Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВ Владимир Николаевич (2.04.1872, Москва - 20.09.1930, Томск), российский политический и гос. деятель, обер-прокурор Синода (1917), один из руководителей обновленчества , отец архиеп. РПЦЗ Нафанаила (Львова) . Происходил из старинного тверского дворянского рода. Окончил частную гимназию Л. И. Поливанова в Москве и историко-филологический фак-т Московского ун-та, был вольнослушателем МДА (1898-1899). Имел намерение принять монашеский постриг, однако старец Гефсиманского скита ТСЛ прп. Варнава (Меркулов) отговорил его от этого и благословил на брак. Управлял имением жены в Бугурусланском у. Самарской губ. Избирался гласным Бугурусланского уездного и Самарского губ. земских собраний. В кон. 1905 г. участвовал в создании самарского отд-ния партии «Союз 17 октября». В 1907 г. стал членом Самарской губ. земской управы. Депутат III и IV Гос. думы в 1907-1917 гг. На протяжении всего этого периода занимал должность председателя думской Комиссии по делам правосл. Церкви, также был членом комиссий по вероисповедным вопросам, по старообрядческим делам и др. Входил во фракции: «Союз 17 октября» (до 1910), «Русскую национальную» и «независимых националистов» (с 1911). В 1912 г. возглавил думскую фракцию «Группа Центра». В своих политических взглядах прошел путь от правого консерватора до либерала. Критиковал ситуацию в управлении Российской Церковью, выступал за реформы церковного управления, за созыв Поместного Собора. Резко осуждал покровительство, оказываемое при имп. дворе Г. Е. Распутину. В 1915 г., как глава фракции «Группа Центра», вошел в состав Бюро (руководящего органа) Прогрессивного блока - оппозиционного объединения депутатов центристских и либеральных фракций, требовавших создания ответственного перед Думой правительства. Во время Февральской революции был избран 27 февр. 1917 г. членом Временного комитета Гос. думы, взявшим на себя власть в стране до организации 2 марта Временного правительства. 3 марта вошел в состав Временного правительства в качестве обер-прокурора Синода (см. Временное правительство и его вероисповедная политика ). 4 марта на заседании Синода объявил, что Церковь освобождается от прежней зависимости от гос-ва и получает полную свободу и самоуправление. Однако уже 7 марта Л. сообщил Синоду о сохранении Временным правительством всех полномочий, которыми ранее обладала имп. власть в церковных делах. При этом обер-прокурор заявил, что получил от правительства поручение по разработке и проведению в жизнь реформы Церкви. Требовал отстранения от церковного управления «сторонников реакции», принял меры к немедленному удалению из Синода с увольнением на покой старейших митрополитов - Петроградского Питирима (Окнова) и Московского свт. Макария (Невского) , а также Тобольского архиеп. Варнавы (Накропина) по обвинению в связях с Распутиным.

http://pravenc.ru/text/2110953.html

Доклад о почитании африканских святых Скачать epub pdf Доклад епископа Нафанаила представителю Архиерейского Синода в Европе и Африке архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Иоанну о прославляемых и непрославляемых в Русской Церкви древних святых Северной Африки 22 декабря 1953 года Во время недолгого моего пребывания на кафедре в Тунисе, я встретился с фактом очень большого числа святых Северной Африки, относящихся по преимуществу к II, III, IV и V векам, значительная часть которых оказывается неведомой Русской Церкви. Нельзя соглашаться с мнением некоторых, что вопрос этот теоретичен, и что ныне не время изыскивать святых, когда бедой является охлаждение христиан, а не недостаточное число святых Божиих. Достодолжное прославление святых может и будет служить делу пробуждения человеческих душ. Когда православный человек живет в каком-нибудь городе или селении, связанном с именем того или иного святого, у него, при наличии минимальной церковности, неизбежно возникает личная связь с данным святым. Если же такому православному будет сказано, что данный святой – не православный, нашей Церковью не чтится, то связи этой не возникает, и данный человек лишается благодатного воздействия на его душу данного святого, который через местность общую для него и для православного человека живущего в данном селении мог бы стать знаемым, любимым святым, другом души, могущим молитвами и воздействием принести много пользы современной православной душе. Те, кто испытали сами благотворное воздействие святых на наши души, их благодатную помощь или от других слышали о случаях такой помощи (например, случай обращения от теософии к Православию нынешнего епископа Серафима преподобным Серафимом Саровским , согражданином Преосвященного Серафима), поймут важность достодолжного прославления святых Северной Африки для почти 4.000 русских православных людей, ныне там живущих. Вследствие древности Северо-Африканской Церкви, в отношении ее святых ни у кого не может возникнуть сомнения в том, что святые ее принадлежат Православной Церкви и не могут иметь никакого отношения к возникшему значительно позднее уничтожению Северо-Африканской Церкви отделением Запада от Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Изъяснение псалма 71-го. «О Соломоне». Что настоящий псалом ни мало не приличествует Соломону, это, думаю, признают Иудеи, желающие сказать правду, тем паче питомцы веры. Ибо, во-первых, Соломон не обладал пределами земли, не собирал дани с западных и восточных народов; притом, как человек, пожив соразмерное естеству время, приял конец жизни, и даже не славный. А псалом показывает, что Тот, о Ком он пророчествует, древнее солнца и луны. Точнее же сие даст видеть изъяснение речений псалма. Да и надписание не неприлично, и свободно применяется к Спасителю, потому что Соломон толкуется мирный, и сие ясно показывает история Паралипоменон, ибо Бог через Нафана говорит Давиду: «зане Соломон имя ему, и мир дам во дни его» ( 1Пар. 22:9 ). Сие же наименование имеет и Владыка Христос. Великий проповедник истины Павел взывает: «Той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» ( Еф.2:14 ). И Сам Господь говорит священным Апостолам: «мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» ( Ин. 14, 27 ). Посему Его царство, Им возстановленный мир и спасение язычников предвозвещает псалом сей. И поскольку Он – Бог и человек, и Бог Он всегда, а человечество приял ради нас, то пророчество показывает то и другое, – говорит, что, как Бог, имеет Он власть над всеми, а как человек, приемлет оную от Отца Своего. Пс.71:1 .  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду. «Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву». Владыка Христос – и Царь и Сын Царев. Потому пророчество называет Его Царем и Сыном Царевым. Так и Патриарх Иаков именует Его и львом и скимном львовым. Ибо говорит; «скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит Его?» ( Быт.49:9 ). Не только Он Царь, но и Сын Царев, потому что, как Бог, рожден Всецарем Богом, а как человек, имеет предком Царя Давида. И пророческое слово испрашивает, чтобы Ему, как человеку, дана была правда от Бога. Потом открывает причину. Пс.71:2 .  Да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Много святых, как чистые жертвы веры и любви, принесло человечество к престолу Божию, много кринов – цветов веры, подвига и любви произросло в бесплодной пустыне «мира сего», в нем, но вне его, ибо жили они не его соками, а благодатью Божией, в подвиге веры и любви ими мудро собираемой и усвояемой. И все эти святые – крины-цветы, ибо питались одним Хлебом, и каждый из них явление единственное, личное, неповторимое и в каждом свое, ему присущее, благоухание благодати Божией. Имя преподобного Серафима овеяно благоуханием крина святости и благодати, выросшего и собранного на Русской земле... Воздух русских полей, лесов, рек и озер дал ему свои нежные оттенки и колорит. В нем русская радость весны, радость солнца и жизни. Его имя вызывает в человеке, хоть немного приостановившемся перед его образом, ни с чем не сравнимое и невыразимое нежно-радостное чувство – радости добра, счастья и блаженства добра. Преподобный Серафим и его проповедь – огромное историческое явление в жизни русского народа. С его именем связан огромный исторический сдвиг в нашем русском духовном росте и религиозном развитии. Этот сдвиг произошел и происходит в наше время, на наших глазах и не может быть русского сознательного верующего православного, который духовно не поклонился бы преподобному Серафиму, не испытал по отношению к нему чувства благодарности за то, что одних он прямо ввел, а другим помог войти в Православие, в Церковь Христову и научил познать Бога. Столь известное учение преподобного Серафима о смысле жизни, изложенное в его беседе с Мотовиловым, начинается словами, в которых раскрывается историческое значение его учения, его проповеди . «Вас не так учили, как надо Ваше Боголюбие», – говорит он Мотовилову. Другими словами, по мысли великого старца, в его время неверно, неточно, неправильно отвечали на самый главный вопрос человека – о смысле жизни. Или, еще иначе сказать, в