В Петербурге мужчина украл в храме дорогое Евангелие и крест и продал их за 500 рублей 16 августа, 2023. Новостная служба Суд смягчил ему наказание благодаря настоятелю храма 16 августа. ПРАВМИР. В Петербургском храме Преподобного Сергия Радонежского, на Крестовском острове, в марте этого года мужчина похитил с аналоя напрестольный крест и Евангелие. Это были личные вещи настоятеля храма, и стоили они почти 50 тысяч, сообщает пресс-служба прокуратуры Петербурга. «Общий ущерб, причиненный настоятелю храма, составил 47 тысяч рублей. Но подсудимый отдал крест и книгу в скупку и получил всего 500 рублей», — говорится в сообщении ведомства. Поскольку мужчина возместил полностью ущерб, а настоятель храма отказался от претензий к похитителю, то суд смягчил наказание. Петербуржцу назначили два года условно с испытательным сроком два года. Приговор пока не вступил в законную силу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 августа, 2022 19 апреля, 2022 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 31 января, 2024 31 августа, 2023 16 апреля, 2023 12 апреля, 2023 2 сентября, 2022 14 августа, 2022 19 апреля, 2022 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-peterburge-muzhchina...

д., что было совершенно не свойственно православному искусству предшествующих столетий. При поступлении в коллекцию музея в 1922 году данный крест был записан как выносной, но при этом он не имеет характерной ручки. Здесь возможны два предположения: или крест изначально задумывался как напрестольный, а затем использовался как выносной, или, учитывая сильно изменяющиеся традиции в течение всего XVIII и XIX века, можно говорить о трансформации формы выносного креста, который со временем мог быть исполнен без своей характерной ручки. В любом случае данный крест является ярким примером того, как влияние католического искусства не обошло стороной православную традицию. К этому можно добавить то, что данный крест имеет полный набор клейм, которые дают нам возможность определить время исполнения креста – 1800-е год, место создания произведения – г. Москва, высокое качество данной работы, инициалы неизвестного мастера. Таким набором клейм обладают еще два креста из представленной коллекции, один из них – нательный, другой – выносной (кат. 15, 17). Судя по клеймам, оба они исполнены в г. Москве в XIX веке. Надо заметить, что к XIX веку произошла заметная трансформация нательного креста в сторону упрощения формы и декора относительно крестов XVII и XVIII столетий, что возможно проследить даже в рамках данного собрания. Начало научного исследования православной коллекции музея, в частности крестов, было положено протоиереем В. А. Поярковым. Работая в музее в первые годы его существования, он составил предварительную опись поступивших предметов, а также датировал их. Достаточно определенной информацией обладали и произведения, поступившие из собрания Г. И. Чирикова, вероятно атрибутированные им лично. Впоследствии данные сведения о коллекции почти не претерпели изменений и вошли в настоящий каталог. При всем при этом систематизированное и полное изложение коллекции музея публикуется впервые. В процессе работы над коллекцией мы придерживались следующей структуры каталога и каталожной статьи. В представленном каталоге предметы располагаются по времени их создания, начиная с XVIIbeka и заканчивая 1872 годом. Каталожная статья имеет следующую структуру: 1. Общие сведения (размеры даны в сантиметрах; нательных крестов – с ушком). 2. Описание. 3. Сохранность. 4. Происхождение. 5. Аналогии (если таковые известны автору). 6. Архив (указываются документы архива музея, если таковые имеются). 7. Выставки (если таковые были). 8. Литература (указывается в единственном случае). Автор выражает благодарность за содействие в работе над каталогом главному хранителю БГХМ им. М. В. Нестерова В. М. Сорокиной, реставратору темперной живописи, старшему научному сотруднику музея А. А. Хардиной, фотографам музея В. В. Янушевскому, Е. Е. Погудину, главному библиотекарю музея Л. В. Бондаренко. Особую признательность за научную консультацию хочется выразить С. В. Гнутовой, заведующей отделом декоративно-прикладного искусства Музея имени Андрея Рублева.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Значение луны под крестом, по афонским памятникам Севастьяновского собрания 25 августа, 2008. Г. Д. Филимонов Почему маковки русских церквей украшает крест с полумесяцем, то есть крест, в основании которого помещен полумесяц? Каково происхождение этой традиции? Каким образом – естественно ли — вписывается символика креста в христианские представления? Что означает полумесяц? Почему так устойчиво само это сочетание? Почему маковки русских церквей украшает крест с полумесяцем, то есть крест, в основании которого помещен полумесяц? Каково происхождение этой традиции? Каким образом – естественно ли — вписывается символика креста в христианские представления? Что означает полумесяц? Почему так устойчиво само это сочетание? Правда ли, что мнение типа «эта