стала пребывать Сама Пречистая Дева Мария – сосуд Божией благодати. «Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению» — говорит об этом дивном событии святитель Григорий Палама. Наш современник, старец архимандрит Иоанн Крестьянкин добавляет: «С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба».

http://pravmir.ru/presvyataya-deva-voshl...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Софроний Иерусалимский. Творения Софроний Иерусалимский — один из немногих иерархов, осмелившихся противостоять монофелитству (ереси, состряпанной византийской властью в политических целях) и поддержать Максима Исповедника. Он не был богословом и в догматические споры вступил по долгу пастыря. Софроний Иерусалимский вошел в историю церковной литературы как агиограф и песнописец. Внаше собрание творений Софрония Иерусалимского вошли: «Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ», «Слово на Господне», «Соборное «Чудеса святыхъ мучениковъ Кира и преподобныя матери нашея произнесенная на nokлohehie честному и животворящему Кресту въ среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы, говорящая также и о томъ, что по силе очистившимъ свой умъ постомъ, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественныхъ Таинъ», «Слово на честнаго Креста и на святое «Слово на праздникъ Пресвятыя Богородицы», «Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова», «Похвальное слово святому Иоанну Предтече». Сочинения Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ Переводъ съ латинскаго. О , божественныя и невещественныя (безплотныя) Воинства! О, Умы, одаренные духомъ и разумомъ! Однако, лучше будетъ васъ постепенно и по чину возвестить и возвеличить и призвать въ молитве. О, вы, Серафимы, снабженные шестью крыльями  и въ первомъ чине небесныхъ Воинствъ поставленные, вашимъ жаромъ и любовью къ Богу) вы воспламеняете всехъ прочихъ Ангеловъ. Вы, которые, по причине непоколебимой стойкости и свободы отъ плоти и свойству, которое вамъ было придано оть вечности, и силы и пламенеть, несете въ себе образъ Божественнаго вы справедливо именуетесь «вторыми светами», въ силу отъ Перваго Света, поелику величайшее и безконечное Троичнаго и Единаго Господства Онаго, свободнаго отъ какого–либо вы — насколько это возможно — непосредственно отъ Него и делаете его для прочихъ Духовъ и Умовъ. Итакъ, по причине силы воспламенять и очищать, которой вы обладаете, и которой всякое зло и всякую нечистоту вы навыкли потреблять и очищать, — будучи обозначены именами «сожигателей» и «испепелителей», — молю васъ, души моей (uccessus) очистите отъ скверны пороковъ и отъ тернистой которая связана съ ними, и, спаливъ ее, внедрите въ мою грудь божественное слово; и после того, какъ мракъ сердца моего внутри меня будетъ изгнанъ и разсеянъ, просветите чувства моего ума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Содержание Глава 1 Соф.1:1. Слово Господне, иже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Амоса, царя Иудина.    