Скачать epub pdf Глава 11 Вход Господень в Иерусалим (1–10). Проклятие смоковницы и очищение храма (12–26). О божественной власти Иисуса Христа Мк.11:1–11 . Вход Господень в Иерусалим ев. Марк описывает несколько короче, чем ев. Матфей, но сопровождает некоторыми особенными чертами, восполняющими то сказание (ср. Мф.21:1–11 и прим.). – «Входя в него» (т. е. в селение, которое было прямо перед ними, Вифанию): точное указание места, где ученики должны были найти молодого осла. – «Молодого осла» и пр.: ев. Марк упоминает об одном только молодом осле, не упоминая об ослице, как ев. Матфей, без сомнения потому, что Господь воссел и ехал собственно на осле (а ослица шла рядом), и что в этом именно исполнилось пророчество древнего пророка Захарии (ср. Ин.12:14–15 ). О значении того, что Господь воссел на молодого осла, при котором была и ослица, см. прим. к Мф.21:4–5 . – «На которого никто из людей не садился», т. е. еще не носившего на себе ярма, не выезженного. При особенно важных случаях употреблялись животные именно еще не испытавшие на себе ярма ( Чис.19:2 . Втор.21:3 . 1Цар.6:7 ); здесь же сверх того эта черта имела особенное значение – символическое (ср. прим. к Мф.21:4–5 ). – «Привязанного у ворот на улице»: особенная точность в обозначении места, свидетельствующая о достоверности описываемого события даже до мельчайших подробностей его, несмотря на некоторые по-видимому разности в сказании сравнительно со сказаниями других евангелистов. – «Некоторые из стоявших там»: хозяева осленка и ослицы ( Лк.19:33 ).– «Благословенно грядущее царство отца нашего Давида»: Царство Мессии, соответственно изображениям древних пророков, представлялось под образом восстановленного Царства Давидова, как и Давид сам представляется образом Мессии ( Иер.33:15–21 . Иез.34:23–25 ). Народ видел так. обр. во входе Иисуса Христа в Иерусалим начало восстановления Царства Давидова или наступление Царства Мессии; но он не так понимал Царство, как показали последующие события. – «Как время уже было позднее»: вероятно около 6 часов пополудни по нашему, или 12 часов дня по тогдашнему счислению. Около этого часа прекращались религиозные богослужебные обряды при храме, за исключением вечерней жертвы, которая возносилась после, и Христос не медлил теперь здесь и поспешил на ночь с своими учениками в Вифанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Итак, Искупитель мира – Иисус Христос – есть истинный человек с человеческою плотью и душою. Но, вместе с тем, как Евангелие изображает Иисуса Христа истинным человеком, – показывает в Нем и преимущества, отличающие человечество Его от прочих сынов Адамовых. Оно говорит, что Иисус Христос родился от Девы Марии, без отца, по действию Св. Духа. Архангел, благовествуя, обрученной Иосифу, Деве Марии о рождении от Нее Иисуса Христа, сказал, что Она зачнет Сына Вышнего ( Лк.1:28–34 ). Удивленная Дева Мария спросила: како будет сие, идеже мужа не знаю, и тем выразила, что она, по обету девства, никогда не может быть рождающею. На это Архангел открыл ей: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя, ( Лк.1:35 ) и тем выразил, что Сын Вышнего есть такой Сын, Который рождается от жены, без мужа, участие которого – при этом заменяется наитием Духа Святого. Разрешив таким образом недоумение Девы, Архангел прибавил: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий, и этим показал особое последствие того же небесного наития. Рождаемое свято означает рождение святое, – рождение такого Сына, Который и в существе своем – не имеет ничего нечистого, и со стороны не занял ничего нечистого: весь свят и по душе и по телу; потому, что рождается от Девы, по наитию Св. Духа. Это чистый Сын Божий и непорочный Сын человеческий; чистый и непорочный Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Искуситель