В пользу подлинности данной книги можно привести еще два соображения. Во-первых, критичность, с которой раскрываются поступки пророка. Такой подход скорее свидетельствует в пользу автобиографического характера книги. Во-вторых, идеи книги весьма далеки от жесткой позиции по отношению к иноплеменникам, характерной для послепленного периода. Однако она была внесена в канон. Книга пророка Ионы читается целиком в качестве паремии в Великую Субботу. 5.3. Книга пророка Наума Книга пророка Наума тоже говорит почти об одной только Ниневии — об Израиле практически ничего здесь не говорится. Но только речь идет о Ниневии уже совсем в ином состоянии: в момент после пленения Израиля. Возвещается окончательный суд над этим городом. Характерной особенностью этой книги и книги пророка Авдия (впрочем, как и Ионы) является то, что там никаких прямых обличений против израильтян, иудеев нет, нет и пророчеств об их будущей судьбе. Правда, поскольку падение Ниневии и разрушение Ассирии есть возвещение мира и безопасности для иудеев, пророк Наум говорит о том, что « Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» (Наум 1:2–3) и о том, что « благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1:7–8). То есть, для уповающих, для любящих Он есть покров и утверждение, для врагов Своих Он есть мститель и ревнитель; причем, обратите внимание, что Он « всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Интересно, что трижды тут есть указание на это « всепотопляющее наводнение», которое оказалось действительно пророчеством реальных событий, которые потом произошли. И если говорить о времени этих событий, то здесь упоминается о вторжении Ассирии в Египет и пророчествуется о ее разрушении. Таким образом, эти пророчества могли быть произнесены где-то в промежуток между 663 годом, когда Ассирийцы совершили разрушительный поход на Египет, и 612, когда Ниневия была уничтожена. В связи с тем, что Ниневия будет разрушена, Ассирия падет, Иудее говорит пророк так: « Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум 1:15). Снова здесь есть совпадения с книгой пророка Исаии, где говорится о стопах « благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость» (Ис. 52:7), и эти слова в послании к Римлянам относятся к апостолам и благовестникам Евангелия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Глава 3 1–7. Размышляя о причинах грозного суда Божия над Ниневиею, изображенного в двух первых главах, пророк здесь указывает эти причины: а) в том, что этот преступный город беспощадно проливал кровь других народов (ст 1–3) и б) в том, что для покоренных им народов он служил развращающим соблазнительным примером в отношении идолослужения и пороков всякого рода (ст. 4–7). 8–13. Затем, непреложность определения Божия о гибели Ниневии и самую возможность этой гибели пророк доказывает: а) указанием на гибель другого сильного города – Фив (ст. 8–10) и б) очевидною слабостью Ниневии, ничтожеством ее укреплений и сил пред лицем врага, являющегося орудием Бога Мстителя (ст. 11–13). 14–19. Наконец, еще раз утверждается неизбежность гибели Ниневии вследствие совершенной непригодности находящихся в ее распоряжении средств защиты; при этом гибель мировой столицы и мировой державы будет встречена единодушною радостью подвластных Ассирии племен, народов и стран. Наум.3:1 .  Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Наум.3:2 .  Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Наум.3:3 .  Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Пред Богопросвещенным взором пророка встает целое море крови, пролитой Ниневиею и давшей ей имя «города кровей» (ст. 1, ср. Иез 22.2–4 ), а также обмана, насилия, грабительства. Как проповедник покаяния, пророк желал бы подвинуть Ниневию на путь нравственного самоисправления, но вместе с тем как Богопросвещенный провидец будущего, он видит всю невозможность исправления для Ниневии, дошедшей уже до последней степени падения, и это двойное чувство в отношении ее выражает нередко употребляемым пророками ( Ис 10.1 ; Ис 18.1 ; Иер 48.1 ; Ам 6.1 ; Мих 2.1 ) горестным восклицанием «горе, увы!» (евр. гой), как позже с таким же восклицанием «горе» говорил о Ниневии же пророк Софония ( Соф 3.1 ), почти уже современник исполнения грозного пророчества Наумова об этой столице Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Кто же это, – говорили между собою ученики, – что и ветер и море повинуются Ему?» Кто же это мог быть, как не Сам Господь? . Васан и Кармил (4), наряду с Ливаном, – это были районы Палестины, наиболее богатые лесами. Ливан славился своими громадными вековыми кедрами. Но перед Господом блекнет цвет на Ливане. Неподвижные древние горы трясутся пред Ним (5). Это означает, что горы дрожат не только от подземных колебаний, но и от страха (ср.: Иез. 12:18 ). Земля колеблется перед Ним, и вселенная и все живущие в ней. Вероятно, Наум имел в виду последствия бурь и наводнений, которые он видел своими глазами и о которых слышал. 7–8 Здесь перед нами, как и в ст. За, уравновешивающее замечание о доброте Бога и – стремительное возвращение к основной теме. Благ Господь – убежище в день скорби – и знает надеющихся на Него. В Ветхом Завете довольно часто глагол «знать» означает не просто осведомленность, а заинтересованность и заботу (напр.: Исх. 33:12 ; Пс. 102:13–14 ). В NIVb ст. 8 вставлено слово Ниневия (а также в 1:11,14; 2:1). Сам пророк не упоминал название города вплоть до 2:8, вероятно, для того чтобы создать напряжение и вызвать вопросы у своих слушателей, а также для большего эффекта в момент произнесения этого названия. 1:9–15 Весть о наказании Ассирии и спасении Иудеи 1:9–11 Наказание злоумышленников 9 Здесь перед нами как бы новое начало. Подробно остановившись на преимуществах согласия с Богом и опасностях противостояния Ему, Наум обращается к врагам: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится». Заметьте, что тем, кто слышал это впервые, было нелегко сообразить, к кому обращается Наум. Ниневия еще не упоминалась (до 2:8), а непосредственное обращение к Иудее появится только в ст. 15. 10 Этот стих очень труден для перевода. Перед нами три различных образа бедствия: сплетшиеся… как терновник и неспособные пошевелиться; упившиеся как пьяницы и неспособные контролировать и защищать себя (ср.: Пс. 106:27 ; Прит. 23:29–35 ; Ис. 29:9 ); они пожраны будут [сгорят]… как сухая солома. Возможен другой перевод: «Хотя они и уподобятся сплетшемуся терновнику и промокнут от вина, они пожраны будут совершенно, как сухая солома». Другими словами, несмотря на то что они кажутся мокрыми и несгораемыми, они непременно вспыхнут от пламени Господа. 11 Считается, что здесь идет речь о Синахерибе, ассирийском царе, который восстал против Господа, разрушив 46 городов Иудеи и устроив осаду Иерусалима в 701 г. до н. э. 1:12–14 Противопоставление будущего Иудеи и Ассирии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

