Архив Пн Патриаршее поздравление епископу Кронштадтскому Назарию с 70-летием со дня рождения 11 августа 2022 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария с 70-летием со дня рождения. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Назарию, епископу Кронштадтскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Ваше Преосвященство! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной личной датой — 70-летием. В молодом возрасте Вы избрали путь служения Богу и Его Святой Церкви. Обучаясь в Ленинградской духовной семинарии , Вы принесли монашеские обеты, приняли священный сан и приступили к исполнению различных послушаний. Спустя годы Господь снова привел Вас в Александро-Невскую лавру уже в качестве наместника, а затем призвал к высокому епископскому служению. Отрадно, что Ваши усилия способствовали не только восстановлению благолепия сей обители, но и развитию в ней духовной жизни и традиций иноческого делания. Во внимание к Вашим трудам и в связи с отмечаемой важной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена благоверного князя Даниила Московского (III степени). Желаю Вам полноты телесных и душевных сил, неоскудевающей помощи Божией и преуспеяния в дальнейшем архипастырском служении. Всещедрый Господь да сохранит Вас в добром здравии на многая лета. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5947717.ht...

Архив Пн Патриаршее поздравление епископу Выборгскому Назарию с 60-летием со дня рождения 11 августа 2012 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископа Выборгского Назария с 60-летием со дня рождения. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Назарию, епископу Выборгскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Ваше Преосвященство! В день Вашего 60-летия примите мои сердечные поздравления с этой знаменательной датой вкупе с пожеланиями доброго здравия, душевного мира и непрестанной радости о Господе. Путь Вашего служения Матери-Церкви неразрывно связан с Санкт-Петербургской епархией : здесь Вы получили духовное образование, принесли монашеские обеты и стяжали ценный пастырский опыт. На протяжении 15 лет являясь наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, Вы, Богу споспешествующу, вносите весомый вклад в восстановление исторического облика этой прославленной обители, в возрождение и укрепление древних традиций иноческого жития. Ныне Вы сочетаете сие ответственное делание с послушанием викарного архиерея, разделяя с Преосвященным митрополитом Владимиром бремя трудов в Винограднике Христовом. Во внимание к Вашим заслугам и в связи с 60-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского II степени. Молитвенным предстательством Пречистой Царицы Небесной да сохранит Вас Милостивый Владыка в крепости сил на многая лета, подавая Свою щедрую помощь в дальнейшем епископском служении. С любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2381663.ht...

Патриаршее поздравление епископу Выборгскому Назарию с 25-летием служения в священном сане 3 марта 2010 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Выборгского Назария , викария Санкт-Петербургской епархии , наместника Александро-Невской лавры , с 25-летием служения в священном сане. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Назарию, епископу Выборгскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Ваше Преосвященство! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 25-летием служения в священном сане. Ныне Вы имеете возможность воздать молитвенное благодарение Подателю всех благ — Богу за Его милости, обильно ниспосылаемые Вам на протяжении всех лет Вашей жизни. Путь Вашего церковного становления был нелегок, однако Сердцеведец Господь, видя искренность Ваших устремлений, даровал Вам возможность получить богословское образование в Ленинградских духовных школах, дабы впоследствии совершать служение в Санкт-Петербургской епархии: здесь четверть века тому назад Вы дали монашеские обеты, здесь обрели опыт пастырского, а с прошлого года и архипастырского служения. Решением Священного Синода на Вас возложено весьма ответственное послушание — с 1997 года Вы являетесь наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. За минувшие годы Вы отдали немало сил делу возрождения монашеской, приходской и епархиальной жизни, восстановлению Коневского монастыря и Лавры, воспитанию подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия. Во внимание к усердным трудам и в связи с 25-летием служения в священном сане полагаю справедливым вручить Вам памятную панагию. Надеюсь, что Господь и в дальнейшем будет подавать Вам Свою помощь, дабы Вы, совершая служение Святой Церкви, могли являть достойный пример следования своему призванию и верности архипастырскому долгу. Да хранит Вас Бог в добром здравии на многая и благая лета! С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1104835.ht...

