Все это я считаю видимым знамением милости Господней к нам 17 . К сему надобно прибавить еще и то, что если бы мы вышли из Ситхи 12 числа, т. е. тогда, когда выходили в первый раз, то, по всем вероятностям, можно заключить, что мы также не могли бы прийти в Кадьяке ранее 18 марта; ибо в Кадьяковской гавани, как уверяли жители, с самого начала февраля беспрерывно дули сильные западные и северо-западные ветры, т. е. совершенно противные нам; и в таком случае плавание наше было бы не без бедствия, тем более, что мы, по первом возвращении нашем в гавань Ситхи, получили в добавок провизии не более нежели на 10 дней; но Господь не допустил нас до бедствия, слава Ему, устраняющему все во благое! 19 числа (марта) сошел я с судна и, будучи встречен по обычаю, пошел прямо в церковь , где, по кратком приветствии, отправлял благодарственный молебен Господу Богу, благоволившему нам благополучно достигнуть сего места. В воскресные дни и в день Благовещения Пресвятой Богородицы, отправлял литургию и в первое Воскресенье говорил поучение, в последнее давал наставление пастырю и пастве, а в день Благовещения, после литургии, беседовал с Алеутами чрез толмача. Рассматривая архив и дела церковные, собирал сведения о жителях Кадьякского отдела, и в особенности Кенайского залива, где предполагаю устроить миссию. Отчасти занимался и давал наставления дьячку, занимающемуся здешним Кадьякским языком. 2 числа апреля, в 5 часов утра, снялись с якоря и пошли в Ситху на бриге Премысл, 6 числа подошли на вид берегов и 8 числа, в 5 часов вечера, положили якорь в гавани Ситхи. Кадьякская Церковь 1-я Церковь деревянная, с железной крышей, очень небольшая и даже тесная; однопрестольная, в память Воскресения Христова; построена в 1841 году иждивением Российско-Американской Компании и освящена 17 января сего 1842 года. Церковь сия, по особенному усердию г. правителя Кадьякского отдела И. О. Костромитинова, построена весьма прочно, хозяйственно и довольно красиво; (плана и фасада церкви не было); стены внутри обиты парусиной и выкрашены, купол раскрашен, пол в церкви также выкрашен, а в алтарь, сверх того, обит сукном; снаружи стены выкрашены масляной краской и, по времени, будут обшиты тесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Подобные указания мы встречаем и в савваитском Типиконе иерусалимской редакции (Sin. gr. 1096, ΧΙΙ в.). Однако в сентябре указано только две аллилуарные службы: 25 сентября – память прп. Евфросинии Александрийской и мчч. Павла и Гаспа и 27 сентября – память мч. Калистрата. Октябрьские примеры, приведенные нами из Евергетидского Типикона, могут быть использованы и для рассматриваемого Типикона . Таким образом, в XI–XII вв. согласно указанным константинопольским и иерусалимским памятникам пение «Аллилуйя» с Троичным тропарем гласа являлось рядовой особенностью вседневного богослужения. Согласно славянским литургическим памятникам ΧΙV–XV вв. пение «Аллилуйя» на утреннем богослужении за пределами Великого поста стало утрачиваться в указанный период. Рассмотрим месяцесловы сентября и октября в сравнении с месяцесловами февраля-апреля (возможным великопостным периодом) в упомянутых литургических памятниках. Во многих славянских богослужебных рукописях в месяцесловной части присутствуют тропари в честь святых. Их наличие свидетельствует о пении «Бог Господь» на утрени в день памяти последних. Рукописный устав ΧΙV века из собрания Российской национальной библиотеки (РНБ) не имеет подробного месяцеслова на каждый день (в частности, отсутствуют указания на 1-14 февраля). Однако можно отметить, что в марте пение тропарей предписывается только на память мучеников Севастийских (9 марта) и в дни Благовещения с 24 по 26 марта. В апреле первый тропарь указан 23 числа, в день памяти вмч. Георгия Победоносца . В сентябре и октябре указания на тропари встречаются чаще. Имеются редкие указания и на пение «Аллилуйя» (например, 4, 5, 10, 13, 17, 19, 27, 30 октября) . Часослов этого же века из собрания Археографической комиссии Библиотеки академии наук (БАН) содержит в своем месяцеслове минимальное количество тропарей с февраля по апрель (по сравнению с другими месяцами) . В феврале содержится тропарь на 9, 11, 24 числа. В марте – указания на пение трех тропарей (9, 17, 25 числа). В апреле до 23 числа отсутствуют указания на тропари; присутствуют же они только 23, 25 и 30 апреля .

