Сохранились фрагменты и др. ревизий LXX Книги прор. Наума: греч. переводов Акилы (1-я пол. II в. по Р. Х.), Симмаха (кон. II в.- нач. III в. по Р. Х.), Феодотиона (II в. по Р. Х. или позже), анонимного перевода (editio quinta, т. е. «пятый перевод») из 7-й, дополнительной, колонки Гекзапл Оригена (подробнее о них см.: Fernández Marcos. 2000. P. 109-154). Критическое изд.: Ziegler. 1984. S. 253-260. III. Прор. Наум. Миниатюра из Севильской Библии. 1-я четв. X в. (Madrit. Vitr. 13.1. Fol. 326) Прор. Наум. Миниатюра из Севильской Библии. 1-я четв. X в. (Madrit. Vitr. 13.1. Fol. 326) Др. переводы. А). Сир. перевод ( Пешитта ) Книги прор. Наума был осуществлен, по мнению исследователей, неким иудеем в сер. или в кон. I в. по Р. Х. (подробнее см.: Gelston. 1987). Этот текст является довольно точным переводом текста, близкого к МТ. В нек-рых случаях содержит чтения, общие с текстом LXX (см., напр.: Наум 1. 12а:         (на главах вод многих) и κατρχων δτων πολλν (правящий водами многими), versus МТ         (хотя [они] целы и многочисленны...); см. также: Наум 1. 12b; 2. 3 (4); 2. 10(11); 2. 13(14)) и Таргума (см., напр.: в Наум 1. 10 перевод евр.   (колючки) как   (правители); также см.: Наум 1. 4; 1. 5). Часть разночтений может быть обусловлена использованием парафраза (см., напр.: в Наум 1. 3), альтернативной интерпретацией консонантного текста (см., напр.: в Наум 3. 18 сир.   (друзья твои), versus MT:   (пастухи твои)), а также смешением букв (см., напр.: Наум 1. 15(2. 1)). Критическое изд.: Gelston. 1980. P. 55-58. Б). Арам. перевод Книги прор. Наума является частью Таргума пророческих книг (Таргум Ионафана). По мнению большинства исследователей, он был осуществлен в Палестине после 70 г. по Р. Х., а затем подвергся редактированию в Вавилоне. Для перевода характерны использование парафраза библейского текста и внесение в него комментария. Среди прочего в тексте Таргума содержатся следующие экзегетические дополнения: ссылка в заглавии Книги (Наум 1. 1) на события, описываемые в Книге прор. Ионы (говорится о том, что покаявшиеся после проповеди Ионы жители Ниневии вновь стали грешить, после чего предсказывать гибель Ниневии стал Н.); учение о ценности покаяния и об обращении к закону в Наум 1. 3 (Бог прощает тех, кто обращаются к закону, и не прощает тех, кто не обращаются к нему); ссылки на дарование закона на Синае и эсхатологический суд в Наум 1. 6; упоминание разрушения храма в 70 г. по Р. Х. в Наум 1. 8-9 (см.: Gordon. 1994. P. 41-45); отождествление города, называемого в МТ   (Фивы), с Александрией в Наум 3. 8 и др. Лишь в нескольких случаях текст оригинала Таргума, вероятно, отличался от МТ (Наум 1. 5, 8; 2. 8(9); 3. 6, 18; см.: Sperber. 1973. Vol. 4b. P. 346-347). Критическое изд. Таргума книги: Sperber. 1962. Vol. 3. P. 453-458. Перевод на англ. язык: Cathcart, Gordon. 1989. P. 129-142.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

