По воспоминаниям И., реставрировать росписи никто не брался, лишь в нач. 50-х гг. XIX в. церковный живописец Малахов, выполнивший аналогичные работы в Пицундском (Бичвинтском) соборе во имя ап. Андрея Первозванного, согласился на реставрацию; ему было выделено 5 тыс. р. Однако живописец, уехавший в Москву на поиски материалов и помощников, неожиданно умер, и «предприятие… кончилось ничем» (Там же. С. 78-79). В Самтавро, по сведениям И., проживали свыше 10 «произвольных подвижниц» (в то время в Грузии не было действующих жен. мон-рей), к-рыми управляла «благоразумной и строгой жизни» старица Дария, а после ее кончины - ее воспитанница кнж. Самегрело Дария (Дадиани; в мемуарах И. приводит сведения из ее биографии). И. указал, что строения Самтавро были отреставрированы на сумму ок. 15 тыс. р.; освящена келлия, построенная на месте, где в IV в. подвизалась св. равноап. Нина. Экзарх архиеп. Исидор постриг подвижниц и их руководительницу в монашество, назначил мон. Дарию настоятельницей монастыря; служил в обители причт из Светицховели. Синодальная контора составила штат, по к-рому на содержание мон-ря выделялось ок. 800 р. ежегодно; также обители были переданы огород и сад в Мцхете, приносившие доход свыше 1 тыс. р. в год (Там же. С. 79-82). На реставрационные работы в Алавердском соборе, «уважаемом не только христианами грузинского и армянского племени, но и непокорными горцами-язычниками и магометанами», было истрачено свыше 10 тыс. р. Тифлисский Сиони снаружи был обложен плитами алетского камня желтого и голубовато-серого цветов, была поставлена решетчатая ограда и сделан подъезд к церкви, крыша перебрана, вызолочен крест, установлен одноярусный иконостас, обновлена роспись. Наместник Кавказа кн. М. С. Воронцов, узнав, что для росписи собора недостаточно средств, выделил 3 тыс. р. и дал ссуду, а также предложил пригласить в качестве живописца кн. Г. Г. Гагарина , прибывшего в Тифлис по вызову Воронцова для росписи основанного в Тифлисе театра. Император одобрил предложение Воронцова и разрешил Гагарину годовое путешествие по Европе «для приискания образцов древней церковной живописи».

http://pravenc.ru/text/674987.html

Была ли польза от такого воспитания? Была. Дочери святой Софии, когда стало нужно, показали исповедание веры неуклонное, и ни угрозы, ни прельщения мучителя, ни сама смерть не могли заставить их отречься от веры в истинного Бога и в будущую блаженную жизнь. А про Макрину известно, что когда она выросла, несколько служанок не могли оказать столько услуг для Емилии, сколько оказывала одна Макрина... И дочь, никогда не разлучаясь с матерью, до такой степени заботилась о ней, что собственными руками пекла хлеб для нее и шила белье. Когда умер отец семьи, Макрина стала главной помощницей матери по управлению имениями, находившимися в разных местах. Важнее же было то, что Макрина влияла на нравственный строй всей семьи. Хотя мать уже стояла на довольно высокой ступени нравственной жизни, Макрина постепенно вела ее выше и выше примером своей самоотверженности (Преосвященный Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви). Что же следует из всего сказанного, матери-христианки? Во-первых, что главный ваш долг состоит в том, чтобы вы воспитывали своих детей, во-вторых, что этот долг труден, и, в-третьих, что если он труден, то и нужно учиться, как исполнять его, у матерей опытных и преимущественно святых. Но при этом, конечно, главная сила должна прежде всего заключаться в вас самих, в усердной собственной заботе вашей. Не будет заботы, а будет одна холодность в исполнении долга воспитания – никакой пример не поможет и все дело окажется бесплодным. Поэтому и просите себе у Бога побольше усердия в воспитании детей, и когда будет оно, поверьте, все будет хорошо в семьях ваших. Аминь. К православным женам о том, как они должны относиться к подругам своим, любящим наряжаться. Из жития святой преподобнойПелагии Антиохийской (8 октября cm. cm./21 октября н. cm.) К подругам своим, которые привыкли богато и изысканно наряжаться, большинство из вас, жены-христианки, относится не так, как следовало бы. Обычно вы смотрите на них или с осуждением, или с завистью.