искушал Его, но был побежден Им ( Мф.4:1–11 ); враги не могли обличить Его ни в каком проступке ( Ин.8:46 ; Мф.26:59–60 ); Он свободно свидетельствовал о Себе, что совершенно покорен воле Отца небесного ( Ин.8:20, 10:17–18, 14:31 ; Лк.22:42 ). И родословные Его оканчиваются необыкновенно: Ев. Матфей говорит: – Иаков же роди Иосифа, мужа Мариина, от нея же родися Иисус ( Мф.1:16 ), a не от Иосифа. Ев. Лука начал тем, что Иисус мнимый сын Иосифа, a окончил тем, что Он Сын Божий. Следовательно, Спаситель мира есть человек истинный, имеющий истинное тело и истинную душу человеческие, но вместе с этим есть человек особенный, родившийся без мужа, от непорочной Девы, по наитию Св. Духа, a потому совершенно свободный и от наследственной порчи естества человеческого, и от всякого личного греха. Б. Иисус Христос есть истинный Бог – Сын Божий

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

В начале этой главы (1–5 ст.) содержится пророчество о той славе, которая настанет прежде других для колен – Завулонова и Неффалимова, когда пришедший в мир Мессия впервые огласит своею проповедью эти области и даже поселится в пределах их. Вместе с этим предсказываются далее (6–7 ст.) и те чудные свойства, которыми будет обладать Мессия. 1–2 ст. В конце предыдущей главы (21–22 ст.) пророк возвестил наступление великих бедствий для иудеев за их нечестие, и так как чашу этих бедствий прежде других имели испить (и по свидетельству Св. Писания испили, – 4Цар. 15:29 ) жители заиорданской области (Галаада) и страны Завулоновой и Неффалимовой, всей, так называемой Галилеи языческой; то теперь пророк, обращаясь к жителям этих областей, и предупреждает их об этом, а вместе предлагает и великое утешение. Он как бы так говорит: на долю страны Завулоновой и Неффалимовой выпало прежде и больше других потерпеть бедствий, за то впоследствии она прославится тем, что в ней прежде чем где-либо воссияет Божественный свет Евангельского учения. «Эту чашу бедствий (сие. т. е. указанные выше бедствия, – 8:21–22) испей прежде других, и делай это скоро, страна Завулонова и земля Неффалимова и все прочие, живущие при море 34 и по ту сторону Иордана, вся так называемая Галилея языческая (1 ст.) (За то после все живущие в этих странах) – эти люди ходящие так сказать во тьме, увидят (видеша) великий свет». Затем, как бы в пояснение этого пророк, обращаясь прямо к жителям этой страны, говорит: «живущие в этой стране и (пребывающие как бы) в смертной тьме, на вас воссияет свет (2 ст.). Галилея – это северная часть Палестины, заключающая в себе уделы колен Ассирова, Завулонова, Иссахарова и Неффалимова ( Нав. 19:10–32 ). Она названа пророком языческою потому, что в ней кроме иудеев значительную и даже большую часть населения составляли язычники, нравственному влиянию которых подпадали и сами иудеи, жившие среди них. Оттого истинная, откровенная религия здесь не имела таких строгих последователей, как в Иудее (южной части Палестины) около Иерусалима: предписанные законом обряды, которыми так дорожили в Иудее, в Галилее соблюдались не очень строго. Под влиянием своих соседей-язычников галилеяне легко заражались языческими суевериями и погрязали в пороках и мраке невежества. В этом-то вероятно смысле пророк и называет жителей Галилеи людьми ходящими во тьме и живущими в сени смертней. «Людие ходящии (у ев. Матфея седящии – 4:16) во тьме и живущие (у ев. Мф. седящим – ibid.), во стране и сени смертней, по объяснению св. Василия Великого , суть люди омраченные языческим неведением». Прочие иудеи не любили галилеян и даже презирали их. У иудеев составилось даже такое понятие о Галилее, что оттуда пророк не приходит ( Ин. 7:41–52 ), и что из Назарета, города галилейского, ничего доброго ожидать нельзя» ( Ин. 1:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Евр. 