В период раздробленности Древнерусского гос-ва серьезному испытанию подверглось его церковное единство. Подчинение митрополитов К-полю давало им возможность держаться в стороне от княжеских усобиц. Рус. князья, как правило, не оспаривали независимое от светской власти положение Предстоятеля Русской Церкви. Лишь кн. Изяслав Мстиславич попытался нарушить традицию и самолично назначить митрополитом рус. монаха Климента Смолятича , проведя его избрание и поставление Собором рус. епископов (1147). Кн. Юрий Владимирович Долгорукий , заняв Киев, поспешил принять из К-поля митрополита-грека Константина I , к-рый анафематствовал Изяслава и Климента и сместил их сторонников (1156) ( Соколов. 1913. С. 91-95). Кн. Юрий Долгорукий неизменно действовал как союзник Византии; однако гипотеза о визант. происхождении его 2-й супруги, матери кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо , не имеет прочных оснований. Известно лишь, что имп. Мануил I принял в Византии вдову и младших сыновей Юрия Долгорукого (1162), предоставив княжичам Васильку и Мстиславу области во владение; позднее 4 города, составлявшие удел кн. Василька Юрьевича, получил «тавроскифский династ» Владислав, выехавший в Византию со всем своим домом ( Cinnam. Hist. P. 236; Бибиков. 1997. С. 67). Поставление кн. Андреем Боголюбским иконы Богоматери Владимирской. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 200 об.) Поставление кн. Андреем Боголюбским иконы Богоматери Владимирской. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 200 об.) Изгнавший мачеху и братьев кн. Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) творчески развивал визант. традиции для укрепления своего Владимиро-Суздальского княжества (прославление иконы Владимирской Божией Матери, введение праздника Покрова) и дерзал равняться с самим императором: в прославляющих князя сочинениях его победы над волжскими булгарами ставятся в один ряд с победами Мануила I над арабами и сельджуками, подчеркивается равенство императора и князя в «братолюбии» и справедливости. Андрей Боголюбский - первый рус. князь, чье имя упоминается в контексте определения имп. власти, сформулированного при имп. Юстиниане I (VI в.) Агапитом диаконом: «Естеством бо цесарь земным подобен есть всякому человеку, властью же сана вышьши яко Бог» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 592; Т. 1 (2). Стб. 370). Впрочем, в конфликте кн. Андрея с ростовским еп. Леонтом (ок. 1159-1164) из-за поста едва ли стоит усматривать антивизант. тенденции; за неск. лет до этого в столь важном для него вопросе о создании Владимирской кафедры властный рус. князь уступил авторитету К-польского Патриарха Луки Хрисоверга (см.: Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг//ВВ. 1962. Т. 21. С. 29-50; он же. «Житие Леонтия Ростовского» и визант.-рус. отношения 2-й пол. XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23-24; он же. Из истории русско-визант. церковной борьбы в XII в.//ВВ. 1965. Т. 26. С. 190-218; Vodoff V. Un «partie théocratique» dans la Russie du XIIe s.?//Cah. Civ. Méd. 1974. T. 17. P. 193-215).