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Он сам был из числа этих семинаристов и свидетельствовал по священству, что слова этих стариц запечатлелись у него в сердце и послужили ему назиданием во всю жизнь. «Я поминаю, говорил он, имена этих монахинь каждый раз, когда Господь удостаивает меня священнодействовать при бескровной жертве, и не могу довольно воздать им, моим благодетельницам, за их материнские милости, оказанные мне в юности. Рядом с Ксенофонтой жили еще три единодушные старицы-схимонахини: Евгения, Евсевия и Ксанфия. Все три из богатых дворянских семейств. Они согласились вместе поступить в монастырь и жили в удивительном единомыслии. Одна из них – Евгения – была слабого здоровья и на боку имела широкую золотушную рану, которая часто разболевалась; но терпеливая труженица с постоянным веселием духа заботилась не отставать от своих матерей ни в каких духовных подвигах. Едва двигаясь, выходила она к церковным богослужениям и выстаивала их до конца, остальное же время в келлии проводила в постели, на которой, вместо одеяла, служила ей льняная постилка деревенского изделия. Между тем, родственники их присылали им хорошее содержание; но каждая из них не только не называла его своим, но и просила старшую из них, Ксанфию, предпослать все в вечную жизнь, оставляя на общую потребу одно необходимое. Таким образом, вся жизнь их проходила в большой простоте, любви и смирении. Лучшим примером подражания служили для них жизнеописания святых подвижниц, прославленных святой православной Церковью, а утешением в скорби – обетование вечных благ за терпение. Служившая у них келейница, из крепостных, неграмотная девица, столь преуспела в послушании, что при кончине своей всех удивила своими возвышенными мыслями и речами; и, наконец, при самом исходе души, воспела: «Святому Духу, всякая всеспасительная вина: аще коему Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе». После такого радостного исхода от жизни временной, можно ли сомневаться, что она получила там награду своих трудов и вечное блаженство? От этих благочестивых подвижниц заимствовала свое благое направление схимонахиня Варвара Пушкарева, которая впоследствии была и для прочих хорошей руководительницей. Глубокая преданность ее к блаженному старцу Оптиной пустыни иеросхимонаху Льву положила основание в Севском монастыре жить под руководством старцев и, по наставлению их, иметь ежедневное откровение помыслов духовным матерям, уполномоченным на то от такого же духовного старца с благословения настоятельницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пресвятая Дева Мария, явив себя первой основательницей жизни девственной, дала и вам, чада, образ жития в состоянии девства для беспредельного служения Богу и ближним. Насколько велик и свят такой обет пред Богом, о том слышали вы из Слова Божия. Ничто не мешает и вам, по выходе из школы, на житейском поприще, по примеру Приснодевы и сонма тех дев, которые шествовали по пути Господню, явиться миру в служении Богу, отрекшись от всех, даже естественных и законных, невиннейших, благороднейших и чистейших, благословляемых Богом, утех и мирских попечений, ради Бога, ради теснейшего сочетания со Христом, небесным женихом как всей Христовой церкви, так и каждой христолюбивой души. Не закрыты для вас двери св. обителей, где хранится и незыблемо стоит христианское подвижническое благочестие, для нас назидательное. Отрекшись от своего рода, отца и матери и всех мирских привязанностей, одетые в смиренную