LXX вместо мефиц ст. 1 читали, вероятно, мeфiax (от пуах), почему и перевели εμφυσων, слав. вдыхаяй (в лице твое), что блаж. Феодорит относит к дарованию Богом новой жизни иудеям после гибели ассириян: «виновник сего для тебя Бог , который мановением своим, как бы неким дуновением, их сокрушил, а тебя освободил от их владычества» (с. 11). Но более естественным, лучше отвечающим контексту речи, является чтение еврейского текста, в котором обращение не к Иудее, а к Ниневии. Наум.2:2 .  Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили. (евр. 3). Теперь указывается главная причина роковой силы врагов Ниневии и всей тщетности ее усилий самообороны: врагом ее явится сам Иегова, имеющий именно через разрушение Ниневии, враждебной Царству Божию, восстановить это последнее, возвратить внешнюю красоту и внутреннее священное величие (евр. гаон, Vulg. Superbiam) Иакова-Израиля, т. е. избранного народа Божия вообще; «должно же знать, – замечает здесь блаж. Феодорит (с. 12), – что Иакову имя Иакова дано родителями, имя же Израиля – Богом, а то и другое имя принял народ, происшедший от Иакова. Посему, говорит Бог: за бедствия, какие потерпел ты, Иаков, от Ассириян, Я накажу их ради добродетели праотца, по которой придал Я ему и именование Израиля». Именно посредством гибели Ниневии должна быть восстановлена слава народа Божия, величие Царства Божия, потому, что именно Ниневия – в лице царей своих – Тиглат Пилезера Салманассара, Сеннахерима и др. – дала великих опустошителей Израиля – этого истинного виноградника Божия ( Ис 5.1 ), насажденного рукою Божьею, но беспощадно уничтожавшегося врагами ( Пс 79.9–14 ). Теперь, в момент восстановления красы Иакова и славы Израиля, пришло время отмщения прежним его поработителям – ассириянам (ср. Ис 33.1 ). Наум.2:3 .  Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. Наум.2:4 .  По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мих. 7 :9. Гнев Господень я снесу, — ибо согрешил пред Ним, — пока Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною, и выведет меня на свет, и я увижу правду Его. Мих. 7 :10. И увидит неприятельница моя и покроется стыдом говорящая мне: «где Господь Бог твой»? посмотрят на нее глаза мои: ныне она будет попираема, как грязь на дороге. Мих. 7 :11. Время очистки 112 кирпича, — день твоего истребления — день тот 113 , и отменит 114 законы твои день тот. Мих. 7 :12. И города твои будут уравнены 115 и разделены Ассирийцам, и укрепленные города твои будут разделены 116 от Тира даже до реки Сирской 117 , и от моря даже до моря, и от горы вплоть до горы: (то будут) дни 118 волнующейся воды. Мих. 7 :13. И будет земля с живущими на ней опустошена за плоды дел их 119 . Мих. 7 :14. Паси народ Твой жезлом Твоим 120 , овец наследия Твоего, обитающих уединенно в лесу среди Кармила! они будут пастись 121 в Васане и Галааде, как во дни древние. Мих. 7 :15. Как во дни исхода твоего из Египта, увидите чудеса. Мих. 7 :16. Увидят народы и устыдятся при всем могуществе своем, положат руки на уста свои и уши их оглохнут 122 , Мих. 7 :17. Будут лизать прах, как змеи, ползающие по земле, содрогнутся 123 в укреплениях своих, ужаснутся Господа Бога нашего и убоятся Тебя. Мих. 7 :18. Кто Бог, как Ты, прощающий 124 беззакония и невменяющий 125 нечестие останку наследия Твоего? Он не сохраняет гнева Своего во свидетельство 126 , ибо любит милость. Мих. 7 :19. Он обратит и ущедрит нас, и погрузит неправды наши и ввергнет в глубины морския все грехи наши. Мих. 7 :20. Явит истину Иакову, (и) 127 милость Аврааму, как Ты клялся отцам нашим во дни древние. Книга пророка Наума Глава 1 Наум. 1 :1. Пророчество о Ниневии. Книга видения Наума, сына Елкесеева. Наум. 1 :2. Бог — ревнитель и Господь — мститель; Господь мстит с яростию, Господь мстит противникам Своим и истребляет Сам врогов Своих. Наум. 1 :3. Господь долготерпелив и велика сила Его, и не оставит без наказания 2 Господь: в истреблении и потрясении путь Его, и облака — прах ног Его.