символика, это сочетание знаменуют победу Православия над мусульманами, освобождение от татарского владычества» не выдерживает никакой критики? Эти и другие подобные вопросы волновали не только далеких наших предков. Ищут на них внятных ответов и наши современники. Автор статьи «Значение луны под крестом, по афонским памятникам Севастьяновского собрания» Г. Д. Филимонов , которую мы предлагаем нашим читателям, делает очень интересные выводы об истоках этой традиции обозревая преимущественно любопытные афонские кресты Севастьяновского собрания. Собрание напрестольных, резных по дереву крестов в сканной оправе, в фотографических снимках г. Севастьянова, в Московском публичном музее, обращает на себя особое внимание. Ни в подлинниках, ни в рисунках — нам нигде еще не приходилось встретить в таком значительном количестве вместе собранных крестов подобного рода. Кое-где в древних   русских монастырях нам попадался один или два таких креста, больше же всего мы их видели до сих пор в теремах Московского Кремля. Хорошие рисунки двух из них с порядочным текстом приложены в Древностях Российского Государства (Отдел I, рис. 33 и 34, текст стр. 56). Судя по известиям в Архиве Оружейной Палаты, они представляют убогие остатки святыни, хранившейся в XVII веке в Крестовой царской палате.

http://pravmir.ru/znachenie-luny-pod-kre...

Признаки, относящиеся к абсолютным размерам креста, предлагаю обозначать арабскими цифрами и в дальнейшем закрепить за ними эти номера во избежание путаницы. В этом случае таблицы ставрометрических данных, составленные разными исследователями, будут более сопоставимы. Признаки: 1. Общая высота мачты – прямая длина центральной оси креста, измеряемая от самой верхней точки (включая верхнюю лопасть) до самой нижней: или самой нижней из тех, что возможно зафиксировать (рис. 1). Необходимо обратить внимание на то, что измерение должно производиться в соответствии с конструктивным подходом: дополнительные конструктивные элементы, включая Голгофу, измеряются отдельно. Если крест представляет собой вещь, то не следует включать в эту характеристику, например, рукоять напрестольного креста, ушко креста-тельника или шип в основании монументального креста. Эти элементы также достойны самостоятельного метрического выражения. Сложнее обстоит дело с декором, который часто увеличивает размеры собственно конструктивной основы креста. Этот вопрос требует специальной проработки в связи с проблемами декорирования крестов разных классов. 2. Ширина средней перекладины наибольшая ширина средней перекладины (=наибольшая ширина креста), взятая без учёта формы лопасти. В данном случае также важен учёт проблемы декора, влияющего на форму или конструкцию креста (рис. 1). Ширина верхней перекладины – наибольшая ширина верхней перекладины без учёта формы её лопастей (рис. 2). Прямая ширина нижней перекладины – максимальная протяжённость нижней перекладины (фактически – её длина), измеренная без учёта формы лопастей и наклона, если он имеется (рис. 2). 4а. Проекционная ширина нижней перекладины – ширина нижней перекладины, спроецированная на основание или, лучше, на среднюю перекладину (рис. 2). 5. Уровень средней перекладины – высота крепления средней перекладины, то есть расстояние от нижней точки мачты до перекрестия или центра средокрестия, если крест имеет площадь (рис. 3). 6. Уровень верхней перекладины – высота крепления верхней перекладины, то есть расстояние от нижней точки мачты до верхнего перекрестия или середины верхней перекладины, если крест имеет площадь (рис. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Диакон: «Премудрость» (у иконы Спасителя.) Хор: «Благослови». Священник: В алтаре: «Сый благословен Христос…» Хор: «Аминь. Утверди Боже…» Священник: «Пресвятая Богородице спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже…» Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (3). Благослови». Священник: Выходит из алтаря и обратясь к народу, произносит полный отпуст (по дню). Диакон в это время стоит вне алтаря с правой стороны и держит орарь обычно. Хор: Многолетие. Если затем утреня (не на бдении): Священник: после «Утверди, Боже…» произносит возглас: «Слава Святей…» и далее начинается утреня. Вседневная утреня Священник, войдя в алтарь южной дверью, облачается в епитрахиль и фелонь, при благословении и целовании креста на них, открывает завесу царских врат, покланяется престолу, полуоткрывает его, целует край престола и напрестольный крест и, приняв от церковнослужителя кадило, с произнесением слов: «Кадило Тебе приносим…», начинает стоя перед престолом утреню возгласом: Священник: «Благословен Бог наш…» Если в служении участвует диакон, то завесу открывает он. Завеса бывает открыта до самого отпуста. Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся…(3)», псалом 19: «Услышит тя Господь…», псалом 20: «Господи, силою Твоею…», «Слава, и ныне, Трисвятое, Пресвятая Троице… Отче наш…» Священник: В это время совершает каждение престола и всего алтаря, выходит северной дверью из алтаря, с идущим впереди свещеносцем, кадит иконостас, клирос и весь храм. По прочтении псалмов, Трисвятого и «Отче наш…» священник говорит пред царскими вратами возглас: Священник: «Яко Твое есть царство…» Чтец: «Аминь», тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «слава», кондак: «Вознесыйся на крест волею…», «и ныне», богородичен: «Предстательство страшное…» Священник: Войдя в алтарь южной дверью, и стоя пред престолом с кадилом произносит сокращенную ектению: «Помилуй нас Боже…» и возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец Бог…» Хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче». Священник: Начертывая кадилом крест пред престолом говорит возглас: «Слава Святей и Единосущней…» (с этого возгласа начинается утреня, если она идет сразу за вечерней, пропуская предыдущие молитвословия).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лицевая сторона Крест четырехконечный, с трехлопастными концами, деревянный. Лицевая сторона оправлена узкой серебряной профилированной рамочкой. В средокрестии – живописное изображение Распятия, в лопастях – Саваоф, два предстоящих (огла но). На серебряной оправе рукояти – срезанный цветок тюльпана на стебле с листьями. 27. Крест напрестольный Инв. 315. 1848 год, Москва. Серебро; резьба. 23,0х11,0. Клейма: г. Москвы; пробирного мастера Ковальского Андрея Антоновича с датой 1848; неизвестного мастера с инициалами ИЛ; 84 проба. Лицевая сторона Крест четырехсторонний; с трехлопастными концами, внутри полый. На лицевой стороне гравированное Распятие, с двумя полуфигурами предстоящих и Саваофом на концах. Рукоять гладкая, книзу расширенная. Оборот – гладкий. И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля В коллекции русского серебра XVIII века Музея «Московский Кремль» группа напрестольных и благословенных крестов обращает на себя внимание как высоким уровнем мастерства, так и информативностью, поскольку на большинстве крестов имеются клейма (мастера, города, пробирного мастера, альдермана), а на многих еще – и надписи о вкладе, принадлежности, вложенных мощах. В коллекции насчитывается более 70 православных напрестольных и благословенных крестов, выполненных русскими мастерами. Несколько крестов отнесены к работе мастеров украинского и белорусского регионов. Почти все кресты поступили из разных регионов через Гохран в 1920–1930-е годы. Большая их часть выполнена в Москве, поскольку именно здесь были сосредоточены лучшие серебряники, особенно в первой половине столетия. Помимо Москвы в коллекции присутствуют Санкт-Петербург, Великий Устюг, Ярославль, Кострома, Казань. Место изготовления нескольких крестов определить не представляется возможным. В данной статье рассматриваются только кресты, выполненные русскими мастерами и имеющие вкладные надписи. Часть из них имеет еще и надписи о некогда вложенных мощах (к настоящему времени мощи утрачены).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В церковной утвари храма было немало ценностей, которые хранили память о благочестивом усердии заводовладельцев. Из церковных документов известно, что к 1893 году в Симеоно-Аннинском храме было 8 Евангелий, 9 напрестольных крестов, 5 потиров, 5 дискосов, 3 кадила и многое другое. При этом наиболее ценными считались: Евангелие в листах, оправленное серебром с позолотой, чеканной работы, на четырех ножках; Евангелие в листах, оправлено серебром с позолотой, чеканной работы; крест серебряный, позлащенный, чеканной работы, украшенный 25-ю крупными стразами и 4-мя зеленого цвета камнями; потир серебряный, позолоченный под чернедью; дарохранительница серебряная, позолоченная, украшенная драгоценными камнями. Имелись также ценные ризы: риза парчи серебряной с крестами, по оплечью обложена золотым позументом, крест и звезда вышиты золотом; риза бархата малинового с крестами по серебряному полю, оплечье и подол обложены золотыми позументами с серебряными крестами, звезда и крест вышиты золотом… При Симеоно-Аннинском храме с 1894 года начала действовать церковно-приходская школа. В начале ХХ века школа помещалась в наемном здании, принадлежавшем бывшей владелице завода М.А. Турчаниновой. По данным 1912 года, в ней обучалось 58 мальчиков и 22 девочки. Первым заведующим и законоучителем церковно-приходской школы был священник Евгений Львов. За весьма усердную и полезную деятельность в этой должности отец Евгений в марте 1903 года был удостоен награждения епископом Екатеринбургским и Ирбитским Никанором. С 1901 года отец Евгений исполнял служение благочинного четвертого церковного округа Екатеринбургского уезда. До 1903 года он был настоятелем Симеоно-Аннинского храма, а затем был переведен в Екатеринбург. Впоследствии батюшка разделил трагическую участь многих уральских священнослужителей: в сентябре 1937 года его расстреляли большевистские палачи. Промыслительно, что через 100 лет вновь открылась церковно-приходская школа при возрождающемся храме.  Материалы подготовила Анна Костарева, руководитель церковно-приходской школы храма в честь Святых Симеона и Анны г.

