Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы (+видео, аудио, фото) Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? 21 апреля, 2019 Оставляется вам дом ваш пуст… Народ искал земной победы, земной власти. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Приближался праздник святой Пасхи. Со всех концов Палестины богомольцы стекались в Иерусалим. В это время повсеместно распространился слух о воскрешении Лазаря. Сердца людей сжимались от радостной надежды: быть может, Иисус из Назарета — долгожданный Мессия, Царь Израилев? Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании и направился в Святой Град. С Елеонской горы Господь устремил свой взор на Иерусалим, вглядываясь в раскинувшийся внизу город, которому предназначено было стать Чашей Его Страданий. Толпы народа встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия. Смысл праздника Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9). Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества». В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим заменит «старый»? О символике восстановления обители на Истре и необходимости симфонии властей 02.12.2019 2117 Время на чтение 9 минут Ново-Иерусалимский монастырь в Московской области полностью восстановлен. Об этом заявил глава правительства Дмитрий Медведев на итоговом заседании попечительского совета благотворительного фонда по воссозданию обители. За десять лет проведена колоссальная работа по созданию инженерной инфраструктуры и восстановлению интерьеров монастыря. Существует мнение, будто патриарх Никон, начиная строить Новый Иерусалим, пытался сделать центром Православия Москву вместо Константинополя, давно уже превратившегося к тому времени в Стамбул. Своими размышлениями о значении и смысле восстановления обители реке Истре делится наш автор Владимир Янчевский . Сердце будет пламенем палимо//Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,//Стены Нового Иерусалима//На полях моей родной страны. Николай Гумилев, 1921 г. Чтобы понять замысел патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, нам надо углубиться в историю более чем на 250 лет назад, в конец 14 века. В места, находящиеся практически рядом с Ново-Иерусалимским монастырём. В город Звенигород. В 90-е годы 14 века здесь княжил Юрий Дмитриевич Звенигородский и сюда же по его просьбе из Сергиева Посада приходит Савва Сторожевский. Начинается строительство Звенигородского городка (кремля) и Сторожевского монастыря. Возникает идея - «Небесного Звенигорода» как «Небесного Града» и Нового Иерусалима. Это идея симфонии власти светской и духовной. К сожалению, по целому ряду причин после смерти прп. Саввы эта идея не получила дальнейшего развития, но её помнили и строительство Никоном величественного Воскресенского монастыря практически рядом со Звенигородом нельзя назвать случайным. Саввино-Сторожевский монастырь очень любил и Алексей Михайлович и неоднократно приезжал туда. Дело в том, что наряду с идеей « Москва - Третий Рим», существовала и идея «Москва - Новый Иерусалим». Надо понимать, что под понятием Новый Иерусалим понимался не некий земной храм, копия храма Гроба Господня, а Новый Иерусалим как Небесный Град из Откровения св. ап. Иоанна Богослова.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/no...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Отражение символики облачения ветхозаветного первосвященника в описании Небесного Иерусалима Статья доктора философских наук, доцента кафедры библеистики МДА, доцента кафедры аксиологических проблем современности и религиозной мысли Российского государственного социального университета Розалии Моисеевны Руповой посвящена анализу соответствий между двумя библейскими текстами. Один из них – книга Исход (28:15–21), где приводится список драгоценных минералов, которыми пророк Моисей по Божьему повелению должен особым образом украсить элемент облачения первосвященника, а именно нарамник. Этих ценных камней должно быть двенадцать – по числу колен Израилевых. Другой рассматриваемый текст – Откровение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21:19–20). В нем также подробно описаны драгоценные камни, число которых двенадцать, составляющие основание Небесного Иерусалима. Из проведенного анализа сделаны следующие выводы: 1. Еврейская библейская традиция более точно, чем славянские переводы, отслеживает присутствие колен Израилевых в мистерии Нового Иерусалима. 2. Текст Священного Писания отражает исторические изменения названий многих камней, а также перенос названий с одних минералов на другие. Статья Проблема, ставшая в фокусе описанного в статье небольшого исследования, была подсказана одним впечатлением от посещения Иерусалима летом 2019 г. В лавочке для паломников и туристов Вечного города мне попался один предмет, назначение которого было неясно, хотя намек на сакральный смысл все же был очевиден. Он представлял собой небольшую дощечку с укрепленными на ней рядами 3 х 4 двенадцатью самоцветами, подписанными на еврейском языке. Продавец и даже экскурсовод, водивший группы по Святой Земле, не могли объяснить, что это такое. И вдруг вспомнился отрывок стихотворения:

http://bogoslov.ru/article/6177221

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ» икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144 ´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г. “Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ) “Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ) На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду - фигура всадника (большего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют. Наст. название иконы - это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: «        ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., «                                    » - мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

http://pravenc.ru/text/149329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКАЯ (ИЕРУСАЛИМСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) Гефсиманская (Иерусалимская) икона Божией Матери. 1701 г. Кирилл Уланов (?) (Успенский собор Московского Кремля) получила название в нач. XVIII в., после того как в 1701-1702 гг. в московском Успенском соборе поновлялся и был украшен новым драгоценным окладом древний (XI в.) чудотворный образ Богоматери, происходивший из Софийского собора в Новгороде. До этого времени икона именовалась Корсунской (т. е. из Херсонеса, или Корсуни), как и датированные тем же временем др. «корсунские» иконы Софийского собора - «Апостолы Петр и Павел» (НГОМЗ) и «Спас Златая Риза» (под записями XIV, XVII и XIX вв.; Успенский собор Московского Кремля). Так ее впервые называет Новгородская III летопись под 1438/39 г. (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 271; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 491) при описании чуда явления древних и давно почивших новгородских владык ночевавшему в Софийском соборе пономарю Аарону, к-рый увидел, как святители поочередно входили в алтарь, а затем молились перед Корсунской иконой Божией Матери. Чудо было истолковано новгородским архиеп. Евфимием II как знак небесного покровительства Новгороду, и в честь этого события был учрежден праздник, отмечавшийся 12 окт. На рубеж XV и XVI вв. приходится распространение списков иконы Божией Матери «Гефсиманская-Иерусалимская». В Описях московского Успенского собора XVII в. икона упоминается как «Образ пречистые Богородицы Одигитрие обложен серебром, письмо корсунское» (стб. 296) или «греческое письмо» (стб. 389-390). Опись 1701 г. впервые именует ее «образ пресвятыя Богородицы Гефсиманския» (стб. 624). В том же году при поновлении иконы, вероятно царским изографом Кириллом Улановым , на ее нижнем поле была исполнена надпись на греч. и рус. языках, излагающая легендарную историю иконы.

http://pravenc.ru/text/164925.html

Протоиерей Алексий Уминский о городских грехах и том, как узнать волю Божию Христианин не может быть несвободным. Но при этом надо помнить, что просто механически отгородиться от греха нельзя. 19 сентября, 2014 Христианин не может быть несвободным. Но при этом надо помнить, что просто механически отгородиться от греха нельзя. 18 сентября молодёжный клуб «Донской» совместно с МФЮА организовали встречу с протоиереем Алексием Уминским. Участники встречи попытались порассуждать о том, с какими соблазнами и возможностями для христиан связана жизнь в современном мегаполисе, и что есть подлинная свобода. Предлагаем видео встречи и конспект. Христианство — религия городов Большим городам посвящено множество стихов. Райнер Мария Рильке писал: Господь! Большие города Обречены небесным карам. Куда бежать перед пожаром? Разрушенный одним ударом, Исчезнет город навсегда. Николай Михайлович Карамзин в повести «Бедная Лиза» назвал Москву «ужасной громадой». Правда, «громадой церквей», но сейчас мы бы опустили это уточнение. Однако, если разобраться, христианство изначально было именно религией городов. Первые христианские общины возникали не где-нибудь, а в древних полисах. Именно их жителям — римлянам, коринфянам, эфесянам, фессалоникийцам — адресованы соответствующие послания апостола Павла. Именно в древних городских общинах родился и образ города-Небесного Иерусалима, который символизировал собою Царство Небесное. Позднее все средневековые города строились именно как модели Небесного Иерусалима, а главы Церквей — митрополиты — были именно епископами больших городов. У нас сейчас есть стереотип о том, что город полон зла, тогда как настоящая христианская жизнь — в деревне, там и люди добрые. Однако, вот у нас нет ни одного епископа, чья кафедра именовалась бы по названию деревни. Правда, помимо Небесного Иерусалима, в Писании есть и образ другого города, которые ему противопоставлен, — это Вавилон. В IV веке почти одновременно происходят два события. Амвросий Медиоланский, происходивший из семьи христиан, но, по обычаям того времени, долго бывший оглашенным, бывший мэром города Милана, избирается жителями во епископа.

http://pravmir.ru/mozhno-li-spastis-v-so...