3. Свиток 4QpNah (4Q169). Текст издан в 1968 г. ( Allegro. 1968. P. 37-42; Pl. XII-XIV; последующее издание: Horgan. 2002; о нем: Berrin. 2004; рус. перевод текста: Амусин. 1971. С. 203-232). Содержит текст кумран. комментария (пешер) на Книгу прор. Наума. Сохранились (фрагментарно) следующие библейские отрывки: Наум 1. 3-6; 2. 11-13 (12-14); 3. 1-12, 14 (?). Текст в ряде случаев отличается от МТ. Часть разночтений была обусловлена использованием т. н. кумран. орфографии, а также вольной передачей текста (см.: Berrin. 2004. P. 287-295). Наум 2. 13(14) содержит чтение   (твое множество), засвидетельствованное также в LXX и Пешитте (versus МТ   (ее колесницы)). В кумранском комментарии текст Книги прор. Наума интерпретируется в эсхатологическом ключе, причем ее персонажи отождествляются с историческими фигурами, жившими во II-I вв. до Р. Х. В частности, в комментарии по имени названы селевкидские цари Деметрий (скорее всего Деметрий III Эвкер, 95-88 гг. до Р. Х.) и Антиох (скорее всего Антиох IV Епифан , ок. 175-164 гг. до Р. Х.), в нем говорится также о «киттиях» (вероятно, римляне) и «толкователях скользкого» (     - вероятно, фарисеи). Рукопись датируется 50-25 гг. до Р. Х. Кроме того, цитаты из Книги прор. Наума и реминисценции зафиксированы в нек-рых текстах, рукописи к-рых были обнаружены в Кумране (на древнееврейском и арамейском языках): в «Дамасском документе» (Наум 1. 2 в CD A 9:5=4Q270 6 iii 19), «Благодарственных гимнах» (Наум 2. 1(2) в 1QHa X 9-10 (II 7-8); Наум 2. 10(11) в 1QHa XVIII 35 (X 33)), «Свитке войны» (Наум 2. 1(2) в 1QM XIV 6-7; Наум 3. 3 в 1QM VI 2-3), «Словах светильных» (Наум 1. 3 в 4Q504 III (6) 14), Книге Товита (Наум 2. 1(2)-3. 19 в Тов 14. 4), «Эсхатологическом мидраше» (Наум 2. 10(11) в 4Q177 X (1-4, 14, 24, 31) 3), «Апокрифе Иеремии» (Наум 3. 8-10 в 4Q385a 17a-e ii 4-9) (см.: Lange. 2011. P. 157). Прор. Наум. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 183) Прор. Наум. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 183) Древнейшие масоретские рукописи Книги прор. Наума датируются IX-XI вв. по Р. Х. Важнейшими из них являются Ленинградский (B19a; 1009 г.) и Алеппский (ок. 925) кодексы, к-рые содержали полный текст Библии, а также кодексы пророческих книг, в т. ч. Каирский (896 г.), Петербургский (Heb B 3, ок. 916), Нью-Йоркский (ENA 346=JTS 232, X в.). В качестве основы для совр. критических изданий (BHS, BHQ) избран Ленинградский кодекс (см. в статьях: Библия (разд. «Издания ВЗ»), Масоретский текст ). Критические издания древнееврейского текста Книги прор. Наума: Elliger, ed. 1970. Vol. 10. P. 1044-1049; Gelston. 2010. P. 83-91, Синопсис важнейших свидетельств текста из Кумрана, Вади-Мураббаат, Нахаль-Хевер, МТ и LXX: Ego. 2005. P. 113-125.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Лит.: Л. Свети Наум Охридски//Гласник Српске Православне Nampujapшuje. Београд, 1924. С. 17-21; Гошев И. Старите печати на манастира св. Наум в Македония//Сб. в памет на проф. П. Ников. София, 1940. С. 91-108. (ИБИД; 16(18)); Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 51-56; М. Икона св. Наума из Народног Myзeja у Београду//Рад мyзeja. Нови Сад, 1959. 8. С. 240-242; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 155-160; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 17-20; Кожухаров С. Хилядолетното българско слово: Новооткрити произведения от Наум Преславско-Охридски и Константин Преславски//АБВ: Еженед. София, 1979. 21. С. 1-2; он же. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски//Литературна история. София, 1984. 