http://sobory.ru/article/?object=11418

Не менее величественно и изыскан­но, чем снаружи, выглядел Троицкий храм изнутри. Площадь его составляла 1620 кв. саженей. Интерьеры храма были оштукатурены под белый мра­мор. Стены, своды и четыре колонны также были отделаны под мрамор. Пол, за исключением хоров, каменный. В храме было пять иконостасов. Длина главного иконостаса 8 саж. 6 верш., высота 5 саж. 2 арш. 5 верш. Два придельных иконостаса внизу имели длину 5 арш. 17 верш., высоту 7 арш. 8 верш. Два придельных иконостаса на хорах каждый длиной по 5 арш. 12 верш., высотой 7 арш. 8 верш. Иконостас главного алтаря был вы­ложен из кирпича и оштукатурен под голубой мрамор, украшен деревянной с позолотой резьбой, карниз его под­держивался колоннами белого цвета. Каменная арка над иконостасом также была выполнена под голубой мрамор, вверху ее находился деревянный вызлащенный крест высотой около 2 ар­шин. Перед крестом — два ангела в рост человека лепной работы, покры­тые позолотой. Такие же ангелы, но меньших размеров, располагались над южными вратами иконостаса перед Евангелием, а над северными — перед Скрижалями. Царские врата главного престола размером 6 арш. в высоту и 3,5 арш. в ширину сделаны из дерева и украшены вызолоченной резьбой. Жи­вопись в иконостасе главного престола была выполнена на полотне, а в приде­лах — «иконная, в нижних ярусах обло­женная серебряными ризами». По свидетельству современников, в иконостасах Троицкой церкви священная живопись, выполненная на паруси­не, была «новейшего итальянского вку­са». Особенно обращали на себя вни­мание картины, пожертвованные гра­фом Кушелевым-Безбородко — «Рас­пятие Спасителя между двумя разбой­никами», «Явление Спасителя Марии Магдалине в вертограде по воскресе­нии», а также приобретенная храмо­здателем Хренниковым у того же Кушелева-Безбородко картина «Принесе­ние Исаака в жертву». Устройство иконостаса для главного алтаря начато было в 1846 г. и завершено в 1847 го­ду. В алтаре над главным престолом, от­деланным кипарисом, была устроена стеклянная сень, поддерживаемая во­семью витыми стеклянными колонна­ми и украшенная вызолоченной резь­бой, висящими хрустальными призмочками. Напрестольная одежда была выполнена из бархата малинового цве­та, с трёх сторон усеяна симметрично вышитыми золотом «отличной работы» херувимами, а на западной стороне изображён крест и два ангела на коле­нях, также шитые золотом, оценивае­мые в 1 000 рублей серебром. Из достойных упоминания современников предметов церковной утвари в главном храме можно отметить два Евангелия, св. Крест, чашу, дискос, звездницу, как тогда говорили «лучшей работы», сере­бряные, вызолоченные, большого раз­мера, с превосходными финифтяными изображениями, обложенными вокруг бирюзой и другими камнями. Они бы­ли изготовлены фирмой Сазикова — лучшего в то время в искусстве изго­товления церковной утвари мастера. Всё это стоило 3 900 рублей серебром.