Итак, (буду излагать подробно то, что полезно читателям) царствовал некогда в Иерусалиме Езекия, муж весьма преданный Богу, ревнитель благочестия, блюститель правды, враг заблуждения и истребитель вредного идолослужения. Это ясно засвидетельствовало о нем и Священное Писание. Когда он царствовал в Иерусалиме, сделал нашествие Сеннахирим, владыка Ассирийский, взял Самарию и переселил Израиля, то есть десять колен, в горы Персов и Мидян. Но предав пламени немалое число городов царства Иудейского, он не мог овладеть Иерусалимом, находившимся под защитой Божией. Потом, после смерти Езекии, царскую власть получает сын его Манассия, который был так нечестив, что не оставил без исполнения ни одного вида нечестия. О нем в четвертой книге Царств написано так: «и сотвори лукавое пред очима Господнима, и хождаше вслед мерзостей языков, ихже отрину Господь от лица сынов Израилевых. И обратися, и созда высокая, яже разори отец его Езекиа, и воздвиже жертвенник Ваалу, и сотвори дубравы, якоже сотвори Ахаав царь Израилев, и поклонися всей силе небесней, и поработа им. И созда олтарь в дому Господни, якоже рече: во Иерусалиме положу имя мое. И сотвори олтарь всей силе небесней, на дву дворех дому Господня: и провождаше сыны своя чрез огнь, и вражаше, и волшвения творяше» и т.д. (4Цар.21:2—6). За такие нечестивые дела Манассии наконец вознегодовал Бог и стал угрожать навести на Иерусалим гнев Свой. Написано же об этом так: «и глагола Господь рукою рабов своих пророков, глаголя: за сия, елика сотвори Манассиа царь Иудин мерзости сия лукавыя..., се, аз наведу злая на Иерусалим..., и простру на Иерусалим меру Самарийскую..., и предам их в руки врагов их» (4Цар.21:10—14). И угрожал Бог, что Он наведет это на жителей Иерусалима в непродолжительном времени. Когда же умер Манассия, воцарился сын его Амон, который нисколько не уступал отцу в безбожной жизни, напротив, до такой степени соперничествовал с ним в нечестии, что наконец, кажется, даже превзошел его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3528...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ В христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу. Понимание «Н. л.» не сводится к одному эпизоду Божественной литургии, но с т. зр. иконографии понимается как изображение процессии Великого входа (см. ст. Вход ), где в качестве диаконов представлены ангелы. В НЗ видение небесного богослужения у Престола славы было открыто евангелисту Иоанну (Откр 4. 6-8). Основными литературными источниками композиции являются составленные в V-VIII вв. песнопения, к-рые исполняются во время Великого входа - шествия с евхаристическими Дарами из жертвенника к престолу алтаря, когда священники уподобляются херувимам ( Херувимская песнь ) (о влиянии чина литургии на иконографию см.: Покровский. 2001. С. 373-375; Stefanescu. 1936. P. 71-77, 189-191; Lucchesi Palli E. Liturgie, Himmlische//LCI. Bd. 3. Sp. 103-104; Taft. 1975; Успенский. 1982; Walter. 1982. P. 200-221). «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. Изображение Божественной литургии тесно связано с др. литургическими темами: Евхаристией, Поклонением Жертве, Приготовлением Жертвы (Мелизмос Амнос), Службой св. отцов. Так, в композиции «Евхаристия» («Причащение апостолов») начиная с XI в. рядом с Христом, предстающим в качестве священника, изображены сослужащие Ему ангелы в диаконских одеждах (фреска ц. Св. Софии в Охриде, 40-е гг. XI в.; мозаика собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.). Впервые совершающие Великий вход ангелы в виде диаконов, с кадилами в руках и Св. Дарами, несомыми на головах, появляются на миниатюре с изображением Евхаристии в Иерусалимском свитке литургии свт. Иоанна Златоуста (Hieros. S. Crucis. 109, кон. XI - нач. XII в.); эта заставка предваряет текст молитв, читаемых священником на проскомидии ( Grabar.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