Одним из самых ярких представителей возрождающейся школы умного делания был преподобный Серафим Саровский (175–1833). Эта школа в то время была в забвении, но окончательно не иссякла, и знания о духовном делании все же кое-где сохранялось. Благословение на иноческий подвиг и заповедь о непрестанном творении молитвы Иисусовой преподобный Серафим Саровский получил от киевской затворницы, девицы дворянского рода Дарьи Тяпкиной, подвизавшейся под именем старца Досифея. 16 лет преподобный Серафим подвизался в общежительной Саровской пустыни, в возрасте 40 лет по благословению настоятеля начал подвиг пустынножительства. Одновременно с ним в Саровском лесу доживал свои последние годы старец Назарий, один из опытных делателей молитвы Иисусовой, восстановивший монашескую жизнь на Валааме 712 . Назария можно отнести к тем немногим инокам, «понимавшим и практиковавшим внутреннее делание, которое сохранилось в глубине монашества с древних времен 713 . С этим старцем советовался митр. Гавриил по поводу неясных мест «Добротолюбия» при подготовке его к печати. К старцу Назарию приходили исповедовать помыслы многие отшельники, в том числе и преподобный Серафим 714 . По всей вероятности, благодаря старцу Назарию Серафим узнал о «Добротолюбии» и всецело проникся его духом (об этом свидетельствуют многие наставления и советы преподобного Серафима) 715 . Всем известно о необычайных аскетических подвигах Серафима Саровского – 1000 дней и ночей столпничества (стояние на камне), трехлетнее питание одной травой снытью, три года молчальничества, пятилетний затвор... Но для возрождающейся монашеской традиции такие подвиги не цель, а средство. Сами по себе они не полезны и, принимаемые как цель, могут даже повредить подвижнику. Для преподобного Серафима внешние подвиги были средством борьбы с духами злобы. «Выйдя победителем из этой страшной брани, преподобный Серафим вознесся на высоту древних величайших подвижников» 716 . В его образе, по словам прот. Г. Флоровского , «дивно смыкаются подвиги и радость, тягота молитвенной брани и райская уже светлость, преображение нездешнего света» 717 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пред поступлением отца Назария в Валаамскую обитель, там были – строитель, один монах, два белых священника, но и те все утонули. Посему около года священнодействовал только сам Назарий. В течении двадцатилетнего управления, Отец Назарий совершенно устроил вновь монастырь. Монастырь Валаамский, при учреждении штатов в 1764 году, оставлен был заштатным, но при отце Назарие, в 1786 году, переведен в него штат третьеклассного новгородского Духова монастыря, и отец Назарий возведен было в сан Игумена, а число братии, Высочайшим Указом 1800 года, определено было в 30 человек. Главным благодетелем обители был Преосвященный Гавриил, который, по любви к о. Назарию, давал много своих денег на устроение Валаамской обители. Не оставлен был монастырь и Царскими щедротами: по Высочайшей милости даны были угодья на постоянное содержание обители. Замечательного внешнего устройства было внутреннее устройство обители. О. Назарий ввел в Валаамскую обитель строгий церковный служебный порядок, и устроил три рода жизни: общежительный, скитский и пустынный. Слава о сем распространилась даже за границы России, так, что из Афонских гор приходили иные в Валаам, и с удивлением