Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАНТСКИЙ ЭДИКТ [Франц. édit de Nantes], эдикт умиротворения (édit de pacification), подписанный 13 апр. 1598 г. франц. кор. Генрихом IV Бурбоном в г. Нанте; завершил религиозные войны во Франции (1562-1598). Н. э. часто рассматривают как один из первых в Зап. Европе документов о веротерпимости (подобно Аугсбургскому религиозному миру ) и своего рода декларацию прав подданных франц. монархии независимо от их конфессиональной принадлежности, однако Генрих IV лишь продолжил политику религ. примирения, к-рую пытались вести, хотя и не всегда успешно, последние короли из династии Валуа Карл IX (1560-1574) и Генрих III (1574-1589) (см.: Édits des guerres de religion. 1979). Подписанию Н. э. предшествовало долгое противостояние Генриха IV, унаследовавшего франц. престол после убийства Генриха III, почти со всей католич. Францией, к-рую пришлось фактически заново завоевывать (Генриха Бурбона как законного наследника сразу признала только 1/6 Французского королевства: большая часть юго-запада Франции, где находились родовые земли семьи Альбре-Фуа, королей Наварры, районы в Лангедоке, верные коннетаблю Анри I де Монморанси, неск. городов в Парижском регионе (Понтуаз, Мелён, Мёлан, Компьень), в долине Луары (Тур, Блуа, Сомюр, Лудён), в Нормандии (Дьеп, Кан, Кутанс, Сен-Ло), в Оверни (Клермон, Монферран), в Шампани (Лангр, Шато-Тьерри), в Пуату (Ньор, Фонтене), в Бургундии (Сен-Жан-де-Лон) - Constant J.-M. La Ligue. P., 1996. P. 315). Против нового короля, исповедовавшего кальвинизм и являвшегося лидером франц. гугенотов, выступала Католическая лига , центром которой оставался Париж; ее сторонники преобладали в Бургундии, Бретани, Провансе, Шампани и в таких крупных городах, как Тулуза, Руан, Марсель. В защиту католич. Церкви во Франции от монарха-еретика выступали Папский престол, предпринимавший попытки организовать выборы короля-католика (буллой папы Сикста V от 21 сент. 1585 Генрих Наваррский отлучен от Церкви), и Испания, предлагавшая посадить на франц.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

343-348 НАЗОРЕИ в ветхозаветном иудаизме люди, давшие определенные обеты Богу: не стричь волос, воздерживаться от употребления вина и не касаться мертвых 348-350 НАКИПАРИ ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 350-352 352-355 НАМЕСТНИК должностное лицо в России в разные периоды ее истории, в Великом княжестве Литовском и нек-рых др. гос-вах, а также в РПЦ 355-356 356-366 366-367 НАНА св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругом, царем Картли св. равноап. Мирианом)), груз. царица (сер. III - сер. IV в.) НАНТСКИЙ ЭДИКТ эдикт умиротворения, подписанный 13 апр. 1598 г. франц. кор. Генрихом IV Бурбоном в г. Нанте 367-371 НАПЕВКА пласт устного пения в совр. старообрядческой богослужебно-певч. культуре, исполнение к.-л. песнопения не по крюковым книгам (письменной версии), а изустно, по сложившейся в общине традиции 372-373 НАПИСАНИЕ О ПРАВОЙ ВЕРЕ («Написание о правой вере, изложенное Константином блаженным Философом учителем о Боге на славянском языке»), догматическое сочинение, приписываемое равноап. Кириллу (Константину Философу) 373-374 НАПРАВНИК Направник Эдуард (в правосл. крещении Димитрий) Францевич (1839-1916), рус. дирижер и композитор 374-375 НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма 375-383 384-385 385-391 НАРВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1887-1927 гг. 2. Эстонской Православной Церкви, существовало в 2009-2011 гг. 391-393 НАРКИСС (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский 394-395 393-394 НАРОДЫ МОРЯ большие этнические группы, которые, согласно егип. источникам, в кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. перемещались по древнему Ближ. Востоку, опустошая города и страны, и в конце концов вторглись в Египет