http://pravenc.ru/text/372678.html

е. в догматизировании святоотеческих систем и мнений. Так как идея папского произвола у нас невозможна, то принцип святоотеческого предания, принцип «отечества», является единственно возможным у нас обнаружением иерархического произвола. Вот схема: «У папистов есть законодательное слово папы: оно решает все недоумения, которые могут возникнуть в определении смысла какого-нибудь изречения св. писания. Лютеране в этом случае руководятся собственным суждением. А православная церковь имеет для сего одну опору, опору самую основательную и незыблемую, – голос св. отцов церкви» (Проф. Чистович История перевода Библии на русский язык, 2 изд., стр. 301–303). В этом принципе католичествующая тенденция проявляется значительно слабее, чем в идее папской непогрешимости, это – лишь провинциальный католицизм, но мотив иерархического произвола в нём сказывается достаточно явственно. Это легко подметить, наблюдая эпохи наиболее интенсивного проведения принципа святоотеческого предания. Такова у нас была эпоха церковнойполитической) реакции, наступившая в конце первой четверти XIX века, с которой столь энергично боролся м. м. Филарет 731 . Церковной главой её был м. Серафим, союзник пресловутого Аракчеева и не менее пресловутого архим. Фотия —202— (полуфанатик, полуплут», – как его определил Пушкин), а своего высшего напряжения она достигла при обер-прокуроре гр. Протасове, иезуитском воспитаннике. Основными мотивами её были – подавление личной свободы церковным авторитетом, и противопоставление слову Божию церковного предания. В частности она направлялась против богословской науки, против перевода библии на русский язык. 1) Реакция направлялась против той научной постановки духовной школы, которую ей дала реформа 1808–1814 гг., и стремилась вновь повернуть её к латинскому схоластицизму. Значение реформы и направление реакции м. Филарет представляет так: «До преобразования духовных училищ некоторые из сих училищ полагали свою славу в преимущественном пред другими знании латинского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким характером отличается посланное Василием Великим частное письмо к папе Дамасу. В этом письме он просит Дамаса и других западных епископов прислать послов на Восток из единодушных с восточными епископами. Данное письмо проникнуто уважением к Римскому епископу Дамасу («достопочтеннейший отец») как к представителю обширнейшей областной церкви; но в нем просит помощи не сознающий свое ничтожество перед римским папой и не преклоняющийся перед могуществом папы (которое ограничивается словами письма 70-го: «…чтобы «вы» – западные епископы – восстали, прислали…»), a равный у равного, не подчиненный, а союзник, указывающий и основания для союза – это «уставы древней любви и мир отцов» (см. 70 п.), во имя которых он и просит помощи в своих невзгодах. Даже в таком крайне безвыходном положении Василий Великий остался верен церковным канонам, оттенив в письме к Дамасу его власть и положение. Само адресование письма к Дамасу с указанным обращением – т. е. «достопочтеннейший отец» (см. 70 п.) – выделяет римского епископа из среды других западных епископов не как пользующегося какой-то особенной властью, а как более уважаемого и представителя обширнейшей областной церкви и делает его посредником между Востоком и Западом и только. Эта роль или право чести, отдаваемое римскому папе как представителю обширной областной церкви, заключено в определенную рамку, указанную вышеприведенными правилами, определяющими власть и положение первенствующих епископов в церкви – каковых правил и держался Василий Великий . Почему, когда дело касается посольства на Восток, Василий Великий просит не одного папу, а вообще западных епископов (см. 70 п.). Еще рельефнее обрисовывается власть и положение римских епископов в церкви в дальнейших сношениях Василия Великого с Западом. Дамас счел лишним от своего имени отвечать на частное письмо к нему Василия Великого, почему диакон Савин и является с письмами от западных епископов (89 п.), в которых ни слова не говорится о просимых св. Василием Великим послах (90 п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

По свидетельству преподобного Нестора (память 27 октября/9 ноября) в его «Чтении о житии… Бориса и Глеба», князю Владимиру было «видение Божие», побудившее его к обращению. Но поскольку обращение ко Христу князя происходило уже в зрелом возрасте, то от начала обращения до окончательного принятия веры и крещения должно было пройти какое-то время в размышлениях, сопоставлениях, уяснении и восприятии христианских истин. За религиозной жизнью на Руси пристально следили те, кто так или иначе был связан с Русью и потому заинтересован в духовном ее развитии: православные греки на юге, Римская Церковь на западе, мусульмане Волжской Болгарии, иудаисты Хазарии на востоке. Правда, Хазария была совершенно разгромлена Святославом в 965–968 гг. Могучий каганат, союзник и опора Византийской империи, рухнул под натиском киевского князя, навсегда перестав существовать как государство! Часть земель его, в том числе некоторые земли по Дону и Северному Кавказу, Таманский полуостров (знакомая нам Таматарха, ставшая русской Тмутараканью), отошли к владениям Руси. Став подданными Руси, иудейские проповедники и книжники теперь, естественно, были особо заинтересованы в приобщении к иудаизму русской княжеской власти. Но обращением этой власти к своей вере были не менее озабочены и все вышеназванные стороны. Напряженное затишье в духовной жизни русского общества после грозового разряда 983 года вселило во всех ее соседей определенные надежды. В 986 году, по данным летописи, «пришли болгары магометанской веры… потом пришли иноземцы из Рима… пришли хазарские евреи… затем прислали греки к Владимиру…» И все проповедали свое. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы. В мусульманстве Владимиру, согласно летописи, как будто нравилась возможность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспособиться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Владимир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру… Проповедники ислама просчитались. Но не только в этом. Они не открыли Владимиру ничего нового о Боге, Его отношении к миру и человеку, о смысле бытия. Заповеди ислама об обрезании, воздержании от свинины и вина были использованы Владимиром как предлог, чтобы отвергнуть эту веру. И он сказал полушутливые слова: «Руси есть веселие питие, не можем без того быть».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