«Пресвятая Дева вошла в Иерусалимский храм» И вот родители отдают свое Дитя в единственное место, которое могло воспитать Девицу в чистоте веры и благочестия. Промыслителен был этот акт самопожертвования. 4 декабря, 2013 И вот родители отдают свое Дитя в единственное место, которое могло воспитать Девицу в чистоте веры и благочестия. Промыслителен был этот акт самопожертвования. Не случайно Иоаким и Анна избрали трехлетний возраст для своей Дочери Марии, чтобы посвятить ее жизнь Богу. Именно в этом возрасте младенец способен полностью забыть прежнюю жизнь и начать ее заново. Поэтому, желая, чтобы их Дочь была всецело устремлена к жизни в Боге, они решились на столь нелегкую жертву – отдать единственного своего ребенка в Иерусалимский храм. До трех лет ребенок живет в доме у родителей, он очень мало подвержен влиянию улицы. Собственно, на улице до трехлетнего возраста младенец бывает только под присмотром родителей. Лишь потом он обзаводится друзьями, которые влияют на его интересы. Видимо, Иоаким и Анна осознавали, что посвятить жизнь ребенка всецело Богу можно лишь тогда, когда он остается огражден от того внешнего воздействия, которое непременно скажется на характере. Это было невозможно в обществе, которое нельзя назвать святым, целеустремленным к Богу, Его заповедям, жаждущим грядущего Спасителя человечества. И вот родители отдают свое Дитя в единственное место, которое могло воспитать Девицу в чистоте веры и благочестия. Промыслителен был этот акт самопожертвования. Мария не просто выросла целомудренной и благочестивой девицей, но стала Той Единственной, Которую мы именуем Богородицей. Этого, конечно, не могли знать Ее родители, но религиозная чуткость позволила им сделать единственно правильный выбор в вопросе воспитания своей Дочери. Пресвятая Дева вошла в Иерусалимский храм. И свершилось чудо – величайшая святыня Божия приобрела еще большую Святыню – Саму Приснодеву. Множество праведников и пророков посещали храм, но никогда еще в него не входила будущая Богородица. Величайшие святыни хранились во Святая Святых – сосуд с небесной манной, процветший жезл Ааронов, Скрижали Завета, но с этого момента в храме стала пребывать Сама Пречистая Дева Мария – сосуд Божией благодати. «Имевшая Свое тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению» — говорит об этом дивном событии святитель Григорий Палама. Наш современник, старец архимандрит Иоанн Крестьянкин добавляет: «С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий – Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба».