12. С. 3-19; он же. Мефодий и Наум Охридский и формирование слав. гимнографической традиции//Symposium Methodianum: Beiträge der Internationalen Tagung in Regensburg (17. bis 24. April 1985) zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Method. Neurid, 1988. С. 425-428, 430; он же. Наум Охридски//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 795-798; он же. Химнописецът Наум Охридски// Он же. Проблеми на старобългарската поезия. София, 2004. Т. 1. С. 33-44; В. Климент и Наум Охридски в народната mpaдuцuja. Ckonje, 1982; она же. Свети Наум Охридски. Ckonje, 1997; Иванова К. Жития на св. Климент Охридски//КМЕ. 1985. Т. 1. С. 698-704; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988. С. 147-149; Ристески С. Легенди и npeдahuja за св. Наум. Ckonje, 1990; Гергова Е. Агиографските произведения за Наум: Литературни източници и текстови взаимоотношения//КМС. 1991. Кн. 8. С. 165-177; Бакалова Е. Една неизвестна житийна икона на св. Наум от Софийския Археологически музей//Проблеми на изкуството. София, 1993. 4. С. 12-20; она же. Седмочислениците в изобразителното изкуство//КМЕ. 2003. Т. 3. С. 580-585; Николова С. За един непознат препис от Службата на св. Наум Охридски//Хиляда осемдесет години от смъртта на св.

http://pravenc.ru/text/2564754.html

Сначала пророк возвещает, как Господь, ревнитель и мститель, хотящий воздать врагам народа Божия за их злодеяния, во всеоружии своего всемогущества, пред которым все трепещет, идет на Ниневию ( Наум.1:2–8 ). В другой раз не будет так бедствовать Иерусалим от Сеннахирима: потому что внезапно и беспощадно будут истреблены ассириане; намерения Сеннахирима прийти еще с большею силою – не удадутся. Израиль освободится от ассириян, и Сеннахирим погибнет в доме бога своего, на которого надеется ( Наум.1:9–14 ). – После этого пророк возвещает Иуде радостную весть о погибели его врага ( Наум.1:15 ), и затем обращается к Ниневии и предскзывает ей, что против нее идет завоеватель (Мидяне и Халдеи), посредством которого Господь отомстит Ниневии злодеяния ее против народа Божия; завоеватель этот истребит их в конец; он страшно вооружен; союзники Ниневии падут от его силы и Ниневия будет завоевана ( Наум.2:1–6 ). Многолюдный город совершенно будет опустошен; все жители его отведены будут в плен ( Наум.2:7,8 ); собранное ниневитянами в свой город, как бы в пещеру, завоеватель совершенно разграбит ( Наум.2:9–12 ) и тем положит конец насилиям Ниневии ( Наум.2:13 ). Она заслужила наказание за свое блудодеяние, увлекая все народы земли своими хитростями ( Наум.3:1–4 ); блудница предана будет посрамлению пред всеми народами земли ( Наум.3:5–8 ). Ниневии также мало поможет ее сила, как и Но-Аммону, (т.е. Фивам, в верхном Египте, весьма укрепленному и поддерживаемому союзниками городу); подобно ему погибнет Ниневия, когда наступит время, и никакая защита не поможет ей ( Наум.3:8–15 ). Во время бедствия Ниневии исчезнут многочисленные ее купцы, князья и воеводы будут убиты, народ рассеян: никто не удержит погибели ( Наум.3:16–18 ). Как обрадуются народы, избавившись от притеснителя ( Наум.3:19 )! Исполнение пророчества Наума о падении Ниневии Предсказание пророка Наума о падении и разрушении Ниневии в точности исполнилось в 606 году пред P. X. Три года Киаксар Мидянин, вместе с вавилонским царем Набопалассаром, держал в осаде крепкий город Ниневию, пока необыкновенное наводнение Тигра, сделавши большой пролом в городской стене, не отворило ворот завоевателю ( Наум.1:7,8, 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

