В церквах частицы Честного креста хранили в серебряных реликвариях–ставротеках, которые изготовлялись в форме креста. Культ Честного креста привел к появлению обширной отрасли художественного ремесла и прикладного искусства – производству ставротек 1542 . Среди них встречаются выдающиеся произведения, выполненные из драгоценных материалов, например, ставротеки Лимбурга 10 в., кафедрала в Пизе 13 в., ставротека 14 в. в Ассизи. Некоторые ставротеки изготовлялись из золота (например, экземпляр из Музея истории искусства в Вене). Футляры для ставротек, обычно серебряные, тоже имели форму креста, реже – прямоугольную. Некоторые изделия из золота с перегородчатой эмалью и чернью (ставротеки, кресты, диптихи, триптихи, книжные оклады и др.) вышли из константинопольских мастерских, как, например, ставротека из Метрополитен–музея в Нью–Йорке, золотой крест–реликварий из Плиски в Болгарии 1543 . Часто на реликвариях, блюдах, паломнических ампулах и других предметах изображалась сцена Поклонения кресту 1544 . Иконография изображений, при всем разнообразии деталей, выражала главную идею – триумфа креста. К концу 3 в. относятся свидетельства использования крестов в литургии – как западной, так и восточной. Крест, который несли во главе процессии, устанавливали за престолом или рядом с ним, иногда крест подвешивали под киворием или помещали на его фронтоне. Такие кресты часто изготавливались из золота или позолоченного серебра, украшались жемчугом, драгоценными камнями и даже античными камеями. Примеры многочисленны: крест Юстина II (рис. 48), хранящийся в ризнице собора Св. Петра в Ватикане; крест, который был подарен королем Дагобертом аббатству Сен Дени в Париже (7 в.); крест королевы Гизеллы в Монако (10 в.) и др. «Константиновский» крест (12 в.) из Латеранской базилики в Риме, со сценами на сюжеты из Ветхого и Нового заветов, – пример индивидуального иконографического решения. Немало высоких образцов художественной работы – среди русских напрестольных крестов 1545 . Начиная с 6 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В коллекцию входят изделия XVI–XX веков разнообразного назначения, преимущественно церковная утварь, что объясняется источником ее формирования: основная часть поступила в музей в 1920–30-х годах из церквей и монастырей Пскова и губернии. Собрания дореволюционных музеев Псковского Археологического общества (ПАО) и Псковского церковно-археологического кабинета (ПЦИАК) 545 , знаменитого коллекционера Ф. М. Плюшкина и купца-старообрядца П. Д. Батова, попавшие в музей в начале 1920-х годов, состояли в основном также из предметов церковного обихода. Значительная часть коллекции в эти годы была уничтожена, согласно известному циркуляру об изъятии ценностей у церквей для пополнения казны. Ситуация повторилась во второй половине 1930-х годов, о чем свидетельствует музейная «Книга учета драгметаллов» 1937 года 546 (единственный сохранившийся музейный документ, остальные пропали в году войны) с многочисленными пометками о списании. В годы войны коллекцию удалось эвакуировать, но по возвращении обнаружились весомые утраты, в том числе напрестольных крестов. Ныне группа серебряных напрестольных крестов составляет сравнительно малую часть коллекции – 26 единиц, не считая трех плохой сохранности, не включенных в каталог. В письменных источниках и дореволюционной литературе упоминания о крестах достаточно часты, но, к сожалению, эти сведения, за небольшим исключением, слишком скудны для идентификации с музейными предметами. В ряде случаев определить источник их поступления стало возможным благодаря упомянутой «Книге учета», но доверять полностью ее записям не приходится. По непонятным причинам в ней не нашли отражения поступления многих вещей к этому времени не только хорошо известных, но даже воспроизведенных в печати (например, Н. Покровским из Троицкого собора) 547 или подробно описанных, как крест XVIIbeka из Варлаамовской церкви 548 . В 1937 году он оказался списанным вместе с восемью другими крестами XVII–XVIII веков, часть которых ранее принадлежала музею Псковского Археологического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

