Осаждавшие прекрасно понимали, что им не взять город штурмом, что тараны и стенобитные машины бессильны против мощных 24-х метровых городских стен, имевших, к тому же, толщину 10 метров. И тогда участь Ниневии была решена с помощью военной хитрости: нападавшие решили, что вместо них будет действовать мощная река, на протяжении многих веков надёжно защищавшая город от врагов. В результате трёх сражений, о которых повествует хроника, союзникам, по-видимому, удалось овладеть системой плотин на реке Коср-Су (Хоср), что позволило сбросить её воды в городские рвы и по руслу, через «речные ворота» ( Наум 2:6 ), прорваться в город. По другой версии, запрудив Тигр, союзники заставили его изменить течение и воды реки хлынули в город. Мощный поток, пробив городскую стену, открыл широкую брешь осаждающим. Это подтверждают археологические раскопки, обнаружившие наличие песка и гальки в холме Куюнджик. Таким образом, река стала «врагом города», разрушила часть оборонительных укреплений и дала возможность неприятелю ворваться в город и разграбить его. На улицах Ниневии начались ожесточенные бои, но силы оказались неравными. Слишком велика была ненависть, веками копившаяся против «города крови» и «логовища львов», чтобы ожидать какую-либо пощаду или снисходительность со стороны победителей. «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нём грабительство. Слышны хлопание бича и стук крутящихся колёс, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несётся конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Это – за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продаёт народы и чарованиями своими – племена». Таким живым и образным языком описывал пророк Наум необузданную мощь врагов Ассирии (3:1–4). Подобно дуновению палящего тропического ветра, они убивали и сжигали всё, что попадалось им на пути. «Там пожрёт тебя огонь, посечёт тебя меч...» ( Наум 3:15 ). Жилые дома, царские дворцы, храмы и стены Ниневии превратились в груды развалин. Ассирийская знать, попавшая в руки победителей, была умерщвлена или закована в цепи и уведена в плен. «Решено: она будет обнажена и отведена в плен» ( Наум 2:7 ). Впрочем, добыча столь несметна, что её хватает на всех: «Расхищайте серебро, расхищайте золото! Нет конца запасам всякой драгоценной утвари» ( Наум 2:9 ). В отчаянии ассирийский царь Син-шарру-ишкун запирается в своём величественном дворце и поджигает его. Среди этого разбоя и пожара сохранились лишь «глиняные книги» из библиотеки Ашшурбанипала, которые не представляли для варваров-завоевателей никакой ценности. Они уцелели, погребённые под грудами развалин царского дворца. Огонь не повредил их, хотя многие из них разбились на куски при падении с полок. Они пролежали в земле 2500 лет, пока в середине ХІХ века их не обнаружил Генри Лэйярд.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Нек-рые исследователи полагают, что 2 части заглавия возникли на разных этапах составления и редактирования Книги прор. Наума (см.: Seybold. 1989. S. 33; Fabry. 2006. S. 86-94). II. Книга прор. Наума начинается гимном, в к-ром идет речь о теофании Яхве (Наум 1. 2-8). В нем воспевается власть Яхве над стихиями, над морями и реками, горами и всей вселенной (Наум 1. 2-6). В гимне подчеркивается, что «благ Господь» к уповающим на Него (Наум 1. 7) и беспощаден к врагам (Наум 1. 2, 8). Завершается гимн предсказанием гибели Ниневии (Наум 1. 8). С сер. XIX в. ученые предполагали, что данный отрывок представлял собой акростих, каждая строфа которого начиналась с новой буквы алфавита (с «алефа» по «тет» или по «каф»). Авторство гипотезы об акростихе принадлежит Г. Фронмайеру (G. Frohnmeyer), к-рый сообщил о своем открытии Ф. Деличу , сделавшему ее достоянием общественности ( Delitzsch. 1867. S. 107). Гипотеза была почти повсеместно принята исследователями, хотя и основывается на допущении того, что подлинный текст гимна был изменен (нет строк, начинающихся с букв «далет», «зайин» и «йод»). Кроме того, неизвестны причины, по к-рым данный акростих не был завершен (содержит лишь 11 строф, а не 22 по числу букв евр. алфавита - см.: Perlitt. 2004. S. 7-11; Fabry. 2006. S. 33-34, 125-142). III. В Наум 1. 9-2. 2(3) пророчества чередуются с предсказаниями суда над врагами Яхве (Ассирией) и обещаниями спасения для Иудеи и Израиля. В частности, в Наум 1. 9-12a предсказывается опустошение Ассирии и Ниневии. В Наум 1. 12b - 13 (прямая речь Яхве) Бог обещает больше не причинять страданий Иудее и освободить ее от чужеземного ярма. Наум 1. 14 - это пророчество об истреблении ассир. идолов и о гибели Ассирии . В Наум 1. 15 (2. 1) Иудее возвещается «благая весть»: по ее земле больше не будет проходить нечестивый (древнеевр.  ). В Наум 2. 1(2) пророк обращается к Ниневии, призывая ее приготовиться к приходу «разрушителя», далее 2. 2(3) он предсказывает восстановление величия Иакова (    ). Для текста этого отрывка характерна постоянная смена адресата: «вы» (враги Яхве) в Наум 1. 10, «ты» жен. рода (Ниневия) в Наум 1. 11; 2. 1(2), «ты» жен. рода (Иудея) в Наум 1. 12-13, 15 (2. 1), «ты» муж. рода (Ашшур) в Наум 1. 14. По этой причине некоторые исследователи полагали, что собранные в нем пророческие речения разнородны по происхождению (см., напр.: Mason. 1991. P. 65-66).