http://bogoslov.ru/article/4484655

По совершении Молебствия с коленопреклонением, Протоиерей вручил Икону с просфорами двум избранным из Общества Депутатам, купцам Ивану Ивановичу Ефремову и Ивану Ивановичу Шарину, которые того же дня пополудни и выехали к Графу Витгенштейну, находившемуся тогда в мызе Соколищах, а прибыли 5 сентября и немедленно явились. При сем случае купец Шарин говорил Графу сочиненную им самим в простых, но выразительных словах речь 30 , которой Граф чувствительно был тронут, и два дня угощал Депутатов с отменной лаской, при всем Штабе сажая их за стол возле себя. На принятие от Пскова поднесенной Иконы с вышеупомянутой надписью, послал он просить Высочайшего дозволения, которое от 14 сентября того же 1812 года ему прислано. А с отпущенными 7 сентября обратно во Псков Депутатами отправил он Псковскому Купечеству благодарственный ответ. Октября 7 Псковские граждане с принесенной из Печерского Монастыря Чудотворной Иконой Богородицы сделали около города Крестный ход и о том донесли Графу Витгенштейну, который в ответе своем от 16 октября уведомил граждан, что он за Молитвами их того же 7 числа под Полоцком разбив совершенно неприятеля, взял на другой день штурмом и Полоцк. В сентябре следующего 1813 года Дворянство, Купечество, мещанство и прочие сословия Псковские удостоились получить от Его Императорского Величества похвальные Грамоты за ревность и пожертвования для отражения всеобщего врага. По окончании сей второй войны с Французами, когда Граф Витгенштейн в 1814 году сентября 12 прибыл во Псков, то был встречен и угощен того же числа городским обществом, а на другой день Дворянством и 16 числа препровожден до Печер. При угощении город был освещаем и производилась пушечная пальба; а при отпуске общество с благодарственным письмом поднесло ему 2,500 рублей на раздачу воинам; Дворянство же намерено было поставить ему на площади памятник. но сам Граф собрав от Корпуса своего до 30,000 рублей добровольных подаяний, назначил оные на украшение Печерской Чудотворной Иконы Божией Матери, а остальные на устроение в Печерском Монастыре Церкви, и в ней памятника Генералам и Штаб и Обер-Офицерам, падшим при защите Псковской Губернии под его начальством с надписанием имен всех их. Церковь сия по утвержденному Его Императорским Величеством плану ныне уже выстроена, но памятник еще не изготовлен. 30 Речь сию и письма Графа к Псковичам, так как и Рескрипт к нему от Государя Императора и две похвальные Грамоты Императорские, данные Псковскому Дворянству и Купечеству, присовокуплены на конце сей первой части Истории. Читать далее Источник: История княжества Псковского : С присовокуплением плана города Пскова : Ч. 1-4. - Киев : тип. Киево-Печер. лавры, 1831./Ч. 1: [Содержащая общую историю сего княжества и города Пскова]. - 322 с., 1 л. план. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Утварью и богослужебными книгами приход этот был «снабжен достаточно». При Вознесенской церкви имелась каменная сторожка для караула. На базарной площади стояла каменная часовня. Приходское кладбище для погребения умерших находилось вне поселения, и было обнесено с трех сторон «каменною с железными решетками оградой, а с четвертой стороны деревянным забором». По штату в большом ковернинском приходе служили три священника, один дьякон и три псаломщика. В 1880-е годы причт на содержание священно-церковнослужителей жалованья не получал, потому что, приход состоял из казенных крестьян и содержание причта было скудное по причине большого числа среди них раскольников. Поэтому основной доход священнослужителей и их семей был от аренды домов и земли. «При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек, на 12 лет. б) Торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62, и 25 июня того же года за 5000 с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет, с 1 числа сентября 1879 года, по контракту заключенному с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина, засвидетельствованному в конторе костромского нотариуса Павлина Платоновича Михайловского, 25 числа сентября 1879 года по реестру 2281; от сей арендной статьи арендатор должен вносить по 805 рублей серебром в год». Кроме этого, пять процентов дохода в пользу церкви получал приход от Государственного банка (билет в 100 рублей от 1 ноября 1860 года за 168,135) и по билету (векселю) Нижегородского Николаевского городского общественного банка в 100 рублей (от 12 августа 1880 года за 53). К 1901 году причт жалования ни из государственной казны, ни от прихода не имел, а только получал проценты с 1125 рублей, от аренды лавок на базарной площади 500 рублей. И как официально считалось «с таковым пособием, содержание причта оказывается посредственное». На 1917 год доходы церковные были уже иные: «Кружечных доходов получено 2800 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего у них дохода: % с капитала – 86 рублей, аренды от базарной площади – 650 рублей, и за отведенные, с разрешения Св. Синода, участки на причтовой пашенной земле под постройку крестьянами овинов – 150 рублей».