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

С 1592 г. Г. пытался добиться от Папского престола снятия церковного отлучения. Посланное в окт. 1592 г. в Рим посольство так и не было принято папой Климентом VIII. Новое посольство во главе с Луи Гонзагой, герц. Неверским, католиком и итальянцем по происхождению, было отправлено в окт. 1593 г. Папа Климент VIII, опасавшийся неудовольствия со стороны испанцев, отправил навстречу франц. посольству иезуита А. Поссевино , чтобы тот отговорил их от поездки в Рим, однако Поссевино добился от папы приема франц. послов как частных гостей. Наконец, после долгих и тяжелых переговоров папа Римский Климент VIII, опасаясь отпадения Франции от католич. Церкви, официально снял отлучение с Г. (17 сент. 1595) и восстановил дипломатические отношения с Французским королевством. Легатом во Францию назначался флорентийский кард. Александр Медичи, к-рый должен был не только подтвердить факт перехода Г. в католич. веру, но и реорганизовать Церковь во Франции и выступить посредником между Г. и испан. королем в войне, к-рую те вели с янв. 1595 г. В 1596-1598 гг. последние сторонники лиги признали власть Г., а Вервенский мир (2 мая 1598) положил конец войне с Испанией. Все завоеванные испан. королем и католич. оппозиционерами города и провинции были возвращены Франции. Гражданский мир был установлен после подписания Нантского эдикта (13 апр. 1598), мирного договора, завершившего религ. войны во Франции и отмененного только франц. кор. Людовиком XIV в 1685 г. Дополненный бреве (30 апр.) и рядом секретных статей (2 мая 1598) Нантский эдикт утвердил основы гос. политики веротерпимости, предоставив гугенотам, составлявшим ок. 7% населения, особый статус. Католичество оставалось гос. религией, но были подтверждены права гугенотов на свободу проповеди, школьного преподавания и богослужения. В гражданских правах они полностью уравнивались с католиками и получали доступ ко всем гос. должностям. Реформатское богослужение по-прежнему было запрещено в Париже, но разрешалось там, где было введено ранее.

http://pravenc.ru/text/162135.html

11 марта 1597 г. испанцы захватили Амьен. Франция оказалась в опасности. Генрих IV, нуждавшийся в военной помощи гугенотов, обратился к своим бывш. единоверцам, но Сомюрская ассамблея отказала королю в к.-л. службе. 15 июня члены ассамблеи покинули Сомюр и перенесли заседания в Шательро, расположенный в регионе с преобладавшим протестант. населением. Генрих IV неоднократно просил ассамблею послать войска «ради чести Франции», однако получал твердый отказ. 20 июля гугеноты решили оплачивать свои войска «из экстраординарных источников», т. е. захватывая деньги у королевских сборщиков или взимая налоги в свою пользу. В то же время они обратились за помощью к Англии и к Республике Соединённых провинций. В этих условиях посланник короля Гаспар де Шомберг без к.-л. монарших указаний вступил с гугенотами в переговоры. Сделав вид, что наделен необходимыми полномочиями, 25 июля 1597 г. он подписал соглашение, в соответствии с к-рым крепости, удерживаемые франц. кальвинистами, оставались за ними, а король каждый год должен был выделять 180 тыс. экю на содержание их гарнизонов. Генрих IV, недовольный заключенным соглашением, был вынужден начать переговоры об окончательной редакции эдикта, тем более что после изгнания испанцев из Амьена (25 сент. 1597) он смог отказаться от новых уступок. В марте 1598 г. король направился в Бретань, чтобы подчинить своей власти одного из последних сторонников Католической лиги - губернатора Бретани Филиппа Эмманюэля Лотарингского, герц. де Меркёра. 20 марта в Анже заключен мирный договор. Герцог согласился на брак единственной дочери-наследницы Франсуазы и Сезара де Бурбона, герц. Вандомского, старшего внебрачного сына короля от Габриэли д " Эстре, а Генрих IV выплатил Меркёру огромную денежную компенсацию (более 4,2 млн ливров). 13 апр. 1598 г. в Нанте Генрих IV, внеся в документ неск. частных изменений, дабы показать, что он дарует его своей самодержавной властью, подписал Н. э. В Нанте королем был издан целый комплекс документов с разными степенями легитимности: грамота от 3 апр.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