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Сначала пророк возвещает, как Господь, ревнитель и мститель, хотящий воздать врагам народа Божия за их злодеяния, во всеоружии своего всемогущества, пред которым все трепещет, идет на Ниневию ( Наум.1:2–8 ). В другой раз не будет так бедствовать Иерусалим от Сеннахирима: потому что внезапно и беспощадно будут истреблены ассириане; намерения Сеннахирима прийти еще с большею силою – не удадутся. Израиль освободится от ассириян, и Сеннахирим погибнет в доме бога своего, на которого надеется ( Наум.1:9–14 ). – После этого пророк возвещает Иуде радостную весть о погибели его врага ( Наум.1:15 ), и затем обращается к Ниневии и предскзывает ей, что против нее идет завоеватель (Мидяне и Халдеи), посредством которого Господь отомстит Ниневии злодеяния ее против народа Божия; завоеватель этот истребит их в конец; он страшно вооружен; союзники Ниневии падут от его силы и Ниневия будет завоевана ( Наум.2:1–6 ). Многолюдный город совершенно будет опустошен; все жители его отведены будут в плен ( Наум.2:7,8 ); собранное ниневитянами в свой город, как бы в пещеру, завоеватель совершенно разграбит ( Наум.2:9–12 ) и тем положит конец насилиям Ниневии ( Наум.2:13 ). Она заслужила наказание за свое блудодеяние, увлекая все народы земли своими хитростями ( Наум.3:1–4 ); блудница предана будет посрамлению пред всеми народами земли ( Наум.3:5–8 ). Ниневии также мало поможет ее сила, как и Но-Аммону, (т.е. Фивам, в верхном Египте, весьма укрепленному и поддерживаемому союзниками городу); подобно ему погибнет Ниневия, когда наступит время, и никакая защита не поможет ей ( Наум.3:8–15 ). Во время бедствия Ниневии исчезнут многочисленные ее купцы, князья и воеводы будут убиты, народ рассеян: никто не удержит погибели ( Наум.3:16–18 ). Как обрадуются народы, избавившись от притеснителя ( Наум.3:19 )! Исполнение пророчества Наума о падении Ниневии Предсказание пророка Наума о падении и разрушении Ниневии в точности исполнилось в 606 году пред P. X. Три года Киаксар Мидянин, вместе с вавилонским царем Набопалассаром, держал в осаде крепкий город Ниневию, пока необыкновенное наводнение Тигра, сделавши большой пролом в городской стене, не отворило ворот завоевателю ( Наум.1:7,8, 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

VII. Конец Дабы гражданам царства Ассирийского и столичного града Ниневии, которые в прежние устремились беззакония, и сделались развращеннейшими прежнего, возвестить наступающее разрушение, а чрез то и Божий народ, который уже от Салманассара отведением десяти колен в Ассирию был отягощен, и которого Сеннахирим вознамерился жестоко утеснить ( 4Цар.18 ), утешить и поощрить к упованию на Бога. VIII. Разделение Разделяется пророчество на две части: В первой части содержится изречение Божие на Ниневию – Наум.1–3 , где: 1) Проповедь общая. Наум.1:1–12 . 2) Суд Божий. а. На Сеннахирима. Наум.1 :12с до конца. б. На Ниневию. Наум.2 . Во второй, причины разорения Ниневии. Наум.3 . %H6%IX. Пророчество о Христе Иисусе Наум.2:1 . Х. Места особливого примечания достойные Наум.1:2,3,6,7 . § 43. О Книге пророка Аввакума I. Надписание. От имени писателя у евреев Хаббакук, а у греков μβακομ, Аввакум. II. Писатель. Аввакум. Авв.1:1 . О нем должно знать: 1. Знаменование его имени, которое значит обнимающий, и пророку весьма прилично: ибо Иудеев как бы объемлет и утешает, и потому думали Иудеи, что он был сын Соманитянин. 4Цар.4:36 . 2. Род. О нем Священное Писание ничего не упоминает. 3. Звание. Исполнял пророческое звание ( Авв.1:1 ), во Иудеи прежде пленения Вавилонского ( Авв.2:20 ), в царство Манассии, как думают Иудеи; ибо оплакивает пророк разрушение прав и уставов, и предвозвещает наступающее Вавилонское пленение ( Авв.1:2,3,4,6 ; снеси 4Цар.21 ); – или в царствование Иоакима, по мнению Уссерия, который противополагает ( Авв.1:5,6 ), и что в третий год царства Иоакимова Халдеи напали на Иудею. Ежели сие правда, то современными ему были Иеремия и Софония. 