русском верующем обществе того времени были распространены мысли неверные, люди жили, руководясь богословскими взглядами, мировоззрением, неправославным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Научные воззрения святителя Василия Великого Скачать epub pdf Святитель Василий Великий (330–379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, – великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» ( 1Кор 1:25, 27 ). И сам святитель Василий повторяет то же самое, когда, выражая мысль, очень поучительную для наших гордящихся своими познаниями времен, пишет: «Мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее... Мы же, хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столь удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самомалейшую часть мира и чтобы воздать должную хвалу Творцу, Которому слава, честь и держава». Однако для того, чтобы эти слова были доказательны, надо, чтобы говорящий их действительно обладал возможной полнотой известных человечеству знаний, чтобы никто не мог сказать, что он хулит то, чего не знает. Вопреки распространенному предрассудку современности, образованность святого Василия Великого была действительно чрезвычайно велика. Нам, русским, это особенно важно отметить, потому что творения святителя Василия Великого еще в начале X века были переведены на славянский язык болгарским пресвитером Иоанном Экзархом и издревле были любимейшим чтением наших предков. Не будем здесь касаться богословских знаний святителя Василия. Они обширнее, чем познания в этой области почти всех его современников, и много выше, чем богословские познания людей последующих поколений, среди которых светоч богопознания сиял уже менее ярко. Исключительно велики познания святителя Василия в области классической греческой литературы. Но мы будем говорить только о естественноисторических знаниях святителя Василия Великого , так как именно в этой области святым отцам часто приписывают мнения, совершенно не соответствующие их действительным представлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Православие и инославие. Вопросы единения Вл. Нафанаил (Львов) и Протопресвитер Виктор Пушкин Подходя к вопросу о соединении Церквей с точки зрения верующего христианина, мы прежде всего наталкиваемся на целый ряд непримиримых внутренних противоречий. Для того чтобы обсуждать этот вопрос, верующий христианин должен поставить себя вне всякой Церкви и не смотреть на себя как на судью над Церквами. Такое положение в корне противоречит основным принципам церковности. Человек церковный, признающий, что он есть ветвь, могущая приносить плод только будучи на лозе, что он имеет цену лишь поскольку является членом Церкви, вдруг ставит свой разум выше мудрости Церкви. Пусть этот выход из Церкви только временный, условный, воображаемый; в нем все-таки содержится антицерковный, антихристианский дух человеческой гордыни. Ведь найти путь к соединению Церквей — значит найти способ устранения расхождений между Церквами, а устранить эти расхождения можно лишь признав те или другие из них заблуждениями. А где критерии такого признания? На чем основываться при разбирательстве споров между Церквами? На слове Божием, на свободно толкуемом Священном Писании? Но тогда верующий ставит себя в положение единоличного непосредственного собеседника Божия, отметая свою Церковь как ненужное средостение между собой и Богом. Если допустить это в данном частном вопросе, почему не допускать этого и в других вопросах? А тогда никакая Церковь вообще не нужна, вопрос о соединении Церквей становится праздным или в лучшем случае подлежит рассмотрению только с точки зрения политической целесообразности. Каким казуистическим ни казалось бы это рассуждение, оно все же остается действительно существенным. Все попытки судить и рядить о соединении Церквей с точки зрения «чистого», «внеконфессионального» христианства в корне противоречивы, ибо в своем подходе к вопросу уже заключают отрицание самого предмета вопроса — идеи Церкви. В то же время эти попытки неизбежно проникнуты не только антицерковным, но и антихристианским духом гордыни, самоутверждения человеческого разума в вопросах веры. Этим духом веет от распространенных утверждений, вроде того что «перегородки Церквей до неба не доходят» и т.п. В таких утверждениях Церковь предполагается как какое-то ненужное средостение («перегородка»), центр тяжести переносится на индивидуального верующего, который оказывается способным судить об ошибках всех Церквей и исправлять эти ошибки своим разумом.