http://sobory.ru/article/?object=15018

Ильинская старинная церковь, будучи деревянной, внутри была оштукатурена и " раскрашена разными колерами " , Автор: Ольга Барыкина Источник: По штату в большом ковернинском приходе служили три священника, один дьякон и три псаломщика. В 1880-е годы причт на содержание священно-церковнослужителей жалованья не получал, потому что приход состоял из казённых крестьян и содержание причта было скудное по причине большого числа среди них раскольников. Поэтому основной доход священнослужителей и их семей получался от аренды домов и земли. " При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек на 12 лет; б) торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62 и 25 июня того же года за с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет с 1 числа сентября 1879 года по контракту, заключённому с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина, засвидетельствованному в конторе костромского нотариуса Павлина Платоновича Михайловского, 25 числа сентября 1879 года по реестру 2281; от сей арендной статьи арендатор должен вносить по 805 рублей серебром в год " . Кроме этого, пять процентов дохода в пользу церкви получал приход от Государственного банка (билет в 100 рублей от 1 ноября 1860 года за 168,135) и по билету (векселю) Нижегородского Николаевского городского общественного банка в 100 рублей (от 12 августа 1880 года за К 1901 году причт жалования ни из государственной казны, ни от прихода не имел, а только получал проценты с 1125 рублей, находившихся в банке, от аренды лавок на базарной площади в размере 500 рублей. И, как официально считалось, " с таковым пособием содержание причта оказывается посредственное " . На 1917 год доходы церковные были уже иные: " Кружечных доходов было получено 2800 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего дохода: % с капитала – 86 рублей, аренды от базарной площади – 650 рублей и за отведённые, с разрешения Святейшего Синода, участки на причтовой пашенной земле под постройку крестьянами овинов – 150 рублей " .

http://sobory.ru/article/?object=57347

Тогда просим пожаловать. Книги Григория митрополита 5 и Устав братский с отчетами переплести послал. Еще велел переплести и собор 1654 года, как книжечку, содержащую знаменитый памятник. 6 От преосвященного Викторина 7 я получил приглашение побывать в его епархию. Я думаю пока отказаться, – не знаю на дела взгляд нового владыки. Как владыка оглядится с делами и какие будут его распоряжения, тогда можно будет лучше видеть. Вы что об этом скажете? Призываю на вас и на ваше семейство Божие благословение. Архимандрит Павел.» «И писать и читать слово архимандрит так еще не привык, что оно как будто мне чужое, и это потому, что оно весьма выше моего достоинства». Затем 3-го мая о. Павел писал мне: “Получено официальное известие о приезде владыки. Он прибудет в Москву 7-го числа утром в 9 часов, а вход в Успенский собор последует 10-го числа. Я ездил к о. председателю справиться, когда назначить время явиться ко владыке Совету Братства св. Петра. Отец председатель назначил 8-го числа в 10 часов собраться на Троицкое подворье. Если вам угодно и удобно это время, то прошу меня уведомить, и я повещу о том и прочих членов Совета. Алексей Иваныч желает участвовать в представлении. Андрей Ефимыч Сорокин 8 просил меня пригласить и его, как члена Братства. Если вам это угодно, то и его приглашу, а если не угодно, то нет. Только прошу меня о том уведомить. С открытия братской лавки 9 , с 4-го апреля по 1-е мая, всех брошюр и листов продано 1116, на сумму 70 руб. Я думаю, что это хорошо; а какой будет впредь успех, еще предположить трудно.» Не получив еще этого второго письма, я писал о. Павлу 4-го мая в ответ на предшествовавшее письмо его: “Получил я письмо ваше (от 28-го апр.), а вчерашнего дня еще пакетик со вложением Старообрядца. Относительно предполагаемого представления владыке я должен сообщить вам, что на 8-е число назначено в числе прочих представление нашей Академии. Не включено ли в число представляющихся на этот день и наше Братство? Во всяком случае не воспользоваться ли нам этим именно днем, чтобы испросить дозволение представиться? Это мог бы устроить нам преосвященный Амвросий, распоряжающийся этим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Однакож для И.Д. Бердникова нельзя было бы не пожелать 6олее продолжительной жизни, при его честности и добросовестном исполнении принимаемых им на себя обязанностей. Но судьбы Божии неисповедимы! Воли бо Его кто противитися может. Ходатайство Вашего Преосвященства за о. Соболева или вернее за его брата, по возможности, будет удовлетворено». 13-го числа получено было мною два письма – от А. В. Викторова и Е. В. Ушаковой. Вот что писал мне от 11-го ч. добрый товарищ мой Викторов: «Преосвященнйший Владыко! Словно в наказание за то, что я так долго не писал к Вашему Преосвященству, мне приходится писать теперь самое грустное письмо, которое я вот уже несколько дней откладывал со дня на день, чтобы, сколько возможно, придти в себя. Как я, так и Ваше Преосвященство на днях потеряли нашего общего товарища и друга, И.Д. Бердникова. Он скончался 7-го числа, а вчерашний день мы проводили его на вечный покой, в Даниловский монастырь. Иван Дмитриевич скончался от удара; в 1-й д. нового года вечером он был у Филимонова 204 , был весел, оживлен, много говорил, шутил и часов в 10 отправился домой. Но подойдя к дому упал, а потом когда городовой привел его в квартиру, и там раздели его и уложили в постель, он встал было, но упал снова, и после этого остался без языка, без движения и без сознания. Призвали врачей пустили кровь жильную и баночную, но это не помогло. Чрез сутки пригласили новых докторов, поставили пиявок, мушку, давали разные лекарства внутрь и пр., но все напрасно. Больной оставался без сознания по-прежнему. Так прошло до 7-го числа когда в 5 час. вечера последовал конец всему. Во все время болезни Ив. Дмитриевича его постоянно посещали друзья и знакомые; и из них многие дежурили по ночам. Раза по два и по три в день конечно бывал и я, и за все это время от начала болезни до похорон боялся сильно, чтобы не заболеть самому. В числе посетителей ежедневно был и преосв. Алексий, который потом ежедневно являлся на панихиды, совершал литургию и отпевание и проводил покойника до могилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