4. Особенности. 1) Слог имеет чистый, важный, краткий и так сразмерный, что слова соответствуют смыслу. – 2) Явственнее паче прочих свидетельствует, что оправдиться пред Богом должно верою. Авв.2:4 . Сии слова апостол Павел в трех посланиях приводит. III. Случай Царь Ассирийский, разоривши царство Израильское, десять колен отвел в плен; приближалось также разорение, от пророков предсказанное, земле Иудейской, по причине развращенных нравов ее жителей. Потому все благочестивые боялись, что ежели предреченное угрожение самым делом исполнится; то легко все между язычниками погибнут, и общение Божие о пришествии Мессии уничтожится; для того Аввакум по повелению Божескому пророчества своих предшественников подтверждает и объявляет достойные за беззакония казни, но так, что утесненную истинную веру не оставляет без надежды и утверждения, и извествует каждого из благочестивых, что Божественные о Искупителе обещания пребудут непременны, хотя впрочем и разрушится правительство Иудейское, и что Халдеи в свое время погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Alex. In Nahum. 1. 4), и аллегорически указывает на истребление Христом всякого лжеименного знания (ср.: 2 Фесс 2. 8), в т. ч. учения философов и еретиков, которые пользуются «рекою красноречия», восставая против Бога ( Hieron. In Naum. 1. 4). Слова «запретит Он морю» (Наум 1. 4) напоминают евангельский сюжет на Галилейском м. (Мк 4. 38-41 - Tertull. Adv. Marcion. IV 20). Увядание Васана, Кармила и Ливана (Наум 1. 4) говорит как о погибели при кончине мира «сильных, знатных и утопающих в безмерном богатстве» (ср.: Лк 12. 20), так и о том, что в пришествии Господа утратит силу «все позорное и достойное стыда» ( Hieron. In Naum. 1. 4). Слова Наум 1. 5 о природных катаклизмах, сопровождающих явление Бога (потрясения гор и всей земли) и прославляющие Его власть над всей вселенной, истолковываются блж. Феодоритом как научение для тех, кто считали, что «Он есть только Бог иудеев» ( Theodoret. In Nahum. 1. 5). В то же время они предобразуют катастрофы во время пришествия Господа в конце времен (Мф 27; Лк 23) и в переносном смысле сообщают о низвержении сильных мира сего (ср.: Пс 33. 17 - Hieron. In Naum. 1. 5). Воспевание силы гнева Божия (Наум 1. 6) указывает прообразовательно на уничтожение Христом ради спасения верующих «начала и власти и миродержителей тьмы века сего, духов злобы» (Еф 6. 12; ср.: Лк 10. 19 - Суг. Alex. In Nahum. 1. 6). Слова о скалах, сокрушаемых Богом, понимаются в переносном смысле как метафора изменения грубых каменных людских сердец для жизни по заповедям Божиим (Пс 50. 19 - Hieron. In Naum. 1. 6). День скорби (Наум 1. 7) в таинственном смысле (ναγωγν) понимается как день Страшного Суда (ср.: Ис 13. 9 - Hieron. In Naum. 1. 7). Истребление потопом во мраке (Наум 1. 8) указывает на наказание иудеев, к-рые не захотели последовать призыву Христа и сделались противниками Божественного света (Ин 12. 35; ср.: Ис 59. 9 - Суг. Alex. In Nahum. 1. 7-8). Тьма постигнет гонителей святых (Мф 22. 13). Слова «разрушит до основания» переданы блж. Иеронимом в Вульгате как «положит конец месту его (loci eius)» на основании букв.