http://pravoslavie.ru/2762.html

прот. Иоанн Козлов Единоперстие Оно было прежде других форм перстосложения – двоеперстия и троеперстия. 1) Иоанн Златоуст . 54 беседа на ев. Матфея л. 319. «Егда знаменуешися, исполни чело многого дерзновения, свободну сотвори душу. Помысли, рече, данную за тебе цену, и никому же от человек будеши раб, цену крест глаголя: ниже бо просте перстом начертати той подобает, но первее произволением со многою верою и аще тако оный вообразиши на лице твоем, и ни един же близ тебе стати возможет от нечистых духов, зря меч, имже язву смертную прият» (тоже в русск. перев., т. 7, стр. 558). Старообрядцы, ссылаясь на Дьяченко (Уроки и примеры христианской веры, стр. 333, изд. 4), где написано «перстами», вместо перстом, говорят, что де у нас будто бы перевод неправилен. Но такое заявление ничем не доказано и голословно. В «Беседе о троеперстии» прот. И. Полянского, на 18–19 стр. читаем по этому поводу следующее: «Слова «вместо перстами», стоящие у Дьяченко в скобках, – слова не Златоуста, но самого Дьяченко и представляют не поправку им перевода, но его пояснительную заметку для современных читателей, которые крестятся не одним, как при Златоусте, а несколькими перстами; их можно заменить так: «или как мы ныне, перстами»: – Дьяченко хотел приспособить мысль древнего писателя к современным понятиям и обычаям». 2) Сами старообрядцы напечатали за границей книгу «Собрание из разных книг святоот. писания о сложении перст на крестное знамение» и здесь, на 6 л. об. и 7 приводят «Златоустого еже от Матфея: «Помысли, рече, яже о тебе данную цену, и ни единому же от человек буди раб, цену креста глаголя. Ниже бо просте перстом начертати его подобает, но первее произволением со многою верою. Аще и сице вообразиши его зрению, никто же близь тебе стати возможет от нечистых духов, зряй меча им же язву прият, зряй меча им же беду прият». 3) – л. 18 об, той же книги: «Крест не просто пальцем начертати потреба, але (но) первей в мысли с многою верою учинити потреба. А если так на обличу своем (на лице) его выразишь, жаден близко тебе стати не может, от нечистых демонов, видячи меч през (чрез) который смертную принял язву» (взято сюда из «книги о Вере» Могилевской печати, а та ссылается на св. Златоуста). Кто же, спросим мы старообрядцев, у них то «испортил» данные места из их же книги «Собрания»? Что цитируемая нами книга издана старообрядцами, читаем у Жмакина в соч. «Митрополит Даниил и его сочинения» стр. 762: «В 1873 году за границей напечатано раскольниками сочинение «Собрание из разных книг святоотеческого» писания о сложении перст на крестное знамение». Накладом инока Нафанаила. Львов 7381 года. Печатано в типографи ставропигийского института, 1873 года, под управительством Стефана Гучковского».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Скачать epub pdf [APXIENUCKONY ЖЕНЕВСКОМУ АНТОНИЮ] Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему АНТОНИЮ Архиепископу Женевскому и Западно-Европейскому. 3/16 октября 1973 г. Дорогой и любимый Владыка! Только что вернулся из поездки в Зальцбург, где провел три дня в непрестанной молитве, еде и езде. Приехал я в Зальцбург 31/IX в 12.20, был встречен Алексеем Михайловичем, и в 2 часа мы обедали в Винервальде с Дерюгиным, а после обеда заседали в моей комнате в отеле «Астория». И во время обеда, и на заседании они подробно разсказывали мне о перспективах венского прихода. Конечно, они не так блестящи, как показалось мне из телефонного разговора. Дело идет не о покупке, а о найме помещения для церкви. Но все же планы хорошие. Они нашли квартирку, которую санитарный надзор из-за сырости признал неприемлемой для жительства, но приемлемой для магазина, конторы и т. п. Поэтому сдается она очень дешево: 500 шиллингов, т. е. 75 франков в месяц. Квартира из двух комнат и кухни. Одна из комнат ранее была католической часовней. Передается квартира приходу с 1 ноября с. г. Но они должны подписать контракт-обязательство своевременно уплачивать квартирную плату и отказаться от этого не могут без предупреждения по крайней мере за год. Сделать это они хотят от имени Православного общества Австрии, т. е. Австрийской нашей епархии. Вот почему они хотят Твоего и моего согласия. Основываясь на нашем с Тобою телефонном разговоре на прошлой неделе, я дал им согласия и от Тебя и от себя. Отзаседав, поехал в церковь . Как всегда, в дверях встретил меня с крестом о. Василий, произнеся – «пригоден говор». Та кия же приветствия произносил он за этот мой приезд все 4 раза пред всеми службами, которые я совершал. Ни один из батюшек с приходов в Зальцбурге не приехал. Отец Иосиф поехал в Клагенфурт, где тоже храмовой праздник, о. Георгий в Лиенц, где по случаю годовщины смерти генерала Панковица съехались и казаки, и немцы и австрийцы. Были представители и того и другого правительства. Но почему не приехал о. Продром, я сначала не мог понять, а потом догадался. Утром в воскресенье приехал о. диакон Петр, думая, что я допущу его к служению. Вероятно и о. Продром думал так же, и потому не захотел приехать. Но о. Петра отправил обратно о. Василий, вручив ему Твой указ о запрещении в священнослужении (почему они мариновали его столько времени – не пойму).