смотрели на устройство сей обители, которую предпочитали даже монастырям Афонским. В числе иноков Валаамских явились многие подвижники благочестия. Здесь искали себе мирного покоя и знаменитые ученики Паисия: Клеопа, Леонид, и Феодор. Нельзя умолчать здесь о тех иноках, кои избраны о. Назарием для распространения Христианской веры в наших Американских владениях, – каковы Ювеналий, Герман, Иоасаф. Тысячи язычников обратили они в веру Христову. Ювеналий скончался мученической смертью за проповедание веры Христовой. А Иоасаф, после многих трудов, посвящен был в Епископа новопросвещенной паствы, но бурею разбило корабль и он утонул на пути к ней. Замечательна та любовь и преданность, какую эти проповедники слова Божия сохраняли к о. Назарию. «Преподобнейший и пречестнейший государь батюшка отец Назарий со всею о Христе братией! писал из Кадьяка в 1795 году от 19-го майя Герман: – Ваших отеческих мне убогому благодеяний не изгладят из моего сердца ни страшные, непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, ниже грозный океан не угасит чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю чрез великий океан».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После высылки отца Назария его сына Николая воспитывали Дарья и Параскева. Перед отъездом священника в ссылку они сказали ему: «Отец Назарий, не берите Колю с собой, пусть он будет у нас, и мы о нем позаботимся». Два с половиной года отец Назарий пробыл в Алма-Ате и два года – в Актюбинске. Из ссылки он присылал им яблоки. У них своего сада не было, и посылка священника была для них большой радостью. А однажды он прислал сыну валенки из верблюжьей шерсти, которые тот долго носил. В 1934 году Параскева поехала с Николаем в гости к отцу Назарию в Актюбинск. Священник встретил их на перроне. За время ссылки он сильно постарел. От вокзала они шли пешком. Почти весь город был одноэтажным и построен из глины. В одной из глиняных мазанок жил отец Назарий. Он жил один и работал в то время бухгалтером. В ссылке он со многими подружился, в том числе со ссыльными офицерами царской армии. За труд в бухгалтерии отцу Назарию платили достаточно, и он не был стеснен в средствах. Параскева с Николаем прожили у него месяц. Весной 1936 года отец Назарий вернулся из ссылки домой. Однажды раздался стук в дверь. Параскева спросила: – Кто там? – Свои, – ответил отец Назарий. Радости о возвратившемся из ссылки священнике не было конца, и Дарья тут же затеяла пироги. Вернувшись из ссылки, протоиерей Назарий стал служить в том же храме. На каждую службу он брал с собой сына. Ставил его около северных дверей в алтаре и объяснял, когда что нужно делать, – хотел, чтобы он помогал как алтарник. Отец Назарий, памятуя, какое значение в его жизни имело церковное пение, поначалу пытался научить ему и сына, но у того не оказалось музыкальных способностей, и обучение пению пришлось оставить. В жизни отец Назарий был гостеприимным и хлебосольным, и у него часто бывали гости, которых он щедро угощал всем, что у него было. Духовным отцом Николая стал служивший в том же храме протоиерей Георгий Колоколов. Оба священника жили душа в душу, точно стремясь превзойти друг друга добродетелями, и между ними никогда не было никаких споров или ссор. Для Николая отец Георгий стал духовным благодетелем, и за него он впоследствии молился всю жизнь.