По мнению др. исследователей ( Rudolph. 1977; Fabry. 2006 и др.), основу Книги составляют тексты, написанные в царствование иудейского царя Иосии (640/639-609/608 гг. до Р. Х.), вскоре после смерти ассир. царя Ашшурбанипала в 627 г. до Р. Х. Появление Книги может быть связано с независимой политикой, проводимой Иосией, а также с предпринятыми им религ. реформами. Высказывалась и т. зр., согласно к-рой Книга написана незадолго до разрушения Ниневии в 612 г. до Р. Х. ( Eaton. 1961. P. 53-55). По мнению М. Флойда ( Floyd. 2000. P. 9-10), Книга была составлена вскоре после 612 г. человеком, к-рый изучил более ранние записи пророческих откровений и попытался показать, что падение Ниневии произошло согласно предсказаниям Н. Как считают мн. исследователи, процесс составления и редактирования Книги прор. Наума был достаточно долгим и занял неск. столетий. Полагают, что наиболее древний материал содержался в конце Книги (Наум 3. 8-17 или 3. 8-19), к нему делали дополнения т. о., что более поздние тексты помещались перед более ранними (см., напр.: Seybold. 1989. S. 32-34; Fabry. 2006. S. 85-94). Было предпринято несколько попыток (в т. ч. и в последние десятилетия) детальной реконструкции истории редактирования Книги прор. Наума. В частности, по мнению К. Зайбольда ( Seybold. 1989. S. 19-34), наиболее древним текстом является Наум 3. 8-19а (ок. 660 г. до Р. Х.). Несколько позже были написаны следующие отрывки: Наум 3. 2-3; 2. 1(2), 3-12 (4-13); 3. 1, 4а (ок. 650 г. до Р. Х.). Временем накануне разрушения Ниневии датируются фрагменты Наум 2. 13(14) и 3. 5-7 (ок. 615 г. до Р. Х.). Свидетельством редакции, осуществленной в эпоху плена (ок. 550 г. до Р. Х.), являются отрывки Наум 1. 12-13 и 1. 15 (2.1), 2. 2 (3). Уже в персид. эпоху (ок. 400 г. до Р. Х.) к Книге были присоединены гимн (Наум 1. 2-10) и небольшие отрывки - Наум 1. 11, 14. Х. Й. Фабри ( Fabry. 2006. S. 85-94) предположил в свою очередь что наиболее древней частью Книги являются слова пророка, содержащие предсказания гибели Ниневии (Наум 3. 8-17; 3. 1-7; 2. 1-13 (2-14); 1. 1а). К редакционному слою, осуществленному в царствование Иосии, относятся отрывки: Наум 1. 9-15 (2. 1); 1. 10, 12а; 2. 2а (3а); 2. 11-12 (12-13), 13аг (14 аг). Позднее была предпринята редакция, в ходе которой Книга прор. Наума была соединена с Книгами пророков Михея и Аввакума (Наум 1. 2-8; 1. 9; 1. 1b; 1. 2aβbα, 6a, 8aα). Окончательная редакция была осуществлена в конце эпохи вавилонского плена (Наум 3. 18-19; 1. 14; 3. 15bα, 17bβ). Содержание

http://pravenc.ru/text/2564746.html