черную власяницу, как одежду покаяния, скорби и страдания, можете и вы войти в монашеское уединение на служение одному только Господу, чтобы неустанно стремиться к тому высочайшему духовному совершенству, какое праотец наш Адам получил от Господа, и какое проявил, как образ для нас, Спаситель в Своей земной жизни и деятельности. В наше время, когда видится упадок св. веры и благочестия в жизни общественной и семейной, в высшей степени благотворно сиять миру из обителей иноческих делами веры христианской в назидание слабоверным и уклонившимся от исполнения заповедей Господних. Великие уроки своим благочестивым житием преподали бы вы всем тем, которые возжелают подражать угодникам Божиим, проявившим и проявляющим себя в подвигах поста, молитвы и сокрушения сердечного, представителями коих явились бы и вы, как светочи на священнике, стоящем наверху горы. Тогда свет вам просветится пред людьми, которые увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, Иже есть на небесах. Не забывайте и того, что служение ваше Господу в образе жития иноческого есть обычай древне-русский, патриотический. В не очень давние времена девица, находясь еще в доме своих родителей, всегда приобретала через воспитание склонность к житию богобоязненному, к исполнению заветов св. подвижниц. Благословенная Русь видела поэтому в своих обителях инокинь из княжеского рода, из великоименитых боярынь и боярышень, которые своим святым житием, любовью ко Христу, явили миру назидательные, великие подвиги благочестия, на созидание богоугодного жития в семейном и общественном быту. Наша отечественная церковь немало имеет в сонме святых подвижниц земли русской, просиявших своими добродетелями в обителях монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Список источников 1 . Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. М., 1902–1911. Т. 1–12; Жития святых. Кн. дополнительные: Жития русских святых. М., 1993–1994. Кн. 1–2 (Переизд. книги: Жития святых, на русском языке изложенные… М., 1908–1916. Т. 1–2, доп.). Далее Ж или Жд с указанием номера тома и страниц. 2 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной церкви. М., 1994. Изд. 3-е. (Переизд. книги: Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885. Изд. 2-е). Далее Ф и страницы. 3 . Русские святые/Жития собрала монахиня Таисия. СПб., 2001. Далее РС и страницы. 4 . Афанасий, архиепископ Пермский и Соликамский. Избранные жития святых. Январь – декабрь. СПб., 2007. Далее ИЖС и страницы. 5 . Старопечатный сборник XVII века Пролог. М., 1978. Далее П и страницы. 6 . Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. М., 2001. Далее РМ и страницы. 7 . Сергий (Спасский) , архиепископ Владимирский. Полный месяцеслов Востока. Т. 1: Восточная агиология. Владимир, 1901. Далее ПМВ и страницы. 8 . Пролог рукописный на сентябрьскую половину года (вторая редакция). XV в. (конец). НБ ТГУ, ОРКП, В-25011. Далее П-1 и номера листов. 9 . Пролог рукописный на мартовскую половину года (вторая редакция). XVII в. (2-я четверть). НБ ТГУ, ОРКП, В-25164. Далее П-2 и номера листов 257 . 10 . Православный церковный календарь. Жития святых 2007. [отрывной календарь]/Сост. А. Н. Смирнова. Кострома, 2006. Далее ПЦК. 11 . Православный церковный календарь/http://ays.pravoslavie.ru. Далее Э. Переходные формы отмечаются значком Русские жития отмечены подчеркиванием ( выделенным курсивом ). Сентябрь 6.09 Преподобный Давид , разбойник – Ж1, 154–156; П, 174–175, 264; П-1, 8–8 об.; ПМВ, 549; Э (преподобный Давид Ермопольский). Нет РМ, ПЦК. 9.09 Преподобный Серапион Спасо-Елеазерский (1480), отступник – Жд1, 39–45; РС, 496–497; Э. Нет П-1, РМ, ПМВ, ПЦК. 11.09 Преподобная Феодора Александрийская (474 – 491), блудница – Ж1, 236–257; Ф, 36–40, П, 275; П-1, 13 об.–14, РМ, 151; ПМВ, 549; ПЦК; Э.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