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Глава 3 Потом Пророк вместе и изображает лукавство Ниневии, говоря, что это город «весь лживый, полн неправды» ( Наум.3:1 ) и описывает постигшие ее бедствия, уподобляя землетрясению стук колесниц, ржание коней, смятение всадников, и приводит в ужас перечислением оружий, говоря, что брони и мечи блистают, как молния. Предсказывает же и множество падших и истребление народов, собравшихся на помощь; говорит, что немного будет здесь спасшихся. Ибо сие выразил, сказав: Наум.3:3 . И изнемогут в народах своих от множества блужения. Из множества останутся немногие за идольскую прелесть и великое непотребство. Ибо то и другое Пророк называет здесь «блужением», и яснее видно сие из присовокупляемого. Наум.3:4 . Блудница добра и приятна, начальница волхвований, Живя в нечестии и беззаконии, казалась ты славною и знаменитою для тех, кто не умеет право судить о сущности вещей, и оставив Творца и Спасителя, Который покаявшуюся тебя сподобил великого человеколюбия, предалась волхвованию и все делала волшебством. продающая языки в блужении своем, и племена в чародеяниях своих. Не довольствуясь собственным своим нечестием, и подданных принуждала быть одних мнений с тобою. Посему-то Наум.3:5 . Аз, Господь всяческих, открыю задняя твоя к лицу твоему, и покажу языком срамоту твою, и царствам безчестие твое, Наум.3:6 . и возвергу на тя огнушение по нечистотам твоим, Сие: «открыю задняя твоя к лицу твоему» сказано в смысле переносном и взято с рабов, подвергаемых великому поруганию и бичеванию. Говорит же Бог: наказанием обнаружу беззаконие твое для всех, и царей и народов, и послужишь примером к пользе других. Ибо присовокуплено и сие: и положу тя в притчу. Наум.3:7 . И будет всяк видяй тя снидет с тебе, и речет: окаянная Ниневиа, кто постенет по ней? Откуду взыщу утешение ей?» Такому запустению предам тебя, что негодовавшие прежде на твое владычество преклонятся на милость (сие выражено словами: «снидет с тебе») и задумаются, как достойно оплакать это запустение. Наум.3:8 . Устроити струну, уготовити часть Аммону, живущая в реках: вода окрест ея, ей же начало море, и вода забрала ея:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Все эти черты ясно указывают на поход Сеннахирима на Иудею, на произведенное этим царем опустошение земли, на посольство им вестников к Езекии, чтобы вынудить у этого царя сдачу Иерусалима и через то жителей царства Иудова окончательно подчинить своей власти (сн. Ис.36–37 ). В своих речах пророк передал народу Божественное определение суда над утеснительницей Израиля ( Наум.1 ), возвестил исполнение этого определения, имевшее проявиться во взятии неприятелем, разграблении и разрушении Ниневии ( Наум.2 ), наконец высказал вину Ниневии и неизбежность ее погибели ( Наум.3 ). I. Божие определение суда над Ниневией Приступая к изложению своего грозного предсказания о Ниневии, пророк делает надпись, в которой показывает содержание и предмет своей предстоящей речи. «Бремя Ниневии», говорит он, – предметом речи пророка будет служить грозное изречение судьбы Ниневии. Это первое положение надписи определяется еще через второе положение, в котором высказывается форма предвозвещения Божия, лицо, изрекающее это предвозвещение. «Книга», читается это второе положение, «видения Наума элкомитянина 2 , – книга, в которой Наум элкомитянин изрекает о Ниневии то, что он созерцал в духе пророческом (1:1). «Иегова – Бог ревнитель и мститель» ( Исх.20:5 ; ср. 34:14; Втор.4:24; 59 ), возвещает Наум; «мститель Иегова», повторяет он, усиливая изображение, и чтобы еще более усилить прибавляет – «и Господь ярости», – Господь есть обладатель ярости самой пламенной, самой сильной. Против кого же Господь является особенным ревнителем своей праведности и святости? На кого же Он изливает месть? «Мститель Иегова», разъясняет пророк, «врагам своим ( Втор.6:15 ) и бережет гнев для ненавидящих Его». Правда, гнев свой Иегова не тотчас изливает на врагов своих, – «Иегова долготерпелив» ( Исх.34:6 ; Чис.14:18 ), – но долготерпение это есть следствие не бессилия Его, или слабости, а следствие любви Его и милосердия, потому что Он «велик могуществом» ( Чис.14:17 ), и «не наказанным греха не оставляет», – не оставляет без наказания ни