7:19); воля Божия не была выражена здесь во всей ее «полноте» (ср. Евр. 2:1–3 ) 13 . Закон имел в виду преимущественно воспитание человека, как члена теократического общества, в наличных конкретных условиях национальной и культурно-исторической среды, и регулировал главным образом его внешнее поведение. До самых основ его внутренней личной жизни закон простираться не мог, ибо здесь требовалось коренное перерождение человеческой личности, оживление и усиление его духовного начала ( Рим. 7:14–25 ). Сущность всего ветхозаветного откровения составляли заповеди о любви к Богу и ближнему ( Мф. 22:37–40 ), но раскрыты они здесь преимущественно со своей отрицательной стороны, как запрещение «делать ближнему зло» (ср. Римл. 13:8–10 ) и предостережение – не прогневлять Господа своими грехами и нечестием. Любовь , как положительно-творческая сила, без всяких ограничений, как сила полного и безусловного самоотречения, – заповедана только Христом Спасителем, ибо только Он в бесконечном совершенстве и безусловной полноте Сам осуществил такую Божественную любовь, как «заповедь» Бога Отца ( Ин. 15:9–13 ). Заповедь о любви, будучи заповедью древней по своему существенному содержанию, является не менее и «новой» по совершенству своего раскрытия и абсолютности своего требования ( 1Иоан. 2:7,8 , ср. Ев. Ин. 13:34 ). И другие «заповеди», раскрывающие с различных сторон основную заповедь о любви, естественно должны были получить – и действительно получили – в учении Господа более углубленное и совершенное истолкование, окончательно исчерпывающее всю их энергию, с точки зрения безграничности и совершенства требования любви. Совершенная христианская любовь даже «не мыслит зла» ( ο λογζεται τ κακ ν 1Кор. 13:5 ), и с ней несовместимыми оказываются первичные и еле заметные движения мысли и чувства человека, имеющие тенденцию так или иначе нарушить благосостояние ближнего. Равным образом и чувство благоговения к Богу столь глубоко и ясно, что христианин не только не клянется ложно, но не дерзает и вообще употреблять имя Божие для клятвенного удостоверения в своих житейских делах и обыденных отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

«В первый год после тридцатого года от Своего при­шествия во плоти, Он (Иисус Христос) проповедывал, – го­ворит св. Епифаний Кипрский , – и все принимали, и ни Иудеи, ни язычники, ни самаряне не пререкали, а напротив того все слушали Его с услаждением»: в этом-то смысле, по мнению сего св. Отца, прор. Исаия и предсказывал об Иисусе Христе, что Он будет послан «проповедати лето Господне приятно» ( Ис.61:2 Ев. Лк.4:19 ) 990 . Впоследствии, хотя постоянно следовав­шая за Христом толпа очень часто восторгалась не только чуде­сами, но и учением Его, делала попытку провозгласить Его своим царем, признавала Его за Илию или Иеремию или за одного из пророков, словом – за человека от Бога и говорила о Нем, что Он добр, но большая часть народа находилась под сильным влиянием «слепых вождей», ( Мф.23:24 ) – фарисеев, и потому не только отзывалась о Христе, что Он «льстит народы» ( Ин.7:12 ), но и вслед за своими руководителями обна­руживала враждебное настроение к Нему, как мнимому наруши­телю закона Моисеева, а иногда якобы и богохульнику, почему не только обнаружила неверие в Мессианское достоинство Спасителя, но и присоединилась к злоумышлениям своих вождей, закончившимся богоубийством. О неверии во Христа и злоумышлениях против Него со стороны народа Иудейского мно­гократно предсказывал Псалмопевец. «Избранный народ ша­тался против Него согласно с словами Давида: «вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным» ( Пс.2:1 ) 991 ». По мнению св. Афанасия В., он предвидел самое разделение, ко­торое произойдет в народе из-за Христа ( Ин.7:12, 41–43; 10:19–21 ), о чем предсказал