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Скачать epub pdf В старинных русских житиях и летописях часто говорится о тех, о ком повествует житиеописатель: «Бе он добраго корене добрая отрасль». Эти слова хочется применить к нашему Первосвятителю, митрополиту Филарету. Его отец, протоиерей о. Николай Вознесенский, принявший впоследствии монашество и ставший архиепископом Хайларским, был одним из лучших, если не лучшим из всех священнослужителей богатой добрыми пастырями дальневосточной Маньчжурской епархии. Окончивший Московскую Духовную Академию, отец Николай поражал глубиной и всесторонностью своих обширных богословских и научных знаний. Им были составлены лучшие учебники Закона Божия, по которым училась русская молодежь всего Дальнего Востока. А надо сказать, что на Дальнем Востоке Закон Божий проходился не уменьшено, а умножено, сравнительно с тем, как проходился он в старой дореволюционной России. В Харбин отец Николай Вознесенский переехал из пограничного с Маньчжурией города Благовещенска, как только в Приамурье власть перешла к большевикам. В Харбине о. Николай стал настоятелем большой благолепной Иверской церкви, которая в дореволюционное время была церковью Заамурского военного округа. Если еще не в Благовещенске, то вскоре по приезде в Харбин отец Николай лишился своей горячо им любимой супруги и всецело взял на себя воспитание своей семьи – двух сыновей и трех дочерей. От семьи отца Николая веяло просветленным, чисто православным, глубоко церковным духом. Пишущий эти строки был дружен со всей этой семьей. Какими многогранными интересами жили все в этой семье! На какие разнообразные и глубокие темы велись там разговоры за чайным столом в уютном настоятельском доме при Иверской церкви! В этой-то благодатной атмосфере и рос сначала мальчик Юра, потом студент Георгий Николаевич Вознесенский, ставший уже в молодые годы отцом Георгием и скоро после того отцом Филаретом, а ныне являющийся нашим Первосвятителем, Высокопреосвященным митрополитом Филаретом. Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение еще 25 лет после революции. В Харбине было 26 православных церквей, из них 22 настоящих храма, целая сеть средне-учебных школ и 6 Высших учебных заведений. Милостью Божией Харбин на четверть века продолжил нормальную дореволюционную русскую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Скачать epub pdf «Если кто хочет последовать за Мной, да отвержется себя, и возьмет крест Свой и за Мной идет», – сказал Господь наш Иисус Христос всем Своим последователям, всем христианам. И за протекшие тысячелетия множество верных Христу душ выполнили этот призыв. Одним из тех немногих, кто в наибольшей мере, во всяком случае, с наибольшей ясностью христоподражательности своего подвига, выполнил этот призыв Господень, был наш мученик, Государь Император Николай II Александрович, убиенный сорок три года назад. Большая или меньшая значительность исторический событий верней познается не в момент их свершения, а более или менее продолжительное время спустя. Да, мученическая смерть Государя и всей его семьи потрясла русское сердце уже тогда, в момент, когда она совершилась, сейчас же, немедленно. И она была тогда для многих отрезвляющим ударом, ударом исцеляющим от опьянения угаром революции. Но воспринималась она тогда в значительной степени как только наша собственная, семейная, только русская историческая трагедия. Наше сознание тогда не выделяло ее ясно и отчетливо из ряда иных, увы, не столь малочисленных цареубийств нашей истории: Иоанна VI, Павла I, Александра II и иных – ранее. Но с каждым десятилетием, протекающим с того страшного дня, убиение Государя Императора Николая II Александровича и его Царской Семьи приобретает в нашем сознании и должно было бы приобретать в сознании всего мира более ясное значение. Все яснее и яснее становится для нас и для всех, кто хочет видеть и слышать и понимать, что вся безвыходная трагичность нашей эпохи связана с этим, 43 года назад тому совершившимся преступлением. Захват нашей Родины властью бесовских сил, их кажущаяся такой неотразимой поступь во всем мире, растерянное бессилие властодержателей мира перед этой ужас наводящей поступью власти торжествующего зла, неумение этих, по церковному слову, только царюющих, а не державнующих властителей противостоять и их пугающему порабощению – чем все это можно объяснить, как не тем, что 43 года назад – 4/17 июля 1918 года исполнилось древнее пророчество апостола, и из мира был взят Удерживающий, тот, кто державствовал не по многомятежному хотению человеческому, но по Божиему избранничеству, и честно, «ходя пред Богом», совершал свой царственный долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010