И вот сейчас у католиков главной задачей является не экспансия на Восток, а сохранение своей паствы в Европе. И Русская Православная Церковь, как вторая по численности последователей религиозная организация в мире, начинает рассматриваться ими как важнейший союзник в деле сохранения христианского наследия. Ведь от протестантов с их епископами-геями и пасторшами-лесбиянками ожидать особой помощи в этом деле не приходится. Плюс Русская православная церковь осталась единственной из крупных христианских церквей, которая не деградирует, а, наоборот, динамично развивается - свидетельством этому являются сотни новых приходов, открытых, кстати, трудами Патриарха Кирилла. ВЕЧНЫЙ ВОПРОС: ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО - Я, думаю, как человек верующий, имею право высказать претензии к пастырям. Приходы в России строятся, а паства вымирает, причем без мора и войн, почти по миллиону в год. И люди это либо православные по вере, либо потенциально православные. Как так? - По-настоящему воцерковленные семьи многодетны. Проблема в том, что воцерковленных прихожан довольно мало, хотя, по статистике, до 80 % людей считают себя православными. И сейчас одна из главных задач церкви состоит в том, чтобы увеличить процент воцерковленных, объяснять людям, что дети - это не обуза, а Божий дар. Что без детей жизнь не будет полноценной. Церковь намерена очень активно работать в этом направлении как поощряя деторождение, так и борясь с абортами и идеологией «чайлд-фри» (сознательный отказ от деторождения. - Прим. корр.). - Изменятся ли отношения государства и нового Патриарха? - Возможно, они станут более последовательными. К сожалению, в последние годы в них наблюдалась определенная многовекторность. Например, в дискуссии о введении в школе «Основ православной культуры» Патриарх Кирилл, будучи митрополитом, настаивал, чтобы этот курс был сугубо культурологическим, а вот некоторые иерархи трансформировали его в «Закон Божий». В итоге они предоставили дополнительные аргументы противникам всей этой инициативы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святитель умер в 1353 году вместе с великим князем Симеоном от моровой язвы. Святой Алексий. Споры о единстве митрополии Избранный еще при жизни Феогноста, его преемник святой Алексий был из боярского рода Плещеевых, родился в 1300 году и имел своим восприемником Калиту. Лет 20-ти он постригся в московском Богоявленском монастыре. Здесь заметил его митрополит Феогност и сделал своим наместником, а потом епископом владимирским. По смерти Феогноста святой Алексий поехал в Грецию и был посвящен в митрополиты (1354 года). Как видится, неоднократное поставление на митрополию русских людей стало обращать на себя беспокойное внимание греков; собор по случаю его поставления сделал оговорку, что Алексий поставляется митрополитом только как исключение, вследствие личных своих достоинств, но что впредь митрополиты должны посылаться на Русь непременно из греков. В то же время было снова определено отнюдь не разделять Русской митрополии на части, потому что, хотя митрополит и живет не в Киеве, а в Москве, но Киев все-таки остается его престольным местом. Но еще не выехал Алексий из Цареграда, как приехал сюда новый кандидат на митрополию Роман, человек знатного, княжеского рода, родственник второй жены Ольгерда, Юлиании Тверской. Его прислал сам князь Ольгерд, который, желая освободиться от церковного подчинения своей страны московскому митрополиту, захотел иметь своего собственного митрополита. Опасение, как бы в случае отказа Ольгерд не сделал в своей стране какого-либо вреда православию, а более всего богатые дары заставили патриарха Филофея посвятить и Романа, назначив ему в управление Литву и Волынь с кафедрой в Новгородке Литовском. Киев все-таки оставлен был за святым Алексием. Оба митрополита явились на Русь, и «сотворился, по рассказу летописца, мятеж во святительстве». Алексий покорился определению патриарха и его собора и довольствовался своею областью, но Роман не был доволен, домогался получить под свою власть и Киев с Брянской епархией, тоже уступленной Алексию, делал властные распоряжения в Твери, пользуясь тем, что Михаил Александрович Тверской был родственник и союзник Ольгерда.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Маниакальные завывания о " воцерковлении субкультур " наводят на обоснованные подозрения. Во-первых, что либералам хочется, чтобы русским мальчишкам и девчонкам Церковь благословила пребывать в группировках, где они калечат свои души и тела, где процветает наркомания, пьянство, и блуд (и никого не должны обманывать фарисейские призывы некоторых " рок-миссионеров " к этим ребятам бросить вредные привычки – оставаясь в той среде сделать это фактически нереально). Во-вторых, что с помощью такого придания этим субкультурам респектабельности их потом можно будет использовать для " оранжевой революции " в России. Вспомним, какую большую роль играла молодежная " биомасса " , как публично (!) выражались о ней кукловоды, во всех проамериканских " цветных революциях " . Не забыли еще высказывания фролеров? " Запад в целом и США в частности – это объективный союзник России... " , – так говорил Малер. Происходит некое социальное программирование движения, которое потом можно использовать для эффективных протестных акций. Причем это движение изначально приобретает респектабельный вид в глазах общества – ведь его как бы поддерживает Церковь – самый уважаемый общественный институт. Эффективные массовые акции возможны только при наличии не просто столичной толпы, но толпы, состоящей из хороших, в глазах народа, людей. Вероятно, далее, по логике процесса, " миссионэры " могут пойти к футбольным фанатам – в плане мобильности, агрессивности, управляемости это непревзойденная масса. Собственно, еще в Византии спортивные фанаты отличались: восстание " Ника " , например, чуть не свергло императора. Даже без поддержки Церкви. А уж теперь-то, при наличии современных технологий, и возможной поддержки Церкви, это вообще проще простого. Хотя, разумеется, замыслы кукловодов " миссионэров " могут быть и не столь глобальны, как московский майдан, но даже и в плане поддержки определенных партий, блоков, финансовых групп – это сила. Прямо-таки маниакальная тяга фролеров к субкультурам вынуждает сказать и еще несколько слов по поводу психологии этих людей, которым кажется, что лучшие православные – это " зрелищные православные " .