http://fond.ru/kalendar/1369/georgiy/

Глава звершив в день лаври Кронштадтського 29 травня 2019 р. 12:10 28 мая 2019 года, во вторник 5-й седмицы по Пасхе, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию по случаю 10-летия хиротонии наместника монастыря епископа Кронштадтского Назария . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Назарий с братией обители, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , епископ Армавирский и Лабинский Игнатий , епископ Сарапульский и Можгинский Антоний , а также секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и другие священнослужители. За богослужением молились настоятельницы обителей Санкт-Петербургской епархии : Константино-Еленинского женского монастыря — игумения Илариона (Феоктистова) и Староладожского Успенского монастыря — игумения Ангелина (Васильева). После благодарственного молебна владыка митрополит поздравил отца наместника с 10-летием архиерейского служения и огласил приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В подарок от Предстоятеля Русской Церкви владыке Назарию были преподнесены крест и панагия. «От всей Санкт-Петербургской митрополии поздравляем Вас с первым десятилетием служения в архиерейском достоинстве, — сказал владыка Васонофий. — После службы в армии и светской работы Вы все-таки потянулись к Богу всей душой и всем сердцем. И так возлюбили Его, что оставили мир и полностью посвятили себя служению Церкви. Пройдя послушания в Выборге, в Коневском монастыре, основное время жизни — уже более двадцати лет — по воле Божией Вы посвящаете Александро-Невской лавре. Не каждому человеку Он вверяет такую обитель. Вы — человек избранный, Господь возложил на Вас бремя несения трудов по возрождению монастыря». «Мы ценим подвижнические труды, которые Вы совершаете здесь, заботясь о храмах и многочисленных постройках обители, приводя их в порядок. За это в том числе Вас ценит Священноначалие. Благодарю Вас за труды и молитвы, любовь к Богу и Церкви, за то, что заботитесь о пастве, которая во множестве посещает обитель, чтобы здесь получить утешение для души. Вы щедрый человек, добрый и милостивый, хотя иногда бываете строгим, но без этого нельзя. Желаю вам дальнейшей помощи Божией в трудах и заботах о монастыре, крепкого здоровья. Пусть Господь сподобит Вас справлять еще не один юбилей в этой обители», — добавил глава Санкт-Петербургской митрополии и преподнес владыке Назарию просфору и букет цветов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5443599...

С о. Назарием часто повторялись болезненные припадки. Он впадал в такое изнеможение, что приближенные к нему думали: вот ныне или завтра непременно умрет, но Господь, для которого он жил, восставлял его от одра. В 1855 г. старец начал плохо видеть 77 и как сам не мог читать книг, то заставлял келейников (их было двое) поочередно читать ему вслух жития святых. Прошение его, поданное в том же году, о совершенном увольнении от управления монастырем, с дозволением провести в Голутвине последние дни жизни, владыка отклонил до времени, и 16 июля 1856 года отправил к нему следующее письмо: «Преподобному отцу игумену Назарию о Господе радоватися и мирствовати. Неоднократно слышу, что зрение ваше оскудевает, но вы продолжаете действовать более сами. От сего может быть недосмотрение, за которое взыщется с помощников ваших 78 . Советую употреблять их более, чтобы все было досмотрено, и чтобы все делалось благовременно и в порядке. С вашей же стороны более приносить будут пользы ваша молитва и назидательное слово. Филарет М. Московский ». В ноябре того же (1856) года 78 летний старец велел написать духовное завещание, из которого вполне видна его нестяжательность и нищета иноческая. Настал 1857 год. Занятый мыслью о смерти, Назарий говорил: «матушка моя умерла в феврале месяце, должно быть и со мной случится тоже». В июне, по приказанию м. Филарета, был в Голутвине благочинный общежительных монастырей, Лужецкий архимандрит Паисий и нашел игумена Назария в изнеможении, большем прежнего. Старец почти совсем потерявший зрение, поручил о. благочинному просить архипастыря о снятии с него настоятельской должности. На донесение благочинного владыка, резолюцией от 5 июля (день преп. Сергия), предписал между прочим: «1) игумена Назария, согласно с его желанием, по слабости здоровья и особенно зрения, от управления монастырем уволить с благодарностью за долговременное честное и доброе служение. 2) Духовнику иеромонаху Авраамию быть строителем Старо-Голутвина монастыря. 3) Новоопределенный строитель окажет достопочтенному старцу игумену Назарию и всякое уважение 79 , и возможное успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