1597 г. и утвердил его лишь после обещания короля не допускать гугенотов на должности в парламентах, на посты главных судей в судебных учреждениях бальяжей и сенешальств, а также президентов президиальных судов. 14 февр. 1595 г. протестант. ассамблея, собравшаяся в Сомюре, потребовала от короля издания нового эдикта, к-рый гарантировал бы свободу публичного отправления протестант. культа по всей Франции, выплату королевских субсидий для кальвинист. пасторов, поддержку протестант. школ, подтверждение права гугенотов сохранять их владения, в т. ч. захваченные ими церковные, предоставление протестантам половины должностей во всех судебных учреждениях (хотя гугеноты составляли лишь 1/15 населения Франции), доступ протестантов ко всем др. должностям; наконец, гугеноты хотели сохранить за собой все крепости, к-рые они к тому времени удерживали, но с условием, что служба комендантов и содержание гарнизонов этих крепостей будут оплачиваться из королевской казны. Эти условия Генрих IV счел чрезмерными и отверг. В сент. 1595 г. папа Римский Климент VIII после долгих переговоров официально снял отлучение с Генриха IV и восстановил дипломатические отношения с Францией. Воссоединившись с Римско-католической Церковью, король эдиктом, изданным в мае 1596 г. в Траверси, распорядился восстановить католич. богослужения по всему королевству, в т. ч. и там, где протестанты, находясь в большинстве, запрещали католикам служить, и предписал вернуть католич. Церкви во Франции имущество, секуляризованное протестантами. Согласно этому эдикту, останки умерших протестантов надлежало убрать с католич. кладбищ. Эти меры вызвали недовольство франц. кальвинистов, однако тот факт, что Генрих IV вел войну с Испанией, всегда остававшейся католической, давал гугенотам надежду на компромисс. Новая протестант. ассамблея собралась в Лудёне 1 апр. 1596 г., в момент, когда король вел осаду крепости Ла-Фер, занятой испанцами, а те захватили Ардр, Ле-Катле, Кале. На Лудёнской ассамблее были вновь выдвинуты те же требования, что и год назад в Сомюре. Генрих IV заявил, что готов утвердить только те условия, к-рые содержались в эдикте 1577 г. Он приказал ассамблее разойтись, а протестант. депутатам - вернуться в свои провинции. Ассамблея отказалась подчиниться приказу короля, и в разгар военной кампании против испанцев гугенотские военачальники, маршал Анри де Ла Тур д " Овернь, герц. де Буйон, и Клод де Ла Тремуай, герц. де Туар, со своими отрядами покинули армию. Создалась угроза гражданской войны. Гугеноты в Пуату начали изымать у королевских сборщиков налогов собранные деньги, решив использовать их на свои цели. Ассамблея, собравшаяся в нач. марта 1597 г. в Сомюре, одобрила эти конфискации.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

Однако спустя год королева-мать вновь поддержала недовольных принцев и грандов. В этот раз на стороне мятежников выступили гугеноты под предводительством Анри II, герц. де Рогана (1579-1638). Мятеж, разгоревшийся на западе страны, вскоре охватил все провинции от Нормандии до Лангедока. Министры короля и герцог де Люин ратовали за мирное разрешение конфликта, но король и его троюродный брат принц де Конде преследовали свои цели: молодой монарх жаждал славы и военных подвигов, а принц стремился оттеснить от короля всесильного фаворита. 7 июля 1620 г. Л. во главе 18-тысячной армии выступил из Парижа. 10 июля из Руана был изгнан один из предводителей мятежных грандов принц крови Анри II д " Орлеан, герц. де Лонгвиль. 7 авг. армия короля одержала победу над войсками заговорщиков при Пон-де-Се. Королева-мать поспешила начать с Л. переговоры, важную роль в к-рых вновь сыграл Ришелье. 10 авг. 1620 г. в Анже был подписан договор: мятежники получили полное королевское прощение, королева-мать примирилась с сыном и вернулась ко двору. После победы над оппозицией знати основной задачей Л. стала борьба с гугенотами, поддержавшими мятеж принцев. Подписанный в 1598 г. Нантский эдикт не решил окончательно религ. вопрос во Франции: это был очередной «религиозный мир», позволявший католикам жить бок о бок с протестантами в одном гос-ве ( Мунье Р. Убийство Генриха IV/Пер. с франц.: М. Некрасов. СПб., 2008. С. 175). К концу царствования Генриха IV гугеноты располагали 84 крепостями и 18 городами. Кальвинизм во Франции исповедовали 1,2 млн чел. (5-6% населения) - ок. 274 тыс. семей, в т. ч. 2468 дворянских. Протестанты Беарна и Наварры на протяжении мн. лет всячески противились восстановлению католич. богослужений и возвращению католич. Церкви имущества (оно было передано кальвинист. общинам кор. Жанной д " Альбре ). В 1620 г. собравшиеся в Лудёне гугеноты в очередной раз потребовали отменить эти постановления. 15 окт. в По прибыл Л. с армией. Король распустил суверенные советы Беарна и Наварры и создал в столице Беарна По провинциальный парламент (по примеру парламентов в др. провинциях Франции); королевским эдиктом Беарн был присоединен к Французскому королевству. Вместе с тем в регионе началось насильственное искоренение протестантизма.