См. также: Где же оно, православное телевидение ? (на тему июньского номера 2006 года - «воцерковление телевидения»)//Фома. - – декабрь 2006. – С.122. – (рубрика « Отклики »). Вошли две публикации: Письмо читателя журнала/Вячеслав Николаевич Антонов , г. Кропоткин Краснодарского края; Ответ на него Александра Батанова , генерального директора телеканала «Спас». Борьба смыслов вместо борьбы ресурсов . ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.35-58. (на заставке – фото Евгения Глобенко) Ортодоксия: Взбесившийся ротвейлер, или что такое геенна огненная /Автор - Александр Ткаченко. Иллюстрации: фрагменты гравюр Иеронима Босха; рисунок Валерии Ярославцевой; кадр из фильма «Калина Красная»//Фома. - – июнь 2006. – С.37-41. – (рубрика « Ортодоксия »). Числа: Июнь. (Церковные даты июня)/Подготовил Роман Маханьков//Фома. - – июнь 2006. – С.42-43. – (рубрика « Числа »). Представлены и прокомментированы даты: 1 июня (19 мая по старому стилю). Вознесение Господне ; 3 июня (21 мая по старому стилю). День памяти равноапостольного царя Константина (337 год); 18 июня (5 июня). День всех святых ; 28 июня (15 июня). День памяти блаженного Августина (IV век); Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента) , диакон храма Св. Иоанна Предтечи на Пресне, г. Москва. Духов день /Фото Евгения Глобенко//Фома. - – июнь 2006. – С.43. – (рубрика « Числа»).   Начистоту: О юморе всерьез . Диалоги с протоиереем Александром Степановым и клоуном Анваром Либабовым /В беседе участвует корреспондент «Фомы» Анна Ершова. Фото Яниса Чилова//Фома. - – июнь 2006. – С.44-48. – (рубрика « Начистоту »). Имеются биографические справки: « Протоиерей Александр Степанов …» (С.44) и « Анвар Либабов …» (С.45). Реклама: «Реставросъ». С.49. Возрождение: Патриаршее подворье Храм Воскресения Христова на Семеновской , Москва /Настоятель храма – архимандрит Августин ( Пиданов ) - о необходимости восстановления разрушенных храмов («…Воссоздаваемые храмы – это реальная возможность для нас увидеть истину и узнать, что такое спасение и Кто – Спаситель»). Фото Елизаветы Киктенко//Фома. - – июнь 2006. – С.50-51. – (рубрика « Возрождение »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-38-i...