У истоков подвижничества русских женщин, их любви к ближнему и преданности Богу мы видим образ Иулиании Оссориной (или Оссоргиной; † 1605); своим личным благочестием она не особенно отличалась от других женщин, но удивительны были ее социально-благотворительные труды: она ухаживала за заразными больными, раздавала милостыню так, что сама вынуждена была голодать; от этого образа на нас веет духом, не характерным для нравов конца XVI в., но зато сближающим его с образами многих русских женщин XIX столетия . В кругу подвижниц, сложившемся под влиянием прп. Серафима Саровского, самой характерной чертой была совершенная преданность Богу. В своем духовном окормлении и руководстве прп. Серафим особое значение придавал молитве и духовной любви к ближнему — социально-благотворительную деятельность он не поощрял. Из истории Серафимо-Дивеевского монастыря мы видим, что прп. Серафим, может быть больше, чем другие старцы, занимавшиеся духовным окормлением женщин, требовал от своих духовных дочерей аскетического делания. Не исключено, что в монастыре для этого уже была уготована почва, что там существовала аскетическая традиция, которую он продолжил, ибо крепкое основание для аскетического делания заложено было еще основательницей и предстоятельницей общины, монахиней Александрой Мельгуновой († 1794), которую преподобный знал лично. Образы юродивой во Христе Пелагеи Серебряковой († 1884) и других насельниц этих женских обителей говорят о том, что и после преставления святого аскетическая традиция не угасла, а была продолжена . Со страниц «Жизнеописаний отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX в.» [ 1188] перед нами встают образы многих подвижниц: игуменьи Дорофеи из Знаменского монастыря под Тамбовом (том за январь); игуменьи Антонии из Сретенского монастыря под Каширой Тульской епархии (там же); монахини Дорофеи из Иоанновского монастыря в Москве (февраль); схимонахини Авраамии из Сретенского монастыря под Каширой (февраль); схимонахини Марфы из Арзамасского монастыря Нижегородской губернии; двух затворниц Марфы и Евдокии из Харькова (март); схиигуменьи Олимпиады, настоятельницы Алексеевского монастыря в городе Арзамасе Нижегородской губернии (август); монахини Елисаветы из Сретенского монастыря под Каширой (сентябрь). Или, например, монахиня Илария Кобелева (1810–1892), которая в 13 лет поступила послушницей в курский Троицкий женский монастырь, через 19 лет суровой подвижнической жизни приняла постриг, провела в этом монастыре 70 лет и все время, беспрерывно, занималась благотворительной деятельностью .

http://sedmitza.ru/lib/text/436669/

Чтение Священного Писания было самым любимым занятием Павлы, и она старалась обращать правила его в жизнь на пользу душе своей. Когда на Востоке злые люди стали наносить святой оскорбления и ей посоветовали для избежания их покинуть эти места, она отвечала: «Зачем скрываться от людской злости? Надобно превозмогать ее терпением! Почему бы не одержать победы над гордостью смирением? Почему, получая удар в одну щеку, не подставить другую?» Когда начались предсмертные страдания Павлы, она тихо читала псалмы. «Не слишком ли страдаешь ты и не оттого ли не спросишь совета?» – обратился к ней духовник. Она отвечала: «Мне хорошо». И это были последние слова ее. Вот вам помощь от нас, вдовы христианские! Пример святой Павлы да послужит вам указанием, как и какую начать жизнь во вдовстве, и тем возбудит в вас ревность отыскивать для подражания другие примеры из жизни святых жен, которые, подобно вам, лишившись мужей, сохранили себя непорочными в мире и стяжали себе венец, уготованный Господом претерпевшим до конца. От всей души желаем, чтобы и вы украсились этим венцом в чертогах Царя Небесного. Аминь (составлено по: Преосвященный Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви). К