http://pravenc.ru/text/2561070.html

ч. при Арке (1589) и при Иври (ныне Иври-ла-Батай, 1590), взял Шартр и Нуайон (1591). В апр.-сент. 1590 г. осаждал Париж, в нояб. 1591 - апр. 1592 г.- Руан. В мае 1593 г. Генрих IV публично сообщил о своем решении поменять конфессию. 25 июля Рено де Бон, архиеп. Буржа, принял в Сен-Дени католич. исповедание короля. Города и правители, поддерживавшие Католическую лигу, постепенно прекращали борьбу. В янв. 1594 г. сдались города Мо, Орлеан, Бурж, Экс (ныне Экс-ан-Прованс), в февр.- Лион. 27 февр. 1594 г. в Шартре состоялась коронационная церемония Генриха IV. 22 марта король без боя вступил в Париж. Тогда же были завершены переговоры о сдаче Руана, а также Лана, Амьена и др. городов Пикардии; чуть позднее под власть франц. монарха перешла Шампань. В оппозиции королю оставались гугеноты. В дек. 1593 г. на ассамблее в Манте было заявлено, что протестанты пока не признают Генриха IV королем Франции. 12 дек. делегаты ассамблеи потребовали гарантий в защите прав гугенотов и издания нового эдикта. На ассамблее в Сент-Фуа в 1594 г. было принято решение об отделении территорий, находившихся под властью гугенотов. Предлагалось разделить Францию на 10 округов; у каждого округа должны быть свои совет, армия, финансы. Предполагалось, что эти гугенотские округа ежегодно будут направлять депутатов на генеральную ассамблею. В ее работе также будут принимать участие герцоги, генеральные наместники, «лица, внушающие доверие». Задача такой ассамблеи - делать «ради общего блага все, чего потребует время» и принимать все меры к защите родины. Перед угрозой отпадения ряда франц. территорий Генрих IV 15 нояб. 1594 г. Сен-Жерменской декларацией подтвердил Мантский эдикт, восстанавливавший действие эдикта 1577 г., и предписал всем франц. парламентам его зарегистрировать. Парламенты воспротивились этому, особенно принятию статьи, открывавшей протестантам доступ к должностям. Парижский парламент зарегистрировал эдикт 1577 г. в февр. 1595 г. большинством всего в 3 голоса. Руанский парламент отказывался регистрировать эдикт до 5 февр.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

престол сына испан. кор. Филиппа II (в янв. 1595 Генрих IV объявил войну Испании). Недовольство выражали и протестант. общины, опасавшиеся наступления на свои права, тем более что уже 4 авг. 1589 г. король издал декларацию, в к-рой обещал поддерживать и сохранять во Франции «католическую, апостолическую и римскую религию» в целости и назначать на королевские должности и посты в правительстве только католиков; гугенотам гарантировалась определенная свобода совести и отправления культа, за ними были оставлены крепости, к-рыми они к тому времени владели. На этом этапе Генрих IV еще не упоминал об обращении в католич. веру; по его словам, такой поступок окончательно опозорил бы его в глазах сторонников и к тому же никого не убедил бы. Тем не менее нек-рые его бывш. соратники-гугеноты предпочли начать переговоры со статхаудерами (правителями) нидерланд. провинций, в т. ч. с Морицом Оранским (Нассауским), об избрании протектора франц. протестант. общин. Чтобы не потерять поддержку протестант. лагеря (в т. ч. швейцар. и нидерланд. кальвинистов), Генрих IV Мантским эдиктом (июль 1591) вновь объявил действующим один из самых благоприятных для французских гугенотов эдикт о примирении, изданный в Пуатье в сент. 1577 г., вместе с уточнениями, нашедшими отражение в Неракском эдикте от 28 февр. 1579 г. и в мирном договоре, подписанном после окончания 7-й из религ. войн 26 нояб. 1580 г. в Ле-Фле (подробнее об этих эдиктах см. ст. Гугеноты ). Согласно Мантскому эдикту, за протестантами признавалась свобода совести и отправления культа в замках тех перешедших в кальвинизм сеньоров, к-рые имели право суда, а там, где преобладали католики,- в одном из городских предместий на территории судебного округа (бальяжа или сенешальства), за исключением Парижа; гугенотов должны были допускать ко всем гос. должностям. Франц. парламенты, члены к-рых были обязаны приносить присягу о католич. вероисповедании, отказывались регистрировать этот эдикт. В борьбе по «завоеванию королевства» король одержал ряд побед, в т.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