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Можно ли считать адвентизм Христовой Церковью , когда по признанию самих сектантов их община известна только с 1844 года? Где ныне находится «сын беззакония» и «человек греха», о котором говорит Апостол во 2-м послании к Фессалоникийцам? Где в новом завете указано, чтобы христиане праздновали субботу? Как мог Моисей беседовать с Господом во время Преображения Господня, когда по учению адвентистов душа Моисея умерла вместе с телом? Откуда взяли адвентисты, что Господь явится второй раз для взятия на небо праведных и третий раз для суда над грешниками? Какое основание адвентисты имеют для того, чтобы отвергать учение Писания о вечности мучений? О людях, подобных сектантам, Апостол сказал: «слово их, как рак, будет распространяться», но и прибавил: «но они немного успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми» ( 2Тим.2:17 ; 2Тим.3:9 ). По возможности мы должны исполнять долг наш: таковых «наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тим.1:9). Этой последней цели мы и старались по силе, какую дал Бог , послужить во всем вышеизложенном. 3аключение Все изложенное выше в настоящей работе представляет, как сказано нами в предисловии, группировку материала лекционных тетрадей после летних – 1914 года – Полтавских пастырско-миссионерских курсов. Хочется еще сказать в добавление несколько слов. Служащий в Μ. В. Дел, усердный исследователь сектантских учений, трудом коего мы воспользовались в первой части работы, уроженец Полтавского края, Семен Дмитриевич Бондарь сообщает в своем очерке адвентизма 7-го дня следующее. Один из видных проповедников адвентизма Лебсак (из Вильвы) доказывал С. Д-чу в частной беседе, что «Библия предсказала даже электрические трамваи как знамение последняго времени». Так, пророк Наум говорит ( Наум.2:5 ): «По улицам опрометью стремятся колесницы, гремят на площадях блеск от них, как от огня; сверкают, как молния». По мнению адвентистского проповедника эти колесницы суть ничто иное, как наши электрические трамваи. В действительности прор. Наум предсказывал в своей книге гибель Ниневии от руки Израиля, причем в приведенном стихе пророк описывает колесницы Израиля. На одном из молитвенных собраний адвентистов в Риге проповедник из г. Омска Г; К. – тоже – Лебсак доказывал, что миссия, или пропаганда адвентизма предсказана пророком Исаией; так в Ис.66:19 говорится: «и положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою». Тубал упоминаемый пророком, по мнению адвентистского проповедника, есть Тобол, Тобольская губерния. В действительности Тубал есть наименование одного из племен Малой Азии (иначе Табал, у Геродота – Табарены 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Феодорит, с. 13). «Под рабынями Ниневии должно метафорически понимать меньшие города, селения и деревни. Или, может быть, взятые в плен женщины подвергались угрозам пред глазами победителей, и столь сильный будет ужас, что печаль не будет выражаться даже в рыданиях и воплях, но безмолвно, про себя будут стонать и с глухим шепотом глотать слезы подобно воркующим голубям» (блаж. Иероним, с. 279). Подобный образ встречается в Ис 38.14 ; Ис 59.11 ; Иез 8.16 ); биение в грудь ср. Лк 18.18 ; Лк 23.27 . Наум.2:8 .  Ниневия со времени существования своего была как пруд, полный водою, а они бегут. «Стойте, стойте!» Но никто не оглядывается. Наум.2:9 .  Расхищайте серебро, расхищайте золото! нет конца запасам всякой драгоценной утвари. Наум.2:10 .  