http://religare.ru/2_72062.html

За относительно короткую жизнь Василий Великий написал корпус творений, которые принадлежат к самой драгоценной сокровищнице в патристическом наследии. Широкий читательский интерес на протяжении веков вызывал его «Шестоднев» – компендиум естественнонаучных знаний эпохи позднего эллинизма и одновременно книга, полная мудрых и остроумных христианских нравственных наставлений. Вершина его богословского творчества – «Опровержения на защитительную речь злочестивого Евномия». Самонадеянному гносеологическому оптимизму Евномия, утверждавшего, что человек способен постигнуть сущность Бога, если ему известно Его действительное имя – Нерожденный, святой Василий противопоставляет апофатическую идею о непознаваемости Божества силою тварного человеческого ума, так что единственным источником знания о Нем является Его собственное Откровение о Себе, содержащееся в Священном Писании и Предании Церкви. Предвосхищая мысли святителя Григория Паламы, Василий Великий писал: «Постижение сущности Божией выше не только человеков, но и всякой разумной природы; под разумною природой разумею природу тварную. Ибо токмо Сыну и Святому Духу ведом Отец… А мы… из творений уразумевая Творца, приобретаем познание о Его благости и премудрости» . Святому Василию принадлежит огромной важности шаг в развитии богословского осмысления Троического догмата. Именно он довел тринитарную терминологию до той чеканной строгости, до технического совершенства, которой она не обладала ни в творениях ранних отцов, ни у Оригена, ни даже у Афанасия Великого, не различавшего строго понятия усиа (сущность) и ипостась, по преимуществу прилагая эти определения к Отцу и именуя Божественного Сына Его ипостасной Премудростью, единосущной Отцу, чем давал повод восточным богословам, в том числе и чуждым арианской идеи об отличии Сына от Отца по сущности, подозревать его в криптосавеллианстве, тем более что союзник святого Афанасия Маркелл был справедливо осужден на Антиохийском соборе 341 года за савеллианскую тенденцию, которой святой Афанасий не замечал или, по меньшей мере, не придавал важного значения.