В Наум 1. 15 (2. 1) использован материал, сходный с тем, что представлен в Книге прор. Исаии («Вот, на горах ноги благовестника, возвещающего мир...» - ср. с Ис 52. 7: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение...»). Ученые предлагали разные объяснения данного сходства. Одни считали, что текст Н. послужил в данном случае источником для текста Исаии (см., напр.: Fabry. 2006. S. 151-153), другие придерживались противоположного мнения, предполагая позднепленное происхождение отрывка (см., напр.: Seybold. 1989. S. 31-33). IV. Основная часть Книги прор. Наума (2. 3(4)-3. 19) посвящена теме разрушения Ниневии. В частности, в отрывке Наум 2. 3-13 (4-14) приводится подробное описание ее осады, опустошения и разграбления врагами. Обилие деталей может указывать на то, что автор был свидетелем осады к.-л. города. Отрывок завершается песней (Наум 2. 11-13 (12-14)), в к-рой Ниневия названа львиным логовом, куда лев приносил добычу для прокормления потомства («Где теперь логовище львов?»). В заключение Яхве обещает сжечь ниневийские колесницы, убить «львят» мечом и уничтожить с ее земли «добычу» (Наум 2. 13(14)). Отрывок Наум 3. 1-7 начинается возгласом   (горе), обращенным к «городу кровей» (    ), т. е. к Ниневии, продолжается описанием опустошения города врагами (Наум 3. 1-3) и завершается словами Яхве к этому городу, в к-рых Ниневия предстает в образе блудницы (Наум 3. 4-7). За ее блудодеяния (древнеевр.  ) и чародейство Бог обещает обнажить ее наготу и выставить на позор. В отрывке Наум 3. 8-13 (продолжение речи Яхве к Ниневии) судьба Ниневии сравнивается с судьбой егип. Фив (Наум 3. 8: «Разве ты лучше Но-Аммона [Фив]?»). В нем рассказывается о бедствиях, постигших Фивы, в частности упоминается гибель младенцев и пленение народа. Ниневии предсказывается та же участь. Вслед за этим (Наум 3. 14) в сатирическом ключе Ниневии даются «советы», связанные с приготовлением к осаде (подготовка водоснабжения, укрепление стен). Речь, обращенная к Ниневии, заканчивается предсказанием гибели и рассеяния ее жителей (Наум 3. 15-17).

http://pravenc.ru/text/2564746.html

28:16,21. Наум. 3:4 ). Дорого купил мир у ассирийского царя и Езекия, когда первый взял твердые города Иудины – лозы виноградника ( 4Цар. 18:13 . Наум. 2:2 ); не довольный такой ценой, Сеннахирим (обладал многими водами – LXX), послал свою зло тяжкую силу против Иерусалима ( 4Цар. 18:12 ; Наум. 1:12 ), и здесь в громком голосе послов великого царя ассирийского ( Наум. 2:13 . Ср. 4Цар. 18:23 ) слышалась, во уши всего народа, укоризна на Иакова и на Бога, спасающего Евреев ( 4Цар. 18:19 и др.; Наум. 1:9 ; сн. Фeoдopum in Nah. 1: 2): да не прельщает вас Езекия словесы, не может избавить вас: и да не глаголет вам Езекия, яко избавит вас Бог , и не предастся град сей в руки царя ассирийского ( Ис. 36:14,15 и др.; 37: 9 и сл.). Тяжело было и иудейскому царю, и иудейскому народу. Страшный завоеватель был перед стенами их, как разлившаяся вода, со своей зло-тяжкой силой; он сам хвалился, что погубил всю землю ( Ис. 37:11 ); но и без этого самохвальства много говорили дела его ( Наум. 2:13 ) – победы его над другими народами ( Ис. 36:17,19; 37:12.13 ) и недавнее падение Фив, которым ( Наум. 3: 8–10 ) не помогли ни крепости, ни союзники, ни боги; еще больше говорил Иудеям пример Самарии ( Ис. 36:20 ), наказанной Богом за отступление, но все-же принадлежавшей к части Божественного виноградника; много говорили и занятие врагом их собственных (Иудиных) твердых городов ( 4Цар. 18:13 ; ср. Наум. 2:2 ), и опустошение, с каким он прошел по Иудее ( Наум. 