А. б. (причем износимый на вход омофор возлагают епископу на плечи уже в царских вратах), однако отличаются формулы поминовения: согласно общей греч. практике, над дискосом архиерей поминает живых, а над потиром - усопших; при служении Предстоятеля Поместной Церкви др. Предстоятели Поместных Церквей не поминаются на великом входе (их имена прочитываются во время диптихов в анафоре); 15) роли в диалоге accessus ad altare в греч. Архиератиконе под влиянием проникшего в иерейский формуляр литургии искажения распределены неправильно; 16) после прочтения диалога и окончания пения Херувимской архиерей осеняет народ трикирием (хор: «Ες πολλ τη, δσποτα»); 17) лобзание мира совершается так же, как и в рус. храмах, греч. особенностью является то, что диаконы исходят для лобзания друг друга на солею; 18) как и за рус. А. б., в греч. Церквах священники во время Символа веры веют воздухом над головой архиерея, однако прежде этого епископ сам прочитывает Символ веры, осеняя престол крестообразно дискосом и потиром; 19) во время начального диалога анафоры не бывает осенения народа дикирием и трикирием, к-рое плохо согласуется с содержанием возгласов (в Архиератиконе, отражающем обычаи К-польской Церкви, предписывается благословлять народ напрестольным крестом только при произнесении слов: «Η χρις το Κυρου» (    ) - Σ. 42; в уставе архиеп. Афинского Христодула крест не упоминается: Σ. Сослужение греческих иерархов. Начало литургии Сослужение греческих иерархов. Начало литургии 57); 20) анафора читается архиереем вслух всех стоящих в алтаре; 21) среди возглашаемых диаконом диптихов за литургией, совершаемой Предстоятелем Поместной Церкви, а также вообще за всякой особо торжественной архиерейской литургией возносятся имена Глав Поместных Церквей (то, что поминовение совершается именно во время диптихов, точно соответствует обычаям древней Церкви); 22) после анафоры архиерей благословляет народ дикирием (согласно Архиератикону - напрестольным крестом) со словами: «Κα σται τ λη» (        ), хор поет «Ες πολλ τη, δσποτα» (об этом Архиератикон умалчивает), далее следуют священнодействия перед Причащением и само Причащение; 24) благодарственную молитву после Причащения «Εχαριστομν σοι, Δσποτα, φιλνθρωπε, εεργτα τν ψυχν μν» (              ...) архиерей читает во время ектении «Ορθο.

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Архив Пн Разъяснение о некоторых особенностях совершения входных молитв перед Божественной литургией 24 августа 2023 г. 20:40 Разъяснение, разработанное комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, одобрено на заседании Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопросы Существуют две практики совершения входных молитв: с возложением священником на себя епитрахили и без ее возложения. Какую практику можно считать верной? Оправдан ли обычай некоторых священнослужителей при совершении входных молитв совершать поклонение чтимым храмовым образам помимо местных образов Спасителя и Богородицы в иконостасе? Оправдана ли такая практика, когда при соборном служении литургии несколькими священниками, завершив входные молитвы и поклонившись святому престолу, предстоятель (в пресвитерском сане) подает напрестольный крест сослужащим для целования? Ответ Указания богослужебных книг и содержащаяся в них логика позволяют утверждать, что входные молитвы могут читаться как в епитрахили, так и без нее, то есть допустимы обе практики. Поклонение чтимым храмовым образам наряду с поклонением местным иконам Спасителя и Богородицы, положенным по чину входных молитв, также является возможным. Напротив, практика, когда при соборном служении нескольких священников предстоятель в пресвитерском сане, завершая входные молитвы, подает напрестольный крест для целования сослужащим, нежелательна. Разъяснение ответа Существует две разные практики чтения входных молитв: с возложением предстоятелем епитрахили на себя или без ее возложения. Первая практика восходит к встречающимся в богослужебных книгах указаниям о постоянном наличии возле царских врат епитрахили специально для случаев чтения священником молитв перед этими вратами 1 , что, однако, не свойственно современной русской богослужебной традиции. Вторая практика исходит из желания подчеркнуть благоговейное отношение к святому алтарю, не позволяя священнослужителям входить в него до окончания входных молитв — ведь в случае хранения облачений в алтаре, невозможно возложить на себя епитрахиль, предварительно не оказавшись внутри алтаря. Следует также отметить, что при архиерейском служении литургии предстоятель совершает входные молитвы без епитрахили, таким образом, вторая практика также отражена в богослужебных книгах 2 . Следовательно, обе упомянутые практики вполне обоснованы и их следует признать равнозначными и допустимыми.

http://patriarchia.ru/db/text/6053200.ht...