православным женам о вреде изнеженности и роскоши. Из жития святых преподобных жен Марины и Киры (28 февраля cm. cm./13 марта н. cm.) Многие из богатых и знатных породу жен до того привыкли к роскоши и изнеженности, что грустно смотреть на них. Относительно, например, пищи – тут о постах и речи быть не может; относительно труда – без прислуги и пальцем шевельнуть не могут; относительно же траты на наряды и украшения – все готовы отдать за них и все принести в жертву им. Спросишь этих жен: «Как же так? Разве можно так жить? Ведь вы христианки». Что же отвечают? Отвечают просто: «Мы не крестьянки, мы не в таком звании родились, мы не так воспитаны, мы можем умереть, если переменим свой образ жизни!» Справедливы ли, так отвечая, привыкшие к роскоши и изнеженности богатые и знатные жены? Посмотрим.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Воля в путешественнике энергическая! Но – тут только физическая гимнастика душевных сил, известная и язычнику. То ли дело – борцы с духовной природой! Дух крепче скал каменных и изменчивее снежных гор. Там борьба из-за чего?.. Здесь – за вечную долю, за славу Того, Кто выше всего!.. В постепенном приближении всего человека к Богу, в поступательном возрастании „от силы в силу“ на пути нравственном – вот в чём заключается преимущество, отличающее человека от животного и необходимое для человека, как созданного по образу Божию. Без успехов в нравственности успех в науках – не успех желаемый, и лоск наружного образования (цивилизация) – не просвещение истинное. Это видно в опыте. По милости непризванных благодетелей человечества, народная нравственность падает, нищенство увеличивается, воровство, разбой, душегубство, разврат, кощунство, святотатство растут и – того гляди – общественная жизнь разразится страшной катастрофой... Борьба нравственная – борьба столько же живительная, сколько и высокая! И вот: кто борется и побеждает? Организация слабая, женская! Во Христе Иисусе нет разницы между мужчиной и женщиной, в том отношении, что для всех готова небесная помощь. Но – благодать Божия, при спасении человека, не уничтожает сил его, а только исцеляет и укрепляет. Потому остаётся и разница между мужской и женской организацией спасаемых – разница, требующая неодинаковых приёмов для спасения. Жития святых, чудных подвижниц Божиих, особенно могут быть полезны для дев и жён, ищущих спасения. Это – образцы, по которым они должны поверять жизнь свою и с которых должны брать уроки для частных своих состояний. Да и для мужчин, которые так нередко говорят: «мы слабы», не укор ли, не улика ли во лжи дивные подвиги слабых женских организаций?.. В Русских обителях списываема была книга: «Святых жен чтение» (Опись книгам степенных монастырей 1826). Пишущему эти строки давно доставлено было, в Русском переводе с Французского, описание восточных дев и жён-пустынниц. Но только недавно довелось пересмотреть сочинение Мишель-Анж-Мареня. Главная мысль прекрасная! Есть хорошее и в её выполнении. Марень описывает жизнь отшельниц по местам подвигов их. Описание его полнее, чем сочинение предшественника его Виллефора: Les vies de saints solitaires. Amsterdam, 1714. И однако описание Мареня оказалось очень и очень неудовлетворительным. Не говорим о других недостатках, например, о недостатке отчётливости и близости к древнему тексту известий, Марень не знает весьма многих подвижниц Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