1:15 ), хотя благочестивый царь и обнадеживал их Господом глаголя: изымая изымет вас Господь, и не предастся город сей в руки царя ассирийского ( 4Цар. 18:30 ). Заключился Иерусалим; кончились его праздники (ср. 2Пар. 30:15 ); без исполнения оставались благочестивые обеты или давались новые, в надежде избавления (с. Наум. 1, 15 ); казалось, наступили дни болезни-рождение, и крепости у рождающей не было ( 4Цар. 19, 3 ). Народ, боявшийся Бога ( Наум. 1, 8 ), нуждался в утешении и был вполне его достоин; почему и был утешен великим из современных пророков ( Ис. 37:31 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Соч.: Баласчев Г. Климент, еп. Словенски, и службата му по стар словенски превод с една част гръцки паралелен текст и едно факсимиле. София, 1898; Legrand. Bibl. hell. XVIIIe. Vol. 1. P. 284-290; Дуйчев И. Пространно гръцко житие и служба на Наум Охридски//Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. София, 1969. С. 261-279; Trapp E. Die Viten des Hl. Naum von Ochrid//Bsl. 1974. Vol. 35. P. 161-185; Бърлиева С. Пространното гръцко житие на св. Наум Охридски//Старобългарска лит-ра. София, 1987. Т. 20. С. 137-140; Москополски зборник, пролошки жumuja на светци/Ред.: Х. Меловски. Ckonje, 1996. (Bibliotheca Miscellanea Byzantino-Macedonica; 1/2). Лит.: Παπαδπουλου-Κεραμες Α. Βυζαντιν Ανλεκτα//BZ. 1899. Bd. 8. S. 76-77; Petit L. Le monastère de Notre-Dame de Pitié en Macédoine//ИРАИК. 1900. Т. 6. Вып. 1. С. 1-153; Gelzer H. Der Patriarchat von Achrida: Geschichte und Urkunden. Lpz., 1902. S. 12-14; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. Т. 1: От основаването и до завладеването на Балканския полуостров от турците. С. 156-157, 211, 251, 280-283; Duj ev I. Un manuscrit grec inconnu avec l " acolouthie et la Vie de St. Naoum d " Ochrid//Studia historico-philologica Serdicensia. 1938. Vol. 1. P. 121-124; PLP. 1981. Bd. 5. N 10097; Нихоритис К. Атонската книжовна традиция в разпространението на кирило-методиевските извори. София, 1990. С. 156-158, 167-169, 246-251. (КМС; 7); он же. Неизвестна гръцка служба в чест на Охридския архиеп. Константин Кавасила// Он же. Славистични и българистични проучвания. София, 2005. С. 65-89; он же. Охридските просветители Климент и Наум в гръцката традиция: (Нови моменти)//Св. Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од научен собир, организиран по повод от 1100-годишнината од изградбата на манастирот св. Наум во Охрид. Ckonje, 2006. С. 91-114; Николова С. За един непознат препис от Службата на св. Наум Охридски//1080 години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993. С. 31-57; она же. Охрид като център на богослужебната прослава на св. Наум Охридски//Светите Климент и Наум Охридски и придонесот на Охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура. Ckonje, 1995. С. 261-271; Добрев И. Константин Кавасила//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 387-388; Флоря Б. Н., Турилов А. А., Иванов С. А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб., 20042; Pitsakis K. G. Personae non sunt multiplicandae sine necessitate: Nouveaux témoignages sur Constantin Kabasilas//Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur. Wiesbaden, 2005. S. 491-514.