http://pravmir.ru/presvyataya-deva-voshl...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Софроний Иерусалимский. Творения Софроний Иерусалимский — один из немногих иерархов, осмелившихся противостоять монофелитству (ереси, состряпанной византийской властью в политических целях) и поддержать Максима Исповедника. Он не был богословом и в догматические споры вступил по долгу пастыря. Софроний Иерусалимский вошел в историю церковной литературы как агиограф и песнописец. Внаше собрание творений Софрония Иерусалимского вошли: «Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ», «Слово на Господне», «Соборное «Чудеса святыхъ мучениковъ Кира и преподобныя матери нашея произнесенная на nokлohehie честному и животворящему Кресту въ среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы, говорящая также и о томъ, что по силе очистившимъ свой умъ постомъ, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественныхъ Таинъ», «Слово на честнаго Креста и на святое «Слово на праздникъ Пресвятыя Богородицы», «Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу произнесенное на четвертый день праздника Рождества Христова», «Похвальное слово святому Иоанну Предтече». Сочинения Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ Переводъ съ латинскаго. О , божественныя и невещественныя (безплотныя) Воинства! О, Умы, одаренные духомъ и разумомъ! Однако, лучше будетъ васъ постепенно и по чину возвестить и возвеличить и призвать въ молитве. О, вы, Серафимы, снабженные шестью крыльями  и въ первомъ чине небесныхъ Воинствъ поставленные, вашимъ жаромъ и любовью къ Богу) вы воспламеняете всехъ прочихъ Ангеловъ. Вы, которые, по причине непоколебимой стойкости и свободы отъ плоти и свойству, которое вамъ было придано оть вечности, и силы и пламенеть, несете въ себе образъ Божественнаго вы справедливо именуетесь «вторыми светами», въ силу отъ Перваго Света, поелику величайшее и безконечное Троичнаго и Единаго Господства Онаго, свободнаго отъ какого–либо вы — насколько это возможно — непосредственно отъ Него и делаете его для прочихъ Духовъ и Умовъ. Итакъ, по причине силы воспламенять и очищать, которой вы обладаете, и которой всякое зло и всякую нечистоту вы навыкли потреблять и очищать, — будучи обозначены именами «сожигателей» и «испепелителей», — молю васъ, души моей (uccessus) очистите отъ скверны пороковъ и отъ тернистой которая связана съ ними, и, спаливъ ее, внедрите въ мою грудь божественное слово; и после того, какъ мракъ сердца моего внутри меня будетъ изгнанъ и разсеянъ, просветите чувства моего ума.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Содержание Глава 1 Соф.1:1. Слово Господне, иже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Амоса, царя Иудина.    Итак, (буду излагать подробно то, что полезно читателям) царствовал некогда в Иерусалиме Езекия, муж весьма преданный Богу, ревнитель благочестия, блюститель правды, враг заблуждения и истребитель вредного идолослужения. Это ясно засвидетельствовало о нем и Священное Писание. Когда он царствовал в Иерусалиме, сделал нашествие Сеннахирим, владыка Ассирийский, взял Самарию и переселил Израиля, то есть десять колен, в горы Персов и Мидян. Но предав пламени немалое число городов царства Иудейского, он не мог овладеть Иерусалимом, находившимся под защитой Божией. Потом, после смерти Езекии, царскую власть получает сын его Манассия, который был так нечестив, что не оставил без исполнения ни одного вида нечестия. О нем в четвертой книге Царств написано так: «и сотвори лукавое пред очима Господнима, и хождаше вслед мерзостей языков, ихже отрину Господь от лица сынов Израилевых. И обратися, и созда высокая, яже разори отец его Езекиа, и воздвиже жертвенник Ваалу, и сотвори дубравы, якоже сотвори Ахаав царь Израилев, и поклонися всей силе небесней, и поработа им. И созда олтарь в дому Господни, якоже рече: во Иерусалиме положу имя мое. И сотвори олтарь всей силе небесней, на дву дворех дому Господня: и провождаше сыны своя чрез огнь, и вражаше, и волшвения творяше» и т.д. (4Цар.21:2—6). За такие нечестивые дела Манассии наконец вознегодовал Бог и стал угрожать навести на Иерусалим гнев Свой. Написано же об этом так: «и глагола Господь рукою рабов своих пророков, глаголя: за сия, елика сотвори Манассиа царь Иудин мерзости сия лукавыя..., се, аз наведу злая на Иерусалим..., и простру на Иерусалим меру Самарийскую..., и предам их в руки врагов их» (4Цар.21:10—14). И угрожал Бог, что Он наведет это на жителей Иерусалима в непродолжительном времени. Когда же умер Манассия, воцарился сын его Амон, который нисколько не уступал отцу в безбожной жизни, напротив, до такой степени соперничествовал с ним в нечестии, что наконец, кажется, даже превзошел его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3528...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ В христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу. Понимание «Н. л.» не сводится к одному эпизоду Божественной литургии, но с т. зр. иконографии понимается как изображение процессии Великого входа (см. ст. Вход ), где в качестве диаконов представлены ангелы. В НЗ видение небесного богослужения у Престола славы было открыто евангелисту Иоанну (Откр 4. 6-8). Основными литературными источниками композиции являются составленные в V-VIII вв. песнопения, к-рые исполняются во время Великого входа - шествия с евхаристическими Дарами из жертвенника к престолу алтаря, когда священники уподобляются херувимам ( Херувимская песнь ) (о влиянии чина литургии на иконографию см.: Покровский. 2001. С. 373-375; Stefanescu. 1936. P. 71-77, 189-191; Lucchesi Palli E. Liturgie, Himmlische//LCI. Bd. 3. Sp. 103-104; Taft. 1975; Успенский. 1982; Walter. 1982. P. 200-221). «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. Изображение Божественной литургии тесно связано с др. литургическими темами: Евхаристией, Поклонением Жертве, Приготовлением Жертвы (Мелизмос Амнос), Службой св. отцов. Так, в композиции «Евхаристия» («Причащение апостолов») начиная с XI в. рядом с Христом, предстающим в качестве священника, изображены сослужащие Ему ангелы в диаконских одеждах (фреска ц. Св. Софии в Охриде, 40-е гг. XI в.; мозаика собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.). Впервые совершающие Великий вход ангелы в виде диаконов, с кадилами в руках и Св. Дарами, несомыми на головах, появляются на миниатюре с изображением Евхаристии в Иерусалимском свитке литургии свт. Иоанна Златоуста (Hieros. S. Crucis. 109, кон. XI - нач. XII в.); эта заставка предваряет текст молитв, читаемых священником на проскомидии ( Grabar.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010