13 . Житие святых Кирилла и Мефодия, славянских просветителей: В память 1000-летия. – СПб.: Тузов, 1885. – 30 с: ил. (1885, 1908) 14 . Жития святых подвижниц Восточной Церкви . – 2-е изд., С изображением святых подвижниц акад. Ф.Г. Солнцева. – СПб.: Тузов, 1885. – 260, XXXIV с: ил. (1898, [Репр. воспр. 3-е изд.], – М.: 1994) 15 . Жития святых, чтимых Православной Церковью , с сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах/Сост., с доп. из других, с изображениями святых и праздников акад. Ф.Г. Солнцева. – СПб.: Тузов, 1885. Сент. – 316, IV с: ил. Окт. – 289, III с. Нояб. – 332, IV c: uл. (1892, 1900) 16 . Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ. – СПб., 1862. 17 . Изыскание о русском проповеднике XIII века Владимирском епископе Серапионе и Слова его. – М.: Тип. Семена, 1843. – 34 с. 18 . Исследование о смерти царевича Димитрия . – М.: Унив. тип., 1858. – 32 с. – Из: Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – Кн.1. 19 . Историко-статистическое описание Черниговской епархии . – Чернигов: Тип. Шапиры, 1873. – Кн. 1: Общий обзор епархии. – 1873. – 154 с. Кн. 2: Черниговский архиерейский дом, духовная семинария и училища. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 242 с. Кн. 3: Мужские монастыри. – 1873. – 392, V с. Кн. 4: Женские и закрытые монастыри. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 256. V с. Кн. 5: Губ. город Чернигов. Уезды: Черниговский, Козелецкий, Суражский, Кролевецкий и Остерский. – Чернигов: Зем. тип., 1874. – 444, 4, 5 с, 1 л. табл. Кн. 6: Уезды: Новгород-Северский, Сосницкий, Городницкий, Конотопский и Борзенский. – Чернигов: Зем. тип., 1874. – 542, 4 с. Кн. 7: Стародубский, Мглинский, Новозыбковский, Глуховский и Нежинский уезды. – Чернигов: Губ. тип., 1873. – 439 с. (1852/58, 1859) 20 . Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви , с примечаниями и снимками древних нотных знаков. – СПб., 1860. – 358 с. (1864/1902/1995) 21 . Историческое учение об Отцах Церкви . – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Тузов,1882. – Т. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впрочем, сколько удивления вызывают примеры добровольных мучениц, столь же, и [ничуть] не меньше, изумительны и примеры христианок-подвижниц, ведомых и неведомых. Ведь подвижничество есть не что иное, как длительное, постепенное мученичество. Павел, епископ Монемвасийский, передал потомкам назидательный пример женщин-подвижниц. Когда был он еще и собирателем царских податей, довелось ему остановиться в одном монастыре. Увидев, как вороны осаждают фруктовые деревья, отламывают ветви с плодами и куда-то относят, он подивился сему и вместе с монахами двинулся вслед за летящими воронами, чтобы посмотреть, куда спешат они с ветвями в клювах. Путешествуя, забрели они в некую непроходимую дубраву, в чащобе которой вороны спускались, оставляли отломанные ветви с фруктами и быстро возвращались. Исследуя местность, они нашли там пещеру и в ней – трех женщин-постниц. Самая старшая из них поведала им свою жизнь. Она была знатной дамой в Царьграде. Когда ее муж умер, некий другой вельможа хотел насильно взять ее в жены. Но она была полна решимости после смерти первого мужа остаток жизни провести во вдовстве. Посему раздала она свое богатство нищим, взяла двух своих служанок и вместе с ними спешно удалилась в это безлюдное место. Одиннадцать лет провели они там в посте и молитве, не видя никого и не видимы никем, кроме Бога. И Бог Промыслитель устроил [так], что птицы приносили им фрукты в пищу. После беседы с иноками попросили они игумена принести им Святые Дары и причастить их. Причастившись Святых Христовых Таин, три сии святые жены спустя три дня упокоились в Господе, и монахи их с честью похоронили. Созерцание Да созерцаю богатство и славу Соломона (3 Цар. гл. 4–10), а именно: 1) как Соломон сначала воздвиг величественный храм Богу, а потом строил города и корабли; 2) как дивились окрестные правители Соломону, как послужил ему Хирам и как посетила его царица Савская; 3) как Соломон во всей славе своей не одевался так, как одна полевая лилия ( Мф. 6:29 ). Проповедь о том, что грешные люди охотнее принимают злодея, нежели благодетеля Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010