http://pravoslavie.ru/47935.html

Ближайшим сотрудником Аркадия был Марин (диакон, потом пресвитер), к которому прп. Максим будет направлять свои наиболее важные Богословско-полемические сочинения разных периодов полемики, в том числе при жизни Аркадия (ум. ок. 643 г.) 132 ; очевидно, настоящим их адресатом являлся Аркадий. Именно на Кипре по благословению архиеп. Аркадия на основе жития, написанного свв. Софронием и Иоанном Мосхом , будет составлено житие свт. Иоанна Милостивого 133 , в котором весьма высоко говорилось и о ближайших советниках патриарха – свв. Иоанне Мосхе и Софронии. Следующий епископ Кипра Сергий в мае 643 г. напишет папе Феодору, что Аркадий, пусть даже по икономии хранивший молчание в спорах, был на стороне православия и Рима и завещал ему следовать тем же путем 134 . Из всего этого можно сделать вывод, что, несмотря на определенную напряженность, которая могла иметь место между свт. Софронием и архиеп. Аркадием на раннем этапе моноэнергистского кризиса, в конечном счете последний рассматривался, возможно, свт. Софронием и уж точно прп. Максимом как важный стратегический союзник, способный к тому же хоть как-то повлиять на церковную политику в Константинополе. О том, что архиеп. Аркадий до самой своей смерти не переставал умолять принявших Экфесис отказаться от монофелитства, прп. Максим свидетельствует в opusc. 12: PL 129, 575B, так что и переписка прп. Максима с Марином наверняка играла важную роль в доведении до Аркадия аргументов в пользу православного учения, которое он, в сущности, разделял. Это следует иметь в виду, обращаясь к соответствующим Богословско-полемическим сочинениям. Если же вернуться к вопросу о начале спора о моноэнергизме, то, как бы ни решался вопрос о «Кипрском соборе», можно предположить, что к раннему периоду полемики, вероятно, еще до принятия Псифоса, относится opusc. 5 прп. Максима, датируемое Шервудом ок. 633 г. 135 , где, как отмечает этот исследователь, прп. Максим выказывает себя сторонником учения о двух энергиях и полемизирует с учением об одной (что было запрещено Псифосом, который прп. Максим принял, а значит, скорее всего, opusc. 5 было написано до него). Прп. Максим, что примечательно, приводит аргументы философско-богословского и отчасти диалектического характера (а не разбирает цитаты из Писания и отцов), сходные по своему типу (но, разумеется, не по содержанию) с аргументами теоретика моноэнергизма Феодора Фаранского в его письме к Сергию 136 . Не исключено, что opusc. 5 имеет какое-то отношение к полемике вокруг моноэнергизма на Кипре, в которой на ранней стадии споров (и безотносительно к «собору») мог так или иначе принять участие через своего ученика Анастасия прп. Максим, как об этом говорится в Псогосе 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В детском саду в среду и пятницу ребенок может вполне отказаться от мясных блюд, а съесть только гарнир. Ничего страшного с ним не случится. Вечером покормите его рыбой с салатом. Пускай ограничит себя в сладком. Для человека пятилетнего возраста это уже будет значимо не менее, чем пост для взрослого. 24. Что делать, если один из родителей против того, чтобы ребенок постился? Привлечь ребенка на свою сторону. Он – ваш союзник, с которым вы должны быть вместе. Нельзя всякий раз идти на поводу у того, кто хочет жить менее благочестиво. 25. Если ребенок в семье много времени проводит с дедушкой и бабушкой, а они против поста? Все-таки довольно многое зависит от принципиальности, которую мы проявим. Чаще всего дедушки и бабушки стремятся к общению с внуками и внучками. Но им хочется и воспитывать их по-своему, и кормить их по-своему, однако если перед ними поставить вопрос о возможности общения при соблюдении некоторых правил, определенных родителями, и только при таких условиях давать внуков, то 99 процентов дедушек и бабушек пойдут на соблюдение выдвинутых им ультиматумов. Конечно, при этом они будут скорбеть, упрекать, называть вас самодурами, безумцами и мракобесами, которые калечат своих детей, но в этом случае лучше проявить настойчивость. 26. Когда начинать приводить маленьких детей на литургию? Маленьких детишек лучше приводить не на целую службу, потому что выдержать два с половиной часа богослужения им не под силу. Самое лучшее – привести ребенка за некоторое время до Причастия, чтобы пребывание в Церкви было для него светлым, радостным и желанным, а не тяжелым и мучительным, ради которого нужно не есть и долго томиться, ожидая непонятно чего. Думается, разумно было бы ездить в храм в один воскресный день всей семьей, а в следующий пусть кто-нибудь из родителей постоит на полной службе, а другой останется с детьми или приведет их к концу богослужения. Пока дети маленькие и у матери ночные кормления, постоянные домашние хлопоты, так что бывает, дома некогда помолиться, надо ей дать возможность хотя бы раз-два в месяц прийти на Божественную литургию одной, без детей, а муж пусть побудет с ними дома, даже и в воскресенье – Господь примет это как жертву, угодную Ему.

http://azbyka.ru/semya/roditeli-i-deti-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010