одного греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Господь, в скончании и трусе путь Его, Вам Бог всяческих не окажет более человеколюбия, но подвергнет гибели. Сие сходно с сказанным в псалме: «вси путие Господни милость и истина» ( Псал. 24, 10 ), потому что истина требует не человеколюбия только, но и справедливого наказания. Посему под словом «путь» и здесь и там, разуметь должно дела. и облацы прах ног Его. Весьма кстати Пророк к пути присовокупил и «прах»: хочет же сим сказать, что ныне не окажет уже долготерпения, но подвергнет гибели, отовсюду обложив их тучею бедствий. И давая знать, как удобно совершает Бог все, что угодно Ему, Пророк присовокупил: Наум.1:4 . Запрещаяй морю, и изсушаяй е и вся реки опустошаяй Если соизволит в ничто обратить всю воду в море и реках; то во мгновение может сделать это. И доказательством сему Пророк представил то, что совершилось уже. Умалися Васанитида, и Кармил, и вся процветающая Ливана, оскудеша. Восхотев подвергнуть наказанию обитающих в Васанитиде, на Кармиле и Ливане, предал их вам; а вы, опустошив их поля, разграбив города и поработив жителей, предали совершенному запустению. Наум.1:5 . Горы потрясошася от Него, и холми поколебашася: и ужасеся земля от лица Его, вселенная и вси живущии на ней. Поскольку иные полагали, что Он есть Бог Иудеев только, Пророк не без причины научает, что Он единым мановением сотрясает горы и холмы, и всю землю с обитающими на ней. Слова же: «ужасеся земля» Акила перевел: «оцепенела», а Симмах: «подвиглась». Наум.1:6 . От лица гнева Его кто постоит? И кто сопротивится во гневе ярости Его? Ярость Его растаевает власти, и камение сотрошася от Него. Если превозносящихся своею властью и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию? Но как легко низлагает горделивых, так Наум.1:7 . Благ Господь терпящим Его в день скорбения, и знаяй боящияся Его. Показав, как благорасположен к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

От того течение речи или быстро и стремительно, как поток ярости гнева Божия ( Наум. 1 , ср. 3цар. 19:11), или кротко и спокойно, как Божественное утешение (ср. 2Кор. 1:4 ). И как утешение Иудеев было посредственной целью книги, а главной – предсказание неизбежной погибели Ниневии, то и голос утешителя – веяние легкого и приятного ветра – слышится реже (1: 9,15), чем гром божественного бремени, или великий и крепкий вихрь, разрушающий горы и срывающий скалы ( Наум. 1:6 и др. 3 цар, 19:11,12). IV. Подробное обозрение книги Троекратное повторение имени мстительного Иеговы, Бога отмщения ( Пс. 94:1 ), по духу еврейской речи, заставляет читателя сосредоточить все свои мысли и чувствования на непостижимом величии Божием и как бы напоминает о троекратной, требующей полного отмщения, укоризне, нанесенной народу Божьему Ассириянами (Парал. 5:26,4цар. 15:29,17, 6, или 18, 9)... Пророк с силой, свойственной впрочем и другим св. писателям ( Иоил. 2:1 . Пс. 18:10 ), изображает суд Божий на них. Определив отмстить врагам, Иегова идет на них, как некий воинственный вождь 35 . Не видно у него ни стрел, ни копий. Вместо их он ведет за собой всесокрушающую бурю 36 и вихрь, страшно потрясающий землю; от устремления этих страшных воинственных полчищ сгущаются облака и собирается грозовая туча, – то пыль под ногами Его: силе и быстроте победоносного шествия Его ничто не может противиться. Как всемирный и всемощный Владыка (ср. Авв. 3:8 ), Он своим запрещением иссушает море (ср. Лук. 8:24 ), и все реки делает безводными, как пустыня ( Ис. 50:2 . ср. Ис. 24:31 . Исх. 14:21 . Пс. 105; 9 . Иис. 3:13); всякую славу и богатство страны, все, что есть лучшего и крепкого, красивого и плодоноснейшего 37 , Он силен уничтожить ( Ам. 4:1 . Мих. 7:14 ), – все увядает от бурного дыхания. А в вихрь, с каким он несется, и происходящем