http://pravenc.ru/text/2057030.html

Пр. Наум в надписании его книги называется в нашей Библии сыном Елкесея; но так как в еврейской Библии он называется Елкесеянином, без слова – сын, то можно думать, что этим именем означается и отечество его. Бл. Иероним свидетельствует, что в его время в Галилее было местечко, называемое Елкеса, и очень может быть, поэтому, что и пр. Наум назван Елкесеянином в том же смысле, как пр. Михей Морасефитянином. Пророческое свое служение Наум проходил после пр. Ионы и после разрушения Самарии, по всей вероятности в то время, когда ассирийское войско находилось в Иудее и угрожало Иерусалиму. Поражение Сеннахирима подле Иерусалима и послужило может быть поводом к самому пророчеству Наума. Из содержания книги пр. Наума открывается, что ассириане прошли чрез всю Иудею ( Наум.1:15 ), произвели страшное бедствие, ограбили и почти уничтожили ( Наум.1:9,12, 2:2 ). Но это нашествие ассириан было не иное, как нашествие Сеннахирима, потому что ни один из ассирийских царей не угнетал так тяжело Иудеи, чтобы она находилась уже на краю погибели. Выражение: «не будет уже слышан глас вестников твоих» ( Наум.2:14 по евр. тексту) особенно может относиться к посланникам Сеннахирима, которых он отправлял к Езекии ( Ис.36:13 и д. и 37:9 и др.), чтобы побудить его к сдаче Иерусалима и всецело подчинить Иудею своей власти. Таким образом время пророческого служения Наума можно с полною вероятностью относить ко второй половине царстования Езекии и признавать пр. Наума современником пр. Исаии, чем и объяснится, между прочим, некоторое сходство в пророчествах того и другого (ср. Наум.3:5 с Ис.47:2,3 ; Наум.3:7,10 с Ис.51:19 и д. Наум.1:15 с Ис.52:1,7 ). Более подробных и точных сведений как о лице пр. Наума, так и о времени его служения, не существует. Задачею его пророческого служения было доставить утешение горевавшему от бедствий причиненных ассирианами народу Божию и возвестить погибель гордым ассирианам и особенно столице их Ниневии. Обозрние содержания книги пр. Наума для последовательного ее чтения

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Ион.3:5 –10; 4:2,10,11. § 42. О Книге пророка Наума I. Надписание От имени писателя у евреев Нахум, а у греков надписывается Ναομ, Наум. II. Писатель Наум.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит утешителя; и действительно его пророчества писаны для утешения Израильского народа. 2. Род. Отца имел Елкесея ( Наум.1:1 ). Думать надобно, что сим именем и отечество его означается; ибо свидетельствует Иероним, что в его время было в Галилеи местечко, называемое Елкеса; притом и Михей не от роду своего, но от отечества Морасфитянин называется. 3. Звание. В звании находился пророческом, вероятно, что после Ионы, с пророчеством которого ( Наум.4:2 ), имеет некоторое соответствование ( Наум.3 ), в царство Иезекии, когда уже десять Израильских колен отведены были в плен в Ассирию; и ежели сие справедливо, то он современен был пророку Исаии. III. Особенности 1) Слог имеет краткий, важный, высокий и для частого пременения лиц неудобовразумительный. – 2) Весьма великое согласие находится между пророчествами Исаии и Наума не только в рассуждении вещи, но и самых выражений и слога ( Наум.1:13 ; снеси Ис.10:27 ; Наум.2:1 ; снеси Ис.52:7 ). – 3) Для Ассирийского царства был как некоторый Божественный миротворец. IV. Предмет пророчества Ниневия, столичный Ассирийский город. Наум1:1 . V. Случай. Оный подали нападения Ассириян на Божий народ; ибо они проповедью Иониною обратившись ко Господу, в том состоянии пребыли недолго, но устремившись в прежние беззакония, величайшие несчастия нанесли Израильтянам и Иудеям, и вторично вознамерились напасть на Иудею ( Наум.1 ); для того Бог по величеству Своего милосердия вторично Ассириян увещавал, дабы, ежели возможно, от приближающихся жестоких наказаний избавились. VI. Содержание Сие пророчество есть бремя для Ниневии ( Наум.1:1 ), то есть, суд Божий, на Ниневию изреченный, или предвозвестие погибели Ассирийского войска, разрушение града Ниневии и падения Ассирийского государства: ибо бремя в книгах пророческих значит изречение, угрожающее тягостью тем, до которых касается. Сие Наумово пророчество не в долгом времени исполнилось; ибо во время Иезекии войско Ассирийское истреблено ( 4Цар.19:35 ), а в царствование Иосии Ниневия разорена, и Ассирийское царство конец получило.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010