Причиной обострения отношений папы с франц. кор. Людовиком XIV стал вопрос о получении доходов с франц. еп-ств, кафедры к-рых оказывались вакантными. Согласно нормам Болонского конкордата 1516 г., доходы с вакантных епископских кафедр на территории королевского домена поступали в королевскую казну (т. н. светская регалия), кроме того, король имел право назначать прелатов на вакантные высшие церковные должности и по своему усмотрению жаловать церковные бенефиции (т. н. духовная регалия; за Римским папой сохр. право утверждать назначения). Декларациями 1673 и 1675 гг. король распространил право регалии и на территории, присоединенные к Франции после 1516 г. Занимавший в то время Римский престол папа Климент X , вероятно опасаясь вражды с Людовиком XIV, не опротестовал действий короля. Однако в 1676 г. к недавно избранному на Папский престол И. с жалобой на монарха обратились 2 прелата Юж. Франции - еп. г. Алет (ныне Алет-ле-Бен) Никола Павийон и еп. г. Памье Франсуа Этьен де Коле, сторонники янсенизма . Папа, принявший апелляцию епископов (за что был обвинен в приверженности к янсенизму), расценил действия короля как узурпацию прав католич. Церкви и в ряде бреве (1678, 1679, 1680 гг.) призвал Людовика XIV отменить декларации о регалии. Действия короля, однако, получили одобрение ассамблеи франц. духовенства (1681-1682). Ассамблея духовенства подтвердила претензии короля на светскую регалию, а 19 марта 1682 г. приняла состоявшую из 4 статей «Декларацию духовенства Франции о церковной власти» (Declaratio Cleri gallicani de ecclesiastica potestate), к-рая стала манифестом галликанизма . В «Декларации...» высказывалась идея ограничения папской власти в католич. Церкви: папе принадлежало главное слово в вопросах веры, но его решение не являлось окончательным, если оно не было подкреплено согласием всей Церкви. Бреве от 11 апр. 1682 г. папа осудил «Декларацию...». Кроме того, И. отказался утверждать предлагаемых Людовиком XIV кандидатов на епископские кафедры. К 1689 г. кафедры более 30 франц. еп-ств оставались вакантными. Несмотря на конфликт с франц. королем, 13 дек. 1685 г. И. направил Людовику XIV приветственное послание, в к-ром высоко оценил королевский эдикт, подписанный в Фонтенбло (17 окт. 1685), о ревокации (отмене) Нантского эдикта 1598 г., в свое время гарантировавшего свободу исповедания франц. гугенотам .

http://pravenc.ru/text/468793.html

Н. э. объявлял католицизм офиц. религией во Франции. Восстанавливалось католич. богослужение во всех населенных пунктах королевства, где оно было прервано в годы религ. войн. Предписывалось вернуть католич. Церкви во Франции все конфискованные за время войн земли, храмы и дома, принадлежавшие как монашеским общинам, так и отдельным клирикам. Гугенотам запрещалось проповедовать в католич. церквах или в домах католич. клириков, торговать протестант. лит-рой где-либо, кроме мест совершения богослужений. Вместе с тем Н. э. обеспечивал франц. гугенотам существование как организованной общины, к-рую король признавал субъектом гражданского права наравне с др. сословными группами и корпорациями королевства. За протестантами признавались религ. привилегии и право иметь религ. орг-цию. Гугенотам предоставлялась свобода совести: они не были обязаны участвовать в католич. церемониях, присутствовать на мессе, принимать участие в шествиях, с них не могли брать деньги на строительство и ремонт католич. храмов, на покупку церковных облачений или колоколов. При смерти или под арестом гугеноты освобождались от посещения католич. священниками. Вместе с тем на франц. протестантов налагались обязательства платить церковную десятину, соблюдать католич. праздники (не работать в праздничные дни). Представители протестант. клира (как и католич. духовенство) освобождались от военной службы и уплаты тальи. Протестанты получили ограниченную свободу вероисповедания. Н. э. ввел строгие правила отправления культа для протестантов: в крупных городах, епископских резиденциях и их окрестностях (Париж, Тулуза, Дижон, Реймс, Шартр и др.) богослужение было запрещено, причем специально оговаривалось, что под «окрестностью» понимается территория от 2 до 5 лье. Протестанты могли свободно исповедовать свою веру в тех городах и крепостях, которым эта привилегия была дарована эдиктом 1577 г., а также в 1 или 2 городских предместьях в каждом бальяже или сенешальстве (в документах было противоречие: в эдикте от 13 апр.

http://pravenc.ru/text/2564660.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010