от того трусе (ср. 1, 3. Пс. 17:8 ), от страха пред божественным могуществом (яко прогневался на мя Господь), горы дрожат и холмы тают, как снег или воск от огня ( Пс. 96:5 , Иоил. 2:10 ), – в ужасе содрогается и воздымается 38 к небу земля со всеми живущими на ней. Самы скалы распадаются от него (ср. 3Цар. 19:11 ). Впрочем, сколь велик гнев Бога к злым врагам Его, столь же Он благ к благочестивым рабам своим. Прекрасен и величествен этот переход от изображения гнева и величия Иеговы к указанию Его благости; но в сущности это только другая сторона той же мысли, выдерживаемая и дальше (1:13,14, 2:1,2): пророчество потому бремя, что пророк – утешитель. Страшный врагам, Бог благ для Израиля ( Пс. 72:1 . Chald.), для терпящих Его – твердыня в день бедствия 39 , и не даст погибнуть прибегающим к Нему в уповании. Стремительным наводнением, подобно потоку, вырвавшемуся из берегов и не находящему препон в своем стремлении ( Ис. 8:8 ), всеразрушающему и опустошаемому, совершенно уничтожит 40 место ее 41 : тьма решительной и вечной погибели постигнет врагов Его 42 (ср. Иоил. 2:2 . Пс. 18:1, 32, 6 . Ис. 28:11 Иов. 23:17 . Пс. 3:2 . Соф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Слово Наум с Евр. значит утешитель. В 1-м стихе своей книги пророк называет себя Елкосеянин, каковое название указывает не на родословие, а на место рождения пророка. Это доказывается во 1) тем, что при родословии обыкновенно прибавляется слово сын ( Ис. 1, 1 ; Ос. 1, 1 ), которого нет в Еврейском тексте в данном месте; во 2) тем, что такая форма в священном писании всегда употребляется только при указании места рождения лиц незнатных по своим предкам, как и пророк, Михей назван Морасфитянин ( Мал. 1, 1 ), Ахия Спломитянин ( 3Цар. 11, 29 ) по месту происхождения ( Иер. 29, 27 ). LXX перевели – сын Елкесеева может быть на основании предания, по которому пророк, происходя из селения Елкоша, был и сын Елкесея, хотя записанного предания об этом нет. По преданию, записанному бл. Иеронимом, селение Елкоша находилось на Севере Галилеи в царстве Израильском, следовательно, Наум был по происхождению из Израильского царства, после его падения он, вероятно, переселился в Иудею и утешал иудеев. Этого мнения держатся почти все толкователи. Только в недавнее время некоторые ученые отыскали другое место рождения пророка в Ассирийском Елкоше на восточной стороне Тигра неподалеку от древней Ниневии, где показывают гробницу Наума; но сходство имен может быть совершенно случайное и находка какого-нибудь памятника дала повод к принятию оного за гробницу пророка, исповедовавшего против Ниневии (Эйхгорн и др.). О времени служения пророка Наума можно думать, что он пророчествовал в последние годы Езекии царя; это доказывается во 1) тем, что Израильское царство представляется в книге Наума уже разрушенным (2, 2), а падение его произошло в 6-й год Езекии (722 г. до Р. X.); во 2) тем, что в этой книге (1, 11) указывается на нашествие Сеннахирима на Иерусалим, а оно было в 14 год Езекии; в 3) тем, что в книге говорится об истреблении Египетского города Аммона (3, 8), что было в 13 год Езекии; в 4),Иудеи не обличаются в идолослужении, что указывает также на благочестивое царствование Езекии; в 5) Ниневия является еще во всем своем могуществе и блеске, что указывает на время Сеннахирима, после которого начинается упадок Ассирийского могущества, и наконец, 6) не называются по имени враги, имеющие разрушить Ниневию, что свидетельствует об отдаленном будущем. Итак, Наум был современником Исайи и жил в последние годы царствования Езекии после 14 года или 714 г. до Р. X. О других обстоятельствах жизни пророка ничего не известно. По преданию, он умер на 45 году жизни и погребен в своей земле. Содержание его пророчеств

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010