в словах: «разделишася, и не умилишася» ( Пс.34:15 ), т. е. «когда сие происходило, не умилились они, не уразумели, против Кого все это делали» 992 . По объяснению св. Иустина М., Псалмопевец предсказывает об Иисусе Христе, как отверженном, презренном и обесчещенном от народа, говоря как будто о себе самом: «аз есмь – поношение человеков и уничижение людей» ( Пс.21:7 ) 993 . «Злоумышление Иудеев», по выражению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Далее, Марк излагает историю отречения Апостола Петра с частными, увеличивающими вину его обстоятельствами ( Мк.14:30, 68 ), и главным образом к Петру относит упрек Господа ( Мк.14:37 ). Упрек смягчается потом замечательным явлением божественного милосердия ( Мк.16:7 ), что объясняется тем же. Еще, история отречения Петрова излагается у ев. Марка частнее, чем у других евангелистов, равно как и предречение Господа об этом отречении ( Мк.14:30, 72 . ср. Мф.26:34, 75 . Лк.22:34, 60, 61 . Ин.13:38, 18:27 ). Наконец, примечательно и то, что слова Апостола Петра ( Деян.10:37–42 ) охватывают евангельскую проповедь этого апостола в тех именно пределах, какие назначил своему Евангелию ученик его Марк и – только он один из евангелистов. – 2) В выборе предметов евангельского повествования нельзя не заметить той особенности Евангелия от Марка, происшедшей от первоначального назначения Евангелия его для уверовавших из язычников, что евангелист ограничивается по большей части такими предметами, которые особенно нужно или важно было знать уверовавшим во Христа из язычников, мало касаясь или вовсе не касаясь таких, которые нужны или важны были преимущественно для уверовавших из иудеев, как это последнее мы видим в Евангелии от Матфея. Он, например, опускает родословие Иисуса Христа и обстоятельства Его рождения; опускает беседы Господа об отношении своего учения к ветхозаветному, Его обличения иудеев в неправильном понимании ими Ветхого Завета, или упоминает о них весьма кратко, описывает более действия Спасителя, особенно чудесные, так как они могли иметь большее влияние на умы уверовавших из язычников, чем учение. Потому же, описывая события или излагая учение, он опускает обыкновенно подробности, относящиеся собственно к иудеям, но не имеющие значения для христиан из язычников. Потому же он не много приводит свидетельств из Ветхого Завета, которые могли иметь особенное значение и силу для христиан из иудеев, а не из язычников; где говорит он об иудейских обычаях и постановлениях, обыкновенно объясняет их, как незнакомые для христиан из язычников ( Мк.7:1–4, 14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Имя Иисус есть личное имя, по-еврейски Иешуа, – значит Бог Спаситель или просто Спаситель, имя довольно обыкновенное у иудеев. Здесь в приложении ко Христу оно имеет особенное значение, выражает понятие совершенного Им дела спасения рода человеческого (см. Мф.1:21 ).Нарицательное имя Христос есть собственно греческое и значит помазанный, – то же, что еврейское Машиах – Мессия, почему Иисус и называется то Христом, то Мессией, что все равно. «В имени Христа, – по словам св. Иринея, – подразумевается Помазавший и Помазанный, и самое помазание, которым Он помазан. Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть помазание, как чрез Исайю говорит Слово: Дух Господень на Мне, потому что Он помазал Меня ( Ис.61:1 ), обозначая и помазующего Отца, и помазанного Сына, и помазание, которое есть Дух». Сына Давидова, Сына Авраамля. Происхождение Иисуса Христа от Давида и Авраама было первым и самым важным в глазах каждого иудея критерием Его мессианского достоинства; при множестве самых поразительных доказательств мессианского достоинства Иисуса Христа во время Его земной жизни, каковы были Его чудеса и Божественное, невольно приводившее каждого в изумление, Его