Ист.: Дмитриева З. В., Шаромазов М. Н., сост. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998; Французова Е. Б., подгот. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Описи Соловецкого мон-ря XVI в.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003. С. 29-30, 41, 74, 104, 196, 200. Лит.: Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902; Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же, ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002. Кат. 7, 19-20, 29-31, 79, 103, 120-121, 127-128, 204-207, 297-298, 306-308, 320, 354; Игошев В. В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI-XVII вв.: (К вопросу о типологии церк. утвари)//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 128-145; он же. Богослужебные кресты// Стерлигова И. А., ред.-сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008. С. 102-119; он же. Драгоценная церковная утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009; Костина И. Д. Произведения московских серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003; она же. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собр. Музеев Московского Кремля//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 257-280; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Там же. С. 207-256; Шитова Л. А. Богослужебные кресты ризничного собрания Троице-Сергиевой Лавры: К истории вопроса//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы IV междунар. конф. 20 сент.- 1 окт. 2004 г. М., 2007. С. 285-298; Multilingual Illustrated Dictionary of Byzant. Architecture and Sculpture Terminology/Ed. by S. Kalopissi-Verti, M. Panayotidi-Kesisoglu. Herakleyon, 2010. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/2564676.html

В последующие десятилетия поступление церковного серебра в музей было незначительным. Что касается непосредственно православных крестов, то их в настоящее время в коллекции насчитывается семнадцать. Их можно разделить на три группы: нательные, выносные и напрестольные. Самую большую группу в коллекции составляют кресты нательные, в основном XVII–XVIII веков. В самом названии «нательные» заключена функция креста, который носился на груди под одеждой, на теле. Многообразные по форме, размеру, декору, все они в музейном собрании принадлежат е единому типу крестов процветших. Как гласит предание, мать византийского императора царица Елена (IV век) пожелала найти крест, на котором был распят Иисус Христос . Ей удалось обнаружить три креста, так как Иисуса казнили вместе с двумя разбойниками. Но свершилось чудо: один из крестов процвел, то есть на его древке проросли ветви. С тех пор и появилось понятие «крест процветший». Как правило, на Руси процветший крест имел изображение горы Голгофы с черепом и костями Адама, на горе – восьмиконечный крест вместе с орудиями страстей: копьем и тростью. Нередко на кресте также размещали текст молитвы со словами: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Процветший крест мастера всегда украшали орнаментом, который мог заключать в себе как растительные, так и геометрические формы. Образец геометрического орнамента представлен в коллекции крестом XVII века, который исполнил мастер Русского Севера (кат. 5). Помимо того что крест с лицевой стороны украшен различными оттенками зеленой эмали, с оборота он орнаментирован формами, которые использовали на Руси еще с языческих времен на предметах быта и в жилищах. Мы имеем в виду солярный знак, символ Солнца, который помещает художник по центру креста в звездообразный прямоугольник, и окружающие его насечки с такими же звездообразными розетками. Противоположностью северной орнаментике предстает крест XVII века, украшенный растительным мотивом и замысловатой вязью (кат. 3). Форма этого креста прекрасно вписывается в круг, а концы его напоминают лепестки цветка. Подобные кресты, с закругленными линиями и внешнего, и внутреннего контура, с удивительным переплетением не только растительного мотива, но и надписей на кресте, которые зачастую сложно разобрать, исполнялись ярославскими мастерами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Нащокинский крест, по всей вероятности, принадлежит к группе именно таких реликвий, которые хранились в ковчегах с крышкой, извлекаясь оттуда по необходимости личного благочестия, в связи с какими-либо важными событиями и т. д. Этому предположению никак не противоречит филигранная обкладка оборотной стороны креста: средневековый художник заботился о красоте убранства подобных предметов независимо от их возможностей обозримости, ибо он украшал «святость», сакральная значимость которой была выше эстетических категорий мирской жизни. Внутри названного типа нащокинский крест имеет редкую деталь – сканый 554 оклад. В отличие от католических реликвариев Св. Древа, где филигранные украшения часто применялись, сочетаясь с эмалями, гравировкой, ажурной чеканкой 555 , – в православном мире до XVI века такой способ убранства крестов не стал распространённым обычаем. В пределах XIV–XV веков можно назвать лишь несколько экземпляров подобного типа. Это прежде всего серебряный крест сербского архиепископа и патриарха Саввы XIV века (храм в соборе г. Пиенца в Италии 556 ), филигранный напрестольный крест XIV–XV веков из Протата 557 на Афоне и, наконец, амвросиевский ореховый крест Троицкой Лавры с золотыми скаными накладками, созданный около середины XV века 558 . Следует обратить внимание на происхождение большинства таких крестов из монастырской среды и связь двух из них с Афоном, который в XIII–XV веках, судя по оформлению иконных окладов 559 и утвари, славился не только греческими изделиями, но и филигранными работами мастеров из различных регионов православного мира. Если средневековое искусство Москвы не оставило нам крестов подобного типа, кроме амвросиевского, то Новгород дал возможность сопоставлений, полезных для уточнения даты нащокинской реликвии. В связи с плотным обрамлением наружной стороны креста несколькими рядами сканых жгутов следует учесть мнение Μ. М. Постниковой-Лосевой об излюбленности такого приёма новгородскими ювелирами издревле вплоть до XVI–XVII веков 560 . Новгородские ассоциации возникают и в связи с металлическими накладками по лицевой стороне креста. Их форма, структура, даже насечка простейшего резного геометрического орнамента заставляют вспомнить воздвизальный крест XIV века с мощами из Новгородского музея, обложенный басмой с эмалями и гравировкой 561 . По аналогии с ним можно предполагать наличие реликвий и под дробницами с большими камнями по вертикальной оси нащокинского креста, хотя сам этот приём гораздо древнее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

319 Как понимать два кивота, не видно; но вероятнее не так, что не только на престол, но и на жертвенник, а так, что на два престола. 322 В древнейшее время евангелия хранились в скевофилакиях и в алтарь приносились только для чтения, памятником какового приноса служит малый вход на литургии. Когда они навсегда положены на престоле, остаётся неизвестным. Крест первоначально явился в алтаре в виде большого креста запрестольного, что было в древнее время, и потом уже в виде малого на-престольного, что случилось тоже неизвестно когда (Римский папа Лeb IV, 847–855 , в сочинении De cura pastorali говорит: Super altare (престол) nihil ponatur, nisi capsae cum reliquiis sanctorum... aut pyxis cum corpore domini pro infirmis, у Дюканжа Gloss. Gatinit. под словом Pyxis. В Менологии императора Василия нет на престолах евангелия, а крест не металлический, положенный, а из материи, нашитый на одежду – цитаты выше). Запрестольный крест называется иначе выносным, потому что он выносится из алтаря в крестные ходы. Напрестольный крест называется иначе воздвизальным не от воздвизания в праздник Воздвижения, а оттого, что он в противоположность кресту запрестольному стоящему есть крест лежащий и потому воздвизается, т. е. поднимается). [По уставу патриарха Алексея в неделю крестопоклонную и в день Воздвижения кресты приносятся из сосудо-хранительницы, листы 14 оборот и 78. Из этого как будто следует, что на престоле крест ещё не лежал.] 323 О сосудах этих см. Bingh. Vol. III, р. 235, Дюканж Constantinop. Christ lib. III, cap. LXII и след., p. 54 sqq., его же Gloss. Latinit. под словом Pyxis, Turris, и Graecit. под словом ρτοφριον, περιστερ. 324 Голубь, которого и доселе можно встретить висящим над престолом во многих сельских церквах, теперь, сколько знаем, уже не употребляется как сосуд для хранения даров, но именно это назначение имел он в Греции, и, следовательно, должно думать, что с этим собственно назначением перешёл и к нам в Россию. Форма башенки-церкви есть общеупотребительная в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда Архиерей совершит чтение Херувимской песни, протодиакон снимает с него митру, возлагает ее на поднос и отдает поднос 3му диакону. Архиерей отходит к жертвеннику, к нему подходит 1й диакон. Архиерей возлагает на его плечо воздух, а диакон берет благословение на кадило и совершает каждение иконостаса, клиросов и народа. Священники попарно, по очереди подходят к престолу, крестятся, прикладываются