I Путешествие к святым местам составляло и составляет насущную потребность верующего. Наш народ, исповедуя православную веру, особенно любит посещать святыни для поклонения им. Едва ли найдется самая убогая семья, в которой не было бы такого члена этой семьи, который раз-другой в своей жизни совершил путешествие на богомолье. Монастыри с мощами святых угодников, обители с прославленными чудотворными иконами, места, освященныя проявлением на них милости Божией, привлекали и привлекают многое множество верующих. Стекаясь с разных концов обширной родины, богомольцы смиренно преклоняют колени пред святынями и в горячих молитвах прославляют небесного Отца, испрашивают у Него милостей, благодарят Его за все блага, которые Он, милосердный, сыплет щедрою рукой на людей. Возвращаясь, домой, богомольцы приносят с собой священные предметы, напоминающие всем о посещенной ими святыни, и рассказывают всем о том, что они видели и слышали при своем путешествии. Рассказы эти всеми выслушиваются с особенным благоговением, к ходившим на богомолье, все начинают относиться с особенным уважением, примеру их начинают следовать другие, и так называемое «паломничество», иначе – путешествие к святым местам, развивается все больше и больше. С течением времени трудности путешествия облегчаются: улучшаются пути сообщения, удешевляются проезды на пароходах и по железным дорогам, является еще больше возможности для верующих исполнить их заветное желание и посетить то или другое святое место. Но на всем земном шаре нет другого места, которое с давних пор так привлекало бы и привлекает к себе благочестивых путешественников, как святая земля Палестина и ее священный город Иерусалим. Кто не знает этого города? Кто уже с самого раннего детства не произносил с благоговением этого священного имени? У кого много, много раз в жизни не являлось непреоборимое желание самому побывать в тех священных местах, где протекла земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, и поклониться святыням того древнего города, где произошли величайшия события мира – где Господь наш Иисус Христос своею крестною смертью и Воскресением призвал греховного человека к вечной жизни? И что всего достопримечательные, эти священные места вообще и город Иерусалим в особенности дороги не одним русским, и не одни православные христиане чтут эти места и этот город, как величайшия святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Исполнение судов Божиих над Иерусалимом 1. Предопределение Суда Божия об Иерусалиме Вера Христова возникла и Новозаветная Церковь возросла и укрепилась среди Ветхозаветной Иудейской. Плод созрел и пришел в силу: теперь, что облекало и закрывало его, должно было отпасть и уничтожиться. Левитское обрядовое Богослужение, постановленное для Церкви в отроческом возрасте рода человеческого, заключало в себе только образы и наводило тени; за ними свет духовного царства Христова не мог сиять во всей полноте миру. Синагога должна была пасть. Столица Иудейства, Иерусалим, не смывшая с себя крови пророков, простерла руки свои на Мессию Сына Божия, и, после этого страшного богоубийства, еще не переставала избивать посланных к ней служителей Божией Премудрости. Еще долготерпение Божие ожидало, чтобы избранные из Иудейского народа отделились посредством покаяния и веры; наконец, мера его исполнилась. Иерусалим обречен был на погибель. Небесным Промыслом исполнителями судов Божиих над Иудеями были избраны Римляне. Их вождю, согласно с пророчеством Данииловым, предназначено было пройти с опустошительной войной по святой земле, подобно наводнению, и разорить богоубийственный город и святилище. 2. Знамения, предшествовавшие падению Иерусалима (Иосиф Флавий «О войне Иудейской» – кн. VI, гл. 5) Страшному событию разрушения Иерусалима, которое было предызображением последней кончины мира, предшествовали, в различные времена, чудесные знамения. Еще за четыре года до воины Иудейской, месяцев шесть спустя после страдальческой кончины апостола Иакова Праведного, когда, по-видимому, ничто не угрожало Иерусалиму, некто Иисус, сын Ананов, из простых земледельцев, пришедши на праздник кущей, вдруг, близ храма начал кричать: «глас от востока, глас от запада, глас от всех четырех ветров, глас на Иерусалим и на храм, глас на женихов и невест, глас на весь народ!» С этим воплем днем и ночью он начал ходить по всем городским улицам. Некоторые из вельмож Иудейских, негодуя на этот зловещий крик, схватили его, и стали бить без милосердия. Он не защищался, и ни о чем не просил; – в ответ на удары, продолжал кричать прежние слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ЧАСТЬ II. ДОЧЬ ИЕРУСАЛИМА. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 10. Маленькие дети Небесного Отца “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного”. Это слова Господа Иисуса Христа. Интересно, а почему так? Ребятишки ведь немало плохого в своей детской жизни делают. Мне возразят: но размыслить-то об этом сами дети не могут. Вот поэтому и в грех им дурные деяния не вменяются. Хорошо, отвечу я, все так. Но и взрослые немало творят грехов по недомыслию. Апостол Павел писал о себе, имея в виду свое прошлое как гонителя Церкви: " ...так поступал по неведению, в неверии " . Видимо, о таких грехах ( " по неведению " ) сказано и в Евангелии: тот, кто знал, но не делал, будет бит много, а кто не знал — меньше. К детям же это явно не относится. Здесь что-то другое. Начнем свое размышление с Ангелов. Где они находятся? В хоре, славословящем " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный " , или рядом с детьми? Конечно же, рядом, как и наши Ангелы-хранители. Продолжая оставаться рядом с нами, они одновременно пребывают и в небесном мире, к которому прилажена вся их жизнь. И вот тут-то, неподалеку, кстати, от нас, Ангелы-хранители детей видят Лице Бога… Какие-то особые Ангелы. Или им что-то особое открыто... О да, да! Особое! Они видят постоянно обращенное на детей Лице Божие — вот что! Значит, получается, что Отец непрестанно смотрит на Своих маленьких детей. А почему? Да, наверное, по той же самой причине, по которой и мы не сводим с них своих глаз. Дети по-особому прекрасны. К ним тянутся глаза и руки. Взять на руки маленького! Потетешкать, подкидывая его кверху! И отпустить: беги ! И слушать нежный детский голосок. У детей ведь даже тень красивая! Не замечали этого? А вы понаблюдайте.