учение, одного сомнения в происхождении Спасителя от Давида достаточно было для того, чтобы на место уже начинавшейся веры в Иисуса как Мессию стало полное неверие ( Ин.7:41–42,52 ). Всякий иудей, как скоро была речь о мессианском достоинстве Иисуса, прежде всего спрашивал: от кого Он происходит? Апостолы в своих устных речах и Писаниях для возбуждения веры в Иисуса как Мессию часто указывали преимущественно на Его происхождение от Давида ( Деян.2:22–30 ; Рим.1:3 ; 2Тим.2:8 ; Откр.22:16 ). И ев. Матфей, если имел целью, как утверждает вся христианская древность, доказать иудеям в своем Евангелии мессианское достоинство Иисуса, мог начать его не иначе как словами: «Иисус – Мессия, Сын Давидов, Сын Авраамов». Сыном Давида и Авраама евангелист называет Иисуса Христа в смысле общем, то есть в смысле потомка, каковым Иисус Христос и был, согласно обетованию Божию ( Быт.12:1 и след.; Быт.22:18 ; Гал.3:17 ; 2Цар.7:12 ; 1Пар.17:11 ; Пс.88:4; 131:11 ; Ис.11:1 и др.). Назвал Иисуса Христа прежде Сыном Давида, вероятно, потому, что обетование последнему было новее, относилось не ко всей нации иудейской, как это было в обетовании Аврааму, и не к одному из двенадцати колен, как это было в обетовании Иуде, но частнее, – относилось к дому Давида, имя которого было Ему усвоено ( Иер.30:9 ; Иез.34:24; 37:24 ). Таким образом, евангелист, назвав Иисуса Христа прежде всего Сыном Давида, хотел этим показать иудеям, что он говорит о том именно Христе, Которого они ожидали, как Сына Давида и Наследника обещанного славного Царства. После этого краткого вступления следует самое родословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Лит.: ИРИ. 1812. Ч. 4. С. 87, 88; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. СПб., 1819. С. 88; Афанасий, архим. Сведение об Енисейском Спасском мужеском мон-ре//Памятная книжка Енисейской губ. СПб., 1863. С. 298-345; Фигуровский И. В. Город Енисейск и его церковные достопримечательности//Енисейские ЕВ. 1908. 5. С. 23-26; Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916. Вып. 1; Копылов А. Н. Русские на Енисее в XVII в. Новосиб., 1965; Гнедовский Б. В., Добровольская Э. Д. Вверх по Енисею. М., 1980; Проскурякова Т. С., Жуковская Н. П. Енисейск XVII - XVIII вв.//Архит. наследство. 1984. 32. С. 80-89; Горбачев В. Т. О нек-рых архит. памятниках г. Енисейска//Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосиб., 1986. С. 67-76; Проскурякова Т. С. О традиционализме в монументальной архитектуре Сибири XVIII в.//Архит. наследство. 1986. 34. С. 113-124; Шумов К. Ю. Монументальная культовая архитектура Енисейска XVIII в.//Вопросы истории и теории рус. и сов. архитектуры. Л., 1988. С. 67-71; он же. Цех мастеров каменных дел Енисейска в XVIII в.//Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск, 1992. Вып. 2. С. 212-227; Енисейск: Памятники архитектуры XVIII в.//Там же. 1989. Вып. 1. С. 87-111; Буланков В. В. Хронология каменных строений в Енисейске в XVIII в.//Там же. 1992. Вып. 2. С. 261-270; Баландин С. Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в. Новосиб., 1994; Фаст Г. Г., прот. Енисейск православный. Красноярск, 1994; он же. Зигзаг молнии в ненастный день. Красноярск, 2002; Исаева Н. Н. Две иконы из Спасского храма Енисейского Спасского мон-ря//ПКНО, 1997. М., 1998. С. 324-330; Попадюк С. С. Памятники архитектуры Енисейска//Архив наследия, 2001: Сб. М., 2002. С. 26-60; он же. Спасский мон-рь в Енисейске//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XVI-XX вв. М., 2005. Вып. 7. С. 114-177; Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII в.: Эволюция форм и региональные особенности: АКД/Гос. ин-т искусствознания. М., 2004; Поротова О. В. Енисейские мон-ри//Духовно-ист. чтения: Мат-лы научно-практ. конф. Красноярск, 2004. Вып. 9. С. 355-361.