Разграблена, опустошена и разорена она, – и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели. евр. 9–11. Теперь пророк переходит к изображению того бедственного состояния, в котором окажется Ниневия по вторжении в нее осаждающих врагов, – состояния, резко противоположного прежнему благосостоянию, могуществу и величию столицы Ассирии. Былое величие и могущество Ниневии пророк выражает прежде всего сравнением ее ст. «прудом полным водою» (евр. киарехат – майм), чем обозначается полное процветание Ниневии во всех отношениях: многочисленность ее жителей (народы и племена в Библии не раз сравниваются с водами, напр. Откр 18.15 ), а также обилие всех благ земных, материальных и духовных (таков в Библии смысл выражений «вода живая», «вода жизни», Иер 2.13 сл. Ин 4.10–15 ; ср. также библейские символические изображения земного благополучия и будущего блаженства, напр. Пс 1.3 ; Пс 13.13 ; Иер 47.1–13 ). Такою Ниневия была «со времени существования своего» (евр. мимеги; таргум Ионафана мийомекедам «от дней древности»). Последнее выражение иначе прочитано и передано у LXX-mu и в Вульгате, читавших очевидно не миме, от дней, а меймейя, воды ее (LXX: υδατα αυτης, Vulg. aquae ejus, слав. воды ее). Общий смысл места, однако, одинаков: благополучие Ниневии было полное. Но теперь пришел ему конец: город покидают, предвидя его гибель, жители его многочисленными толпами, и никакие ободряющие крики начальников-защитников Ниневии не подействуют; панический ужас овладел жителями, никто из них не только не помышляет остановиться и стать на защиту города, но и не смеет просто оглянуться назад (ср. Иер 46.5 ). «При таком множестве населявших этот город, что уподоблялась купели, наполненной водой и изливающей из себя избыток, все одно имели в виду – бежать, не останавливаясь даже и оглянуться назад» (блаж. Феодорит с. 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ты, следовательно, притво­ряешься, говоря о молитве? Не притворяюсь, говорит, так как у истины нет притворства; а одно соответствует (боже­ственному) достоинству, а другое приличествует домостроитель­ству. Итак, почему Ты дунул в лицо апостолов? Мне, говорит Спаситель, воскресши из мертвых, подобало даровать миру начаток жизни. Так как Адам при создании получил дыхание жизни («и вдунул, — говорится, — ...Бог... в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7), то Я, говорит, находясь здесь, воз­вращаю то, что тот получил и погубил. Я воздвигаю пад­шего, обновляю растленного, оживляю мертвого. О моем домо­строительстве свидетельствует и пророк, возвещая о моем дуновении.    Какой же именно пророк предвозвестил об этом святом дуновении? Слушай, что говорит один из двенад­цати пророков, по имени Наум: «празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум.1:15). Пророк благовествует о новой благодати, говоря, что древнее престало, является новое. «Празднуй... праздники твои». Почему он говорит: «празднуй»? По­тому, что в праздник Пасхи должно было совершиться вос­кресение. «Празднуй, — говорит, — Иудея, праздники твои, исполняй Богу обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (т.е. прежнему наступает конец). Почему же кончается прежнее? «Взыде, — говорит, — из земли вдыхаяй в лице твое и отемляй тебя от оскорбления» (Наум.2:1). Но воз­вратимся опять к началу. «Празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый». Какие праздники? Древние праздники, которые были образом новых. Первый день опресноков, — если кто будет тщательно исследовать, — был образом страдания. За ним день Пятидесятницы, бывший образом сошествия святого и досто­покланяемого Духа. День кущей был образом кущей небес­ных. Потому-то и Господь, желая показать, что эти кущи, по­скольку они были временны, суть образ будущих кущей, го­ворил богатым мира сего: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3382...