http://sobory.ru/article/?object=36620

к. (благословенный) из Протата (кон. XV - нач. XVI в., 36,2×19 см; Кондаков. 1902. Табл. 29; Κειμλια Πρωττου. Αγιον. Oρος. Αθναι, 2000. Τ. 1. Σικ. 11-13. Σ. 63-66; 2006. Κατ. 68. Σ. 122). Воздвизальные Н. к. работы новгородских мастеров 1-й пол. XVI в. напоминали древние служебные новгородские кресты (XII-XIII вв.), т. е. имели сближенные перекладины и длинную рукоять ( Стерлигова. 1996. Кат. 7-10. С. 130-141). Наряду с крупными деревянными в металлических окладах имелись и небольшие серебряные литые полые воздвизальные кресты-мощевики - в Свияжске в Успенском соборе (по описи 1567/68 г.), в новгородских монастырях: в Троицком Клопском (по описи 1617 г.), в Антониевом (по описи 1696 г.). Материал окладов для Н. к. в средневек. Византии ограничивался позолоченным серебром, украшенным в технике скани и дополненным жемчугом, драгоценными и полудрагоценными цветными камнями, хрусталем. Н. к. средневизант. времени были прекрасно украшены, главной особенностью их декора являлась симметричность всех элементов относительно центра. Гармоничная композиция такого визант. Н. к. усиливала символическое значение его как вместилища частицы Крестного Древа даже в самой мелкой детали. Узоры визант. скани, ее декоративные мотивы (круги, розетты) располагаются симметрично относительно крупных камней, цветных или прозрачных, символизирующих Божественную красоту и нетленность. На Св. Горе сохранились несколько визант. Н. к., среди к-рых наиболее замечательным с т. зр. художественной формы и техники является крест из собора Протата в серебряном сканом окладе - прекрасный пример традиц. визант. типа украшения церковной утвари. Сканый орнамент сопровождается вставками из камней и жемчуга, сгруппированными вокруг находящейся на пересечении средней перекладины и вертикальной балки-мачты 4-конечной рельефной пластины с изображением Распятия ( Кондаков. 1902. С. 216. Табл. 29). Золотые Н. к. чрезвычайно редки и принадлежат к разряду царских даров (или вкладов). Золотой благословящий Н. к.- крест 1599/1600 г.- был создан по повелению митр.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Второй иподиакон принимает от архиерея дикирий, протодиакон — кадило (трикирий передается первому иподиакону). Все трое становятся за престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом архиерея трижды по трижды; затем обращаются лицом к востоку, протодиакон передает кадило пономарю, все четверо делают поклон, кланяются архиерею и идут на свои места. Иподиаконы, имеющие хиротесию, ставят трикирий и дикирий на престол, не имеющие хиротесии — на подставки за престолом. Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником для чтения молитвы «Боже Святый, иже во святых почиваяй…» По современной практике Русской Церкви так называемая похвала на Трисвятом бывает только при патриаршем служении. После пения тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго»; поцеловав благословляющую руку архиерея, он выходит на солею и против образа Спасителя произносит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи помилуй». Архиерей произносит свой первый литургийный возглас: «Яко свят еси Боже наш… ныне и присно». Протодиакон, став в царских вратах, обратившись лицом к народу, доканчивает возглас: «И во веки веков», наводя орарем на народ — от левой руки к правой, на уровне своего чела. Певчие поют: «Аминь» и затем «Святый Боже…» Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подает его архиерею; в алтаре все поют «Святый Боже…» Архиерей творит дикирием крест над евангелием. Второй иерей, взяв обеими руками напрестольный крест за верхний и нижний концы и, обратив его передней стороной, на которой находятся священные изображения, к престолу, подает его архиерею, целуя руку архиерея. Пред амвоном, против царских врат, становятся свещеносец и посошник. Архиерей, имея в левой руке крест, в правой — дикирий, при пении певчими речитативом «Святый Боже…», выходит на амвон и произносит: «Призри с небесе, Боже, и виждь…» По произнесении этой молитвы, когда архиерей благословляет на запад, исполатчики поют «Святый Боже», на юг — «Святый Крепкий», на север — «Святый Безсмертный, помилуй нас». Архиерей входит в алтарь. Певчие на клиросе поют «Святый Боже…» Свещеносец и посошник становятся на свои места.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010