http://pravenc.ru/text/189971.html

    + Комментарии Всего комментариев: 11 2020/08/08, 16:08:11 Простите Христа ради почему больше нет рассылок р,б,Фотиния 2020/04/23, 09:48:03 С праздником!!!!! Со светлой ПАСХОЙ!!!!!!!!!!!! Галина 2017/04/22, 21:48:35 В Неделю о Фоме Ев. Ин. 20; зач. 65 По данной благодати, веруем в Тебя. Мы за Тобой идем, отвергнув всё с себя. По слову данному несем с Тобою крест. Адама вывел в рай, Тобою мир воскрес. Фома-близнец не зрел воскресшего Христа. Не клал в отверстия гвоздинных язв перста. Не верил он, пока Христа не увидал И прободенных ран Его не осязал. Восплачем, братие, неверие Фомы, Подобным быть ему мы вовсе не должны. По данной благодати помним те слова: Блаженны, кто не зрел, но веровал в Христа! Иота Христолюбов 2017/04/22, 21:46:16 Время плача, покаянья Грешной плоти воздаянье, Пост Великий позади. Жизни дней последних, Боже, Крест, распятье на Голгофе. Погребенье напреди. День недельный, ранним утром, Камень отвален как будто, Гроб с печатью - не рубеж. Пасха красная, святая, Воскресение рождает, В этот день Христос Воскрес. 27.03-03.04.10г. Иота Христолюбов 2017/04/16, 21:30:11 отлично братия поёт с Душой во славу Отца . валериан 2017/04/16, 21:23:52 Христос воскрес! Χριστς Ανστη! Радости и Божьей благодати! " На Воскресение Христа " , В. Кюхельбекер Душа моя, ликуй и пой, Наследница небес: Христос воскрес, Спаситель твой Воистину воскрес! Так! Ад пред Сильным изнемог Из гробовых вериг, Из ночи смерти Сына Бог И с Ним тебя воздвиг. Из света вечного Господь Сошел в жилище тьмы, Облекся в перст, оделся в плоть – Да не погибнем мы! Неизреченная Любовь Всех таинств высота! За всех Свою святую кровь Он пролил со креста. Чистейшей кровию Своей Нас, падших, искупил От мук и гроба, из сетей И власти темных сил. Христос воскрес, Спаситель мой Воистину воскрес. Ликуй, душа: Он пред тобой Раскрыл врата небес! р.Б. Ирина 2017/04/16, 19:38:06 Христос Воскресе! Слажено красиво поют))) 2017/04/16, 16:30:17 Христос Воскресе! Как же красиво! Душа радуется! 2017/04/16, 12:09:34

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=25...

См. резюме в изд. SC, р. 39–42, 224–226. Комментарии к главам 9–10 и интерпретация евхаристического учения в Дидахэ: Магга 1978, 1986. Riggs 1984, 1999; Rotdorf 1996b (аналитический обзор литературы, ср. также SC 248bis, 225). Salvarani 1986 (гипотеза, что Дидахэ могло повлиять на Ев. от Ин.); комментарий к параграфам 1–2: Burini 1982. По мнению известного специалиста, в области раннехристианской литургики В. Рордорфа, в 9 и 10 гл. описывается ритуальная христианская трапеза, укорененная в иудейской традиции, но находящая свое завершение в евхаристии, на которую намекает присутствие Христа в конце 10 гл. Иными словами, Дидахэ описывает агапу, предшествующую евхаристии, ср. 1Кор.11:17–34 . В некоторых древнейших литургических чинах (если можно говорить о чинах там, где значительная роль принадлежала импровизации) отсутствовал анамнесис (воспоминание установительных слов Господних на последней вечери). С этой точки зрения евхаристические молитвы Дидахэ могут отражать древнейшую практику, предшествующую времени составления Учения 12 апостолов. 176 Эта практика соответствует иудейской традиции, ср. Талм. Вав., Берах. фол. 51b (рус. пер. с. 182). После благословения чаши и вина сначала едят, потом пьют (ср. Дидахэ 9, 5; 10, 3). Новые аргументы в защиту обычного представления об иудейских литургических источниках 9 и 10 глав Дидахэ выдвинуты в статье Riggs 1984. 177 По мнению Rordorf’a, здесь говорится о Церкви как об избранном народе Божием в связи с мессианским призванием Израиля: Христос не положил конец мессианским чаяниям, а явил их глубинное значение. В Иисусе Христе Бог явил своим людям ветвь, отрасль Давида (ср. Ис.11:1 ). Это же выражение позже будет обозначать евхаристическое вино (см. Клим. Алекс. Пед. I, 5, 15, 3, рус. пер. с. 14; Какой богач спас. 29, 4, рус. пер. с. 29) – ср. Мф.26:29 . См. в изд. SC, р. 43–45 и n. 1, р. 45, а также у Карашева 1896, с. XXIX, примеч. 3. См. также комментарий у Burini 1982. 178 В изд. SC приведено еврейское благословение (Талм.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010