к престолу, кланяются друг другу со словами: “Священство (протоиерейство, игуменство, иеромонашество) твое да помянет…” и берут напрестольные кресты. Если служит нечетное число священников, то последние трое подходят к престолу одновременно. Последние трое священников обычно несут не кресты, а тарелочку, лжицу и копие. Когда Архиерей скажет: “Сослужащую братию”, то священнослужители по старшинству подходят к Архиерею, целуют его в правое плечо и тихо говорят: “Помяни меня, (Высоко) Преосвященнейший Владыко, иерея N” (при большом количестве духовенства благочинный может дать знак, что подходить не надо, чтобы не вызвать суеты). По окончании поминовения с Архиерея снимается омофор. К жертвеннику подходит 1й диакон с кадилом. 1й священник подает Архиерею звездицу и покровцы, которые Архиерей, облагоухав кадильным фимиамом, полагает на священные сосуды. 1й диакон произносит обычные, положенные на окончании проскомидии возгласы, и в положенный момент подает и принимает у Архиерея кадило. Протодиакон принимает у Архиерея дискос, а 1й священник Чашу со словами: “Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем…” и целует руку Архиерея. 2й священник и остальные священники, несущие напрестольные Кресты, по очереди подходят к Архиерею, держа Крест лицевой стороной к Архиерею в наклонном положении (верхний конец Креста вправо). Архиерей прикладывается к кресту. Священник целует руку Архиерея и говорит: “Архиерейство твое да помянет…”. Младшие священники принимают из рук Архиерея копие, лжицу и тарелочку. 2й диакон во время проскомидии также приготавливает для себя кадило.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

В ризнице: Большое Евангелие в металлическом переплёте; другое, греческое, в серебр. вызолоч. переплёте; третье, небольшое, в металлическом переплёте; Апостол в красном бархатном переплёте с десятью серебр. вызолоч. накладками. Серебр. вызол, крест; другой металл, крест с эмалевыми изображениями. Медный крест, дерев, крест с перламутров, изображениями; серебр. кадило, три серебр. вызолоч. ковшика, два таких же блюдечка, дискос со звездою – серебр. вызолоченные. Серебр. вазочка, серебр. пластинка с изображением, серебр. ложка, другая серебр. вызолоч. ложка и серебр. вызолоч. лжица, металл, ковшик, маленький серебр. венец к иконе; архиепископский посох с серебр. украшениями. Крест из сибирских камней на серебр. вызолоч. цепочке. Медный пасхальный трикирий. Другой белый металлический трикирий. Серебр. вызолоч. крестик на белой шелковой ленте. Две иконы в серебр. ризах. Серебр. вызолоч. трикирий и дикирий. Одно медное и другое жестяное блюдо. Пасхальный медный трикирий. Кропило с металлич. ручкой. Металл, и стекл. лампады. Два серебр. вызол, потира, два дискоса, две звезды, две лжицы и четыре тарелочки, тоже серебр. вызолоч. Металлич. кадило. Две металлич подставки для лампады. Два медных подсвечника. Тридцать восемь икон, из коих две в киотах. Один большой металл, подсвечник. Металлич. ваза для освящения воды. Двенадцать стекл. лампад. Одиннадцать шёлковых риз. Ещё три шёлковых ризы. Двадцать парчовых риз. Два висячих металлич. паникадила. Одна чёрная бархатная риза. Три шёлковых чехла для люстры. Тридцать девять епитрахилей. Двадцать шесть набедренников. Тридцать шесть приборов воздухов. Четыре пелены. Двенадцать палиц. Полное голубое парчовое облачение. Корзинка с бахромой, галунами и крестами. Двенадцать парчовых и один бархатный диаконовских стихарей. Два металлич. ставника для свечей. Пять одежд напрестольных. Двадцать два подризника. Покров для покойников. Архиепископская мантия с серебр. отделкой. Пять занавесей к Царским дверям. Два занавеса для икон. Тринадцать орарей. Сорок семь поясов. Две сумочки для дароносицы. Парча для двух рам. Шаль на престол. Девять вязаных бумажных занавесей. Шестьдесят две пары поручей. Двадцать один чехол для столиков. Три драпировки для жертвенника. Ещё одна драпировка. Девяносто пять пелён для налоев. Семь покрышек; две занавески. Одна плащаница. Кусок красного сукна. Митра с серебр. вызолоч. вышивкой и камнями. Одна риза из серебр. парчи. Двенадцать ковров различной величины. Восемьдесят шёлковых платков. Тридцать четыре шерстяных платка. Две простыни. Тридцать два полотенца. Ещё тридцать полотенцев. Одиннадцать скатертей. Шесть кусков разного холста. Сто тридцать две книги и брошюры, из коих тридцать три в переплётах. Деревянный крест с изображением Распятия. Два шкафа для риз. Пять сундуков, из коих три обиты железом. Корзина и маленький налой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010