Ты, следовательно, притворяешься, говоря о молитве? Не притворяюсь, говорит, так как у истины нет притворства; а одно соответствует (Божественному) достоинству, а другое приличествует домостроительству. Итак, почему Ты дунул в лицо апостолов? Мне, говорит Спаситель, воскресши из мертвых, подобало даровать миру начаток жизни. Так как Адам при создании получил дыхание жизни («и вдунул, – говорится, – ...Бог... в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ), то Я, говорит, находясь здесь, возвращаю то, что тот получил и погубил. Я воздвигаю падшего, обновляю растленного, оживляю мертвого. О Моем домостроительстве свидетельствует и пророк, возвещая о Моем дуновении. Какой же именно пророк предвозвестил об этом святом дуновении? Слушай, что говорит один из двенадцати пророков, по имени Наум: «Празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» ( Наум.1:15 ). Пророк благовествует о новой благодати, говоря, что древнее престало, является новое. «Празднуй... праздники твои». Почему он говорит: «празднуй»? Потому, что в праздник Пасхи должно было совершиться воскресение. «Празднуй, – говорит, – Иудея, праздники твои, исполняй Богу обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (т.е. прежнему наступает конец). Почему же кончается прежнее? «Взыде, – говорит, – из земли вдыхаяй в лице твое и отемляй тебя от оскорбления» ( Наум.2:1 ) . Но возвратимся опять к началу. «Празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый». Какие праздники? Древние праздники, которые были образом новых. Первый день опресноков, – если кто будет тщательно исследовать, – был образом страдания. За ним день Пятидесятницы, бывший образом сошествия Святого и Достопокланяемого Духа. День кущей был образом кущей небесных. Потому-то и Господь, желая показать, что эти кущи, поскольку они были временны, суть образ будущих кущей, говорил богатым мира сего: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иер. 52 :26. И взял их Навузардан военачальник и привел их к царю Вавилонскому в Девлаф. Иер. 52 :27. И избил их царь Вавилонский в Девлафе, в земле Емаф. И переселен был Иуда из своей земли. Иер. 52 :28. Вот 1322 народ, который переселил Навуходоносор в седьмой год: Иудеев три тысячи двадцать три. Иер. 52 :29. В восемнадцатый год Навуходоносор переселил из Иерусалима восемьсот тридцать две души. Иер. 52 :30. В двадцать третий год Навуходоносора Навузардан военачальник переселил Иудеев семьсот сорок пять душ, а всего четыре тысячи шестьсот душ. Иер. 52 :31. И в тридцать седьмой год по переселении Иоакима 1323 , царя Иудейского, в двадцать пятый 1324 день двенадцатого месяца, Евильмеродах, царь Вавилонский, в первый год своего царствования, возвысил 1325 Иоакима, царя Иудейского, и вывел его из дома, в котором он был под стражею, и говорил ему доброе. Иер. 52 :32. И поставил престол его выше царей, которые были с ним в Вавилоне. Иер. 52 :33. И переменил темничную одежду его, и он хлеб всегда пред лицем его, во все дни жизни своей. Иер. 52 :34. И содержание 1326 ему давалось всегда от царя Вавилонского, до самого дня его смерти, во все дни жизни его. Плач Иеремии Предлагаемый перевод книг малых пророков есть продолжение вполне аналогичного перевода кн. Притчей (Казань, 1908 г.), Исаии (К., 1909 г.), Иеремии и Плача (1910 г.), Иезекииля (1911 г.) и Даниила (1912 г.), и составлен по тому же плану и типу и по тем же текстуальным изданиям, как и предыдущия работы 1 . Посему вопросов, изложенных во Введениях к вышеупомянутым работам, повторять не будем. Что касается характера славянского перевода, в его отнощении к греческому оригиналу, то, как и в книгах Притчей, Исаии и Иезекииля, признаем его точность в сравнении с текстом перевода LXX толковников, особенно по александрийскому кодексу, до копиизма. Уклонения в обширном тексте всех 12 книг малых пророков (67 глав) в славянском переводе, по сравнению со всеми известными ныне оригиналами: еврейским, греческим и латинским, мы нашли лишь в след. местах. Неимеющия себе нигде соответствия, а потому оскобленные в печатных изданиях славянской Библии, чтения замечены нами в след. главах и стихах: Ос. 7 :5-8, 8:5, 9:15, 10:5, 12:14, 13:3; Иоил. 1 :16; Ам. 3 :2, 5:16, 8:5, 9:2; Ион. 4 :9-11; Мих. 1 :11, 7:20; Наум. 1 :14-15; Зах. 1 :4, 6:1, 7:3; Мал. 3 :17. Неоскоблены в слав. переводе дополнения против греческого оригинала: Иоил. 2 :24; Ам. 2 :2; Наум. 1 :15; Агг. 2 :11; Зах. 6 :3. (всего 27 слов)

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010