Важно отметить, что составной частью создания системы здравоохранения была ее доступность для населения. Медицинская помощь во всех государственных и земских медучреждениях по месту жительства была бесплатной. В сельских, земских и муниципальных лечебницах лекарства обратившимся за помощью выдавались бесплатно . Как отмечает современный историк, «в результате бесплатное медицинское обслуживание постепенно становилось доступным для самых различных слоев населения страны. Это наглядно показывает медицинская статистика. В 1901 г. в России медицинскую помощь получили 49 млн человек, в 1904 г. – 57 млн, в 1907 г. – 69 млн и в 1913 г. – 98 млн человек, то есть две трети всего населения. При этом примерно 90 % больных обращались в общественные лечебницы и только 7 % к частнопрактикующим врачам» . Конечно, в здравоохранении страны оставались весьма существенные проблемы и, несмотря на приведенные выше цифры, подданные Российской империи в массе своей были обеспечены медицинской помощью хуже, чем жители Германии, Англии или Франции. Но это не может умалить в наших глазах заслуг Николая II и его правительства в деле формирования национальной системы здравоохранения. Именно при нем в России появилось то, что вошло сейчас в привычку – родильные дома и станции скорой помощи, женские консультации и молочные кухни, участковые врачи и больничные листы… Главным свидетельством успешности политики последнего царствования в сфере здравоохранения служит увеличение численности населения империи со 129 млн человек в 1897 г. до 179 млн человек в 1915 г. Ни до ни после этого времени такого прироста численности населения наша страна не знала. Не менее динамично развивалась и сфера образования. «В период правления Николая II наблюдается стремительный рост числа учебных заведения на всех уровнях. За 15-летний период (1896 по 1910 г.) было открыто больше школ, училищ, институтов, чем за весь предшествующий 1896 году период российской истории. В области низшего образования это составило почти 57 тыс. начальных училищ (57 % от всего числа таких заведений в стране), 1,5 тыс. низших профессиональных училищ (56 %), почти 600 городских училищ (55 %). В области среднего образования за указанные 15 лет было создано 1323 учебных заведения или 54 % всех имеющихся. В те же годы возникли 20 новых мужских высших учебных заведений (28 %) и 28 женских вузов (97 % от их общего числа)» . В 1903–1912 годах доля ассигнований министерству народного просвещения возросла в государственном бюджете с 2,1 % до 4,4 % – то есть более чем в два раза!

http://pravoslavie.ru/754.html

Формы и проблемы брака в современном обществе. Чем церковный брак отличается от церковного. Христианское понимание супружества. Реклама: С.39. Числа: Октябрь (Церковные даты октября)/Подготовила Екатерина Прогнимак//Фома. - – октябрь 2006. – С.40-41. – (рубрика « Числа »). Названы и прокомментированы даты: 5 октября (22 сентября по старому стилю). Праздник в честь иконы Божией Матери «Услышательница» (Зографская); 14 октября (1 октября). Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; 19 октября (6 октября). Память святого апостола Фомы ; 22 октября (9 октября). Память праведного Авраама ; 28 октября (15 октября). Димитриевская родительская суббота . Иерей Константин Польсков , проректор по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Россия и Афон: тысячелетие духовного единства. Фото Сергея Медведчикова//Фома. - – октябрь 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). 1-4 октября 2006 г. в Москве состоится Международная научно-богословская конференция «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления преподобного Максима Грека)» Возрождение: Спасо-Преображенский собор в городе Рыбинске , Ярославская область. Настоятель протоиерей Михаил Халюто. Фото Евгения Балагурова, Максима Пакидько, из приходского архива//Фома. - – октябрь 2006. – С.42-43. – (рубрика « Возрождение »). Мир Библии: Дошел ли до нас оригинал Библии? / Автор - Андрей Десницкий . Иллюстрации Артема Безменова//Фома. - – октябрь 2006. – С.44-46. – (рубрика « Мир Библии »). Лики и лица: Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913). « Давно, в дни юности минувшей , во мне горел огонь святой …». Стихотворение старца Варсонофия; Биографическая справка /Подготовила Анастасия Верина//Фома. - – октябрь 2006. – С.47. – (рубрика « Лики и лица »). Вопрос – ответ: Не стоит бояться сомнений . На вопросы читателей, касающиеся «связи» верующих с Богом и обретения благодати, особых «ощущений» в церкви, отвечают игумен Петр ( Мещеринов ), руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, и протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, клирик храма Троицы Живоначальной в Хорошеве (Москва). Фото Евгения Глобенко//Фома. - – октябрь 2006. – С.48. – (рубрика « Вопрос – ответ »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-42-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010