14-го марта 1822 г. VI. Деятельность Валаамского монастыря на пользу православной церкви отечества и ближних Достигши внутренней зрелости, Валаамский монастырь в это время проявил особенную свою деятельность как внутри, так и далеко за пределами своими. Преосвященный Гавриил, зная духовную опытность отца Назария и других Валаамских старцев, старался отправлять на Валаам людей, преимущественно нуждавшихся в духовных наставлениях и требовавших бдительного о себе попечения. Так препровождены были в обитель: в 1783 году турок Василий Васильев, восприявший из магометанского закона святую веру Православного исповедания, и обратившиеся из раскола к Православной Церкви, в 1784 году, крестьянин Ксенофонт Шестаков и в 1790 году монах Иосиф и крестьянин господина Бутурлина Никифор. О Шестакове писал святитель отцу Назарию: «Пречестный отец строитель Назарий. Посылаю к вам при сем, в силу Высочайшаго Ея Императорскаго Величества повеления, обратившагося из раскола крестьянина Ксенофонта Шестакова; приимите его с любовию и старайтесь внушить ему истины христианския и подвиги иночества: он сколько сперва был упорен, столько, по обращении, показывает усердие к святой Церкви; потщитесь в сем более его утвердить, и, по пострижении в монахи, которое не отлагайте, утвердите противу могущих колебать его искушений; примечайте расположения его сердца и меня о том уведомляйте, потщитесь сие так исполнить, чтоб могли вы заслужить от Спасителя нашего Иисуса Христа таковое о себе изречение, каковое Он о пекущихся о спасении других сказал: сице изведеши честное от недостойнаго, будеши яко уста Моя. Я, прося Его благость, чтобы в сем спасительном деле споспешествовал вам Своею благодатию, и свидетельствуя сим мое благословение, пребываю вседоброжелательный вам Гавриил, митрополит новгородский». Сентября 13-го 1784 года. Уведомляя об отправлении в монастырь монаха Иосифа и крестьянина Никифора, святитель писал, между прочим, отцу Назарию: «Ваш и братии вашей пример откроет ему (монаху Иосифу) познание, сколько он заблуждал; утешайте его и молитеся о нем»; и «чтобы он (крестьянин г. Бутурлина), удален будучи от соблазнов, научился подражать вашей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не веря, что инициатива его высылки исходит от императора, и предполагая, что это только дело рук В.К. Саблера, епископ Гермоген 16 января отправил императору телеграмму, прося о личной встрече . Днем 17 января обер-прокурор В.К. Саблер получил от императора телеграмму, что приема епископу Гермогену дано не будет, и он должен быть немедленно сослан в монастырь. В воскресенье 22 января к министру внутренних дел А.А. Макарову прибыл генерал-адъютант В.А. Дедюлин с обер-прокурором В.К. Саблером и отдал распоряжение, чтобы владыка Гермоген был отправлен из города в тот же день, а в случае неповиновения к нему должна быть применена сила. Тогда же в доме обер-прокурора состоялось совещание членов Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Богоявленским) относительно необходимости немедленного отъезда епископа Гермогена в Жировицкий монастырь. Святейший Синод поручил архиепископу Полтавскому Назарию (Кириллову) и епископу Кишиневскому Серафиму (Чичагову) переговорить с епископом Гермогеном и потребовать, чтобы он, исполняя волю государя, выехал из Петербурга сегодня же. Епископ Гермоген ответил архиепископу Назарию и епископу Серафиму, что он, подчиняясь воле государя, сегодня же вечером выезжает в Жировицкий монастырь , что и исполнил. После увольнения епископа Гермогена от управления епархией группа известных мирян, среди которых были Федор Самарин, Виктор Васнецов, Павел Мансуров, Михаил Новоселов, обратилась в Святейший Синод с письмом, в котором они, в частности писали: «Только нравственная сила может успешно бороться с убеждением хотя бы и ложным, но искренним и не поддающимся ни на какие уступки и сделки... В наше время твердость характера, сила воли и непреклонность в борьбе за то, что человек считает правдою, – явления в особенности редкие. Но они тем более ценны. Они оздоровляют нравственную атмосферу, подымают дух и укрепляют веру, ибо воочию свидетельствуют о том, что еще не совсем иссякла в нашем обществе нравственная сила, которая одна способна двигать людей вперед, победоносно бороться с общественным злом и залагать крепкие основы для того духовного возрождения нашего, по которому мы все томимся» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010