http://zavet.ru/book/sokolova13.htm

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ЧАСТЬ II. ДОЧЬ ИЕРУСАЛИМА. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 12. Баллада о жене блаженной Над темным городом летел Ангел. Внизу тихо проплывали спящие дома. И вдруг Ангел замер над одним из них! Маленький скромный домик весь трепетал от множества ангельских крыльев, окружавших его. Они были похожи на лепестки сияющих, почти прозрачных хризантем, собранных в букет и положенных на черный бархат. Ах, как красив был этот розовеющий букет! Однако еще прекраснее было то, что видели ангелы за слабо мерцавшими стеклами дома. Огонь человеческой любви полыхал там с такой силой, что, казалось, вся небесная рать, замерев от восхищения, взирала на происходящее под кровлей того бедного домика. В нем плакала вдова. Тишину ее жилища не нарушали сонные вздохи детей, хотя была она еще очень молода. Было тихо. На столе стоял гроб, а в нем лежал тот, кого завтра должны были унести на погост, — ее муж. Никого из причта Анна не пустила в дом, сказав, что псалтирь будет читать сама. Однако она и не начинала этого делать. От слез Анны стало мокрым все вокруг — руки, платье на коленях и даже пол около гроба. Когда слезы иссякали, Анна смотрела в лицо Николая и замирала от какого-то тяжелого недоумения. Странное было у него лицо. Будто Николаша чего-то от Анны ждал… И было в его лице еще что-то, не вполне понятное Анне... Всмотревшись пристальнее, женщина вдруг вскочила! Она явно должна была что-то сделать для мужа! Но что? — Может быть, покормить Николашу? Ах, нет... Обхватила Анна свою болящую голову руками и так, покачавшись на коленях, опустила ее рядом с Николашиной домовиной. Она стала вспоминать свое былое счастье... Когда Анна бывала в церкви, то думала, стоя в толпе: " Нет места на земле лучше, чем храм " . Возвратившись же домой, она с удивлением обнаруживала: ей хорошо у себя — как в храме... Об этой тайне Анна никому не рассказывала. Да и можно ли было поведать кому-нибудь такое? Кто поверит цветущей молодой женщине и ее несвязному рассказу о благодати, которая будто бы неотступно живет в ее маленьком счастливом домике? Анна думала об этом робко, но чем дальше, тем ярче и ярче переживалось ею одно удивительное чувство.

http://zavet.ru/book/sokolova14.htm

Глава LII 1 . Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! Ибо уже не будет более входить в тебя необрезаный и нечистый. 2 . Отряси с себя прах; встань пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! Глава эта не может понимаема в узком смысле восстановления храма и стен Иерусалима при Персидском владычестве. Стих 3-й, говорящий о „выкупе без серебра“; стих 6-й, говорящий о имеющем явиться, Который есть Бог всемогущий; ст. 10-й, говорящий о спасении всей земли, стихи 14 и 15, говорящие о Рабе Господнем, о котором говорит глава XLIX (см. ее изучение; и ср. Ис. 50:4–10 ), доказывают, что ст. 1–2 настоящей главы должны быть рассматриваемы как пророчество более далекое и важное, чем предсказание о возврате из Вавилона. Но и самые образы, употребленные в этих двух стихах, указывают на такое возвеличение и просветление града, которое переносит мысль нашу к граду новому, небесному, облеченному в светлые одежды, как невеста Христова, о которой пророчествует с такою ясностью 44-й Псалом, озаглавленный „песнь любви“, который мы пытались изучить в IV т. Св. Летописи (ч. I, гл. IX, стр. 211 и 225–237). Другими словами, пророчество видит Церковь Христианскую, „облеченную в силу и одежду величия ее“. Из Церкви этой исключены все „необрезанные“, т. е. „с необрезанным сердцем“ 1624 и нечистые; Церковь эта возникла на развалинах ветхозаветной церкви, которая находилась в плену и оковах обрядов, потерявших внутренний смысл. В новую Церковь вошли возрожденные верою, которые прежде были рабами страстей и похотей своих и сделались рабами Христа. В Церковь Христову восприняты прежде кланявшиеся в безумии своем идолам и все прежде носившие оковы диавола и связанные им посредством ли тьмы невежества, посредством ли тьмы ложной мудрости и гордости самонадеянного ума и ныне отдавшие души свои Господу. Ко всем сим был голос благовестников (ниже ст. 7): встаньте к свету; все вы, мнящие себя великими, вы ничто, как прах, сознайте свое ничтожество и Господь подымет вас; Он пришел спасти всех и создать новый Иерусалим: „Отряси прах“ мира сего новый народ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иерусалимский храм      Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ. Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля. Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину. Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога. Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

http://pravoslavie.ru/104008.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010